АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ИЗУЧЕНИЯ ЕЕ УСПЕШНОСТИ
© Биктагирова А.Р.*
Восточная экономико-гуманитарная юридическая академия, г. Уфа
Целью данной статьи является систематизация исследований характеристик управленческой деятельности и психологических детерминант успешности профессиональной деятельности руководителя. Проведен анализ содержательного аспекта деятельности руководителя в контексте успешности принятия управленческих решений.
Для раскрытия особенностей управленческой деятельности мы использовали схему анализа профессии, выделенную Е.А. Климовым, которая представлена тремя направлениями:
1. предметная область деятельности;
2. профессия как область проявления личности;
3. характеристики профессиональной сферы [5].
Предметная область деятельности руководителя изучается, начиная со времен зарождения менеджмента (А. Файоль). В отношении предметной области деятельности руководителя можно выделить:
1. неизменную составляющую, которая заключается в организации деятельности других людей, то есть, по своей сути, управленческая деятельность является «деятельностью по организации дея-тельностей», обозначается понятием мегадеятельность;
2. вариативную составляющую, которая зависит непосредственно от сферы практической деятельности людей, руководство которыми осуществляет данный руководитель.
Управленческая деятельность характеризуется организационным статусом ее субъекта - руководителя. Этот статус двойственен. Руководитель, по определению, одновременно является членом организации (группы) и стоит над ней - в силу своего иерархически более высокого положения. Исходя из этого, успешность процесса руководства во многом зависит от того, каким образом и в какой степени руководитель сочетает в своей деятельности формальные статусные и неформальные лидерские функции. Следовательно, еще одним признаком управленческой деятельности является сочетание двух основных принципов ее организации: иерархического (субординационного) и коллегиального (координационного), а также -необходимость их оптимального согласования [1].
* Старший преподаватель кафедры Психологии, кандидат психологических наук.
Предназначение профессии руководителя в том, чтобы осуществлять работу по управлению людьми и организациями, добиваясь решения поставленных задач используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей [6]. Цель управленческой деятельности: оптимизация функционирования системы в целом, получение возможно большего полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах со стороны человеческих и материальных ресурсов, т.е. создание производительной организации, представляющей нечто большее, чем сумма вложенных в нее ресурсов. Управленческий труд руководителя состоит из четырех видов деятельности:
1. организационно-административный - прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения;
2. аналитико-конструктивный - восприятие информации и подготовка соответствующих решений;
3. информационно-технический - вычислительные и формально-логические операции, документация;
4. учебно-воспитательной - обучение персонала, повышение квалификации, создание хорошего морально-психологического климата [8].
Профессия как область проявления личности включает в себя представление о некоторой системной организации психики профессионала, т.е. несет в себе информацию о характере требований к психофизиологическим особенностям субъекта труда и его ценностно-мотивационным компонентам [5].
Характеристики профессиональной сферы. Управленческая деятельность рассматривается как процесс по реализации управленческих функций, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации [2]. Впервые выделение собственно управленческих функций в работе персонала организаций было проведено в рамках «классической школы управления» французским теоретиком менеджмента А. Файолем. Он подразделил общую административную функцию на первичные или основные составляющие. В соответствии с этим, основные управленческие функции: планирование, организация, управление, координация и контроль -определяются как «относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие» [4].
В отечественной науке решение вопроса о выделении основных управленческих функций и определении содержания управленческой деятельности предлагалось обсуждать в рамках кибернетического подхода (Т.С. Ка-баченко, О.С. Виханский, А.И. Наумов, Г.С. Никифоров). К основным управленческим функциям, отвечающим признакам необходимости и достаточности, относят планирование, организацию, контроль и регулирование (в этом контексте руководство и мотивация сотрудников являются конкретными вариантами регулирования).
По данным исследований реализация основных управленческих функций предполагает циклическое повторение процессов получения и переработки информации, выработку мер воздействия - принятие решения, реализацию воздействия - передачу решения на исполнение (П.Ф. Друкер, Т.С. Кабаченко, М.Х. Мэскон). При этом содержание деятельности, объем функций и полномочий руководителя определяются уровнем должностной позиции в организационной иерархии.
Таким образом, систематизация исследований характеристик управленческой деятельности позволила установить следующее. Профессиональная деятельность руководителя заключается в достижении системы целей, эффективном функционировании, сохранении и развитии организации через оптимальность принятия и реализации решений.
Успешность деятельности руководителя: психологический аспект. Слово «успех» («успешность») трактуется как положительные результаты в деятельности; достижения в освоении, изучении чего-либо; общественное признание, одобрение чьих либо достижений (Большой толковый словарь).
Мы основываемся на представлении о том, что любая деятельность результативна, т.е. успешна в отношении конечного результата. Однако не любая деятельность эффективна, оптимальна, поскольку оценка эффективности производится из расчета отношения результата к затратам. Следовательно, успешность деятельности понятие более широкое, нежели эффективность. Проблема успешности профессиональной деятельности, в частности управленческой, имеет много аспектов: социальный, экономический, юридический, психологический и т.д. В аспекте психологии ключевым звеном понимания природы успешности является сама деятельность, ее психологическая характеристика.
В рамках социальной психологии, психологии управления и акмеоло-гии успешность деятельности руководителя изучается в различных срезах: изучено влияние личности руководителя на эффективность управленческой деятельности (И.В. Антоненко, A.B. Батаршев, В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, О.М. Заленина, Л.Д. Кудряшова, B.C. Лазарев); изучены важные качества, способствующие достижению успеха в управленческой карьере (E.H. Могилевкин, Е.Г. Молл, Б. Швальбе, А.Я. Кибанов, Д.Холл); спрогнозировано профессиональное развитие руководителя (А.И. Китов, Б.Б. Ко-сов, Л.А. Ясюкова); изучено эффективное управленческое взаимодействие и воздействие (А.Я. Кибанов, А.И. Шипилов, Л.Н. Аксеновская); исследованы социально-перцептивные процессы в управлении (Н.В. Волкова, В.Н. Князев); разработаны различные модели личности руководителя производственной организации (Р.Б. Гительмахер, А.Л. Журавлев, Д.П. Кайдалов, А.И. Китов, А.Г. Ковалев, Б.Б. Коссов, Б.Д. Парыгин); изучены факторы, способствующие успешному развитию индивидуальной карьеры (A.A. Дергач).
Взгляды различных авторов на природу и предпосылки успешности профессиональной деятельности, зачастую, не совпадают. С целью поиска
психологических детерминант успешности проведем систематизацию результатов исследований, которая представлена в табл. 1.
Таблица 1
Психологические детерминанты успешности управленческой деятельности
Авторы Психологические детерминанты успешности управленческой деятельности
Холл Д. - самоутверждение; - способность эффективно и успешно действовать в окружающей среде; - положительное самоотношение и высокое самоуважение; - компетентность, определенные личностные характеристики; - умение формировать новые аспекты личности в рамках карьеры; - чувство личной гордости за свою профессиональную деятельность.
Могилевкин E.H. - Профессиональное самоопределение; - карьерная адаптация.
Мангулов И.С., Уманский Л.И. - общие качества (общительность, общий уровень развития, практический ум, наблюдательность, работоспособность, активность, инициативность, настойчивость, самостоятельность, самообладание); - направленность организаторской деятельности; - индивидуальный диапазон; - подготовленность к деятельности; - специфические свойства (организаторское чутье, избирательность, ум, психологический такт, энергичность, требовательность, критичность); - склонность к организаторской деятельности.
Маркова А.К. - стремление развивать себя как профессионала; - внутренний локус профессионального контроля; - объем осознаваемых признаков профессионала; - целостный образ себя как профессионала; - способность к саморазвитию средствами профессии; - компенсация недостающих качеств.
Крумбольтц Д. - самопонимание; - реальные, адекватные представления о своих способностях и возможностях; - четкие и ясные цели и ценности; - умение искать и находить необходимую информацию; - рассматривать множество альтернатив; - умение планировать и организовать свои действия; - способность к эффективному самоконтролю; - умение получать удовольствие от процесса реализации своих планов; - преодолевать нерешительность и сопутствующую ей тревожность.
Деркач A.A. - здоровый социально-психологический климат; - сплоченность коллектива; - умение налаживать взаимоотношения с конкурентами; - ориентир своей деятельности на потребителя; - создание прочных взаимоотношений с партнерами, основанных на доверии.
Ивашкин А.Г. - умение руководителя успешно противостоять деструктивным влияниям специфических условий управленческой деятельности; - активно развивать свой профессиональный и творческий потенциал.
В результате поиска психологических детерминант успешности управленческой деятельности, установлено:
1. разноречивость представлений о показателях успешности управленческой деятельности, при этом исследователи не имеют принципиальных противоречий, в целом признавая как многогранность управленческой деятельности, так и многофакторность успешности, которая обусловлена комплексом индивидуальных параметров руководителя (профессиональное самоопределение, самосознание, саморазвитие, интернальность локус-контроля, личностный потенциал) и особенностями внешней и внутренней среды организации (гуманизм, сплоченность, доверие, социально-психологический климат организации);
2. имеющиеся теоретические представления о показателях успешности носят предположительный характер и не обоснованы эмпирически, также дискутируемым остается вопрос о личностных качествах руководителя как детерминант успешности.
Список литературы:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Экономист, 2008. - 318 с.
2. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. - М.: Вильяме, 2003. - С. 311.
3. Журавлев И.А. Психология управленческого взаимодействия: теоретические и прикладные проблемы. - М.: Изд-во ИП РАН, 2004.
4. Кабаченко Т.С. Психология управления. - М.:Изд-во РПО, 1997. - С. 17.
5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
6. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 1993. - С. 152.
7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 2000.
8. Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. - 3-е изд. -Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. - С. 237-243.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН, ОЖИДАЮЩИХ ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЁНКА
© Боязитова Т.Д.*
Восточно-Европейский институт психоанализа, г. Санкт-Петербург
В данной статье описываются эмпирические результаты исследования ценно стных ориентации мужчин, ожидающих появление ребёнка. Ожидание ребёнка рассматривается автором как этап становления отцовской сферы личности.
* Преподаватель кафедры Общей, возрастной и дифференциальной психологии, соискатель.