Научная статья на тему 'Анализ отдельных положений законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам социального обеспечения малоимущих'

Анализ отдельных положений законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам социального обеспечения малоимущих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональное законодательство / величина прожиточного минимума / меры социальной поддержки (защиты) / малоимущие / малообеспеченные / среднедушевой доход / трудная жизненная ситуация / regional legislation / subsistence level / social support (protection) / poor / low-income / average per capita income / difficult life situation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьева Наталья Владимировна

Статья посвящена вопросам правового регулирования защиты и поддержки малообеспеченных (малоимущих) категорий граждан. Проанализировано не кодифицированное законодательство субъектов, определяющее среднедушевой доход семьи (гражданина) для признания малоимущей. Рассмотрена категория «трудная жизненная ситуация», с которой законодатель напрямую связывает социальную поддержку малообеспеченных категорий граждан. Предлагается формирование единого регионального подхода к определению категорий получателей социальных услуг, таких как малоимущие (малообеспеченные) семьи (одиноко проживающие граждане), не зависящего от вида (меры) социального обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of certain provisions of the legislation of the subjects of the Russian Rederation on issues of social security of the poor

The article is devoted to the issues of legal regulation of the protection and support of low-income (low-income) categories of citizens. The non-codified legislation of the subjects on the issues of determining the average per capita income of a family (citizen) for the recognition of the poor is analyzed. The category “difficult life situation” is considered, with which the legislator directly connects social support for low-income categories of citizens. It is proposed to form a unified regional approach to determining the categories of recipients of social services, such as low-income (low-income) families (citizens living alone), independent of the type (measure) of social security.

Текст научной работы на тему «Анализ отдельных положений законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам социального обеспечения малоимущих»

Н. В. ГРИГОРЬЕВА

N. V. GRIGOREVA

УДК 349.3

Анализ

отдельных положений законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам социального обеспечения

малоимущих

Analysis of certain provisions of the legislation of the subjects of the Russian Rederation on issues of social

security of the poor

Аннотация

Статья посвящена вопросам правового регулирования защиты и поддержки малообеспеченных (малоимущих) категорий граждан.

Проанализировано не кодифицированное законодательство субъектов, определяющее среднедушевой доход семьи (граж

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University

i

данина) для признания малоимущей. Рассмотрена категория «трудная жизненная ситуация», с которой законодатель напрямую связывает социальную поддержку малообеспеченных категорий граждан.

Предлагается формирование единого регионального подхода к определению категорий получателей социальных услуг, таких как малоимущие (малообеспеченные) семьи (одиноко проживающие граждане), не зависящего от вида (меры) социального обеспечения.

Ключевые слова: региональное законодательство, величина прожиточного минимума, меры социальной поддержки (защиты), малоимущие, малообеспеченные, среднедушевой доход, трудная жизненная ситуация.

Abstract

The article is devoted to the issues of legal regulation of the protection and support of low-income (low-income) categories of citizens.

The non-codified legislation of the subjects on the issues of determining the average per capita income of a family (citizen) for the recognition of the poor is analyzed. The category "difficult life situation" is considered, with which the legislator directly connects social support for low-income categories of citizens.

It is proposed to form a unified regional approach to determining the categories of recipients of social services, such as low-income (low-income) families (citizens living alone), independent of the type (measure) of social security.

Keywords: regional legislation, subsistence level, social support (protection), poor, low-income, average per capita income, difficult life situation.

Введение

В вопросах социального обеспечения государству принадлежит роль «флагмана». Именно государство определяет социальный стандарт гарантий на федеральном уровне, однако немаловажная роль в выработке мер по снижению уровня бедности и поддержки малоимущего населения отводится

субъектам, которые компетентны устанавливать дополнительные региональные меры социальной поддержки для дальнейшего продвижения к целевому уровню бедности — 6,6% к 2030 году.

В условиях создания единой цифровой платформы, которая позволит повысить адресность и эффективность оказания мер социальной поддержки, а также упростить процедуру получения государ-

Рисунок 1 — Сведения о социальной защите (поддержке) в регионах в целом1.

ственных услуг в формате «Социального казначейства» необходима региональная унификация категориального аппарата и методик определения среднедушевого дохода семьи (гражданина) для признания малоимущей, не зависящих от вида (меры) социального обеспечения.

Результат государственной политики регионального развития в социальной сфере — сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан нашей страны, проживающих на территории разных регионов.

Основное исследование

Сегодня в нашей стране согласно классификатору мер социальной поддержки предусмотрено более 5,5 тыс. мер, включая социальную помощь малоимущим (Рисунок 1).

По состоянию на июнь 2023 года из общего числа получателей мер социальной защиты (поддержки) (96,8 млн человек) 4,5 млн человек (6,9 млн. на июнь 2022 г.), т.е. 4,6% это граждане, имеющие низкий уровень дохода, малоимущие семьи, которым оказана поддержка на сумму более 25 млрд рублей. При этом около 80% получателей мер социальной защиты (поддержки) (далее по тексту — МСЗ(П)) это малоимущие семьи с детьми, что свиде-

Сведения о социальной защите (поддержке) // Единая

государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) // URL: http:// ЕГИССО (egisso.ru) (дата обращения 14.07.2023 г.).

тельствует о необходимости принятия первоочередных мер по социальной защите именно данной категории.

Анализ мер социальной защиты и количества их назначений2, свидетельствует о том, что малоимущим определялись следующие региональные меры:

- государственная социальная помощь в виде социальной доплаты к пенсии (на региональную социальную доплату к пенсии субъекты израсходовали 21 240 341 525 руб.; региональная доплата назначалась 3 723 656 раз, в среднем размере 5 704 руб.)3;

- социальные пособия и другие социальные выплаты, носящие характер дополнительной материальной помощи (количество назначений — 153 142, величина среднего назначения — 3 246 руб.);

- ежегодная денежная выплата: в т.ч. целевая (на приобретение новогодних подарков) (количество назначений — 1 926 183, величина среднего назначения — 8 581 руб.);

- компенсация части выплаты за коммунальные услуги размер которой пре-

Данные приводятся по состоянию на июнь 2023 года // Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) // URL: http:// ЕГИССО (egisso.ru) (дата обращения 14.07.2023 г.). Для сравнения: федеральная социальная доплата к пенсии обошлась федеральному бюджету в 8 548 605 542 руб., в отношении 3 006 801 получателей в среднем по 2 843 руб. каждому // Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) // URL: http:// ЕГИССО (egisso.ru) (дата обращения 14.07.2023 г.).

вышает значение предельных (максимальных) индексов (количество назначений — 17 058, величина среднего назначения — 531 руб.);

- региональная компенсационная выплата потерявшим работу в связи с ко-ронавирусной инфекцией (COVID-19) (количество назначений — 1, величина среднего назначения — 5 070 руб.);

- денежная выплата на приобретение твёрдого топлива (при наличии печного отопления) (количество назначений — 18 988, величина среднего назначения — 1 296 руб.);

- ежемесячная денежная выплата на приобретение продуктов питания, одежды и обуви, мягкого инвентаря и оборудования (количество назначений — 446, величина среднего назначения — 12 132 руб.);

- ежемесячная социальная выплата на дополнительное лекарственное обеспечение (количество назначений — 4 198, величина среднего назначения — 100 руб.);

- компенсации и выплаты компенсационного характера (количество назначений — 937 123, величина среднего назначения — 1 226 руб.);

- социальная помощь в натуральной форме (количество назначений — 31 779, величина среднего назначения — 1 147 руб.);

- дополнительные меры социальной защиты (поддержки) семей с детьми (количество назначений — 3 270, величина среднего назначения — 764 руб.) и др. Меры социальной поддержки, подходы

к их оказанию в регионах разные и зависят от потенций бюджета субъекта. При этом отметим, что только малоимущим социальная помощь (поддержка) может оказываться не только в материальном, но и в натуральном виде.

Наиболее перспективной мерой социальной поддержки малоимущих сегодня является социальный контракт4. В 2022 году данной мерой было охвачено 867,7 тыс. граждан в рамках заключенных 276,3 тыс. социальных контрактов (2021 год — 282,1 тыс. контрактов, в отношении 981,2 тыс. граждан5). В результате более чем у половины (52,5%), заключивших социальный контракт, зафиксирован реальный рост доходов, а 22,5% смогли преодолеть границу бедности6.

В целях стимулирования субъектов к более динамичному переходу преимущественного использования технологии социальных контрактов, принята Методика оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее — Методика)7. Указанная Методика утверждена в соответствии с Государствен-

Социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации (ст. 1) Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. ст. 3699.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 296 (ред. от 01.02.2023 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 17. ст. 2059.

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 08.07.2022 г. «О новых подходах к реализации мер социальной поддержки населения» // Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации URL: https://Q новых подходах к реализации мер социальной поддержки населения | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (council.gov.ru) (дата обращения 14.07.2023 г.).

Приказ Минтруда России № 506н, Росстата № 389 от 30.09.2013 г. (ред. от 25.06.2021 г.) «Об утверждении методики оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта» // Российская газета, № 38, 19.02.2014.

ной программой «Социальная поддержка граждан»8, обуславливающей разработку индивидуализированных адаптационных программ, позволяющих повышать активность действий ее участников по преодолению трудной жизненной ситуации, в которой они оказались.

В целом оценивая указанную Методику положительно в настоящее время все чаще говорится о необходимости оценки долгосрочного эффекта от применения технологии социальных контрактов (по крайней мере через год по окончанию действия социального контракта) [2, с. 87]. Решение этой проблемы может быть найдено путем внесения соответствующих изменений в Методику оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (п. 3).

Экономические условия социальной поддержки и защиты малообеспеченных (малоимущих) категорий граждан в субъектах Российской Федерации напрямую связаны с величиной прожиточного минимум (далее по тексту — ВПМ) в субъекте Российской Федерации.

В целом по России с 1 января 2023 года размер ВПМ составляет9: на душу населения — 14 375 руб.; для трудоспособного населения — 15 669 руб.; для пенсионеров — 12 363 руб.; для детей — 13 944 руб.

Изучение названного социально-экономического показателя в субъектах Российский Федерации, установленного на 2023 год, позволяет классифицировать полученные данные на три группы [1, с. 68-69]:

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 296 (ред. от 01.02.2023 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 17. ст. 2059.

Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // Российская газета, № 278, 08.12.2022 г. (опубликован без приложений).

1. регионы, в которых величина прожиточного минимума ниже, чем в целом по России. Всего 56 субъектов Российской Федерации (62,9%) в установленном диапазоне ВПМ от 11 213 (ЛНР, ДНР) и 11 931 руб. (Липецкая область) до 14 231 руб. (Псковская область, Тульская область);

2. регионы с величиной прожиточного минимума в пределах, установленных в целом по России. Всего 13 субъектов Российской Федерации (14,6%) в установленном диапазоне ВПМ от 14 375 руб. (Тюменская область) до 15 669 руб. (Республика Бурятия);

3. регионы с величиной прожиточного минимума, превышающей установленный показатель в целом по России. Всего 20 субъектов Российской Федерации (22,5%) в установленном диапазоне ВПМ от 15 956 руб. (Красноярский край) до 35 938 руб. (Чукотский автономный округ).

Данные показатели фактически определяют порог бедности для каждого отдельно взятого региона. Граждане с равнозначным доходом, но проживающие в различных субъектах могут различаться в правовых возможностях, обуславливающих получение МСЗ(П) как малоимущие. Таким образом, существенными проблемами в Российской Федерации являются сложившиеся региональные диспропорции в качестве жизни граждан.

Обозначенные вопросы отчасти обусловлены неоднородностью региональных методик определения среднедушевого дохода семьи (гражданина) для признания малоимущей. Целями государственной социальной помощи, по мнению, одних авторов, являются удовлетворение основных потребностей малоимущих и доведение их доходов до прожиточного минимума [6, с. 16]. Другие исследователи, позицию которых мы разделяем, полагают, что данные цели

являются промежуточными, а главное предназначение государственной социальной помощи — преодоление бедности, переход из категории социальных иждивенцев на самообеспечение [3, с. 32]. Именно социальное иждивенчество, определяемое как система жизненных установок индивида, ориентирующая его на потребительское отношение к жизни и перекладывание ответственности за жизнеобеспечивающие решения на общество [5, с. 166], в современных экономически развитых государствах, считается одним из явлений, не только получившим распространение, но и подрывающим эффективность вложений в решение социальных проблем.

Как верно отмечают Е. В. Зимина и Е. И. Нефедьева факты осуществления социального иждивенчества в их различных формах оценить сложно и количественными и качественными методами, поскольку прямых статистических показателей, подтверждающих данное явление, практически нет [4, с. 1]. Напрямую о некоторых практиках социального иждивенчества свидетельствует информация о фактах девиантного и делинквентного поведения (тунеядство, кражи, коррупция, мошенничество, экономические преступления, незаконные махинации и пр.). О существовании данной проблемы свидетельствует и наличие уголовной ответственности за мошенничество при получении социальных выплат (ст. 159.2 УК РФ).

Следовательно, принцип адресности означает, что социальное обеспечение должно предоставляться тем, кто в нем действительно нуждается, исключая «социальных иждивенцев», способных себя обеспечить самостоятельно. Определяя потребность в обеспечении, зачастую исходят исключительно из материального положения лица или его семьи, не учитывая иных имеющихся обстоятельств, что

не всегда является оправдано. До сих пор можно отметить отсутствие устоявшегося единого подхода, принятого стандарта, определяющего порядок признания малоимущим и нуждающимся в получении МСЗ(П). Определяя для назначения обозначенных выплат единое условие — среднедушевой доход семьи (гражданина) ниже ВПМ на душу населения в субъекте по месту жительства (пребывания) или фактического проживания — методика расчета среднедушевого дохода различается не только в зависимости от уровня правового регулирования (федеральное законодательство10 и региональные нормативные правовые акты, дополнительно регулирующие социальный блок вопро-сов11), но и вида социального обеспечения (например, утвержденного Правительством Российской Федерации12 и скорректированного подхода в субъекте13).

Федеральный закон от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020 г.) «О порядке учета доходов и расчета средне-

душевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 14. ст. 1257. Закон Свердловской области от 14.12.2004 г. № 204-ОЗ

«О ежемесячном пособии на ребенка» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов // URL: https://docs.cntd.ru/document/802019799?ysclid=lftrz ljro976574338 (дата обращения 14.07.2023 г.). Постановление Правительства РФ от 16.12.2022 г. № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» (вместе с «Правилами назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Перечнем документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка») // Собрание законодательства РФ. 2022. № 52. ст. 9602. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 12 апреля 2022 г. № 553-ПП «О ежемесячном пособи в связи с рождением и воспитанием ребенка» (Положение о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячных пособий на детей и подтверждения доходов членов семьи) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов // URL: docs.cntd.ru/ document/350207946 (дата обращения 14.07.2023 г.).

10

11

12

13

В итоге, беременная женщина, признанная малоимущей и уже получающая социальную помощь, при рождении ребенка, обращаясь за единым ежемесячным пособие (в связи с рождением и воспитанием ре-

Рисунок 2. — Условия признания семьи малоимущей.

бенка) будет еще

раз доказывать свою малообеспеченность, но уже по другой методике. В результате может получиться, что одна методика позволит признать ее малообеспеченной, а вот другая, установит, что у нее нормальный уровень дохода.

Неоднородность выявлена и в перечне отдельных видов доходов, которые учитываются при 1) расчете среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оказания государственной социльной помощи14, 2) назначении ежемесячного пособия на ребенка (на примере Свердловской области)15 и 3) расчете среднедушевого дохода семьи беременной женщины16.

В связи с этим на федеральном уровне необходимо разработать и утвердить единую методику признания граждан

Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512

(ред. от 29.12.2022 г.) «О перечне видов доходов, учиты-

ваемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания

им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 34. ст. 3374. Постановление Правительства Свердловской области от 01.02.2005 г. № 70-ПП «О порядке реализации Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 года № 204-0З «О ежемесячном пособии на ребенка» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов // URL: (дата обращения 14.07.2023 г.). Постановление Правительства РФ от 16.12.2022 г. № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 52. ст. 9602.

(семей) малоимущими, которая будет распространяться на все виды социального обеспечения (Рисунок 2).

Дополнительный анализ критериев малоимущей семьи как получателя социальной помощи в регионах, обусловленный прожиточным минимумом, выявил целесообразность его изменения. Например, в Ивановской области в настоящее время для признания малоимущим среднедушевой доход не должен превышать одной величины прожиточного ми-нимума17, что не в полной мере отвечает современным потребностям. Установленный размер предельной величины среднедушевого дохода для получения социальной помощи в регионах в размере не превышающем 1 ВПМ требует изменения до 2 ВПМ, с учетом современного подхода складывающегося в федеральном законо-

Постановление Правительства Ивановской области от 22.01.2020 г. № 12-п «Об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта» (п. 1.2) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов // URL: https:// docs. cntd.ru/document/561691813?ysclid=lfz2qfiriz889180606 (дата обращения 14.07.2023 г.). Аналогично установлена ВПМ: часть 1 ст. 19.1 Закона города Москвы от 09.07.2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве»; часть 2 ст. 7 Закона Самарской области от 06.05.2000 г. № 16-ГД «О социальной помощи в Самарской области»; часть 1 ст. 2 Закона Московской области от 30.12.2013 г. № 189/2013-ОЗ «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области» и др.

14

17

15

16

дательстве (ст. 1 № 418-ФЗ)18, что в итоге позволит расширить границы нуждаемости и охватить большее количество категорий малоимущих граждан.

Другой подход выявлен по вопросу оказания социальных услуг бесплатно, в соответствии с положениями Закона о социальном обслуживании граждан (ст. 31)19, обусловленный размером среднедушевого дохода заявителя на дату его обращения, который соответствует (меньше или равен) предельной величине для предоставления социальных услуг бесплатно (при социальном обслуживании на дому и в полустационарной форме), установленной законом субъекта. Размер предельной величины зависит от регионального прожиточного минимума и не может быть ниже его полуторной величины (п. 5 ст. 31 № 442-ФЗ).

Выборочный анализ регионального законодательства (Архангельская область20, Ивановская область21, Москва22, Нижего-

18 Федеральный закон от 28.12.2017 г. № 418-ФЗ (ред. от 05.12.2022 г.) «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 1 (Часть I). ст. 2.

19 Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022 г.) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I). ст. 7007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Закон Архангельской области от 24.10.2014 г. № 190-11-0З «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере социального обслуживания граждан» (ч. 2 ст. 8) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов // URL: https://docs.cntd. ru/document/462609759?yscHd=lg2cm4gucv115592168 (дата обращения 14.07.2023 г.).

21 Закон Ивановской области от 25.02.2005 г. № 59-ОЗ «О социальном обслуживании граждан и социальной поддержке отдельных категорий граждан в Ивановской области» (ст. 3) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов // URL:https://docs.cntd.ru/ document/882208950?ysclid=lg2cq7838i510815358 (дата обращения 14.07.2023 г.).

22 Закон города Москвы от 09.07.2008 г. № 34 «О социальном

обслуживании населения и социальной помощи в городе

Москве» (п) 3 ч. 1 ст. 8) // Электронный фонд правовых и

нормативно-технических документов // URL: (дата обра-

щения 14.07.2023 г.).

родская область23) показал солидарность регионов в данном вопросе, поскольку нигде не предусмотрено превышение этого минимального порога.

Неоднородность регионального законодательства можно объяснить отсутствием установленных критериев и неоднозначностью определения понятия «трудная жизненная ситуация». Несмотря на формулировку, содержащуюся в Законе о государственной социальной помощи (ст. 1)24, в региональных законах существует не менее 10 различных трактовок. В большинстве субъектами используется понятие общего характера: трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно (п. 2 ст. 33 Закона № 120-03 Владимирской области25). В Рязанской области26

23 Закон Нижегородской области от 0511.2014 г. № 146-3 «О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области» (ст. 8) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов // URL:https:// docs.cntd. ru/document/465515315?ysclid=lg2csr4mjq625546635 (дата обращения 14.07.2023 г.).

24 Трудная жизненная ситуация — обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

25 Закон Владимирской области от 02.10.2007 г. № 120-0З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов // URL:https: //docs.cntd.ru/document/965012197?ysclid=lfz6q27 си6960854073 (дата обращения 14.07.2023 г.).

26 Постановление правительства Рязанской области от 24.01.2006 г. № 7 «Об оказании адресной материальной помощи гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации или в связи с чрезвычайными обстоятельствами» («трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина в связи с малообеспеченностью, неспособностью к самообслуживанию, болезнью, иной ситуацией, которую он не может преодолеть самостоятельно»).

бедное население также выделяется как объект поддержки и включается в анализируемое понятие. При этом, Закон Рязанской области от 10.11.2014 г. № 66-ОЗ27, пришедший на смену Закону Рязанской области от 20.12.2005 г. № 142-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Рязанской области» не сохранил определение трудной жизненной ситуации (п)5 ст.1 Закона № 142-ОЗ).

В Ленинградской области правительством утвержден Перечень типовых трудных жизненных ситуаций (п. 4.1., приложение 4)28.

Различия региональных подходов в определении ключевой категории «трудная жизненная ситуация» обуславливает необходимость ее уточнения в целях определения права на получение социальной помощи со стороны государства. При этом трудную жизненную ситуацию следует связывать с низкими доходами (малообеспеченностью) и понимать как объективные обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина, обусловленные низкими до-

27 Закон Рязанской области от 10.11.2014 г. № 66-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан на территории Рязанской области» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов // URL:(дата обращения 14.07.2023 г.).

28 Постановление правительства Ленинградской области от 04.04.2018 г. № 117 «Об утверждении Положения об условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи, методике определения размера государственной социальной помощи в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт и компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядке проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, Положения об условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде региональной социальной доплаты к пенсии и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области»//Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов // URL: https://docs.cntd.rU/document/557063909#65C0IR (дата обращения 14.07.2023 г.).

ходами (малообеспеченностью), последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

Выявлен недостаток социального законодательства субъектов Российской Федерации, заключающийся в отсутствии единообразного толкования категории малообеспеченных (малоимущих) граждан, определяющей статус получателей МСЗ(П). При этом термины «малоимущие» и «нуждающиеся» не тождественны, поскольку последний используется правоприменителем в качестве условия (критерия) оказания социальной помощи. Нуждающимися в социальной помощи могут быть не только малоимущие, но и иные категории граждан, указанные в № 178-ФЗ (инвалид войны, участники боевых действий и др.) (ст.ст. 1, 6.1.), что обуславливает смежность, взаимосвязь, взаимообусловленность этих категорий, но не взаимозаменяемость.

Заключение

Неоднородность региональных методик определения среднедушевого дохода семьи (гражданина) для признания малоимущими в зависимости от конкретной меры социальной поддержки, обуславливает необходимость, во-первых, разработки на федеральном уровне единой методики для правильного признания граждан малоимущими с участием экспертов в области социальной защиты и гражданских прав (принятие государственного стандарта определения дохода семьи, единых общих требований к составу семьи, перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода, периодам, за которые принимается доход во внимание); во-вторых, включения в единую методику положения о применении ко всем видам социального обеспечения, что позволит избежать ситуаций, когда гражданин может быть

признан малоимущим в одном регионе, но не в другом; в-третьих, передать Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации полномочия по обеспечению правильного назначения всех видов обеспечения малоимущим, производимых за счет средств бюджетов всех уровней.

Реализация указанных предложений позволит унифицировать подход к опре-

делению категорий малоимущих на всей территории нашей страны, устранить неоднородность существующих методик по данному вопросу, установить единые процессы назначения и выплаты МСЗ(П) с возможностью проверки достоверности сведений о доходах, предоставляемых заявителями.

Список литературы

1. Григорьева Н. В. Социальная поддержка и защита малообеспеченных (малоимущих) категорий граждан как цель устойчивого развития // Современное право. — 2023. — № 7. — С. 67-70. — DOI 10.25799/ N1.2023.81.32.011. — EDN LGTTTS.

2. Гришина Е. Е. Совершенствование социальной поддержки малоимущих в России // Уровень жизни населения регионов России. — 2014. — № 1(191). — С. 83-89. — EDN SBLGZX.

3. Гусева Т. С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: автореф. дис. ... доктор. юрид. наук. — М., 2012. — 53 с.

4. ЗиминаЕ. В., Нефедьева Е. И. Статистический анализ фактов проявления социального иждивенчества и паразитизма // Baikal Research Journal. — 2020. — Т. 11, № 1. — С. 1. — DOI 10.17150/2411-6262.2020.11(1).1. — EDN OZHYJG.

5. Карпикова И. С., Зимина Е. В. Социальное иждивенчество как феномен современной России: теоретические подходы к исследованию // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию открытия первого в Бурятии кабинета медико-социальной помощи в поликлиническом звене, Улан-Удэ, 02-04 декабря 2015 года / Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управ-

References

1. GrigorievaN. V. Social support and protection of low-income (low-income) categories of citizens as a goal of sustainable development // Modern law. - 2023, No. 7, P. 67-70. (In Russian). - DOI 10.25799/NI.2023.81.32.011. - EDN LGTTTS.

2. Grishina E. E. Improving social support for the poor in Russia // The level of life of the population of regions of Russia. 2014, No. 1 (191), P. 83-89. (In Russian). - EDN SBLGZX.

3. Guseva T. S. Social security of the family, motherhood, fatherhood and childhood in Russia: theoretical and practical problems: author. dis. ... doctor. legal Sciences. M., 2012, 53 p. (In Russian).

4. ZiminaE. V., Nefed'evaE. I. Statistical analysis of the facts of manifestation of social dependency and parasitism // Baikal Research Journal. — 2020, T. 11, No. 1, P. 1. (In Russian). - DOI 10.17150/2411-6262.2020.11(1).1. - EDN OZHYJG.

5. KarpikovaI. S., ZiminaE. V. Social dependency as a phenomenon of modern Russia: theoretical approaches to research // Forms and methods of social work in various spheres of life: Proceedings of the IV International scientific and practical conference dedicated to the 10th anniversary of the opening of the first medical and social care office in Buryatia in the outpatient department, Ulan-Ude, December 0204, 2015 / East Siberian State University of Technology and Management. — Ulan-Ude: East Siberian State University of Technology and Management, 2015, P. 166-167. (In Russian).

ления. — Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2015. — С. 166-167.

6. Кожевников Д. Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. — 26 с.

6. KozhevnikovD. E. State social assistance to poor citizens: legal issues: author. dis. ... cand. legal Sciences. Yekaterinburg, 2010, 26 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Григорьева Наталья Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доцент кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя

nvgrigoreva@fa.ru

ABOUT THE AUTHOR

Natalia V. Grigoreva, PhD in law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of International and Public Law of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'

nvgrigoreva@fa.ru

Статья поступила в редакцию 28.05.23; одобрена после рецензирования 16.07.23;

принята к публикации 06.09.23; Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was submitted 28.05.23; approved after reviewing 16.07.23; accepted for publication 06.09.23 The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.