Научная статья на тему 'МЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ НА УРОВНЕ РЕГИОНА'

МЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ НА УРОВНЕ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДАЯ МАЛООБЕСПЕЧЕННАЯ СЕМЬЯ / МЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захарьящев П. С., Сыроижко В. В.

П р е д м е т. Механизм реализации социальной политики государства по поддержке молодых малообеспеченных семей на уровне региона, на примере Белгородской области. Ц е л ь . Разработка предложений по совершенствованию социальной политики государства по поддержке молодых малообеспеченных семей в Белгородской области. М е т о д о л о г и я . Исследование основано на системном подходе с применением статистического, сравнительного, логического и ретроспективного анализа. Р е з у л ь т а т ы . Проанализированы особенности социальной политики государства по поддержке молодых малообеспеченных семей, дана оценка существующих механизмов поддержки на территории региона. Изучены нормативно - правовые акты, регламентирующие данный вид деятельности. Определены преимущества и недостатки избранного в Белгородской области механизма реализации социальной политики. В статье рассмотрены факторы принятия решения на региональном и местном уровне, влияющие на внедрение различных программ борьбы с бедностью. Дана оценка, применяемым в России, формам поддержки молодых малообеспеченных семей. Сделан вывод о том, что меры государственной поддержки молодых малообеспеченных семей в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативно - правовой базой, гарантируются государством, а размер денежных выплат устанавливается законами в твёрдой денежной форме и определяется на уровне региона.О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Сфера государственного регулирования социальной политики по поддержке молодых малообеспеченных семей в регионе.В ы в о д ы . Авторами изучены и обобщены меры и механизмы государственной поддержки молодых малообеспеченных семей в России на общегосударственном и региональных уровнях. Несмотря на положительную практику внедрения комплекса мер государственной поддержки молодых малообеспеченных семей, проблемы их эффективности и доступности остаются актуальными. Сделан вывод о том, что создать и реализовать на практике единую идеальную модель социальной политики государственной поддержки не представляется возможным. Поэтому для повышения эффективности данного вида деятельности государство должно решить следующие проблемы: добиться формирования баланса интересов между поколениями и различными доходными группами; разграничить полномочия и ответственность между различными уровнями и ветвями власти; найти баланс между централизацией (государственные гарантии социальных прав) и децентрализацией, включая развитие экспериментальных форм социального обслуживания на местном уровне; добиться гибкого перераспределения ресурсов между государством и другими секторами, в том числе благотворительными и общественными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Захарьящев П. С., Сыроижко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES AND MECHANISMS OF STATE SUPPORT FOR YOUNG LOW-INCOME FAMILIES AT THE REGIONAL LEVEL

S u b j e c t. The mechanism for implementing the social policy of the state to support young low - income families at the regional level, on the example of the Belgorod region. T a r g e t . Development of proposals for improving the social policy of the state to support young low - income families in the Belgorod region. M e t h o d o l o g y. The study is based on a systematic approach using statistical, comparative, logical and retrospective analysis. R e s u l t s . The features of the social policy of the state to support young low - income families are analyzed, an assessment of the existing support mechanisms in the region is given. Studied legal acts regulating this type of activity. The advantages and disadvantages of the mechanism for the implementation of social policy chosen in the Belgorod region are determined. The article considers decision - making factors at the regional and local levels that influence the implementation of various anti - poverty programs. An assessment is given to the forms of support for young low - income families used in Russia. It is concluded that the measures of state support for young low - income families in the Russian Federation are established in accordance with the regulatory framework, guaranteed by the state, and the amount of cash payments is established by laws in hard cash and is determined at the regional level. A p p l i c a t i o n a r e a. The sphere of state regulation of social policy to support young low - income families in the region. C o n c l u s i o n s . The authors have studied and summarized the measures and mechanisms of state support for young low - income families in Russia at the national and regional levels. Despite the positive practice of introducing a set of measures of state support for young low - income families, the problems of their effectiveness and accessibility remain relevant. It is concluded that it is not possible to create and implement in practice a single ideal model of the social policy of state support. Therefore, in order to increase the efficiency of this type of activity, the state must solve the following problems: to achieve the formation of a balance of interests between generations and various income groups; delineate powers and responsibilities between different levels and branches of government; find a balance between centralization (state guarantees of social rights) and decentralization, including the development of experimental forms of social services at the local level; achieve a flexible redistribution of resources between the state and other sectors, including charitable and public organizations.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ НА УРОВНЕ РЕГИОНА»

УДК 364.044.24

МЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ НА УРОВНЕ РЕГИОНА

Коды JEL: D69, H 53, I 32, I 38, J 13.

Захарьящев П. С., магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: pzakharyaschev-20@edu. ranepa. ru

SPIN-код: отсутствует

Сыроижко В. В., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, финансов и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: val.siroizhko2012@yandex.ru

SPIN-код: 5622-8777

Поступила в редакцию 10.11.2022. Принята к публикации 22.11.2022

Аннотация

Предмет. Механизм реализации социальной политики государства по поддержке молодых малообеспеченных семей на уровне региона, на примере Белгородской области.

Цель. Разработка предложений по совершенствованию социальной политики государства по поддержке молодых малообеспеченных семей в Белгородской области.

Методология. Исследование основано на системном подходе с применением статистического, сравнительного, логического и ретроспективного анализа.

Рез ультаты. Проанализированы особенности социальной политики государства по поддержке молодых малообеспеченных семей, дана оценка существующих механизмов поддержки на территории региона. Изучены нормативно-правовые акты, регламентирующие данный вид деятельности. Определены преимущества и недостатки избранного в Белгородской области механизма реализации социальной политики.

В статье рассмотрены факторы принятия решения на региональном и местном уровне, влияющие на внедрение различных программ борьбы с бедностью. Дана оценка, применяемым в России, формам поддержки молодых малообеспеченных семей. Сделан вывод о том, что меры государственной поддержки молодых малообеспеченных семей в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативно-правовой базой, гарантируются государством, а размер денежных выплат устанавливается законами в твёрдой денежной форме и определяется на уровне региона.

Область применения. Сфера государственного регулирования социальной политики по поддержке молодых малообеспеченных семей в регионе.

Выводы. Авторами изучены и обобщены меры и механизмы государственной поддержки молодых малообеспеченных семей в России на общегосударственном и региональных уровнях. Несмотря на положительную практику внедрения комплекса мер государственной поддержки молодых малообеспеченных семей, проблемы их эффективности и доступности остаются актуальными. Сделан вывод о том, что создать и реализовать на практике единую идеальную модель социальной политики государственной поддержки не представляется возможным. Поэтому для повышения эффективности данного вида деятельности государство должно решить следующие проблемы: добиться формирования баланса интересов между поколениями и различными доходными группами; разграничить полномочия и ответственность между различными уровнями и ветвями власти; найти баланс между централизацией (государственные гарантии социальных прав) и децентрализацией, включая развитие экспериментальных форм социального обслуживания на местном уровне; добиться гибкого перераспределения ресурсов между государством и другими секторами, в том числе благотворительными и общественными организациями.

Ключевые слова: социальная политика, молодая малообеспеченная семья, меры и механизмы государственной поддержки, формы поддержки молодых семей.

UDC 364.044.24

MEASURES AND MECHANISMS OF STATE SUPPORT FOR YOUNG LOW-INCOME FAMILIES AT THE REGIONAL LEVEL

JEL Codes: D69, H 53, I 32, I 38, J 13.

Zakharyashchev P. S., graduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia

E-mail: pzakharyaschev-20@edu.ranepa.ru

SPIN-code: none

Syroizhko V. V., doctor of economics, professor of the department of economics finance and management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia

E-mail: val.siroizhko2012@yandex.ru

SPIN-code: 5622—8777

Annotation

Subject. The mechanism for implementing the social policy of the state to support young low-income families at the regional level, on the example of the Belgorod region.

Target. Development of proposals for improving the social policy of the state to support young low-income families in the Belgorod region.

Methodology. The study is based on a systematic approach using statistical, comparative, logical and retrospective analysis.

Results. The features of the social policy of the state to support young low-income families are analyzed, an assessment of the existing support mechanisms in the region is given. Studied legal acts regulating this type of activity. The advantages and disadvantages of the mechanism for the implementation of social policy chosen in the Belgorod region are determined.

The article considers decision-making factors at the regional and local levels that influence the implementation of various anti-poverty programs. An assessment is given to the forms of support for young low-income families used in Russia. It is concluded that the measures of state support for young low-income families in the Russian Federation are established in accordance with the regulatory framework, guaranteed by the state, and the amount of cash payments is established by laws in hard cash and is determined at the regional level.

Application area. The sphere of state regulation of social policy to support young low-income families in the region.

Conclusions. The authors have studied and summarized the measures and mechanisms of state support for young low-income families in Russia at the national and regional levels. Despite the positive practice of introducing a set of measures of state support for young low-income families, the problems of their effectiveness and accessibility remain relevant. It is concluded that it is not possible to create and implement in practice a single ideal model of the social policy of state support. Therefore, in order to increase the efficiency of this type of activity, the state must solve the following problems: to achieve the formation of a balance of interests between generations and various income groups; delineate powers and responsibilities between different levels and branches of government; find a balance between centralization (state guarantees of social rights) and decentralization, including the development of experimental forms of social services at the local level; achieve a flexible redistribution of resources between the state and other sectors, including charitable and public organizations.

Key words: social policy, young low-income family, measures and mechanisms of state support, forms of support for young families.

Введение

Социальная работа — сложное, многоаспектное понятие. Социальная работа является деятельностью, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей

DOI: 10.22394/1997-4469-2022-59-4-67-73

во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Эта деятельность является профессиональной и направлена на оказа-

ние помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп (инвалидов, многодетных семей, неполных семей, пожилых, общин мигрантов и т. д.).

Важнейшим направлением социальной политики Российской Федерации является поддержка и забота о семье. Среди категорий семей, нуждающихся в особой помощи, важное значение приобретает молодая семья. Молодые семьи составляют значительную часть российских семей и представляют основной репродуктивный потенциал общества [3, С. 90].

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 979 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей» молодая семья определена как «семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей».

Регулирование государственной поддержки молодых малообеспеченных семей в регионе

Устройство, меры и механизмы государственной поддержки молодых малообеспеченных семей в России осуществляются с учётом разнообразных исторических и экономических факторов, их реализация в разные временные отрезки идёт с разной интенсивностью. В настоящее время исследователи в области социологии пришли к выводу, что предложить вывести и реализовать на практике единую идеальную модель социальной политики государственной поддержки не представляется возможным. Тем не менее, как считает А. Л. Александрова, «для повышения эффективности данного вида деятельности государство вынуждено решать определенные проблемы» [1].

К числу наиболее важных проблем следует отнести:

— формирование баланса интересов между поколениями и различными доходными группами;

— разграничение полномочий и ответственности между различными уровнями и ветвями власти;

— нахождение баланса между централизацией (государственные гарантии социальных прав) и децентрализацией, включая развитие экспериментальных форм социального обслуживания на местном уровне;

— гибкое перераспределение ресурсов между государством и другими секторами, в том числе благотворительными и общественными организациями [2, С. 29].

Что же касается принятия решения на региональном и местном уровне относительно внедрения разнообразных программ борьбы с бедностью, то, как считает большинство исследователей, в том числе и А. Л. Александрова, «рациональный выбор программ строится на основе учёта трёх основных факторов: определение масштаба и природы бедности; существующие программы по преодолению бедности и специфику страны или региона» [1].

Остановимся на характеристике установленных факторов.

1. Определение масштаба и природы бедности. Здесь следует выяснить, является ли бедность хронической (структурной) или временной проблемой; какие социально-демографические группы наиболее подвержены риску бедности; масштабы глубины и остроты бедности; характеристики бедных на рынке труда; наличие географической, этнической или какой-либо другой концентрации бедности и т. п. [7, С. 6].

2. Существующие программы. Прежний опыт социальной помощи может способствовать выбору более эффективной стратегии в меняющихся экономических условиях, если из него извлекаются продуманные уроки, а может и стать препятствием нововведениям.

3. Специфика страны или региона, включая перспективы роста, стратегию реформ, инфраструктуру, социокультурные и другие ограничения. Охватить все из них не представляется возможным, но наиболее характерными факторами, на которые важно обращать внимание, являются макроэкономическая ситуация (показатели инфляции, безработицы); фискальные (бюджетные) ограничения; господствующая идеология вспомоществования; административные возможности по выявлению нуждающихся в помощи и их охвату, а также мониторингу программ; состояние физической и финансовой инфраструктуры (наличие развитой банковской системы, школ, учреждений социального обслуживания, дорог, транспорта, и пр.) [11, С. 144].

Молодые малообеспеченные семьи как социально уязвимая группа населения, обладают повышенной иждивенческой нагрузкой, которая повышает риск бедности и ограничивает возможности использования ресурсов семьи [4, С. 308]. К. В. Кудинова пишет, что «современная социальная политика включает в себя как конкретные экономические меры поддержки не государственного бюджета, так и меры социального, идеологического характера, направленные на изменение массового сознания и развитие социальной активности населения, на создание условий для эффективного использования имеющихся у семьи реальных и потенциальных ресурсов» [8].

Государственная поддержка молодых малообеспеченных семей осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях [6, С. 179]. Данный вид деятельности регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

• Конституция Российской Федерации — обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, развивает систему социальных служб, устанавливает гарантии социальной защиты.

• Семейный кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации.

• Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» — определяет меры социальной поддержки семей с детьми (денежные выплаты, пособия, льготы, социальные услуги и другие меры).

• Федеральный закон от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» — устанавливает правовую основу для определения размера прожиточного минимума в регионе, на основании которого в регионах устанавливаются размеры пособий и выплат малообеспеченным семьям.

• Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помо -щи» — устанавливает организационные и правовые основы оказания государственной социальной помощи малообеспеченным семьям.

• Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» — устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей (материнский капитал), имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

• Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» — определяет категории граждан (инвалиды) из малообеспеченных семей, которые могут быть признаны нуждающимися в социальном обслуживании.

• Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2003 г.№ 44-ФЗ «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» — определяет материальное положение семьи для установления статуса малообеспеченной и предоставления права на получение социальной помощи, социального обеспечения и поддержки.

• Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» — определяет роль, обязанности и полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по решению вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми, в том числе многодетных семей, одиноких родителей, а также малоимущих граждан, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ.

• Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 г. № 51 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021 г.). — устанавливает перечень видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи с целью оказания ей государственной социальной помощи.

• Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 979 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильём молодых семей» — в качестве молодой определяет семью, возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет.

В соответствии с нормативно-правовой базой в Российской Федерации установлены следующие формы поддержки молодых малообеспеченных семей [9]:

• Денежная форма: единовременные выплаты при рождении ребёнка, материнский капитал, ежемесячные выплаты на детей, социальные пособия, субсидии на оплату ^ККХ.

• Социальная форма (льготы) — налоговые льготы, содействие в предоставлении льготных кредитов, обучение в высших учебных заведениях за счёт средств бюджета.

• Натуральная форма: обеспечение жильём в порядке очереди, лекарственные препараты (по рецепту врача), предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение, проездные документы на проезд в общественном транспорте, предоставление одежды, игрушек, продуктов питания, бесплатное обеспечение школьной формой, бесплатное питание в школе.

В 2022 году малообеспеченные молодые семьи Белгородской области могут получать следующие пособия:

Единовременные:

— Пособие беременным малообеспеченным семьям. Данное пособие может получить мать, вставшая на учёт к гинекологу в поликлинику

на сроке беременности 12 недель. Сумма выплаты составляет 708,23 руб.

— Пособие при рождении ребёнка — 18 886,32 руб.

— Пособие малообеспеченной семье на усыновлённого из детского дома ребёнка — 18 886,32 руб., но получить его можно только спустя полгода после того, как суд вынесет вердикт об усыновлении.

— Социальное пособие для малообеспеченных семей на подготовку ребёнка к школе. Размер пособия каждый регион устанавливает самостоятельно.

— Пособие беременным женщинам из малообеспеченной семьи, если их мужья в этот период служат срочную службу в вооружённых силах Российской Федерации — 29 908,46 руб.

— Финансовая поддержка малообеспеченной семье, размер и условия получения и размер которой различаются в зависимости от субъекта Российской Федерации.

Ежемесячные:

— Пособие детям до 1,5 лет — сумма зависит от региона.

— Пособие детям до 3 лет — сумма зависит от региона.

— Пособие детям от 3 до 7 лет — сумма рассчитывается из учёта регионального прожиточного минимума.

— Пособие многодетным семьям — сумма рассчитывается из учёта регионального прожиточного минимума.

— Выплата за второго ребёнка — начисляется из средств материнского капитала, сумма равна размеру регионального прожиточного минимума и выплачивается на протяжении 1,5 лет.

— Долговременное пособие на ребёнка — сумма зависит от региона и других факторов, выплачивается до совершеннолетия.

Учащиеся и студенты (до 18 лет) из малообеспеченных семей могут воспользоваться следующими льготами:

— Компенсация проезда в общественном транспорте — выплачивается только при условии, что ребёнок вынужден ездить в школу на общественном транспорте по причине нехватки мест в учреждении, находящимся рядом с домом. Размер выплаты зависит от населённого пункта.

— Пособие на школьную форму — размер определяется региональными властями.

— Стипендия — выплачивается только при очной форме обучения.

На региональном уровне дети из молодых малообеспеченных семей могут получать следующие виды помощи: бесплатное питание в школьных столовых, бесплатное посещение музеев, компенсации за лекарства и др.

В качестве дополнительных мер поддержки молодых малообеспеченных семей региональный бюджет может предложить следующие:

— Льготы на оплату услуг ^ККХ: осуш^ест-вляется в виде субсидий, которые необходимо оформить через региональные органы социальной защиты населения при предоставлении пакета необходимых документов. Данная льгота предоставляется молодым неполным и многодетным семьям, а также семьям, утратившим кормильца и получающим соответствующую пенсию. Кроме того, к данной категории могут отнести семьи военнослужащих — контрактников и срочников.

— Получение бесплатного жилья, если у семьи нет собственной квартиры или дома, пригодного для постоянного проживания: выделенные по целевой программе денежные средства можно использовать на покупку жилья или компенсации расходов; для оплаты первого взноса по ипотечному кредиту; при выполнении обменных операций с недвижимостью; для реконструкции частного дома.

— Социальный ипотечный кредит: предоставляется на льготных условиях под гарантии государства, которые заключаются в погашении части процентной ставки из бюджетных средств; выделении субсидии, которая используется молодой семьёй только на оплату кредита; предоставлении льготного займа на покупку социального жилья. Процент государственной поддержки для семьи с детьми составляет 40 %, без детей — 35 %.

— Социальный контракт (максимальная сумма 350 тысяч рублей): в 2022 году его можно заключить, обратившись в МФЦ по месту регистрации или в региональный центр социальной защиты населения. Подписание социального контракта не является основанием для прекращения иных меры государственной поддержки. Денежные средства в рамках социального контракта можно использовать для получения профессионального или дополнительного образования, трудоустройства, открытия бизнеса. Также семья, в случае острой необходимости, на условиях социального соглашения может потратить денежные средства на покупку товаров первой необходимости, фармацевтические препараты и средства, одежду и обувь, товары и технику для ведения подсобного хозяйства. Также финансовую помощь можно направить на необходимое лечение, приобретение товаров для школы, оплату кружков и секций детей в системе дополнительного образования [10].

— Безвозмездная помощь юриста: может быть получена семьёй в организациях, не запрещённых законодательством Российской

Федерации: федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также службы и агентства, находящиеся в подведомственности к ним; государственное юридическое бюро; государственные некоммерческие организации (университеты); частные юридические компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Получение мест в детских садах без очереди: на федеральном уровне законодательством не определено преимущественное право на поступление ребёнка в дошкольную образовательную организацию для семей какой-то определённой категории. Решение данного вопроса находится в ведомстве региональных и муниципальных органов.

— Скидки на оплату дошкольной образовательной организации: документы, подтверждающие статус малоимущей семьи, подаются непосредственно в дошкольное заведение.

— Материальная помощь студентам профессиональных образовательных учреждений: бывает в виде социальной стипендии и единовременной выплаты. Выплачивается на основании справки о статусе малообеспеченного из органов социальной защиты населения.

— Скидки и компенсации на проезд в общественном транспорте: предоставляются не во всех регионах Российской Федерации.

— Молочное питание для детей до 3 лет: после предоставления документов, подтверждающих статус малообеспеченных семей, врач один раз оформляет льготу через систему ЕМИАС и сведения о ней автоматически передаются на молочную кухню, пока её действие не закончится.

— Зачисление в учебное заведение вне конкурса: данным правом могут воспользоваться граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

— Льготы на продукты: основанием для получения льготы является обращение заявителя или его представителя в территориальный орган социальной защиты населения, филиал ОГКУ, многофункциональный центр лично, посредством почтового отправления или в электронной форме.

Следует отметить, что предоставление мер государственной поддержки и льгот молодым малообеспеченным семьям осуществляется в целях: поддержания их уровня жизни; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социаль-

ных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.

Заключение

Несмотря на то, что существующие в Российской Федерации меры государственной поддержки молодым малообеспеченным семьям могут в некоторой степени облегчить их жизнь, но решить все семейные проблемы государство не в состоянии. Как отмечает Т. С. Гусева, «размер не страхового пособия по беременности и родам не адекватен потребностям матери и новорождённого ребёнка. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, не стимулирует их к обращению в медицинские учреждения. Единовременное пособие при рождении ребёнка не компенсирует семье расходы на покупку товаров первой необходимости для новорождённого. Пособия по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет не решают проблемы повышения уровня жизни семей с детьми, поскольку уровень бедности в старших возрастных группах детей существенно превышает среднероссийские показатели. Ежемесячные пособия на ребёнка, несмотря на адресный характер, не улучшают условия жизни малообеспеченных семей» [5].

Таким образом, меры государственной поддержки молодых малообеспеченных семей в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативно-правовой базой, гарантируются государством, а размер денежных выплат устанавливается законами в твёрдой денежной форме и определяется на уровне региона. Также данной категории предоставляются: обеспечение жилыми помещениями, предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова А. Л. Международный опыт организации программ адресной социальной помощи [Электронный ресурс] / А. Л. Александрова [и др.]. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-sotsialnoy-podderzhki-bednyh-za-rubezhom (дата обращения 22.10.2022).

2. Антропов В. В. Системы обеспечения минимального гарантированного дохода населе-

ния за рубежом / В. В. Антропов // Экономика. Налоги. Право. — 2015. — № 5. — С. 29—38.

3. Бакраев М. М. Исследовательская работа по социальной защите населения / М. М. Бакраев, В. Н. Зверева // Нефтяное хозяйство. — 2008. — № 3. — С. 90.

4. Гарник М. Д. Современные подходы к определению понятия «молодая семья» и классификации молодых семей в России / М. Д. Гарник // Молодой учёный. — 2019. — № 19 (257). — С. 308—310.

5. Гусева Т. С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы : автореферат дис. ... доктора юридических наук: 12.00.05 / Т. С. Гусева ; Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. — Москва, 2012. — 53 с.

6. Калмыкова А. Д. Организация социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях / А. Д. Калмыкова, В. В. Сыроижко // Синтез наук в конкурентной экономике (проблемы современных экономических, правовых и естественных наук в России) : сборник статей по материалам IX международной научно-практической конференции : в 2 т. — Воронеж, 2021. — С. 179—186.

7. Киров П. Какую семью можно признать малоимущей. Помощь малоимущим семьям / П. Киров. — Москва : Колос, 2014. — 34 с.

8. Кудинова К. В. Социальный контракт как инструмент сокращения бедности малоимущих горожан : автореф. дис. . канд. социолог. наук / К. В. Кудинова ; Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. — Нижний Новгород, 2015. — 72 с.

9. Пособие малоимущим семьям в 2022 году [Электронный ресурс]. — URL: https://bankiros. ru/wiki/term/posobie-maloimusim-semam (дата обращения 18.10.2022).

10. Социальный контракт для малоимущих в 2022 году [Электронный ресурс]. — URL: https: //newizv. ru/news/society/03-12-2021/ sotsialnyy-kontrakt-dlya-maloimuschih-v-2022-godu (дата обращения 19.10.2022).

11. Черников А. Н. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в России / А. Н. Черников, В. В. Сыроижко // Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития : материалы 19-й всероссийской научно-практической конференции ; редколлегия : Е. С. Подвальный [и др.]. — Воронеж, 2021. — С. 144—148.

LITERATURE

1. Aleksandrova A. L. International experience in organizing targeted social assistance programs [Electronic resource] / A. L. Aleksandrova and

others. — URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ osobennosti-sotsialnoy-podderzhki-bednyh-za-rubezhom (accessed 10/22/2022).

2. Antropov V. V. Systems for ensuring the minimum guaranteed income of the population abroad / V. V. Antropov // Economics. Taxes. Right. — 2015. — No. 5. — Pp. 29—38.

3. Bakraev M. M. Research work on the social protection of the population / M. M. Bakraev, V. N. Zvereva // Oil Industry. — 2008. — No. 3. — P. 90.

4. Garnik M. D. Modern approaches to the definition of the concept of «young family» and the classification of young families in Russia / M. D. Garnik // Young scientist. — 2019. — No. 19 (257). — Pp. 308—310.

5. Guseva T. S. Social security of the family, motherhood, fatherhood and childhood in Russia: theoretical and practical problems : Abstract of the thesis. ... Doctor of Law: 12.00.05 / T. S. Gusev ; Moscow state legal acad. them. O. E. Kutafin. — Moscow, 2012. — 53 p.

6. Kalmykova A. D. Organization of social protection of the population at the state and municipal levels / A. D. Kalmykova, V. V. Syroizhko // Synthesis of sciences in a competitive economy (problems of modern economic, legal and natural sciences in Russia) : collection of articles based on the materials of the IX international scientific and practical conference : In 2 volumes. — Voronezh, 2021. — Pp. 179—186.

7. Kirov P. What kind of family can be considered poor? Help for poor families / P. Kirov. — Moscow : Kolos, 2014. — 34 p.

8. Kudinova K. V. Social contract as a tool to reduce the poverty of poor city dwellers : Abstract of the thesis. day. . cand. sociologist. Sciences / K. V. Kudinova ; Nizhegorsk state un-t im. N. I. Lobachevsky. — Nizhny Novgorod, 2015. — 72 p.

9. Allowance for low-income families in 2022 [Electronic resource]. — URL: https://bankiros.ru/ wiki/term/posobie-maloimusim-semam (accessed 10/18/2022).

10. Social contract for the poor in 2022 [Electronic resource]. — URL: https://newizv.ru/ news/society/03-12-2021/sotsialnyy-kontrakt-dlya-maloimuschih-v-2022-godu (accessed 10/19/2022).

11. Chernikov A. N. Normative-legal regulation of social protection of the population in Russia / A. N. Chernikov, V. V. Syroizhko // Actual problems of vocational education: goals, objectives and development prospects : materials of the 19th All-Russian Scientific and Practical Conference. Editorial Board: E. S. Podvalny [i dr.]. — Voronezh, 2021. — Pp. 144—148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.