тивные, проблемно-поисковые, исследовательские, проектные методы, а также интерактивные, компьютерные, мультимедийные технологии.
Рефлексивно-оценочный компонент предполагает наличие у студентов способностей к осознанию себя в качестве субъекта учебнопрофессиональной деятельности и окружающего мира.
Мониторинг качества сформированности профессиональной компетентности у студентов
- физиков включает в себя входное тестирование по проверке остаточных знаний, умений и навыков по курсу общей физики, промежуточную диагностику освоения дисциплин направления, итоговый контроль сформированности профессиональной компетентности, а также диагностику удовлетворенности студентов качеством образования.
В качестве критериев сформированности профессиональной компетентности мы выделили три уровня: высокий, средний, начальный. Характерные особенности каждого уровня описаны в [7].
В заключении отметим, что предложенная нами модель является эффективным средством формирования профессиональной компетентно-
сти студентов-физиков и обеспечивает подготовку к профессиональной деятельности.
Литература
1. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. - М.: Прогресс, 1988. — 508 с.
2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
3. Муфтахова Е.А. Модель формирования учебно-профессиональной самостоятельности студентов, будущих специалистов-бухгалтеров // Фундаментальные исследования. - 2012. - №3. - С. 611-615.
4. Дамбуева А.Б., Скокова Л.В. Педагогические условия непрерывного формирования профессиональной компетентности будущих физиков в процессе взаимодействия школы и вуза // Профильная школа. - 2013. - №3. - С. 12-16.
5. Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. канд. ... пед. наук. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010.
- 24 с.
6. Сандитов Д.С., Бартенев Г.М. Физические свойства неупорядоченных структур - Новосибирск: Наука, 1982. - 259 с.
7. Дамбуева А.Б. Формирование исследовательской компетентности будущих физиков // Вестник Бурятского госуниверситета. - 2012. - Вып. 15. -С. 40-44.
Дамбуева Альбина Борисовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики Бурятского госуниверситета. E-mail: abain76@list.ru
Dambueva Albina Borisovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of general physics, Buryat State University. E-mail: abain76@list.ru
УДК 37.013.77 © В.В. Исмиянов
Анализ отчислений студентов-сирот в контексте изучения проблемы их адаптации к образовательной среде
В статье представлена проблема адаптации студентов-сирот к образовательной среде в одном из технических вузов Байкальского региона, количественный и качественный анализ студентов и профессорско-преподавательского состава.
Ключевые слова: адаптация, физическая культура, студент-сирота.
V.V. Ismiyanov
Analysis of orphan students expulsions in the context of the study of problems of their adaptation to educational environment
The paper presents a problem of orphans students' adaptation to educational environment of technical universities in Siberia, the quality’s and quantity’s analysis of students and teachers is presented.
Keywords: adaptation, physical education, orphan student.
В ситуации серьезных социально- проблемы сиротства отмечают, что эта социаль-
экономических перемен, происходящих в рос- ная категория граждан оказывается наиболее
сийском обществе и государстве, проблема уязвимой в период вхождения во взрослую са-
адаптации сирот, их интеграции в общество ста- мостоятельную жизнь, так как без поддержки
новится особенно актуальной. Исследователи родных и близких людей большинство из них не
способно успешно преодолеть возникающий адаптивный барьер. В этот период жизни сироты испытывают значительные трудности с получением жилья, составлением и соблюдением бюджета, обустройством быта, отстаиванием своих гражданских прав, получением профессионального образования. Противоречие между имеющимся у них небольшим, зачастую негативным социальным опытом и реально складывающейся ситуацией приводит к тому, что сироты сложно адаптируются в жизненном и образовательном пространстве. Проблемы, возникающие у сирот в такой ситуации, способны повлечь за собой тяжёлые последствия для молодой формирующейся личности, породить состояние безысходности, чувство собственной неполноценности, ущербности, стать причиной бездомности, безработицы и даже суицида [7].
Проблемы социализации и адаптации сирот в условиях профессионального образования рассматривались в диссертационных исследованиях Л.В. Гаращенко, И.Л. Одногуловой, Н.Г. Травниковой, Ю.О. Яблоновской. Учеными уделяется внимание изучению становления личности в процессе взаимодействия индивида со своим окружением, его интеграции с социальной средой. Феномен адаптации личности был исследован в работах ряда социологов и психологов
[1, 9, 11].
В современных условиях роль физической культуры как неотъемлемой части общей культуры в жизни человека и общества актуализируется. Все более значимым становится использование широкого спектра ее социальных функций. Физическая культура приобретает особую социальную значимость, так как ее целью, предметом и главным результатом являются развитие и саморазвитие самого человека. Раскрытием социальных функций физической культуры занимались М.А. Арвисто, В.К. Баль-севич, В.М. Выдрин, М.Я. Виленский, Л.П. Матвеев, Л.И. Лубышева, Ю.М. Николаев, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров, В.Д. Чепик и др. [2,
3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 14].
Адаптация студентов-сирот к образовательной среде технических вузов требует существенного переосмысления и технологии организации теории и практики физкультурной,
учебно-воспитательной деятельности в процессе физического воспитания.
Цель исследования - анализ контингента абитуриентов и профессорско-преподавательского состава (ППС).
Результаты исследования. Для продолжения педагогического эксперимента и раскрытия проблемы адаптации студентов-сирот к образовательной среде в Иркутском государственном университете путей сообщения (ИрГУПС), Иркутском государственном техническом университете (ИрГТУ), Забайкальском институте железнодорожного транспорта (ЗабИЖТ), Улан-Удэнском институте железнодорожного транспорта (У-УИЖТ), Красноярском институте железнодорожного транспорта (КрИЖТ), Братском государственном университете (БрГУ), Ангарской государственной технической академии (АГТА), нами был проведен анализ количества ежегодно поступающих и отчисленных студен-тов-сирот, количества работающих членов профессорско-преподавательского состава с техническим, классическим и педагогическим образованиями, а также социально-педагогический и воспитательный потенциал по работе с данной категорией студентов. Данные анализа представлены в таблицах 1, 2, 3.
По данным таблицы 1 видно, что ежегодно 30-60% студентов-сирот не могут адаптироваться к образовательной среде и отчисляются, но иногда процент отчисления увеличивается до 80-100%. В ходе исследования выявлен ряд проблем, возникающих у студентов-сирот в период их адаптации к образовательной среде вуза: социальные проблемы - отсутствие поддержки со стороны близких, неумение организовать свой быт, составлять и распределять бюджет, отсутствие нормальных условий для выполнения домашних заданий; психологические проблемы - неадекватная самооценка, неуверенность в своих силах, негативное отношение к себе и окружающим, чувство «другого», чувство одиночества; педагогические проблемы
- несформированность учебной мотивации, умений самостоятельной работы, коммуникативных и рефлексных умений, недостаток знаний, полученных в школе, неумение организовать свою досуговую деятельность.
Таблица 1
Количество ежегодно поступивших и отчисленных студентов-сирот 2009-2010 гг., 2010-2011 гг., 2011-2012 гг., 2012-2013 гг.
(ИрГУПС, КрИЖТ, ЗабИЖТ, У-УИЖТ, ИрГТУ, АГТА, БрГУ)
Количество поступивших и отчисленных студентов-сирот Высшие учебные заведения
О С и р К н § н б а СО У-УИЖТ У Т и рИ 1 < н и < У и & И
Поступившие (2009 год) 23 10 4 14 165 34 42
Отчисленные (2010 год) 8 1 4 2 118 18 17
Отчисленные (% ) 34,7 10 100 14,3 71,5 53 40,4
Поступившие (2010 год) 24 6 11 25 141 14 56
Отчисленные (2011 год) 7 4 1 3 84 4 37
Отчисленные (% ) 29,2 66,6 45,5 12 59,6 28,6 66
Поступившие (2011 год) 46 8 10 34 158 19 39
Отчисленные (2012 год) 12 7 5 10 70 9 17
Отчисленные (% ) 26 87,5 50 29,4 44,3 47,3 43,6
Поступившие (2012 год) 35 9 10 28 119 20 25
Отчисленные (2013 год) 6 3 5 13 63 13 25
Отчисленные (% ) 17,1 33,3 50 46,4 53 65 100
Всего поступивших (2009 - 2012 гг.) 128 33 35 101 583 87 162
Всего отчисленных (2010 - 2013 гг.) 33 15 19 28 335 44 96
Кол-во отчисленных (2010 - 2013 гг.) (%) 25,8 45,5 54,2 27,8 57,5 50,6 59,3
Проведенное среди отчисленных студентов-сирот анкетирование показало, что одним из главных проблем в воспитательном процессе вуза является отсутствие ответственного преподавателя за данную категорию студентов, к которому они могли бы обратиться по любым вопросам (юридическим, социальным, педагогическим, психологическим, учебным и др.) для своевременной им помощи, как это делают остальные студенты, обращаясь к своим родителям.
Из таблицы 2 видно, что 70-80% профессорско-преподавательского состава технических вузов (ИрГУПС, ИрГТУ, ЗабИЖТ, У-УИЖТ, КрИЖТ, БрГУ, АГТА) имеет техническое и классическое образование, педагогическое 2030%. Поэтому кураторы академических групп, в которые при поступлении попадают студенты-сироты, не имеют педагогического образования и знаний для работы с данной категорией студентов.
Таблица 2
Количество членов профессорско-преподавательского состава (ППС) с техническим, классическим и педагогическим образованием в вузах (ИрГУПС, КрИЖТ, ЗабИЖТ, У-УИЖТ, ИрГТУ, АГТА, БрГУ)
№ Вуз Всего ППС Техническое и классическое образование % Педагогическое образование %
1 ИрГУПС 375 290 77,3 85 22,7
2 КрИЖТ 109 78 71,56 31 28,44
3 ЗабИЖТ 108 66 61,11 42 38,89
4 У-УИЖТ 109 61 66 48 44
5 ИрГТУ 1039 717 69 322 31
6 АГТА 190 159 83,68 31 16,32
7 БрГУ 256 213 83,2 43 16,8
С момента поступления в академическую группу для обучения в вузе студенты-сироты находятся на равных условиях со всеми осталь-
ными студентами. Социально-педагогический и воспитательный потенциал в технических вузах по работе со студентами-сиротами недостаточно
используется, именно для данных студентов с учетом их особенностей не разработаны условия для их успешной адаптации.
Проанализировано, что в технических вузах Сибирского региона (ИрГУПС, ИрГТУ, За-бИЖТ, У-УИЖТ, КрИЖТ, БрГУ, АГТА) ежегодно 30-60% студентов-сирот не могут адаптироваться к образовательной среде отчисляются, но иногда процент отчисления увеличивается до 80-100%. Одним из путей решения вопросов адаптации студентов-сирот к образовательной среде является, на наш взгляд, создание в образовательном процессе технического вуза организационных, психологических и педагогических условий для реализации теории и практики организации физкультурной деятельности сту-дентов-сирот с различным исходным уровнем способностей и интересов, а также предоставление возможности для их самоопределения и самоутверждения на индивидуально-доступном уровне, способствующих мотивации к дальнейшему гармоничному развитию личности.
Проанализировано, что 70-80% профессорско-преподавательского состава технических вузов (ИрГУПС, ИрГТУ, ЗабИЖТ, У-УИЖТ, КрИЖТ, БрГУ, АГТА) имеет техническое и классическое образование, педагогическое 20 -30%. Необходима специальная программа «Куратор-педагог», способствующая решению социальных, психолого-педагогических задач по своевременной помощи данной категории студентов.
Выявлено, что педагогический потенциал в техническом вузе по отношению к данной категории студентов требует на сегодняшний день внедрения новейших технологий в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию. Одним из путей решения вопросов внедрения новейших технологий в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию является, на наш взгляд, разработанная, научно обоснованная и внедренная в учебный процесс по физическому воспитанию структура теории и практики организации физ-
культурной деятельности студентов-сирот для адаптации к образовательной среде.
Литература
1. Андреева Г.М., Яноушек Я. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г.М. Андреева, Я.. - М.: МГУ, 1987. - 302 с.
2. Арвисто М.А. Мотивация физкультурноспортивной деятельности // Физическая культура и советский образ жизни / под ред. М.Х. Титма. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - С. 169-180.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4. - С. 2.
5. Выдрин В.М. Перестройка в области физической культуры (Проблемы и пути) // ТиПФК. - 1987.
- №8. - 22 с.
6. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов: учеб. пособие. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. - 128 с.
7. Жилина Л.А. Социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в период адаптации к образовательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук. -Омск: ОГПУ. - 2008. - 194 с.
8. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. - М.: Академия. -2001. - 240 с.
9. Наячаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии).
- Ереван: АГПИ, 1988. - 246 с.
10. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 1997. -№6. - С. 2-10.
11. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 1982.
12. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. - М.: Физическая культура и спорт, 1974. - 287 с.
13. Столяров В.И. Спорт и культура: методологические и теоретические аспекты проблемы // Спорт, духовные ценности и культура: Историческое и теоретико-методологическое обоснование / под ред. В.В. Кузина, В.И. Столярова, Н.Н. Чеснокова. -М.: Гуманитарный центр «СпАрт», РГАФК, 1997. -Вып. 1. - С. 84-209.
14. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. - М.: ТЕНС, 1995. - 168 с.
Исмиянов Владимир Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики Восточно-Сибирской государственной академии образовании. E-mail: ismivanov@vandex.ru
Ismiyanov Vladimir Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, doctoral student of pedagogy, East Siberian State Academy of Education. E-mail: ismivanov@vandex.ru