Научная статья на тему 'Анализ особенностей реализации ИТ-проектов в сфере государственного управления'

Анализ особенностей реализации ИТ-проектов в сфере государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муратова А.А., Бревнова А.Г.

Анализируются особенности реализации ИТ-проектов в сфере государственного управления, рассмотреть существующую классификацию ИТ-проектов в госсекторе, а так же зарубежная практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей реализации ИТ-проектов в сфере государственного управления»

Секция «Современные технологии социального и проектного управления»

образным учитывать при строительстве международные экологические стандарты. Также руководители проекта могут контролировать, чтобы фактический объем выбросов не превышал предельно допустимый для данной местности.

Операционные риски зачастую связаны с долгосрочной эксплуатацией проекта, перерасходом операционных издержек, проведением технического обслуживания, использованием новых технологий и снижением операционных показателей. Большинство данных рисков являются релевантными.

Не достижение запланированного уровня прибыли возможно по нескольким причинам, в том числе из-за не достижения запланированного объема продаж либо не верно спрогнозированного уровня цен. Что касается рисков форс-мажора, то они по определению являются нерелевантными и их последствия придется преодолевать всем участникам проекта. Риск, связанный с поддержкой спонсоров может управляться путем предоставления гарантий, таких

как гарантии цены продукции. В этом случае спонсоры гарантируют компенсацию дефицита денежных средств, если продукция, произведенная в рамках проекта, будет продаваться по цене, ниже придельного минимального значения.

Относительно макроэкономических и политических рисков можно сделать вывод, что не те, не другие не являются релевантными, так как не подлежат управлению со стороны участников проекта.

Библиографические ссылки

1. Йескомб Э. Р. Принципы проектного финансирования ; пер. с англ. И. В. Васильевской. М. : Вершина, 2008.

2. Марюта А. Н. Инвестиции и риски. Днепропетровск : Наука и образование, 2004.

3. Управление проектом. Основы проектного управления : учебник. М. : КНОРУС, 2007.

© Метлицкий А. М., Погорелов И. З., 2010

УДК 330.332.54

А. А. Муратова Научный руководитель - А. Г. Бревнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИТ-ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Анализируются особенности реализации ИТ-проектов в сфере государственного управления, рассмотреть существующую классификацию ИТ-проектов в госсекторе, а так же зарубежная практика.

На протяжении всех лет становления ИТ-рынка в России государственный сектор был одним из крупнейших его потребителей. В связи с повышением внимания государства к уровню информатизации своих структур в настоящее время наибольшее количество ИТ-проектов реализуется в органах государственной власти (проекты по созданию электронного правительства), в образовании, медицине и других сферах значимость этого сектора. В 2009 г. этому способствовало и изменение экономической ситуации в стране в связи с разразившимся кризисом [1].

Наиболее распространенным типом ИТ-проектов являются проекты по организации предоставления услуг в режиме «одного окна».

Целью настоящей статья является выявление особенностей реализации ИТ-проектов в сфере государственного управления. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть определения ИТ-проекта, рассмотреть существующую классификацию ИТ-проектов в госсекторе, проанализировать особенности реализации ИТ-проектов в госсекторе.

Наиболее распространенным в научной литературе определением проекта является следующее. Проект - это временная деятельность, осуществляемая для создания уникального продукта или услуги [1].

ИТ-проект в сфере государственного управления -проект, результатом выполнения которого является создание, внедрение, эксплуатация объектов информационно-коммуникационных технологий, обучение специалистов в области ИТ в сфере госуправления [3].

В зарубежной практике отсутствует сколько-нибудь устойчивая классификация ИТ-проектов, скорее принято классифицировать сами информационные технологии. Однако встречаются и признаки классификации проектов. Пример одной из классификаций ИТ-проектов рассматривается в связи с обсуждением вопроса о приемлемости использования ИТ-технологий как таковых [4]: цели проекта (objectives); целевые группы (target groups); посредники (intermediaries); политическое окружение (policy environment); институциональные договоренности (institutional arrangement); ключевые связи (key linkages); процесс проекта (the project process); емкость (capacity); технология (technology); финансы (finance); выгоды развития (development benefits) [4]. Представленная классификация является весьма специфичной и контекстуально обусловленной.

Далее следует отразить существующие особенности реализации ИТ-проектов в отечественном госсекторе. С точки зрения автоматизации государственные организации существенно отличаются от

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

коммерческих предприятий тем, что получение прибыли не является для них первоочередной задачей. Их цель - наилучшее выполнение специфических, поставленных государством задач при наименьших затратах. Эффективность деятельности государственных организаций следует определять набором соответствующих социально-экономических показателей.

Другая отличительная особенность госсектора -это масштабность проектов. Очевидно, что максимального эффекта можно достичь только при комплексной автоматизации той или иной деятельности. Учитывая то, что в госсекторе работает каждый третий трудоспособный россиянин, автоматизация деятельности любого ведомства, фактически, может претендовать на звание масштабного проекта [3].

Ключевые особенности реализации ИТ-проектов в госсекторе

Кроме того, государственным организациям свойственно повышенное внимание к вопросам безопасности, что является следствием как большого объема работы с персональными данными, так и необходимости работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

При работе с госсектором нельзя забывать и об ограничениях финансирования проектов. Исторически бюджеты на автоматизацию государственных ведомств формировались без учета внедрения комплексных систем, а ориентировались, скорее, на практику «латания дыр». В тоже время, жесткий подход к выделению бюджетов требовал тщательной проработки ИТ-проектов, особенно выходящих по своему объему за рамки принятых в данной области [2].

Дополнительные сложности при реализации ИТ-проектов в госсекторе возникают в связи с несовершенством федерального закона № 94. В области, где приходится выбирать между предложениями, радикально отличающимся по своему масштабу, объему решаемых задач, глубине проработки и уровню квалификации исполнителей, сводить все к ценовым преимуществам, как это часто делается, - это значит ставить под угрозу эффективность проектов. Необходимо создать систему контроля, которая бы позволила сделать прозрачным процесс конкурсного отбора, предъявлять к компаниям квалификационные требования, которые дадут возможность отсеивать случайных участников [2].

Таким образом, в результате анализа выявлены следующие ключевые особенности реализации ИТ-проекта в государственной сфере: масштабность проектов, порядок финансирования, повышенное внимание к ИТ-безопасности, повышенные требования к надежности используемых систем, особенности конкурсного отбора поставщиков услуг (ФЗ № 94 «О госзакупках»).

Библиографические ссылки

1. Граванова Ю. Мультисервисные сети органов государственной власти. URL: http://www.etc.ru/

2. CNew по материалам МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» // Центры публичного доступа: что сделано за 10 лет? URL: http:// www.etc.ru.

3. Обаляева Ю. ИТ-практика: как штурмовать госсектор? // Cnews. URL: http://www.etc.ru.

4. Sustainable information and communication technology (ICT) ', thoughts by Batchelor and Norrish, April 2002. URL: www.sustainableicts.org/sustain-able.htm.

© Муратова А. А., Бревнова А. Г., 2010

Особенности Характеристика

Масштабность проектов Характеристика «масштаб проекта» в первую очередь определяет сложность проекта и будет связана с уровнем риска проекта. В рамках предлагаемой классификации для определения масштаба проекта будем использовать четыре основные категории: международный; федеральный; региональный; муниципальный; кроме того, в некоторых случаях перечисленные категории могут дополняться еще двумя: ведомственный; межведомственный

Порядок финансирования обычно предоплата в госпроектах невелика или отсутствует вовсе, в силу чего приходится много внимания уделять финансовым вопросам проекта - договариваться с производителями оборудования и ПО о кредитных линиях, выделять внутренние инвестиции

Повышенное внимание к ИТ-безопасности решения для госсектора в ряде случаев требуют дополнительной сертификации с точки зрения безопасности; кроме того, здесь важно исключить критическую зависимость от закрытых технологий зарубежных вендоров)

Высокая надежность используемых систем к решениям для госсектора очень часто предъявляют повышенные требования в плане устойчивости к сбоям и допустимого времени простоя)

Особенности конкурсного отбора поставщиков услуг (ФЗ № 94 «О госзакупках») Несовершенство критериев конкурсного отбора поставщиков высокотехнологичного оборудования и ИТ-услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.