Научная статья на тему 'Физическое воспитание студентов-сирот на основе внедрения программы спецкурса «Индивидуальный подход»'

Физическое воспитание студентов-сирот на основе внедрения программы спецкурса «Индивидуальный подход» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТ-СИРОТА / ПРОГРАММА / СПЕЦКУРС / АДАПТАЦИЯ / INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION / PHYSICAL EDUCATION / ORPHAN STUDENT / SPECIAL COURSE PROGRAM / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович

В статье выявлено, что педагогический потенциал в технических вузах Сибирского региона: Иркутском государственном университете путей сообщения, Иркутском государственном техническом университете, Забайкальском институте железнодорожного транспорта, Улан-Удэнском институте железнодорожного транспорта, Красноярском институте железнодорожного транспорта, Братском государственном университете, Ангарской государственной технической академии, по отношению к студентам-сиротам требует на сегодняшний день внедрения новейших технологий в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Представлена разработанная, научно обоснованная и внедрённая в учебный процесс по физическому воспитанию студентов-сирот Иркутского государственного университета путей сообщения, выбранного в качестве экспериментальной базы исследования, программа спецкурса «Индивидуальный подход». Содержание разработанной программы направлено на расширение индивидуальных контактов в физкультурно-спортивной деятельности, помощи в разрешении внутренних и внешних конфликтов, улучшении здоровья, психологического и физического состояния, повышение уровня знаний, умений и навыков, а также формирование личностных качеств необходимых для адаптации к образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical Education of orphan Students by introducing the Program of the Course «individual Approach»

The author of the article tells that today the pedagogical potential of the technical institutes of higher education of Siberian region: Irkutsk State Railway University, Irkutsk State Technical University, Transbaikal Railway Institute, Ulan-Ude Railway Institute, Krasnoyarsk Railway Transport Institute, Bratsk State University, Angarsk State Technical Academy, with respect to orphan students, requires the adoption of new technologies in pedagogical theory and practice of the educational process. He presents the program of special course “The individual approach” which is scientifically based and introduced into educational process of physical education of orphan students in Irkutsk State Railway University, which has been selected as an experimental base for research,. The content of developed program is directed to the expansion of individual contacts in sports activity, assistance in resolving internal and external conflicts, improving the health, psychological and physical condition, the level of knowledge and skills, as well as formation of personally characteristics to adapt to the educational area.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание студентов-сирот на основе внедрения программы спецкурса «Индивидуальный подход»»

УДК 796.015 ББК 75.1

Владимир Владимирович Исмиянов,

кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения (Иркутск, Россия), e-mail:Ismiyanov@yandex.ru

Физическое воспитание студентов-сирот на основе внедрения программы спецкурса «Индивидуальный подход»

В статье выявлено, что педагогический потенциал в технических вузах Сибирского региона: Иркутском государственном университете путей сообщения, Иркутском государственном техническом университете, Забайкальском институте железнодорожного транспорта, Улан-Удэнском институте железнодорожного транспорта, Красноярском институте железнодорожного транспорта, Братском государственном университете, Ангарской государственной технической академии, по отношению к студентам-сиротам требует на сегодняшний день внедрения новейших технологий в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Представлена разработанная, научно обоснованная и внедрённая в учебный процесс по физическому воспитанию студентов-сирот Иркутского государственного университета путей сообщения, выбранного в качестве экспериментальной базы исследования, программа спецкурса «Индивидуальный подход». Содержание разработанной программы направлено на расширение индивидуальных контактов в физкультурно-спортивной деятельности, помощи в разрешении внутренних и внешних конфликтов, улучшении здоровья, психологического и физического состояния, повышение уровня знаний, умений и навыков, а также формирование личностных качеств необходимых для адаптации к образовательной среде.

Ключевые слова: вуз, физическое воспитание, студент-сирота, программа, спецкурс, адаптация.

Vladimir Vladimirovich Ismiyanov,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Irkutsk State University of Railway Transport (Irkutsk, Russia), e-mail: Ismiyanov@yandex.ru

Physical Education of Orphan Students by Introducing the Program of the Course «Individual Approach»

The author of the article tells that today the pedagogical potential of the technical institutes of higher education of Siberian region: Irkutsk State Railway University, Irkutsk State Technical University, Transbaikal Railway Institute, Ulan-Ude Railway Institute, Krasnoyarsk Railway Transport Institute, Bratsk State University, Angarsk State Technical Academy, with respect to orphan students, requires the adoption of new technologies in pedagogical theory and practice of the educational process. He presents the program of special course “The individual approach” which is scientifically based and introduced into educational process of physical education of orphan students in Irkutsk State Railway University, which has been selected as an experimental base for research,. The content of developed program is directed to the expansion of individual contacts in sports activity, assistance in resolving internal and external conflicts, improving the health, psychological and physical condition, the level of knowledge and skills, as well as formation of personally characteristics to adapt to the educational area.

Keywords: institute of higher education, physical education, orphan student, special course program, adaptation.

В Конвенции Организации Объединённых Наций о правах ребенка на образование значительное место уделено праву на доступность высшего образования для всех, на основе способности каждого. Так же Конвенция признает, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных ус-

ловиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании.

Учебно-воспитательная работа со сту-дентами-сиротами - нелёгкая, требующая большой отдачи и эмоционального напряжения. При этом следует отметить, что ни одно высшее учебное заведение практически не

© Исмиянов В. В., 2014

51

готовит специалистов для работы с детьми-сиротами. Исключение составляют сами выпускники детских домов, получившие высшее педагогическое образование и в дальнейшем продолжающие применять знания из собственного жизненного опыта о преодолении жизненных трудностей детей-сирот, с воплощением в педагогическую деятельность к данной категории студентов.

В последние годы техническая высшая школа переживает существенную интенсификацию учебно-образовательного процесса, вследствие чего резко увеличивается внедрение в учебный процесс компьютерных технологий. Отсюда остаётся малый объём времени для активного отдыха и восстановления, что является мощным стрессовым фактором для студентов-сирот, формирующим как адаптацию, так и дизадаптацию [1; 5].

Социальная психолого-педагогическая адаптация, направленная на гармоничное взаимодействие личности с образовательной средой, на осознание и проявление личностной стратегии поведения является главным содержанием социально-общественной функции физического воспитания[2; 3; 4; 6].

В этой связи актуальной проблемой является изучение адаптации к образовательной среде студентов-сирот (первокурсников) к напряжённой учебно-образовательной деятельности. Каждый студент-сирота, переступивший порог вуза, подвергается сильным стрессам, информационным и учебным перегрузкам, что обуславливает снижение ресурсов их здоровья, способствует существенному ухудшению работоспособности и качеству успеваемости.

Анализ различных источников позволил сделать вывод о том, что наиболее изученными являются психолого-педагогические проблемы сирот и практически отсутствуют исследования, в которых рассматривался бы процесс адаптации сирот-первокурсников к образовательной среде технических вузов на

Педагогический потенциал в технических (ИрГУПС, КрИЖТ, ЗабИЖТ, У

основе организации теории и практики физкультурной деятельности.

Одним из путей решения вопросов воспитательного процесса адаптации студентов-сирот к образовательной среде технического вуза, где социально-педагогический и воспитательный потенциал по работе со студен-тами-сиротами отсутствует, так как отдельно именно для данных студентов с учётом их особенностей по учебно-воспитательной работе ничего не разработано, является, на наш взгляд, разработанная, научно обоснованная и внедренная в воспитательный процесс программа спецкурса «Индивидуальный подход», способствующая решать социальные, психолого-педагогические задачи по своевременной помощи данной категории студентов.

В ходе исследования нами решались следующие задачи: проанализировать педагогический потенциал учебно-воспитательного процесса в технических вузах по работе со студентами-сиротами; разработать, научно обосновать и внедрить программу спецкурс «Индивидуальный подход» в учебный процесс по физическому воспитанию студентов-сирот в техническом вузе для адаптации к образовательной среде.

Для продолжения педагогического эксперимента и раскрытия проблемы адаптации студентов-сирот к образовательной средев Иркутском государственном университете путей сообщения (ИрГУПС), Иркутском государственном техническом университете (ИрГТУ), Забайкальском институте железнодорожного транспорта (ЗабИЖТ), Улан-Удэнском институте железнодорожного транспорта (У-УИЖТ), Красноярском институте железнодорожного транспорта (КрИЖТ), Братском государственном университете (БрГУ), Ангарской государственной технической академии (АГТА), нами был проведён анализ педагогического и воспитательного потенциала по работе с данной категорией студентов. Данные анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1

вузах по работе со студентами-сиротами

Г-УИЖТ, ИрГТУ, АГТА, БрГУ)

№ Вуз Педагогический потенциал в технических вузах по работе со студентами-сиротами 2009-2010 гг., 2010-2011 гг., 2011-2012 гг., 2012-2013 гг.

1 ИрГУПС Проректор по воспитательной работе —►зам. декана факультета —► куратор академической группы

2 КрИЖТ Проректор по воспитательной работе —► зам. декана факультета —► куратор академической группы

3 ЗабИЖТ Проректор по воспитательной работе —► зам. декана факультета —► куратор академической группы

4 У-УИЖТ Проректор по воспитательной работе —► зам. декана факультета —► куратор академической группы

5 ИрГТУ Проректор по воспитательной работе —► зам. декана факультета —► куратор академической группы

6 АГТА Проректор по воспитательной работе —► зам. декана факультета —► куратор академической группы

7 БрГУ Проректор по воспитательной работе —► зам. декана факультета —► куратор академической группы

Из таблицы 1 видно, что с момента поступления после формирования в академическую группу для обучения в вузе, данная категория студентов находится на равных со всеми остальными студентами. Социально-педагогический и воспитательный потенциал в технических вузах по работе со студентами-сиротами отсутствует, так как специально для данных студентов с учетом их особенностей по учебно-воспитательной работе ничего не разработано.

Таблица 2

Программа спецкурса «Индивидуальный подход» (ТЗ - теоретические занятия; ПЗ - практические занятия)

Виды деятельности 1 год обуч-я 2 год обуч-я 3 год обуч-я 4 год обуч-я

ТЗ ПЗ ТЗ ПЗ ТЗ ПЗ ТЗ ПЗ

1 Знакомство, анкетирование, личные беседы, выявление личностных качеств 2 2 2 2 2 2 2 2

2 Оформление индивидуальной карты студента 4 4 4 4

3 Выявление умений и знаний по физической культуре (видам спорта) 2

4 Распределение в различные виды спортивной деятельности (спортивные секции) с учётом интересов и индивидуальных особенностей 4

5 Моделирования организации занятий по физической культуре 22 26 26 26

6 Психодиагностика, психопрофилактика и психокоррекция личностных качеств необходимых для адаптации к образовательной среде 4 8 4 10 4 10 4 8

7 Привлечение к саморазвитию занятиями физической культурой (в учебное и каникулярное время) 2 12 2 12 2 12 2 12

8 Педагогическая помощь в выборе дальнейшего спортивного направления к окончанию вуза 2

9 Проведения мониторинга здоровья (динамика физического развития, функционального состояния организма, уровень физической подготовленности) 2 6 2 6 2 6 2 6

Учебный год (часы) 70 70 70 70

Всего (часов) 280

Для продолжения педагогического эксперимента в рамках учебного процесса по физическому воспитанию Иркутского государственного университета путей сообщения, выбранного в качестве экспериментальной базы исследования, на 2011-2015 уч.гг. специально сформированы группы из сирот-первокурсников: контрольная (п=32) и экспериментальная (п=25). Всего в обследовании приняло участие 57 сирот-первокурсников. В учебный процесс физического воспитания студентов-сирот экспериментальной группы нами была внедрена разработанная, научно обоснованная программа спецкурса«Индивидуальный подход», ко-

торая направлена на совместное со сту-дентами-сиротами определение возможностей и путей преодоления проблем в физическом воспитании, препятствующих их для адаптации к образовательной среде и успешной дальнейшей профессионализации. Данная программа рассчитана на четыре года обучения и составляет 280 часов. В программе предложены теоретические занятия (ТЗ) и практические занятия (ПЗ). Программа спецкурса «Индивидуальный подход» представлена в табл. 2.

Программа спецкурса «Индивидуальный подход» - это один из механизмов управления процессом воспитания студентов-сирот в

техническом вузе для успешной адаптации к образовательной среде на основе организации теории и практики физкультурной деятельности.

Цель программы спецкурса «Индивидуальный подход» - оказание методической и информационной поддержки для адаптации студентов-сирот к образовательной среде технического вуза на основе организации теории и практики физкультурной деятельности.

Задачи:

1. Ознакомление с особенностями адаптационного периода студентов-сирот в учебном процессе.

2. Разрешение конфликтов студентов-сирот в учебном процессе с участниками образовательного процесса вуза.

3. Ознакомление студентов-сирот с пси-холого-педагогической работой для устранения негативных личностных качеств.

4. Развитие коммуникативных навыков общения студентов-сирот с участниками образовательного процесса вуза.

5. Формирование потребности в саморазвитии, повышении уровня физической подготовленности и здоровом образе жизни.

6. Привлечение к саморазвитию занятиями физической культурой (в учебное и каникулярное время).

7. Вовлечение в различные виды спортивной деятельности (спортивные секции) с учётом интересов и индивидуальных особенностей.

8. Повышение уровня знаний, умений и навыков, а также работоспособности, успеваемости.

Проведённое исследование и полученные в ходе его проведения результаты позволяют сделать следующие выводы:

Выявлено, что воспитательный потенциал в технических вузах по работе со сту-дентами-сиротами отсутствует, так как специально для данных студентов с учётом их особенностей по учебно-воспитательной работе ничего не разработано, что требует на сегодняшний день внедрения новейших технологий в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Разработана, научно обоснована и внедрена в учебный процесс по физическому воспитанию студентов-сирот программа спецкурса «Индивидуальный подход» для адаптации к образовательной среде. Содержание разработанной нами программы спецкурса «Индивидуальный подход» направлено на то, чтобы не только компенсировать недостаточность индивидуального подхода к студентам-сиро-там в учебном процессе, но и расширить индивидуальные контакты в физкультурно-спортивной деятельности, помочь в разрешении внутренних и внешних конфликтов, улучшить их здоровье, психологическое и физическое состояние, повысить уровень знаний, умений и навыков, а также сформировать личные качества, необходимые для адаптации к образовательной среде.

Список литературы

1. Бадмаева Б. Б. Адаптация и социализация: постановка вопроса в педагогическом знании // Учёные записки ЗабГУ. Сер. «Педагогика и психология». 2011. № 5 (40). С. 129-131.

2. Кузьмина Н. В. Методы системного исследования педагогической деятельности. М., 1970. 108 с.

3. Лисовский В. Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 184 с.

4. Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. 278 с.

5. Фомин H. A. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы. М.: Теория и практика физической культуры, 2003. 383 с.

6. Харчев А. Г. Социология воспитания. (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности). М.: Политиздат, 1990. 222 с.

References

1. Badmaeva B. B. Adaptatsiya i sotsializatsiya: postanovka voprosa v pedagogiches-kom znanii // Uchenye zapiski ZabGU. Ser. «Pedagogika i psikhologiya». 2011. № 5 (40).

S. 129-131.

2. Kuz’mina N. V. Metody sistemnogo issledovaniya pedagogicheskoi deyatel’nosti. M., 1970. 108 s.

3. Lisovskii V. T., Dmitriev A. V. Lichnost’ studenta. L.: Izd-vo LGU, 1974. 184 s.

4. Meerson F. Z. Adaptatsiya, stress i profilaktika. M.: Nauka, 1981. 278 s.

5. Fomin H. A. Adaptatsiya: obshchebiologicheskie i psikhofiziologicheskie osnovy.

M.: Teoriya i praktika fizicheskoi kul’tury, 2003. 383 s.

6. Kharchev A. G. Sotsiologiya vospitaniya. (O nekotorykh aktual’nykh sotsial’nykh problemakh vospitaniya lichnosti). M.: Politizdat, 1990. 222 s.

Статья поступила в редакцию 25.11.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.