Научная статья на тему 'Совершенствование воспитательного процесса физкультурной деятельности студентов-сирот'

Совершенствование воспитательного процесса физкультурной деятельности студентов-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / КАЧЕСТВА / АДАПТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ-СИРОТА / SURVEY / PSYCHODIAGNOSTICS / QUALITIES / ADAPTATION / PHYSICAL CULTURE / ORPHAN STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович

Представлен анализ личностных качеств, выявленных у студентов-сирот, путем изучения личных дел, анкетирования и индивидуального собеседования, влияющих на адаптацию к образовательной среде технического вуза. Разработана внедрена в воспитательный процесс физкультурной деятельности Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС) научно обоснованная структура психодиагностики личностных качеств у студентов-сирот для успешной адаптации к образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is given the analysis of the revealed personal qualities of orphan students by means of personal files investigation, surveys and individual interviews that influence the adaptation to the educational environment of a technical higher school. In the educational process of physical culture activity of the Irkutsk State Transport University there is implemented the developed, scientifically reasoned structure of psychodiagnostics of orphan students’ personal qualities for successful adaptation to the educational environment

Текст научной работы на тему «Совершенствование воспитательного процесса физкультурной деятельности студентов-сирот»

В.В. ИСМИЯНОВ (Иркутск)

совершенствование воспитательного процесса физкультурной деятельности студентов-сирот на основе психодиагностики личностных качеств

Представлен анализ личностных качеств, выявленных у студентов-сирот путем изучения личных дел, анкетирования и индивидуального собеседования, влияющих на адаптацию к образовательной среде технического вуза. Разработана и внедрена в воспитательный процесс физкультурной деятельности Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС) научно обоснованная структура психодиагностики личностных качеств у студентов-сирот для успешной адаптации к образовательной среде.

Ключевые слова: анкетирование, психодиагностика, качества, адаптация, физическая культура, студент-сирота.

Процесс адаптации студентов-сирот к новым для них условиям жизни и учебной деятельности в системе высшего технического образования является сложным этапом их социализации. Первокурсники-сироты отличаются от своих товарищей не только в социальном плане, но и, как правило, в образовательном. Социальная и психологическая специфика данной категории студентов требует теоретического осмысления и практического внедрения особых педагогических условий организации учебновоспитательного процесса. К таким условиям можно отнести построение педагогического взаимодействия между студентами и преподавателями на основе учета особенностей студентов-сирот. В свою очередь, возможность такого учета определяется психолого-педагогической подготовленностью преподавателей к работе со студентами-сиротами и педагогическими ресурсами предметов, входящих в учебный план технического вуза [1].

Одним из предметов, связующих педагогический потенциал учебной дисциплины с особыми условиями педагогического взаимодействия, является физическая культура. Исследование педагогического потенциала названного предмета требует разработки новых теоретических концепций, расширения исследований, выявляющих закономерности социального, личностного

развития человека, а также всю структуру педагогического взаимодействия в процессе занятий физической культурой [4].

У дисциплины «Физическая культура» есть значительный потенциал для обеспечения социально-педагогической и социальнопсихологической адаптации, направленной на гармоничное взаимодействие личности с социальной и природной средой, а также на осознание и проявление личностной стратегии поведения [2; 3].

В то же время специальных исследований, в которых рассматривалась бы психодиагностика личностных качеств у студентов-сирот при поступлении и в воспитательном процессе физкультурной деятельности для адаптации к образовательной среде технических вузов, в доступной нам литературе мы не встретили.

одним из путей решения вопросов адаптации студентов-сирот к образовательной среде является, на наш взгляд, создание в образовательном процессе технического вуза организационных, психологических и педагогических условий для выявления и дальнейшей психодиагностики их личностных качеств в воспитательном процессе физкультурной деятельности.

В ходе исследования нами решались следующие задачи: проанализировать путем изучения личных дел, анкетирования и индивидуального собеседования личностные качества абитуриентов-сирот, влияющие на адаптацию к образовательной среде технического вуза; разработать, научно обосновать и внедрить в воспитательный процесс физкультурной деятельности структуру психодиагностики личностных качеств студентов-сирот.

В Иркутском государственном университете путей сообщения, выбранном в качестве экспериментальной базы исследования, на предварительном этапе, при поступлении в вуз, нами были проанализированы личные дела абитуриентов-сирот, проведены индивидуальные беседы с ними, из которых видно, что они пережили, поступив в детские приюты и детдома: от некоторых отказались родители, в том числе и при рождении; все лишены родительской заботы; многие переданы на воспитание родственникам, а также посторонним людям; жестокое отношение к ребенку; алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, психические расстройства и самое страшное - смерть родителей. Все это отразилось на психическом и физическом здоровье студентов-сирот, усложнило их дальнейшую жизнедеятельность.

© Исмиянов В.В., 2014

Приемная комиссия технического вуза

]

Я

Куратор-педагог J

Изучение личных дел, индивидуальные беседы, анкетирование для выявления личностных качеств

Обработка информации о выявленных личностных качествах и подбор психодиагностических методик

V_________________________________________________

Я

Применение подобранных методик психодиагностики

на начальном этапе

V___________________________________________________

Я

/■

Средства физической культуры и спорта (индивидуальные комплексы, разработанные с учетом интересов и способностей)

я

Анализ динамики личностных качеств по данным психодиагностики

я

Ґ N

Корректировка средств физической культуры и спорта

(индивидуальных комплексов, разработанных

с учетом интересов и способностей)

V__________________________________________________________“

Структура психодиагностики личностных качеств у студентов-сирот в воспитательном процессе физкультурной деятельности

А

В проведенном нами анкетировании участвовали студенты-сироты первого курса всех факультетов вуза. Анкетирование показало, что все респонденты относятся к занятиям физической культурой и спортом положительно. Выявлено, что на практических занятиях психологическое напряжение испытывают 72% молодых людей. Большинство (58%) устают к третьей паре, 26% - ко второй, 16% - к первой, что показывает быструю их утомляемость, которая ведет к низкой работоспособности. Режим сна соблюдают: 8 часов - 38%, 7 часов и менее - 54%, 9 часов и более - 8%. Питаются два раза в день 68%, 3 раза - 20%, перекусывают - 12%. Количество курящих составляет 63%. Спортивный разряд имеют 2%. Не чувствуют отличия от других молодых людей всего 13% студентов-сирот. остальные считают, что отличаются, и выражается это в «одиночестве внутри себя» - 51%,

«нет поддержки со стороны близких» - 34%, «одеваюсь не как все» - 2%.

При индивидуальном собеседовании проанализированы личностные качества: отмечены замкнутость в общении (61%), неуверенность в себе (82%), неадекватная самооценка (53%), что показывает социальную неустойчивость. Недисциплинированность больше выражена у юношей (61%), чем у девушек (32%), также проявляется низкий уровень целеустремленности (74%), инициативности (91%) и самостоятельности (83%).

При помощи занятий физической культурой и спортом большинство студентов-сирот собираются добиваться улучшения настроения, учиться бороться со стрессом и не чувствовать себя одинокими (58%), улучшать состояние здоровья (42%); заниматься физической культурой два раза в неделю по уста-

новленной в вузе программе и дополнительно один раз в неделю желают 65%, более раз -35%. Таким образом, все опрошенные студенты будут заниматься по доброй воле три раза в неделю.

В результате регулярных целенаправленных занятий физической культурой и спортом студенты-сироты (98%) хотят не только повышать физическую подготовленность, приобретая определенные умения и навыки, но и воспитывать в себе психические качества, черты и свойства личности: целеустремленность. дисциплинированность, уверенность в себе, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержку и самообладание, стойкость, что позитивно повлияет на их успешную адаптацию к образовательной среде.

С учетом полученных результатов нами была научно обоснована и внедрена в воспитательный процесс физкультурной деятельности структура психодиагностики личностных качеств у студентов-сирот, направленная на адаптацию к образовательной среде технического вуза.

Исследование с использованием вышеуказанной структуры позволяет нам выявить специфическую направленность изменения состояния студентов данной категории, а также степень влияния физкультурной деятельности на качественные изменения их психоэмоционального состояния.

Литература

1. Жилина Л.А. Социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в период адаптации к образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2008.

2. Кузьмина Н.В. Методы системного исследования педагогической деятельности. М.,1970.

3. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ. 1974.

4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека/ ГЦИФК. М.,1992.

* * *

1. Zhilina L.A. Sotsialno-pedagogicheskoe sopro-vozhdenie studentov-sirot v period adaptatsii k obrazovatelnoy srede vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2008.

2. Kuzmina N.V. Metodyi sistemnogo issledo-vaniya pedagogicheskoy deyatelnosti. M.,1970.

3. Lisovskiy V.T., Dmitriev A.V. Lichnost studenta. L.: Izd-vo LGU. 1974.

4. Lubyisheva L.I. Kontseptsiya formirovaniya fizicheskoy kulturyi cheloveka/ GTsIFK. M.,1992.

Improvement of educational process of physical culture activity of orphan students on the basis of psychodiagnostics of personal qualities

There is given the analysis of the revealed personal qualities of orphan students by means ofpersonal files investigation, surveys and individual interviews that influence the adaptation to the educational environment of a technical higher school. In the educational process of physical culture activity of the Irkutsk State Transport University there is implemented the developed, scientifically reasoned structure of psychodiagnostics of orphan students’ personal qualities for successful adaptation to the educational environment.

Key words: survey, psychodiagnostics, qualities,

adaptation, physical culture, orphan student.

(Статья поступила в редакцию 10.01.2014)

И.В. ВЛАСЮК, Е.Н. СИТНИКОВА (Волгоград)

основы ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СУБКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКА

Рассмотрено понятие субкультурной грамотности подростка, определены ее компоненты и функции. Выявлен педагогический потенциал взаимодействия школы и семьи, способствующий формированию субкультурной грамотности подростка.

Ключевые слова: субкультура, подростки, семья, взаимодействие, субкультурная грамотность, принципы, логика.

Ценностно-нормативная неопределенность современного мира, его ориентация как на диалог в форме обновления культуры, развития, восстановления традиций, так и на противостояние, разрушение приводят к тому, что все большее количество подростков основным способом вхождения в социальную культуру видят участие в субкультуре, под которой, согласно определению А.В. Мудрика, понимается групповая общность со значимым Другим, набором специфических ценностей, норм поведения, ритуалов общения, символикой, позволяющая подростку осознать и утвердить себя в

© Власюк И.В., Ситникова Е.Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.