HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS
Оригинальная статья
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2022
Читать онлайн
Read Щ online Si
Кретова И.Г., Беляева О.В., Ведясова О.А., Павленко С.И.
Анализ отношения студентов к здоровому образу жизни и сохранению репродуктивного здоровья
ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва», 443086, Самара, Россия
Введение. В связи с низкой компетентностью молодёжи в вопросах сохранения здоровья актуальным является комплексный анализ отношения студентов к здоровому образу жизни и уровня знаний обучающихся о репродуктивном здоровье, путях его сохранения.
Материалы и методы. Проведено анонимное анкетирование 763 студентов Самарского университета. Использовали анкету, содержащую 38 вопросов, касающихся возраста студентов, их досуга, успеваемости, влияния процесса обучения на здоровье, социального статуса семьи, отношения к спорту, психоактивным веществам. Также оценивали знания студентов о составляющих здорового образа жизни, инфекциях, передающихся половым путём (ИППП), возможностях их профилактики, средствах контрацепции.
Результаты. Установлено, что юноши чаще, чем девушки, занимаются спортом, используют закаливающие процедуры и соблюдают режим питания. Каждая десятая девушка испытывает дефицит сна (продолжительность сна составляет менее 5—6ч). Около 30% юношей и девушек потребляют алкоголь 2—3 раза в месяц, 35% студентов курят. Пробовали наркотики 12,45% молодых людей обоего пола. Особенностями сексуального поведения студентов является более раннее начало половых отношений и частая смена половых партнёров у юношей. Выявлен низкий уровень знаний студентов о средствах контрацепции, ИППП, их осложнениях, мерах профилактики.
Ограничения исследования. К исследованию привлекали студентов одного вуза, за исключением студентов биологического факультета (поскольку они более информированы в области здорового образа жизни и репродуктивного здоровья) и тех обучающихся, которые профессионально занимались спортом или имели какие-либо хронические заболевания.
Заключение. Проблема сохранения репродуктивного здоровья и первичной профилактики ИППП не может быть решена только усилиями медицинских работников. Коррекция рискованного поведения является междисциплинарной проблемой, предусматривающей комплексный подход, ориентированный на изменение групповых и социальных норм. Важная роль должна отводиться вузам, которым в учебный план желательно вводить дисциплины «Здоровье семьи», «Основы медицинских знаний», позволяющие преподавателям с высшим медицинским образованием обсуждать со студентами вопросы репродуктивного поведения.
Ключевые слова: студенты; здоровый образ жизни;репродуктивное здоровье
Соблюдение этических стандартов. Исследование выполнено с соблюдением биоэтических принципов, указанных в Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (Протокол № 3 заседания комиссии по биоэтике биологического факультета ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва» от 20.06.2020 г.).
Согласие испытуемых. Каждый участник исследования дал информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании и публикацию персональной медицинской информации в обезличенной форме в журнале «Гигиена и санитария».
Для цитирования: Кретова И.Г., Беляева О.В., Ведясова О.А., Павленко С.И. Анализ отношения студентов к здоровому образу жизни и сохранению репродуктивного здоровья. Гигиена и санитария. 2022; 101(9): 1080-1085. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-9-1080-1085 https://www.elibrary.ru/uymwup
Для корреспонденции: Кретова Ирина Геннадьевна, доктор мед. наук, профессор, профессор каф. физиологии человека и животных ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королёва», 443086, Самара. E-mail: kretova.ig@ssau.ru
Участие авторов: Кретова И.Г. — концепция и дизайн исследования, написание текста, редактирование; Беляева О.В. — сбор данных литературы, анкетирование студентов; Ведясова О.А. — анализ экспериментальных данных, написание текста; Павленко С.И. — анкетирование студентов, статистическая обработка и анализ результатов. Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи. Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи. Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Поступила: 10.05.2022 / Принята к печати: 04.08.2022 / Опубликована: 30.09.2022
Irina G. Kretova, Olga V. Belyaeva, Olga A. Vedyasova, Snezhanna I. Pavlenko
The analysis of students^ attitude to healthy lifestyle and reproductive health care
Samara National Research University, 443086, Samara, Russian Federation
Introduction. In connection with low competency of young people in the issue of life safety it is relevant to analyze entirely the students' attitude to healthy lifestyle. Also it is important to assess the students' knowledge about reproductive health and ways of keeping it well.
Materials and methods. The authors undertook questionnaire method and asked anonymously seven hundred sixty three students of Samara National Research University. Survey consists of 38 questions regarding students' age, leisure time, academic performance and influence of the process of education on health, family social status, attitude to sport, psychoactive substances. Also students were asked about their knowledge of healthy lifestyle components, sexually transmitted infections, possibility of prevention and contraception.
Results. The authors found out that young men do sports more often than girls. Also boys use more often cold training and eat regularly. Every tenth girl has a lack sleep, sleep duration is less than 5—6 hours. 30% of boys and girls drink alcohol two or three times a month, 35% of students smoke. 12.45% of young people (men and women) experimented with drugs. Peculiarities of students 'sexual behaviour are early beginning of sexual intercourse and frequent changing of sexual partners. The authors revealed low level of students' knowledge about contraception, sexually transmitted infections and its sequela, preventive measures. Limitations. Only students of Samara National Research University were involved into this investigation except students of Biology Faculty (because they are more informed in the field of healthy life style and reproductive health) and students who do sports professionally or who have chronic diseases. Conclusion. The problem of reproductive health care and primary prevention of sexually transmitted infections can t be solved only by medical staff. Correction of risky behaviour is an interdisciplinary challenge that demands comprehensive approach focused on group and social norm changing. Universities must play
Original article
an important role in this issue making it possible for professors to have classes of academic discipline such as «Family health», « Fundamentals of Medicine» where qualified professors with higher medical education can discuss with students the issue of reproductive behavior.
Keywords: students; healthy lifestyle; reproductive health
Compliance with ethical standards. The research is based on information that is given by student volunteers according to bioethical principles that are mentioned in Declaration of Helsinki elaborated by World Medical Association (confirmed by protocol number 3 of session on bioethics of Faculty of Biology of Samara National Research University dated June 20, 2020).
Consent of participants. Each participant of the study gave informed voluntary written consent to participate in the study and publish personal medical information in an impersonal form in the journal "Gigiena i Sanitariya (Hygiene and Sanitation, Russian journal)".
For citation: Kretova I.G., Belyaeva O.V., Vedyasova O.A., Pavlenko S.I. The analysis of students' attitude to healthy lifestyle and reproductive health care. Gigiena i Sanitariya (Hygiene and Sanitation, Russian journal). 2022; 101(9): 1080-1085. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-9-1080-1085 https://www.elibrary.ru/uymwup (In Russian)
For correspondence: Irina G. Kretova, MD, PhD, DSci., Professor, Professor at the Department of human and animal physiology, Samara National Research University, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: kretova.ig@ssau.ru
Information about authors:
Kretova I.G., https://orcid.org/0000-0002-8033-9260 Belyaeva O.V., https://orcid.org/0000-0002-7924-5611 Vedyasova O.A., https://orcid.org/0000-0002-3392-6112 Pavlenko S.I., https://orcid.org/0000-0001-5506-5328
Contribution: Kretova I.G. — the idea and research design, writing text, editing; Belyaeva O.V. — data collecting, carrying out a survey among the students; Vedyasova O.A. — analyzing of experimental data, writing text; Pavlenko S.I. — carrying out a survey among the students, statistical processing and results analyzing. All authors are responsible for the integrity of all parts of the manuscript and approval of the manuscript final version. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgment. The investigation was not sponsored
Received: May 10, 2022 / Accepted: August 04, 2022 / Published: September 30, 2022
Введение
Основой устойчивого развития и национальной безопасности любого общества и государства является здоровье подрастающего поколения. Дети и подростки — это сегодняшние инвестиции в общество будущего. От здоровья детей и того, каким образом обеспечивается их рост и развитие начиная с периода отрочества и до достижения ими зрелого возраста, будет зависеть качество их жизни, уровень здоровья последующих поколений. К сожалению, неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков наблюдаются и в настоящее время [1, 2]. В связи с этим один из главных резервов повышения здоровья нации — формирование культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения [3, 4].
В решении этой задачи значимую роль играют образовательные учреждения всех уровней, в которых обучающиеся проводят много времени и где происходит активное становление и развитие личности молодых людей [1, 5—7]. Важнейшее место среди таких организаций принадлежит высшим учебным заведениям, однако проблема ведения студентами здорового образа жизни, несмотря на широкую его пропаганду, до сих пор существует, так как в студенческой среде достаточно широко распространены различные факторы риска для здоровья. К последним относятся потребление психоактивных веществ, интернет-зависимость, раннее начало половой жизни, рискованное сексуальное поведение, стабильно высокие показатели абортов, отсутствие должной мотивации к ведению здорового образа жизни и самоорганизации [8-15].
Одной из важнейших составляющих здоровья человека является его репродуктивное здоровье. Нивелирование традиционных морально-этических ценностей, снижение роли семьи как регулятора поведения молодых людей, недостатки в решении вопросов их воспитания, просвещения и организации досуга привели к широкому распространению в Российской Федерации, как и во всём мире, инфекций, передающихся половым путём (ИППП), ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, а также к увеличению числа беременностей и родов в раннем репродуктивном возрасте, что может привести к нарушению репродуктивного здоровья [16, 17]. Как известно, подростковый возраст и период юношества -это критические этапы онтогенеза человека в плане приобретения знаний и навыков в области охраны собственного здоровья, утверждения моральных ценностей, которые могут сохраниться на всю жизнь. К сожалению, в настоящее время отмечается низкая компетентность подростков в вопросах формирования репродуктивного здоровья [18-20].
Цель исследования — комплексный анализ отношения студентов к здоровому образу жизни и своему здоровью, оценка знаний обучающихся о репродуктивном здоровье и путях его сохранения.
Материалы и методы
В 2019—2021 гг. было проведено анонимное анкетирование 763 студентов (338 юношей и 425 девушек) в возрасте от 16 до 24 лет (в среднем 19,68 ± 1,15 года) Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва. В исследовании участвовали студенты Социально-гуманитарного института (психологический факультет — 105 человек, социологический — 101, филологический — 102, исторический — 122 человека), Естественнонаучного института (механико-математический факультет — 138 человек, физический — 110) и Института экономики и управления (85 студентов). Использовали специально разработанную анкету, содержащую 38 вопросов, касающихся возраста студентов, социального статуса семьи, отношения к спорту, психоактивным веществам. Часть вопросов была посвящена исследованию досуга, успеваемости, влияния процесса обучения на здоровье. Кроме того, оценивали знания студентов о составляющих здорового образа жизни, ИППП и возможностях их профилактики, средствах контрацепции.
К исследованию привлекались, по принципу добровольности, студенты, которые не занимались профессионально спортом, не имели хронических заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, не страдали сахарным диабетом и другими нарушениями обменных процессов. В исследование не включены студенты биологического факультета, поскольку они более информированы в области здорового образа жизни и репродуктивного здоровья.
Статистическую обработку данных проводили с применением пакетов программы Statistica 6.1 и электронных таблиц Microsoft Excel 2003. Результаты исследования представлены в процентах. Статистически значимыми считали различия приp < 0,05.
Результаты
Выявлено, что большая часть респондентов (530; 69,5%) являлись городскими жителями и проживали в квартире со всеми удобствами, 177 (23,2%) человек — в общежитии, остальные — на съёмной жилплощади. Имели полную семью и проживали вместе с обоими родителями 545 (71,4%) обучающихся, у остальных родители состояли в разводе.
Оригинальная статья
Таблица 1 / Table 1
Результаты опроса студентов о влиянии процесса обучения в вузе на состояние здоровья Students' survey results on influence of educational process on health
Варианты ответов Response options Юноши / Young men n = 338 Девушки / Young women n = 425
n % n %
Вуз не влияет на здоровье / Education and institution don't influence the health 127 37.57 135 31.76
Вуз влияет положительно / Education and institution influence positively 62 18.34 57 13.41
Вуз влияет отрицательно / Education and institution influence negatively 82 24.26 146 34.36
Не знаю / I don't know 67 19.83 87 20.47
У 185 опрошенных высшее образование имели оба родителя, у 178 — один из родителей, наличие среднего образования у обоих родителей отметили 44,3% студентов, на неполное среднее образование родителей указал 61 (8,0%) человек.
Изучение мнения студентов о влиянии процесса обучения в вузе на их здоровье показало, что оценки обучающихся разного пола не совпадают (р = 0,01). По мнению большинства юношей (55,91%), обучение в университете либо не оказывает негативного воздействия на здоровье, либо влияет положительно, и наоборот, по мнению многих девушек, интенсивная нагрузка, типичная для вузовского обучения, не способствует сохранению здоровья (табл. 1). При этом характерно, что практически каждый четвёртый студент затруднялся с ответом на данный вопрос.
Исследование организации мероприятий, направленных на сохранение здоровья обучающихся, показало, что юноши чаще занимаются спортом, чем девушки (63,61 и 37,88%; p < 0,001), в два раза чаще используют закаливающие процедуры ^ < 0,001) и соблюдают режим питания (32,54 и 25,65%; p < 0,05). Причём большинство юношей (65,38%) предпочтение отдают трёх- или четырёхразовому питанию, в то время как 41,65% девушек питаются дважды в день ^ < 0,001). Санитарно-гигиеническим процедурам больше времени отводят девушки (70,82 и 50,59%; p < 0,001). Но в то же время отмечено, что у каждой десятой девушки продолжительность
Таблица 2 / Table 2 Результаты опроса студентов о занятиях в свободное время Students' survey results on leisure time
Юноши Девушки
Варианты ответов Young men Young women
Response options n = 338 n = 425
n % n %
Спортивный зал / Gym 201 59.47* 147 34.59
Театр / Theatre 28 8.28 66 15.53*
Ночной клуб / Night club 44 13.02 70 16.47
Самообразование / Self-education 135 39.94 187 44.00
Интернет / Internet 248 73.4 332 78.12
Общение с друзьями 71 21.00 108 25.41
Socializing with friends
Нет ответа / No answer 2 0.59 2 0.47
Примечание. Здесь и в табл. 4, 6: по условиям анкетирования можно было отмечать до трёх любимых видов досуга; проценты вычислены от общего числа ответивших на каждый вопрос, соответственно сумма более 100%.
Здесь и в табл. 3—5: * — различия между юношами и девушками (p < 0,001).
Note. Here and in Table 4, 6: according to the conditions of the survey, it was possible to mark up to three favorite types of leisure; percentages are calculated from the total number of respondents who answered each question, respectively, the amount is more than 100%. Here and in Table 3-5: * - differences between boys and girls (p < 0.001).
сна составляет менее 5 ч, у 44,00% — 5—6 ч. Юноши отводят сну более продолжительный период времени: по 7—8 ч спят 53,85%, а 9,17% молодых людей спят по 9—10 ч.
Девушки чаще посещают театр, а юноши — спортивные залы (табл. 2). Самообразованию, общению с друзьями, интернету посвящают своё свободное время практически одинаковое число студентов обоих полов.
Исследование отношения обучающихся к психоактивным веществам выявило ряд различий между юношами и девушками (табл. 3). Например, удельный вес лиц, часто употребляющих алкоголь, и лиц, вовсе его не употребляющих, выше среди юношей. Преобладающая частота употребления алкоголя обследованными девушками-студентками — от 2—3 раз в год до одного раза в месяц, что отражает низкий уровень данного пристрастия. Удельный вес студентов и студенток, имеющих пристрастие к табакокурению, примерно одинаков, однако девушки по сравнению с юношами выкуривают меньшее число сигарет за день. Негативное отношение к наркотикам продемонстрировали большинство студентов (см. табл. 3), однако число лиц, которые ни разу не пробовали наркотики и не собираются этого делать, среди девушек всё же больше ^ < 0,05). Также следует отметить такой опасный для общества факт: 12,45% всех опрошенных студентов хотя бы один раз пробовали наркотики. Причины, толкающие молодёжь на употребление наркотических средств, весьма многочисленны (табл. 4), что подтверждает необходимость проведения профилактики данной формы рискованного поведения.
В результате исследования установлено, что причиной начала потребления психоактивных веществ для каждого четвёртого студента (как среди юношей, так и среди девушек) является любопытство, практически каждый третий делает это за компанию и из желания расслабиться. Варианты ответа «для удовольствия» отмечены у 27,47% юношей и 14,77% девушек ^ < 0,001). Каждый четвёртый-пятый студент (студентка) предпочитает игнорировать этот вопрос.
Характеристика полового поведения современных студентов представлена в табл. 5. Выявлено, что девушки чаще находятся в зарегистрированном или гражданском браке, имеют постоянного партнёра. Однако если в группе 18-летних студентов сексуальных контактов не было у 42,0% девушек и у 21,0% юношей, то в старшие возрастные периоды проценты сравнялись. Эти результаты согласуются с данными, полученными другими авторами. Например, по сведениям И.С. Савельевой [21], несмотря на то, что большинство девушек предпочитают моногамные отношения, к 19 годам уже имеют половые контакты с 2—6 партнёрами. Подобные результаты представлены также в работах зарубежных исследователей [22, 23].
Особенностями сексуального поведения студентов является более раннее начало половых отношений и частая смена половых партнёров у юношей. Так, средний возраст полового дебюта у молодых людей составляет 16,37 ± 0,16 года, у девушек — 17,11 ± 0,08 года ^ < 0,001). На момент проведения анкетирования юноши находились в интимных отношениях с большим количеством партнёров, чем девушки (4,78 ± 0,38 и 2,30 ± 0,12 соответственно; p < 0,001). Кроме того, частота
Original article
Таблица 3 / Table 3 Отношение студентов к психоактивным веществам Students' attitude to drugs
Варианты ответов Response options Юноши Young men n = 338 Девушки Young women n = 425
n % n %
Потребление алкоголя: Drinking alcohol:
никогда never 39 11.54* 20 4.71
2-3 раза в год two-three times a year 74 21.89 109 25.65*
1 раз в мес once a month 59 17.46 128 30.12*
2-3 раза в мес two-three times a month 120 35.50 141 33.18
1 раз в нед опто a week 44 13.02* 25 5.88
ежедневно every day 2 0.59 2 0.47
Табакокурение: Smoking:
не курит non-smoker 214 63.31 273 64.24
менее 1 сигареты в мес less than 1 cigarette a month 32 9.47 61 14.35*
1 сигарета в сутки 1 cigarette per day 5 1.48 17 4.00*
1-3 сигареты в сутки 1-3 cigarettes per day 23 6.80 27 6.35
3-10 сигарет в сутки 3-10 cigarettes per day 42 12.43* 40 9.41
более 10 сигарет в сутки more than 10 cigarettes per day 22 6.51* 7 1.65
Употребление наркотических препаратов: Drug use:
не пробовал и не собирается drug free without any interest to drugs 255 75.44 358 84.24*
не пробовал, но есть интерес drug free with some interest to drugs 8 2.37 26 6.12*
пробовал 1 раз used once 59 17.46 36 8.47*
реже 1 раза в мес used less than once a month 14 4.14 5 1.18*
1 раз в месяц и чаще опто a month and more 1 0.30 - -
еженедельно и чаще every week and more 1 0.30 - -
Таблица 4 / Table 4 Причины начала потребления психоактивных веществ студентами
Reasons of using drugs among students of both genders
Варианты ответов Response options Юноши Young men n = 338 Девушки Young women n = 425
n % n %
Любопытство Curiosity 85 26.23 109 26.39
За компанию Together with friends 88 27.16 135 32.68
Под давлением сверстников Under pressure of peers 10 3.08 10 2.42
Для удовольствия For joy and fun 89 27.47* 61 14.77
Для уверенности For confidence 10 3.08 13 3.14
Чтобы казаться взрослым To seem like an adult 10 3.08 16 3.87
Для снятия напряжения For stress relief 81 25.00 115 27.84
Способ убить время Way of killing the time 47 14.51* 19 4.60
Под влиянием рекламы Impact of advertising 5 1.54 7 1.69
Желание расслабиться For relaxing 112 34.57 141 34.14
Протест по отношению к близким людям Protest to family and closest people 9 2.18
Подражание авторитетам Imitation of opinion leaders 3 0.92 4 0,97
Нет ответа / No answer 73 22.53 109 26.39
Таблица 5 / Table 5 Характеристика полового поведения студентов Description of students' sexual behavior
Варианты ответов Response options Юноши Young men n = 338 Девушки Young women n = 425
n % n %
Сексуальных контактов не было There was no sexual experience 64 19.05 109 25.95*
Брак зарегистрирован Registered marriage 1 0.30 11 2.62
Постоянный партнёр Constant partner 91 27.08 129 30.71*
Гражданский брак Civil marriage 5 1.49 16 3.81
Не замужем или не женат Single 150 44.64 134 31.91
Половая жизнь в настоящее время отсутствует There is no sexual activity now 25 7.44 21 5.00
Оригинальная статья
Таблица 6 / Table 6 Осведомлённость студентов об осложнениях ИППП Students' awareness of sexually transmitted infections sequela
Юноши Девушки
Варианты ответов Young men Young women
Response options n = 338 n = 425 p
n % n %
Бесплодие 121 35.80 286 67.29 < 0.001 Infertility
Воспаление придатков 42 12.43 95 22.35 < 0.001 Adnexal affection
Рак шейки матки 76 22.49 210 49.41 < 0.001 Carcinoma of cervix
Другие проблемы 48 14.20 87 20.47 < 0.05
(внематочная
беременность)
Other health problems
(extrauterine pregnancy)
Не знает I don't know
150 44.38 86 20.24 < 0.001
смены половых партнёров за год у юношей также выше по сравнению с девушками (1,75 ± 0,14 и 1,13 ± 0,05 соответственно; p < 0,001).
Причиной полового дебюта у студентов обоего пола чаще было взаимное желание (62,31% у юношей и 75,00% у девушек; p < 0,001), у молодых людей — собственное желание (24,23% против 10,92% у девушек; p < 0,001) и любопытство (8,46 и 4,23% соответственно;p < 0,001), у девушек — уступка партнёру (4,58%). Согласно литературным данным, у юношей первая сексуальная связь в 19,2% случаев происходит со случайной девушкой [21], первый сексуальный опыт приобретают в браке всего 7,1% молодых людей обоего пола [14].
При анкетировании был выявлен низкий уровень знаний студентов о средствах контрацепции. Так, о барьерных контрацептивах слышали 62,5% юношей и 65,8% девушек; информацией о гормональной контрацепции, прерванном половом акте и физиологическом способе девушки владеют в большей мере, чем юноши (51,9 и 72,7% ^ < 0,001); 47,5 и 62,0% ^ < 0,001); 22,1 и 31,6% ф = 0,004) соответственно). Парадоксально, но только 68,34% юношей и 80,24% девушек знают, что презерватив является средством защиты и от ИППП, и от нежелательной беременности.
Удельный вес студентов, сообщивших при анонимном анкетировании о наличии у них в анамнезе таких заболеваний, как трихомониаз, уреаплазмоз, хламидиоз, составил 5,4% (16 юношей и 25 девушек). К сожалению, большинство опрошенных студентов имеют низкий уровень осведомлённости об инфекциях, передающихся половым путём, а также об осложнениях, возникающих после перенесённых ИППП (табл. 6).
Если о бесплодии как осложнении ИППП слышали каждый третий юноша и две трети девушек, то об осложнениях воспалительного характера и внематочной беременности только 12—14 и 20—23% студентов соответственно. В группе студентов, вообще ничего не знающих об ИППП и их осложнениях, оказалась почти половина опрошенных юношей и каждая пятая опрошенная девушка.
Обсуждение
Результаты проведённого исследования показали низкий уровень соблюдения студентами университета норм здорового образа жизни. Отмечаются недостаточная физическая активность обучающихся, несоблюдение режима дня и санитарно-гигиенических правил, отсутствие полноценного питания, недостаток сна. Каждый третий юноша и девушка потребляют алкоголь 2—3 раза в месяц, более трети студентов
курят. Среди обследованных отмечаются лояльное отношение к добрачной половой жизни, сексуальная раскованность, ослабление установок на создание семьи и деторождение, что согласуется с данными других исследователей [15]. Совершенно очевидно, что употребление наркотических и психотропных средств (причём выявлен высокий процент их использования ради удовольствия или желания расслабиться), раннее начало половой жизни, сексуальная раскованность, частая смена половых партнёров являются факторами риска заражения ИППП в подростковом и юношеском возрасте. По данным большинства исследователей, низкий уровень сексуального и общего образования является основным фактором, способствующим заражению ИППП [17, 19].
Проблема приобщения молодёжи к здоровому образу жизни актуальна не только для Российской Федерации. В зарубежных странах с конца XX века в связи с широким распространением ВИЧ-инфекции начала активно развиваться новая междисциплинарная наука — превентология, главными задачами которой являются формирование начиная с детского возраста мотиваций к здоровому образу жизни и предупреждение саморазрушающего поведения [24—26]. Кроме того, в Европе принята концепция позитивного здоровья, в которой делается акцент на воспитании здорового человека, приобщении с детских лет к здоровому образу жизни, а не только на лечении уже имеющегося заболевания. К основным элементам позитивного здоровья относятся: ежедневная физическая активность, соблюдение режима дня, позитивное настроение, психическое здоровье, социальная активность, профилактика ИППП, то есть те факторы, которые во всём мире входят в понятие здорового образа жизни [26].
Возникает вопрос: кто, какие службы должны заниматься вопросами охраны репродуктивного здоровья молодёжи и первичной профилактикой ИППП? В связи с тем, что вопросы репродуктивного здоровья, профилактики ИППП в вузах не освещаются, школьные учителя не имеют полной и достоверной информации по данной проблеме и не могут донести учебный материал до подростков [26, 27]. Поэтому большинство современных подростков пытаются самостоятельно получить сведения из интернета, СМИ, периодической печати, но данные из этих источников не всегда носят профилактический характер. Качественную информацию по репродуктивному здоровью, естественно, могут предоставлять врачи, но большей частью подростки попадают к ним тогда, когда возникают проблемы.
Ограничения исследования. К исследованию привлекали студентов одного вуза, за исключением студентов биологического факультета (поскольку они более информированы в области здорового образа жизни и репродуктивного здоровья) и тех обучающихся, которые профессионально занимались спортом или имели какие-либо хронические заболевания.
Заключение
Таким образом, проведённое исследование выявило у студентов университета отсутствие необходимой ориентации на здоровый образ жизни и показало низкий уровень знаний обучающихся о репродуктивном здоровье и способах его сохранения. При этом установлено, что число видов рискованного поведения в отношении репродуктивного здоровья у обследованных юношей выше, чем у девушек. Поскольку вопросы сохранения репродуктивного здоровья и первичной профилактики ИППП не могут быть решены усилиями лишь медицинских работников, коррекция рискованного поведения всё больше приобретает статус междисциплинарной проблемы, предусматривающей комплексный подход к выявлению изменений групповых и социальных норм здорового образа жизни. Значительная роль в этом процессе должна отводиться вузам, которым желательно включать в учебный план дисциплины «Здоровье семьи», «Основы медицинских знаний», позволяющие педагогам с высшим медицинским образованием обсуждать вопросы репродуктивного поведения молодёжи.
Original article
Литература (п.п. 22-24, 27 см. References)
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Значение здоровья подростков в формировании их гармоничного развития. Гигиена и санитария. 2015; 94(6): 58—62.
2. Попов В.И. Гигиеническая характеристика подходов, характеризующих возрастные особенности и показатели здоровья детей, подростков и молодежи. Здравоохранение Российской Федерации. 2019; 63(4): 199-204. https://doi.org/10.18821/0044-197X-2019-63-4-199-204
3. Кучма В.Р., Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков как раздел профилактической медицины. Гигиена и санитария. 2015; 94(6): 66-70.
4. Дорофеев С.Б., Бабенко А.И. Национальные стратегии формирования здорового образа жизни населения. Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59(6): 44-7.
5. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Макарова А.Ю. Организация профилактической работы в образовательных учреждениях. Гигиена и санитария. 2015; 94(1): 5-8.
6. Кучма В.Р. Формирование здорового образа жизни детей и единого профилактического пространства в образовательных организациях: проблемы и пути решения. Гигиена и санитария. 2015; 94(6): 20-5.
7. Буйнов Л.Г., Айзман Р.И., Герасев А.Л., Сорокина Л.А., Плахов Н.Н., Шангин А.Б. Здоровьеобразующее образование — одна из важнейших задач современности. Гигиена и санитария. 2018; 97(9): 869-72. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-9-869-872
8. Пузанова Ж.В., Чеховских И.В. Здоровый образ жизни: понимание и отношение студенческой молодежи (по результатам фокус-групповых исследований). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014; (4): 135—50.
9. Пузанова Ж.В., Вялов И.С. Условия обучения в вузе и их влияние на здоровье студентов. Общество, социология, психология, педагогика. 2014; (4): 12-4.
10. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета. Гигиена и санитария. 2015; 94(9): 18-20.
11. Елгина С.И., Кондратова Л.А. Беременность и роды у юных. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2020; 16(2): 70-7. https://doi.org/10.33029/1816-2134-2020-16-1-70-77
12. Петров Ю.А., Купина А.Д. Алкоголь и репродуктивное здоровье девочек-подростков (обзор литературы). Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2020; 16(4): 66-77. https://doi.org/10.33029/1816-2134-2020-16-4-66-77
13. Петров Ю.А., Купина А.Д. Отношение студентов медицинского вуза к проблеме охраны репродуктивного здоровья. Репро-
дуктивное здоровье детей и подростков. 2020; 16(2): 22—31. https://doi.org/10.33029/1816-21342020-16-1-22-31
14. Маркова Н.В., Рютин С.Г. Здоровье студенческой молодежи: современные тенденции. Современные наукоемкие технологии. 2020; (3): 168-72. https://doi.org/10.17513/snt.37961
15. Давыденко Л.А., Латышевская Н.И., Беляева А.В. Половое поведение и репродуктивные установки девочек-подростков в условиях социально-экономической трансформации общества: гигиенические и социальные аспекты. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2019; 15(3): 81-8. https://doi.org/10.24411/1816-2134-2019-13008
16. Рахматулина М.Р., Малова И.О., Соколовский Е.В. Инфекции, передаваемые половым путем, у детей и подростков. Педиатрия. 2020; (1): 143-9. https://doi.org/10.24110/0031-403X-2020-99-1-143-149
17. Таенкова И.О., Троценко О.Е., Балахонцева Л.А., Таенкова А.А., Базыкина Е.А. Системная оценка уровня осведомленности подростков и молодежи о ВИЧ-инфекции — дополнительный резерв в выборе приоритетов и источников медико-санитарного просвещения. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2021; 17(3): 57-63. https://doi.org/10.33029/1816-2134-2021-17-3-57-63
18. Шевлюкова Т.П., Фольц Н.В., Хасанова В.В., Боечко Д.И. Репродуктивное здоровье в подростковом возрасте. Смоленский медицинский альманах. 2017; (4): 92-5.
19. Филькина О.М., Воробьева Е.А., Малышкина А.И. Информированность подростков о репродуктивном здоровье. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2019; 15(3): 5 — 10. https://doi.org/10.24411/1816-2134-2019-13001
20. Шелемех К.Е., Петров Ю.А. Поколение Ъ — прорыв в будущее или гинекологическая катастрофа? Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2020; 16(2): 85-92. https://doi.org/10.33029/1816-2134-2020-16-1-85-92
21. Савельева И.С., Волкова О.И., Городничева Ж.А. Репродуктивное поведение и репродуктивное здоровье глазами подростков: потребности и нужды. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2006; (4): 23-3.
25. Красносельских Т.В., Соколовский Е.В. Стратегии и методологические основы профилактики инфекций, передаваемых половым путём, в субпопуляциях повышенного поведенческого риска заражения. Вестник дерматологии и венерологии. 2016; (1): 21-31.
26. Кучма В.Р., Нарышкина Е.В. Школьная и университетская медицина в Европе: состояние, проблемы и пути решения (некоторые итоги XIX Европейского конгресса по школьной и университетской медицине). Педиатрия. 2018; 97(5): 217-23. https://doi.org/10.24110/0031-403X-2018-97-5-217-223
References
1. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Rapoport I.K. The value of the health of adolescents in shaping their harmonious development. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russianjournal). 2015; 94(6): 58—62. (in Russian)
2. Popov V.I. Hygienic characteristics of approaches, characterizing the age features and health indicators of children, adolescents and youth. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2019; 63(4): 199-204. https://doi.org/10.18821/0044-197X-2019-63-4-199-204 (in Russian)
3. Kuchma V.R., Sukharev A.G. Hygiene of children and adolescents as part of preventive medicine. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal). 2015; 94(6): 66-70. (in Russian)
4. Dorofeev S.B., Babenko A.I. The national strategies of formation of healthy life-style of population. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59(6): 44-7. (in Russian)
5. Kuchma V.R., Sokolova S.B., Rapoport I.K., Makarova A.Yu. The organization of the preventive work in educational institutions: problems and solutions. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal). 2015; 94(1): 5-8. (in Russian)
6. Kuchma V.R. Hygiene of children and teenagers in the formation of health of the nation. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal). 2015; 94(6): 20-5. (in Russian)
7. Buynov L.G., Ayzman R.I., Gerasev A.L., Sorokina L.A., Plakhov N.N., Shangin A.B. Health-forming education - one of the most important tasks of modernity. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal). 2018; 97(9): 869-72. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-9-869-872 (in Russian)
8. Puzanova Zh.V., Chekhovskikh I.V. Healthy lifestyle: perceptions and attitudes of students (the results of a focus group research). Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. 2014; (4): 135-50. (in Russian)
9. Puzanova Zh.V., Vyalov I.S. The conditions of higher school education and their influence on students' health. Obshchestvo, sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2014; (4): 12-4. (in Russian)
10. Kartysheva S.I., Popova O.A., Grosheva E.S. Self-assessment of health status and lifestyle among students of pedagogical university. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal). 2015; 94(9): 18-20. (in Russian)
11. Elgina S.I., Kondratova L.A. Pregnancy and childbirth in youth. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov. 2020; 16(2): 70-7. https://doi.org/10.33029/1816-2134-2020-16-1-70-77 (in Russian)
12. Petrov Yu.A., Kupina A.D. Alcohol and reproductive health in adolescent (literature review). Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov. 2020; 16(4): 66-77. https://doi.org/10.33029/1816-2134-2020-16-4-66-77 (in Russian)
13. Petrov Yu.A., Kupina A.D. Attitude of medical high school students to the problem of the reproductive health protection. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov. 2020; 16(2): 22-31. https://doi.org/10.33029/1816-21342020-16-1-22-31 (in Russian)
14. Markova N.V., Ryutin S.G. Health of student youth: modern trends. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2020; (3): 168-72. https://doi.org/10.17513/snt.37961 (in Russian)
15. Davydenko L.A., Latyshevskaya N.I., Belyaeva A.V. Sexual behavior and reproductive installations of adolescence girls in the conditions of social and economic transformation of society: hygienic and social aspects. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov. 2019; 15(3): 81-8. https://doi.org/10.24411/1816-2134-2019-13008 (in Russian)
16. Rakhmatulina M.R., Malova I.O., Sokolovskiy E.V. Sexually transmitted infections in children and adolescents. Pediatriya. 2020; (1): 143-9. https://doi.org/10.24110/0031-403X-2020-99-1-143-149 (in Russian)
17. Taenkova I.O., Trotsenko O.E., Balakhontseva L.A., Taenkova A.A., Bazykina E.A. Systemic assessment of the awareness of adolescents and youth about hiv-infection - an additional reserve in the choice of priorities and sources of health education. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov. 2021; 17(3): 57-63. https://doi.org/10.33029/1816-2134-2021-17-3-57-63 (in Russian)
18. Shevlyukova T.P., Fol'ts N.V., Khasanova V.V., Boechko D.I. Reproductive health in adolescent age. Smolenskiy meditsinskiy al'manakh. 2017; (4): 92-5. (in Russian)
19. Fil'kina O.M., Vorobeva E.A., Malyshkina A.I. The awareness of adolescents on reproductive health and the technology of its improvement. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov. 2019; 15(3): 5-10. https://doi.org/10.24411/1816-2134-2019-13001 (in Russian)
20. Shelemekh K.E., Petrov Yu.A. Generation Z - breakthrough to the future or gynecological disaster? Reproduktivnoe zdorov'e detey ipodrostkov. 2020; 16(2): 85-92. https://doi.org/10.33029/1816-2134-2020-16-1-85-92 (in Russian)
21. Savel'eva I.S., Volkova O.I., Gorodnicheva Zh.A. Reproductive behavior and reproductive health through the eyes of adolescents: needs and needs. Reproduktivnoe zdorov'e detey ipodrostkov. 2006; (4): 23-3. (in Russian)
22. Darj E., Mirembe F.M., Rassjo E.B. STI-prevalence and differences in social background and sexual behavior among urban and rural young women in Uganda. Sex. Reprod. Healthc. 2010; 1(3): 111-5. https://doi.org/10.1016/j.srhc.2010.03.001
23. Ljubojevic S., Lipozencic J. Sexually transmitted infections and adolescence. Acta Dermatovenerol Croat. 2010; 18(4): 305-10.
24. Katz D.L., Elmore J.G., Wild D.M.G., Lucan S.C., eds. Jekel's Epidemiology, Biostatistics, Preventive Medicine and Public Health. Philadelphia: Saunders; 2014.
25. Krasnosel'skikh T.V., Sokolovskiy E.V. Strategies and methodological basics for prevention of sexually transmitted infections in the high-risk subpopulations. Vestnik dermatologii i venerologii. 2016; (1): 21-31. (in Russian)
26. Kuchma V.R., Naryshkina E.V. School and university medicine in Europe: state, issues and solutions (some results of XIX European congress on school and university medicine). Pediatriya. 2018; 97(5): 217-23. https://doi.org/10.24110/0031-403X-2018-97-5-217-223 (in Russian)
27. Ekstrand M., Engblom C., Larsson M., Tyden T. Sex education in Swedish schools as described by young women. Eur. J. Contracept. Reprod. Health Care. 2011; 16(3): 210-24. https://doi.org/10.3109/13625187.2011.561937