АМИРОВА Э.А.
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СКФО
Аннотация. В работе рассмотрены проблемы социально-экономического развития регионов СКФО. На основе показателей, характеризующих состояние экономики, проведен сравнительный анализ регионального развития северо-кавказских республик. Выработаны рекомендации по смягчению дифференциации социально-экономического развития округа.
Ключевые слова: социально-экономическая дифференциация, ВРП на душу населения, доходы населения, промышленное производство, инвестиции.
AMIROVA E.A.
ANALYSIS OF TYPICAL FEATURES OF SOCIAL-ECONOMIC DIFFERENTIATION OF THE DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE NCFO
Abstract. Abstract: The paper discusses problems of the social-economic development of regions of the NCFO. Based on indicators characterizing the state of the economy, a comparative analysis of the regional development of North Caucasus Republics was made. Recommendations on reducing the differentiation of the social-economic development of the Okrug were made.
Keywords: social-economic differentiation, GRP per capita, income of the population, industrial production, investments.
Несмотря на экономический рост и определенную стабилизацию в развитии регионов СКФО, они все еще отстают в своем социально-экономическом развитии в сравнении с другими регионами РФ, что требует более детального анализа характера данного отставания.
Поэтому необходимо рассмотрение целого комплекса показателей и взаимосвязей, которые способствуют пониманию проблемы социально-экономического развития и дифференциации регионов.
Нами был выделен следующий набор показателей, характеризующих социально-экономическую дифференциацию регионов:
1. ВРП на душу населения.
2. Объем промышленного производства.
3. Инвестиции в основной капитал на душу населения.
4. Доходы на душу населения.
Проведенный нами анализ указывает на наличие на Северном Кавказе весьма значительной дифференциации между регионами СКФО по показателю ВРП на душу населения (см. табл. 1)
По ВРП в расчете на душу населения Ставропольский край, занимающий по этому показателю первое место в округе, отстает от среднероссийского уровня более чем в два раза, а такие республики, как Ингушетия и Чечня в 4-4,5 раза. В среднем по СКФО ВРП на душу населения составляет по отношению к российскому показателю ВВП по условиям 2012 г. 36,6% и занимает последнее место среди федеральных округов.
Уровень доходов на душу населения — фактор, который позволяет более четко проследить такое экономическое явление, как межрегиональная дифференциация.
Таблица 1
Соотношение ВРП на душу населения регионов СКФО к ВВП РФ, в %*
Регионы СКФО Годы
2005 2009 2010 2011 2012
31,1 37,7 36,0 35,5 36,6
РД 26,9 40,4 36,0 35,6 36,9
РИ 13,9 20,6 18,3 20,0 24,2
КБР 33,6 34,1 34,0 33,1 35,4
КЧР 29,4 36,5 34,8 32,6 36,1
РСОА 35,1 40,2 40,1 38,1 40,4
ЧР 15,9 23,2 21,2 21,2 22,6
СК 42,5 44,6 45,1 44,9 44,3
Сравнение показателей доходов на душу населения регионов СКФО и РФ в целом отражает негативную ситуацию (см. табл. 2).
Таблица 2
Денежные доходы на душу населения по субъектам СКФО*
Регион Ед. измер. Годы
2005 2009 2010 2011 2012
РФ руб. 8088 16895 18958 20780 23221
% 100 100 100 100 100
СКФО руб. 4537 11402 13253 15050 17167
% 56,1 67,5 70,0 72,4 74,0
РД руб. 4388 13250 15678 18278 20730
% 54,3 78,4 82,7 88,0 89,3
РИ руб. 2737 8001 9630 11562 12322
% 33,8 47,4 50,8 55,6 53,1
КБР руб. 4190 9986 11290 12636 13717
% 51,8 59,1 59,6 60,8 59,1
КЧР руб. 4084 9201 10878 11742 13388
% 50,5 54,5 57,4 56,5 57,7
РСОА руб. 4669 9978 13193 13757 16165
% 57,7 59,1 69,6 66,2 69,6
ЧР руб. 11982 14027 15274
% 63,2 67,5 65,8
СК руб. 5117 11245 13016 14440 17088
% 63,3 66,6 68,7 69,5 73,6
"Источник: рассчитано автором по данным Госкомстата России.
Дифференциация доходов населения обусловлена уровнем оплаты труда и другими источниками доходов, а также нагрузкой, определяемой количеством иждивенцев, приходящихся на каждого получателя дохода.
Величина прожиточного минимума по СКФО составила на 2012 г. 6693 руб. (92,9% от уровня РФ), тогда как по России в целом прожиточный минимум установлен на уровне 7095 руб. Минимальный размер оплаты труда в РФ составляет 5205 руб. Соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника и прожиточного минимума в СКФО значительно ниже, чем в среднем по РФ: 2,83 и 4,09 соответственно. В 2013 г. доля населения СКФО с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократилась до 12,7%.
Сложная ситуация складывается в сфере промышленного производства. В 2012 г. по СКФО (см. табл. 3) объемы промышленного производства составляли всего 1,05% по отношению к среднероссийскому уровню.
Таблица 3
Объем промышленного производства (виды экономической деятельности С, D, Е) в субъектах СКФО*
Регион Годы
2005 2009 2010 2011 2012
РФ
Всего, млн руб. 13625092 22473123 28763969 35052634 38220824
На душу населения тыс. руб. 95,12 157,34 201,34 245,03 266,63
% 100 100 100 100 100
СКФО
Всего, млн руб. 151314 266733 316989 375401 400254
На душу населения тыс. руб. 16,74 28,52 33,58 39,55 41,95
% 17,6 18,12 16,68 16,14 15,73
РД
Всего, млн руб. 17637 33462 33194 41778 43107
На душу населения тыс. руб. 6,55 11,66 11,39 14,25 14,63
% 6,89 7,41 5,66 5,82 5,49
РИ
Всего, млн руб. 1059 1502 2175 3447 4987
На душу населения тыс. руб. 2,54 3,65 5,24 8,02 11,28
% 2,67 2,32 2,6 3,27 4,23
КБР
Всего, млн руб. 12038,4 24937 30787 38040 42537
На душу населения тыс. руб. 13,9 29,03 35,8 44,28 49,52
% 14,61 18,45 17,78 18,07 18,57
КЧР
Всего, млн руб. 11350 16945 24043 30271 41451
На душу населения тыс. руб. 24,94 35,75 50,4 63,73 87,82
% 26,22 22,72 25,03 26,01 32,94
РСОА
Всего, млн руб. 16773 8200 19263 22977 22477
На душу населения тыс. руб. 23,72 11,52 27,05 32,41 31,84
% 24,94 7,32 13,43 13,23 11,94
ЧР
Всего, млн руб. 8949 13039 10636 12659
На душу населения тыс. руб. 7,16 10,23 8,17 9,55
% 4,55 5,08 3,33 3,58
СК
Всего, млн руб. 92457 162540 194488 228252 233034
На душу населения тыс. руб. 33,66 58,53 69,81 81,9 83,49
% 35,39 37,2 34,67 33,42 31,31
"Источник: рассчитано автором по данным: Регионы России. Социально-экономическое положение СКФО.
Низкий уровень развития промышленности в республиках СКФО является одной из веских причин сохранения высокого уровня дотационности их бюджетов от 55,6% у Кабардино-Балкарской Республики до 86,4% у Республики Ингушетия в течение длительного времени.
Следующим основным показателем, характеризующим неравенство в развитии регионов СКФО, выступают темпы роста инвестиций (инвестиции в основной капитал на душу населения, отраслевая структура инвестиций, структура инвестиций по формам собственности и др.).
Выполненные расчеты позволяют более детально выявить различия между регионами по показателю инвестиции в основной капитал на душу населения (см. табл. 4).
Таблица 4
Инвестиции в основной капитал на душу населения по субъектам СКФО, в %*
Регион Годы
2005 2009 2010 2011 2012
СКФО 41,3 51,3 52,1 47,5 47,5
РД 40,1 64,2 65,1 60,8 59,1
РИ 32,1 28,4 28,1 18,7 27,4
КБР 26,6 36,5 38,1 31,5 33,9
КЧР 54,8 38,5 30 37 43,2
РСОА 33,3 35,1 35,6 36,3 35,1
ЧР 45,6 60,1 62,2 51,9 46,4
СК 46,0 48,7 49,8 45,7 47,2
"Источник: рассчитано автором по данным: Регионы России. Социально-экономическое положение СКФО.
Необходимо отметить, что темпы роста инвестиций в основной капитал в СКФО меньше среднероссийского на 40-70%.
В расчете на душу населения инвестиции в основной капитал по СКФО в целом (см. табл. 4) оказываются в два с лишним раза ниже, чем в среднем по России, а по отдельным субъектам (Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания) в три и более раз.
В целом субъекты СКФО характеризуются высокой трудоизбыточностью, что негативно отражается на общей картине занятости в регионах, так как отсутствуют развитая промышленность и другие секторы экономики, в которые они могли быть вовлечены (см. табл. 5).
Таблица 5
Среднегодовая численность занятых в экономике по регионам СКФО, в %*
Регион Годы
2005 2009 2010 2011 2012
СКФО 4,29 4,82 4,9 4,98 5
РД 1,31 1,4 1,4 1,43 1,44
РИ 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
КБР 0,47 0,46 0,46 0,46 0,45
КЧР 0,24 0,25 0,25 0,26 0,25
РСОА 0,44 0,44 0,44 0,46 0,48
ЧР 0,38 0,42 0,46 0,48
СК 1,74 1,79 1,83 1,84 1,82
"Источник: рассчитано автором по данным: Регионы России. Социально-экономическое положение СКФО.
Среднегодовая численность занятых в экономике по СКФО в 2012 г. достигла 3397 человек, в то время как данный показатель в среднем по России составляет 12493 человек, что в 3,7 раз больше.
Во всех субъектах СКФО, за исключением Ставропольского края, уровень безработицы в 2012 г. превышает среднероссийский. В свою очередь, среди указанных регионов самый высокий уровень безработицы имеют Ингушетия (47,7 %) и Чеченская Республика (29,8 %).
Тем не менее, являясь депрессивным регионом, в СКФО, по-прежнему, наблюдается устойчивый рост численности населения, обеспечивая наибольший абсолютный прирост населения в РФ. Суммарная численность населения выросла с 9037 тыс. человек в 2005 г. до 9541 тыс. человек в 2012 г. Северо-Кавказский регион является лидером в стране по показателям естественного прироста населения. Около 80% естественного прироста населения приходится на Дагестан и Чечню (см. табл. 6).
Таблица 6
Изменение численности населения (прирост за год; в%)*
Регион Годы
2005 2009 2010 2011 2012
РФ -0,4 0,1 0,02 0,1 0,2
СКФО 0,5 0,9 0,9 0,6 0,5
РД 1,5 1,5 1,6 0,6 0,5
РИ -3,8 0,6 0,7 3,9 2,7
КБР -1,3 0,2 0,03 -0,1 -0,01
КЧР 0,9 0,8 0,8 -0,6 -0,6
РСОА 0,1 0,01 0,1 -0,5 -0,4
ЧР 1,7 2,1 2 2,1 1,7
СК 0,2 0,4 0,3 0,1 0,1
"Источник: Регионы России. Социально-экономическое положение СКФО.
Выравнивание темпов и динамики социально-экономического развития регионов СКФО должно основываться на корректировке программ социально-экономического развития наиболее отстающих регионов округа и достижения среднероссийских. Развитие данных регионов возможно лишь при условии полноценного использования внутреннего потенциала территорий и превращения их в конкурентные преимущества.
Формирование конкурентных преимуществ возможно на данном этапе развития лишь при участии государства и развития межрегиональной интеграции в различных сферах экономики СКФО.
Экономическая интеграция позволит обеспечить приток инвестиций в регионы СКФО при условии создания благоприятного инвестиционного и делового климата.
Каковы бы ни были направленность действий и механизм их реализации по смягчению социально-экономической дифференциации регионов, важно, чтобы они были системно упорядочены и обеспечивали устойчивое развитие, сбалансированность, социальную ориентацию территорий Северного Кавказа.
Литература
1. Петросянц, В. З. Стратегическое регулирование развития проблемных регионов в составе СевероКавказского федерального округа //Региональная экономика : теория и практика. 2014. № 2. С. 2-11.
2. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В., Елисеева, Е. М. Экономические проблемы развития северокавказских республик //Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 2. С. 19-28.
3. Ахмедуев, А. Ш. Стратегические проблемы и приоритеты социально-экономического развития Северного Кавказа // I Международный форум «Региональные проблемы преобразования экономики : международное сотрудничество и межрегиональная интеграция», Москва 25-26 сентября 2012 г. С.1116-1122.
References:
1.Petrosyants, VZ strategic adjustment of problematic regions within the North Caucasus Federal District // Regional economy: theory and practice. 2014. № 2. pp 2-11.
2. Petrosyants, VZ, Dokholyan, SV, Eliseev, EM Economic problems of the North Caucasus republics // Regional problems of economic transformation. 2012. № 2. pp 19-28.
3. Ahmeduev, A. Sh strategic challenges and priorities of social and economic development of the North Caucasus //1 International Forum "Regional problems of transformation of the economy: international cooperation and inter-regional integration", Moscow, 25-26 September 2012 S.1116-1122.