Научная статья на тему 'Анализ особенностей бытовых условий и информационной среды внеучебного характера для иностранных студентов в региональных российских вузах'

Анализ особенностей бытовых условий и информационной среды внеучебного характера для иностранных студентов в региональных российских вузах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВУЗЫ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / БЫТ / УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ / ПИТАНИЕ / БЫТОВОЙ СЕРВИС / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ДОСУГ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Зарипова Виктория Мадияровна, Кузьмина Алеся Борисовна

Показаны особенности контингента иностранных студентов в региональных рос- сийских вузах с точки зрения их отношения к бытовым условиям и информационной среде неучебного характера. Проанализирована совокупность факторов, определяющих условия проживания и питания, возможности/ограничения для вузов и студентов по управлению ими. Проанализирована информационная среда неучебного характера, возможности по управлению факторами этой среды. Рассмотрена специфика организации досуга. Описаны особенности осуществления финансовых операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Зарипова Виктория Мадияровна, Кузьмина Алеся Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей бытовых условий и информационной среды внеучебного характера для иностранных студентов в региональных российских вузах»

УДК 004:378

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВНЕУЧЕБНОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Ю.М. Брумштейн., В. М. Зарипова, А. Б. Кузьмина

Показаны особенности контингента иностранных студентов в региональных российских вузах с точки зрения их отношения к бытовым условиям и информационной среде неучебного характера. Проанализирована совокупность факторов, определяющих условия проживания и питания, возможности/ограничения для вузов и студентов по управлению ими. Проанализирована информационная среда неучебного характера, возможности по управлению факторами этой среды. Рассмотрена специфика организации досуга. Описаны особенности осуществления финансовых операций.

Ключевые слова: региональные вузы, иностранные студенты, быт, условия проживания, питание, бытовой сервис, информационная среда, досуг, методы управления.

Key words: regional high educational institutions, foreign (international) students, everyday life, residing conditions, meal, household service, the information environment, leisure, management methods.

Обострение конкуренции российских вузов за иностранных студентов (ИС) [2] делает актуальными вопросы их привлечения и удержания в процессе обучения. Это, в свою очередь, требует решения вопросов внеучебного характера, связанных с бытовыми условиями, досугом, информационной средой. В существующих публикациях эти вопросы отражены слабо. Поэтому нами сделана попытка комплексного рассмотрения этой тематики с акцентом на бюджетные региональные российские вузы (РРВ), для которых эти вопросы имеют большую значимость, чем для ведущих вузов России.

Бытовые условия - важнейший фактор для ИС, которые при приезде на обучение в Россию оказываются вырванными из привычной среды, включая языковую и инфраструктуры обслуживания. Это особенно существенно для выходцев из относительно высоких социально-экономических слоев, которые часто многое не умеют делать самостоятельно.

Требовательность ИС к бытовым условиям определяется их привычкой к определенному уровню комфорта (обслуживания), этническими традициями, уровнями доходов в семьях и др. Возможности ИС по управлению качеством личных бытовой и информационной сред в России определяются в основном соотношениями их доходов и обязательных расходов.

Традиционно в России размещением ИС занимаются сами вузы, а поселение осуществляется в общежития, находящиеся на их балансе, что для бюджетных РРВ соответствует госсобственности. Стоимость места в благоустроенном общежитии для ИС составляла в Астраханском государственном университете (АГУ) на конец 2009 г. 900 руб./мес., что типично для РРВ. Ориентировочно, годовая оплата общежитий для ИС составляет порядка % стоимости обучения (нередко ниже). Это много меньше стоимости мест в гостиницах эко-номкласса (в конце 2009 г. - 500-900 руб./сут. при сопоставимом уровне комфорта). Такие цены неприемлемы для студентов. Поэтому коммерческих гостиниц-общежитий для ИС в России пока нет. Расценки на проживание ИС в общежитиях могут быть нерентабельными для вузов, что компенсируется материальными и нематериальными благами (оплатой за до-

полнительные образовательные услуги, повышением имиджа вуза и др.). Отметим, что за рубежом дешевые гостиницы, ориентированные именно на проживание студентов, есть. Их рентабельность обеспечивается высоким уровнем наполняемости за счет проживания студентов длительное время.

Поселение ИС осуществляется в основном в двух- и трехместные комнаты. При достаточно большом числе ИС вузы для них выделяют специализированные сектора общежитий (этажи или корпусы). При размещении ИС необходимо учитывать психологическую и этно-конфессиональную совместимость лиц, проживающих в одной комнате. Возможность вузов по управлению размещением ИС при полном использовании коечного фонда достаточно ограничены. В РРВ бывают случаи вынужденного перевода ИС из одних комнат в другие в течение семестра; выселения ИС из общежитий за грубые нарушения правил или нанесение вреда другим ИС (драки, воровство).

При переходе России к рыночной экономике часть помещений в общежитиях РРВ была переделана под учебные цели и квартиры преподавателей, что резко сократило коечный фонд студенческих мест. Сейчас многие РРВ сохраняют места в общежитиях для студентов при наличии бесквартирных преподавателей, в том числе с учеными степенями и званиями.

Возможности перепланировки общежитий для ИС путем создания одноместных ком-нат-«пеналов» с применением гипсокартонных перегородок ограничены из-за необходимости соблюдения санитарно-гигиенических норм. Одноместные комнаты желательны еще и как изоляторы - для временного размещения ИС с заразными заболеваниями.

Уровень комфортности проживания в общежитиях для ИС обычно выше, чем для Российских студентов. Это требует от вузов более высоких расходов на ремонт помещений, оснащение их мебелью и др. Минимум бытовых удобств для ИС обычно включает: периодически сменяемое постельное белье (но комплекты белья, как правило, не закрепляются за конкретными ИС); некоторое количество обычных предметов домашнего обихода: микроволновые печи, телевизоры, холодильники; отдельные помещения для стирки и сушки вещей (со стиральными и иными машинами); специальные помещения кухонь и столовых. Однако комнаты для индивидуальных занятий или для совместных общественных мероприятий часто отсутствуют. Установка по инициативе вузов кондиционеров воздуха в помещениях общежитий (или организация централизованного кондиционирования) пока является редкой - хотя для РРВ в южных городах России это достаточно важно. Чаще всего не допускается и инициативная установка кондиционеров ИС за свой счет, так как это требует замены рам, серьезно изменяет вид фасадов зданий, увеличивает энергопотребление (оплата электроэнергии входит в фиксированную плату за проживание).

Для большинства общежитий РРВ характерны коридоры, проходящие вдоль всего этажа; общие (на этаж) туалеты, кухни и комнаты для стирки. Это приводит к значительному движению по коридорам и высокому уровню шума. Если душевые комнаты расположены на этажах общежитий, то высока вероятность протечек с повреждением фасадов зданий и внутренних интерьеров, разрушением штукатурки во внутренней кирпичной кладке и др. Альтернатива - душевые на первых этажах или в подвальных помещениях. Однако при этом снижается удобство пользования ими.

Уборку помещений общего пользования общежитий (в том числе вынос пищевых отходов) в ряде случаев осуществляет обслуживающий персонал. Уборку своих комнат ИС обычно осуществляют самостоятельно. Для части ИС желательно увеличение на территориях студгородков (а лучше непосредственно при общежитиях) количества автономных фирм, обеспечивающих бытовое обслуживание, включая чистку, стирку и глажение одежды; мелкий ремонт одежды и обуви; парикмахерское обслуживание; иногда - приготовление пищи по заказам и др.

Часто в РРВ принято разделение этажей (а как максимум - общежитий) на женские и мужские, что требует раздельных туалетов, душевых и т.д. Отметим, что совместное проживание на одном этаже лиц мужского и женского пола противоречит мусульманским традициям - причем не только у суннитов, но и шиитов. Допуск в общежития посторонних лиц, а также лиц противоположного пола на чужие этажи повсеместно ограничивается, а в период карантинов, обострения криминальной обстановки и др. обычно запрещается. Внутренние криминальные угрозы в общежитиях для ИС могут быть сняты/снижены за счет участия вузов в организации студенческого самоуправления. Ранее применялись и дежурства преподавателей. Нередко в вузах практикуется и жесткий контроль того, что ИС ночуют именно на своих местах в общежитиях (кроме особых случаев - праздников, каникулярного периода, по личным заявлениям). В общежития чаще всего формально не допускается внос алкогольных напитков, к которым можно отнести и слабоалкогольные (это правило на практике обычно нарушается). Отметим, что возраст ИС зачастую превышает не только 18, но и 20 лет, а их местопребывание в дневное время обычно никак не контролируется. В ряде вузов в общежитиях для ИС размещаются передовые российские студенты - для воспитательного воздействия, содействия овладению ИС русским языком и др. В [3] приведены результаты анкетирования ИС по г. Краснодару (731 анкета - это около половины ИС в городе, причем, судя по перечню стран, без учета студентов из СНГ). По [3] от общего числа ИС, проживавших в общежитии, 63,6 % жили с земляками; 27,8 % - с ИС из других стран; 1,4 % - в одной комнате с российскими студентами.

Преимущества для ИС мест в общежитиях: гарантированное предоставление их на весь период обучения (если соблюдаются требования к проживанию); наличие закрытых переходов между общежитиями и учебными корпусами (существенно для ИС из теплых стран в зимнее время, так как снижает риски простудных заболеваний); уменьшение уровня криминальных угроз для ИС - за счет снижения потребности покидать территории студго-родков, пользоваться общественным транспортом и др.

Типичные недостатки общежитий [3]: значительная плотность размещения; повышенный шум; проблемы с водой (холодной/горячей); недостаточное количество и неполадки с душем и туалетом; ограничения на использование электроприборов (особенно для регулирования температурного режима) в комнатах; ограниченность личного пространства; невозможность в полной мере соблюдать религиозные и/или культурные обычаи; контроль обязательного пребывания в своих комнатах после 23.00 и т.д.

Альтернатива общежитиям для ИС - наем квартир в районе мест обучения (при условии, что вузы будут своевременно поставлены об этом в известность). Преимущества: более высокий комфорт; отсутствие контроля местонахождения и т.д. Для г.Астрахани однокомнатная квартира в районе АГУ в конце 2009 г. обходилась в 7-8 тыс. руб./месяц , однако в этом районе города расположены три крупнейших вуза города из пяти (для сравнения -официальный прожиточный минимум для Астраханской области на конец 2009 г. составлял порядка 4200 руб./месяц). Даже если в съемной квартире проживали два ИС, то это обходилось им по 3,5-4 тыс. руб./месяц. При этом квартиры сдаются ИС менее охотно, чем гражданам России (особенно ИС из Африки и Юго-Восточной Азии). Кроме того, в силу обязательности для ИС указания места фактического проживания хозяева сдаваемых квартир должны обязательно регистрировать ИС по месту проживания и, как следствие, уплачивать налог с дохода от сдачи жилья в наем (чего для российских граждан часто удается избежать). В 2010 г. к этому налогу добавилась сумма госпошлины за постановку ИС на учет. Поэтому для ИС наем квартир может обходиться дороже, чем для россиян.

Для квартир в отдаленных районах и/или с частичными удобствами расценки ниже (для Астрахани на конец 2009 г. - порядка 4 тыс. руб./месяц). Однако при этом сумма транспортных расходов может составлять более 1000 руб./месяц. Наиболее дешев наем жилья в виде комнат (в том числе и двумя студентами) и углов в квартирах хозяев.

Как правило, поиск наемного жилья ИС осуществляют самостоятельно (по объявлениям, через знакомых и др.), а продолжительность проживания в нем составляет от нескольких месяцев до 2-3 лет. По материалам анкетирования ИС в Краснодаре [3]: в общежитиях проживали 60,1 % ИС; 34,7 % снимали жилье; 2,1 % пользовались жильем родственников; 0,8 % снимали жилье с помощью вуза; 2,3 % имели собственное жилье.

Для лиц, приезжающих на краткосрочные языковые курсы, может быть предпочтительным проживание в российских семьях на условиях полупансиона. Для этой цели в РРВ часто привлекаются семейные сотрудники. Для них (а также их родственников) это не столько источник дохода, сколько средство межкультурной коммуникации, возможностей языковой практики с участием носителей языка (особенно на бытовые темы). Стоимость такого проживания вместе с питанием составляет для иностранных граждан несколько тысяч рублей в месяц (на конец 2009 г. для Астрахани), что вполне посильно для большинства лиц из Европы и США.

Особым (но отнюдь не редким) способом решения жилищных проблем (и проблем с питанием, бытом) является для ИС вступление в брак с российскими гражданами и переезд для проживания к супругу/супруге. При этом браки с ИС обычно не фиктивные, а задача получения российского гражданства до окончания вуза не ставится.

Обычно вопросами питания ИС в РРВ никто конкретно не занимается. При этом ИС могут питаться в вузовских столовых (там обычно нет диетического питания) или самостоятельно готовить еду. В выходные и праздничные дни, когда столовые закрыты, альтернативой самостоятельному питанию являются в основном учреждения типа «фаст фуд», пирожковые и др. (кафе и рестораны для ИС чересчур дороги). Между тем питание - важный фактор комфортности обучения для ИС, особенно тех, кто испытывает сложности адаптации к непривычным видам пищевых продуктов, в том числе овощей и фруктов; не умеет или не привык готовить пищу самостоятельно; страдает некоторыми видами заболеваний; имеет ограничения по употреблению отдельных видов продуктов (например, мусульманская религия запрещает употреблять в пищу не только свинину, но и содержащие ее мясопродукты, определенные виды рыб, моллюсков и др.). Рекомендации по здоровому питанию, учитывающие региональные особенности и распространяемые через СМИ и по другим каналам, могут не восприниматься ИС в силу языкового барьера.

Стоимость питания для ИС очного обучения определяется их привычками к определенным продуктам (рациону) и уровнем цен в регионах. Минимальную стоимость питания для Астрахани на конец 2009 г. для ИС оценим в 2,5-3 тыс. руб./месяц. За год - это 70-80 % стоимости обучения.

Приобретение ИС одежды и обуви может вызывать некоторые трудности из-за плохого знания русского языка (особенно на первых порах); особенностей климата в регионе обучения; различий в указываемых номенклатурах размеров, полнот и др. Ориентировочно расходы ИС на эти цели в России оценим величиной в 20 % от стоимости обучения. Большую часть одежды они покупают у себя на Родине, так как там это дешевле и привычнее.

Психологическая поддержка (1111) ИС, обучающихся в РРВ, может быть очень важна [1]. Она обеспечивается, прежде всего, лицами, формирующими среду непосредственного общения ИС. Помимо студентов из своих, это преподаватели РРВ; работники деканатов и других служб, в том числе международных отделов; земляки, обучающиеся в том же РРВ или населенном пункте; просто знакомые; индивидуальные или групповые кураторы от РРВ; некоторые общественные движения и организации, куда ИС очень часто вступают и др. В рамках адаптационных процессов для ИС (особенно приехавших из дальнего зарубежья) РРВ нередко организуют экскурсии по городу и региону, посещение музеев, театров, концертов, спортивных соревнований, КВН.

Практика показала эффективность формирования землячеств ИС (в рамках РРВ или населенного пункта) - особенно, если в них представлены ИС разных курсов. Они могут оказать не только ПП. но и помощь по вопросам учебы, быта и др. Возможна еще консультативная и иная помощь национальных землячеств в России, а также консульств и посольств. Важна также 1111 со стороны родственников оставшихся в стране, из которой прибыли ИС, в том числе по каналам связи в интерактивном режиме.

Информационно-техническая поддержка ИС, проживающих в общежитиях, обычно включает в себя бесплатное предоставление услуг проводного радио, эфирного телевидения и радио. Сами телеприемники обычно приобретаются ИС за свой счет. Кабельные ТВ-каналы (особенно на языках стран, из которых приехали ИС), а также спутниковое телевидение в общежитиях обычно отсутствуют. При этом самостоятельная установка ИС антенн-тарелок для спутникового ТВ чаще всего не разрешается. Переход России на цифровое эфирное телевидение, скорее всего, мало скажется на ИС, так как количество каналов вряд ли сильно увеличится. Поэтому не следует ожидать и появления новых каналов на иностранных языках.

Доступный для студентов (чаще всего по льготным ценам) проводной интернет обычно есть лишь в учебных корпусах РРВ, библиотеках и др., но не в общежитиях. Зоны беспроводного доступа к интернету по технологии Wi-Fi чаще всего не захватывают помещения общежитий. Однако при наличии личных портативных ПЭВМ доступ к интернету может быть организован с использованием радиомодемов - по технологиям GPRS, EDGE и др. (3G, а тем более 4G сети в России пока редки). Существующие у ИС возможности доступа к интернету позволяют обеспечить связь с родиной через электронную почту, программы типа ICQ и IP-телефонию. Однако наладить видеоконференцсвязь с применением программ типа SKYPE и аналогичных им удается не всегда, так как это требует более скоростных каналов связи - причем не только в России, но и за ее пределами.

Переговоры ИС с родителями и друзьями на Родине через сотовые телефоны возможны, но иногда чересчур дороги. Специальные таксофоны для проводной международной связи в общежитиях РРВ сейчас редки, а выполнение таких звонков с переговорных пунктов в городе - дорого и неоперативно. Все это приводит к информационной оторванности ИС от прежней среды общения, что не всегда компенсируется новой средой окружения (особенно на начальном этапе пребывания в России, когда языковая подготовка ИС слабая).

Отдых и развлечения для ИС, особенно проживающих в общежитиях, могут быть более сложным вопросом, чем для российских студентов, в том числе из-за языковых проблем. По [3] среди ИС лишь 22,4 % свободно общались на русском языке; 47,6 % на уровне, достаточном для общения и понимания; 17,5 % показали слабый уровень владения языком и 5,1 % - крайне слабый. Если музыкальные диски носят в основном «интернациональный» характер, то радио и телевидение (проводное и кабельное) - русскоязычное. Имеющиеся в продаже видеофильмы также русскоязычные (иные достать в провинциальных городах проблематично). Концерты и другие массовые мероприятия также проводятся на русском языке (при этом для ИС восприятие песен сложнее, чем разговорной речи). Конкурсы КВН, студенческие «капустники» и др. могут быть сложны для понимания ИС в силу незнания некоторых российских реалий, непонимания идиоматических выражений и др.

Важны и различия в культурных традициях. В частности, русское застолье практически не обходится без употребления спиртных напитков, что для правоверных мусульман является серьезным грехом.

Контроль за нахождением в общежитиях после 23.00 фактически исключает для ИС не только посещение мероприятий, проводимых на дому у других студентов (например, встреч Нового года), но и концертов, шоу с поздним сроком окончания представления (с учетом времени проезда до общежитий); посещения кафе, ночных клубов, танцзалов и др.

Ограниченные возможности для ИС передвижения по России уменьшают возможности активного отдыха (туризм, альпинизм и др.).

Таким образом, объективно ИС (особенно проживающие в общежитиях) имеют меньшие возможности внеучебного общения со сверстниками, чем российские студенты. Отметим, что на практике многие ИС (кроме русскоязычных) предпочитают во внеучебное время общение с лицами из своих землячеств. Тем не менее межнациональные браки ИС в России являются реальностью. Это особенно типично для ИС-мужчин, прежде всего из стран, где необходима оплата значительного калыма за невесту.

Представляется, что для обеспечения досуга ИС, активизации межкультурных коммуникаций и др. целесообразна организация интерклубов (со зрительными залами, танцплощадками и др.) на уровне населенных пунктов, а не отдельных РРВ. Это позволит, в частности, эффективнее обеспечить работу землячеств, управлять взаимодействием ИС со сверстниками, знакомить их с российскими традициями и культурной средой.

Использование банкоматов (для получения денег) и терминалов (для выполнения различных видов платежей) может на первых порах вызывать у ИС сложности, связанные с русскоязычным интерфейсом, если в банкомате отсутствует поддержка хотя бы английского языка.

Некоторые затруднения в начале пребывания в России может вызывать: применение русскоязычных версий программных продуктов на ПЭВМ; передача русскоязычных сообщений (в том числе транслитерированных) через сотовые телефоны; оперативное получение информации о «состоянии банковских счетов» на сотовые телефоны и др.

Бытовые условия проживания являются важнейшим фактором конкурентоспособности обучения ИС в РРВ. Последние могут управлять этими условиями за счет экономических, организационных, административных и других мер.

Вопросам организации питания ИС во многих РРВ уделяется недостаточное внимание.

Внеучебная информационная среда для ИС часто достаточно ограниченна.

Для организации досуга ИС в РРВ целесообразно использование городских интерклубов.

Библиографический список

1. Антонова, В. Б. Психологические особенности адаптации иностранных студентов к условиям обучения в Москве / В. Б. Антонова // Вестник ЦМО МГУ. - 1998. - № 1.

2. Веревкин, Л. П. Иностранные студенты в российских вузах: мотивы приезда и перспективы трудоустройства / Л. П. Веревкин, С. В. Карелов // Энергия. - 2006. - № 5. - С. 68-73.

3. Иностранные учащиеся в Краснодаре (по материалам социологического исследования, проведенного Центром этносоциальных и демографических исследований Кубанского государственного университета). - Режим доступа: http://www.krd.ru/www/home.nsf/webdocs, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.