Научная статья на тему 'Анализ педагогических факторов, влияющих на криминальную обстановку в стране'

Анализ педагогических факторов, влияющих на криминальную обстановку в стране Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRIMINAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL FACTORS / КРИМИНАЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багров С.А., Пшеничкин А.А.

Большое влияние на криминальную обстановку оказывает положение в регионе, а также криминальная среда. На молодёжь активно воздействуют авторитеты преступного мира, привлекая их к противозаконной деятельности. Ученые сходятся на мнении, что преступность это не только правовое, психологическое, социальное, но и педагогическое явление. Педагогические факторы, влияющие на социализацию и воспитание подрастающего поколения, оказывают существенное влияние на уровень преступности в стране. Ослабление института семьи, снижение педагогического профессионализма, безнадзорность части молодёжи повышают уровень правонарушений и преступности в стране всё это служит детерминантами состояния криминальной обстановки. Дальнейшие исследования в данной сфере особенно важны, так как именно педагогические факторы оказывают большое влияние на формирование личности и её становление в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PEDAGOGICAL FACTORS INFLUENCING THE CRIMINAL SITUATION IN THE COUNTRY

A great influence on the criminal situation has a situation in the region, as well as the criminal environment. The authorities of the underworld actively influence the youth, engaging them in illegal activities. Scientists agree that crime is not only a legal, psychological, social, but also a pedagogical phenomenon. In many ways, it is pedagogical factors that influence the level of crime in the country. The weakening of the family, the decline in pedagogical professionalism, the neglect of young men and women increase the level of crime and crime in the country all this serves as determinants of the state of the criminal situation in the country. Further research in this area is particularly important, since it is pedagogical factors that influence the formation of a personality and its formation in society.

Текст научной работы на тему «Анализ педагогических факторов, влияющих на криминальную обстановку в стране»

13. Passov E.I. Osnovy kommunikativnoj metodiki obucheniya inoyazychnomu obscheniyu. Moskva: Russkij yazyk. 1989.

14. Zimnyaya I.A. Psihologicheskie aspekty obucheniya govoreniyu na inostrannom yazyke. Moskva, 1985.

15. Martine A. Yazykovye kontakty. Sostoyanie iproblemy issledovaniya. Kiev: Vischa shkola, 1979.

16. Shatohina G.N. Perceptivnyj aspekt russko-yaponskoj foneticheskojinterferencii ('eksperimental'noe issledovanie na materiale biofonemnyh konsonansov). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2007.

Статья поступила в редакцию 01.10.18

УДК 371

Bagrov S.A., senior lecturer, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of Rostov Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgodonsk, Russia), E-mail: Bugor_85@bk.ru

Pshenichkin A.A., teacher, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of Rostov Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgodonsk, Russia), E-mail: alexandr_373@mail.ru

ANALYSIS OF PEDAGOGICAL FACTORS INFLUENCING THE CRIMINAL SITUATION IN THE COUNTRY. A great influence on the criminal situation has a situation in the region, as well as the criminal environment. The authorities of the underworld actively influence the youth, engaging them in illegal activities. Scientists agree that crime is not only a legal, psychological, social, but also a pedagogical phenomenon. In many ways, it is pedagogical factors that influence the level of crime in the country. The weakening of the family, the decline in pedagogical professionalism, the neglect of young men and women increase the level of crime and crime in the country - all this serves as determinants of the state of the criminal situation in the country. Further research in this area is particularly important, since it is pedagogical factors that influence the formation of a personality and its formation in society. Key words: criminal environment, pedagogical factors.

С.А. Багров, ст. преп. каф. специальных дисциплин, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, г. Волгодонск, E-mail: Bugor_85@bk.ru

А.А. Пшеничкин, преп. каф. специальных дисциплин, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, г. Волгодонск, E-mail: alexandr_373@mail.ru

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ,

ВЛИЯЮЩИХ НА КРИМИНАЛЬНУЮ ОБСТАНОВКУ В СТРАНЕ

Большое влияние на криминальную обстановку оказывает положение в регионе, а также криминальная среда. На молодёжь активно воздействуют авторитеты преступного мира, привлекая их к противозаконной деятельности. Ученые сходятся на мнении, что преступность - это не только правовое, психологическое, социальное, но и педагогическое явление. Педагогические факторы, влияющие на социализацию и воспитание подрастающего поколения, оказывают существенное влияние на уровень преступности в стране. Ослабление института семьи, снижение педагогического профессионализма, безнадзорность части молодёжи повышают уровень правонарушений и преступности в стране - всё это служит детерминантами состояния криминальной обстановки. Дальнейшие исследования в данной сфере особенно важны, так как именно педагогические факторы оказывают большое влияние на формирование личности и её становление в обществе. Ключевые слова: криминальная среда, педагогические факторы.

В каждой стране, в том числе и в России, педагогические факторы оказывают существенное влияние на жизнь общества, отражаются на общем уровне правовой культуры всех граждан страны.

Поясним, что под педагогическими факторами, прежде всего, следует понимать факторы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, с теми условиями, которые созданы обществом для социализации личности. Эти факторы оказывают педагогическое (воспитательное, обучающее, развивающее) влияние на развивающуюся личность и во многом предопределяют её уровень правовой культуры, законопослушности (или нигилизма), склонностью (или не склонностью) к правонарушениям.

Как отмечают учёные, от педагогических факторов зависит законопослушность или, наоборот, противоправность поведения основной части населения.

Во многом педагогические факторы оказывают влияние на формирование криминогенных причин, детерминирующих уровень преступности в стране и на характер совершаемых преступлений.

Ряд учёных сходится на мнении, что преступность - это не только правовое, психологическое, социальное, но и педагогическое явление.

Анализ существующей практики жизнедеятельности населения показал, что педагогические факторы:

- выступают одним из важнейших условий, влияющих на степень успешности деятельности сотрудников правоохранительных органов;

- во многом объясняют и предопределяют состояние криминальной обстановки в стране, регионе и конкретных населенных пунктах;

- являются механизмом воздействия при решении задач укрепления законности и правопорядка;

- являются мощным резервом совершенствования деятельности правоохранительных органов.

Тем самым педагогические факторы и характер их воздействия на население нуждаются в постоянном изучении и оценке.

Выделим ряд наиболее существенных, на наш взгляд, педагогических факторов, оказывающих криминализирующее влияние на население, особенно, на молодёжь:

- ослабление института семьи и эффективности семейного воспитания;

- снижение общего уровня педагогического профессионализма и личностно-формирующей активности учительской и преподавательской деятельности;

- неразвитость и слабость звеньев системы воспитания подрастающего поколения и взрослых, особенно нравственного, патриотического, правового, трудового, культурного;

- недостаточная эффективность системы внешкольного воспитания по месту жительства;

- распространение фактов педагогической запущенности и безнадзорность несовершеннолетних, юношей и девушек;

- недостаточная пропаганда здорового образа жизни и воспитания в духе его ценностей среди молодежи и всего населения;

- слабость системы профилактики преступности и устранения или ослабления факторов и условий её развития, особенно в работе с несовершеннолетними;

- педагогическая неэффективность профессионально-правового воспитания и морально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов, воспитания их в духе строжайшего соблюдения законности;

- уменьшение массовости и активности участия населения в работе общественных формирований, направленных на борьбу и профилактику правонарушений.

Сильное влияние на население оказывает также криминальная среда, целенаправленная деятельность авторитетов преступного мира по моральному, культурному и правовому раз-

ложению граждан, вовлечению их, и особенно молодежи, в преступную деятельность.

Учёные выделяют следующие специфические городские факторы, влияющие на криминогенную обстановку:

- повышенная плотность населения, приводящая к частичному ухудшению условий жизни (с ней связан дефицит средств жизнеобеспечения, транспортная, жилищная и другие проблемы);

- миграция населения (с ней связана проблема адаптации новоселов, возможности социального контроля над ними);

- ослабление родственных и соседских связей (так называемая анонимность образа жизни;

- маятниковая миграция (с ней связана так называемая транспортная усталость, влекущая повышенные психологические нагрузки);

- текучесть кадров (с ней связана бытовая напряженность, социальный паразитизм и другие);

- возрастание нервных нагрузок на человека, влекущих увеличение стрессовых, конфликтных ситуаций;

- промышленный и транспортный травматизм [1].

Городские факторы важны в России в связи с тем, что больше двух третий населения проживает именно в городах.

Педагогические факторы, присущие обществу и оказывающие влияние на жизнь и действенность права, существенно сказываются и на правовой сформированности личности всех граждан, их законопослушном или противоправном поведении. Они находятся в числе значимых криминогенных причин уровня преступности в стране и совершения преступлений. Можно утверждать, что преступность - это не только социальное, правовое, психологическое, но и педагогическое явление.

Педагогические факторы в обществе и правовой сфере оказывают следующие виды влияния:

- служат детерминантами состояния криминальной обстановки в стране, регионе, населенном пункте;

- выступают одним из условий, всегда влияющим на степень успешности деятельности сотрудников правоохранительных органов;

- выступают особым предметом воздействия и оптимизации при решении задач укрепления законности и правопорядка;

Библиографический список

- являются мощным резервом совершенствования деятельности правоохранительных органов

- предъявляют требования к особой грани профессиональной подготовленности почти всех категорий личного состава, их профессионально-педагогической подготовленности по вопросам криминологической педагогики [1].

К важнейшим факторам, хоть они и не имеют собственно педагогическую природу, но всё же оказывающим существенное влияние на социализацию подрастающего поколения, учёные относят:

- социальное расслоение населения;

- низкий уровень жизни значительной части населения;

- недостаточный уровень заработной платы у многих категорий работников, особенно работающих по найму;

- снижение общего уровня общественной морали в стране;

- безработица (особенно в регионах и сельской местности), увеличение числа бездомных, бродяг, лиц без определенных занятий;

- политический, социальный, правовой, жизненный нигилизм значительной части населения, пессимизм, обман социальных ожиданий;

- распространенность, особенно у части молодежи, склонности к праздному, потребительскому, иждивенческому образу жизни, утрата потребности к труду;

- высокий уровень и негативные тенденции распространения вредных привычек, особенно алкоголизма и наркомании;

- ослабление реагирования органов правопорядка на жалобы и заявления граждан о противозаконных действиях в отношении их и нарушениях их прав;

- слабость системы профилактической работы, исправления осужденных и работы с освобожденными из мест лишения свободы и др. [2].

Резюмируя, отметим, что педагогические факторы активно влияют на формирование личности человека [3], в этой связи, для существенного улучшения криминогенной обстановки в стране необходимо непосредственно влиять на данные факторы. Причём, мы считаем, что необходимо организовать более тщательные исследования, которые бы выявляли взаимосвязь педагогических факторов и их влияние на население, а так же исследования конкретных механизмов их улучшения.

1. Криминология. Учебник. Под редакцией В.Д. Малкова. Москва, 2006.

2. Юридическая педагогика. Под редакцией В.Я. Кикотя. Москва. 2006.

3. Факторы, влияющие на формирование активной личности. Available at. https.//infourok.ru/faktori-vliyayuschie-na-formirovanie-aktivnoy-lichnosti

References

1. Kriminologiya. Uchebnik. Pod redakciej V.D. Malkova. Moskva, 2006.

2. Yuridicheskaya pedagogika. Pod redakciej V.Ya. Kikotya. Moskva. 2006.

3. Faktory, vliyayuschie na formirovanie aktivnoj lichnosti. Available at. https://infourok.ru/faktori-vliyayuschie-na-formirovanie-aktivnoy-lichnosti

Статья поступила в редакцию10.10.18

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Radjabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

DEVELOPMENT OF META-SUBJECT COMPETENCES IN STUDENTS IN CONDITIONS OF PEDAGOGICAL PRACTICE. In

the article, on the basis of a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, the urgency of a problem of the development of meta-disciplinary knowledge among students of a pedagogical university is described. The researchers describe possibilities of pedagogical practice in the process of forming students' meta-subject competences. The authors conclude that the pedagogical practice of students produces a basis for analysing and evaluating their own educational activities. Pedagogical reflection develops not only in the work with a teaching record book, but at every lesson, and every case of communication with children. Thus, the conditions are created for the active formation of meta-subject competencies.

Key words: meta-subject, meta-subject competence, pedagogical practice, practice-oriented learning.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Р.В. Раджабова, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.