Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 330.332.54
А. М. Метлицкий Научный руководитель - И. З. Погорелов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
КЛАССИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ РИСКОВ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ.
Проведен обзор классификаций рисков проектного финансирования. Представлена классификация рисков проектного финансирования и проанализирована возможность управления рисками со стороны инвесторов и руководителей проекта.
На сегодняшний день в отечественной практике всё большее распространение получает проектное финансирование инвестиционных проектов. Под проектным финансированием принято понимать такой способ привлечения долгосрочного капитала для реализации крупных инвестиционных проектов, при котором единственным источником возврата вложенных средств и главным обеспечением кредита служат денежные потоки, генерируемые самим проектом [1]. Учитывая данное определение очевидно, что проектное финансирование связано с высокими рисками, которые, в свою очередь нуждаются в чётком определении и оценке.
В общепринятом понимании риск является экономической категорией, в основе которой находится неопределенность относительно конкретной ситуации и которая предопределена нехваткой полной информации. Однако следует разделять понятие «риск» и «неопределенность». Риск подразумевает возможность количественно оценить вероятность наступления того или иного события, а неопределенность не даёт такой возможности ввиду нехватки данных для анализа [2; 3].
Ввиду того, что каждой стадии реализации проекта присущи свои риски, решение относительно выделения финансирования под проект должно приниматься исходя из четкого определения и глубокого анализа существующих рисков.
По источникам возникновения риски проектов можно разделить на релевантные и нерелевантные. Релевантные (внутренние) риски, те, на которые могут влиять инвесторы и менеджеры проекта. Такие риски обычно связаны с неэффективным менеджментом, неэффективной структурой активов, капитала и т. д. Нерелевантные (внешние) риски -это риски, которые находятся вне зоны влияния инвесторов и менеджеров конкретного проекта. Сюда можно отнести риски, которые возникают при изменении законодательства, конъюнктуры рынка и т. п.
По мнению английского учёного Э. Р. Йескомба риски проектного финансирования могут быть подразделены на три основных вида.
Коммерческие риски - это риски, которые присущи самому проекту или рынку, на котором он функционирует. Наиболее распространенными коммерческими рисками являются риск коммерческой жизнеспособности, риск завершения работ, экологические риски, операционные риски, риски прибыли, риски, связанные с поставкой сырья, рис-
ки форс-мажора, риск неудачного выбора исполнителей контракта, риск, связанный с поддержкой спонсоров.
Макроэкономические риски (также известны как финансовые риски) относятся к внешним экономическим воздействиям, которые оказывают не прямое влияние на проект. Примерами макроэкономических рисков служат риски инфляции, риски ставки процента, риски изменения курса валют.
Политические риски (также известны как стра-новые риски) связаны с результатами деятельности правительства или политическими форс-мажорными обстоятельствами, такими как война или гражданское неповиновение. Делятся на инвестиционные риски, риски, связанные с изменением законодательства и квазиполитические риски.
Если более детально рассматривать коммерческие (проектные) риски, то становится очевидно что некоторые из них должны подлежать активному управлению со стороны менеджеров проекта, а некоторые, напротив, могут управляться только пассивно. Например, не достижение запланированной эффективности проекта может зависеть от нескольких как внешних (например, рост уровня конкуренции, рост цен на сырьё), так и внутренних (например, нескоор-динированные действия участников проекта) факторов. Именно поэтому данный риск лишь частично подлежит активному управлению. Риск неудачного выбора исполнителей контракта может стать причиной несвоевременного завершение работ. Данные риски могут явиться следствием простоев из-за задержки поставок материалов либо проблем с разрешительной документацией. Следовательно, руководители проекта должны заблаговременно позаботиться об ответственности поставщиков и подрядчиков в случае задержки, либо срыва графика выполнения проекта по их вине. Также следует обратить особое внимание на оформление разрешительной документации. Под экологическими рисками обычно понимают возможные нарушения экологических стандартов касающихся объёмов выбросов и других экологических показателей. Это может произойти как вследствие изменения законодательства, так и вследствие несоответствия запланированных объёмов выбросов фактическим. Данный риск подлежит лишь частичному управлению, так как менеджеры проекта не в состоянии повлиять на изменение законодательства в месте реализации проекта. Однако в рамках минимизации экологических рисков является целесо-
Секция «Современные технологии социального и проектного управления»
образным учитывать при строительстве международные экологические стандарты. Также руководители проекта могут контролировать, чтобы фактический объем выбросов не превышал предельно допустимый для данной местности.
Операционные риски зачастую связаны с долгосрочной эксплуатацией проекта, перерасходом операционных издержек, проведением технического обслуживания, использованием новых технологий и снижением операционных показателей. Большинство данных рисков являются релевантными.
Не достижение запланированного уровня прибыли возможно по нескольким причинам, в том числе из-за не достижения запланированного объема продаж либо не верно спрогнозированного уровня цен. Что касается рисков форс-мажора, то они по определению являются нерелевантными и их последствия придется преодолевать всем участникам проекта. Риск, связанный с поддержкой спонсоров может управляться путем предоставления гарантий, таких
как гарантии цены продукции. В этом случае спонсоры гарантируют компенсацию дефицита денежных средств, если продукция, произведенная в рамках проекта, будет продаваться по цене, ниже придельного минимального значения.
Относительно макроэкономических и политических рисков можно сделать вывод, что не те, не другие не являются релевантными, так как не подлежат управлению со стороны участников проекта.
Библиографические ссылки
1. Йескомб Э. Р. Принципы проектного финансирования ; пер. с англ. И. В. Васильевской. М. : Вершина, 2008.
2. Марюта А. Н. Инвестиции и риски. Днепропетровск : Наука и образование, 2004.
3. Управление проектом. Основы проектного управления : учебник. М. : КНОРУС, 2007.
© Метлицкий А. М., Погорелов И. З., 2010
УДК 330.332.54
А. А. Муратова Научный руководитель - А. Г. Бревнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИТ-ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Анализируются особенности реализации ИТ-проектов в сфере государственного управления, рассмотреть существующую классификацию ИТ-проектов в госсекторе, а так же зарубежная практика.
На протяжении всех лет становления ИТ-рынка в России государственный сектор был одним из крупнейших его потребителей. В связи с повышением внимания государства к уровню информатизации своих структур в настоящее время наибольшее количество ИТ-проектов реализуется в органах государственной власти (проекты по созданию электронного правительства), в образовании, медицине и других сферах значимость этого сектора. В 2009 г. этому способствовало и изменение экономической ситуации в стране в связи с разразившимся кризисом [1].
Наиболее распространенным типом ИТ-проектов являются проекты по организации предоставления услуг в режиме «одного окна».
Целью настоящей статья является выявление особенностей реализации ИТ-проектов в сфере государственного управления. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть определения ИТ-проекта, рассмотреть существующую классификацию ИТ-проектов в госсекторе, проанализировать особенности реализации ИТ-проектов в госсекторе.
Наиболее распространенным в научной литературе определением проекта является следующее. Проект - это временная деятельность, осуществляемая для создания уникального продукта или услуги [1].
ИТ-проект в сфере государственного управления -проект, результатом выполнения которого является создание, внедрение, эксплуатация объектов информационно-коммуникационных технологий, обучение специалистов в области ИТ в сфере госуправления [3].
В зарубежной практике отсутствует сколько-нибудь устойчивая классификация ИТ-проектов, скорее принято классифицировать сами информационные технологии. Однако встречаются и признаки классификации проектов. Пример одной из классификаций ИТ-проектов рассматривается в связи с обсуждением вопроса о приемлемости использования ИТ-технологий как таковых [4]: цели проекта (objectives); целевые группы (target groups); посредники (intermediaries); политическое окружение (policy environment); институциональные договоренности (institutional arrangement); ключевые связи (key linkages); процесс проекта (the project process); емкость (capacity); технология (technology); финансы (finance); выгоды развития (development benefits) [4]. Представленная классификация является весьма специфичной и контекстуально обусловленной.
Далее следует отразить существующие особенности реализации ИТ-проектов в отечественном госсекторе. С точки зрения автоматизации государственные организации существенно отличаются от