Анализ особенностей кластерной политики в приморских регионах Южного федерального округа
со см о см
Петрянин Владислав Валерьевич
аспирант кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Принятие государственного решения об организации в 2023 г. международного транспортного коридора «Север-Юг» в силу географических причин повышает значимость проблем кластерной политики в приморских регионах Южного Федерального округа (далее - ЮФО). Интеграция инфраструктуры этих регионов в новый логистический канал является перспективной задачей. Целью статьи является анализ особенностей кластерной политики в приморских регионах Южного федерального округа. Достоверность и обоснованность полученных выводов обеспечивается теоретическим анализом научной литературы, мнений экспертов, анализа контента интернет-сайтов, анализ документов по региональной кластерной политике. Были систематизированы причины и факторы, препятствующие проведению эффективной кластерной политики. Определены перспективные направления развития кластерной политики в приморских регионах ЮФО. Одним их них является организация межрегиональных и межкластерных связей в пределах ЮФО.
Ключевые слова: кластер, ресурсы, мультипликативный эффект, кластерная политика, регион, межрегиональные связи.
О Ш
т х
Актуальность. В условиях санкционного давления на российскую экономику вопросы устойчивого регионального развития приобретают особую актуальность. Промышленное производство в стране отличает низкий уровень инновационной активности, недостаточный спрос на инновации и проблемы коммерциализации новых технологий.
Тенденции пространственного развития региональных социально-экономических систем на современном этапе определяют потребность в прикладном применении инновационных форм организации хозяйства регионов. Стабильное функционирование и развитие последних в пространстве мезосистемы федерального округа посредством устоявшихся методов взаимодействия на современном этапе усложняется, и требует выработки новых институциональных экономических механизмов интеграции, позволяющих достичь синергетического и мультипликативного эффектов в экономике регионов и федеральных округов. Принято считать, что одним и таких механизмов организации производства выступают кластеры в рамках регионов и межрегиональных образований, которые являются точками роста. По мнению исследователей, применение такой формы экономической интеграции позволяет объединить производство и науку, усиливает конкурентные преимущества пространственной экономики посредством мультипликативных эффектов от кластерной организации и кооперации ресурсов. Именно кластеры позволяют реализовать приоритеты инновационного развития территорий с учетом специфики их потенциала и функционирующей производственно-технологической инфраструктуры.
Для проведения кластерной политики достаточно формальных оснований, выработанных государственными институтами: нормативно-правовое обеспечение, субсидирование из федерального бюджета, целевые программы развития кластеров. Последние выступают частью федеральных целевых программ, находят поддержку со стороны государственных корпораций.
Сказанное распространяется и на кластеры, сконцентрированные на территории регионов Южного Федерального округа. С 2023 года через территорию приморских регионов ЮФО проходит международный транспортный коридор «Север-Юг», что в корне меняет цели и задачи кластерной политики этих территорий. Требует своего решения такая актуальная проблема, как разработка со стороны государственных институтов основ интеграции инфраструктуры приморских регионов в транспортный коридор «Север-Юг». Отчасти решение этой комплексной задачи потребует оценки кластерной политики приморских регионов юФо, чему и будет посвящена данная статья.
В рамках данной публикации целью статьи является анализ особенностей реализации кластерной политики в приморских регионах Южного Федерального округа.
<
т о х
X
Методика. Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования строится на теоретическом анализе научной литературы, анализе статистических данных и анализе документов.
Под термином «кластер» следует понимать пространственную модель организованной кооперации сервисной и
производственной инфраструктуры с работающими на территории региона промышленными предприятиями, портами и логистическими компаниями. Ключевыми принципами организации работы кластеров выступают концентрация, кооперация и специализация.
Обсуждение. Проблематика региональных кластеров находится в фокусе внимания ученых. За последние 5-10 лет интерес к данной проблематике усиливается, что находит подтверждения в ряде работ исследователей. В частности, появились исследования, посвященные вопросу изучения кластеров Южного федерального округа.
В своей публикации А.В. Бабикова и Ю.Г. Ткаченко рассматривают кластерную политику как инструмент инновационного развития. В качестве базовых элементов кластерной политики авторы рассматривают следующие: 1) государственно-частное партнерство; 2) программы развития региональной экономики; 3) региональные и федеральные институты развития; 4) система стратегического управления. Основой инновационного развития является интеграция элементов кластера в промышленный комплекс региона. В качестве примера кластера авторы публикации рассматривают Неклиновский муниципальный район Ростовской области (ЮФО), где функционирует сельскохозяйственный кластер. Основу кластерной политики составляет стратегия, выполнение которой курировали региональные и местные власти. Ставилась цель - 10% регионального рынка сельхозпродукции должно принадлежать кластеру за период 2016-2020 гг. [2]. Для достижения этого показателя была организована интегрированная системы снабжения и сбыта. С достижением этой цели связывалось развитие туристического кластера в приморской зоне Неклиновского района. Сказанное наводит на мысль, даже с учетом специфики приморской территории, организация кластерной политики, связанной с сектором услуг, носит вторичный характер, а первоосновой должно быть развитие экономики. Основным фактором, фактором, способствующим развитию кластерной политики в этом регионе, является высокое качество взаимодействия административной и бизнес-среды.
Анализу результатов кластерной политики в регионах ЮФО посвящено исследование И.Ю. Тумановой. Анализ тенденций позволил автору установить ведущее место Ростовской области в прикладной реализации кластерной политики, в том числе и на приморских территориях [7]. Ставилась задача - повышение уровня локализации производства до 90%. В регионе функционирует 11 кластеров. В то же время сведений о том, как для этого используется социально-экономическое пространство вблизи моря, не уточняется. Другой приморский регион, который был объектом внимания исследователя, активно использует потенциал своей территории для функционирования животноводческого и мясного кластеров, обеспечивающих регион и страну мясной продукцией - Республика Калмыкия - регион, имеющий выход к Каспийскому морю. Прилагаются усилия для формирования на территории республики автотуристического кластера, который с марта 2022 г. был запущен в эксплуатацию [3]. В соседней Астраханской области запущен с 2023 г. туристический кластер. В регионе функционирует центр кластерного развития [8]. Основным драйвером стала поддержка Росреестра, позволившая ввести земли этого приморского региона в туристический оборот. Если обращать внимание на кластеры Астраханского региона, на первый взгляд кажется, что роль региона повышается: открытие международного транспортного коридора тому способствует. На территории региона 3 кластера: рыбный, судостроительный и туристический - формальные образования по отраслевому признаку. Эти формирования изолированы друг от друга, и не взаимодействуют между собой. По мнению представителей прессы, созданный для этого центр кластерного развития не оправдывает своей
функции [1; 4]. Усложняет понимание кластерной политики Астраханского региона поиск инструментов финансовой поддержки участников кластера: на сайтах местных министерств промышленности и сельского хозяйства найти такую информацию проблематично. В таких условиях субсидирование части затрат из федерального бюджета усложняется.
Изучение кластерной политики в приморских регионах ЮФО позволило автору исследования выделить ряд важных индикаторов, объясняющих проблемы организации кластеров и полную реализацию кластерных инициатив, среди которых следует выделить: низкую восприимчивость экономических субъектов (крупный капитал) к подобной кооперации; неразвитая инженерная и транспортная инфраструктура; плохие информационные коммуникации между участниками кластеров.
Немного позже активное развитие в 2015-2016 гг. кластерная политика получила в Краснодарском крае, с его обширными приморскими территориями, где были организованы морской, горнолыжный и рекреационный кластеры. Драйвером для кластерной политики стал событийный туризм и организация зимней олимпиады в г. Сочи в 2014 г.
Немало специфических проблем в реализации кластерной политики у вошедшей в состав ЮФО Республики Крым. Уделяя внимание этому и ряду других приморских регионов страны, исследовательский коллектив (А.С. Михайлов, В.В. Горочная, А.А. Михайлова, А.П. Плотников и Д.А. Вольхин) отмечает, что в Крыму много кластерных инициатив, но их вытесняет крупный российский капитал (крупные национальные компании), претендуя на большинство земельных участков (что находит отклик в индикаторах, предложенных в исследовании И.А. Тумановой) [6]. Особенностью кластерной политики в регионе является резкая смена организационно-правового режима хозяйственной деятельности и разрыв внешних экономических связей. Реализация кластерной политики в Крыму происходит при организационной, инфраструктурной и посреднической роли властей региона (г. Симферополь). В регионе действует порядка 13 кластеров (с учетом г. Севастополь). Большинство кластеров в регионе не являются инновационными: большая часть из них организована в так называемых депрессивных территориях [5]. В то же время бизнес привлекают агломерации как пространства для кластеризации местной экономики в приморских регионах, потому что они определяют динамику для местной экономики. Соответственно то, что наблюдается в Республике Крым, к кластерной экономике отношение имеет слабое. Отдельную проблему, сдерживающую развитие кластерной политики, является сложившаяся практика землепользования. Логика строительства инфраструктуры на полуострове, по мнению исследователей, не подчинена целям и задачам кластерной политики.
Результаты. Анализ оценок исследователей позволяет сделать вывод о том, что организация кластерной экономики сильно зависит от агломераций и обжитых территорий. Принято считать, что эффективные кластеры должны быть компактно расположены, выступают объектом притяжения для сервисов (финансовых, технологических, логистических, научно-исследовательских и др.). Только при таком подходе можно достичь синергетического и мультипликативного эффектов на территории региона.
В качестве основного предложения следует рассматривать стимулирование реализации кластерных инициатив на межрегиональном уровне. Для этого предлагается сформировать на базе территорий Южного федерального округа межрегиональный мегакластер на основе дополняющей комбинации кластеров, имеющих базовое значение для отраслей регионов для организации сложных процессов межрегионального уровня, итогом которого будет выпуск конкурентоспособных
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о
м «
fO CN О
cs
О Ш
m
X
<
m о x
X
продуктов. Обращение к немецкому опыту организации кластеров (Мюнхен, Гамбург, Дрезден и др.) показывает, что в рамках данного направления ведущей задачей должна быть организация межкластерных связей. Успешные практики функционирования кластеров можно встретить в московском регионе. При таком подходе повышается роль территориальных органов власти для организации межрегионального взаимодействия, обеспечения доступа на региональные рынки и формирования межкластерной обеспечительной инфраструктуры.
Выводы. Подведение итогов статьи позволяет заключить, что за последние 5-7 лет реализация кластерной политики в приморских регионах Южного федерального округа отличается неравномерным уровнем развития, что выражается в проблемах и барьерах, наличие которых определяется региональными институтами развития и региональными органами власти. В то же время на федеральном уровне созданы должные институциональные условия для организации трансграничных экономических пространств, в том числе и на территории регионов, представляющих ЮФО - создан международный транспортный коридор «Север-Юг», который пересекает европейскую часть страны. Характерной особенностью существующих в ЮФО кластеров является их обособленность и изолированность, что не способствует налаживанию межрегиональных и межкластерных связей и объединений. В каждом отдельном регионе задействованы свои кластерообразующие факторы (федеральная поддержка, высокое качество взаимодействия администрации региона и бизнес-среды, организация международных событий, и др.).
Под термином «кластерная политика в регионе» следует понимать меры региональных властей по формированию бизнес-среды в предварительно подготовленном социально-экономическом пространстве (преимущественно агломерации) с развитыми хозяйственными связями и отношениями, которые бизнес находит привлекательными.
В ходе теоретического анализа литературы установлено, что с учетом специфики приморской территории, организация кластерной политики, связанной с сектором услуг, носит вторичный характер, а первоосновой должно быть развитие экономики. В других исследованиях подчеркивается, что развитой экономики недостаточно, важное значение имеет тот факт, что кластерный бизнес привлекают обжитые агломерации с развитой инженерной и транспортной инфраструктурой, привлекательной для организации сервисной экономики.
Анализ кластерной политики, проводимой в регионах, позволил установить, что не во всех регионах ЮФО стимулируют должным образом местные кластерные инициативы, и в каждом из регионов находится свое объяснение (интересы крупного капитала, практика землепользования, недостаточная компетентность региональных властей, отступление от декларируемых целей кластерной политики).
Перспективной задачей кластерной политики в приморских регионах ЮФО должна быть их интеграция в международный транспортный коридор «Север-Юг» и налаживание трансграничного взаимодействия, для этого есть все необходимые институциональные и формальные основания.
Перспективу дальнейших исследований составляют вопросы, посвященные анализу факторов, препятствующих повышению локализации производства на территории кластеров.
Литература
1. Анализ в деятельности «Астраханского областного инновационного центра» и «Центра кластерного развития» / ВоЬгоЬоЬго. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://manager.bobrodobro.ru/1164 (дата обращения: 24.04.2023).
2. Бабикова А.В., Ткаченко Ю.Г. Кластерные стратегии как условие инновационного развития территории (на примере Южного федерального округа) // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 22. — С. 3097-3106.
3. В Калмыкии региональный центр «Мой бизнес» запустил туристический кластер (ред. 11.03.2022) // Информационный портал «КалмыкияНюьс». - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kalmykianews.ru/2022/v-kalmykii-regionalnyj-centr-moj-biznes-zapustil-turisticheskij-klaster/ (дата обращения: 25.04.2023).
4. Зоркий В. Астраханский Центр кластерного развития: игра в слова // Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат». -2018. - № 23 (783).
5. Концепция развития Центра кластерного развития Республики Крым, созданного на базе некоммерческой организации «Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства» на 2019 год и на плановый период 2020-2022 год / Документ. - Симферополь, 2019. - 13с.
6. Михайлов А.С., Горочная В.В., Михайлова А.А., Плотникова А.П., Вольхин Д.А. Кластеры приморских регионов Европейской части России // Географический вестник. - 2020. -№4. - С.81-96.
7. Туманова И.Ю. Анализ процессов кластерообразова-ния в субъектах Южного федерального округа и направлений их совершенствования / И.Ю. Туманова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2017. - №2. - С.35-43.
8. Центр кластерного развития Астраханской области / Портал Мой бизнес. - [Электронный ресурс]. - URL: https://mb30.ru/my-business/about/structural-units/ckr (дата обращения: 25.04.2023).
Analysis of the features of cluster policy in the maritime regions of the Southern
Federal District Petryanin V.V.
Lomonosov Moscow State University
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
The adoption of the state decision on the organization of the international transport corridor "North-South" in 2023 due to geographical reasons increases the importance of the problems of cluster policy in the coastal regions of the Southern Federal District. Integration of the infrastructure of these regions into a new logistics channel is a promising task. The purpose of the article is to analyze the features of cluster policy in the maritime region of the Southern Federal District. The reliability and validity of the conclusions obtained is ensured by the theoretical analysis of scientific literature, expert opinions, analysis of the content of Internet sites, analysis of documents on regional cluster policy. The reasons and factors hindering the implementation of an effective cluster policy were systematized. Promising directions for the development of cluster policy in the maritime regions of the Southern Federal District have been identified. One of them is the organization of interregional and intercluster relations within the Southern Federal District.
Keywords: cluster, resources, multiplicative effect, cluster policy, region, interregional
relations. References
1. Analysis in the activities of the Astrakhan Regional Innovation Center and the
Center for Cluster Development / Bobrodobro. - [Electronic resource]. - Access mode: https://manager.bobrodobro.ru/1164 (date accessed: 04/24/2023).
2. Babikova A.V., Tkachenko Yu.G. Cluster Strategies as a Condition for the
Innovative Development of a Territory (on the Example of the Southern Federal District) // Russian Journal of Entrepreneurship. - 2016. - T. 17. - No. 22. - P. 3097-3106.
3. In Kalmykia, the regional center "My Business" launched a tourism cluster (ed.
03/11/2022) // Information portal "KalmykiyaNews". - [Electronic resource]. -URL: https://www.kalmykianews.ru/2022/v-kalmykii-regionalnyj-centr-moj-biznes-zapustil-turisticheskij-klaster/ (date accessed: 04/25/2023).
4. Zorkiy V. Astrakhan Center for Cluster Development: a game of words // Astrakhan
Regional Socio-Political Weekly Fact and Kompromat. -2018. - No. 23 (783).
5. The development concept of the Center for Cluster Development of the Republic of
Crimea, created on the basis of the non-profit organization "Crimean State Fund for Entrepreneurship Support" for 2019 and for the planning period 2020-2022 / Document. - Simferopol, 2019. - 13 p.
6. Mikhaylov A.S., Gorochnaya V.V., Mikhaylova A.A., Plotnikova A.P., Volkhin D.A.
Clusters in the coastal regions of the European part of Russia // Geographic Bulletin. - 2020. - No. 4. - P.81-96.
7. Tumanova I.Yu. Cluster formation analysis in subjects of the Southern Federal
Territory and improvement directions / I.Yu. Tumanova // Bulletin of the Adyghe State University. - 2017. - No. 2. - P.35-43.
8. Cluster development center of the Astrakhan region / Portal My business. -
[Electronic resource]. - URL: https://mb30.ru/my-business/about/structural-units/ckr (date accessed: 04/25/2023).