Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Кот Тамара Алексеевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ
ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье раскрывается сущность педагогических детерминант в профессиональной адаптации студентов. Рассмотрены основные вопросы обучения и профессиональной адаптации студентов. Профессиональная адаптация рассматривается как процесс и результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех элементов: студент -образовательная среда - профессионал. Профессиональная адаптация напрямую связана с процессом социальной и профессиональной идентичности студента.
Ключевые слова: адаптация, профессиональная адаптация, студенты первого курса, дезадаптация, адаптивность, адаптационный период.
Annotation. The article reveals the essence of pedagogical déterminants in the professional adaptation of students. The main issues of training and professional adaptation of students are considered. Professional adaptation is considered as a process and result of the interrelation and interaction of at least three elements: student - educational environment - professional. Professional adaptation is directly related to the process of social and professional identity of the student.
Keywords: adaptation, professional adaptation, first-year students, maladaptation, adaptability, adaptation period.
Введение. Основной тенденцией развития современного высшего профессионального образования является гуманизация, которая не только означает расширение навыков социального взаимодействия первокурсников и формирование профессиональных направлений, но и создает благоприятные условия для их успешной адаптации к новому социальному статусу - статусу студента в академической среде университета. Отсутствие специальной преподавательской работы для достижения успешной адаптации студентов первого курса к обучению в университете способствует неопределенности, неудовлетворенности, академической неуспеваемости, недоверию к окружающей среде, дискомфорту и социальной дезадаптации.
Необходимость изучения успешной адаптации первокурсников к условиям университета обусловлена различиями в содержании, форме и технологии среднего школьного и университетского образования, недостаточной подготовкой выпускников средней школы к самостоятельной учебе и отсутствием самоорганизации, составляющих основу деятельности высшего образования. Студенты-первокурсники иногда недовольны условиями обучения, стесняются перед преподавателями и теряются в университетской среде. Это оказывает разрушительное влияние на успешность адаптации, развитие личности студента, его профессиональную направленность, а также на формирование творческих способностей и научного потенциала первокурсников.
Актуальность вопроса также определяется также задачей оптимизации процесса, с помощью которого вчерашние студенты «вошли» в сложную систему университетских взаимоотношений. Противоречивость процесса адаптации студентов к новому образу жизни, интенсивной научно-познавательной и социокультурной деятельности, изучение психолого-педагогических особенностей, психосоциального состояния, возникающего в учебной деятельности на начальном этапе обучения, и определение педагогических и психологических условий, активизирующих этот процесс, являются чрезвычайно важными задачами обучения в вузе.
Изложение основного материала статьи. В педагогике высшего образования не до конца раскрыты причины, препятствующие адаптации студентов к сложным видам учебной, познавательной, научной и общественной деятельности. В то же время следует отметить, что успешная адаптация студентов первого курса является основой для дальнейшего развития личности как будущего специалиста. В целом, можно сделать вывод, что, хотя в последние годы было проведено большое количество работ в области теории и практики преподавания, целенаправленные исследования по адаптации студентов вузов носят единый характер [11].
Степень разработанности исследовательских вопросов определяется тем, что явления адаптации имеют междисциплинарный статус, а исследования проводятся в области физиологии, психологии, лингвистики, культурологии, педагогики и других отраслей научного знания.
Адаптация - это многомерное явление. В научной литературе этому есть много объяснений. По словам Е.М. Земцова адаптация - это система адаптационных механизмов организма, которая позволяет ему адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды. Адаптация рассматривается как процесс интеграции личностных качеств, в результате которого человек становится частью окружающей среды, реализует свои способности, улучшает самосознание и в полной мере его использует [8].
В.А. Сластенин считает, что педагогические условия успешной адаптации - это совокупность объективных возможностей содержания, формы, метода и технологии для повышения эффективности образовательного процесса и обеспечения успешного решения поставленных и прогнозируемых задач [12].
Чаще всего выделяют четыре этапа адаптации личности первокурсника (и, следовательно, исследовательской группы, в которую он объективно вошел) в новой для него среде вуза:
1. Отдельные лица или группы осознают, как они должны вести себя для них в новой социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой университетской среды и стремиться придерживаться первоначальной системы ценностей предыдущей системы ценностей.
2. Стадия толерантности, когда отдельные люди, группы и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и поведению друг друга.
3. Приспособление, то есть индивиды признают и принимают основные элементы системы ценностей новой среды, признавая при этом некоторые ценности индивида.
4. Ассимиляция, то есть полная интеграция систем ценностей отдельных людей, групп и окружающей среды [12].
Таким образом, можно провести различие между адаптацией как процессом и результатом процесса адаптации как
результата. На успешность процесса адаптации большое влияние оказывают характеристики системы образовательной деятельности университета, материально-техническое оснащение учебного и внеучебного процессов, организационный уровень образовательной, исследовательской и культурной деятельности, внутренние коллективные отношения и характер
корпоративной культуры. Благодаря этим характеристикам университет выдвинул собственные требования к потенциальным студентам и продемонстрировал свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка высшего профессионального образования. Для студентов первого курса на успешность адаптации в вузе влияют психофизиологические и социально-демографические характеристики, а также личностные социокультурные особенности. Конечно, для успешной адаптации, личностного воспитания и когнитивного тренинга наиболее важна способность взаимодействовать с группами. Адаптация вуза - это объединение нескольких адаптационных процессов. Исследователи чаще всего выделяют из них следующие: учебно-познавательная профессиональная адаптация, психосоциальная адаптация и адаптация к изменяющимся социальным и культурным условиям.
Образование и когнитивная профессиональная адаптация обеспечивают профессиональный выбор, профессиональную подготовку и научно-теоретические вопросы, которые входят в профессиональную деятельность с момента начала профессиональной подготовки. Стандартом образовательной и познавательной профессиональной адаптивности является достижение индивидом профессиональных знаний, навыков и личностных качеств, отвечающих требованиям конкретной профессиональной деятельности.
Показателями образовательной и когнитивной профессиональной адаптируемости являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность отраслевого самообразования, а также профессиональная удовлетворенность. Психосоциальная адаптация - это процесс, посредством которого студент вступает в новый образовательный и профессиональный коллектив, формируя личные связи и отношения с другими людьми.
Анализ научно-педагогической литературы приводит нас к выводу, что адаптация является важнейшим явлением на начальном этапе обучения студентов вуза, поскольку в это время происходит личностное и профессиональное самоопределение, формирование личностных ценностей и ориентаций. Однако нет работ, специализирующихся на характеристиках детерминант обучения, которые успешно адаптируются к университетским условиям [1].
В гуманитарных и социальных науках термин «адаптация» приобрел четко выраженную социальную, психологическую и педагогическую основу, поскольку он означает, что отдельные люди и/или социальные группы адаптируются к процессу и результатам социокультурной среды путем усвоения ценностей, норм и моделей поведения этих сред. Кроме того, сама социокультурная среда изменяется в соответствии с целями человеческой деятельности и сообществ [7].
Адаптивная деятельность человека является преобразующей, с одной стороны, и исследовательской, с другой, поскольку она преследует цель восстановления утраченного динамического равновесия (баланса) между окружающей средой и организмом. Учитывая, что каждый субъект одновременно погружен в различные социальные и культурные среды, трудность адаптации к одной социальной и культурной среде (дезадаптация) часто является результатом высокой степени адаптации к другой социальной и культурной среде. Адаптивная деятельность основана на понимании человеком своих потребностей, текущих и потенциальных возможностей. Нарушения динамического равновесия могут возникать как в ситуациях, связанных с такими изменениями окружающей среды, так и при изменениях, основанных на собственных потребностях и мотивациях индивида. В то же время это также зависит от степени развития саморегулирующего механизма произвольного (волевого) поведения.
Психосоциальная адаптация проявляется в формировании позитивных неформальных отношений с преподавателями, научными и административными работниками, а также в осознании единства ценностей студентов и команд. Основным объективным показателем психосоциальной адаптируемости является отсутствие конфликтов с преподавателями и членами студенческой группы. Удовлетворенность отношениями между преподавателями и студентами является субъективным показателем психосоциальной адаптируемости.
Как описано в работе М.В. Булгакова, студенты принимают определенную социальную роль. Мы можем говорить о двух формах адаптации: активной, когда человек пытается повлиять на окружающую среду, чтобы вызвать реакцию на изменения (включая нормы, ценности, формы взаимодействия и виды деятельности, которыми он должен овладеть), и пассивной, когда он не стремится к такого рода влиянию и изменениям. Поэтому эффективность адаптации на индивидуальном уровне во многом зависит от того, насколько полно индивид воспринимает себя и свои социальные отношения. Искаженный или недостаточно развитый образ себя приводит к нарушениям адаптации, крайним проявлением которых является аутизм [3].
Адаптивная система всегда относится к открытым, функциональным, самоуправляемым и иерархическим системам. Эти системы строят свою деятельность на основе принципов прямого и обратного обмена информацией. В целом следует отметить, что в научной литературе достаточное внимание уделяется деталям процесса адаптации, его типологии, характеру, причинам и возможным вариантам организации адаптации студентов к работе, роли и компонентам социальной культуры и учебной среды.
Однако проблема формулирования модели и создания на ее основе организационной структуры для управления адаптацией студентов первого курса, а также создания теоретических методов и методического обеспечения процесса адаптации до сих пор полностью не решена, поскольку адаптация - это взаимодействие двух систем - личности и окружающей среды. Внутренними показателями успешной адаптации являются психологический комфорт, субъективная удовлетворенность собой и результатами деятельности, готовность действовать, сотрудничество и т.д. Внешними показателями успешной адаптации являются авторитет и признание сообществом профессиональных квалификаций и способностей.
Предпосылкой оптимального уровня адаптации является определенный баланс внутренних и внешних показателей. Обращая внимание на образовательное взаимодействие в университетской образовательной среде, мы можем говорить о двух относительно независимых типах адаптации: преподавательской и профессиональной. В психолого-педагогической литературе термин «педагогическая адаптация» обычно понимается как процесс и результат адаптации обучающихся к условиям конкретной образовательной среды и адаптации к разработанным в ней ценностям, содержанию, методам и формам обучения.
Большинство авторов, уделяющих внимание рассматриваемым вопросам, правильно подчеркивают, что в подавляющем большинстве случаев сложность адаптации к университетской образовательной среде обусловлена не отсутствием интеллектуального потенциала студентов, а мотивацией учебной деятельности и неопределенностью смысловых детерминант [6].
Очевидно, что переход в социокультурную среду университета неизбежно связан с серьезной экзистенциальной реорганизацией, ведь даже дисциплины, хорошо известные первокурсникам, претерпели содержательные и методические изменения в университетской среде, что означает определенную реорганизацию смысловой системы, стратегий и тактических направлений образовательной деятельности.
Выводы. В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Адаптация студентов - это процесс, посредством которого студенты первого курса входят в новую творческую образовательную среду университета. Результатом является: стабильное профессиональное направление высшего образования, высокая степень самоорганизации в разработке образовательных программ.
2. Процесс адаптации студентов первого курса является стандартом эффективности образовательной деятельности университета на последующем этапе обучения.
3. Функциональные и процедурные модели, которые студенты адаптируют к образовательному процессу университета, повысят эффективность воспитательной работы со студентами, позволят студентам целенаправленно формировать устойчивую мотивацию к получению профессионального образования, формировать высокий уровень самоорганизации, продуктивного содержания и конструктивного межличностного общения при освоении технологически ориентированных образовательных планов.
4. Педагогические детерминанты успешной адаптации первокурсников к современной образовательной ситуации следует рассматривать в рамках метода системной структуры. Это синтез условий обучения, методов, средств и содержательных характеристик целенаправленного субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия между студентами и университетской средой, преподавателями, администраторами, представителями студенческого самоуправления и другими интерактивными партнерами.
Литература:
1. Байдак, В.Ю. Содержание и методика адаптационной подготовки студентов-первокурсников математических специальностей вузов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Орловский гос. ун-т. - Орел, 2000. - 18 с.
2. Белых И.Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза / И.Л. Белых, М.И. Шилова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. - Вып. 4(94). - С. 39-45.
3. Булгакова, М.В. Гуманитарно-ориентированный подход в подготовке студентов ЮУПИ к исследованиям / М.В. Булгакова // Вестник Южно-Уральского профессионального института. - 2017. - Т. 7. - № 1. - С. 42-48.
4. Гапонова, С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы / С.А. Гапонова. - Н. Новгород: НГПУ: Изд-во ВВАГС, 2016. - 198 с.
5. Гришанов, Л.К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / Л.К. Гришанов, В.Д. Цуркан // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу. - Кишинев: Штигенца, 1990. - С. 3-17.
6. Гурова, И.Г. Основные детерминанты успешной адаптации учащейся молодежи в вузе / И.Г. Гурова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2018. - № 1. - С. 327-336.
7. Жилина, Л.Я. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза / Л.Я. Жилина. - Концепт. - 2019. - № 5. - С. 1-6.
8. Земцова, Е.М. Адаптация студентов младших курсов к вузу как основа будущей конкурентоспособности специалиста / Е.М. Земцова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2019. - № 26. - С. 146-148.
9. Климова, Е.К. Социально-психологический тренинг как технология преодоления барьеров адаптации / Е.К. Климова, О.А. Помазина // Высшее образование в России. - 2015. - № 5. - С. 115-119.
10. Повшедная, Ф.В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя / Ф.В. Повшедная. - Н. Новгород: НГПУ, 2017. - 166 с.
11. Седин, В.И. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты / В.И. Седин, Е.В. Леонова // Высшее образование в России. - 2019. - № 7. - С. 83-89.
12. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1976. - 160 с.
13. Толстоухова, И.В. Адаптация первокурсников к студенческой жизни / И.В. Толстоухова // В мире научных открытий. - Красноярск: ООО «НИЦ», 2015. - № 1.1 (61). - С. 683-692.
Педагогика
УДК 378.937:681.14
аспирант Котов Григорий Сергеевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)
ИММЕРСИВНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье раскрывается потенциал иммерсивного подхода в образовании. Дается характеристика виртуальной среды, описаны возможности ее применения в образовательном процессе. Автор представляет собственное видение иммерсивного подхода в образовании, анализирует характерные черты иммерсивной образовательной среды и ее преимущества. Также автором выделяется комплекс проблем характерных для реализации иммерсивного подхода в отечественной педагогической практике.
Ключевые слова: виртуальная среда, иммерсивность, иммерсивный подход в образовании, иммерсивная обучающая среда, свойства иммерсивной обучающей среды, иммерсивные технологии, проблемы реализации иммерсивного подхода в образовании.
Annotation. The article reveals the potential of an immersive approach in education. The characteristics of the virtual environment are given, the possibilities of its application in the educational process are described. The author presents his own vision of an impressive approach in education, analyzes the characteristic features of an immersive educational environment and its advantages. The author also highlights a set of problems characteristic of the implementation of the immersive approach in pedagogical practice.
Keywords: virtual environment, immersiveness, immersive approach in education, immersive learning environment, properties of an immersive learning environment, immersive technologies, problems of implementing an immersive approach in education.
Введение. Современная Россия находится на переломном этапе своего развития, ключевым моментом которого является процесс цифровизации практически всех составляющих социально-экономической сферы. Успешное преодоление перехода к цифровизации экономики поможет выйти на качественно новый уровень ее технологизации, значительно повысить эффективность функционирования социальной сферы, улучшить качество жизни населения. Однако это трудноосуществимо без соответствующей трансформации системы образования, которая должна быть направлена на