УДК 42(07) (Англ)
Е.А. Седова, канд. псих. наук, доцент ФБОУ ВПО «ВГАВТ». 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5А.
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ У ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В данной статье анализируются результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования, посвященного проблеме психологических особенностей формирования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку у девушек и юношей-студентов технического вуза.
В профессиональной деятельности современного специалиста любого профиля хорошее владение иностранным языком существенно повышает его конкурентоспособность. Однако у студентов нелингвистических (технических) вузов часто отмечается неоднозначное отношение к иностранному языку как учебному предмету, недостаточная мотивированность к его усвоению (Л.В. Гарибова, Н.А. Емельянова, С.В. Шубин, Е.К. Юсеф, и др.)
С нашей точки зрения, это может быть связано с противоречиями между возрастающими требованиями общества к уровню владения иностранным языком и традиционной системой обучения, существующей в большинстве неязыковых ( технических) вузов и практикующей в основном грамматико-переводный метод, сущность которого состоит в формировании у студентов лингвистической компетенции (выполнение грамматических упражнений, чтение и перевод текстов). В то же время для успешного освоения иностранного языка и развития лингвистической компетенции необходимым является формирование у студентов коммуникативной компетенции (А.К. Маркова, И.Л. Бим, И.Е. Пассов, Я.Ь.ОхЮгф.
Об этом говорится и в примерной программе обучения иностранным языкам в вузе, рекомендованной Министерством Высшего Профессионального Образования. В этом документе подчеркивается, что целью курса иностранного языка в вузе является «приобретение студентами коммуникативной компетенции, уровень которой на отдельных этапах языковой подготовки позволяет использовать иностранный язык как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей самообразования. Под коммуникативной компетенцией понимается умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями, задачами общения. Соответственно, языковой материал рассматривается как средство реализации речевого общения, при его отборе осуществляется функционально-коммуникативный подход» (Примерная программа дисциплины обучения иностранным языкам в вузах неязыковых специальностей,2000). Таким образом, языковой материал рассматривается как средство повышения мотивации обучения.
В последние годы проблеме мотивации обучения иностранному языку в вузе посвящено большое количество психолого-педагогических исследований. Показано, что эффективность овладения иностранным языком зависит от уровня внутренней мотивации личности и связана непосредственно с самой учебной деятельностью и процессом её протекания (И.Л. Белых, М.П. Гришаев, В.В. Рыжов, Н.А. Емельянова, И.Э. Васильева, Н.Н. Касаткина, М.В. Давер, Ж.В. Перепелкина, С.В. Шубин, С.С. Юрков-ская, и др.).
Целью обучающих и воспитательных воздействий в образовательном пространстве вуза является актуализация познавательных мотивов обучения и формирование
положительного отношения к иностранному языку. Поэтому на пути решения важной задачи - формирования позитивного отношения студентов неязыкового ВУЗа к предмету «иностранный язык», большое значение имеет изучение таких частных видов мотивации обучения иностранному языку как интегративная и инструментальная (R. Gardner,W. Lambert). При этом интегративная мотивация отражает культурологический аспект обучения иностранному языку (желание личности стать частью иноязычной культуры), инструментальная мотивация - прагматический аспект (желание личности овладеть иностранным языком, для каких либо практических целей).
В то же время следует отметить, что интегративная и инструментальная мотивация сосуществуют, являя собой некое диалектическое единство, и поэтому не являются абсолютно независимыми друг от друга.
В процессе обучения у студентов присутствуют, как правило, оба вида мотивации, причем в процессе языковой подготовки обнаруживается доминирование инструментальной мотивации, которая обеспечивает силу общей мотивации и поддерживает познавательный интерес к иностранному языку (R.Gardner,W.Lambert).
Данные виды мотивации способствуют формированию развитой языковой личности, обладающей когнитивной ментальностью, владеющей культурными нормами и ориентирами и рассматриваются как аспекты общей мотивации обучения иностранному языку (Л.Н. Бурлова, В.В. Рыжов, Ю.Н. Караулов, И.И. Халеева, Е.К. Юсеф, Л. Базель, М.П. Гришаев, М.В. Давер, В.Н. Перевозчикова).
Однако, несмотря на наличие большого числа исследований, посвященных изучению проблемы мотивации овладения иностранным языком, работы, посвященные проблеме формирования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку в нелингвистических (технических) вузах, в психолого-педагогической литературе практически отсутствуют. Не выделены и психологические особенности личности студентов, влияющие на формирование данных видов мотивации.
Мало исследований, в которых анализируются и гендерные особенности овладения иностранным языком, хотя снижение учебной мотивации в вузах часто происходит потому, что традиционные обучающие программы строятся без учета специфики интересов девушек и юношей. В ряде работ отмечается, что для девушек и юношей характерны различия в мотивации учебной деятельности и отношении к предмету «иностранный язык», имеются отличия в восприятии учебного материала (Е.П. Ильин, Т.В. Иванова, О.А. Жбиковская, Н.А. Смирнова, Т.Е. Овчинникова).
Однако, исследований, направленных на разработку специальных программ обучения иностранному языку с учетом психологических особенностей девушек и юношей , не проводилось.
Таким образом, существует противоречие между запросами практики и уровнем научной разработки проблемы формирования интегративной и инструментальной мотивации в процессе обучения иностранному языку у юношей и девушек - студентов технических вузов.
Решение этой проблемы представляется актуальным, теоретически и практически значимым.
Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов показал наличие перспективных возможностей для формирования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку у девушек и юношей - студентов технического ВУЗа.
На основании результатов теоретического анализа были обозначены и проанализированы «внешние мотивы» (эмоционально-эстетические, познавательные, дидактические, и др.) и были выделены собственно психологические и психолого-педагогические стратегии, влияющие на формирование интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку. Гендерные особенности «внешних мотивов» и личностных стратегий были учтены нами при подборе заданий для про-
граммы формирующего эксперимента. Наряду с этим, были обозначены психологические особенности, влияющие на формирование интегративной и инструментальной мотивации изнутри (мотивация достижений, функциональные состояния, уровень иноязычной тревожности, ответственность).
Проведенное констатирующее исследование выявило статистически значимые различия в уровне психологических особенностей, влияющих на формирование ин-тегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку у студентов 1-2 курсов, по сравнению со студентами 3-5 курсов, связанную, с большей адаптированностью студентов старших курсов к обучению в ВУЗе и, в частности, к обучению иностранному языку, по сравнению с младшими курсами, и их гендерную специфику.
При исследовании интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку у девушек и юношей - студентов 1-2 курсов была обнаружена инверсия в выраженности показателей мотивации. Так, значительно более высокая выраженность интегративной мотивации наблюдалась у 87% девушек по сравнению c юношами - 13 % (p < 0,001), в то же время высокая инструментальная мотивация отмечалась у юношей достоверно чаще (в 84% случаев), чем у девушек (в 36% случаев), p <0,01.
На старших курсах инструментальная мотивация по-прежнему ярче выражена у юношей (93%) , чем у девушек (78%), (p<0,01), однако у большинства девушек отмечается статистически значимый рост уровня инструментальной мотивации по сравнению с младшими курсами (от 36% до 78% случаев), (р<0,001).
На основании полученных данных, с целью оптимизации упомянутых выше психологических особенностей студентов и формирования их психологической готовности к дальнейшему обучению иностранному языку с учетом их гендерной специфики, нами была разработана психолого-педагогическая учебная программа на иностранном языке для студентов 1-2 курсов, построенная на принципах сотрудничества и взаимодействия между преподавателем и студентами, и проведена её апробация в рамках формирующего эксперимента.
Полученные в формирующем эксперименте данные свидетельствуют о высокой эффективности разработанной нами программы. У девушек и юношей - студентов экспериментальной группы наблюдалась достоверная положительная динамика в отношении анализируемых психологических особенностей от 1-2 курсов к 3-4 курсам, имеющая некоторую гендерную специфику:
- повысился уровень мотивации достижения успеха у девушек;
- возрос процент функциональных состояний положительной модальности среди юношей;
- значительно увеличилось количество юношей с высокими показателями ответственности.
- снизилась иноязычная тревожность, как у девушек, так и у юношей.
Оптимизация исследуемых психологических особенностей, по нашему мнению,
свидетельствует о переходе внешней мотивации, сформированной посредством усвоения большого количества экстралингвистической информации, во внутреннюю.
Сравнительный анализ исследуемых психологических показателей в экспериментальной группе (констатирующий и формирующий эксперименты) выявил, что у студентов от первого к 3-4 курсу в 87,% случаев отмечаются достоверные сдвиги положительной направленности, что свидетельствует о высокой эффективности разработанной нами программы. Статистически значимо доказаны меньшие изменения по исследуемым показателям у студентов контрольной группы - от первого к пятому курсу - 37,5% (p<0,01).
В результате проведенного формирующего эксперимента был решен комплекс задач, как психолого-педагогических (достижение гендерной гармонии, формирование позитивного отношения к культуре и жителям страны изучаемого языка, предостав-
ление студентам возможности «примеривания» гендерных моделей поведения как в бытовой, так и в профессиональной сфере), так и методических (совершенствование всех видов речевой деятельности и формирование вторичной языковой личности от тезаурусного до прагматического уровня).
Экспериментальная программа способствовала снятию психологических барьеров, препятствующих эффективному взаимодействию и сотрудничеству студентов друг с другом и с преподавателем.
Таким образом, гипотеза о необходимости внедрения программы, способствующей качественному формированию у девушек и юношей интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку, получила весомое подтверждение.
Об эффективности разработанной экспериментальной программы свидетельствует и факт высокой оценки программы 97% девушек и 89% юношей, участников исследования.
Разработанная и апробированная нами экспериментальная программа формирования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку у девушек и юношей - студентов технического ВУЗа может быть с успехом реализована в неязыковом вузе любого профиля.
Список литературы
[1] Базель Л. Педагогические условия формирования мотивов изучения иностранного языка в лицее [Текст]/ Л. Базель: дис. ... докт. пед. наук. - Кишенев. - 2006.
[2] Белых И.Л. Формирование мотивации учения студентов в процессе профессионально-ориентированного дополнительного изучения иностранного языка (на примере аграрного университета) [Текст]/ И.Л. Белых : дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск. - 2004.
[3] Васильева И.Э. Педагогические основы формирования положительной мотивации при обучении старшеклассников иностранному языку./ Якутский Гос. Ун-т им. М.К. Амосова [Текст]/И.Э. Васильева : автореф. дис. ... к. пед. наук. - Якутск. - 1997. - 2000 с.
[4] Гришаев М.П. Типы мотивов овладения иностранным языком. [Электронный ресурс ]/ М.П. Гришаев// Режим доступа : http : // www.fan-nauka.narod.ru/ 2008 html., свободный, 0,5 п. л.
[5] Гришаев М.П. Психологические механизмы взаимодействия мотивации и способностей студентов в обучении иностранным языкам[ Текст ]/ М.П. Гришаев [ Текст ]/ М.П. Гришаев: автореф. ... дис. канд. психол. наук. -Нижний Новгород. - 2010
[6] Давер М.В. Мотивационно - стратегические аспекты личностно-ориентированного подхода к изучению русского языка как иностранного [ Текст ]/ М.В. Давер : автореф. ... дис. докт. пед. наук. - Москва. - 2008.
[7] Емельянова Н.А. Формирование оптимальной мотивации овладения иностранным языком студентами неязыкового ВУЗа [Текст]/Н.А. Емельянова: дис. ... канд. психол. наук. - Нижний Новгород. - 1997.
[8] Жбиковская О.А. Гендерный подход при обучении иностранному языку [Текст]/ Жбиков-ская О.А.// Социально-культурные проблемы развития промышленности, транспорта и услуг: история и современность: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участ. Омский гос. университет путей сообщения. - Омск, 2006. - с. 74-78.
[9] Касаткина Н.Н. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов иноязычных специальностей [Текст] / Н.Н. Касаткина : дис. ... канд. пед. наук.- Ярославль.- 2003.210 с.
[10] Маркова А.К. Психология усвоения языка как средство общения [Текст] / А.К. Маркова. -М. - 1974.
[11] Овчинникова Т.Е. Гендерный подход в обучении студентов университета иностранному языку [Текст] /Т.Е. Овчинникова: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург.- 2007.- 209 с.
[12] Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иностранному общению [Текст] /Е.И. Пассов .- М.: Просвещение.- 1998.- 312 с.
[13] Перевозчикова В.Н. Психологические условия развития мотивации иноязычной речевой
деятельности студентов [Текст] / В.Н. Перевозчикова : дис.....канд. психол. наук. - Курск. -
2005. - 163 с.
[14] Перепелкина Ж.В. Формирование готовности будущего специалиста к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности [Текст] / Ж.В. Перепелкина: дис. .
Е.А. Седова
Анализ особенностей формирования интегративной и инструментальной мотивации ... докт. пед. наук.- Калуга.- 2001.- 367 с.
[15] Рыжов В.В. Психология вторичной языковой личности [Текст] / В.В. Рыжов, А.Н. Плехов.
- Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. - 2008.
[16] Шубин С.В. Мотивация овладения иностранным языком в условиях билингвального обучения в ВУЗе [Текст]/ С.В. Шубин: дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород. - 2000. - 148 с.
[17] Юрковская С.С. Формирование мотивации аффилиации и мотивации достижений у студентов в процессе обучения иностранному языку [Текст]/ С.С. Юрковская: дис. ... канд. пед. н.
- Калининград.- 2004.- 189 с.
[18] Gardner R.C., Lambert W.E. Attitudes and Motivation in Second Language Learning [Text] /R.C. Gardner, W.E. Lambert. - Rowley, Mass. Newbury House Publishers.- 1984.- p. 47-89.
[19] Gardner R.C., Lambert W.E. Mirror of Language. The Debate on Bilingualism [Text] /R.C. Gardner, W.E. Lambert . - New York: Basic Books. - 1986. - p. 78-113.
[20] Oxford R. Language Learning Strategies. What Every Teacher Should Know [Text] / R.L. Oxford. - New York. Newbury House. - 1990.
THE ANALYSIS OF THE PECULIARITIES OF FORMING THE INTEGRATIVE AND INSTRUMENTAL MOTIVATION OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE OF GIRLS AND BOYS -THE STUDENTS OF THE TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
EA. Sedova
In this articles the results of the theoretical-experimental research work, devoted to the problem of psychological peculiarities of forming the integrative and instrumental motivation of learning a foreign language of boys and girls are analysed.
УДК 811.111:372.8/37.016:811
О.Б. Соловьева, канд. пед. наук, доцент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5А.
СПЕЦИФИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ МОРСКИХ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье рассматриваются особенности лингвистического компонента содержания обучения профессионально ориентированному иноязычному общению будущих инженеров, раскрывается вопрос отбора и систематизации тем, текстов и словаря, необходимых для удовлетворения требований, предъявляемых к профессиональной коммуникации моряков.
Вопрос оптимизации процесса обучения профессионально ориентированному общению на иностранном языке в вузах по подготовке специалистов морского и речного флотов обусловлен необходимостью унификации языка международной коммуникации на море, а также расширением возможностей трудоустройства русских моряков и увеличением доступа иностранных моряков в российскую акваторию.
Мы считаем, что одним из факторов, способствующих эффективной организации учебного процесса, является грамотный отбор содержания обучения иноязычному общению, учет профессиональной специфики, особенностей предметной области функционирования языка.