53 -♦
Elena Sergeyevna Lobova,
PhD in Economics,
associate professor of the department of economics and management of industrial production, Perm National Research Polytechnic University
Lyudmila Nikolayevna Mamaeva,
PhD in Economics,
associate professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics
Narmin Akif kyzy Safarova,
Master's program student, Perm National Research Polytechnic University
Елена Сергеевна Лобова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления промышленным производством, Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Людмила Николаевна Мамаева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Нармин Акиф кызы Сафарова,
магистрант,
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
УДК 338.26/.27
ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
Внедрение современного стратегического планирования на предприятиях нефтегазового комплекса, являющихся своеобразными локомотивами роста российской экономики, требует развития его теоретических и методологических основ, являющихся в настоящее время наименее проработанными. В статье рассмотрены сущность, особенности и проанализированы общие и специфические принципы стратегического планирования как ключевой функции стратегического управления на предприятиях нефтегазового комплекса. Углубленное изучение данной проблематики обусловливает возможность самосохранения и устойчивого развития предприятий нефтегазового комплекса в длительной перспективе. Рассматриваются основные подходы в методах стратегического планирования, проводится анализ основных корпоративных и бизнес-стратегий на таких предприятиях, как «Лукойл», «Газпром», «Башнефть», «Русснефть».
Ключевые слова: стратегическое планирование, бизнес-стратегии, анализ, нефтяная промышленность, развитие, рентабельность.
SOME ASPECTS OF STRATEGIC PLANNING AT THE ENTERPRISES OF THE OIL AND GAS INDUSTRY
The article argues that introduction of modern strategic planning in the enterprises of the Russian oil and gas industry, which is a driver of the Russian economy, requires a careful study of its theoretical and methodological foundations, which are currently underdeveloped. The authors analyze the concept of strategic planning and study the general and more specific principles of strategic planning as a key function of strategic management at oil and gas companies. An in-depth study of the subject of the research will help to ensure the survival and sustainable development of the oil and gas industry in the long term. The authors consider most popular approaches to the methods of strategic planning and examine corporate and business strategies at the enterprise of the Russian oil and gas industry, such as LUKOIL, Gazprom, Bashneft, and RussNeft.
Keywords: strategic planning, business strategies, analysis, oil industry, development, profitability.
В последнее время наибольший интерес вызывают особенности формирования стратегического планирования. Это связано с увеличением разнородности внешней среды предприятий, появлением новых гибридных форм взаимодействия, введением внешнеэкономических санкций и активным лоббированием механизмов выполнения технико-экономического роста страны [1]. На процессы формирования стратегического планирования предприятий влияют законодательные акты разного уровня: Концепция развития РФ до 2030 года, Стратегия энергетической безопасности РФ, Стратегия продовольственной безопасности РФ, отраслевые и региональные программы развития, кла-
стерные программы стратегического развития и управления и пр.
В табл. 1 представлены основные подходы к стратегическому планированию [3].
Предприятия нефтегазового комплекса разрабатывают стратегические модели развития бизнеса. В целях рассмотрения особенностей принципов стратегического планирования на ряде крупнейших предприятий нефтегазового сектора примем за основу следующий метод стратегического планирования.
Стратегическое планирование - набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Таблица 1
Анализ основных принципов стратегического планирования
Авторы термина «стратегическое планирование» Основная идея процесса планирования
К. Эндрюс Сконцентрировано внимание на высшем руководстве в процессе разработки и реализации стратегии развития предприятия. Сформулирована модель стратегического планирования Гарвардской группы
Г. Минцберг Стратегия не может быть спланирована, поскольку планирование относится к анализу, а стратегия по своей сущности является синтезом
И. Ансофф Поставлены и решены задачи реализации и некой схематизации процедуры стратегического планирования, особенно для процедур разработки стратегии роста крупных компаний
М. Портер Огромным прорывом в теории стратегического планирования явилась работа М. Портера «Конкурентные стратегии», опубликованная в 1980 г. Сформулированные им общие стратегии конкуренции до сих пор считаются многими исследователями в области стратегического планирования наиболее работоспособными инструментами для практической деятельности современных фирм
Ю.П. Васильев, М.М. Крейсберг, А.Р. Стерлин, А. Л. Семенов Стратегия саморазвивающихся систем
В.М. Архипов Стратегия «голубого океана»
Источник: составлено авторами.
Выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, осознание организационных стратегий.
Каждая успешная компания должна иметь бизнес-стратегию развития, понимая, что это очень важно для достижения новых успехов в будущем [2].
Бизнес-стратегия - это интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей компании. Для разработки бизнес-стратегии необходимо рассматривать деятельность компании в рамках пяти основных элементов: рынок, отрасль, продукт, технология и положение компании на рынке. При этом для определения стратегии фирма может исходить как из своего текущего положения, так и из прогнозируемого результата в будущем.
Бизнес-стратегия объединяет в себе несколько различных стратегий и направлений деятельности. Она включает в себя корпоративную стратегию,
диджитал-стратегию, стратегию по росту продаж и т.д. При этом все направления объединены в единую систему и рассматриваются в контексте взаимодействия друг с другом. Например, компания может комбинировать стратегию продаж и диджи-тал-стратегию, привлекая клиентов с помощью онлайн-каналов.
Проведем анализ основных корпоративных и бизнес-стратегий на таких предприятиях, как «Лукойл», «Газпром», «Башнефть», «Русснефть» (табл. 2).
Несмотря на ряд объединяющих моментов, у нефтегазовых компаний обозначены различные стратегические цели и задачи (табл. 3).
Более детальный анализ корпоративных стратегий позволяет говорить о том, что наиболее часто встречаются корпоративные стратегии, направленные на обеспечение устойчивого роста показателей финансовой деятельности, выстраиваемые на основе финансовой политики, повышения дебета существующих скважин и разведки новых месторождений (табл. 4).
Таблица 2
Анализ основных корпоративных и бизнес-стратегий
Предприятия Корпоративная стратегия Бизнес-стратегии
ЛУКОЙЛ [il.ru/Compwww.lukoany/ Согрога1еРп^1е] Деятельность ПАО «Лукойл» направлена на создание и сохранение надежных и доверительных отношений с сообществом инвесторов и акционеров, что способствует дальнейшему увеличению инвестиционной привлекательности компании Бизнес-модель основана на принципе эффективной вертикальной интеграции в целях создания добавленной стоимости и обеспечения высокой устойчивости нашего бизнеса путем диверсификации рисков
ГАЗПРОМ [http://www. gazprom.ru/ туе81оге/согрога1е^оуег папсе] ПАО «Газпром» формирует систему корпоративного управления, отвечающую общепризнанным мировым стандартам и обеспечивающую реализацию всех прав его акционеров, позволяющую построить эффективные взаимоотношения с акционерами, инвесторами и иными заинтересованными лицами Компания будет продолжать совершенствовать организационную структуру бизнеса, с тем чтобы оптимизировать бизнес-процессы, увеличить капитализацию компании и повысить ее привлекательность на финансовых рынках
55 -♦
Предприятия Корпоративная стратегия Бизнес-стратегии
БАШНЕФТЬ [http://www.bashneft.ru/ files/iblock/3fb/Bashneft _18.pdf] Компания применяет рекомендации Кодекса корпоративного управления Центрального Банка РФ в качестве базы для самооценки практики корпоративного управления и ее совершенствования. Это позволяет использовать Кодекс в качестве универсального инструмента для анализа практики ПАО АНК «Башнефть», в том числе в сравнении с конкурентами Компания видит основу устойчивого развития в эффективном и комплексном планировании и стремится обеспечивать его посредством принятия и реализации среднесрочной и долгосрочной стратегии, инвестиционных и целевых программ, а также годового бюджетирования по всем основным бизнес-направлениям
РУССНЕФТЬ [https://russneft.ru/] Главная задача компании - укрепить свое положение среди ведущих мировых энергетических корпораций, сохранить лидерские позиции по операционным показателям и войти в группу лидеров по финансовым показателям, а также по акционерной стоимости Развитие системы бонусов и скидок для постоянных клиентов розничной сети, постоянное совершенствование корпоративной системы инновационного развития, непрерывная разработка и внедрение инновационных технологий, мониторинг и адаптация передового мирового опыта, технологическое обучение специалистов
Источник: составлено авторами.
Таблица 3
Стратегические цели и задачи нефтегазовых компаний
Предприятия Стратегическая цель Основные стратегические задачи
ЛУКОЙЛ [http://tePrwww.lukoil.ru/ Company/Corporaofilу ] Укрепление позиций в отрасли. Финансовая устойчивость. Оптимальный баланс. Высокая корпоративная ответственность Задачи в области устойчивого развития интегрированы в общую бизнес-стратегию, их решение обеспечивается в ходе реализации целевых программ и планов развития по бизнес-сегментам. Контроль решения стратегических задач осуществляется на стратегическом и оперативном уровне
ГАЗПРОМ [https://omoskva.ru/file/ kompanii/oao-gazprom/] Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок Одной из стратегических задач «Газпрома» является повышение надежности поставок газа европейским потребителям
БАШНЕФТЬ [http://www.bashneft.ru/files/ iblock/3fb/Bashneft_18.pdf] Обеспечить стабильный и долгосрочный рост бизнеса, трансформировать «Башнефть» в лидирующую мировую энергетическую компанию. Быть надежным поставщиком углеводородных ресурсов на глобальном рынке энергопотребления Развитие корпоративной культуры, оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости. Увеличение объема продаж, расширение рынков сбыта. Продвижение бренда «Башнефть». Комплексный анализ рынка потребителя
НЕФТЕХИМИЯ [https://www.neftegaz-expo. ru/ru/articles/neftekhimiya] Изучение способов переработки нефтяных и газовых составляющих и процессов, связанных с этим. Разработка новых методов для изучения компонентов нефти и природного газа Поиски новых способов и реакций, которые при дальнейшем их запуске в технологический процесс приведут к повышению уровня производства в нефтехимической промышленности. Конкретизация задач происходит в процессе появления новых требований нефтеперерабатывающей промышленности, являясь логическим развитием достижений в области всей химии
Источник: составлено авторами.
Далее рассмотрим корреляционную зависимость показателей финансовой отчетности этих предприятий от выручки и прибыли (табл. 5-8).
Анализ влияния факторов на результат деятельности ПАО «Лукойл» позволяет сделать вывод о сильном положительном влиянии на выручку налогов (коэффициент корреляции - 0,83), операционных расходов (коэффициент корреляции - 0,73), экспортные пошлины (коэффициент корреляции - 0,66), транспортные расходы (коэффициент корреляции -0,66) и износ, истощение амортизации (коэффициент корреляции - 0,7). Незначительное влияние оказывают финансовые расходы (коэффициент корреляции -
0,17), отрицательное влияние оказывают прочие расходы (коэффициент корреляции - 0,45).
Делая выводы о влиянии на чистую прибыль, отметим, что сильное влияние оказывают налоги (коэффициент корреляции - 0,83), операционные расходы (коэффициент корреляции - 0,64), экспортные пошлины (коэффициент корреляции - 0,62), транспортные расходы (коэффициент корреляции - 0,56) и износ, истощение амортизации (коэффициент корреляции -0,63). Незначительное влияние на чистую прибыль оказывают финансовые расходы (коэффициент корреляции - 0,04). Отрицательное влияние оказывают прочие расходы (коэффициент корреляции - 0,35).
Таблица 4
Анализ состава корпоративных стратегий ряда крупнейших компаний
1. Корпоративная стратегия ЛУКОЙЛ ГАЗПРОМ БАШНЕФТЬ РУССНЕФТЬ
1.1. Обеспечение высокой устойчивости роста + + + +
основных показателей
1.2. Эффективные взаимоотношения + + +
с бизнес-клиентами
2. Уровень стратегического планирования + + + +
бизнес-стратегии
2.1. Стратегия Апстрим + + + +
- зрелые месторождения + +
- органический рост, зрелые месторождения +
- органический рост, новые месторождения + +
- долгосрочный рост, восполнение ресурсной базы + + +
2.2. Стратегия переработки + + + +
- имеющиеся активы после масштабной + + +
модернизации
- органический рост + +
2.3. Стратегия сбыта + + + +
- сеть АЗС, бункеровка + + +
- органический рост, масла, битумы + + +
3. Уровень функциональный стратегий + + + +
3.1 Финансовая стратегия + + + +
- доходность бизнеса + + + +
- финансовая политика + + + +
- увеличение выплат акционерам + +
3.2. Производство + + + +
- затраты на бурение + + +
- затраты на строительство + + +
- операционные затраты + + +
Источник: составлено авторами.
Таблица 5
Зависимость выручки и чистой прибыли ПАО «Лукойл» от рассмотренных факторов
Факторы Коэффициент корреляция Вывод
Результат показателя «Выручка от продаж»
Налоги, кроме налога на прибыль 0,83 связь прямая, сильная
Операционные расходы 0,73 связь прямая
Экспортная пошлина 0,66 связь прямая
Транспортные расходы 0,66 связь прямая
Износ, истощение, амортизации 0,7 связь прямая
Финансовые расходы 0,17 связь прямая, слабая
Прочие расходы -0,45 связь обратная
Результат показателя «Чистая прибыль»
Налоги, кроме налога на прибыль 0,83 связь прямая, сильная
Операционные расходы 0,64 связь прямая
Экспортная пошлина 0,62 связь прямая
Транспортные расходы 0,56 связь прямая
Износ, истощение амортизации 0,63 связь прямая
Финансовые расходы 0,04 связь прямая, слабая
Прочие расходы -0,35 связь обратная, слабая
Источник: составлено авторами.
56 ♦-
Таблица 6
Зависимость выручки и чистой прибыли ПАО «Башнефть» от рассмотренных факторов
Факторы Коэффициент корреляция Вывод
Результат показателя «Выручка от продаж»
Налоги, кроме налога на прибыль 0,9 связь прямая, сильная
Операционные расходы 0,67 связь прямая
Экспортная пошлина -0,3 связь обратная, слабая
Транспортные расходы 0,75 связь прямая, сильная
Износ, истощение амортизации 0,8 связь прямая, сильная
Финансовые расходы -0,11 связь обратная, слабая
Прочие расходы -0,05 связь обратная, слабая
Результат показателя «Чистая прибыль»
Налоги, кроме налога на прибыль 0,32 связь прямая
Операционные расходы 0,5 связь прямая
Экспортная пошлина -0,58 связь обратная
Транспортные расходы 0,76 связь прямая, сильная
Износ, истощение амортизации 0,85 связь прямая, сильная
Финансовые расходы -0,15 связь обратная, слабая
Прочие расходы -0,004 связь обратная, слабая
Источник: составлено авторами.
Таблица 7
Зависимость выручки и чистой прибыли ПАО «Газпром» от рассмотренных факторов
Факторы Коэффициент корреляция Вывод
Результат показателя «Выручка от продаж»
Налоги, кроме налога на прибыль 0,87 связь прямая, сильная
Операционные расходы 0,78 связь прямая, сильная
Транспортные расходы 0,011 связь прямая, слабая
Износ, истощение амортизации -0,63 связь обратная
Финансовые расходы 0,27 связь прямая, слабая
Прочие расходы -0,15 связь обратная, слабая
Результат показателя «Чистая прибыль»
Налоги, кроме налога на прибыль 0,19 связь прямая, слабая
Операционные расходы 0,38 связь прямая, слабая
Экспортная пошлина -0,05 связь обратная, слабая
Транспортные расходы -0,39 связь обратная, слабая
Износ, истощение амортизации -0,35 связь обратная, слабая
Финансовые расходы 0,3 связь прямая, слабая
Прочие расходы -0,004 связь обратная, слабая
Источник: составлено авторами.
В ПАО «Башнефть» сильное положительное влияние на выручку оказывают налоги (коэффициент корреляции - 0,9), операционные расходы (коэффициент корреляции - 0,67), транспортные расходы (коэффициент корреляции - 0,75) и износ, истощение амортизации (коэффициент корреляции - 0,8). Отрицательное влияние оказывают экспортные пошлины (коэффициент корреляции - 0,3), финансовые расходы (коэффициент корреляции -0,11) и прочие расходы (коэффициент корреляции -0,05). Наибольшее отрицательное влияние оказывают прочие расходы.
Оценивая влияние на чистую прибыль, делаем выводы, что сильное положительное влияние оказывают операционные расходы (коэффициент корреляции - 0,5), транспортные расходы (коэффициент корреляции - 0,76) и износ, истощение амортизации (коэффициент корреляции - 0,85). Незначительное влияние оказывают налоги (коэффициент корреляции - 0,32). Отрицательное влияние оказывают экспортные пошлины (коэффициент корреляции - 0,58), финансовые расходы (коэффициент корреляции - 0,15) и прочие расходы (коэффициент корреляции - 0,004), при этом последние оказывают наибольшее отрицательное влияние.
58 ♦-
Таблица 8
Зависимость выручки и чистой прибыли ПАО «Русснефть» от рассмотренных факторов
Факторы Коэффициент корреляция Вывод
Результат показателя «Выручка от продаж»
Налоги, кроме налога на прибыль 0,82 связь прямая, сильная
Операционные расходы 0,88 связь прямая, сильная
Экспортная пошлина 0,85 связь прямая, сильная
Транспортные расходы 0,56 связь прямая
Износ, истощение амортизации 0,98 связь прямая, сильная
Финансовые расходы 0,45 связь прямая
Прочие расходы 0,76 связь прямая, сильная
Результат показателя «Чистая прибыль»
Налоги, кроме налога на прибыль 0,76 связь прямая, сильная
Операционные расходы 0,67 связь прямая
Экспортная пошлина 0,76 связь прямая, сильная
Транспортные расходы 0,56 связь прямая
Износ, истощение амортизации 0,91 связь прямая, сильная
Финансовые расходы 0,5 связь прямая
Прочие расходы 0,57 связь прямая
Источник: составлено авторами.
Анализ влияния факторов на результат деятельности ПАО «Газпром» позволяет сделать выводы о сильном положительном влиянии на выручку от продаж налогов на прибыль (коэффициент корреляции - 0,87) и операционных расходов (коэффициент корреляции - 0,78). Финансовые, экспортные пошлины и износ, истощение амортизации оказывают незначительное влияние (коэффициент корреляции - 0,27, 0,011 и 0,1 соответственно). Отрицательное влияние оказали прочие расходы (коэффициент корреляции - 0,15) и транспортные расходы (коэффициент корреляции - 0,63). При этом влияние статьи «Прочие расходы» меньше, чем влияние статьи «Транспортные расходы».
Также можно сделать выводы о незначительном влиянии на чистую прибыль операционных расходов (коэффициент корреляции - 0,38), финансовых расходов (коэффициент корреляции - 0,3) и налогов (коэффициент корреляции - 0,19). Отрицательное влияние оказали экспортные пошлины (коэффициент корреляции - 0,05), транспортные расходы (коэффициент корреляции - 0,39), износ, истощение амортизации (коэффициент корреляции - 0,35) и прочие расходы (коэффициент корреляции - 0,004). При этом наибольшее отрицательное влияние оказывают прочие расходы и экспортные пошлины.
Анализируя влияние на выручку в ПАО «Русс-нефть», делаем выводы, что все показатели оказывают сильное положительное влияние: налоги (коэффициент корреляции - 0,82), операционные расходы (коэффициент корреляции - 0,88), экс-
портные пошлины (коэффициент корреляции -0,85), транспортные расходы (коэффициент корреляции - 0,56), износ и истощение амортизации (коэффициент корреляции - 0,98), финансовые расходы (коэффициент корреляции - 0,45) и прочие расходы (коэффициент корреляции - 0,76). Показатели влияния на чистую прибыль также оказывают сильное положительное влияние: налоги (коэффициент корреляции - 0,76), операционные расходы (коэффициент корреляции - 0,68), экспортные пошлины (коэффициент корреляции - 0,76), транспортные расходы (коэффициент корреляции - 0,56), износ и истощение амортизации (коэффициент корреляции - 0,91), финансовые расходы (коэффициент корреляции - 0,5) и прочие расходы (коэффициент корреляции - 0,57).
Таким образом, более детальное изучение данной проблематики обусловливает возможность самосохранения и устойчивого развития предприятий нефтегазового комплекса в длительной перспективе.
1. Клейнер Г.Б. Стратегия бизнеса: аналитический справочник. URL: http://www.aup.ru/
2. ЛобоваЕ. С., Мамаева Л.Н., Азисова З.Р. Применение концепции экономики соглашений в задаче объяснения стратегического выбора управленческой структуры // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 2. С. 151-163.
3. Петров А.Н. Стратегический менеджмент: учебник. М., 2016.