Научная статья на тему 'Анализ писем учащихся как способ выявления ценностных ориентаций подростков (на примере писем Деду Морозу)'

Анализ писем учащихся как способ выявления ценностных ориентаций подростков (на примере писем Деду Морозу) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

120
14
Поделиться
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / ФГОС / FSES / ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР / EPISTOLARY GENRE / ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEXT CREATIVITY

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Липовка Вера Олеговна

Рассматривается потенциал использования письма Деду Морозу на уроках русского языка и литературы. Приводятся результаты исследования ценностных ориентаций учащихся 7-го класса, полученные посредством анализа их писем.

ANALYSIS OF STUDENTS’ LETTERS AS A METHOD FOR IDENTIFICATION OF TEENAGERS’ VALUE ORIENTATIONS (BASED ON THE LETTERS TO FATHER FROST)

The article considers the potential of the use of a letter to Father Frost at the lessons of the Russian language and Literature. The results of the research of the value orientations of 7th degree students, which are received by means of the analyses of these letters are given.

Текст научной работы на тему «Анализ писем учащихся как способ выявления ценностных ориентаций подростков (на примере писем Деду Морозу)»

ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 17:37.01, 316.752/.754

В. О. Липовка

АНАЛИЗ ПИСЕМ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПИСЕМ ДЕДУ МОРОЗУ)

Рассматривается потенциал использования письма Деду Морозу на уроках русского языка и литературы. Приводятся результаты исследования ценностных ориентаций учащихся 7-го класса, полученные посредством анализа их писем.

Ключевые слова: ценностные ориентации, универсальные учебные действия, ФГОС, эпистолярный жанр, текстовая деятельность.

При анализе аксиологии любого общества можно выделять реально сформированную систему ценностей и идеальную, к которой необходимо стремиться. Кроме того, многомерность любой культуры позволяет говорить об общечеловеческих, общекультурных ценностях, установках разных субкультур внутри социума и индивидуальных предпочтениях.

В отдельные периоды истории проблема ценностных ориентиров общества ощущается наиболее остро. К таким периодам относится и рубеж ХХ-ХХ1 вв. в России, на что указывает и социальная активность общества, и образовательная политика государства, отразившаяся в усилении роли духовно-нравственного воспитания [1], в выделении личностных результатов, предполагающих и аксиологическое самоопределение обучающегося [2].

Кроме того, не теряет актуальности изучение ценностей личности в кризисные возрастные периоды. Как отметил Б. С. Волков, «взросление из „ребенка в подростка" неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях» [3]. В подростковом возрасте происходит (иногда существенное) изменение мировоззрения личности: не доверяя опыту поколений, подросток вынужден опытным путем открывать что-то новое, самоопределяться, учиться занимать собственную ценностную позицию. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, связанных с системой ценностей, выбором индивидуальной жизненной траектории. Поэтому работа с ценностными ориентациями подростков непреходяще является первостепенной задачей учителя.

Учитывая вышесказанное, данное локальное исследование в области аксиологии позволит, во-первых, уточнить ценностные ориентации подростков, относящихся к конкретной социальной прослойке общества. Во-вторых, проверить верность распространенных представлений о том, что в сознании современной молодежи лидирующие позиции занимают материальные ценности и индивидуалистские ориентиры (на достижение собственного престижа, достатка, карьерного роста).

Цель проводимого исследования - определить потенциал использования письма Деду Морозу в выявлении аксиологических предпочтений школьников, уточнить ценностные ориентиры обучающихся.

Обобщенный портрет подростков, принявших участие в исследовании (всего 28 человек): возраст 13-14 лет, учащиеся престижного лицея закрытого города (ЗАТО Северск).

Все учащиеся принадлежат к социально успешному сегменту общества, кроме того, все они - жители закрытого города, которым присуще определенное восприятие себя в социальном и географическом пространстве (защищенность и избранность, сопричастность к чему-то секретному, недоступному большинству и т. п.). А это значит (если учитывать концепцию А. Маслоу1), что базовые потребности у них удовлетворены и есть реальная возможность видеть целями своей жизнедеятельности результаты, связанные с социальными и духовными ценностями.

В данной работе под ценностными ориентациями мы понимаем систему личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям [5]. Представление об идеальной парадигме ценностей современного российского общества наиболее прозрачно выражено в федеральных государственных образовательных стандартах. В стандарте основного общего образования аксиологические ориентиры напрямую связаны с планируемыми личностными результатами обучения. К ним относятся: воспитание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной); формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи и др. [1].

Наибольший потенциал для решения задач духовно-нравственного воспитания имеется в предметном содержании дисциплин гуманитарного цикла, включая филологию. На уроках русского языка и литературы существует реальная возможность обсудить с подростками волнующие их проблемы2, определить направленность личности и ее ценностные ориентиры.

Однако коммуникативный кодекс и законы педагогической психологии диктуют в качестве важного правила соблюдение этических границ: нежелательно делать предметом всеобщего обсуждения сведения, касающиеся личности обучающегося. Одним из педагогически грамотных способов выявления ценностных ориентаций подростков является использование письменных заданий, так как ребенку проще и безопаснее открыться не при всем классе, не в устной форме, а на бумаге.

В качестве такого способа избрали эпистолярный жанр в форме классического письма, которое при первом восприятии было оценено учащимися как нечто устаревшее, неактуальное.

Объяснения этому видим в изменении культуры переписки. Сейчас эпистолярный жанр востребован, но имеет современные формы (СМС, чат, электронные письма), не предполагающие (чаще всего) создание содержательно цельного, композиционно завершенного текста. Электронные послания, ставя целью передать информацию, как правило, функционируют в соответствии с законом экономии речевых усилий: пестрят сокращениями, могут не содержать приветствия, вступления, логических связок, этикетных формул завершения общения. С одной стороны, это вполне законно в рамках современной 1Т-культуры. С дру-

1 По версии А. Маслоу, удовлетворение базовых физиологических потребностей лежит в основе пирамиды, и только удовлетворив их, личность может двигаться далее. Ученый также отмечал, что важно учитывать возраст человека, так как, например, потребность в безопасности будет ярко выражена в детстве, а потребности в принадлежности и любви - в подростничестве [4].

2 Речь идет прежде всего об использовании диалога. Концептуальные основания для его организации на уроках литературы даны, в частности, в трудах Е. Н. Ковалевской (например, [6]).

гой стороны, язык современных электронных писем меняет мышление и корректирует социальные навыки, а именно: исчезает способность структурированно, логично мыслить (на смену этому приходит мозаичность), ослабевают навыки развернутого, аргументированного выражения своего отношения к чему-либо, скудеют ресурсы выражения собственных эмоций, душевного состояния, способности выражения интимного переживания, доверительного общения и т. д.

На наш взгляд, приобретение или развитие навыков сочинения письма способствует эмоционально-чувственному развитию личности, позволяет выйти на философский уровень самоосмысления, мировосприятия. Текстовая деятельность в форме письма-обращения имеет достаточно большой потенциал для формирования и развития ряда универсальных учебных действий: совершенствование одного из видов речевой деятельности (письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Кроме того, в процессе текстовой деятельности происходит формирование ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся [1].

Эффективная организация работы обучающихся по написанию письма требует от учащихся преодоления двух барьеров: деятельностного и психологического, поэтому от учителя зависит настрой учащихся на нужный лад. Во-первых, тяжело начать работу, непривычную современным детям. Соответственно, необходимы разъяснения жанровых особенностей письма. Во-вторых, подростки, считающие себя взрослыми людьми, несерьезно воспринимают Деда Мороза как адресата, а предлагаемый учителем жанр не предусматривает иронической модальности обращения. И здесь уместным будет диалог с учащимися о том, кто такой Дед Мороз и какие культурные значения аккумулирует его образ. Например, указать на связь этого образа с языческим божеством, к которому обращались с просьбой исполнить самые сокровенные желания. Соответственно, письмо Деду Морозу должно содержать только самые значимые для адресанта просьбы.

В решении задачи выявить ценностные ориентиры подростков задание написать письмо Деду Морозу может быть продуктивным по ряду причин. Дед Мороз - образ архетипи-ческий, поэтому бессознательно к нему возникает отношение доверия, надежды, с другой стороны, Дед Мороз - ненастоящий, несуществующий адресат, что снимает отчасти психологический барьер, позволяет учащимся открыться в смоделированной учителем ситуации обращения к сказочному персонажу. Кроме того, письмо Деду Морозу - не ситуативно, учитель не предлагает детям делать ценностный выбор в каких-то конкретных обстоятельствах, как это может быть задано при работе с произведениями художественной литературы. То есть дети не осознают, что их ценностные ориентации будут предметом учительского внимания, а значит, они более свободны в выражении своей позиции.

Отметим, что на этапе исполнения задания модальность высказываний учащихся существенно поменялась: от иронии и сомнения к вовлеченному участию.

Мы провели контент-анализ писем, выделив и исследовав фрагменты, содержащие просьбы и желания учащихся. Ранжирование ценностей производилось с опорой на классические труды по этике и социологии (Аристотеля, А. Маслоу3).

Результаты анализа показали, что для чуть менее половины учащихся самым ценным является «здоровье», «счастье» и «удача» близких людей (12 человек - 43 %). С точки зрения аксиологии то, что подросток на первое место ставит не свои потребности, а другого (пусть и близкого), является положительным знаком: заявленная в образовательном стандарте ценность семьи находится на вершине ценностной парадигмы.

Кроме того, мы выделили несколько писем, в которых приоритетным признано благосостояние человечества: «всем людям на Земле исполнения желаний» (2 человека - 7 %), «мира на Земле, спокойствия от войн и катастроф» (2 человека - 7 %), «спасение всех нуждающихся» (1 человек - 3 %), что также свидетельствует о наличии высших духовных ценностей.

На втором месте по частотности упоминания оказались материальные ценности: 11 человек (39 %) в качестве подарка пожелали коньки, свитер, велосипед, духи и т. п. Надо отметить, что 2 человека (7 %) из этой группы также высказали и пожелания, указывающие на ценность семьи: «здоровье и счастье родным и близким людям».

К персоналистским ценностям, которые, однако, нельзя отнести к материальным (ср. жизнь и здоровье - «высшие духовные ценности»), мы причислили высказывания 4 учащихся (14 %) - «здоровье и счастье» себе. В этом же ряду крайне малочисленные пожелания, связанные с личной сферой («вернуть детство» - 1 человек, «верных друзей» - 1 человек), самореализацией в социальном пространстве («хороших оценок» - 1 человек).

Лишь одно пожелание было связано с чувством благодарности, уважительного отношения к старшему поколению («терпения и уверенности всем взрослым» - 1 человек) и единственное пожелание с патриотической семантикой: «победу сборной России в Олимпиаде - 2014» (1 человек).

Попытка посмотреть на разницу в пожеланиях с гендерной точки зрения не дала существенных результатов: по значимости такие ценности, как «счастливая семья, здоровые родственники», одинаково присутствуют как у мальчиков, так и у девочек. Но девочек волнует и судьба всего человечества - именно им принадлежат пожелания «избавить мир от зла, ненависти, горя» и т. п. Мальчики показали ориентированность на социальные и патриотические ценности: «хорошие оценки» и «победы спортсменов».

В целом же проведенное исследование позволяет констатировать в исследуемой группе подавляющий перевес ориентаций на материальные ценности и ценности, связанные с безопасностью и благополучием (своим и малого социального круга - семьи, знакомых). Информативными для выстраивания дальнейшей работы по формированию ценностных ори-ентаций учащихся стали следующие наблюдения:

1) малочисленность личностных пожеланий (если даже предположить, что самое сокровенное все же не было высказано, количество просьб, связанных с социальной и духовной самореализацией, минимально). Это может указывать на недостаточное осмысление учащимися значимости выстраивания индивидуальной жизненной траектории, на несфор-мированность мотивов и целей жизнедеятельности;

3 Как считал Аристотель, кроме материальных благ есть такие, которые находятся вне тела и души, - почет, богатство, власть. Духовное благо он считал «самым высоким» [7]. Это соотносится с пирамидой потребностей А. Маслоу (биологические, социальные, духовные).

2) редкие пожелания, относящиеся к абсолютным этическим ценностям (мир, благополучие и счастье всем и т. п.);

3) отсутствие (за единственным исключением) патриотических ценностей.

Это контрастирует с требованиями к личности учащегося, представленными во ФГОС основного общего образования: быть способной согласовывать персональные ценности с общекультурными, готовой к самоопределению, самоидентификации, принятию патриотических ценностей как приоритетных.

Таким образом, письмо Деду Морозу как частный, интимный документ, не обязывающий выражать те идеалы, которые транслируются извне, позволяет учителю сформировать воспитательные задачи с учетом требования стандарта, с одной стороны, и имеющихся ценностных ориентаций обучающихся - с другой.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx? CatalogId=2588 (дата обращения: 12.02.2014).

2. Полева Е. А. Экзистенциальный подход в преподавании модуля «Основы светской этики» дисциплины «ОРКиСЭ» // Эволюция форм экзистенциального сознания в культуре: синхрония и диахрония: материалы I молодежной научной школы с международным участием (13-14 июня 2012 года) / отв. ред. А. Н. Кошечко. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. С. 209-213.

3. Волков Б. С. Психология юности и молодости: учеб. для вузов. М.: Трикста, 2006. 256 с.

4. Маслоу А. Х. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2013. 352 с.

5. Карпушина Л. В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2003.

6. Ковалевская Е. Н. Организация диалога на уроке литературы (на материале изучения романа И. А. Гончарова «Обломов» в 10-м классе) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2001. № 1. С. 87-94.

7. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 840 с.

Липовка В. О., магистрант, учитель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. МБОУ «Северский лицей». Ул. Свердлова, 9, Северск, Россия, 634019. E-mail: velipovka@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 27.02.2014. V. O. Lipovka

ANALYSIS OF STUDENTS' LETTERS AS A METHOD FOR IDENTIFICATION OF TEENAGERS' VALUE ORIENTATIONS (BASED ON THE LETTERS TO FATHER FROST)

The article considers the potential of the use of a letter to Father Frost at the lessons of the Russian language and Literature. The results of the research of the value orientations of 7th degree students, which are received by means of the analyses of these letters are given.

Key words: value orientations, universal learning activities, FSES, epistolary genre, text creativity.

References

1. Federal state educational standard of General education. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=2588 (accessed: 12.02.2014) (in Russian).

2. Poleva E. A. An existential approach to teaching module"Basics of secular ethics" discipline "BRC and SE". Evolution of forms of existential consciousness in culture: synchrony and diachrony: proceedings of the I youth scientific school with international participation (June, 13-14, 2012) / from the article of A. N. Koshechko. Tomsk, TSPU Publ., 2012, pp. 209-213 (in Russian).

3. Volkov B. S. Psychology of adolescence and youth: textbook for universities. Moscow, Triksta Publ., 2006. 256 p. (in Russian).

4. Maslow A. Motivation and Personality. Saint Petersburg, Piter Publ., 2013. 352 p. (in Russian).

5. Karpushina L. V. Structure of personal values of various social groups of University students. Abstract of thesis. cand. psych. sci. Samara, 2003. 24 p. (in Russian).

6. Kovalevskaya E. N. Organization of a dialogue at the lesson of Literature (based on studying I. A. Goncharov's novel "Oblomov" in the tenth form). Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2001, no. 1, pp. 87-94 (in Russian).

7. Philosophical encyclopedia. Moscow, Soviet encyclopedia Publ., 1989. 840 p. (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634041.

E-mail: velipovka@yandex.ru