Инновационная политика
механизмы разделения рисков при финансировании инновационных проектов: европейский ОПыт и возможности его адаптации в российских условиях
С. В. РАТНЕР, кандидат физико-математических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела проблем математики и механики E-mail: [email protected] Южный научный центр РАН, Краснодарский филиал
А. И. БОЙКО, аспирант кафедры мировой экономики E-mail: Boiko. [email protected] Кубанский государственный университет
В статье отмечается, что инвестиции в инновационные и научные разработки сопряжены с высокими рисками. Поэтому необходимо создать инструменты распределения рисков инновационных проектов, при использовании которых часть рисков берет на себя государство, стимулирующее таким образом развитие науки и инноваций, а часть - сами разработчики инновационных проектов, часть - предприятия, заинтересованные в использовании инновационных разработок, а часть - банки.
Ключевые слова: инновации, проект, риски, разделение, проектное финансирование, государственно-частное партнерство, система гарантий.
В последнее десятилетие банковская модель финансирования инновационной деятельности в Европейском Союзе (ЕС) получила существенное развитие через разработку и совершенствование различных форм государственно-частного партнерства. Основной предпосылкой для развития данной модели финансирования послужило то, что для построения в Европе научной инфраструктуры мирового уровня необходимо было привлекать различные источники финансирования и разрабаты-
вать механизмы кооперации при финансировании строительства и эксплуатации исследовательской инфраструктуры. Среди них можно выделить новые фонды с распределенными финансовыми рисками, сформировавшиеся в рамках взаимодействия Седьмой рамочной программы (РП7) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).
Фонды с распределенными финансовыми рисками (ФРФР) основаны на новаторской концепции привлечения дополнительных средств за счет финансирования Европейского инвестиционного банка [5]. Евросоюз выделяет до 1 млрд евро из средств бюджета РП7 (2007—2013 гг.) на создание ФРФР. Параллельно ЕИБ вносит до 1 млрд евро из собственных средств. Эти средства используются как гарантия при финансировании операций с высоким риском (выше, чем средние по кредитному портфелю ЕИБ). Учитывая, что каждый евро из РП7 и ЕИБ, вкладываемый в ФРФР, будет в среднем трансформироваться в 5 евро займов и гарантий, предложенный инструмент сможет увеличить общий потенциал ЕИБ для финансирования высокорисковых, но, тем не менее, имеющих высокий
финансы и кредит
53
коммерческий потенциал научных и инновационных проектов, до 10 млрд евро.
Механизм ФРФР является потенциально выгодным не только для развития научно-инновационной деятельности, но и для самого европейского инвестиционного банка, который открывает для себя новые возможности, главными из которых являются:
— предоставление долгосрочного субординированного финансирования, включение которого в комплексную сделку создает приоритет выплаты и контроля за проектом для различных кредиторов, что позволит ЕИБ увеличить свои возможности по привлечению дополнительного финансирования;
— распределение рисков, которое снижает существующие риски, связанные с управлением кредитными ограничениями, стимулирует финансовые интитуты в целом к наращиванию потенциала для финансирования инновационной деятельности, особенно в сфере малого и среднего бизнеса;
— расширение ФРФР возможности банка по разработке новых финансовых продуктов, с тем чтобы преодолеть слабость финансового рынка для покрытия потребностей целевых секторов.
Созданный ФРФР поддерживает не только заключительные стадии инновационного цикла (экспериментальные или предпроектные исследования), но и фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработку технико-экономических обоснований, а также пилотные и демонстрационные мероприятия.
ФРФР также поддерживает европейские научно-исследовательские инициативы, в том числе, направленные на развитие исследовательской инфраструктуры, европейские технологические платформы, совместные технологические инициативы или проекты, осуществляемые в соответствии с программой «Эврика». Статьи финансирования не ограничиваются традиционными расходами на оборудование, но предполагают также расходы на заработную плату научных сотрудников, администрации и вспомогательного персонала, коммунальные услуги, расходные материалы, приобретение или защиту интеллектуальной собственности, а также расходы на аренду и амортизацию.
Проекты, которые финансируются за счет ЕИБ, должны соответствовать техническим, экономическим, финансовым и экологическим критериям банка, используемым при оценке кредитоспособности. ФРФР-бенефициарами могут быть прямые заемщики и их гаранты, получающие прямую выгоду, или получатели косвенной выгоды от ФРФР через опосредованное финансирование через банки,
лизинговые компании и другие финансовые институты. Средства ФРФР доступны для широкого спектра бенефициаров, работающих в области науки и технологий: частных и государственных средних или крупных компаний; малых и средних компаний; научно-исследовательских институтов; университетов; организаций научно-исследовательской инфраструктуры; фондов и других юридических лиц.
Общие требования распространяются на всех бенефициаров: получатель средств реализует проект в соответствии с критериями отбора, установленными для фонда с распределенными рисками. При этом бенефициар ФРФР должен быть, во-первых, юридическим лицом, способным согласно соответствующему национальному законодательству и его уставу принять меры по ликвидации финансовой задолженности или пользоваться гарантией. Во-вторых, должен продемонстрировать, что его регулярная деятельность или осуществление проекта, под который он получает финансирование, будет генерировать достаточно свободных денежных потоков для покрытия процентных платежей по кредиту, возмещение капитала или других сборов, выплачиваемых в соответствии с договором о ФРФР-финансировании, а также для покрытия его других финансовых обязательств.
Кроме рассмотренного механизма Европейский инвестиционный банк активно внедряет и другие организационные способы финансирования инновационных разработок: корпоративное финансирование, проектное финансирование и мезонинное финансирование.
Общие положения и условия кредитов ЕИБ следующие [3]:
— максимальная сумма кредита — до 50 % от стоимости проекта;
— минимальная сумма кредита — 7,5 млн евро (кредиты меньшего размера предоставляются банками-партнерами ЕИБ);
— при рассмотрении проекта ЕИБ уделяет особое внимание расчету финансовых, технических, рыночных и юридических рисков, используя при этом собственные методики оценки риска;
— процесс рассмотрения возможности предоставления кредита, как правило, занимает 3—6 мес.;
— стоимость кредита полагается соизмеримой с уровнем риска, который принимает на себя банк в зависимости от финансового положения заемщика и контрактных условий;
— стоимость рассмотрения проекта: в соответствии со сложностью операции.
При корпоративном финансировании кредиты ЕИБ обладают весьма гибкой структурой. Она за-
ключается в том, что срок погашения полагается до 10 лет (в зависимости от жизненного цикла проекта), возможны различные профили погашения (амортизации займа во все время срока кредитования или при наступлении срока платежа, постоянная рента или адаптированная рассрочка). Также существует возможность получения первоначального периода, свободного от уплаты долга и процентов по нему до нескольких лет, применения различных формул расчета процентных ставок (фиксированная, плавающая, переменная, конвертируемая или адаптированная). Необходимо отметить также структурную субординированность кредита и использование при финансировании всех основных валют.
Обязательным условием использования механизма проектного финансирования является создание специальной проектной компании. Такая компания создается как юридически обособленное образование, реализующее собственные права и несущее собственные обязательства. Учредителями проектной компании выступают компании — спонсоры проекта, а также некоторые заинтересованные в реализации проекта стороны (в данном случае — страны — члены ЕС), чье участие в акционерном капитале проектной компании спонсоры проекта сочли возможным и необходимым. Иными словами, спонсорами проекта и проектной компании являются институты, инициирующие реализацию проекта.
Заемное финансирование, привлекаемое под реализацию проекта, предоставляется именно проектной компании. В этом заключается еще одна важнейшая особенность механизма проектного финансирования. Значимость этой особенности заключается в том, что обязательства по возврату привлеченных средств являются обязательствами проектной компании, а не спонсоров проекта. В случае если проектная компания не в состоянии выполнить своих обязательств, а это может произойти только в случае неуспеха реализации проекта, кредиторы проектной компании не смогут обратить свои требования на активы компаний-спонсоров. Поэтому, предоставляя финансирование проектной компании, кредиторы сознательно принимают на себя повышенный риск. Формирование комплексной системы гарантий является другой отличительной особенностью использования механизма проектного финансирования. Гарантии предоставляются кредиторам проекта сторонами, заинтересованными в его реализации. К числу таких сторон относятся и спонсоры проекта, и потенциальные покупатели продукции проектной компании, и потенциальные поставщики проектной компании, и производители оборудования, а также различные
специализированные государственные и межгосударственные финансовые организации.
Конечной целью формирования системы гарантий является распределение рисков среди сторон, заинтересованных в реализации проекта, таким образом, чтобы риск каждой из сторон был рациональным и необременительным, а в совокупности — вся система гарантий и обязательств способствовала привлечению потенциальных кредиторов проекта.
В том случае, когда одним из спонсоров проекта выступает ЕИБ, своим кредитом он ставит определенный «знак качества» на проекте, что существенно повышает его привлекательность для других инвесторов. Созданная проектная компания затем обращается к другим коммерческим банкам и прочим финансовым институтам в поисках недостающих средств для реализации инновационного проекта. Недостающее финансирование может быть получено не только за счет привлечения банковских кредитов, но и размещения долговых обязательств, а также в комбинированном виде.
География работы ЕИБ по финансированию инновационных проектов не ограничивается рамками Евросоюза [3]. В табл. 1 приведены данные по объемам кредитования высокорисковых проектов в различных регионах мира (данные за 2009 г. еще не опубликованы). Разбиение по секторам экономики представлено в табл. 2.
Анализ данных табл. 1 показывает, что наибольший объем финансирования Европейского инвестиционного банка приходится на страны ЕС, что является абсолютно логичным. Второе место занимают страны Юго-Восточной Европы, среди которых много новых членов ЕС. На третьем месте по объемам финансирования страны Средиземноморья. Данный регион в последние годы является зоной пристального внимания Европы, в частности по причине нараста-
Таблица 1
Объемы кредитования высокорисковых проектов по регионам мира, евро
Регион 2008 г. 2003-2007 гг.
Африка, Океания 165 000 000 3 041 722 506
Азия, Латинская и Центральная Америка 630 191 289 2 865 708 814
Страны ЕАСТ - 801 633 153
Содружество независимых государств — 460 000 000
Европейский союз 15 836 899 599 215 352 889 318
Страны Средиземноморья 270 000 000 6 761 827 536
Южная Африка — 640 546 000
Юго-Восточная Европа 990 000 000 11 385 281 257
Всего... 17 892 090 888 241 309 608 584
Таблица 2
Объемы кредитования высокорисковых проектов по секторам экономики, евро
Сектор 2008 г. 2003-2007 гг.
Сельское и лесное хозяйство, рыболовство 118 571 217 22 100 000
Инфраструктура 663 260 000 5 760 964 436
Энергетика 2 516 826 467 27 782 706 889
Здоровье и образование 497 400 000 17 813 983 921
Промышленность 4 129 221 178 21 720 257 503
Услуги 461 390 536 13 200 439 751
Телекоммуникационные технологии 900 000 000 9 459 111 879
Транспорт 3 205 453 920 65 249 190 475
Городская инфраструктура 411 740 000 9 688 376 491
Водные ресурсы 1 185 651 721 13 769 021 296
ющих миграционных потоков в средиземноморской зоне с юга на север. Своей политикой Европейский инвестиционный банк стимулирует развитие экономики стран Северной Африки и выравнивание социальной и экономической асимметрии в этом регионе. Таким образом, политика предоставления кредитов ЕИБ полностью соответствует геополитическим интересам Евросоюза и является составной частью его общей финансовой политики.
Анализируя объемы кредитования по секторам за период 2003—2007 гг., можно отметить, что наибольший объем финансов направлен на реализацию инновационных проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры и технологий. На втором месте энергетика, на третьем — промышленность, на четвертом — здоровье и образование. Последний факт свидетельствует о том, что такие социально ориентированные сферы, как здравоохранение и образование, могут быть не только объектами постоянных бюджетных вливаний, но приносить реальную коммерческую отдачу. Мировой финансовый кризис несколько изменил инвестиционные приоритеты банка. В 2008 г. лидирующей по объему инвестиций отраслью стала промышленность. Транспорт и энергетика сместились на второе и третье места соответственно, а на четвертое вышли водные ресурсы.
Особенностью развития инновационных процессов в России является то, что основным источником финансирования научных исследований и разработок продолжает оставаться госбюджет. Банковский и частный сектора пока проявляют слабую заинтересованность в финансировании такого рода деятельности по причинам, основными из которых являются: высокие риски инновационных проектов, низкая конкурентоспособность российских инновационных разработок, низкая степень готовности инновационных разработок к
коммерциализации, слабая экономическая отдача от исследований.
Большая часть средств, поступающих по каналу бюджетного финансирования, распределяется по принципу прямого финансирования, хотя действует и конкурсное распределение средств. Наиболее важные фонды конкурсного распределения — РФФИ, РГНФ и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Эти фонды созданы и полностью финансируются государством. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее — фонд) впервые в российской практике финансирования инновационной деятельности внедрил несколько новых инструментов и подходов к стимулированию инновационной активности, в том числе — программу «Ставка», управление рисками инновационных проектов которой близко к механизму разделения рисков.
Программа «Ставка» предлагает компенсацию части процентной ставки банковского кредита и компенсации лизинговых платежей в части процентной ставки лизинговых компаний малым предприятиям, реализующим проекты инновационного характера. Источником финансирования компенсационных платежей являются средства федерального бюджета, выделенные на науку. И хотя основной риск при финансировании проекта берет на себя банк, государство поддерживает предприятие, облегчая его кредитное бремя. И, таким образом, понижает как общий риск проекта, так и риск невозврата кредитных сердств.
К другим инструментам стимулирования инновационной активности предприятий реального сектора экономики относятся программы фонда «ПУСК» и «Развитие». Рассмотрим их подробнее на предмет анализа используемых механизмов управления рисками инновационных проектов. В рамках программы «Партнерство университетов с компаниями — ПУСК» осуществляется финансирование инновационных проектов, выполняемых малыми инновационными компаниями на основании разработок и при кадровой поддержке университетов России. Целью программы является содействие развитию малых инновационных компаний и повышение уровня их технологий и конкурентоспособности за счет внедрения научно-технических разработок вузов и специальной подготовки инженерных кадров под конкретную технологию или разработку.
При этом финансирование опытно-конструкторских (технологических) работ малого научно-технического предприятия и работ по освоению производства продукции (услуг) на основе новой тех-
нологии осуществляется из средств фонда и средств самого предприятия. Финансирование научно-исследовательских работ высших учебных заведений производится из средств Федерального агентства по науке и инновациям (ФАНИ). Формально риски инновационного проекта в данной программе распределяются между предприятием — инициатором проекта, фондом и ФАНИ, так как проект проходит, как минимум, двукратную экспертизу. Однако, учитывая, что и фонд, и ФАНИ являются лишь распределителями бюджетных средств, рассмотренный механизм управления рисками лишь условно можно назвать механизмом распределения рисков.
В рамках программы «Развитие» осуществляется выполнение НИОКР, базирующихся на интеллектуальной собственности, принадлежащей предприятию-заявителю, по созданию новых видов ры-ночно ориентированной продукции. Основная цель программы — повышение рыночной капитализации участвующих в программе малых инновационных предприятий. Одним из критериев отбора проектов является финансово-экономическое положение предприятия-заявителя, так как обязательное условие участия в программе — финансирование проекта на паритетной основе. Теоретически риски инновационного проекта в рамках данной программы разделяются между фондом и предприятияем-инициато-ром. Однако практика хозяйственной деятельности в России свидетельствует о том, что предприятия на самом деле перекладывают все риски проекта на фонд, так как не несут прямой финансовой отвественности за результат проекта. Для снижения рисков в рамках программы выдвигаются определенные требования к предприятиям: фирма, подающая проект на конкурс, обязана иметь право на проведение НИОКР, что должно быть зафиксировано в уставе и письме с кодом ОКВЭД. Кроме того, предпочтение отдается фирмам, имеющим свою научно-техническую и финансовую историю и занимающим определенную нишу на рынке. Тем не менее основной риск проекта принимает на себя фонд.
Программа «Старт» своей основной целью ставит содействие инноваторам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов своих научно-технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих большой потенциал коммерциализации. Данная программа рассчитана на три года. Финансирование в первый год предоставляется на грантовой основе для проведения НИОКР, которое позволит предприятию выйти на рынок или самостоятельно, или с помощью привлечения
внебюджетных инвестиций (на втором и третьем годах реализации проекта). Переход на второй и третий годы финансирования также осуществляется на конкурсной основе.
Анализ опыта реализации программы «Старт» показывает, что некоторые получатели средств фонда готовы осваивать лишь грантовое финансирование и по истечении первого года реализации проекта сворачивают свою деятельность. Условия программы таковы, что на первом этапе проекта весь его риск принимает на себя фонд. С одной стороны, такие условия являются привлекательными для участия и действительно позволяют многим инноваторам открыть свое дело, с другой — риск нецелевого использования денежных средств достаточно велик.
Как показывает анализ практики финансирования инновационных проектов в РФ, банковский сектор пока очень мало участвует в данном процессе. Кроме того, незрелость самой банковской системы проявляется в том, что многие из рассмотренных выше механизмов финансирования, успешно применяемые в Европе, развиты слабо или не развиты вообще. Редкое использование метода проектного финансирования для инновационных проектов российские исследователи объясняют тем, что в отличие от венчурного финансирования проектное отличается тем, что оно нацелено на умеренную залоговую стоимость [4] и обычно применяется при реализации традиционных технологий. Поэтому реализация таких проектов более предсказуема, чем инновационных. Однако при определении разницы между венчурным и проектным финансированием даже специалисты зачастую не принимают во внимание, что, во-первых, и здесь существуют риски, которые имеют специфический характер, обусловленный задачами реализации проектов (задержка ввода объекта в эксплуатацию, повышение цен на сырье и материалы, превышение сметы строительства и др.), и целая система региональных рисков [1]. А во-вторых, риски инновационного проекта стремительно уменьшаются при его продвижении к стадии подготовки производства. На этой стадии они уже практически ничем не отличаются от рисков любого другого инвестиционного проекта. Многоэтапное и многоразовое тестирование инновационной продукции в процессе защиты интеллектуальной собственности и подготовки опытных образцов минимизирует технические и технологические риски, сокращая при этом общий риск проекта. Кроме того, необходимо отметить возможность «встроенной» реализации инновационного проекта в инвестиционном [3], когда при реализации крупных инвестиционных проектов ведется разработка и осуществляется последующая
коммерциализация инновационных разработок. Примерами могут служить такие проекты, как «Са-халин-2», в рамках которого был построен первый в России завод по производству сжиженного газа, проекты по разработке новых месторождений, при осуществлении которых проводится большой объем геологоразведочных и геофизических работ, многие другие.
Как специфическая деятельность проектное финансирование затрагивает интересы банков, инвестиционных фондов и других капиталодержа-телей и имеет в мировой практике хозяйственной деятельности три основные формы.
1. Финансирование с полным регрессом на заемщика, то есть наличие определенных гарантий или требование определенной формы ограничений ответственности кредиторов проекта. Риски проекта принимает на себя в основном заемщик. Однако невысокая «цена» займа, позволяющая быстро получить финансовые средства для реализации проекта, делает этот вид финансирования привлекательным. Финансирование с полным регрессом на заемщика часто используется для малоприбыльных и некоммерческих проектов. В настоящее время это самая распространенная форма проектного финансирования. Но для финансирования инновационных проектов она практически не подходит, так как большинство научно-исследовательских организаций не обладают таким высоким уровнем капитализации, чтобы обеспечить кредитоспособность крупного проекта, а промышленные предприятия, заинтересованные в разработке и выпуске инновационной продукции, не готовы взять на себя высокие риски, характерные для первых этапов инновационного проекта. При таком виде финансирования сохраняется так называемая «долина смерти» — разрыв в инфраструктуре передачи знаний, подробно описанный в зарубежной и отчественной литературе [2] и заключающийся в том, что на серединных стадиях выполнения инновационного проекта (экспериментальные разработки, маркетинг инновационного проекта и т. д.) практически невозможно найти инвестора для его финансирования.
2. Финансирование без права регресса на заемщика, то есть кредитор при этом не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта. Стоимость такой формы финансирования достаточно высока для заемщика, так как кредитор надеется получить соответствующую компенсацию за высокую степень риска. Таким образом финансируются проекты, имеющие высокую прибыльность и дающие в результате реализации конкурентоспособную продук-
цию. Проекты для такой формы финансирования должны использовать прогрессивные технологии производства продукции, иметь хорошо развитые рынки продукции, предусматривать надежные договоренности с поставщиками материально-технических ресурсов для реализации проекта и пр. Для инициаторов инновационных проектов как заемщиков средств данная форма является особенно привлекательной, но для финансовых институтов в случае высокорисковых инновационных проектов она может оказаться неприемлемой.
3. Финансирование с ограниченным правом регресса. Такая форма финансирования проектов предусматривает распределение всех рисков проекта между его участниками — так, чтобы каждый из них брал на себя зависящие от него риски. В этом случае все участники принимают на себя конкретные коммерческие обязательства, и цена финансирования умеренна. Все участники проекта заинтересованы в его эффективной реализации, поскольку их прибыль зависит от их деятельности.
Применительно к финансированию инновационных проектов последнюю форму можно считать наиболее удачной, так как она позволяет соблюсти баланс интересов различных участников проекта — научных и финансирующих.
Определенные возможности в плане разделения рисков дает синдицированное кредитование, то есть такой вид кредитования, когда несколько кредитных институтов объединяют свои усилия для предоставления одного крупного кредита заемщику. Синдикация представляет собой выгодную форму работы для банков-участников, так как позволяет распределить риски по нескольким кредитным организациям.
Другой вид проектного финансирования — соглашения о разделе продукции — является наиболее развитой и, по мнению специалистов, наиболее перспективной формой привлечения инвестиций в условиях российской экономики [4]. Однако в нашей стране, в отличие от общепринятой мировой практики, она применяется для реализации проектов только в добывающих отраслях, так как имеет устойчивую нормативно-правовую базу, определенную в законодательстве как «соглашение о разделе продукции». Указанное соглашение является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. Инвестор в свою очередь обязуется выполнить эти работы за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с
пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции.
Здесь залогодателем может выступить какая-либо компания-спонсор, но не банк. Российские банки пока не имеют высокой репутации на мировых финансовых рынках и вряд ли смогут обеспечить залоговое обеспечение кредита. С точки зрения развития инновационной экономики данная форма проектного финансирования может применяться в случае реализации проектов с высокой наукоемкой составляющей — для проведения поисковых и разведочных работ, разработки новых технологий добычи полезных ископаемых и повышения ее эффективности. В таком случае реализация инновационного проекта идет по пути «встраивания» его в инвестиционный.
Кроме синдицированного кредитования и соглашений о разделе продукции в проектном финансировании используются схемы лизинга, что позволяет предприятиям повышать скорость диффузии инноваций, приобретая вместе с новым оборудованием новые технологические знания и компетенции. К сожалению, развитие в России лизинга как финансового инструмента привело к тому, что в экономической литературе его стали отождествлять с финансовым лизингом, тогда как в развитых странах в последнее время большое распространение получил оперативный (операционный) лизинг. Сделки такого рода в России носят пока единичный характер, хотя они и становятся все более востребованными. Данный вид лизинга имеет свою обширную нишу. Особенно высок спрос на оперативный лизинг транспортных средств и на высокотехнологичное оборудование.
По мнению авторов, применение оперативного лизинга для модернизации производственной базы научно-инновационной сети может усилить диффузию инноваций и положительно сказаться на инновационном развитии формирующегося вокруг нее инновационного кластера. Однако, для того чтобы повысить мощность потока инновационного знания, необходима закупка не только комплектного оборудования, уникальных объектов техники и материалов, но и технологий, а также прав на воспроизводство изобретений и ноу-хау, лежащих в их основе. Разработка схем операционного лизинга, позволяющих осуществлять сделки такого рода, поможет наладить воспроизводство объектов техники, технологии и материалов и, самое важное, — провести их усовершенствование для создания технической базы производства последующих поколений.
Результаты проведенного анализа существующих источников и организационных схем финан-
сирования инновационной деятельности в России свидетельствуют о необходимости их оптимизации с учетом опыта реализации европейских рамочных программ, нацеленных на создание наиболее конкурентоспособной в мировом масштабе экономики знаний. Ориентация именно на европейский опыт объясняется неразвитостью российского фондового рынка и тяготением к банковской модели финансирования. Для создания инновационно ориентированной экономики в условиях серьезного технологического отставания России необходима консолидация финансовых ресурсов на проведении научных исследований по приоритетным направлениям, выполняемых лучшими исследовательскими коллективами с наибольшим синергетическим взаимодействием, и на реализации инновационных разработок на базе инновационно ориентированных предприятий. Консолидация финансовых ресурсов при этом может быть достигнута с использованием механизма проектного финансирования, а консолидация исследовательских ресурсов и обеспечение конкурентоспособности научных разработок — за счет целенаправленной поддержки развития научно-инновационных сетей [3]. При существующей нормативно-правовой базе возможности использования схем проектного финансирования в России для обеспечения инновационной деятельности весьма ограниченны. Однако проектное финансирование является определенным организационным базисом, на котором может строиться государственная поддержка инновационной деятельности через развитие специфических инструментов, позволяющих устранить «минусы» различных форм проектного финансирования и сохранить существующие «плюсы».
Список литературы
1. Воронина Л. А, Иванова Н. Е, Аветикян К. Р. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне с учетом внешнеэкономических приоритетов // Региональная экономика: теория и практика. № 26. 2008.
2. Голиченко О. Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути ее развития. М.: Наука, 2006. 396 с.
3. Ратнер С. В. Методологические проблемы развития конкурентоспособных научно-инновационных сетей: организационно-экономическое и инструментальное обеспечение. Ростов н/Д. Издательство ЮНЦ РАН. 2009. 208 с.
4. Шуркалин А. К. Проектное финансирование как эффективная форма международного кредитования // Финансовый менеджмент. 2003. № 2.
5. Guide to Financing Projects from European Technology Platforms. Office for Official Publications of the European Communities. 2008. 16 pp.
финансы и кредит
59