Научная статья на тему 'Личностная гибкость в профессиональной деятельности менеджеров'

Личностная гибкость в профессиональной деятельности менеджеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
604
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ГИБКОСТЬ / MANAGERS' PROFESSIONAL ACTIVITY / PERSONAL FLEXIBILITY / FACTORS OF PROFESSIONAL SUCCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тодышева Татьяна Юрьевна

Статья посвящена анализу факторов успешности профессиональной деятельности менеджеров. Основной предмет изучения особенности психолого-акмеологического влияния личностной гибкости менеджеров на успешность профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal flexibility in managers' professional activity

This article presents the analysis of success factors in managers' professional activity. The major subject of study is the peculiarities of psycho acmeological influence of managers' personal flexibility on success in their professional activity.

Текст научной работы на тему «Личностная гибкость в профессиональной деятельности менеджеров»

ЛИЧНОСТНАЯ ГИБКОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ

Деятельность менеджеров, профессиональная успешность, личностная гибкость.

Основой современных рыночных стратегий, ориентированных на поддержку конкурентоспособной продукции, является эффективная управленческая деятельность. В связи с этим изучение структуры личности менеджера, его управленческих способностей и учет этих факторов при отборе на управленческие должности могут рассматриваться в качестве одного из условий оптимизации процесса управления.

Теоретические проблемы структуры личности руководителя рассматривались в трудах известных ученых А.К. Гастева, Е. Гизелли, П.М. Керженцева, А.И. Китова, А.Г. Ковалева, Е.С. Кузьмина, Р. Лайкерта, Б.Д. Парыгина, П. Рассела, В.Ф. Рубахина, Р. Стогдила, Л.И. Уманского, Ф. Фидлера, А.В. Филиппова, А. Файоля, Р. Эванса. Большой вклад в решение данного вопроса внесли отечественные исследования в области психологи управления, деятельности и личности руководителя, проводимые А.А. Деркачом, А.Л. Журавлевым, В. Зазыкиным, Т.С. Кабаченко, А.В. Карповым, В.В. Новиковым, А.Л. Свенцицким, Р.Х. Шакуровым [Кабаченко 1997].

Сложная по содержанию и динамичная управленческая деятельность требует от менеджера умения своевременно находить оптимальные решения, касающиеся различных сфер деятельности: интеллектуальной, социально-коммуникативной, организационной культуры, технологической. Это становится возможным при условии развития способности творческого поиска нестандартного решения возникающих проблем, способности к эффективному управлению.

При проведении анализа деятельности и личностных качеств руководителей было выявлено наличие личностной гибкости.

Структура личностной гибкости, ее основные компоненты и характеристики для различных сфер профессиональной деятельности рассматривались в работах зарубежных и отечественных психологов. Б. Асверус описал личностные особенности современного немецкого предпринимателя, одной из основных черт которого является умение эффективно участвовать в совместной деятельности, проявляя гибкость и пластичность поведения. Изучение многообразия тех способов, которыми ученые интерпретируют новое и уже принятое знание, результаты наблюдений, и того, каким образом эта гибкость используется ими в своих целях, осуществлялось в работах Т. Пинча, А.В. Шкурко. В исследованиях И.И. Васильевой, Т.В. Корниловой рассматривались составляющие гибкости для предпринимателей, менеджеров и юристов. В работах А.А. Деркача, Л.А. Степновой разработка понятия «гибкость» связана с изучением проблемы компетентности государственных служащих.

Исследование проблемы личностной гибкости в профессиональной деятельности менеджера в отечественной психологии осуществлялось в области комплексного структурнофункционального изучения управленческой деятельности (А.Ф. Ануфриев, Л.М. Аболин, И.Н. Грызлова, Б.В. Кулагин, Р.Л. Кричевский, В.К. Калин). Было установлено, что одним из основных личностно-профессиональных качеств, способствующих формированию и развитию продуктивной профессиональной Я-концепции, является личностная гибкость. В большинстве исследований личностная гибкость определяется как интегративная качественная характеристика личности, обусловленная действием взаимодополняющих подсистем: когнитивной, эмоционально-волевой и ценностно-смысловой (Б. Асверус,

А.А. Деркач, Д.Н. Завалишина, Л.М. Митина, Н.А. Менчинская, Н.В. Кузьмина, Т.В. Корнилова, Д.А. Ошанин, Л.А. Степнова, В.Д. Шадриков) [Завалишина 2005; Митина 1996].

Личностная гибкость менеджеров нами рассматривается как интегративный инвариант, определяющий динамику осознания личностью своего места в ситуации выбора и организации профессиональной деятельности, обусловливающий уровень продуктивности личности менеджера в профессиональной деятельности. Личностную гибкость мы представляем как интегративную качественную характеристику личности, обусловленную действием взаимодополняющих трех подсистем: когнитивной, эмоциональной и ценностно-смысловой.

Результаты пилотажного исследования профессиональной деятельности менеджеров начального и среднего звена, проведенные в 2007-2008 гг., позволили выделить четыре группы менеджеров, сходных по особенностям успешности профессиональной деятельности. Проведен анализ личностной гибкости для каждой из групп.

Менеджеры первой группы обладают ярко выраженными лидерскими качествами, позволяющими транслировать и актуализировать их ценности в группе. Эти качества обеспечивают связи личностных характеристик менеджеров. Это сочетание качеств, которые позволяют менеджеру без организационных ограничений принимать оптимальные решения и, следовательно, гибко реализовать себя в различных социально-производственных ситуациях. Данные сочетания не накладывают на профессиональную деятельность дополнительных ограничений, что позволяет успешному менеджеру принимать оптимальные решения и гибко реагировать в различных ситуациях.

Для менеджеров второй группы повышение уровня сложности профессиональной деятельности увеличивает стремление к углубленной её детализации и самопознанию. Высокая реализованность, присущая менеджерам этой группы, обеспечена специфическим диапазоном сочетаний функций и характеристик, который приводит к эффективному решению поставленных задач.

Третью группу составляют менеджеры-исполнители, достижение успешности профессиональной деятельности которых заключается в строгом выполнении своих должностных и функциональных обязанностей, поэтому они предпочитают применять стандартные пути и решения, используя творческие подходы только при внешнем давлении. Диапазон сочетаний когнитивных функций и личностных характеристик у менеджеров третьей группы обладает некоторой особенностью, которая обеспечивает успешность только в условиях «приказ-выполнение».

У менеджеров четвертой группы выявлены сложные и взаимоисключающие сочетания когнитивных функций и личностных характеристик, создающие значительные трудности для адекватной оценки показателей профессиональной деятельности и индивидуальных возможностей, что приводит к неуспешности профессиональной деятельности.

На основе анализа трех групп успешных менеджеров можно выделить личностные сферы, своеобразное сочетание которых обусловливает успешность профессиональной деятельности менеджеров. К ним относятся: ценностно-смысловая, сфера отношений (межличностных и личностных самоотношений), когнитивная, эмоционально-волевая. Ценностно-смысловая сфера имеет сложную интегративную структуру, основу которой составляет сочетание образов, ценностей-способностей Я-профессионал. Именно данное сочетание позволяет личности считать себя успешной / неуспешной и обеспечивает личностную гибкость.

На основании анализа исследований, проведенных отечественными и зарубежными психологами, нами условно выделены факторы развития и проявления личностной гибкости менеджеров. Среди них ведущее место занимают следующие факторы: социальные, психологические и психофизиологические.

К социальным фактором относятся: специфика социально-экономической ситуации в России, изменения, возникающие в ходе проведения реформ, смена мотивов и ориентиров

Педагогика и психология

хозяйственной активности социальных субъектов, системы норм производственной и деловой жизни, номинальные правовые установки жизни организации (М. Аргайл, К.А. Абуль-ханова, В.В. Знаков, В.А. Бодров, А.И. Донцов, Е.М. Иванова, Н.А. Ошуркова, Е.В. Юнина).

В качестве психофизиологических факторов, способствующих развитию и проявлению личностной гибкости, в контексте нашего проекта можно выделить: динамичность свойств высшей нервной деятельности (А.С. Батуев, Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова, А.Р Лурия, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, К.В. Судаков, Б.М. Теплов), эмоционально-мотивационную гибкость как следствие вегетативного компонента (К.Е. Изард, П.В. Симонов, Е.Д. Хомская, Н.Я. Башова, В.Н. Мясищев), гибкость функциональных систем (П.К. Анохин, Н.П. Бехтерева, П.В. Бундзен, Ю.Л. Гоголицин, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицина, И. Сакураи, Е.Н. Соколов, Е.Д. Хомская), гибкость волевых процессов посредством волновой активности мозга (И.В. Страхов, Н.Д. Левитов, А.И. Высоцкий, И.Д. Ладанов), гибкость формирования системы саморегуляции (Б.Н. Безденежных, Л.Г. Дикая, В.И. Моросанова, Е.А. Осадчая, Л.А. Со-винкина, А.С. Кузнецова).

В систему психологических факторов развития и проявления личностной гибкости менеджеров мы включаем личностные качества: эмоционально-мотивационную гибкость (Н.Е. Водопьянова, Д.С. Жилкин, Ю. Мельник, А.Б. Серебрякова, Е.С. Старченкова), коммуникативную компетентность (А.А. Деркач, А.Г. Ковалев, Г.С. Никифоров, Г.С. Михайлов, Г.С М.Ф. Секач), когнитивную гибкость (Дж. Браун, Д.Н. Завалишина, Е. Лангер, Б.М. Теплов), социальный интеллект (Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Ю.Н. Емельянов, В.Н. Куницына, А.И. Савенков), социальное мышление (К.А. Абульханова, Е.Б. Старовойтенко, Н.Т. Селезнева), стратегию жизни (К.А. Абульханова, В.В. Знаков); мотивацию; социально-психологические характеристики: возможность самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность, разрабатывать стратегические планы развития организации, проводить нововведения (А.А. Бодалев, А.Л. Журавлев, Е.А. Климов, Я.Л. Коломинский, Г.В. Косых,

Н.Н. Обозов, А.И. Пригожин, А.Л. Свенцицкий, R. Brown, T. Caplow).

Достижение успеха в деятельности необходимо рассматривать «в качестве системного единства процессов социальной адаптации, самореализации личности и её самоутверждения в социуме» [Ивашкин 2007 : 6], поэтому на основании проведенных исследований нами были выделены психосоциальные факторы развития и проявления личностной гибкости менеджеров: саморазвитие в пространстве когнитивных, эмоционально-волевых и ценностносмысловых отношений, направленных на достижение определенной цели и обеспечивающих интеграцию личностных и профессиональных смыслов; личностно-профессиональная саморегуляция, детерминирующая специфику проявления общих способностей в профессиональной деятельности при понимании под способностями ансамбль свойств, необходимых для успешного осуществления какой-либо деятельности, включая в них систему личностных отношений, эмоциональные и волевые особенности (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев).

Используемые в системе психологического сопровождения эффективные технологии развития личностной гибкости позволят обеспечить динамику осознания будущими менеджерами своего места в ситуации выбора и организации продуктивной деятельности, что, в свою очередь, является основой их профессионального самосовершенствования как на психосоциальном, так и на социальном уровнях профессиональной подготовки. Личностная гибкость обеспечивает личностное саморазвитие в учебно-профессиональной среде вуза и интеграцию регулятивно-прогностических способностей и личностных ценностей образа Я-профессионал, с одной стороны, и осознание профессиональной ситуации и выбора продуктивной профессиональной деятельности будущих менеджеров - с другой.

Библиографический список

1. Завалишина, Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития / Д.Н. Завалишина. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005. - 376 с.

2. Ивашкин, А.Г. Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / А.Г. Ивашкин. - М.: 2007.

3. Митина, Л.М. Профессиональная социализация личности / Л.М. Митина, Р.Л. Кричевский // Проблемы профессиональной социализации личности / под. ред. Л.М. Митиной. - Кемерово, 1996. - С. 7-22.

4. Кабаченко, Т.С. Психология управления / Т.С. Кабаченко. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 324 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.