Научная статья на тему 'Выпускная квалификационная работа как профессиональное решение практико-ориентированных задач'

Выпускная квалификационная работа как профессиональное решение практико-ориентированных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2423
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ / МИНИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ / ИТОГОВОЕ ИСПЫТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко С.М., Мухина М.В.

Введение: в статье проводится обзор выпускных квалификационных работ студентов, обучающихся в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (Мининском университете) на факультете управления и социально-технических сервисов. Анализ научных работ показывает способность студентов решать актуальные проблемы в рамках своей будущей профессии. Проводится обзор значительного количества работ по направлениям Педагогическое образование, Сервис, Техносферная безопасность, подготовку по которым обеспечивает кафедра технологий сервиса и технологического образования. Доказывается практико-ориентированный характер написания выпускных квалификационных работ и сформированность профессиональных компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Материалы и методы: при написании статьи использовались следующие методы теоретико-методологический анализ и синтез имеющейся специальной отечественной и зарубежной научно-методической литературы, закона об образовании, анализ научных статей по проблеме исследования и выпускных квалификационных работ. Результаты исследования: был выявлен высокий уровень выполнения выпускных квалификационных работ, умение будущих выпускников проводить технико-экономический анализ деятельности сервисной или образовательной организации, разрабатывать основные направления ее совершенствования; знания влияния организационных, экономических и психологических факторов на эффективность ведения дел в образовательной и сервисной областях, осуществления разработки программ, методик, технологий; умения формировать и поддерживать имидж организаций и предприятий, внедрять современные достижения в сферу профессиональной деятельности; организовывать предпринимательскую деятельность и повышать конкурентоспособность товаров и образовательных услуг; осуществлять разработку и внедрение современных сервисных и образовательных технологий; использовать современные компьютерные технологии в сервисе и образовании; организовывать воспитательный и образовательный процессы в окружающем социуме; знать и применять на практике методы научных исследований в образовательной и сервисной деятельности. Обсуждение и заключения: анализ выпускных квалификационных работ позволяет определить практическую и теоретическую подготовленность выпускника к выполнению профессиональных задач, степень освоения компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) и основной профессиональной образовательной программой Мининского университета (ОПОП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко С.М., Мухина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTPUT QUALIFICATION WORK AS A PROFESSIONAL SOLUTION OF PRACTICAL-ASSESSED PROBLEMS

Introduction: the article reviews graduate qualification works of students studying at the Minin Novgorod State Pedagogical University (Minin University) at the Faculty of Management and Socio-Technical Services. The analysis of scientific works shows the students' ability to solve actual problems within the framework of their future profession. A large number of works are being reviewed in the areas of Pedagogical Education, Service, Life Safety, training is provided by the Department of Service Technology and Technology Education. The practical nature of the writing of final qualification works and the formation of professional competencies are proved in accordance with the requirements of the federal state educational standard of higher education. Materials and methods: when writing the article, the following methods were used: theoretical and methodological analysis and synthesis of the available special domestic and foreign scientific and methodological literature, the law on education, the analysis of scientific articles on the problem of research and final qualification works. Results: a high level of performance of final qualification works was revealed, the ability of future graduates to conduct a technical and economic analysis of the activities of a service or educational organization, develop the main directions for its improvement; knowledge of the impact of organizational, economic and psychological factors on the effectiveness of business in the educational and service areas, the development of programs, techniques, technologies; the ability to form and maintain the image of organizations and enterprises, to introduce modern achievements into the sphere of professional activity; organize business activities and increase the competitiveness of goods and educational services; to develop and introduce modern service and educational technologies; use modern computer technologies in service and education; organize educational and educational processes in the surrounding society; know and apply in practice the methods of scientific research in educational and service activities. Discussions and conclusions: the analysis of final qualification works allows to determine the practical and theoretical preparedness of the graduate for the performance of professional tasks, the degree of mastering the competences established by the federal state educational standard of higher education (GEF VO) and the main professional educational program of the Minin. University (OPOP).

Текст научной работы на тему «Выпускная квалификационная работа как профессиональное решение практико-ориентированных задач»

УДК 378.1

DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-7

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ

С. М. Шевченко1*, М. В. Мухина2*

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: shevchenko.sm@mail.ru Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: mariyamuhina@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Введение: в статье проводится обзор выпускных квалификационных работ студентов, обучающихся в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (Мининском университете) на факультете управления и социально-технических сервисов. Анализ научных работ показывает способность студентов решать актуальные проблемы в рамках своей будущей профессии. Проводится обзор значительного количества работ по направлениям Педагогическое образование, Сервис, Техносферная безопасность, подготовку по которым обеспечивает кафедра технологий сервиса и технологического образования. Доказывается практико-ориентированный характер написания выпускных квалификационных работ и сформированность профессиональных компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Материалы и методы: при написании статьи использовались следующие методы -теоретико-методологический анализ и синтез имеющейся специальной отечественной и зарубежной научно-методической литературы, закона об образовании, анализ научных статей по проблеме исследования и выпускных квалификационных работ. Результаты исследования: был выявлен высокий уровень выполнения выпускных квалификационных работ, умение будущих выпускников проводить технико-экономический анализ деятельности сервисной или образовательной организации, разрабатывать основные направления ее совершенствования; знания влияния организационных, экономических и психологических факторов на эффективность ведения дел в образовательной и сервисной областях, осуществления разработки программ, методик, технологий; умения формировать и поддерживать имидж организаций и предприятий, внедрять современные достижения в сферу профессиональной деятельности; организовывать предпринимательскую деятельность и повышать конкурентоспособность товаров и образовательных услуг; осуществлять разработку и внедрение современных сервисных и образовательных технологий; использовать современные компьютерные технологии в сервисе и образовании; организовывать воспитательный и образовательный процессы в окружающем социуме; знать и применять на практике методы научных исследований в образовательной и сервисной деятельности.

Обсуждение и заключения: анализ выпускных квалификационных работ позволяет определить практическую и теоретическую подготовленность выпускника к выполнению профессиональных задач, степень освоения компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) и основной профессиональной образовательной программой Мининского университета (ОПОП).

Ключевые слова: выпускные квалификационные работы, Мининский университет, направления подготовки, подготовка выпускников, итоговое испытание.

Для цитирования: Шевченко С.М., Мухина М.В. Выпускная квалификационная работа как профессиональное решение практико-ориентированных задач // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2. С 7. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-7.

OUTPUT QUALIFICATION WORK AS A PROFESSIONAL SOLUTION OF PRACTICAL-ASSESSED PROBLEMS

S. M. Shevchenko1, M. V. Mukhina2

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: shevchenko.sm@mail.ru Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: mariyamuhina@yandex.ru

ABSTRACT

Introduction: the article reviews graduate qualification works of students studying at the Minin Novgorod State Pedagogical University (Minin University) at the Faculty of Management and Socio-Technical Services. The analysis of scientific works shows the students' ability to solve actual problems within the framework of their future profession. A large number of works are being reviewed in the areas of Pedagogical Education, Service, Life Safety, training is provided by the Department of Service Technology and Technology Education. The practical nature of the writing of final qualification works and the formation of professional competencies are proved in accordance with the requirements of the federal state educational standard of higher education. Materials and methods: when writing the article, the following methods were used: theoretical and methodological analysis and synthesis of the available special domestic and foreign scientific and methodological literature, the law on education, the analysis of scientific articles on the problem of research and final qualification works.

Results: a high level of performance of final qualification works was revealed, the ability of future graduates to conduct a technical and economic analysis of the activities of a service or educational organization, develop the main directions for its improvement; knowledge of the impact of organizational, economic and psychological factors on the effectiveness of business in the educational and service areas, the development of programs, techniques, technologies; the ability to form and maintain the image of organizations and enterprises, to introduce modern achievements

into the sphere of professional activity; organize business activities and increase the competitiveness of goods and educational services; to develop and introduce modern service and educational technologies; use modern computer technologies in service and education; organize educational and educational processes in the surrounding society; know and apply in practice the methods of scientific research in educational and service activities.

Discussions and conclusions: the analysis of final qualification works allows to determine the practical and theoretical preparedness of the graduate for the performance of professional tasks, the degree of mastering the competences established by the federal state educational standard of higher education (GEF VO) and the main professional educational program of the Minin. University (OPOP).

Keywords: graduate qualification works, Minsk University, directions of preparation, graduates' preparation, final test.

For citation: Shevchenko S.M., Mukhina M.V. Output qualification work as a professional solution of practical-assessed problems // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 2. P. 7. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-7.

Введение

Модернизация образования в России направлена на адаптацию его содержания и технологий к потребностям личности, рынка труда, на реализацию доступности образования, повышение его качества, обеспечение продуктивности образовательной системы и, как следствие, подготовку конкурентоспособных кадров, способных быстро ориентироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, готовых к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим изменяются основные тенденции развития образования в современном обществе: на первый план выходят гуманитаризация, фундаментализация, информатизация, практическая направленность образования и др. При этом практическая направленность должна стать ведущей тенденцией образования, ориентированной на приобщение студентов к будущей профессиональной деятельности. Она связана с ориентацией образования на результат деятельности студента, существенное повышение роли самостоятельной работы студента, возрастание роли и значимости управления самостоятельной работой студента, что требует внедрения интерактивных форм обучения, увеличения проектных и исследовательских работ. Практическая направленность предполагает решение учебных и профессиональных задач, овладение алгоритмом профессиональной деятельности, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. На решение этих задач ориентирован и ФГОС ВО, в котором значительно увеличена доля самостоятельной работы студентов, практики и итоговой аттестации. Заключительным этапом подготовки выпускника является работа над выпускной квалификационной работой. Именно она позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал выпускника, оценить уровень и качество его профессиональной подготовки. Поэтому проблема реализации практической направленности выпускных квалификационных работ является предметом исследования данной статьи.

Спектр направлений и специальностей, по которым в настоящее время ведется подготовка в НГПУ им. К. Минина, огромен. На каждом факультете осуществляется обучение будущих выпускников по самым востребованным направлениям. Не является исключением и факультет управления и социально-технических сервисов (ФУСТС), и, в

частности, кафедра технологий сервиса и технологического образования, которая реализует подготовку специалистов (бакалавров и магистров) по таким направления и профилям, как Педагогическое образование, Сервис, Техносферная безопасность, где обучаются будущие учителя технологии и экономики, бакалавры по направлению Сервис, магистры техносферной безопасности. Подготовка по данным направлениям ведется уже не одно десятилетие, кафедрой накоплен большой опыт осуществления процессов обучения и воспитания студентов. По всем направлениям подготовки разработаны ОПОП, реализация которых обеспечивает подготовку конкурентоспособных, мобильных специалистов, востребованных на рынке труда и готовых к решению профессиональных задач. Это подтверждается высоким качеством выпускных квалификационных работ, выполняемых студентами в рамках итогового государственного испытания.

Обзор литературы

В работе анализ выпускных квалификационных работ проводился на основе изученных требований к итоговому государственному испытанию - защите выпускных квалификационных работ, которые подготовлены на основе Закона Российской Федерации «Об образовании»; Федеральных Государственных образовательных стандартов высшего образования, Приказа Минобрнауки России от 29.06.2015 №636 (ред. от 09.02.2016) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»; Устава Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»; рекомендаций учебно-методического управления; основных профессиональных образовательных программ высшего образования, реализуемых в Мининском университете.

Материалы и методы

Бакалавры по направлениям Сервис и Педагогическое образование выпускаются в НГПУ им. К. Минина с 2016 года. В работе представлен результат анализа работ за 20162017 годы. Объем выборки за два года составил более 100 выпускных квалификационных работ. Целью работы являлось исследование выпускных квалификационных работ на предмет их соответствия основному требованию ФГОС - практической направленности работ. В соответствии с поставленной целью в работе были рассмотрены следующие задачи: анализ соответствия проблематики ВКР современным проблемам в сфере сервиса и среднего общего и профессионального образования; внедрение разработок в практику работы предприятий сервиса и образовательных учреждений.

При написании статьи использовались следующие методы - теоретико-методологический анализ и синтез имеющейся отечественной и зарубежной научно-методической литературы, анализ научных статей, публикаций по теме, а также анализ выпускных квалификационных работ; методы изучения, обобщения, сравнения. Был проведен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по тематике исследования, в результате которого обоснованно сделан вывод о высокой квалификации подготовки будущих специалистов в Мининском университете.

Профессиональное образование Результаты исследования

Перечень современных проблем, которые исследуются студентами в рамках выпускных квалификационных работ, очень разнообразен.

Остановимся на конкретных примерах выпускных квалификационных работ, выполненных в последние годы выпускниками ФУСТС по направлениям 43.03.01 - Сервис, Педагогическое образование, Техносферная безопасность, профили Социально-культурный сервис, Технология и Экономика, Безопасность жизнедеятельности в техносфере.

Тематика выпускных квалификационных работ по направлению 43.03.01 - Сервис освещает наиболее острые проблемы современного менеджмента и маркетинга в сфере сервиса, управления персоналом, исследования систем управления сервисных организаций и др., носит ярко выраженный практико-ориентированный характер и полностью отвечает современному уровню научных разработок. Результаты, отраженные в выпускных квалификационных работах, чаще всего отличаются практической значимостью.

Так, например, в выпускной квалификационной работе по направлению 43.03.01 -«Сервис» разработан проект новой услуги «Свадебный парк» для индустрии свадебного бизнеса. Автором была исследована деятельность рынка свадебных услуг в Нижнем Новгороде и выявлено недостаточное количество предложений для удовлетворения спроса молодежи на услуги свадебных агентств. В выпускной квалификационной работе было проведено исследование предпочтений пар, подавших заявление в Дом бракосочетаний, а также проведен опрос среди студентов Мининского университета на предмет выявления интереса молодежи к нетрадиционным формам организации свадебной регистрации. Результаты выявили наличие большого спроса на оказание услуг по выездной регистрации свадьбы и организации свадебного мероприятия на выезде. Разработанный проект «Свадебный парк» позволил предложить молодежи решение данной проблемы посредством создания стационарной площадки в живописном месте на природе для организации выездной регистрации или проведения самого свадебного мероприятия на природе. Автором выполнена калькуляция проекта, приведены некоторые экономические показатели, рассчитаны сроки самоокупаемости проекта. Разработанный проект предложен к реализации агентствам Нижнего Новгорода.

В другой выпускной работе (направление 43.03.01 - Сервис) представлен проект повышения конкурентоспособности отеля Ибис - первого международного отеля французской сети Accor hotels в Нижнем Новгороде. В связи с появлением на гостиничном рынке других сетевых гостиниц, серьезных конкурентов отелю Ибис, становится своевременным поиск путей повышения конкурентоспособности отеля. Суть проекта, представленного в работе, состоит в перепланировке площади конференц-залов с целью ее увеличения, что позволит отелю повысить свою конкурентоспособность за счет предоставления востребованной услуги, не освоенной другими отелями Нижнего Новгорода. Использование информационных технологий в проекте обеспечивает возможность качественной и оперативной обработки результатов исследования и выявления наиболее оптимальных путей повышения конкурентоспособности.

Интерес у работодателей вызвало исследование будущего бакалавра по направлению Сервис, в котором описан результат разработки новой услуги для туристической фирмы «Сто дорог». Автором было проведено исследование деятельности турфирмы «Сто дорог» и других туристических фирм Нижнего Новгорода, проанализированы предлагаемые потребителю услуги. В результате анализа выявлено отсутствие в перечне услуг

горнолыжных туров, популярность которых возрастает с каждым годом, особенно среди молодежи. Разработанный автором горнолыжный тур рассчитан на студенческую аудиторию, которая имеет регулярные продолжительные каникулы, многие социальные льготы и большой интерес к активному спорту. Также автором было отмечено, что студенческая аудитория часто путешествует компаниями. Эта особенность была учтена при обосновании разработки тура. Разработка тура велась на примере спортивно-оздоровительного комплекса «Новинки» г. Нижнего Новгорода. Автором выполнена калькуляция тура и обоснована прибыль кампании от внедрения новой услуги. Разработанный тур предложен к реализации турфирмам Нижнего Новгорода.

К практическому внедрению государственной аттестационной комиссией было предложено и разработанное в выпускной квалификационной работе техническое приспособление для ремонта порогов автомобилей как наиболее часто встречающегося повреждения машины. Разработке предшествовало рассмотрение видов порогов и способы их крепления на каркас кузова автомобиля, вопросы механики кузова, в том числе силы, действующие на пороги, характеристика конструкционных материалов для изготовления порогов. Разработанное приспособление можно использовать как на станции технического обслуживания, так и самим автовладельцем в условиях гаража. Проведено сравнение стоимости ремонтных работ по выправлению порогов в условиях станции технического обслуживания и с помощью разработанного приспособления. Выявлены преимущества конструкции, которые обеспечивают ее конкурентное преимущество по сравнению с имеющимися техническими приспособлениями на станциях технического обслуживания; также описаны и недостатки конструкции, ограничивающие сферу ее применения.

В выпускной квалификационной работе на тему: «Организация проектной деятельности в рамках кружка декоративно-прикладного творчества» представлена авторская программа кружка декоративно-прикладного творчества по скрапбукингу «Кружевница». Программа разработана для организации внеурочной деятельности в соответствии с новым образовательным стандартом. Рассмотрена роль внеурочной деятельности в развитии декоративно-прикладного творчества детей подросткового возраста. Обоснована целесообразность создания кружка как наиболее распространенной формы внеурочной деятельности в школе. Показана важная роль раздела «Декоративно-прикладное творчество» школьной программы «Технология» в обучении учащихся. Выявлена растущая быстрыми темпами популярность нового направления декоративно-прикладного творчества - скрапбукинга, а также интерес подростков к данному виду деятельности. Обоснована целесообразность разработки программы кружка по скрапбукингу. Автором разработаны: учебно-тематический план кружка; планы-конспекты занятий; требования к материально-техническому оснащению кружка; методические рекомендации по организации проектной деятельности в кружке. Программа характеризуется высокой практико-ориентированностью и мотивацией творческой деятельности обучающихся.

В работе на тему: «Учебно-методическое обеспечение занятий кружка авиамоделирования» (направление Педагогическое образование), разработана программа кружка по техническому творчеству «Авиамоделирование», рассчитанная на 4 года и на обучающихся 1-7 классов. Данная образовательная программа отличается использованием современных технологий изготовления авиамоделей, в частности методов формовки деталей и узлов моделей из композитных материалов; разработкой и созданием ребятами летающих моделей с такими характеристиками, как стабильность траектории, дальность полета, маневренность. Программа, в отличие от существующих, ориентирована на подготовку

моделистов-спортсменов, ознакомление и изготовление обучающимися достаточно широкого круга авиамоделей, предоставление каждому обучающемуся свободного выбора конкретного объекта работы, интересного и приемлемого для него. Проведенные в работе исследования по влиянию занятий в кружке «Авиамоделирование» на уровень владения обучающимися техническими знаниями показали, что занятия в кружке способствуют не только развитию практических навыков обучающихся, но и повышают уровень их теоретических знаний. Акцент при реализации программы делается не на количество изготавливаемых моделей, а на рост активности обучающихся и их мотивацию к изучению конкретных предметов (технология, физика, химия, математика), более осознанному приобретению навыков труда, повышению интереса к профессиям, востребованным сегодня в различных отраслях современного машиностроения.

В работе на тему: «Разработка модульной программы кружка по ракетомоделированию» представлен новый - модульный - подход к разработке программы кружка технического творчества, который отличается вариативностью, возможностью комбинирования модулей, раскладывая их как пазлы, с учетом способностей, интересов и возможностей обучающихся. Представленная модульная программа кружка по ракетомоделированию ориентирована на возраст 7-17 лет, включает пять модулей: «Самоделкин», «Спортивные модели ракет с парашютом 8-3 и лентой 8-6», «Спортивные модели ракет с ротошютом 8-9», «Спортивные модели ракетопланов 8-4», «Модели копии ракет 8-7». Занятия в кружке предполагают интеграцию технологии конструирования моделей со спортивными тренировками и с последующим выходом на соревнования. Программа разработана с учетом требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования Российской Федерации, порядка организации и ведения образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Разработанная программа кружка отличается возможностью реализации индивидуальных маршрутов для обучающихся, включая и одаренных детей; обеспечения инклюзивного обучения; использованием нетрадиционных форм организации образовательного процесса, элементов дистанционных образовательных технологий при организации занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа направлена на развитие у детей интереса к технике и техническому творчеству и, как следствие, интереса к инженерным специальностям, что чрезвычайно важно для современной экономики. Актуальность данной проблемы отражена в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Занятия в учреждениях дополнительного образования дают детям возможность приобрести практический опыт взаимодействия в социальной среде, способствуют их профессиональной ориентации, формированию социальной активности. При работе в различных творческих коллективах обучающиеся оказываются в пространстве разновозрастного общения, что способствует развитию у них умения общаться, занимать определенное место в коллективе сверстников. В результате, находясь в системе коллективных и межличностных отношений в процессе совместной деятельности, обучающийся овладевает социальным опытом, общественными ценностями, утверждает себя как личность. Разработанная Программа реализуется в ГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области» (ЦРТДиЮ НО).

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы на тему «Особенности организации детских праздников в дошкольном учреждении» было проанализировано более

40 источников теоретического материала по организации праздника в детском саду, в результате выявлено значение праздника для развития детей, проанализированы особенности процесса подготовки и проведения праздников. В исследовании была дана характеристика деятельности МБДОУ ЦРР детского сада №141 «Ладушки», проанализирована целевая программа развития и мониторинг уровня развития детей.

На основе этих данных автором была выбрана методика диагностики детей, благодаря которой осуществляется процесс организации праздника в МБДОУ. Исследование проводилось на примере организации новогоднего праздника для детей подготовительной группы.

С группой детей были проведены: мониторинг освоения образовательной программы; диагностика по таким показателям, как: речевое развитие, социально-личностное развитие, развитие музыкально-ритмической деятельности, развитие музыкальности и артистических способностей детей. На основании результатов исследования был сделан выбор музыкального репертуара, проведено распределение ролей. Для педагогов были разработаны и проведены консультации.

Итогом исследования стала разработка методических рекомендаций по организации праздника в МБДОУ.

В работе на тему «Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия малого бизнеса» отмечены происходящие сейчас значительные изменения в технологии производства, торговле, науке и технике в соединении с ростом масштаба и сложности коммерческой работы. Это диктует необходимость выбора предприятиями концепции маркетинга в качестве основы их деятельности, чем и объясняется актуальность темы выпускной квалификационной работы.

В работе были:

1. Рассмотрены теоретические и методические основы функционирования маркетинга в системе предприятия.

2. Проведен маркетинговый анализ предприятия, который включил в себя:

- изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;

- оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;

- оценка эффективности производства и сбыта продукции.

3. Предложены рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия:

- разработана организационная структура службы маркетинга;

- разработано «Положение о службе маркетинга»;

- разработаны должностные инструкции для начальника службы маркетинга и специалистов.

Таким образом, внедрение мероприятий в организации одного из ИП позволит увеличить спрос на товары, расширить рынки сбыта, позволит наладить более тесные отношения с покупателями и поставщиками, что, несомненно, положительно скажется на результатах работы фирмы.

В выпускной квалификационной работе на тему «Разработка бизнес-плана для новой продукции фирмы (на примере ООО «МЕБЕЛЬ СЕРВИС»)» был проведён анализ рынка, дано описание продукта и технологии его производства.

В работе были выполнены теоретические исследования: раскрыта сущность и значение бизнес-планирования, раскрыты особенности и специфика бизнес-планирования для предприятий, производящих скоропортящуюся продукцию, а также разработан бизнес-план организации производства новой продукции.

В рамках финансовой части бизнес-плана был произведён расчёт требуемых денежных средств, объем продаж за 1 месяц работы оборудования на полную мощность, расчёт себестоимости, составлен отчёт о движении денежных средств за полгода, рассчитана чистая прибыль и рентабельность.

Достоинством выпускной квалификационной работы является проведенный анализ рисков разработанного проекта.

В выпускной квалификационной работе на тему «Исследование и совершенствование организации внутреннего пространства офисных помещений» исследовалась проблема организации и совершенствования внутреннего пространства офисных помещений.

Исследование проводилось в рекламном агентстве ООО «Стандарт НН». Направление деятельности компании - создание эксклюзивных выставочных стендов: от разработки до монтажно-демонтажных работ на любой выставочной площади.

Автором были изучены теоретические основы организации офисных помещений и особенности построения офисного пространства рекламных агентств. Было исследовано влияние интерьера и дизайна помещения на имидж и состояние сотрудников. По итогам работы автором были разработаны рекомендации, которые будут способствовать оптимизации работы компании и росту её делового имиджа. Предложения находятся на рассмотрении у руководства компании.

В работе на тему «Развитие организационной культуры в образовательном учреждении» была рассмотрена культура МБОУ СОШ №93 общеобразовательного учреждения Московского района.

В последнее время на исследование организационной (корпоративной) культуры направлено растущее внимание представителей различных наук. Актуальным признается исследование организационной культуры образовательного учреждения.

В качестве методического инструментария использовались следующие методики:

• опросник «Особенности организационной культуры образовательных учреждений», разработанный В.Ю. Горшковым;

• семантический дифференциал, направленный на выявление образа ученика, разработанный С.В. Швецовой;

• опросник на выявление степени удовлетворенности основных потребностей педагогов, разработанный Т.В. Румянцевой.

В исследовании приняли участие 70 педагогов.

В результате оценки культуры данной организации было выявлено, что она носит признаки «партисипативной» организации, поскольку сотрудники компании принимают участие в принятии решений, становлении целей, решении проблем.

Автором также были выявлены недостатки действующей организационной культуры. Работников не устраивает слаженность действий коллектива, есть работники, неудовлетворенные стилем руководства директора школы. Почти половина работников не вполне удовлетворены возможностью использовать свой опыт и способности.

С целью разрешения выявленных проблем и совершенствования деятельности автором были выдвинуты предложения и рекомендации о необходимости включения в

целенаправленную систему обучения руководителей образовательных учреждений, формирования навыков конструктивного, позитивного взаимодействия с педагогическим коллективом.

Обсуждение и заключения

Критериями оценки выпускной квалификационной работы является их практическая ориентация на конкретную проблему организации, отрасли или образовательного процесса, разработка конкретных мероприятий или предложений по ее решению; владение профессиональными компетенциями. Показателями результативности итоговой аттестации является то, что 91% работ соответствует данным критериям, что подтверждается итоговыми оценками защиты выпускной квалификационной работы на «хорошо» и «отлично». При этом по направлению «Сервис» получили практическую реализацию 87% работ, а по направлению «Педагогическое образование» - 63%. Эти результаты свидетельствует о достаточно высоком уровне владения выпускниками теоретическим материалом, практическими навыками и умениями решать профессиональные задачи, глубокими и всесторонними знаниями современных методов и технологий научного исследования.

Полученные результаты свидетельствуют, что на кафедре технологий сервиса и технологического образования сложилась целостная система обучения, направленная на подготовку высокопрофессионального, конкурентоспособного выпускника, готового и умеющего творчески решать профессиональные задачи различной степени сложности и являющегося высокообразованной, интеллектуально развитой личностью.

Список использованных источников

1. Васильева Т.Н., Фокина Т.А., Голубева О.В., Мухина М.В. О профессиональных предпочтениях студентов-психологов наборов разных лет // Мир науки. 2016. Т. 4. С. 5.

2. Груздева М.Л. Современные концепции формирования информационной культуры: сравнительный анализ // Вестник Мининского университета. 2014. №4(9). ISNN 23071281.

3. Компетентностно-ориентированная стратегия профессиональной подготовки студента: коллективная монография / под ред. Л.Е. Шапошникова, В.В. Николиной, О.А. Сафоновой. Н. Новгород, 2011. С. 249.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3.4 «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36).

5. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р.

6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы от 29 декабря 2014 г. №2765-р.

7. Кралова А., Шевченко С.М., Мухина М.В. Интернационализация экономического образования в рамках проекта «Темпус» // Вестник Мининского университета. 2014. №4(8). С. 30.

8. Мухина М.В. Совершенствование процесса обучения специалистов сервисных направлений в НГПУ имени Козьмы Минина // Наука и образование: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции / ответственный редактор: А.А. Сукиасян. 2014. С. 111-113.

9. Мухина М.В., Плетнева А.С. Информатизационные технологии в образовании // Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения: сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2016. С. 33-35.

10. Мухина М.В., Плетнева А.С., Пачурин Г.В. Исследование путей повышения конкурентоспособности предприятия // Фундаментальные исследования. 2016. №12-4. С. 891-896.

11. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. А.М. Столяренко. М.: Юнити-Дана, 2012.

12. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС: методическое пособие / А.В. Роготнева [и др.]. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. 120 с.

13. Пачурин Г.В., Шевченко С.М., Горшкова Т.А., Котов Е.Л. Дополнительное образование детей: новые подходы // Современные наукоемкие технологии. 2016. №5, часть 1. С. 171177.

14. Пачурин Г.В., Шевченко С.М., Горшкова Т.А., Романова М.В. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, современное состояние // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, раздел «Педагогические науки». 2014. №8. С. 146-152.

15. Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 №636 (ред. от 09.02.2016) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры».

16. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2017. №2.

17. Саляева Е.Ю. Использование активных методов обучения в системе работы по развитию профессионально-коммуникативной компетентности бакалавров сервиса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №1. С. 165-168.

18. Сибагатуллина А.М. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2012. 93 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник. 11-е издание. М.: Academia, 2012. С. 576.

20. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Самостоятельная работа студентов по направлению подготовки «Сервис» // Современные проблемы науки и образования. 2016. №5. С. 248.

21. Тюмина Н.С., Шевченко С.М. Современные тенденции развития российского образования // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2015. С. 193-196.

22. Чайкина Ж.В., Щелокова Е.В. Информационные технологии в учебном процессе // Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения: сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2016. С. 47-50.

23. Шевченко С.М., Лебедева Т.Е. Повышение качества подготовки специалиста // Профессиональное образование. Столица. 2009. №12. С. 30-31.

24. Шевченко С.М., Тюмина Н.С. Тенденции инновационного развития общего образования // Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения:

сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции.

H. Новгород, 2016. С. 50-52.

25. Шкунова А.А., Плесовских Г.А. «Организация личного труда»: исследовательский проект самостоятельной работы будущих педагогов // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4, №3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/40PDMN316.pdf (дата обращения: 25.11.2017).

26. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ в редакции от 29.12.2017.

27. Ajeenkya D., Patil Y., Dr. Gagandeep Nagra and Dr. Gopal R. A Study on Total Quality Management in Higher Education // International Journal of Management. 2014. Vol. 5(5). P.

I.

28. Alena Králová, Marie Urbanová, Mukhina Mariya, Sofia Shevchenko. Didactic aspects in Education of Economic Subjects from the View of Entrepreneurships Education // The Quarterly Journal for Education Media 4U. 2015. №2. Pp. 16-19. ISSN 1214-9187.

29. Business Models for Online Higher Education. Hanover Research. Washington, 2013.

30. Zhanna Smirnova, Olga Vaganova, Sophia Shevchenko, Anna Khizhnaya, Marina Ogorodova & Marina Gladkova Estimation of Educational Results of the Bachelor's Programme Students // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 34693475.

31. Kim Yongjae. The effect of process management on different types of innovations: An analytical modeling approach // European Journal of Operational Research. 2017. Vol. 262, no. 2. Pp. 771-779. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ejor.2017.03.064.

32. ^patina N.V. The mоdern infоrmatiоn culture and infоrmatiоn warfare // Scientific and Technical Infоrmatiоn Processing. 2014. Vol. 41, no. 3. Pp. 155-158.

33. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11(11s). Pp. 489-493. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111_26041life1111s14_489_493.pdf (accessed: 20.10.2017).

34. Meschede N., Fiebranz A., Moeller K. Teachers' professional vision, pedagogical content knowledge and beliefs: On its relation and differences between pre-service and in-service teachers // Teaching and teacher education. 2017. Vol. 66. Pp. 158-170. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0742051X163034327via%3Dihub (accessed: 15.11.2017).

35. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Students' network project activities in the context of the information educational medium of higher education institution // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 11. Pp. 4578-4586.

36. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9, no. 22. С. 95568.

37. Tchoshanov M. Engineering of Learning: Conceptualizing e-Didactics. Moscow, 2013. 194 p. Available at: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214730 (accessed: 20.10.2017).

38. V^kur A.I. Infоrmatiоn technоlоgies in culture and educatron: image processing issues Mоdern // Applied Science. 2015. Vol. 9, no. 5. С. 314-322.

39. Fedorov A.A., Solovev M.Y., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F. Model for Employer-sponsored Education of Teachers: Opportunities and Challenges // Man In India. 2017 July. Vol. 97.

40. Yashkova E.V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Z.V, Kolosova T.V. Development of innovative business model of modern manager's Qualities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 11. Pp. 4650-4659. Available at: http://www.ijese.net/arsiv/137 (accessed: 14.11.2017).

References

1. Vasil'eva T.N., Fokina T.A., Golubeva O.V., Muhina M.V. On the professional preferences of students of psychology sets of different years. Mir nauki, 2016, vol. 4, p. 5

2. Gruzdeva M.L. Modern concepts of the formation of information culture: a comparative analysis. VestnikMininskogo universiteta, 2014, no. 4(9) (in Russian).

3. Competence-oriented strategy of the student's professional training: collective monograph. Ed. L.E. Shaposhnikova, V.V. Nikolina, OA Safonova. N. Novgorod, 2011. P. 249 (in Russian).

4. The concept of long-term socio-economic development until 2020, section 3.4 "Education" (approved by the Government of the Russian Federation on October 1, 2008, no. 36) (in Russian).

5. The concept of development of additional education for children from September 4, 2014, no. 1726-р. (in Russian).

6. The concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020 of December 29, 2014 no. 2765-r (in Russian).

7. Kralova A., SHevchenko S.M., Muhina M.V. Internationalization of economic education within the Tempus project. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4(8), p. 30 (in Russian).

8. Muhina M.V. Perfection of the process of training specialists in service directions at the Kozma Minin NGPU. Nauka i obrazovanie: problemy i perspektivy: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / otvetstvennyj redaktor: A.A. Sukiasyan, 2014, pp. 111-113 (in Russian).

9. Muhina M.V., Pletneva A.S. Informatization technologies in education. Integraciya informacionnyh tekhnologij v sistemu professional'nogo obucheniya: sbornik statej po materialam regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. N. Novgorod, 2016. Pp. 33-35 (in Russian).

10. Muhina M.V., Pletneva A.S., Pachurin G.V. Research of ways of increase of competitiveness of the enterprise. Fundamental'nye issledovaniya, 2016, no. 12-4, pp. 891-896 (in Russian).

11. General pedagogy: a textbook for university students studying in pedagogical specialties. Ed. A.M. Stolyarenko. Moscow, Unity-Dana Publ., 2012 (in Russian).

12. Rogotneva A.V. Organization of project activities in the school in the light of GEF requirements: a methodical manual. Moscow, Humanitarian ed. center of VLADOS, 2015. 120 p. (in Russian).

13. Pachurin G.V., SHevchenko S.M., Gorshkova T.A., Kotov E.L. Additional education for children: new approaches. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2016, no. 5, vol. 1, pp. 171177 (in Russian).

14. Pachurin G.V., SHevchenko S.M., Gorshkova T.A., Romanova M.V. Education of children with disabilities: problems, current status. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, razdel «Pedagogicheskie nauki», 2014, no. 8, pp. 146-152 (in Russian).

15. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 29, 2015 no. 636 (Edited on 09.02.2016) "On approval of the procedure for conducting state final

certification on educational programs of higher education - undergraduate programs, specialty programs and master's programs (in Russian).

16. Prohorova M.P., Semchenko A.A. Organization of independent work of students in the form of project activities. VestnikMininskogo universiteta, 2017, no. 2 (in Russian).

17. Salyaeva E.YU. The use of active teaching methods in the system of work on the development of professional and communicative competence of bachelors of service. Gumanitarnye, social'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki, 2014, no. 1, pp. 165-168 (in Russian).

18. Sibagatullina A.M. Organization of design and research activities. Yoshkar-Ola, PSTU Publ., 2012. 93 p. (in Russian).

19. Slastenin V.A., Isaev I.F., SHiyanov E.N. Pedagogy: a textbook. 11th edition. Moscow, Academia Publ., 2012. P. 576 (in Russian).

20. Smirnova ZH.V., Muhina M.V. Independent work of students in the direction of training "Service". Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya, 2016, no. 5, pp. 248 (in Russian).

21. Tyumina N.S., SHevchenko S.M. Modern trends in the development of Russian education. Social'nye i tekhnicheskie servisy: problemy i puti razvitiya: sbornik statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. N. Novgorod, 2015. Pp. 193-196 (in Russian).

22. CHajkina ZH.V., SHCHelokova E.V. Information technologies in the educational process. Integraciya informacionnyh tekhnologij v sistemu professional'nogo obucheniya: sbornik statej po materialam regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. N. Novgorod, 2016. Pp. 47-50 (in Russian).

23. SHevchenko S.M., Lebedeva T.E. Improving the quality of specialist training. Professional'noe obrazovanie. Stolica, 2009, no. 12, pp. 30-31 (in Russian).

24. SHevchenko S.M., Tyumina N.S. Tendencies of innovative development of general education. Integraciya informacionnyh tekhnologij v sistemu professional'nogo obucheniya: sbornik statej po materialam regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. N. Novgorod, 2016. Pp. 50-52 (in Russian).

25. SHkunova A.A., Plesovskih G.A. "Organization of personal labor": research project of independent work of future teachers. Internet-zhurnal «Mir nauki», 2016, vol. 4, no. 3. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/40PDMN316.pdf (accessed: 25.11.2017) (in Russian).

26. The Federal Law "On Education in the Russian Federation" of December 29, 2012 no. 273-FZ as amended on December 29, 2017 (in Russian).

27. Ajeenkya D., Patil Y., Dr. Gagandeep Nagra and Dr. Gopal R. A Study on Total Quality Management in Higher Education. International Journal of Management, 2014, vol. 5(5), p. 1.

28. Alena Králová, Marie Urbanová, Mukhina Mariya, Sofia Shevchenko. Didactic aspects in Education of Economic Subjects from the View of Entrepreneurships Education. The Quarterly Journal for Education Media 4U, 2015, no. 2, pp. 16-19. ISSN 1214-9187.

29. Business Models for Online Higher Education. Hanover Research. Washington, 2013.

30. Zhanna Smirnova, Olga Vaganova, Sophia Shevchenko, Anna Khizhnaya, Marina Ogorodova & Marina Gladkova Estimation of Educational Results of the Bachelor's Programme Students. International Electronic Journal of Mathematics Education, 2016, vol. 11, no. 10, pp. 34693475.

31. Kim Yongjae. The effect of process management on different types of innovations: An analytical modeling approach. European Journal of Operational Research, 2017, vol. 262, no. 2, pp. 771-779. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ejor.2017.03.064.

32. Lopatina N.V. The modern information culture and information warfare. Scientific and TechnicalInformatwn Pmcessing, 2014, vol. 41, no. 3, pp. 155-158.

33. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions. Life Science Journal, 2014, vol. 11(11s), pp. 489-493. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111_26041life1111s14_489_493.pdf (accessed: 20.10.2017).

34. Meschede N., Fiebranz A., Moeller K. Teachers' professional vision, pedagogical content knowledge and beliefs: On its relation and differences between pre-service and in-service teachers. Teaching and teacher education, 2017, vol. 66, pp. 158-170. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0742051X163034327via%3Dihub (accessed: 15.11.2017).

35. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Students' network project activities in the context of the information educational medium of higher education institution. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, vol. 11, no. 11, pp. 4578-4586.

36. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions. Indian Journal of Science and Technology, 2016, vol. 9, no. 22, p. 95568.

37. Tchoshanov M. Engineering of Learning: Conceptualizing e-Didactics. Moscow, 2013. 194 p. Available at: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214730 (accessed: 20.10.2017).

38. Vinokur A.I. Information technologies in culture and education: image processing issues Modern. Applied Science, 2015, vol. 9, no. 5, pp. 314-322.

39. Fedorov A.A., Solovev M.Y., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F. Model for Employer-sponsored Education of Teachers: Opportunities and Challenges. Man In India, 2017 July, vol. 97.

40. Yashkova E.V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Z.V, Kolosova T.V. Development of innovative business model of modern manager's Qualities. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, vol. 11, no. 11, pp. 4650-4659. Available at: http://www.ijese.net/arsiv/137 (accessed: 14.11.2017).

© Шевченш С.М., Мухина М.В., 2018

Информация об авторах Шевченко С.М. - Нижегoрoдский государственный педагогический университет имени Ko3bMbi Минина (Мининский университет), Нижний Нoвгoрoд, Рoссийская Федерация, email: shevchenko. sm@,mail. ru

Мухина М.В. - Нижегoрoдский государственный педагогический университет имени Ko3bMbi Минина (Мининский университет), Нижний Нoвгoрoд, Рoссийская Федерация, email: mariyamuhina@yandex. ru

Information about the authors Shevchenko S.M. - Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: shevchenko.sm@mail.ru

Mukhina M.V. - Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: mariyamuhina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.