Научная статья на тему 'Анализ подходов к определению этапов профессиональной деятельности'

Анализ подходов к определению этапов профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1140
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к определению этапов профессиональной деятельности»

Анализ подходов к определению этапов профессиональной деятельности

Насырова Л.К.

В настоящее время есть масса описаний этапов, стадий периодизаций становления профессиональной деятельности. Проблема развития профессионала активно исследуется в социальной психологии, психологии труда, педагогике, психологии и акмеологии. Все теории и подходы выделяют различные факторы и компоненты для определения уровней, этапов, фаз развития человека в ходе труда, а также имеют определенные сходства и отличия, которые далее будут нами проанализированы.

Анализу этапов профессиональной деятельности посвящены исследования Б.ГАнаньева, К.А. Абульхановой, Л.И. Анцыферовой, Б.Ф. Ломова, которые отмечают сложность взаимосвязи профессионального и личностного развития. Так в процессе осуществления труда работник находит новые возможности реализации себя, тем самым преобразовывая саму деятельность [1, с.88-93].

В современных исследованиях развитие профессионала трактуется как длительный прогрессивный процесс. В частности в теории Л.А. Головей [2] анализ онтогенеза профессионала предстает с двух позиций. Во-первых, развитие субъекта деятельности. Во-вторых, развитие самой деятельности индивидуальным вкладом, который вносит в нее субъект, здесь становление профессионала выступает целостным непрерывным процессом.

Ю.П. Поваренков [3], в процессе разработки содержания становления человека в профессии подчеркивает, что начало профессионализации и профессионального развития не совпадают. Так, по мнению автора, профессиональное развитие начинается значительно позже профессионализации. Начало профессионального развития он связывает с принятием человеком профессии и включением в процесс ее освоения, а до этого определяет не профессиональное, а онтогенетическое развитие как его непосредственная предпосылка.

Большой вклад в разработку теоретических положений развития профессионала в отечественной психологии принадлежит Е.А. Климову [4]. Он предложил периодизацию развития человека с точки зрения деятельностного аспекта, а также известны другие подходы к определению этапов профессиональной деятельности, которые представлены в таблице 1.

В настоящее время нет общепринятого разбиения этапов профессиональной деятельности. В первую очередь, данная ситуация обусловлена сложностью и многогранностью определения морфологического анализа деятельности.

Необходимо отметить, что большинство исследователей и опытные сотрудники при проведении эмпирических исследований придерживаются подхода Е.А. Климова, так как он полностью отражает взаимосвязь личности и деятельности, определяет достаточно четкую периодизация этапов, отражающих каждый уровень становления профессионала.

При этом большинство периодизаций достаточно логично раскрывают все этапы жизненного пути профессионала. Однако на наш взгляд, данные классификации не позволяют в полной мере отразить и систематизировать становление жизни человека именно в профессиональной деятельности. Большинство подходов ориентированы в изучении возраста и его влияния на становление профессионала. Многие авторы при описании этапов профессиональной деятельности делают акцент на процесс адаптации личности к профессиональной деятельности (В.Т Кудрявцев, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина). А также разделяют допро-фессиональный и профессиональный уровень, что логично для определения периода активной трудовой жизни личности. Период взрослости является главным этапом анализа многих авторов [4].

Существенно меньше трудов, связанных освоением профессионального мастерства в ходе становления специалиста. Иными словами преобладают исследования деятельностного нюанса вопроса. Данный подход не определяет важность методологического принципа целостности личности и деятельности; нарушается требование комплексности акмеологических изучений, понижается степень фактической важности трудов. Необходимо разрабатывать личностный аспект проблемы становления профессиона-ла[5, с. 13-14; 6, с.250].

Мы считаем, что данные подходы определяют лишь часть обусловленных факторов периодизации этапов профессиональной деятельности. Несомненно, что переход на следующий этап профессиональной деятельности происходит в зависимости от личностных особенностей специалиста.

Таблица 1.Основные подходы к определению этапов профессиональной деятельности.

Подход, авторы Примечание

Деятельностный подход - Е.А.Климов достаточно четко описывается возрастная периодизация в соответствии с этапами развития деятельности: от рождения до стадии наставника - высшего уровня работы любого специалиста.

А.К. Маркова определяла способность человека либо достигать самоактуализации в профессиональной деятельности, либо деградировать в системе профессиональной деятельности.

Т.В. Кудрявцев определил классификацию, в которой систематизирует и отражает становление личности от выбора профессии до уровня частичной или полной реализации личности в профессиональной деятельности.

Акмеоогический подход А.А. Деркач, В.Г Зазыкин выделили содержательную и структурно-процессуальную сторону развития субъекта труда, при этом определили главным когнитивным компонентом профессиональной деятельности - профессиональную компетентность.

Л.М. Митина предлагает модель адаптивного поведения, и модель профессионального развития, принципиальным является отсутствие связи возраста личности и ее профессионального развития.

Ю.П. Поваренков развитие личности в начале жизни определяется социализацией, а на поздних стадиях индивидуализацией, при этом личность профессионала рассматривается как интегральное системное качество.

А.Т. Ростунов выделяет четыре функциональных блока профессиональной пригодности: профориентация, профотбор, профподготовка, профадаптация.

В.Е. Орёл выделяет познавательный и регулятивный уровни отражения человеком производственной ситуации. В процессе профессионализации общие способности наполняются профессиональным содержанием и превращаются, таким образом, в профессиональные.

Э. Гинцберг профессиональное развитие представлено как последовательность качественно специфических фаз, где разделительным критерием выступают содержание и форма перевода индивидуальных импульсов в профессиональные желания.

Д. Сьюпер представлена широкая периодизация этапов с момента роста до этапа спада деятельности, отличительной особенностью данной периодизации является выделение этапа апробирования своих сил в различных профессиях, данный этап может проходить от 14 до 25 лет, прежде чем получить основное профессиональное образование.

Б. Ливехуд духовное развитие является решающим для последней фазы развития личности, им выделена фаза - организационная (с 28 до 35 лет), когда на первый план все больше выходит профессиональная деятельность.

Психологические науки

Также важно, каким образом развитие человека может обусловить успешность в профессиональной деятельности. Так, по мнению Л.И.Анцыферовой [7, С.8-18] способность индивида выйти за пределы выполняемой деятельности, возможность осмысления значимости своего дела в анализе самоопределения, соотнесения своего жизненного пути с профессиональной деятельностью, и является удовлетворенность выбором профессии и успеха жизненного пути в профессиональной деятельности.

Формирование оптимального индивидуального стиля в труде невозможно без развития профессионального самосознания. Так Ю.Б. Гиппенрейтер [8, а284-303] выделяла этапы развития самосознания личности в зависимости от усвоения норм социума и нравственного самоопределения. Актуальной остается проблема развития нравственной сферы личности специалиста, способность стать настоящим профессионалом, несмотря на трудности.

При анализе этапов профессиональной деятельности можно сделать вывод о необходимости комплексного изучения развития личности в профессии. Данный анализ основных подходов к вопросу этапов становления профессионала показал нам, какой важный аспект играет самосознание субъекта труда.

Список использованной литературы

1. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации. Вопросы психологии. №2. 1997. С.88-93.

2. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 1996.

3. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

5. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Бодрова и А. Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.

6. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

7. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. № 2. С. 8-18.

8. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.:

Изд-во МГУ, 1988.

Всероссийский журнал научных публикаций № 4(19) 2013

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.