Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ПАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ»'

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ПАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1536
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / PEST-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробкова Ю. Ю., Чусовитин Д. Ю.

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа особенностей функционирования системы стратегического планирования на примере компании ПАО «Газпром нефть». Актуальность научного исследования на выбранную проблематику обусловлена тем, что от эффективности процедуры стратегического планирования организации зависит вероятность реализации важных задач и достижения главных целей развития и масштабирования бизнеса производственной компании. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты понятия «стратегическое планирование» на предприятии. Выделены факторы, формирующие необходимость стратегического планирования компании. Проведен анализ стратегического планирования в ПАО «Газпром нефть» при помощи применения метода PEST-анализа. Исходя из проведенного анализа стратегического планирования компании, разработаны рекомендации и направления совершенствования процедуры стратегического планирования, целью которой выступает комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в будущем, и на этой основе разработать показатели развития на плановый период. В заключении научной статьи, автором установлено, что при помощи практического применения анализа стратегического планирования компании ПАО «Газпром нефть», менеджмент получает ценную входящую информацию, на основе которой проводится само стратегическое управление и корректировка существующего стратегического плана в рамках стратегии развития бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PECULIARITIES OF THE FUNCTIONING OF THE STRATEGIC PLANNING SYSTEM ON THE EXAMPLE OF THE COMPANY PJSC "GAZPROM NEFT"

The scientific article is devoted to the research analysis of the peculiarities of the functioning of the strategic planning system on the example of the company PJSC "Gazprom neft". The relevance of scientific research on the selected problem is due to the fact that the probability of the implementation of important tasks and the achievement of the main goals of development and scaling of the business of a manufacturing company depends on the effectiveness of the organization's strategic planning procedure. The article examines the theoretical aspects of the concept of "strategic planning" at the enterprise. The factors that form the need for strategic planning of the company are highlighted. The analysis of strategic planning at PJSC "Gazprom neft" using the PEST-analysis method is carried out. Based on the analysis of the company's strategic planning, recommendations and directions for improving the strategic planning procedure were developed, the purpose of which is to comprehensively substantiate the problems that the organization may face in the future, and on this basis to develop development indicators for the planning period. In the conclusion of the scientific article, the author found that with the help of the practical application of the analysis of strategic planning of PJSC «Gazprom neft», the management receives valuable input information, on the basis of which the strategic management itself is carried out and the adjustment of the existing strategic plan within the framework of the business development strategy.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ПАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ»»

Анализ особенностей функционирования системы стратегического планирования на примере компании ПАО «Газпром нефть»

см о см

<0 О!

о ш т

X

<

т О X X

Коробкова Юлия Юрьевна

к.э.н., доцент кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент», Самарский Государственный Технический Университет, [email protected]

Чусовитин Дмитрий Юрьевич

магистрант, Самарский Государственный Технический Университет, [email protected]

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа особенностей функционирования системы стратегического планирования на примере компании ПАО «Газпром нефть». Актуальность научного исследования на выбранную проблематику обусловлена тем, что от эффективности процедуры стратегического планирования организации зависит вероятность реализации важных задач и достижения главных целей развития и масштабирования бизнеса производственной компании. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты понятия «стратегическое планирование» на предприятии. Выделены факторы, формирующие необходимость стратегического планирования компании. Проведен анализ стратегического планирования в ПАО «Газпром нефть» при помощи применения метода PEST-анализа. Исходя из проведенного анализа стратегического планирования компании, разработаны рекомендации и направления совершенствования процедуры стратегического планирования, целью которой выступает комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в будущем, и на этой основе разработать показатели развития на плановый период. В заключении научной статьи, автором установлено, что при помощи практического применения анализа стратегического планирования компании ПАО «Газпром нефть», менеджмент получает ценную входящую информацию, на основе которой проводится само стратегическое управление и корректировка существующего стратегического плана в рамках стратегии развития бизнеса. Ключевые слова: ПАО «Газпром нефть»; стратегическое планирование; долгосрочное планирование; планирование; стратегические план; стратегическое управление; стратегический анализ; PEST-анализ.

Определение анализа стратегического планирования в компании должно исходить из понятия того, что главной цель данной процедуры выступает проведение стратегической оценки развития бизнеса, выявление слабых и сильных сторон, угроз и возможностей, и корректировка системы стратегического планирования таким образом, чтобы менеджмент организации имел максимальные возможности в достижении финансового и коммерческого успеха.

Исходя из этого, роль стратегического анализа при формировании системы стратегического планирования более важна, чем просто процедуры анализа. На основе информации, получаемой от анализа стратегического планирования, создаются управленческие решения, направленные на корректировку стратегии развития бизнеса предприятия.

Отечественный опыт практики игнорирования инструментов анализа стратегического планирования компаниями нефтегазовой промышленности России доказывает, что это приводит к таким проблемам, как потеря финансовой устойчивости, отсутствие обеспечения экономической безопасности и возможен упадок бизнеса вплоть до его ликвидации [10].

В современных условиях, в период кризисных явлений социально-экономического развития России роль стратегического планирования возрастает. Обусловлено это тем, что стратегическое планирование компании создает основы для составления плана операционной деятельности, производства продукции, распределения ресурсов и других товарно-материальных ценностей.

Актуальность научного исследования на тематику «анализ стратегического планирования в ПАО «Газпром нефть» обусловлена тем, что от эффективности процедуры стратегического планирования организации зависит вероятность реализации важных задач и достижения главных целей развития и масштабирования бизнеса производственной компании.

Соответственно, целью научной статьи выступает проведение исследовательского анализа особенностей функционирования системы стратегического планирования на примере компании ПАО «Газпром нефть».

Стратегическое планирование - это вид деятельности, связанный с постановкой целей и действий в будущем. Оно является важнейшей функцией управления, которая, так же, как и управление видоизменяется в процессе развития экономики и условий внешней/внутренней среды нефтегазовой промышленности [1; 2].

На рисунке 1 изображены основные направления управленческой деятельности менеджмента компании при проведении стратегического планирования.

При проведении стратегического анализа предприятия ПАО «Газпром нефть» сперва сформирует таблицу степени влияния факторов внешней среды (см. таблица 1).

Таблица 1

Степень влияния факторов внешней среды на ПАО «Газ-

Рисунок 1 - Основные направления управленческой деятельности при стратегическом планировании [составлено автором на основе источника 3].

Как правило, все усилия стратегического управления в бизнесе России направлена на реализацию текущих оперативных задач. Следовательно, в настоящее время предприятиями не выполняется ряд работ, являющихся необходимыми элементами стратегического плана [7].

По нашему мнению, такую особенность стратегического планирования можно считать ошибкой руководства компании, поскольку развитие системы стратегического планирования имеет важную роль при формировании потенциала повышения эффективности функционирования и производственной деятельности на рынке энергетической продукции.

Необходимость стратегического планирования для компании ПАО «Газпром нефть» в условиях современного кризиса пандемии коронавируса, негативное воздействие на макроэкономическую стабильность внешней среды которого заставляет оптимизировать стратегию развития бизнеса, определяется следующими факторами [4; 6]:

- наличие неопределенности в будущем, например, как вероятность введения повторного карантинного режима, который ограничит хозяйственную деятельность организаций многих отраслей экономики;

- необходимость постановки и достижения системы целей, которая отражается через экономические и финансовые показатели, устанавливаемые руководством в рамках стратегического планирования;

- повышенный уровень угрозы экономической безопасности и финансовой устойчивости предприятия, что требует оптимизацию экономических последствий и установка различных плановых программ по их обеспечению.

Главный критерий успеха и эффективности процедуры стратегического планирования - это проведение его анализа, что заключается в оценке внешней и внутренней среды предприятия, с учетом его экономической характеристики коммерческой деятельности [8].

Для того, чтобы провести анализ стратегического планирования в ПАО «Газпром нефть» необходимо провести экономическую оценку эффективности разработанных стратегических планов предприятия на базовый период, который уже характеризуется определенными количественными и качественными показателями. На их основе, возможно проведение стратегического анализа [9]. В случае с примером компании ПАО «Газпром нефть», нами рекомендуется применение PEST-ана-лиза, как способа оценки стратегического планирования.

Данный способ анализа стратегического планирования предприятия предполагает оценку влияния групп факторов [5].

Фактор Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Эксперт 4 Эксперт 5 Средняя Вес

Политиче-

ские

Коррупция 3 3 4 2 3 3 0,08

в стране

Поддержка бизнеса 2 3 2 3 2 2,4 0,06

Деятель- 2 2 2 1 1 1,6 0,04

ность нало-

говой поли-

тики

Экономи-

ческие

Уровень 3 4 4 4 3 3,6 0,09

конкурен-

ции

Уровень инфляции 2 3 3 2 3 2,6 0,07

Спрос потребителей 4 5 4 4 4 4,2 0,11

Социаль-

ные

Динамика 5 5 4 4 5 4,6 0,12

цен на

энергети-

ческом

рынке

Предпочте- 2 3 3 3 3 2,8 0,07

ние нацио-

нальных

или зарубежных

производи-

телей

Требова- 3 4 4 3 4 3,6 0,09

ния к каче-

ству про-

дукции

Техноло-

гические

Обеспечен- 3 4 3 4 4 3,6 0,09

ность обо-

рудования

Влияние 4 3 3 4 4 3,6 0,09

технологи-

ческого

развития

отрасли

Уровень обеспечен- 3 4 4 4 3 3,6 0,09

ности тех-

нологиями

Итоговая экспертная оценка степени влияния факторов составляет 39,2.

Наиболее высокий уровень влияния на деятельность ПАО «Газпром нефть» имеют коррупция в стране, потребительский спрос, уровень конкуренции на рынке, динамика цен на энергетическом рынке и обеспеченность предприятия технологиями.

Теперь сформируем итоговую таблицу PEST анализа для предприятия ПАО «Газпромнефть» (см. таблицу 2).

Суммарная средневзвешенная оценка политических факторов составляет 0,44, экономических факторов -0,96, социальных факторов - 0,87, технологических факторов - 0,96. Таким образом, экономические и технологические факторы играют максимальную роль, тогда как политические факторы - минимальную.

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

Таблица 2

Таблица PEST-анализа ПАО «Газпром^ нефть».

СЧ

0

сч

<0

01

О Ш

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

<

m о х

X

Фактор Вес Направление Средняя Взвешен-

влияния фактора оценка ная средняя оценка

Политиче-

ские

Коррупция в 0,08 - 3 0,24

стране

Поддержка бизнеса 0,06 + 2,4 0,14

Деятельность 0,04 - 1,6 0,06

налоговой

службы

Экономиче-

ские

Уровень кон- 0,09 - 3,6 0,32

куренции

Уровень инфляции 0,07 - 2,6 0,18

Спрос потребителей 0,11 + 4,2 0,46

Социальные

Динамика цен 0,12 + 4,6 0,55

на энергетиче-

ском рынке

Предпочтение 0,07 +/- 2,8 0,2

национальных или зарубеж-

ных произво-

дителей

Требования к 0,09 + 3,6 0,32

качеству про-

дукции

Технологиче-

ские

Обеспечен- 0,09 + 3,6 0,32

ность обору-

дованием

Влияние тех- 0,09 + 3,6 0,32

нологического

развития от-

расли

Уровень обес- 0,09 + 3,6 0,32

печенности

технологиями

Исходя из проведенного анализа стратегического планирования компании ПАО «Газпром нефть», можно разработать следующие рекомендации и направления совершенствования процедуры стратегического планирования, целью которых выступает комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в будущем, и на этой основе разработать показатели развития на плановый период:

1. Необходимо увеличить рост планирования факторов экономического характера, поскольку в кризис пандемии их динамика повышается, увеличивая риски для стратегического положения предприятия.

2. Необходимо увеличить рост планирования факторов технологического характера, поскольку от их прогнозирования и контроля зависит экономическая эффективность производственной деятельности компании.

3. Важно формирование нескольких версий стратегического плана, где будут учтены альтернативные сценарии развития бизнеса пАо «Газпром нефть» в зависимости от внешней экономической конъюнктуры рынков.

В заключении научной работы, можно подытожить следующее, что при помощи практического применения

анализа стратегического планирования компании ПАО «Газпром нефть», менеджмент получает ценную входящую информацию, на основе которой проводится само стратегическое управление и корректировка существующего стратегического плана в рамках стратегии развития бизнеса.

Литература

1. Брыкалов С.М. Особенности развития стратегического планирования на предприятиях России // Инновационная экономика: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 128-130.

2. Лящук А.В. Факторы стратегического планирования на предприятии // Научное обозрение. Экономические науки. 2018. № 1. С. 15-21.

3. Спесивцева А.О. Анализ деятельности промышленных предприятий в области стратегического планирования на территории Белгородчины // в сборнике: Экономика. Общество. 2016. С. 117-122.

4. Барашкина О.А. Анализ стратегического планирования деятельности предприятия и направлений его совершенствования // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 9. С. 522-527.

5. Стратегический анализ и инструменты стратегии / Р. Арзуманян. Ер: НОФ «Нораванк», 2016. - 328 с.

6. Болквадзе И.Р., Сазонов А.А. К вопросу о механизмах стратегического анализа при планировании развития предприятия // Финансово-экономические аспекты международных интеграционных процессов. 2016. С. 48-50.

7. Иванова А.А. Анализ инструментов стратегического планирования // Научные исследования и разработки студентов. Сборник материалов II Международной студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 274-276.

8. Хегай Ю.А., Шамилова Ю.А. Анализ стратегического планирования ПАО НК «Роснефть» // Экономика и предпринимательство. 2019. № 1 (102). С. 1042-1044.

9. Борисова А.М. Стратегическое планирование как основа анализа стратегического положения предприятия // Приоритеты развития и ценности экономики и общества. 2018. С. 16-18.

10. Скрипник А.Д. Анализ проблем стратегического планирования РФ // Международный академический вестник. 2018. № 4 (24). С. 38-41.

Analysis of the peculiarities of the functioning of the strategic planning

system on the example of the company PJSC "Gazprom Neft" Korobkova Yu.Yu., Chusovitin D.Yu.

Samara State Technical University

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The scientific article is devoted to the research analysis of the peculiarities of the functioning of the strategic planning system on the example of the company PJSC "Gazprom neft". The relevance of scientific research on the selected problem is due to the fact that the probability of the implementation of important tasks and the achievement of the main goals of development and scaling of the business of a manufacturing company depends on the effectiveness of the organization's strategic planning procedure. The article examines the theoretical aspects of the concept of "strategic planning" at the enterprise. The factors that form the need for strategic planning of the company are highlighted. The analysis of strategic planning at PJSC "Gazprom neft" using the PEST-analysis method is carried out. Based on the analysis of the company's strategic planning, recommendations and directions for improving the strategic planning procedure were developed, the purpose of which is to comprehensively substantiate the problems that the organization may face in the future, and on this basis to develop development indicators for the planning period. In the conclusion of the scientific article, the author found that with the help of the practical application of the analysis

of strategic planning of PJSC «Gazprom neft», the management receives valuable input information, on the basis of which the strategic management itself is carried out and the adjustment of the existing strategic plan within the framework of the business development strategy.

Key words: PJSC «Gazprom neft»; strategic planning; long-term planning; planning; strategic plan; strategic management; strategic analysis; PEST analysis. References

1. Brykalov S.M. Features of the development of strategic planning at Russian

enterprises // Innovative economics: materials of the I Mezhdunar. scientific. conf. (Kazan, October 2014). Kazan: Buk, 2014.S. 128-130.

2. Lyashchuk A.V. Factors of strategic planning at the enterprise // Scientific

review. Economic sciences. 2018.No. 1.P. 15-21.

3. Spesivtseva A.O. Analysis of the activities of industrial enterprises in the

field of strategic planning in the Belgorod region // in the collection: Economics. Society. 2016.S. 117-122.

4. Barashkina O.A. Analysis of the strategic planning of the enterprise and

the directions of its improvement // Alley of Science. 2017.Vol. 1 .No. 9.P. 522-527.

5. Strategic analysis and strategy tools / R. Arzumanyan. Er: Noravank

Foundation, 2016. - 328 p.

6. Bolkvadze I.R., Sazonov A.A. On the question of the mechanisms of

strategic analysis in planning the development of an enterprise // Financial and economic aspects of international integration processes. 2016.S. 48-50.

7. Ivanova A.A. Analysis of strategic planning tools // Research and

development of students. Collection of materials of the II International student scientific and practical conference. 2016.S. 274-276.

8. Khegai Yu.A., Shamilova Yu.A. Analysis of strategic planning of Rosneft

Oil Company // Economics and Entrepreneurship. 2019. No. 1 (102). S. 1042-1044.

9. Borisova A.M. Strategic planning as the basis for analyzing the strategic

position of an enterprise // Development priorities and values of the economy and society. 2018.S. 16-18.

10. Skripnik A.D. Analysis of the problems of strategic planning in the Russian

Federation // International Academic Bulletin. 2018. No. 4 (24). S. 38-41.

X X

o 00 A c.

X

00 m

o

io

2 O IO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.