Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОТЛИЧИЙ ЗАКУПОК ИТОБОРУДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКАЗЧИКАМИ'

АНАЛИЗ ОТЛИЧИЙ ЗАКУПОК ИТОБОРУДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКАЗЧИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
информационные системы и технологии / торговля / закупки / ИТ-оборудование / государство / IT. / information systems and technologies / trade / procurement / IT equipment / government / IT.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свищёв А.В., Казарян М.А.

Всем предприятиям время от времени требуется обновить и/или расширить парк ИТ-оборудования. В данной статье будет разобраны: понятие закупки, причины и цели покупки нового оборудования, указана разница между государственными и негосударственными заказчиками, а также исследованы и проанализированы отличия процессов закупки ИТ-оборудования государственными и негосударственными заказчиками по таким критериям как: Объем закупок и требуемый тип оборудования, Затраты на ИТ инфраструктуру, Регуляторы закупок, Способ определения поставщика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Свищёв А.В., Казарян М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DIFFERENCES IN PURCHASING OF IT EQUIPMENT BY GOVERNMENT AND NON-GOVERNMENTAL CUSTOMERS

All businesses need to update and / or expand their IT equipment from time to time. This article will analyze: the concept of procurement, the reasons and purposes for the purchase of new equipment, the difference between government and non-government customers is indicated, and the differences between the procurement processes of IT equipment by government and non-government customers are investigated and analyzed according to criteria such as: The volume of purchases and the required type of equipment , IT infrastructure costs, Purchasing regulators, Supplier identification method.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОТЛИЧИЙ ЗАКУПОК ИТОБОРУДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКАЗЧИКАМИ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2021

АНАЛИЗ ОТЛИЧИЙ ЗАКУПОК ИТ- ОБОРУДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ЗАКАЗЧИКАМИ

ANALYSIS OF DIFFERENCES IN PURCHASING OF IT EQUIPMENT BY GOVERNMENT AND NON-GOVERNMENTAL CUSTOMERS

УДК 339.146.4

Свищёв А.В., Ассистент кафедры практической и прикладной информатики, МИРЭА-Российский технологический университет (РТУ МИРЭА), Россия, г. Москва

Казарян М.А., Студент, 3 курс, Институт информационных технологий, МИРЭА-Российский технологический университет (РТУ МИРЭА), Россия, г. Москва

A. Svishchev

Kazarian Marina Armenovna, Kazarianmarina007@gmail .com

Аннотация

Всем предприятиям время от времени требуется обновить и/или расширить парк ИТ-оборудования. В данной статье будет разобраны: понятие закупки, причины и цели покупки нового оборудования, указана разница между государственными и негосударственными заказчиками, а также исследованы и проанализированы отличия процессов закупки ИТ-оборудования государственными и негосударственными заказчиками по таким критериям как: Объем закупок и требуемый тип оборудования, Затраты на ИТ- инфраструктуру, Регуляторы закупок, Способ определения поставщика.

Annotation

All businesses need to update and / or expand their IT equipment from time to time. This article will analyze: the concept of procurement, the reasons and purposes for the purchase of new equipment, the difference between government and nongovernment customers is indicated, and the differences between the procurement processes of IT equipment by government and non-government customers are investigated and analyzed according to criteria such as: The volume of purchases and the required type of equipment , IT infrastructure costs, Purchasing regulators, Supplier identification method.

Ключевые слова: информационные системы и технологии, торговля, закупки, ИТ-оборудование, государство, IT.

Key words: information systems and technologies, trade, procurement, IT equipment, government, IT.

В современном мире информационные технологии играют немаловажную роль. Все больше и больше сфер жизни либо частично, либо полностью уже трансформировались в цифровой формат. Просмотр театральной постановки, прослушивание музыки, чтение новостей, обновление гардероба, общение, образование, консультация с врачом и многое другое уже можно реализовать именно посредством ИТ.

Важно понимать, что все привычные сервисы предоставления услуг базируются на каком-либо физическом, чаще всего аппаратном обеспечении. Также стоит отметить, что никакое аппаратное обеспечение не будет служить вечно, периодически необходимо покупать новое.

Проведение закупок является неотъемлемой составляющей деятельности любой организации. Эта деятельность должна быть целостным, системным процессом, цель которого - с наименьшими затратами как сил, так и средств, своевременно получить все те товары, работы и услуги, которые необходимы предприятию.

В ходе данного аналитического обзора будут изучены отличия закупок ИТ- оборудования государственными и негосударственными заказчиками. Для этого в первую очередь необходимо понять, что такое закупка, что такое государственные и негосударственные заказчики, а также стоит детально разобрать, зачем закупать новое оборудование. Анализ будет проводиться по следующим критериям: требуемый тип оборудования, объем закупок, ит- затраты, регуляторы закупок, способ определения поставщика.

Понятие закупки

Закупка — это процесс приобретения товаров, работ и услуг, состоящий в первую очередь из выявления потребности в товаре, работе или услуге, поиска и выбора поставщика, а также заключения и исполнения договора о поставке товара (выполнения работ, оказания услуг). Закупочная деятельность — процесс, целью которого является получение товаров, работ, услуг определенного качества в необходимом количестве в требуемое время и по оптимальной цене.

Причины и цели покупки нового оборудования

ИТ - инфраструктуру любой организации рано или поздно требуется модернизировать. Поскольку, какая бы то ни было модернизация всегда предполагает затраты финансовых средств, возникает необходимость осуществить это наиболее экономически оптимальным способом.

В данном случае максимальный показатель оптимальности потенциально может быть достигнут только при четком осознании и формулировании целей и причин проведения модернизации, ведь именно они определяют сценарий ее осуществления.

Чаще всего цели модернизации ИТ - инфраструктуры следующие:

• снижение затрат на обслуживание и сопровождение нынешней системы посредством перехода на более выгодное с экономической точки зрения решение;

• повышение функциональности информационной системы и расширение спектра выполняемых ею задач;

Причинами могут послужить:

• необходимость в совершенствовании ИС ввиду того, что ее компоненты изжили себя и больше непригодны для использования;

• необходимость в объединении информационных систем двух (или более) структур при их слиянии

• обновление требований к минимальным характеристикам / к уровню безопасности и прочие

Гос. и негос. заказчики

Государственный заказчик — в РФ это государственный орган, орган управления государственным внебюджетным фондом, либо государственное казённое учреждение, действующие от имени РФ или её субъекта, уполномоченное принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством и осуществляющие закупки

Негосударственный заказчик - это представитель достаточно разнообразной группы организаций, в числе которых общественные объединения, иного рода коммерческие и некоммерческие организации, частные предприятия и учреждения и т.п. Если описывать кратко, негосударственный заказчик - антоним государственного

Разобравшись с основными понятиями, а также целями и причинами закупок нового ИТ-оборудования, можем приступать непосредственно к изучению по показателям.

Объем закупок и требуемый тип оборудования

В обоих случаях объем закупки зависит от размеров и особенностей решаемой задачи. Потребность в новой технике может возникнуть, как и у всей организации, так и только у ее части. К примеру, МИ ФНС России по КН №6 23 сентября 2020 проводил аукцион на закупку 110 рабочих станций и 75 ноутбуков. Согласно документации, грузополучателями со стороны заказчика предполагались сразу 3 отделения ФНС: МИ ФНС России по КН №2 6, МРИ ФНС России по КН № 11и МРИ ФНС России по КН № 12. То же отделение ФНС в апреле 2020 года проводила аукцион на закупку всего одного сервера [1][2].

Негосударственные заказчики точно также могут закупать и, например, большое количество серверного и телекоммукационного оборудования для того, чтобы развернуть новый центр обработки данных, и всего один аппарат видеонаблюдения ввиду выхода из строя старого.

Однако, важно отметить, что поскольку некоторая информация является государственной тайной, к ее хранению и обработке предъявлены особые требования, в том числе аппаратные. Закупаемое оборудование должно обеспечивать надлежащую степени безопасности и секретности.

Затраты на ИТ

Согласно источникам [3] и [4], в 2016 году ИТ-бюджеты самых крупных российских негосударственных заказчиков значительно превышали ИТ- бюджеты аналогичных государственных. Топ 5 гос.: ПФР, МВД, Федеральное казначейство, ФНС, Минкомсвязи. Топ 5 негос.: Сбербанк, Газпром, Лукойл, Роснефть, Ростех. Более подробная информация представлена в гистограмме ниже.

100 000 000 000 -

90 000 000 000 -

80 000 000 000 -

70 000 000 000 -

60 000 000 000 -

50 000 000 000 -

40 000 000 000 -

30 000 000 000 -

20 000 000 000 -

10 000 000 000 0

1

Гистограмма 1. ИТ-затраты

Регуляторы закупок

Не считая Гражданского Кодекса РФ и 135-Ф3 «О защите конкуренции», регуляторами закупок у негосударственных заказчиков могут выступать, как и регламентированные нормативные акты, так и условные,

ИТ-затраты

2 3 4 5

гос негос

незапротоколированные договоренности внутри организации, в то время как государственные заказчики вынуждены придерживаться более строгих правил.

Основные правовые и нормативные акты, которые обязательны к соблюдению гос.заказчиками при проведении закупок: Нормативные правовые акты 44-ФЗ, Нормативные правовые акты 223-ФЗ, Национальный режим, Разъяснения законодательства. Данные НПА регулируют все этапы закупки: планирование, мониторинг и аудит закупок, отбор поставщиков, заключение контрактов и их исполнение, контроль. [5]

Важно отметить, что Постановлением Правительства РФ № 616 от 21 июня 2012 г. утверждён перечень продукции, которую гос.заказчик обязан закупать только в электронной форме.

Отдельно стоит рассмотреть вышеупомянутый Национальный режим касательно закупки Ит-оборудования. Согласно постановлению, ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 июля 2019 г. N 878 О МЕРАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, создан единый реестр российской радиоэлектронной продукции, который обязателен к изучению при планировании и осуществлении закупок. Таким образом, гос.заказчики вынуждены отдавать приоритет аппаратному и программному обеспечению отечественных производителей. В случае невозможности соблюсти запрет и ограничение на допуск, гос.заказчик обязан писать обоснование. [6]

Способ определения поставщика

Согласно предыдущему пункту, сфера закупок гос.организациями строго регламентирована и способ определения поставщика не исключение. В зависимости от источника дохода, госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные, и у нее есть положение о закупках.

Негосударственный заказчик в свою очередь волен свободно выбирать поставщика. Доступен вариант целенаправленной покупки у выбранного

конкретного поставщика, а также возможно проведение коммерческого тендера - закупки, которые проводятся коммерческими организациями по своим правилам, не противоречащим ГК РФ и 135-Ф3, и с использованием собственных финансовых средств.

Итог

В результате данного аналитического обзора было выявлено, что процессы закупок ИТ-оборудования государственными и негосударственными заказчиками имеют ряд значительных отличий. Ключевыми особенностями закупок гос.организациями являются большая строгость и жесткий регламент действий, а также ограниченность по сравнению с негос.организациями в свободе выбора. К тому же, бюджеты, выделенные на ИТ у госзаказчиков значительно ниже.

Использованные источники:

1. Общая информация о закупке № 0173100006620000009 [Электронный ресурс] URL: https://zakupki.gov.ru. (Дата обращения: 14.11.2020)

2. Общая информация о закупке № 0173100006620000003 [Электронный ресурс] URL: https: //zakupki .gov.ru (Дата обращения: 14.11.2020)

3. Статья «ИТ-бюджеты федеральных госорганов 2016» [Электронный ресурс] URL: https://www.tadviser.ru (Дата обращения: 05.12.2020)

4. Статья «Крупнейшие ИТ-бюджеты и главные технологические тренды российского рынка. Итоги 2017 года» [Электронный ресурс] URL: https://www.tadviser.ru (Дата обращения: 05.12.2020)

5. Законодательство в сфере закупок [Электронный ресурс] URL: https: //zakupki. gov.ru/epz/main/public/document/view.html?searchString=&sect ionId=1255 (Дата обращения: 07.12.2020)

6. Нормативно-правовые акты, устанавливающие ограничения и условия допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, выполняемых, оказываемых иностранными лицами [Электронный ресурс] URL:

https: //zakupki. gov.ru/epz/main/public/document/view.html?searchString=&sect ionId=967&strictEqual=false (Дата обращения: 07.12.2020)

Used sources

1. General information on procurement No. 0173100006620000009 [Electronic resource] URL: https://zakupki.gov.ru. (Date of treatment: 11/14/2020)

2. General information on procurement No. 0173100006620000003 [Electronic resource] URL: https://zakupki.gov.ru (Date of access: 14.11.2020)

3. Article "IT budgets of federal government agencies 2016" [Electronic resource] URL: https://www.tadviser.ru (Date of access: 05.12.2020)

4. Article "The largest IT budgets and the main technological trends of the Russian market. Results of 2017 "[Electronic resource] URL: https://www.tadviser.ru (Date of access: 05.12.2020)

5. Legislation in the field of procurement [Electronic resource] URL: https: //zakupki. gov.ru/epz/main/public/document/view.html?searchString=&sect ionId=1255 (Date of access: 07.12.2020)

6. Normative legal acts establishing restrictions and conditions for the admission of goods, works, services originating from foreign states, performed, provided by foreign persons [Electronic resource] URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/ document / view.html? searchString = & sectionId = 967 & strictEqual = false (Date accessed: 12/07/2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.