Анализ перспективы развития сервисной деятельности в Нижнем Новгороде Problems and prospects for the development of service activities in Nizhny novgorod
| i (" МОСКОВСКИЙ mm ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 4jl ЖУРНАЛ
УДК 332.37 DOI 10.24411/2413-046X-2020-10190 Смирнова Жанна Венедиктовна,
кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Груздева Марина Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Smirnova Zh.V., z.v.smirnova@mininuniver.ru
Gruzdeva M.L., gru1234@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается развитие потребительских услуг в Нижнем Новгороде. Обусловлены направления организация сервисной деятельности в зависимости от запроса потребителей. Проведен анализ развития предприятий сервисной деятельности, потребительского рынка города Нижнего Новгорода. Рассмотренные конкретные мероприятия по развитию потребительских услуг на примере одного из районов города.
Summary. The article discusses the development of consumer services in Nizhny Novgorod. The directions of the organization of service activities depending on the request of consumers are determined. The analysis of the development of service enterprises, the consumer market of the city of Nizhny Novgorod. Considered specific measures for the development of consumer services as an example of one of the districts of the city.
Ключевые слова: предприятия сервисной деятельности, потребительские услуги. Keywords: предприятия сервисной деятельности, потребительские услуги.
Одним из самых значительных явлений на сегодняшний день в экономической жизни страны является развитие потребительских услуг. В городах страны появляются крупные торговые комплексы, развивается гостиничные услуги, организуются развлекательные центры и центры системы единого обслуживания.
Главной целью такого обслуживания является удовлетворение спроса человека посредством услуг, система обслуживания меняется в соответствии с диверсификацией спроса, с особенностями рынка, конкуренции и т. д.
В зависимости от обновления спроса потребительских услуг, которые требуются сомой жизнью, меняется и сервисная деятельность предприятий, его развитие [10].
На сегодняшний день современный сервис переживает определенные проблемы в развитии. Человек все больше и больше совершенствуется в своих потребностях, его соблазн в жизненных процессах требует все более новых услуг, нового качества и качественного удовлетворения. Жизненные обстоятельства поглощают общество, тем самым новые центры обслуживания объединяют возможные уровни потребления [1,2].
Таким образом, мы наблюдаем интересную взаимосвязь. Система сервиса потакает потребностям человека, с одной стороны, а с другой - развивающиеся потребности становятся производительной силой.
Проведенный анализ развития предприятий сервисной деятельности потребительского рынка города Нижнего Новгорода за 2019 год говорит о следующем:
1. развитие стационарной розничной торговой сети города за прошедший год торговая сеть города увеличилась на 68 предприятий торговли;
2. за счет нового строительства открыто 40 магазинов;
3. развитие сети предприятий общественного питания за 2019 год на территории города Нижнего Новгорода открылось 50 предприятий общественного питания с числом посадочных мест - 1889, в том числе:
- ресторан -6 на 453 места;
- ресторан быстрого питания-2 на 93 места;
- кафе - 22 на 966 мест;
- кафе-пекарня -2 на 38 мест;
- пекарня - 4 на 13 мест;
- пиццерия - 2 на 56 мест.
- пирожковая - 1 на 10 мест;
- закусочная -5 на 114 мест;
- бар - 4 на 62 места;
- кафе-пельменная-1 на 20 мест;
4. развитие сети предприятий бытового обслуживания
В 2019 году в городе открылось 66 предприятий бытового обслуживания на 189 рабочих мест Таблица 1.
Таблица 1- Количество предприятий бытового обслуживания
Наименование услуг Количество предприятий
Салоны красоты, парикмахерские 28
Ремонт и техническое обслуживание
автотранспортных средств 9
Фотоателье 3
Фнтнес студии 3
Ателье по ремонту одежды 5
Мастерская по ремонту обуви 1
Ремонт компьютеров 2
Ремонт бытовой техники 3
Банн (са\иы) 1
Ломбард 2
Прочие 9
Итого: 66
По анализу развития деятельности сервисных предприятий в Нижнем Новгороде большой успех имеет Нижегородский район .
Нижегородский район — центральный, поэтому он является одним из самых привлекательных районов в плане инвестиционных программ по развитию сети предприятий потребительского рынка, что сильно влияет на динамику роста обеспеченности торговыми площадями населения района.
Обеспеченность по району на 1 тысячу жителей значительно превышает норматив (704 кв.м.) и составляет 3175 кв.м., или 451%. Всего в настоящее время по району насчитывается 1616 предприятий потребительского рынка [4,5].
В период с декабря 2017 года подекабрь 2019 года открыто 34 предприятий потребительского рынка, в т.ч. 37 - торговых, 4 - общественного питания, 3 - бытового обслуживания населения.
Так, например, было проведено открытие первого пятизвёздочного отеля под управлением международного оператора Sheraton Nizhny Novgorod Kremlin. Новый отель дает нижегородцам деловые возможности как с точки зрения бизнес - коммуникаций, так и с точки зрения появления новой представительской площадки для мероприятий.
Отель международного гостиничного оператора «Sheraton» рассчитан на сегмент делового туризма, предполагающий повышенные требования комфортабельности и предлагает 176 номеров, рассчитанный на 250 человек категорий от стандарта до
Президентского номера, современные конференц-залы, ресторан на 56 посадочных мест и фитнес-зал [6].
Сеть предприятий бытового обслуживания населения (БОН) Нижегородского района насчитывается 227 единиц. В двух из них предоставляются постоянные скидки на парикмахерские услуги пенсионерам и участникам Великой Отечественной войны:
- «Фемили» ул. Пискунова, 8
- ИП Генкина И.О., ул.Ильинская,151
В Нижегородской области поддерживают местных производителей товаров, успешно работает областная программа «Покупай Нижегородское». В ее рамках в Нижегородском районе было проведено 312 «ярмарки выходного дня». Свою продовольственную продукцию представили 1248 средних и мелких предприятий, а также индивидуальных предпринимателей из районов Нижегородской области [11].
Вкусные и здоровые продукты питания от местных производителей можно приобрести и в стационарных магазинах. Открылись новые продовольственные магазины: «Павловская курочка» на улице Ильинской и магазин общественного питания сети пекарен «Сдоба у дома» на Большой Покровской.
Еще одно предприятие по выпечке хлебобулочных кондитерских изделий и десертов
- кафе-пекарня «БЕНЬЕ». Пекарня с уличным кафе несомненно привлечет внимание туристов, гуляющих по главной туристической улице Нижнего Новгорода.
На территории Нижегородского района располагаются и нестационарные объекты торговли. Районная администрация регулярно проводит мероприятия по их выявлению и демонтажу (согласно постановлению «Об утверждении административного регламента администрации г. Нижнего Новгорода по использованию муниципальной функции «Освобождение территории города Нижнего Новгорода от самовольных нестационарных торговых объектов») [12].
Для обеспечения надлежащей работы предприятий потребительского рынка и создания условий для конструктивного взаимодействия подразделений администрации и предпринимательских структур отделом предпринимательства и развития территорий района оказываются следующие консультативные услуги:
- по правилам продажи продовольственных и промышленных товаров;
- по требованиям, предъявляемым к услугам розничной торговли;
- по правилам работы объектов мелкорозничной торговой сети;
- по требованиям, предъявляемым к услугам общественного питания и классификации предприятий;
- по требованиям, предъявляемым к услугам предприятий бытового обслуживания населения;
- по вопросам организации работы летних кафе;
- о правилах размещения рекламы на фасадах предприятий потребительского рынка;
- по оборудованию и оформлению информационных стендов для потребителей в предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
- по вопросам организации работы рынков, торговых площадок и ярмарок выходного дня [8].
Таким образом, развитие организаций сервисной деятельности по разным направлениям на сегодняшний день является одной из актуальных задач по экономическому развитию старены в целом. Рост организаций сервисной деятельности в Нижнем Новгороде оказывает большое влияние на экономическое развитие региона, на социальную жизнь населения и рост потребительских услуг.
Список литературы
1. Велединский, В. Г. Сервисная деятельность. М. 2012.
2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 9
3. Abramova, N.S., Vaganova, O.I., Smirnova, Z.V., Chaikina, Z.V., Kaznacheeva, S.N. Formation of Socio-Economic Culture of Future Engineers (2020) Lecture Notes in Networks and Systems 73, с. 1041-1047
4. Груздева К.Е., Смирнова Ж.В., Черней О.Т. Совершенствование системы управления качеством услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 1 (43). С. 18-24.
5. Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepova L.I., Kutepov M.M., Vaganova O.I. Organization of the research activities of service majors trainees// Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 622. С. 187-193.
6. Егорова А.О., Романовская Е.В., Повалёва Ю.А. Роль системы управления качеством продукции в повышении конкурентоспособности предприятия машиностроения // Финансовая экономика. 2019. № 4. С. 386-388.
7. Романовская Е.В., Бакулина Н.А. Теоретические аспекты проведения процесса реструктуризации промышленных предприятий // В сборнике: Математика и математическое моделирование. Сборник материалов XIII Всероссийской молодежной научно-инновационной школы. 2019. С. 166-167.
8. Седых Е.П., Житкова В.А. Модель автоматизированной системы оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений города Нижнего Новгорода // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4 (29). С. 1.
9. Черней О.Т., Груздева К.Е., Смирнова Ж.В. Совершенствование производственно-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 8 (42). С. 142-150.
10. Левушкина, С.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / С.В. Левушкина; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный аграрный университет». - Ставрополь: Секвойя, 2017. - 80 с.
11. Bogorodskaya O.V., Golubeva O.V., Gruzdeva M.L., Tolsteneva A.A., Smirnova Z.V. EXPERIENCE OF APPROBATION AND INTRODUCTION OF THE MODEL OF MANAGEMENT OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN THE UNIVERSITY/ Bogorodskaya O.V., Golubeva O.V., Gruzdeva M.L., Tolsteneva A.A., Smirnova Z.V. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 622. С. 387-397
12. Груздева М.Л. Экономические и инженерные расчеты в среде MATHCAD: учеб. пособие для студентов вузов обучающихся по специальности 050501.18 - Проф. обучение (экономика и упр.) / Федеральное агентство по образованию, Волжский гос. инженерно-пед. ун -т. Нижний Новгород, 2006. 87 с.