О©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ^D
DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-158-162 КОРОБКОВА Юлия Юрьвна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент», Самарский Государственный Технический Университет,
e-mail: yu. korobkova.yu@gmail.ru
ЧУСОВИТИН Дмитрий Юрьевич,
магистрант направления 38.04.02. «Стратегический менеджмент в отраслях топливно-энергетического комплекса» кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент», Самарский Государственный Технический Университет,
e-mail: dychuso vitin@mail.ru
ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ПАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ»
Аннотация. научная статья посвящена проведению исследовательского анализа особенностей и характеристики основных этапов стратегического планирования развития предприятия на примере ПАО «Газпром нефть». Актуальность научного исследования на выбранную проблематику обусловлена тем, что эффективность процедуры стратегического планирования организации зависит от соблюдения алгоритма принимаемых действий, соблюдение очередности которых позволяет направить сформированный стратегический план на реализацию важных задач и достижение главных целей развития и масштабирования бизнеса производственной компании. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты понятия «стратегическое планирование» на предприятии. Перечислены важные принципы, соблюдения которых является важным требованием в рамках стратегического планирования. Проанализированы факторы, которые формируют необходимость стратегического планирования компаний в современных условиях кризиса пандемии коронавируса. Описаны направления программы совершенствования системы стратегического планирования в ПАО «Газпром нефть». Изображен алгоритм разработки стратегического плана в компании ПАО «Газпром нефть». Рассмотрены особенности и характеристика основных этапов стратегического планирования в ПАО «Газпром нефть» согласно их стандарту долгосрочного планирования, принятого еще в 2008 году. В заключении статьи, автором установлено, что такая подробная разработка модели формирования стратегического плана менеджментов компании ПАО «Газпром нефть» позволяет достигнуть наиболее эффективных показателей в рамках стратегического управления и достижения долгосрочного финансового успеха развития бизнеса.
Ключевые слова: ПАО «Газпром нефть»; стратегическое планирование; долгосрочное планирование; планирование; стратегические план; стратегическое управление.
KOROBKOVA Yulia Yurvna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Industrial Economics and Production Management
Samara State Technical University
CHUSOVITIN Dmitry Yuryevich,
Master's student of the direction "Strategic Management in the fuel and Energy complex" Institute of Engineering, Economic and Humanitarian Education, Samara State Technical University
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
STAGES OF STRATEGIC PLANNING IN PJSC GAZPROMNEFT
Annotation. The scientific article is devoted to the research analysis of the features and characteristics of the main stages of strategic planning of the enterprise development on the example of PJSC "Gazpromneft". The relevance of scientific research on the selected problem is due to the fact that the effectiveness of the organization's strategic planning procedure depends on compliance with the algorithm of the actions taken, the observance of the sequence of which allows you to direct the formed strategic plan to the implementation of important tasks and achieve the main goals of development and scaling of the business of the manufacturing company. The article discusses the theoretical aspects of the concept of "strategic planning" at the enterprise. Important principles are listed, the observance of which is an important requirement in the framework of strategic planning. The factors that form the need for strategic planning of companies in the current conditions of the coro-navirus pandemic crisis are analyzed. The directions of the program for improving the strategic planning system at PJSC Gazpromneft are described. The algorithm for developing a strategic plan at PJSC Gazpromneft is depicted. The features and characteristics of the main stages of strategic planning in PJSC Gazpromneft in accordance with their long-term planning standard adopted back in 2008 are considered. In the conclusion of the article, the author found that such a detailed development of a model for the formation of a strategic management plan for PJSC Gazpromneft allows achieving the most effective indicators within the framework of strategic management and achieving long-term financial success of business development.
Key words: PJSC Gazpromneft; strategic planning; long-term planning; planning; strategic plan; strategic management; stages of strategic planning.
Введение. Практический опыт зарубежных и российских предприятий нефтегазовой промышленности показывает, что недооценка процесса стратегического планирования, сведение его к минимуму или полному отказу зачастую приводит к значительным экономическим потерям, финансовой неустойчивости и даже к банкротству (ликвидации организации), не говоря об минимальных значениях эффективности функционирования. В современных условиях, в период кризисных явлений социально-экономического развития России роль стратегического планирования возрастает, особенно для первичного производственного звена, так как позволяет предприятию эффективно перераспределять свои ресурсы и свой потенциал во времени и пространстве, поэтому успешно работающие предприятия осуществляют все виды плановой деятельности: долгосрочное планирование, текущее и оперативное.
Актуальность научного исследования на тематику «Этапы стратегического планирования в ПАО «Газпром нефть» обусловлена тем, что эффективность процедуры стратегического планирования организации зависит от соблюдения алгоритма принимаемых действий, соблюдение очередности которых позволяет направить сформированный стратегический план на реализацию важных задач и достижение главных целей развития и масштабирования бизнеса производственной компании.
Соответственно, целью научной статьи выступает проведение исследовательского анализа особенностей и характеристики основных
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
этапов стратегического планирования развития предприятия на примере ПАО «Газпром нефть».
Основная часть. Стратегическое планирование - это вид деятельности, связанный с постановкой целей и действий в будущем. Оно является важнейшей функцией управления, которая, так же, как и управление видоизменяется в процессе развития экономики и условий внешней/ внутренней среды нефтегазовой промышленности [3; 4]. А.М. Ковалевский определяет стратегическое планирование как научное предвидение хода развития и определение конкретных путей осуществления расширенного воспроизводства, базирующееся на экономической теории, результатах научно-технического прогресса, передового опыта, направленное на достижение поставленных целей [5]. В.П. Грузинов подчеркивает, что «стратегическое планирование есть непрерывный процесс, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются во времени цели и задачи развития предприятия, определяются стратегия и политика по их достижению» [6].
В качестве основных требований в процессе стратегического планирования лежат пять важных принципов [7]:
- необходимость (обязательное использование планов при выполнении любой задач);
- единство (согласованность всех видов планов на горизонтальном и вертикальном уровнях);
- непрерывность (регулярная повторяемость процесса стратегического планирования);
- гибкость (изменение планов и их составляющих при динамичном изменении условий внутренней и внешней среды предприятия);
- точность (конкретизация задач, показателей и действий, установленных в рамках стратегии развития).
По функциям назначений различают следующие виды стратегического планирования: производственный план; коммерческие план; инвестиционный план; социальный план; план по кадровой политике предприятия; финансовый план; другие планы, отвечающие за функциональные задачи предприятия.
Как правило, все усилия стратегического управления в бизнесе России направлены на реализацию текущих оперативных задач. Следовательно, в настоящее время предприятиями не выполняется ряд работ, являющихся необходимыми элементами стратегического плана. По нашему мнению, такую особенность стратегического планирования можно считать ошибкой руководства компании, поскольку развитие системы стратегического планирования имеет важную роль при формировании потенциала повышения эффективности функционирования и производственной деятельности на рынке энергетической продукции.
Необходимость стратегического планирования для компании ПАО «Газпром нефть» в условиях современного кризиса пандемии коронави-руса, негативное воздействие на макроэкономическую стабильность внешней среды которого заставляет оптимизировать стратегию развития бизнеса, определяется следующими факторами:
- наличие неопределенности в будущем, например, как вероятность введения повторного карантинного режима, который ограничит хозяйственную деятельность организаций многих отраслей экономики;
- необходимость постановки и достижения системы целей, которая отражается через экономические и финансовые показатели, устанавливаемые руководством в рамках стратегического планирования;
- повышенный уровень угрозы экономической безопасности и финансовой устойчивости предприятия, что требует оптимизацию экономических последствий и установка различных плановых программ по их обеспечению.
Для того, чтобы менеджмент компании ПАО «Газпром нефть» достигал положительных результатов в управленческой деятельности, несмотря на негативное влияние условий пандемии корона-вируса COVID-19, необходима реализация программы совершенствования системы стратегического планирования.
К предлагаемым мероприятиям стоит относить [1; 2]:
1. В рамках стратегического планирования развития предприятия необходимо формирова-
ние системы сбалансированных показателей, к которой будет привязана оценка экономической эффективности разработанного плана действий.
2. При разработке стратегического плана развития важно подключение сотрудников, которые ответственны за выполнение задач функционального обеспечения хозяйственной деятельности предприятия, чтобы они определили «болевые точки» и «вектор направления» стратегии.
3. Практическое применение различных информационных технологий, инноваций и программного обеспечения, которые способствуют автоматизации процедуры стратегического планирования, снижая затраты временных и трудовых ресурсов.
4. Поскольку бизнес нефтегазовой компании имеет различные направления своей деятельности и включает в себя дифференциацию или диверсификацию продуктовой линейки, важно формирование конкретных стратегий развития, которые должны быть включены в общую структуру стратегического плана предприятия с подробным указанием целей.
Однако, важнейшим условием успешной процедуры стратегического планирования в ПАО «Газпром нефть» является формирование специальной службы стратегического планирования предприятия, что возможно при помощи соблюдения следующих процедур, как формирование самой службы, разработка системы планов и реализация разработанных стратегий.
Благодаря данному мероприятию вкупе с другими вышеперечисленными действиями, система стратегического планирования будет более экономически эффективной, что позволит руководству компании ПАО «Газпром нефть» совершенствовать свою деятельность стратегического управления, разработать векторы развития и обеспечить экономическую безопасность и финансовую устойчивость.
Именно поэтому приказом от 02.12.2008 № 175-П руководством компании ПАО «Газпром нефть» был принят Стандарт «Долгосрочное планирование», где отображен порядок формирования, утверждения, пересмотра и контроля Долгосрочного стратегического плана Компании.
Настоящий стандарт устанавливает порядок формирования корпоративной стратегии, включая долгосрочные количественные и качественные цели и планы по основным направлениям бизнеса и описание основных способов и средств, при помощи которых предполагается достигать эти цели.
На рисунке 1 схематически изображен алгоритм основных этапов стратегического планирования компании ПАО «Газпром нефть», которые соблюдаются согласно данному стандарту.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
Рисунок 1 - Основные этапы стратегического планирования в компании ПАО «Газпром нефть»
[составлено автором].
Рассмотрим теперь особенности и характеристику каждого этапа.
1. Анализ рынка. Данный этап стратегического планирования заключается в постоянном проведении анализа рынка и сегментов бизнеса/ отраслей, в которых функционируют подразделения компании ПАО «Газпром нефть». Важно отметить то, что данная процедура, в сравнении со всеми остальными, проводится круглогодично (т.е. каждый месяц). Таким образом, в случае резкого изменения рыночной конъюнктуры менеджмент предприятия может принять экстренные действия по изменению и обновлению стратегического плана развития бизнеса.
2. Оценка стратегий бизнес-сегментов, инвестиционных планов и проектов. Данный этап стратегического планирования заключается в оценке действующих бизнес-направлений компании. Проводится экономическая оценка эффективности инвестиционных проектов и программ, на которые выделяются финансовые средства.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
3. Разработка (обновление) макропараметров и сценариев планирования. Данный этап стратегического планирования заключается в формировании альтернативных направлений возможного вектора стратегического плана развития бизнеса.
4. Формирование запроса на предоставление информации по прогнозным и плановым данным для моделирования. Данный этап стратегического планирования заключается в том, что происходит аккумулирование любой информации, финансовой отчетности, документации, которая позволит провести наиболее точную процедуру моделирования, результаты которой применяются, как прогнозные значения в стратегическом плане.
5. Формирование плана работ по разработке и обновлению Долгосрочных стратегий бизнес-сегментов и функциональных стратегий. Данный этап стратегического планирования заключается в том, что руководством компании ПАО
«Газпром нефть» происходит разработка программы составления стратегического плана. Важным действием выступает делегирование полномочий и задач ответственности между функциональными менеджерами и сотрудниками.
6. Предоставление информации по прогнозным и плановым данным для моделирования. Данный этап стратегического планирования заключается в том, что вся аккумулированная информация, в итоге, подвергается тщательному анализу, после которого выбранные данные и показатели используются для самого моделирования.
7. Проведение расчетов. Данный этап стратегического планирования заключается в проведении процесса моделирования данных, которые были получены после запроса и предоставления информации по прогнозным и плановым показателям.
8. Разработка (обновление) презентации Долгосрочного стратегического плана. Данный этап стратегического планирования заключается в фактическом составлении стратегического плана развития бизнеса компании ПАО «Газпром нефть».
9. Подготовка материалов к заседанию Правления. Данный этап стратегического планирования заключается в том, что результаты составления стратегического плана развития бизнеса компании ПАО «Газпром нефть» систематизируются в графический материал и презентацию, задача предоставления которых - доказать целесообразность такой стратегии Совету Правления.
10. Рассмотрение Долгосрочного стратегического плана на заседании Правления. Данный этап стратегического планирования заключается в том, что сформированная презентация и графический материал о разработанном стратегическом плане развития бизнеса компании ПАО «Газпром нефть» предоставления на рассмотрение Совету Правления, который, по итогам, проводит его утверждение.
Заключение. Таким образом, можно подытожить следующее, что такая подробная разработка модели формирования стратегического плана менеджментов компании ПАО «Газпром нефть» позволяет достигнуть наиболее эффективных показателей в рамках стратегического управления и достижения долгосрочного финансового успеха развития бизнеса.
Список литературы:
[1] Соляник М.Н. Стратегическое планирование // Economics. 2018. №2 (34).
[2] Андреев В.А. Совершенствование стратегического планирования на промышленных предприятиях // Евразийский научный журнал. URL: http://journalpro.ru/articles/sovershenstvovanie-strategicheskogo-planirovaniya-na-promyshlennykh-predpriyatiyakh/ (дата обращения: 06.05.2021).
[3] Брыкалов С.М. Особенности развития стратегического планирования на предприятиях России // Инновационная экономика: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 128-130.
[4] Лящук А.В. Факторы стратегического планирования на предприятии // Научное обозрение. Экономические науки. 2018. № 1. С. 15-21.
[5] Сокуренко А.П. Особенности внутрифирменного планирования на промышленном предприятии // Фундаментальные исследования. -
2014. - № 5-3. - С. 569-572.
[6] Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): учеб. для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -795 с.
[7] Борисов Б.С. Особенности внутрифирменного планирования // Царскосельские чтения.
2015. № XIX.
Spisok literatury:
[1] Solyanik M.N. Strategicheskoe planirovanie // Economics. 2018. №2 (34).
[2] Andreev V.A. Sovershenstvovanie strate-gicheskogo planirovaniya na promyshlennyh predpri-yatiyah // Evrazijskij nauchnyj zhurnal. URL: http:// journalpro.ru/articles/sovershenstvovanie-strategich-eskogo-planirovaniya-na-promyshlennykh-predpriya-tiyakh/ (data obrashcheniya: 06.05.2021).
[3] Brykalov S.M. Osobennosti razvitiya strate-gicheskogo planirovaniya na predpriyatiyah Rossii // Innovacionnaya ekonomika: materialy I Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', oktyabr' 2014 g.). Kazan': Buk, 2014. S. 128-130.
[4] Lyashchuk A.V. Faktory strategicheskogo planirovaniya na predpriyatii // Nauchnoe obozrenie. Ekonomicheskie nauki. 2018. № 1. S. 15-21.
[5] Sokurenko A.P. Osobennosti vnutrifirmen-nogo planirovaniya na promyshlennom predpriyatii // Fundamental'nye issledovaniya. - 2014. - № 5-3. -S. 569-572.
[6] Gruzinov V.P. Ekonomika predpriyatiya (predprinimatel'skaya): ucheb. dlya vuzov. -4-e izd., pererab. i dop. - M.: YUNITI-DANA, 2007. -795 s.
[7] Borisov B.S. Osobennosti vnutrifirmennogo planirovaniya // Carskosel'skie chteniya. 2015. № XIX.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021