Библиографический список
1. Абрамова К.Л., Шукшина М.Л. Фитнес, аэробика, шейпинг. Москва: ФиС, 2000.
2. Бессен Д.Г, Кушнер РМ. Избыточный вес и ожирение. Профилактика, диагностика, лечение. Москва: БИНОМ, 2004.
3. Войтенко В.П. Здоровье здоровых. Киев: Здоровье, 1991.
4. Букова Л.М., Ковальская И.А., Расолько А.В. Фитнес-программа в коррекции состояния здоровья женщин первого зрелого возраста. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/fitnes-programma-v-korrektsii-sostoyaniyazdorovya-zhenschin-pervogo-zrelogo-vozrasta
5. Венгерова Н.Н. Педагогические технологии фитнес-индустрии для сохранения здоровья женщин зрелого возраста: монография. Санкт-Петербург, 2011. Available at: http://textarchive.ru/c-2162436-pall.html
6. Нестеренко Г.Л., Воронков А.В. Оздоровительная аэробика как средство коррекции фигуры женщин первого зрелого возраста. Современные проблемы науки и образования. - 2015; № 1. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19255
References
1. Abramova K.L., Shukshina M.L. Fitnes, a'erobika, shejping. Moskva: FiS, 2000.
2. Bessen D.G., Kushner R.M. Izbytochnyj ves iozhirenie. Profilakiika, diagnostika, lechenie. Moskva: BINOM, 2004.
3. Vojtenko V.P. Zdorov'ezdorovyh. Kiev: Zdorov'e, 1991.
4. Bukova L.M., Koval'skaya I.A., Rasol'ko A.V. Fitnes-programma v korrekcii sostoyaniya zdorov'ya zhenschin pervogo zrelogo vozrasta. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/fitnes-programma-v-korrektsii-sostoyaniyazdorovya-zhenschin-pervogo-zrelogo-vozrasta
5. Vengerova N.N. Pedagogicheskie tehnologii fitnes-industrii dlya sohraneniya zdorov'ya zhenschin zrelogo vozrasta: monografiya. Sankt-Peterburg, 2011. Available at: http:// textarchive.ru/c-2162436-pall.html
6. Nesterenko G.L., Voronkov A.V. Ozdorovitel'naya a'erobika kak sredstvo korrekcii figury zhenschin pervogo zrelogo vozrasta. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. -2015; № 1. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19255
Статья поступила в редакцию 19.11.21
УДК 371
Dudaev G.S-Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management, A.A. Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF RUSSIAN AND FOREIGN THEORETICAL APPROACHES TO UNDERSTANDING THE PHENOMENON OF TRUST. The research analyzes the most significant approaches to the phenomenon of trust existing in the Russian and foreign research literature. Their consideration is carried out in the context of the modern socio-political and cultural situation, it is proved that at present the interest in this phenomenon is dictated by the peculiarities of the modern world and Russian society development stage. In this regard, the interpretation of the definition of "trust" in various spheres of human activity is considered: business, philosophy, various branches of science. The approaches of various research schools representatives to this phenomenon are investigated. A certain conceptual and methodological pluralism is demonstrated, which is fixed in studies of the corresponding category. The researcher attempts to give a universal definition of the concept "trust" with the help of the analysis of various approaches by studying a wide range of research literature.
Key words: trust, students, humanistic educational paradigm, upbringing.
Г.С-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,
E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА ДОВЕРИЯ
В данной статье анализируются наиболее значимые из существующих в отечественной и зарубежной научно-исследовательской литературе подходов к феномену доверия. Их рассмотрение производится в контексте современной социально-политической и культурной ситуации. Доказывается, что в настоящее время интерес к данному феномену продиктован особенностями этапа развития, на котором находится современное мировое и российское общество. В этой связи рассматривается трактовка дефиниции «доверие» в различных сферах человеческой деятельности: бизнесе, философии, некоторых отраслях современной науки. Исследуются подходы представителей различных научно-исследовательских школ к данному феномену. Демонстрируется определённый понятийный и методологический плюрализм, фиксирующийся в исследованиях, посвящённых соответствующей категории. На основе анализа различных подходов путём изучения широкого круга научно-исследовательской литературы делается попытка дать универсальное определение понятию «доверие».
Ключевые слова: доверие, студенты, гуманистическая образовательная парадигма, воспитание.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что феномен доверия оказывает влияние на все сферы жизни современного человечества. В этой связи становится понятен интерес, проявляемый специалистами, осуществляющими практическую и научно-исследовательскую деятельность в самых различных областях [1 - 13]. Наш научный поиск в целом связан с использованием доверия в процессе взаимоотношений со студентами с целью реализации положений новой гуманистической парадигмы в образовательной практике. Без доверия невозможно построить эффективное взаимодействие, воспитание студентов. В этой связи в образовании данная категория крайне востребована и требует более пристального внимания к себе.
Однако считаем целесообразным прежде всего рассмотреть эту категорию с позиций гуманитарных наук, так как первоначально она в большей степени и была рассмотрена с точек зрения философских, психологических наук.
При этом, однако, на настоящий момент ощущается нехватка работ, посвящённых истории исследования. Кроме того, среди большого числа работ, исследующих те или иные аспекты интересующей нас проблемы [1 - 7; 10; 11; 12], её влияние на общественный прогресс и месту в научной картине мира [8; 13], наблюдается определённый плюрализм в характеристиках понятия «доверие».
Систематизации существующих в науке и практике взглядов на эту проблему, а также восполнению дефицита трудов по истории её изучения посвящена настоящая статья.
Цель данной статьи - выявление и характеристика наиболее значимых теоретических подходов отечественных и зарубежных исследователей к пониманию феномена доверия.
Основные задачи статьи: рассмотреть понятие «доверие»; выделить его сущностные характеристики; определить основные подходы отечественных и зарубежных учёных к определению данного феномена; попытаться дать универсальное определение этого термина.
Степень изученности понятия «доверие» на сегодняшний день позволяет с определённой долей уверенности утверждать, что в обществе оно представляет собой своего рода основу отношений между людьми [13, с. 148]. При этом ведущая функция доверия заключается в обеспечении стабильности и ее продолжительности между членами общества.
При этом представители разных отраслей науки и практики склонны трактовать данную дефиницию различным образом.
Например, в бизнесе доверие трактуется двояко. В первом смысле оно связывается с репутацией и финансовым положением личности, группы лиц или организации. Во втором смысле под этим термином понимается та сумма материальных средств, на которую коммерсант позволяет своему клиенту приобрести товар или услугу, не требуя при этом немедленной оплаты [3, с. 60].
В научных исследованиях внимание интересующей нас категории начало уделяться в Новейшее время. При этом в силу неоднозначности его интерпре-
тации не существует единого определения соответствующего термина. В данной сфере фиксируется определённый плюрализм.
Так, С. Касталдо - английский исследователь, автор работы «Meanings of Trust» (англ. - «Значение доверия»), проанализировав в ней большинство существующих определений термина, указал в качестве его общей черты «разнообразие концептуальных типологий». По С. Касталдо, основной причиной подобного плюрализма является тот факт, что самые разные аспекты и формы доверия зачастую обозначаются одним и тем же немаркированным термином «доверие» (англ. - trust) [4, с. 255].
В целом, проанализировав различные наименования психолого-педагогической литературы, можно говорить о следующих наиболее часто встречающихся трактовках термина «доверие»:
- понимание доверия через действие или поведение, чем подчеркивается роль деятельности субъекта как способа проявления доверия;
- связь доверия с волей, ожиданиями, убеждениями или отношениями между людьми;
- интерпретации доверия, включающие рискованность ситуации принятия тех или иных решений;
- понимание доверия посредством рассмотрения его результатов и последствий.
Понимание доверия через связь с ожиданиями берёт начало в работах одного из ведущих философов современности Ф. Фукуямы. Последний характеризовал доверие как способность предсказывать действия человека, группы или учреждения и надежду на то, что эти действия будут совпадать с ожидаемыми от них. Таким образом, философ понимал доверие как свойство полагаться на других. Таким же образом определил доверие С. Робинсон, понимавший его как ожидание индивидом того, «что будущие действия другого будут выгодными», а также «не нанесут ущерба интересам другого» [12, с. 46].
В связи с темой настоящего исследования определённый интерес вызывает подход, используемый американским психологом А. Зелигманом (род. в 1942 г). Последний рассматривал категорию «доверие» в двух аспектах:
- как ощущение ответственности, обязанности, необходимости, долга, обозначая данную сторону доверия термином trust;
- как значимую степень достоверности, уверенности в завтрашнем дне, применяя для обозначения данной его разновидности понятие confidence.
В первом случае, по А. Зелингману, доверие является персонифицированным доверием к конкретным людям. Во втором оно ассоциируется с определенными социальными институтами и системами [5, с. 82].
Если говорить о понимании доверия как готовности индивида положиться на партнера, став, таким образом, уязвимым для обмана, то, например, в сфере менеджмента данную категорию часто связывают со следующими понятиями: «зависимость»; «риск»; «выгода».
Оно, таким образом, понимается как следствие оценки менеджером своей зависимости от персонала, возможного риска и потенциальной выгоды от решения о доверии [5; 8; 12].
Автором ещё одной небезынтересной концепции доверия является польский социолог Пётр Штомпка (род. в 1944 г). В работах последнего доверие понимается как «ставка в отношении будущих... действий других» [13, с. 45]. То есть доверие необходимо индивиду в случае, если у него нет полного контроля над будущими событиями.
Американский социолог А. Селигмен на страницах работы, озаглавленной «Проблема доверия», прослеживает эволюцию данного феномена на протяжении человеческой истории: от древности до наших дней. На основе этого анализа учёный доказывает, что проблема доверия возникает в ответ на следующие черты человеческого общества, проявляющиеся в ходе его исторического развития:
Библиографический список
- имущественное неравенство;
- связанное с ним социальное неравенство [11, с. 137].
Сообразно своей концепции происхождения доверия он выдвигает и определение данного феномена. По мнению А. Селингмена, доверие представляет собой нечто такое, что входит в социальные отношения в тех случаях, в которых имеется возможность отклонения от ролей и ролевых ожиданий. Зарождается доверие на границе системы, а именно - в её «зазорах», в которых социальные роли его субъектов оказываются подверженными «рассмотрению и интерпретации» [11, с 138].
По мнению Т.П. Скрипкиной, доверие представляет собой такой феномен, которому присущи сходные закономерности возникновения, характеристики, а равно и закономерности функционирования, не связанные непосредственно с тем, в какой сфере существования индивида и общества данный феномен проявляется [12, с. 140]. Иными словами, по мнению данного автора, доверие представляет собой установку по отношению к самому себе, к другому и в целом к социальному миру. Оно позволяет осмыслить способы связи, взаимодействия и возникающие на их основе отношения как между группами, так и между отдельными индивидами, а также различными культурными общностями.
На основе вышеизложенного можно прийти к выводам о том, что доверие представляет собой убеждённость индивида в том, что другому индивиду или иному объекту внешнего мира присущи конкретные характеристики. В их числе могут фигурировать компетентность, надёжность, честность.
Эти характеристики, по убеждению субъекта доверия, должны отражаться в действиях объекта доверия, предпринимаемых в ситуации осознаваемого доверяющим риска.
Выведенный нами вариант определения дефиниции «доверие», конечно, не претендует на некую универсальность. Однако, на наш взгляд, для такого варианта характерна фокусировка на активном компоненте рассмотренного феномена. Последний получает свою реализацию посредством доверительных действий и/или готовности совершить таковые. Доверие, таким образом, отражает готовность индивида или их группы попасть в определённую зависимость от других в ситуациях, связанных с неопределённостью.
Доверие находится в тесной взаимосвязи со следующими понятиями: «забота», «честность», «ответственность», «порядочность».
При этом доверие представляет собой выражение надежд индивида на то, что лица или группы лиц, от каковых он является зависимым в конкретный момент времени, смогут оправдать его ожидания.
Применительно к высшей школе можно отметить на основе анализа публикаций данной проблематики, что доверие рассматривается учёными-педагогами как важный компонент учебно-воспитательного процесса в вузе [14], как механизм повышения учебной мотивации, как фактор преодоления неуспешности в обучении, личностно-профессиональном развитии студентов [15]. При этом доверие характеризуется как источник и как результат наращивания социального капитала преподавателей и студентов, который можно использовать в качестве ресурса повышения качества высшего образования [16].
Научная новизна статьи определяется выявлением основных научно-исследовательских концепций феномена доверия и попыткой дать этому, последнему, обобщающее определение, учитывающее предшествующие наработки учёных и специалистов-практиков.
Теоретическая значимость настоящей статьи заключается в расширении знаний о феномене доверия, его значении в человеческом обществе и истории изучения.
Практическая значимость состоит в определении основных направлений работы будущих поколений психологов, педагогов, социологов, экономистов и других исследователей в процессе дальнейшего изучения рассмотренного феномена.
1. Алексеева А.Ю. Основные элементы и структура межличностного доверия. Социологический журнал. 2009; № 3: 22 - 40.
2. Ардельянова Я.А. Коррупция, доверие и неравенство в современных обществах. Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2014; № 2: 212 - 219.
3. Вершинин С.Е. Феномен недоверия в контексте постсоветского общества: к постановке проблемы. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Екатеринбург, 2001; № 2: 58 - 72.
4. Григоренко Б.Ю. Доверие как предмет социологического анализа. Знание. Понимание. Умение. 2013; № 1: 254 - 259.
5. Заболотная ГМ. Феномен доверия и его социальные функции. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2003; № 4-5: 79 - 85.
6. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. Москва: Институт психологии РАН, 2008.
7. Леонова И.Ю. Доверие: понятие, виды и функции. Вестник Удмуртского университета. 2015; Т. 25, Выпуск 2: 34 - 41.
8. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2003.
9. Папакостас А. Становление цивилизованной публичной сферы: Недоверие, доверие и коррупция. Перевод с английского Д. Жихаревича. Москва: ВЦИОМ, 2016.
10. Рутковский Б.А. Понятие доверия в марксистской этике. Диссертация ... кандидата философских наук. Киев, 1967.
11. Селигмен А.Б. Проблема доверия. Москва: Идея-Пресс, 2002.
12. Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление. Диссертация ... доктора психологических наук. Ростов-на-Дону, 1998.
13. Штомпка П. Доверие - основа общества. Перевод с польского Н.В. Морозовой. Москва: Логос, 2012.
14. Зимина Н.А. Доверие между преподавателем и студентами как необходимый компонент учебно-воспитательного процесса в вузе. Концепт. 2015; № 7. Available at: http://www.e-koncept.ru/2015/15238.htm
15. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Доверие в вузе как фактор преодоления образовательной неуспешности студенчества. Вестник Института социологии. 2019; № 4: 126 - 149.
16. Москвина Н.Б., Фишман Б.Е., Машовец С.П. Доверие в образовательном процессе вуза: от ценностей к инструментам. Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2021; Т. 16, № 1: 31 - 42.
References
1. Alekseeva A.Yu. Osnovnye 'elementy i struktura mezhlichnostnogo doveriya. Sociologicheskij zhurnal. 2009; № 3: 22 - 40.
2. Ardel'yanova Ya.A. Korrupciya, doverie i neravenstvo v sovremennyh obschestvah. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sociologiya i politologiya. 2014; № 2: 212 - 219.
3. Vershinin S.E. Fenomen nedoveriya v kontekste postsovetskogo obschestva: k postanovke problemy. Nauchnyj ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk. Ekaterinburg, 2001; № 2: 58 - 72.
4. Grigorenko B.Yu. Doverie kak predmet sociologicheskogo analiza. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013; № 1: 254 - 259.
5. Zabolotnaya G.M. Fenomen doveriya i ego social'nye funkcii. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya. 2003; № 4-5: 79 - 85.
6. Kuprejchenko A.B. Psihologiya doveriya i nedoveriya. Moskva: Institut psihologii RAN, 2008.
7. Leonova I.Yu. Doverie: ponyatie, vidy i funkcii. Vestnik Udmurtskogo universiteta. 2015; T. 25, Vypusk 2: 34 - 41.
8. Mescheryakov B.G., Zinchenko V.P. Bol'shojpsihologicheskijslovar'. Sankt-Peterburg: Prajm-Evroznak, 2003.
9. Papakostas A. Stanovlenie civilizovannoj publichnoj sfery: Nedoverie, doverie i korrupciya. Perevod s anglijskogo D. Zhiharevicha. Moskva: VCIOM, 2016.
10. Rutkovskij B.A. Ponyatie doveriya v marksistskoj 'etike. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Kiev, 1967.
11. Seligmen A.B. Problema doveriya. Moskva: Ideya-Press, 2002.
12. Skripkina T.P. Doverie kaksocial'no-psihologicheskoe yavlenie. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 1998.
13. Shtompka P. Doverie - osnova obschestva. Perevod s pol'skogo N.V. Morozovoj. Moskva: Logos, 2012.
14. Zimina N.A. Doverie mezhdu prepodavatelem i studentami kak neobhodimyj komponent uchebno-vospitatel'nogo processa v vuze. Koncept. 2015; № 7. Available at: http://www.e-koncept.ru/2015/15238.htm
15. Zborovskij G.E., Ambarova P. A. Doverie v vuze kak faktor preodoleniya obrazovatel'noj neuspeshnosti studenchestva. Vestnik Instituta sociologii. 2019; № 4: 126 - 149.
16. Moskvina N.B., Fishman B.E., Mashovec S.P. Doverie v obrazovatel'nom processe vuza: ot cennostej k instrumentam. Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; T. 16, № 1: 31 - 42.
Статья поступила в редакцию 18.10.21
УДК 81'42
Yang Fang, Cand. of Sciences (Philology), Professor, Department of Russian Language, Shenyang Ligong University (Shenyang, China),
E-mail: [email protected]
RUSSIAN WRITING TEACHING IN PRIMARY STAGE. Writing, as an effective speech activity, plays a critical role in the process of foreign language teaching. Writing practice will promote skills and proficiency in language application, and check the mastery of grammatical structure and vocabulary knowledge. Among the five basic foreign language skills - listening, speaking, reading, writing and translating - writing is considered to be the most difficult skill to master, but best shows learners' proficiency of a foreign language. With the development of international exchange, foreign language graduates need to meet higher social requirements. Compared to other language skills, Chinese learners' writing skills and abilities are still unsatisfactory. Writing in a foreign language is actually a process of transmitting information through written words, which involves learners' initiative and writing enthusiasm. Only in this way can effectively form the coherent expression of ideas and improve the organization level of writing.
Key words: writing teaching, skills and abilities, methods, Chinese learners, primary stage.
Ян Фан, канд. филол. наук, проф., Шэньянский политехнический университет, г. Шэньян, E-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ КИТАЙСКИХ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
Письменная речь как продуктивный вид речевой деятельности играет важную роль в процессе обучения иностранным языкам. Продуцирование письменных текстов позволяет развивать умения и навыки использования иностранного языка, кроме того, на основе созданных обучающимися текстов проверяется эффективность освоения знаний грамматических структур и лексики. Как известно, среди пяти основных навыков владения иностранным языком (аудирование, говорение, чтение, письмо и перевод) письмо лучше всего определяет степень владения иностранным языком, но обычно считается, что этим речевым навыком очень трудно овладеть. С развитием внешних контактов требования к уровню языковой подготовки выпускников специальности «Иностранный язык» в обществе также становятся все выше. В то же время по сравнению с другими речевыми умениями письменные навыки и умения у студентов остаются неудовлетворительными. Обучение письму на иностранном языке является процессом передачи информации в письменном виде, что требует развития активности и энтузиазма студентов к написанию, только таким образом можно эффективно сформировать навыки связного выражения мыслей и повысить уровень организации письменной речи.
Ключевые слова: обучение письменной речи, навыки и умения, методы, китайские учащиеся, начальный этап.
Работа выполнена при поддержке проекта Фонда планирования социальных наук провинции Ляонин «Исследование перевода маньчжурских слов с культурным коннотативным компонентом в туристическом языковом ландшафте в провинции Ляонин»(2021); Программы повышения качества обучения Шэньянского политехнического университета «Язык СМИ и перевод» (2021Y010104) и «Письменный перевод с китайского на русский» (202111), «Устный перевод» (202021)
Письмо - важный способ развития способностей к мышлению, выражению мыслей и инновациям, а также эффективное средство реализации воспитательных целей образования, имеющих нравственную направленность. Особое внимание должно уделяться обучению письму при освоении иностранного языка. Письмо - это комплексная речевая деятельность, включающая овладение студентами словарным запасом и грамматикой, аналитические способности студентов, навыки логического мышления, владение и использование языковых жанров и различных стилистических навыков.
Цель данной работы - описать основные методические приемы обучения китайских учащихся письменной речи на русском языке, на основе которых формируются умения уместно и целесообразно употреблять языковые средства с учетом темы, цели создания текста и воздействия его содержания на читателя. Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения проблем, связанных с преподаванием русского языка как иностранного в условиях отсутствия языковой среды. Новизна заключается в исследовании эффективных методов, обеспечивающих развитие навыков письменной речи на русском языке у китайских учащихся. Анализ представленных в работе методов основан на материале пособий по развитию письменной речи, изданных в Китае.
Письмо является обязательной частью разных видов экзамена как итоговой формы оценки в программах специальностей по русскому языку. Однако в настоящее время навыки создания письменных текстов на изучаемом языке у большинства учащихся не соответствуют должному уровню, их письменные тексты несовершенны в композиции, лексическое наполнение не отличается богатством и разнообразием. В связи с этим необходимо целенаправленно уделять внимание поиску эффективных методов обучения письму, исследовать навыки письменной речи, делать акцент на стилистических приемах и средствах, а также разрабатывать содержание поэтапного обучения письму.
Утверждение, что письменная фиксация - мощнейший инструмент для отработки навыков устной речи и графической системы изучаемого языка, встречается в огромном по объему корпусе теоретических статей по методике обучения, а также в пособиях и методических разработках. Одним из продуктивных видов формирования умений письменной речи является написание сочинения. Сочинение на начальном этапе строится на материале пройденной темы и невелико по объему. Это чаще всего повествование, а затем рассуждения («Мой любимый человек», «Спорт и здоровье»). Можно также писать сочинения по картинам, об экскурсии и т.д. Написанию сочинения предшествует подготовительная работа по выбору языкового материала,
23G