Научная статья на тему 'Анализ экономических факторов среды обучения иностранных студентов в региональных российских вузах'

Анализ экономических факторов среды обучения иностранных студентов в региональных российских вузах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ / РАСХОДЫ / ДОХОДЫ / БАЛАНС РАСХОДОВ И ДОХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Зарипова Виктория Мадияровна, Кузьмина Алеся Борисовна

Для региональных российских вузов рассмотрены особенности экономических факто- ров применительно к различным группам иностранных студентов. Проанализирована структура и объемы их фактических расходов, связанных с обучением и пребыванием в стране. Исследованы возможности получения доходов в период обучения с учетом норма- тивных и фактических ограничений по трудоустройству. Сделан вывод о том, что баланс расходов и доходов в большинстве случаев является отрицательным. Рассмотрены неко- торые возможности по изменению существующего положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Зарипова Виктория Мадияровна, Кузьмина Алеся Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ экономических факторов среды обучения иностранных студентов в региональных российских вузах»

УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 004:378

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Ю.М. Брумштейн., В.М. Зарипоеа, А. Б. Кузьмина

Для региональных российских вузов рассмотрены особенности экономических факторов применительно к различным группам иностранных студентов. Проанализирована структура и объемы их фактических расходов, связанных с обучением и пребыванием в стране. Исследованы возможности получения доходов в период обучения с учетом нормативных и фактических ограничений по трудоустройству. Сделан вывод о том, что баланс расходов и доходов в большинстве случаев является отрицательным. Рассмотрены некоторые возможности по изменению существующего положения.

Ключевые слова: региональные российские вузы, иностранные студенты, условия обучения, условия проживания, расходы, доходы, баланс расходов и доходов.

Key words: régional Russian universities, foreign students, conditions of training, a residing condition, expenses, incomes, balance of expenses and incomes.

Рост числа иностранных студентов (ИС) в вузах России, включая региональные российские вузы (РРВ), расширение обмена студентами и стажерами с зарубежными вузами (в том числе в рамках Болонского процесса) обусловливают актуальность проблематики, связанной с предложением вузами для ИС конкурентоспособных условий обучения, в том числе экономических. Особенно важно это для РРВ, так как ведущие вузы России и зарубежных стран имеют более широкий набор возможностей для обеспечения своей конкурентоспособности [2]. Поэтому в данной статье сделана попытка комплексно рассмотреть спектр вопросов, связанных с экономическими условиями и экономическим поведением ИС в процессе обучения в РРВ.

Для большинства стран дальнего зарубежья (особенно развивающихся) и СНГ (кроме Казахстана) среднестатистические уровни доходов их граждан ниже, чем в России. Поэтому платное высшее образование в российских вузах оказывается доступным преимущественно для детей из относительно высокооплачиваемых семей, а «бесплатное» - в основном за счет российских грантов (в конкурсном порядке) и в рамках межгосударственных соглашений. Выходцы из высших социально-экономических групп своих стран предпочитают более «дорогие» и престижные вузы в России, а если позволяют средства или удается получить гранты, то в дальнем зарубежье. Наличие в их семьях более высоких уровней доходов определяет и возможности более качественной довузовской подготовки, что объективно улучшает успеваемость и повышает вероятность получения грантов на обучение за рубежом, а также поступления в наиболее престижные вузы в стране проживания. Поэтому контингент ИС в РРВ (особенно из бывших стран СНГ и русскоязычных семей) - это в большей степени «бюджетники» из семей с относительно невысокими уровнями доходов, а не лица, обучающиеся на платной основе.

По крайней мере, на уровне РРВ обучение ИС проходит не в коммерческих вузах и их филиалах, а только в государственных. Это связано с более высоким качеством обучения в них, наличием у таких вузов общежитий, признанием их дипломов за рубежом и др.

Удобно разделить контингент ИС в РРВ на несколько групп.

Основную по численности группу составляют дети из русскоязычных семей ближнего (в меньшей степени - дальнего) зарубежья, обучающиеся в РРВ на бюджетной основе. Вторая группа ИС в РРВ - это преимущественно лица из стран Африки и Юго-Восточной Азии, обучающиеся за свой счет. Выбор именно РРВ для них может определяться относительно низкой стоимость обучения, теплым климатом и т.д. Третью группу составляют граждане государств, имеющих соглашения с РФ, прибывающие по линии «государственного направления» своих стран. Это не только страны СНГ, но и Африки (например, Чад), Азии (Афганистан) и даже некоторые европейские страны. По крайней мере, для части развивающихся стран фактическое финансирование обучения ИС идет из бюджета РФ. Студенты этой группы вузу за обучение не платят, а им выплачиваются стипендии (которых, впрочем, может быть недостаточно для обеспечения приемлемых для них бытовых условий). Для этих трех групп ИС вопросы расходов на обучение и проживание, а также возможностей обеспечения заработков в период обучения в России, могут быть очень важными, если не критичными.

Четвертую группу составляют лица из стран Европы и США, приезжающие на стажировки, языковые курсы и др. Они обычно располагают значительно большими личными доходами. С другой стороны, обучение в университетах Европы для них чаще всего бесплатно, в отличие от вузов России. Понятно, что это снижает конкурентную привлекательность РРВ.

Пятая группа - лица, приезжающие на относительно непродолжительные стажировки, обучение и др. за счет грантов, а также в рамках соглашений о межвузовских обменах. Для них обучение, а также обычно и проживание являются бесплатными. В некоторых случаях бесплатной является и культурная программа пребывания, обеспечиваемая РРВ.

Шестой группой являются ИС-заочники или «дистанционщики», постоянно проживающие в своих странах. Такая форма обучения для них позволяет получать российские дипломы при относительно небольших затратах.

Существенно, что ИС обычно несут и дополнительные расходы уже при поступлении в российские вузы, включая оплату стоимости проезда в РРВ; медицинского обследования (если представленные ими медсправки не признаются действительными); заверенного перевода и изучения их документов об образовании для получения сертификата об эквивалентности.

Для ИС, обучающихся на платной основе, при выборе РРВ важнейшее значение имеет уровень оплаты за основной курс обучения в вузе, а при необходимости - еще и за подготовительные курсы, включая языковые. Обычно РРВ устанавливают цены на обучение, обеспечивающие положительную рентабельность затрат. Однако в отдельных случая вузы могут пойти на цены и с отрицательной рентабельностью - например, если это обеспечит последующий приток ИС из тех же стран. При этом для РРВ в силу более низкого уровня «накладных расходов» по сравнению с ведущими вузами России есть возможность установления более низких цен. Типичные минимальные размеры годовой оплаты для РРВ в 2009 г. начинались от 40-45 тыс. рублей, а средние составляли порядка 150-300 тыс. руб. В более высоком ценовом диапазоне могут работать либо ведущие вузы России, либо вузы из стран дальнего зарубежья.

Контракты на обучение ИС (как, впрочем, и российских студентов) чаще всего предусматривают возможность со стороны вуза ежегодной корректировки стоимости обучения в рублях (с учетом инфляционных процессов), но не выше установленных «потолков». В особом порядке РРВ могут устанавливать цены на дополнительные индивидуальные занятия с ИС, обеспечивающие им более глубокую специализацию в выбранной области и/или «индивидуальные траектории обучения»; необходимые для ликвидации ими академических задолженностей с превышением установленного числа «бесплатных» попыток и др.

Российские студенты имеют право на возврат сумм, оплаченных лично ими за учебу в размере 13 % (в рамках так называемых налоговых вычетов). Однако для ИС такая возмож-98

ность отсутствует. Кроме того, вузы не оплачивают им социальные услуги. Не предоставляются ИС в России и образовательные кредиты. Однако эти кредиты и среди российских студентов не пользуются, мягко говоря, особой популярностью.

В РРВ ИС могут получать образование и по «дополнительным специальностям» - при условии заключения соответствующих договоров непосредственно с ними. Набор таких специальностей и их стоимость, предлагаемые для ИС конкретными РРВ, могут являться дополнительным фактором обеспечения их конкурентоспособности.

Если в период учебы в России ИС получают российское гражданство, то «целевики» и «грантники» в силу изменения статуса вынуждены будут переводиться либо на «бюджетные» места (которых чаще всего нет), либо на платную форму обучения. Поскольку большинство ИС не располагают достаточными источниками финансирования, то они обычно и не стремятся получить российское гражданство до окончания обучения.

Рассмотрим теперь виды расходов ИС, не являющиеся прямой оплатой за обучение. Это, в первую очередь, стоимость жилья. Подробнее эти вопросы будут проанализированы в статье, посвященной бытовым условиям для ИС. Здесь же отметим только, что эта стоимость может составлять от 1000 руб./месяц (это типично для места в благоустроенном общежитии РРВ) до 7-8 тыс. руб./месяц (стоимость найма однокомнатной квартиры вблизи места учебы на конец 2009 г.). Финансово-экономический кризис в России уменьшил цены на покупку жилья, но не на его наем.

Стоимость питания определяется уровнем цен в регионах и привычками ИС к определенным продуктам. Минимальную стоимость питания для г. Астрахани на конец 2009 г. можно для ИС оценить величиной в 3,5-4 тыс. руб./месяц. Кроме того, необходимы расходы на одежду и обувь (минимально - 500-1000 руб./месяц); информационные услуги (сотовая и проводная связь, доступ в интернет и др. - порядка 400-600 руб./месяц); покупку учебников, канцтоваров и др. Достаточно дорого могут обходиться также поездки ИС на Родину (типично - однократно за год обучения). Отметим еще оплату медицинского страхового полиса (типично - 3 тыс. руб./год) и лекарств, необходимых для лечения при заболеваниях.

Таким образом, даже если ИС сами не оплачивают обучение, им необходимо иметь на расходы порядка 55-75 тыс. руб./год (по состоянию на конец 2009 г. для г. Астрахани). Соответствующие средства (а в случае платного обучения еще и его стоимость) ИС могут получать с Родины (обычно от родителей) и/или зарабатывать самостоятельно.

Действующим законодательством для ИС предусмотрен запрет на трудоустройство и работу в России по найму, если у них «учебная» виза, а не «рабочая». За нарушение этого правила может налагаться значительный штраф и на самих ИС, и на работодателей (кроме того, может наказываться и РРВ). Единственным исключением для ИС сейчас является возможность работы в «своем» учебном заведении на учебно-вспомогательных должностях. Однако для тех должностей, которые доступны для ИС (при условии хорошего знания русского языка), заработная плата в типичных РРВ составляет 2500-4000 руб. в месяц, что обычно ниже уровня прожиточного минимума в регионах. При этом уровень подоходного налога с ИС составляет 30 % вместо 13 % для российских граждан.

Хотя теоретически и возможно пребывание ИС в России по «рабочей» визе и совмещение работы с обучением по заочной или дневной форме, но на практике такие варианты не встречаются. Причины: квотирование рабочих мест для иностранных граждан и в большинстве случаев отсутствие заинтересованности в их обучении у работодателей; высокая трудовая нагрузка работающих иностранных граждан; значительная доля «нелегальных мигрантов» проживает в России без регистрации и др.

Невысокая продолжительность летних каникул в РРВ (2 месяца) не способствует возможностям для «заработка» для ИС в этот период, в том числе и с выездом за пределы России. Однако для ИС доступна досрочная сдача сессий, что может увеличить продолжительность каникул на 1-1,5 месяца.

Из других существующих легальных источников доходов для ИС отметим возможность работы по грантам научно-исследовательского и инновационного характера, хоздоговорам (в том числе в составе творческих коллективов с российскими студентами), участия в различных конкурсах с денежными призами. Однако конкуренция с российскими студентами для ИС за получение грантов обычно очень жесткая. При этом специальных грантов именно для ИС (или для творческих коллективов, включающих ИС), как правило, не выделяется.

Существенно, что при работе по некоторым инновационным грантам (программа «Старт» и др.), для которых требуется создание «малых предприятий», для ИС фактически исключается возможность занятия «штатных» должностей, включая должности директоров таких предприятий.

Судя по сообщениям СМИ [1], в Государственной думе РФ сейчас рассматривается целесообразность изменения ст. 13 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. 28.06.2009 г.). Если такие изменения будут приняты, то они существенно расширят возможности ИС по трудоустройству в период обучения, фактически уравняв их в правах с российскими студентами. К положительным следствиям таких мер можно отнести потенциальное расширение притока на платное обучение ИС из семей с небольшими доходами. К отрицательным - значительное отвлечение ИС от обучения в пользу заработка. Такая ситуация сейчас наблюдается с российскими студен-тами-очниками старших курсов, которые часто пропускают плановые занятия под угрозой потери работы. Кроме того, трудовые мигранты смогут использовать обучение в вузе как предлог для легализации своего пребывания в России. На посещаемость и качество обучения в РРВ это повлияет отрицательно.

В рамках уже проведенной корректировки законодательства ФЗ от 24.07.2009 г. № 217 вероятно расширение возможности трудоустройства ИС в малых предприятиях при вузах. По российскому законодательству не считается также работой по найму оказание «разовых» услуг платного характера. Например, это могут быть: занятия (консультации) по иностранным языкам, которые для ИС являются родными; выполнение переводов с таких языков -письменных и устных. Большинство ИС в методическом отношении по этим направлениям деятельности не конкурентоспособны с профессиональными российскими преподавателями и переводчиками. Однако они могут получать «подработки» типа репетиторства со школьниками, за счет назначения невысокой платы за свои услуги (порядка 150 руб./час, по сравнению с 300-400 руб./час у профессиональных преподавателей).

Во времена СССР существовал значительный товарный дефицит по ряду групп высококачественных товаров. При этом ИС могли подрабатывать на доставке с целью продажи (в рамках поездок на родину) некоторых бытовых товаров и радиоэлектроники, плановый импорт которых не осуществлялся или был весьма ограниченным. Сейчас же этих возможностей нет - в магазинах можно купить практически все, что есть за рубежом.

Социальная стипендия для ИС, обучающихся в российских вузах на бюджетной основе, не предусмотрена. Однако ИС могут получать академическую стипендию, для этого во многих РРВ достаточно «закрыть» сессию даже на тройки. Возможность получения ИС персональных стипендий носит, как правило, теоретический характер, так как их не хватает даже для хорошо успевающих российских студентов (между последними за такие стипендии существует значительная конкуренция). При этом критерии назначения персональных стипендий часто недостаточно формализованные или просто «непрозрачные». Возможным решением могли бы быть целевые персональные стипендии для ИС со стороны «зарубежных диаспор» в России (по представлению вузов), но пока это не практикуется.

Для ИС возможно получение стипендии и от направляющей стороны (особенно при «целевом обучении»), а также материальной помощи (наравне с российскими студентами) -для г. Астрахани это порядка 2-3 тыс. руб./семестр. Однако в настоящее время в РРВ проис-

ходит сокращение приема на коммерческие места, прежде всего, из-за падения выпуска из школ. Как следствие, РРВ вынуждены будут экономить на расходах.

Криминальные способы получения дохода для ИС сводятся преимущественно к доставке и распространению наркотических веществ. Однако, судя по сообщениям СМИ, такие заработки для ИС сейчас не характерны. Причины: ИС находятся под достаточно пристальным наблюдением органов внутренних дел; российские граждане, выезжающие за рубеж или приезжающие оттуда, также могут транспортировать наркотики (и при этом вызывают значительно меньшее внимание на границе и внутри страны).

Итак, баланс расходов-доходов для ИС (даже без учета стоимости собственно обучения) чаще всего является отрицательным и требует серьезной материальной поддержки (обычно от родителей или родственников). При этом ИС несут дополнительные расходы, связанные с конвертацией средств из одной валюты в другую и/или переводом средств. При конвертации может теряться порядка нескольких процентов стоимости (а при двойной конвертации национальной валюты в доллары (или евро) и затем в рубли и больше). Перевозка значительных денежных средств через границу при поездках ИС на родину (особенно на дальние расстояния) - неудобна и не всегда безопасна. Следует также учитывать и существующие в ряде стран ограничения на перемещения денежных средств в наличной форме через национальные границы.

Внутрироссийские переводы денежных средств с участием «нерезидентов» имеют значительные ограничения. Трансграничные переводы по системе Western Union требуют уплаты значительной комиссии (в практически важных для ИС случаях порядка 10 % и более). Их преимущество - удобство, быстрота и очень широкая сеть пунктов обслуживания. Стараясь сэкономить на комиссии, ИС используют более «дешевые» системы, такие как «Анелик» и «Быстрая почта», где комиссия составляет порядка 1,5 %. Однако в отличие от Western Union этими системами можно воспользоваться в основном лишь в странах СНГ. Система «Мигом» (около 11 ООО тыс. пунктов) ориентирована на внутрироссийские переводы, некоторые страны СНГ и Балтии. Ряд платежных систем не позволяет получить деньги из «кошельков» в наличной форме (WebMoney, Яндекс Деньги и пр.), а также переводить деньги в «кошельки» других систем. Отметим здесь еще интегрированный портал платежных систем RuPay (www.rupay.ru), позволяющий осуществлять перевод средств на счета физических лиц в российских банках; карточки некоторых таких банков; в систему WebMoney. Возможен перевод средств в зарубежные платежные системы: Wire transfer (международный банковский перевод - в долларах или евро); перевод в PayPal; E-Gold; Fethard; Capitalcollect.

Получение средств с Родины с использованием межбанковских переводов на счета распространено среди ИС слабо. Причины: высокие комиссионные; необходимость иметь для обоих банков-партнеров SWIFT-коды, корсчета, отсутствие нормативных ограничений на прямые переводы средств между двумя странами без банков-посредников; наконец, просто нежелание банков «возиться» с относительно небольшими суммами.

Переводы для ИС денежных средств с применением сотовых телефонов (SMScoin и т.п.) и компьютеров (системы типа «Клиент-сбербанк», «Телебанк ВТБ24», «РКБ on-line» (Банк «Петрокоммерц»)) пока распространено также слабо. Потенциально удобный вариант - кредитные карточки межнационального характера (Visa/Master Card и пр.), по которым можно получить наличные средства в большинстве российских банков и их филиалов, осуществлять платежи в ряде магазинов, через терминалы.

В большинстве РРВ сейчас выплаты российским студентам (стипендии, материальная помощь и др.) осуществляются через банковские карточки. Однако ИС часто получают эти платежи через кассы вузов, так как многие банки не могут работать с ИС по карточкам (как с не резидентами).

Итак, в контингенте ИС очного обучения в РРВ преобладают лица, весьма чувствительные к экономическим факторам собственно обучения и пребывания в России.

Существующая система стипендиального обеспечения ИС и возможности «заработков» для них обычно не позволяют обеспечить прожиточный минимум при обучении в РРВ (даже без учета платы за обучение).

Поэтому большинство ИС вынуждены опираться на материальную поддержку с Родины.

Возможности РРВ по управлению стоимостью обучения для ИС и оказания им помощи в трудоустройстве в период обучения сейчас весьма ограничены.

Библиографический список

1. В России иностранные студенты смогут работать везде, где пожелают. - Режим доступа: www.regnum.ru/news/l 114264.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

4. Шереги, Ф. Э. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ) / Ф. Э. Шереги, Н. М. Дмитриев, A. JI. Арефьев. - М. : Центр социального прогнозирования, 2002. - 551 с.

УДК [727.3+721.054+628.93+628.84]:378

КОМФОРТНОСТЬ СРЕДЫ ПРЕБЫВАНИЯ В ВУЗАХ -АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ВЛИЯЮЩИХ ФАКТОРОВ И ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ

УПРАВЛЕНИЯ ИМИ В ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ СООРУЖЕНИЙ

Ю.М. Брумштейн, Ю.Ю. Аксенова, А.М. Сизов

Рассмотрен состав факторов, определяющих комфортность среды пребывания в вузах преподавателей, сотрудников и студентов в период эксплуатации сооружений. Исследованы некоторые вопросы восприятия этих факторов. Проанализированы возможные методы обеспечения комфортности условий пребывания, направления и эффективность затрат на эти цели. Отдельно рассмотрены меры медико-биологического направления. Предложена математическая модель выбора компромиссных условий среды пребывания в помещениях при наличии конфликта интересов сторон.

Ключевые слова: вузы, эксплуатация сооружений, комфортность среды пребывания, факторы комфортности, управление комфортностью, затраты, принятие решений, компромиссный выбор.

Key words: universities, constructions exploitation, stay environment comfort, comfort fac-tors, comfort management, expenses, decision-making, compromise choice.

В рабочие дни многие сотрудники и значительная часть студентов находятся на территориях вузов и внутри их зданий преобладающую часть времени. Поэтому вопросы обеспечения комфортности среды пребывания в вузах (КСПвВ) для них очень важны. При этом КСПвВ является важной компонентой формирования человеческого капитала самих вузов и регионов в целом, включая интеллектуальные ресурсы и др. Ранее нами уже были исследованы темы, связанные с учетом КСПвВ при проектировании вузовских сооружений. В настоящей работе рассматриваются вопросы КСПвВ, связанные в основном с процессами эксплуатации сооружений. В существующих публикациях нам не удалось найти комплексных исследований по этой теме, хотя отдельные факторы КСПвВ затрагиваются во многих работах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.