Анализ особенностей функционирования территориальной подсистемы РСЧС в современных условиях
И.Ф. Кимстач, ЦСИГЗ МЧС России
В представленных исполнителями научно-практической работы отчетах обобщен опыт работы указанных выше главных управлений МЧС России и органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по обеспечению функционирования подведомственных им территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) с учетом изменений и дополнений, внесенных в федеральные законы, регулирующие взаимоотношения в области защиты от ЧС, пожарной безопасности и гражданской обороны. Проведен анализ организации взаимодействия в рамках РСЧС органов управления территориальных подсистем РСЧС, органов местного самоуправления и организаций и подведомственных им сил и средств в условиях проводимой в стране административной реформы и даны предложения по их совершенствованию.
Практически во всех отчетах отмечается, что в связи с изменениями, внесенными в федеральное законодательство Федеральным законом от 28.08.2004 г. № 122-ФЗ, а также уточнением в связи с этим Положения о РСЧС, в текущем году на уровне субъектов Российской Федерации, в муниципальных образованиях и организациях проводится большая работа по корректировке действующих и дополнительной разработке необходимых новых нормативных правовых актов.
Например, в Калужской области уже в апреле 2005 года были приняты областные законы о внесении изменений и дополнений в ранее изданные законы «О пожарной безопасности» и «О защите населения и территорий Калужской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Соответствующими постановлениями Губернатора или Правительства области внесены необходимые изменения и дополнения в пять действующих нормативных актов по направлениям деятельности территориальных органов МЧС России, принят ряд необходимых новых правовых актов. Всего в области в настоящее время действует 23 нормативных правовых акта по гражданской обороне и 29 по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Значительная работа в этом направлении проведена также в Иркутской области.
Во всех главных управлениях, выполнявших данную научно-практическую работу, проводятся необходимые мероприятия по созданию группировок сил и средств, обеспечивающих выполнение части полномочий и задач по вопросам, переданным субъектам РФ в рамках заключенных соглашений между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Значительное внимание в 2005 году было уделено уточнению и формированию системы управления, эффективно действующей в условиях проводимой административной реформы, выработке и совершенствованию системы взаимоотношений и организации взаимодействия между всеми структурами территориальных подсистем РСЧС в новых условиях. Отдельно отрабатывались порядок и формы оперативного взаимодействия с органами МВД России и ФСБ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с совершением террористических актов. Принимались необходимые меры по предупреждению межведомственной разобщенности по этим вопросам.
Особое внимание обеспечению готовности органов управления и сил территориальных подсистем РСЧС к ликвидации чрезвычайных ситуаций было уделено в ходе подготовки к безопасному пропуску паводковых вод, организации предупреждения и
ликвидации лесных пожаров с этой целью были проведены по этим вопросам комплексные проверки, штабные учения и тренировки. Так, в Иркутской области в преддверии указанных событий были подготовлены и в установленном порядке приняты постановления администрации области:
- «О проведении неотложных противопожарных мероприятий на территории Иркутской области в 2005 году» от 31.03.2005 г.;
- «О мерах по предупреждению пожаров и организации их тушения в весеннелетний пожароопасный период 2005 года» от 11.04.2005 г.;
- «О мерах по охране лесов от пожаров в 2005 году» от 6.04.2005 г.
В этой области большое внимание также уделяется разработке необходимых нормативных правовых актов по вопросам защиты населения от ЧС и пожаров на уровне муниципальных образований, где в настоящее время принято к действию более 150 нормативных актов.
Как отмечено в отчете, в весенне-летний период 2005 года пять районов Иркутской области находились под угрозой затопления. Руководители Жигаловского, Ки-ренского, Усть-Кутского, Качугского и Тайшетского районов организовали проведение необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий (обследование «бесхозных» гидротехнических сооружений, расчистка русел рек, усиление и очистка мостовых опор, подготовка гидротехнических сооружений к пропуску паводковых вод, а также проведение превентивных подрывных работ по разрушению льда на участках мостовых опор и т.п.), позволивших избежать подтопления населенных пунктов и разрушения мостов.
Существенный вклад в решение задачи предупреждения ЧС и создание условий для их ликвидации вносят органы, осуществляющие в области государственный надзор и контроль: Управление Иркутского округа Госгортехнадзора, «Иркутскгос-энергонадзор», Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей природной среды МПР России по Иркутской области и другие.
В целом организованная работа на всех уровнях территориальной подсистемы РСЧС Иркутской области по реализации принимаемых решений и планов позволила избежать в 2004-2005 годах тяжелых последствий весенних паводков, пожаров в лесах, в жилом секторе, на промышленных объектах и на объектах с массовым пребыванием людей.
В Оренбургской области большое внимание уделяется заблаговременной отработке вопросов оперативного взаимодействия с территориальными органами МВД России и ФСБ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и совершения террористических актов. Приняты меры по преодолению межведомственной разобщенности различных служб, входящих в территориальную подсистему РСЧС, отработке технологии информационного взаимодействия на некоммерческой основе, а также к повышению готовности учреждений СНЛК области к выполнению возложенных на них задач при угрозе и возникновении ЧС, приобретению недостающих высокочувствительных средств клинической и лабораторной диагностики, технологического оборудования для проведения дегазации и дезактивации. В связи с проводимой административной реформой, для организации эффективной деятельности территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС подготовлено и утверждено 20 договоров и соглашений о взаимодействии с заинтересованными территориальными организациями (учреждениями). На территории Илек-ского района области проведено совместное командно-штабное учение с органами управления и силами Оренбургской территориальной подсистемы РСЧС и территориальной системой по чрезвычайным ситуациям Западно-Казахстанской области Республики Казахстан.
В области решены вопросы рационального размещения спасательных станций и постов областной ГИМС, организован контроль за реализацией «Комплексного плана
по повышению безопасности гидротехнических сооружений на 2005-2008 годы», принимается ряд мер по обеспечению выполнения других мероприятий, направленных на успешное функционирование территориальной подсистемы РСЧС. Вместе с тем, как видно из представленного отчета, по выполнению данной научно-практической работы, Главное управление МЧС России по Оренбургской области еще недостаточно активно работает над необходимым совершенствованием нормативной правовой базы функционирования территориальной подсистемы РСЧС в свете изменений и дополнений, внесенных в ряд законов, регламентирующих деятельность ее органов управления и сил, Федеральным законом от 22 августа 2004 года 122-ФЗ.
В Ненецком автономном округе в целях повышения оперативности реагирования на возникающие ЧС на ряде предприятий и в организациях создано 22 нештатных аварийно-спасательных формирования, общей численностью 600 человек. Для своевременного принятия мер по тушению пожаров в лесах, за счет средств окружного бюджета, создана штатная оперативная группа в составе 15 человек и приобретены необходимые средства тушения. В результате принятых мер по приобретению необходимых спасательных средств и дополнительного обучения личного состава пожарных частей значительно увеличилось количество выездов пожарных подразделений для проведения аварийно-спасательных работ, не связанных с пожарами.
Информируя о результатах анализа особенностей деятельности территориальных подсистем РСЧС в условиях реорганизации входящих в эти подсистемы органов управления и сил в соответствии с положениями Федерального закона от 22 августа
2004 г. № 122-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая
2005 года № 355, в отчетах о выполнении научно-практической работы отмечается ряд нерешенных проблемных вопросов, что негативно отражается на готовности территориальных подсистем и их звеньев. Среди таких проблем выделяются:
- подразделения государственного пожарного надзора недостаточно обеспечены необходимой оргтехникой и транспортом;
- значительная часть пожарной техники и средств связи выработали свой ресурс и подлежат списанию, темпы их замены недостаточные;
- в ряде муниципальных образований, на территории которых размещены потенциально опасные объекты, еще не созданы требуемые локальные системы оповещения;
- слабое оснащение учреждений СНЛК лабораторным оборудованием, средствами экспресс анализа, диагностическими аппаратами, индикаторными трубками и реактивами существенно сокращает их возможности по своевременному обнаружению и индикации радиоактивного и химического загрязнения и биологического заражения;
- недостаточное взаимодействие в повседневной деятельности учреждений СНЛК ведомственного и областного подчинения с органами управления ГОЧС (Иркутская область);
- практически не выполнена задача создания резервов материальнотехнических средств для ликвидации ЧС в муниципальных образованиях Иркутской области (в настоящее время разрабатывается новое Положение о порядке создания на территории области материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС);
- оперативные группы органов управления ГОЧС муниципальных образований не оснащены необходимыми средствами связи, комплектом документации и имуществом, необходимым для работы на месте чрезвычайной ситуации (Иркутская область);
- недостаточное оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований объектов специальной техникой и оборудованием, средствами индивидуальной защиты;
- в результате исключения из Федерального закона «О гражданской обороне» статьи 14 «Службы гражданской обороны» возникли трудности в планировании и осуществлении мероприятий гражданской обороны;
- не производится освежение и замена имущества гражданской обороны мобилизационного резерва. В Калужской области просрочены сроки хранения 87% СИЗ и 90% приборов РХР;
- отсутствие подвижного пункта управления округа и его столицы, а также современных средств оповещения членов Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и руководящего состава в Ненецком автономном округе, а также отсутствие прямого выделенного канала связи с Северо-Западным РЦ, собственного ЦУКС и территориального центра мониторинга и прогнозирования ЧС негативно сказывается на эффективности функционирования территориальной подсистемы РСЧС Ненецкого автономного округа.
Выводы
В целях повышения эффективности функционирования территориальных подсистем РСЧС, их муниципальных и объектовых звеньев исполнители научнопрактической работы предлагают:
1. Решить вопрос освежения и замены имущества мобилизационного резерва (СИЗ, РХР и др.) в связи с просроченными сроками его хранения.
2. В связи с введением в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ целесообразно разработать методические рекомендации по применению соответствующих статей Кодекса в практической работе органов Государственного пожарного надзора.
3. На федеральном уровне издать распорядительный документ МЧС России по организации и осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Разработать рекомендации по созданию муниципальных и объектовых звеньев территориальных подсистем РСЧС и обеспечению их функционирования в свете современных требований.
5. Решить вопрос о создании в Главном управлении МЧС России по Ненецкому автономному округу (с размещением в Нарьян-Маре) Центра управления в кризисных ситуациях.