Научная статья на тему 'Анализ подходов к исследованию управленческой деятельности и теоретических оснований изучения ее успешности'

Анализ подходов к исследованию управленческой деятельности и теоретических оснований изучения ее успешности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биктагирова А. Р.

Целью данной статьи является систематизация исследований характеристик управленческой деятельности и психологических детерминант успешности профессиональной деятельности руководителя. Проведен анализ содержательного аспекта деятельности руководителя в контексте успешности принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к исследованию управленческой деятельности и теоретических оснований изучения ее успешности»

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ИЗУЧЕНИЯ ЕЕ УСПЕШНОСТИ

© Биктагирова А.Р.*

Восточная экономико-гуманитарная юридическая академия, г. Уфа

Целью данной статьи является систематизация исследований характеристик управленческой деятельности и психологических детерминант успешности профессиональной деятельности руководителя. Проведен анализ содержательного аспекта деятельности руководителя в контексте успешности принятия управленческих решений.

Для раскрытия особенностей управленческой деятельности мы использовали схему анализа профессии, выделенную Е.А. Климовым, которая представлена тремя направлениями:

1. предметная область деятельности;

2. профессия как область проявления личности;

3. характеристики профессиональной сферы [5].

Предметная область деятельности руководителя изучается, начиная со времен зарождения менеджмента (А. Файоль). В отношении предметной области деятельности руководителя можно выделить:

1. неизменную составляющую, которая заключается в организации деятельности других людей, то есть, по своей сути, управленческая деятельность является «деятельностью по организации дея-тельностей», обозначается понятием мегадеятельность;

2. вариативную составляющую, которая зависит непосредственно от сферы практической деятельности людей, руководство которыми осуществляет данный руководитель.

Управленческая деятельность характеризуется организационным статусом ее субъекта - руководителя. Этот статус двойственен. Руководитель, по определению, одновременно является членом организации (группы) и стоит над ней - в силу своего иерархически более высокого положения. Исходя из этого, успешность процесса руководства во многом зависит от того, каким образом и в какой степени руководитель сочетает в своей деятельности формальные статусные и неформальные лидерские функции. Следовательно, еще одним признаком управленческой деятельности является сочетание двух основных принципов ее организации: иерархического (субординационного) и коллегиального (координационного), а также -необходимость их оптимального согласования [1].

* Старший преподаватель кафедры Психологии, кандидат психологических наук.

Предназначение профессии руководителя в том, чтобы осуществлять работу по управлению людьми и организациями, добиваясь решения поставленных задач используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей [6]. Цель управленческой деятельности: оптимизация функционирования системы в целом, получение возможно большего полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах со стороны человеческих и материальных ресурсов, т.е. создание производительной организации, представляющей нечто большее, чем сумма вложенных в нее ресурсов. Управленческий труд руководителя состоит из четырех видов деятельности:

1. организационно-административный - прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения;

2. аналитико-конструктивный - восприятие информации и подготовка соответствующих решений;

3. информационно-технический - вычислительные и формально-логические операции, документация;

4. учебно-воспитательной - обучение персонала, повышение квалификации, создание хорошего морально-психологического климата [8].

Профессия как область проявления личности включает в себя представление о некоторой системной организации психики профессионала, т.е. несет в себе информацию о характере требований к психофизиологическим особенностям субъекта труда и его ценностно-мотивационным компонентам [5].

Характеристики профессиональной сферы. Управленческая деятельность рассматривается как процесс по реализации управленческих функций, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации [2]. Впервые выделение собственно управленческих функций в работе персонала организаций было проведено в рамках «классической школы управления» французским теоретиком менеджмента А. Файолем. Он подразделил общую административную функцию на первичные или основные составляющие. В соответствии с этим, основные управленческие функции: планирование, организация, управление, координация и контроль -определяются как «относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие» [4].

В отечественной науке решение вопроса о выделении основных управленческих функций и определении содержания управленческой деятельности предлагалось обсуждать в рамках кибернетического подхода (Т.С. Ка-баченко, О.С. Виханский, А.И. Наумов, Г.С. Никифоров). К основным управленческим функциям, отвечающим признакам необходимости и достаточности, относят планирование, организацию, контроль и регулирование (в этом контексте руководство и мотивация сотрудников являются конкретными вариантами регулирования).

По данным исследований реализация основных управленческих функций предполагает циклическое повторение процессов получения и переработки информации, выработку мер воздействия - принятие решения, реализацию воздействия - передачу решения на исполнение (П.Ф. Друкер, Т.С. Кабаченко, М.Х. Мэскон). При этом содержание деятельности, объем функций и полномочий руководителя определяются уровнем должностной позиции в организационной иерархии.

Таким образом, систематизация исследований характеристик управленческой деятельности позволила установить следующее. Профессиональная деятельность руководителя заключается в достижении системы целей, эффективном функционировании, сохранении и развитии организации через оптимальность принятия и реализации решений.

Успешность деятельности руководителя: психологический аспект. Слово «успех» («успешность») трактуется как положительные результаты в деятельности; достижения в освоении, изучении чего-либо; общественное признание, одобрение чьих либо достижений (Большой толковый словарь).

Мы основываемся на представлении о том, что любая деятельность результативна, т.е. успешна в отношении конечного результата. Однако не любая деятельность эффективна, оптимальна, поскольку оценка эффективности производится из расчета отношения результата к затратам. Следовательно, успешность деятельности понятие более широкое, нежели эффективность. Проблема успешности профессиональной деятельности, в частности управленческой, имеет много аспектов: социальный, экономический, юридический, психологический и т.д. В аспекте психологии ключевым звеном понимания природы успешности является сама деятельность, ее психологическая характеристика.

В рамках социальной психологии, психологии управления и акмеоло-гии успешность деятельности руководителя изучается в различных срезах: изучено влияние личности руководителя на эффективность управленческой деятельности (И.В. Антоненко, A.B. Батаршев, В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, О.М. Заленина, Л.Д. Кудряшова, B.C. Лазарев); изучены важные качества, способствующие достижению успеха в управленческой карьере (E.H. Могилевкин, Е.Г. Молл, Б. Швальбе, А.Я. Кибанов, Д.Холл); спрогнозировано профессиональное развитие руководителя (А.И. Китов, Б.Б. Ко-сов, Л.А. Ясюкова); изучено эффективное управленческое взаимодействие и воздействие (А.Я. Кибанов, А.И. Шипилов, Л.Н. Аксеновская); исследованы социально-перцептивные процессы в управлении (Н.В. Волкова, В.Н. Князев); разработаны различные модели личности руководителя производственной организации (Р.Б. Гительмахер, А.Л. Журавлев, Д.П. Кайдалов, А.И. Китов, А.Г. Ковалев, Б.Б. Коссов, Б.Д. Парыгин); изучены факторы, способствующие успешному развитию индивидуальной карьеры (A.A. Дергач).

Взгляды различных авторов на природу и предпосылки успешности профессиональной деятельности, зачастую, не совпадают. С целью поиска

психологических детерминант успешности проведем систематизацию результатов исследований, которая представлена в табл. 1.

Таблица 1

Психологические детерминанты успешности управленческой деятельности

Авторы Психологические детерминанты успешности управленческой деятельности

Холл Д. - самоутверждение; - способность эффективно и успешно действовать в окружающей среде; - положительное самоотношение и высокое самоуважение; - компетентность, определенные личностные характеристики; - умение формировать новые аспекты личности в рамках карьеры; - чувство личной гордости за свою профессиональную деятельность.

Могилевкин E.H. - Профессиональное самоопределение; - карьерная адаптация.

Мангулов И.С., Уманский Л.И. - общие качества (общительность, общий уровень развития, практический ум, наблюдательность, работоспособность, активность, инициативность, настойчивость, самостоятельность, самообладание); - направленность организаторской деятельности; - индивидуальный диапазон; - подготовленность к деятельности; - специфические свойства (организаторское чутье, избирательность, ум, психологический такт, энергичность, требовательность, критичность); - склонность к организаторской деятельности.

Маркова А.К. - стремление развивать себя как профессионала; - внутренний локус профессионального контроля; - объем осознаваемых признаков профессионала; - целостный образ себя как профессионала; - способность к саморазвитию средствами профессии; - компенсация недостающих качеств.

Крумбольтц Д. - самопонимание; - реальные, адекватные представления о своих способностях и возможностях; - четкие и ясные цели и ценности; - умение искать и находить необходимую информацию; - рассматривать множество альтернатив; - умение планировать и организовать свои действия; - способность к эффективному самоконтролю; - умение получать удовольствие от процесса реализации своих планов; - преодолевать нерешительность и сопутствующую ей тревожность.

Деркач A.A. - здоровый социально-психологический климат; - сплоченность коллектива; - умение налаживать взаимоотношения с конкурентами; - ориентир своей деятельности на потребителя; - создание прочных взаимоотношений с партнерами, основанных на доверии.

Ивашкин А.Г. - умение руководителя успешно противостоять деструктивным влияниям специфических условий управленческой деятельности; - активно развивать свой профессиональный и творческий потенциал.

В результате поиска психологических детерминант успешности управленческой деятельности, установлено:

1. разноречивость представлений о показателях успешности управленческой деятельности, при этом исследователи не имеют принципиальных противоречий, в целом признавая как многогранность управленческой деятельности, так и многофакторность успешности, которая обусловлена комплексом индивидуальных параметров руководителя (профессиональное самоопределение, самосознание, саморазвитие, интернальность локус-контроля, личностный потенциал) и особенностями внешней и внутренней среды организации (гуманизм, сплоченность, доверие, социально-психологический климат организации);

2. имеющиеся теоретические представления о показателях успешности носят предположительный характер и не обоснованы эмпирически, также дискутируемым остается вопрос о личностных качествах руководителя как детерминант успешности.

Список литературы:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Экономист, 2008. - 318 с.

2. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. - М.: Вильяме, 2003. - С. 311.

3. Журавлев И.А. Психология управленческого взаимодействия: теоретические и прикладные проблемы. - М.: Изд-во ИП РАН, 2004.

4. Кабаченко Т.С. Психология управления. - М.:Изд-во РПО, 1997. - С. 17.

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

6. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 1993. - С. 152.

7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 2000.

8. Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. - 3-е изд. -Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. - С. 237-243.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН, ОЖИДАЮЩИХ ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЁНКА

© Боязитова Т.Д.*

Восточно-Европейский институт психоанализа, г. Санкт-Петербург

В данной статье описываются эмпирические результаты исследования ценно стных ориентации мужчин, ожидающих появление ребёнка. Ожидание ребёнка рассматривается автором как этап становления отцовской сферы личности.

* Преподаватель кафедры Общей, возрастной и дифференциальной психологии, соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.