1. Адаптация студентов - это процесс, посредством которого студенты первого курса входят в новую творческую образовательную среду университета. Результатом является: стабильное профессиональное направление высшего образования, высокая степень самоорганизации в разработке образовательных программ.
2. Процесс адаптации студентов первого курса является стандартом эффективности образовательной деятельности университета на последующем этапе обучения.
3. Функциональные и процедурные модели, которые студенты адаптируют к образовательному процессу университета, повысят эффективность воспитательной работы со студентами, позволят студентам целенаправленно формировать устойчивую мотивацию к получению профессионального образования, формировать высокий уровень самоорганизации, продуктивного содержания и конструктивного межличностного общения при освоении технологически ориентированных образовательных планов.
4. Педагогические детерминанты успешной адаптации первокурсников к современной образовательной ситуации следует рассматривать в рамках метода системной структуры. Это синтез условий обучения, методов, средств и содержательных характеристик целенаправленного субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия между студентами и университетской средой, преподавателями, администраторами, представителями студенческого самоуправления и другими интерактивными партнерами.
Литература:
1. Байдак, В.Ю. Содержание и методика адаптационной подготовки студентов-первокурсников математических специальностей вузов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Орловский гос. ун-т. - Орел, 2000. - 18 с.
2. Белых И.Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза / И.Л. Белых, М.И. Шилова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. - Вып. 4(94). - С. 39-45.
3. Булгакова, М.В. Гуманитарно-ориентированный подход в подготовке студентов ЮУПИ к исследованиям / М.В. Булгакова // Вестник Южно-Уральского профессионального института. - 2017. - Т. 7. - № 1. - С. 42-48.
4. Гапонова, С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы / С.А. Гапонова. - Н. Новгород: НГПУ: Изд-во ВВАГС, 2016. - 198 с.
5. Гришанов, Л.К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / Л.К. Гришанов, В.Д. Цуркан // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу. - Кишинев: Штигенца, 1990. - С. 3-17.
6. Гурова, И.Г. Основные детерминанты успешной адаптации учащейся молодежи в вузе / И.Г. Гурова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2018. - № 1. - С. 327-336.
7. Жилина, Л.Я. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза / Л.Я. Жилина. - Концепт. - 2019. - № 5. - С. 1-6.
8. Земцова, Е.М. Адаптация студентов младших курсов к вузу как основа будущей конкурентоспособности специалиста / Е.М. Земцова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2019. - № 26. - С. 146-148.
9. Климова, Е.К. Социально-психологический тренинг как технология преодоления барьеров адаптации / Е.К. Климова, О.А. Помазина // Высшее образование в России. - 2015. - № 5. - С. 115-119.
10. Повшедная, Ф.В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя / Ф.В. Повшедная. - Н. Новгород: НГПУ, 2017. - 166 с.
11. Седин, В.И. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты / В.И. Седин, Е.В. Леонова // Высшее образование в России. - 2019. - № 7. - С. 83-89.
12. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1976. - 160 с.
13. Толстоухова, И.В. Адаптация первокурсников к студенческой жизни / И.В. Толстоухова // В мире научных открытий. - Красноярск: ООО «НИЦ», 2015. - № 1.1 (61). - С. 683-692.
Педагогика
УДК 378.937:681.14
аспирант Котов Григорий Сергеевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)
ИММЕРСИВНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье раскрывается потенциал иммерсивного подхода в образовании. Дается характеристика виртуальной среды, описаны возможности ее применения в образовательном процессе. Автор представляет собственное видение иммерсивного подхода в образовании, анализирует характерные черты иммерсивной образовательной среды и ее преимущества. Также автором выделяется комплекс проблем характерных для реализации иммерсивного подхода в отечественной педагогической практике.
Ключевые слова: виртуальная среда, иммерсивность, иммерсивный подход в образовании, иммерсивная обучающая среда, свойства иммерсивной обучающей среды, иммерсивные технологии, проблемы реализации иммерсивного подхода в образовании.
Annotation. The article reveals the potential of an immersive approach in education. The characteristics of the virtual environment are given, the possibilities of its application in the educational process are described. The author presents his own vision of an impressive approach in education, analyzes the characteristic features of an immersive educational environment and its advantages. The author also highlights a set of problems characteristic of the implementation of the immersive approach in pedagogical practice.
Keywords: virtual environment, immersiveness, immersive approach in education, immersive learning environment, properties of an immersive learning environment, immersive technologies, problems of implementing an immersive approach in education.
Введение. Современная Россия находится на переломном этапе своего развития, ключевым моментом которого является процесс цифровизации практически всех составляющих социально-экономической сферы. Успешное преодоление перехода к цифровизации экономики поможет выйти на качественно новый уровень ее технологизации, значительно повысить эффективность функционирования социальной сферы, улучшить качество жизни населения. Однако это трудноосуществимо без соответствующей трансформации системы образования, которая должна быть направлена на
формирование цифровой образовательной среды, применение принципиально новых образовательных средств, основанных на реализации возможностей современных цифровых технологий. При этом определение долгосрочной стратегии развития системы образования должно осуществляться на основе комплексного анализа актуальных тенденций в области цифровизации, прогнозирования перспектив, которые и предопределят будущую парадигму образования в нашей стране.
Многие отечественные ученые подчеркивают переходный характер существующей системы образования, в котором цифровизация образовательного процесса предъявляет новые требования к методологии и технологиям его организации. Некоторые исследователи акцентируют внимание на том, что в настоящее время существуют иммерсивные технологии, применение которых в образовании является одним из эволюционных направлений в области его совершенствования и создает принципиально новые способы обучения. Недооценка возможностей иммерсивных технологий в системе профессиональной подготовки специалистов различного профиля лишает отечественную высшую школу стратегических преимуществ. Поэтому так важно уделять пристальное внимание научному осмыслению всех аспектов реализации иммерсивного подхода в системе образования, разработке его научно-педагогического сопровождения и мониторингу результативности. Это позволит создать условия для эффективного внедрения иммерсивного подхода в образовательный процесс [3].
Изложение основного материала статьи. В отечественных педагогических исследованиях проблематика, связанная с иммерсивными технологиями в образовании начала раскрываться сравнительно недавно. Из основоположников данного направления можно выделить С.Ф. Сергеева (2008), который рассматривал потенциал обучающих иммерсивных сред. Среди современных работ следует отметить труды Ю.В. Корнилова (2019), посвященные специфике реализации иммерсивного подхода в системе образования, особенностям применения обучающих иммерсивных технологий; А.Ю. Уварова (2018), Б.А. Кареева (2021), Д.С. Чайковского (2020), раскрывающие роль иммерсивных технологий в образовательном процессе и специфику их использования.
Само понятие иммерсивность, буквально трактуемое как «погружение» или «эффект присутствия» зародилось в областях, не связанных с педагогической сферой. По мнению исследователей медиа, у феномена иммерсивности достаточно длительная история, связанная с попытками обеспечения иммерсивного восприятия в литературе, живописи, театральном искусстве. Как правило иммерсивность в первую очередь ассоциируется именно с театром, в котором уже достаточно давно реализуется иммерсивный подход, суть которого заключается в переводе зрителя из позиции стороннего наблюдателя в позицию непосредственного участника происходящих событий. Таким образом зрители воспринимают происходящее с элементами присутствия, переживанием «реальности» сценической игры. В дальнейшем подобные попытки достаточно успешно предпринимались в кинематографе, так называемый эффект телеприсутствия. С развитием цифровых технологий иммерсивная среда приобретает качественно новые характеристики приобретая эффект полного погружения и интерактивности. Речь идет о виртуальной реальности.
А.Ю. Уваров определяет виртуальную реальность как концепцию использования компьютерной техники с целью моделирования трехмерного окружения, предоставляющего пользователю возможность интерактивного взаимодействия с виртуальными объектами, что генерирует эффект присутствия. Принципиальная идея виртуальной реальности практически не меняется, модификации подвергаются только технические средства ее реализации. Сущность ее заключается в следующем:
- при помощи компьютерной техники генерируется сложный, многокомпонентный образ, включающий в себя элементы трехмерного изображения и соответствующего звукового сопровождения;
- благодаря специальным техническим средствам пользователь целостно воспринимает данный образ;
- посредством закрепленных на пользователе датчиков собирается и передается информация о его действиях, которые учитываются при изменении виртуального образа под совершаемые действия, благодаря чему поддерживается эффект присутствия и интерактивного взаимодействия [5].
На данном этапе исследования мы не ставим своей целью детальное рассмотрение самой виртуальной среды и ее техническое обеспечение, нас в большей степени интересует возможности применения данных технологий в образовательном процессе в рамках иммерсивного подхода.
Опираясь на проведенный анализ, мы пришли к выводу, что иммерсивный подход в образовании можно интерпретировать как комплекс приемов и способов организации продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса в условиях виртуальной (иммерсивной) обучающей среды, что обеспечивает интерактивный характер обучения, системное воздействие на сенсорные модальности обучающихся, их всесторонне и целенаправленное профессиональное развитие. Под иммерсивной обучающей средой в данном контексте мы понимаем конструкт, отличающийся системным характером и свойством самоорганизации, реализуемый как динамический процесс воздействия на обучающегося с привлечением разнообразных элементов моделируемого внешнего/внутреннего окружения. Иммерсивная обучающая среда отличается рядом характерных свойств:
- избыточность как способность к обеспечению многовариативности среды, отражающей в необходимой степени требуемый элемент действительности и многовекторности взаимодействия с ней, что позволяет обучающимся наращивать соответствующий опыт практической деятельности;
- насыщенность как следствие использования широкого спектра ресурсов включения обучающегося в моделируемое пространство, задействования различных сенсорных модальностей, что расширяет и усиливает возможности целенаправленного психолого-педагогического воздействия;
- конструируемость как возможность отражать требуемые элементы объективной реальности или полностью искусственной среды, пластичность конструируемой среды (динамичность относительно стабильных форм при многообразии содержания);
- наблюдаемость, доступность когнитивному восприятию как свойство иммерсивной среды генерировать индивидуальный опыт при восприятии и осмыслении наблюдаемой компоненты, имеющий личностное значение и формирующийся за счет эффекта включенности в происходящее, реализации потенциала действия человека в среде;
- автономность как подверженность иммерсивной среды закономерностям функционирования предопределенных внутренними основаниями при синхронизируемости, которая проявляется в наличии механизмов локальной самоорганизации, служащих для отбора определенных качеств отдельных элементов среды, связанных с трансформацией опыта приобретаемого обучающимися;
- целостность как свойство отражать многокомпонентное содержание в единстве и взаимосвязи при обеспечении векторного воздействия на обучающихся в заданном спектре задач обучения и воспитания;
- мотивогенность как способность оказывать влияние на мотивационную сферу обучающихся, целенаправленно формировать познавательные интересы, комплекс мотивов достижения профессиональной и личностной успешности;
- интерактивность как обеспечение обучающимся возможностей взаимодействовать, с элементами среды в реальном времени, наблюдать ответную реакцию на предпринимаемые действия, активно участвовать в управлении изменениями моделируемой среды [4].
Благодаря своим особенностям иммерсивная обучающая среда обладает определенными преимуществами в профессиональной подготовке специалистов различного профиля, а именно:
- возможность визуализировать сложные процессы и явления, проводить в виртуальном формате экспериментальную работу с сопоставлением ее результатов при каждом изменении исходных параметров;
- минимизация отвлекающего эффекта сторонних факторов при погружении в виртуальную среду, что позволяет концентрировать внимание обучающихся направить его фокус на качественное освоение учебного материала;
- высокая степень персонализации процесса обучения, возможность выстраивать и оперативно корректировать индивидуальные стратегии профессионального и личностного развития каждого обучающегося, оказывать психолого-педагогическую поддержку при помощи интерактивных помощников в виртуальной среде;
- стимулирование наращивания опыта самостоятельной познавательной деятельности, развития активности в учебной и квазипрофессиональной деятельности, творческого подхода к решению поставленных задач в безопасных и лояльных к возможным ошибкам условиям виртуальной среды;
- оперативное и наглядное отражение достигнутых результатов, прозрачная процедура соотнесения их с поставленными изначально задачами, стратегическими и тактическими целевыми ориентирами обучения;
- облегчение процесса коммуникации между всеми участниками образовательного процесса, особенно при совместной деятельности в дистанционном формате [2].
Однако несмотря на многочисленные преимущества иммерсивного подхода в образовании, процессу его реализации свойственны и определенные проблемы. Согласно исследованиям М.В. Бакина [1], Д.С. Чайковский и В.Ф. Изотова [6] к основным их них можно отнести:
- необходимость достаточно больших материальных вложений для оснащения образовательного учреждения соответствующим оборудованием для работы с дополненной (AR) и виртуальной реальностью (VR);
- потребность в разработке качественного контента, соответствующего потребностям образовательных программ, для чего как правило требуется привлечение внешних квалифицированных разработчиков;
- неготовность педагогического состава образовательного учреждения к работе с иммерсивными технологиями, необходимость обучения их не только грамотному обращению со сложным оборудованием, но и методологии проведения учебных занятий с использованием виртуальной реальности;
- слабая изученность возможного негативного влияния иммерсивных технологий на здоровье пользователей;
- неразработанность правовых регламентов применения иммерсивных технологий в образовательном процессе, которые затрагивают проблемы авторских прав использования зарубежных платформ, несанкционированного сбора информации, подвергающего риску информационному безопасность пользователей и т.п.
Выводы. Востребованность и потенциальная эффективность иммерсивного подхода в образовании не подвергается сомнению. Однако не следует забывать, что иммерсивный подход, практическое использование иммерсивных технологий в процессе обучения пока еще слабо проработаны. Можно сказать, что их применение в отечественной педагогической практике находится на этапе первоначального становление и требует в первую очередь методического сопровождения. Пока иммерсивный подход вызывает только больше вопросов методического характера. Как грамотно использовать виртуальную реальность для формирования требуемых компетенций обучающихся? Каким образом результативно проводить интериоризацию тех или иных умственных действий? Как наилучшим способом учесть индивидуальные особенности и возможности обучающихся? Ответ на эти и многие другие вопросы требует тщательного рассмотрения и специализированных дидактических и методических разработок. По факту необходимо выработка принципиально новых методических решений, раскрывающих дидактический потенциал иммерсивных технологий.
Тем не менее нельзя отрицать и тот факт, что иммерсивные технологии обладают уникальными характеристиками, благодаря которым и являются чрезвычайно продуктивным инструментом трансформации всей системы образования. Цифровизация общества в настоящее время становиться неотъемлемой чертой его функционирования и развития и это касается и системы образования. В этой связи изменение подходов и технологий профессионального обучения неизбежно, а иммерсивный подход видится нам одним из наиболее перспективных вариантов в данной области.
Неготовность педагогических кадров к реализации на практике наиболее инновационных подходов к обучению в условиях цифровизации образования актуализирует проблемы их подготовки на основе новых стратегий и технологий. Переход образовательного процесса в цифровой формат диктует свои правила подготовки кадров для системы образования, предполагающие в том числе и задействование дидактического потенциала иммерсивных технологий. Это длительный и трудоемкий процесс, поэтому ожидать широкомасштабного внедрения иммерсивного подхода в образовании в ближайшее время не целесообразно. Но рациональность и эффективность использования иммерсивных технологий в профессиональной подготовке будущих педагогов предопределяет перспективу дальнейшего развития иммерсивного подхода.
Литература:
1. Бакин М.В. Иммерсивные технологии в развитии социальной эмпатии и образования // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 10 (100), Часть 2. - С. 16-19.
2. Карев Б.А., Прокопцев В. О. Иммерсивные технологии как часть новой образовательной реальности и их применение в общеобразовательной школе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки. - 2021. - №04/2. - С. 71-74.
3. Корнилов Ю.В. Иммерсивный подход в образовании // АНИ: Педагогика и психология. - 2019. - №1 (26). -С. 174-178.
4. Сергеев С.Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. - М.: Народное образование, 2008. - 434 с.
5. Уваров А.Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании // Наука и школа. - 2018. - №4. - С. 108-117.
6. Чайковский Д.С., Изотова В.Ф. Влияние технологий AR и VR на образовательный процесс. - URL: 2https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2020/12/11/82.pdf (дата обращения 20.11.2021).