Научная статья на тему 'Анализ технологий и методов привлечения иностранных учащихся в региональные российские вузы'

Анализ технологий и методов привлечения иностранных учащихся в региональные российские вузы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВУЗЫ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ НА ОБУЧЕНИЕ / ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ / ФАКТОРЫ ВЫБОРА / УПРАВЛЕНИЕ ФАКТОРАМИ ВЫБОРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Зарипова Виктория Мадияровна, Кузьмина Алеся Борисовна

Рассмотрены причины заинтересованности российских вузов в иностранных учащихся. Описаны особенности этого контингента в региональных российских вузах. Дан анализ причин и основных факторов, обусловливающих выбор ими в качестве места обучения России, конкретного региона и вуза. Показаны возможности вузов по управлению некоторыми факторами. Исследованы возможные методы привлечения иностранных учащихся и направления использования информационных технологий для этой цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Зарипова Виктория Мадияровна, Кузьмина Алеся Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ технологий и методов привлечения иностранных учащихся в региональные российские вузы»

Библиографический список

1. Коноваленко, Ю. Н. Краткий справочник архитектора (гражданские здания и сооружения) / Ю. Н. Коноваленко, В. П. Шевченко, И. Д. Михайленко. - Киев : Будивельник, 1975. - 704 с.

2. СНиП31-05-2003. Общественные здания административного назначения. - М. : Госстрой России, 2004. - 22 с.

3. Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации : справочное пособие к СНИП. - М. : Стройиздат, 1992. - 185 с.

УДК 378:338.2

АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ

Ю.М. Брумштейн, В. М. Зарипова, А.Б. Кузьмина

Рассмотрены причины заинтересованности российских вузов в иностранных учащихся. Описаны особенности этого контингента в региональных российских вузах. Дан анализ причин и основных факторов, обусловливающих выбор ими в качестве места обучения России, конкретного региона и вуза. Показаны возможности вузов по управлению некоторыми факторами. Исследованы возможные методы привлечения иностранных учащихся и направления использования информационных технологий для этой цели.

Ключевые слова: региональные вузы, иностранные студенты, привлечение на обучение, виды обучения, факторы выбора, управление факторами выбора, информационные технологии.

Key words: régional universities, foreign students, attraction on training, training kinds, choice factors, management of choice factors, information technologies.

Расширение сотрудничества региональных российских вузов (РРВ) с зарубежными образовательными учреждениями и неправительственными организациями, рост межвузовской конкуренции за контингент обучающихся (включая внутрироссийскую и внутрирегиональную) и некоторые другие факторы делают все более актуальными вопросы обеспечения эффективности технологий и методов привлечения в РРВ иностранных учащихся (ИУ), особенно иностранных студентов (ИС). Ниже сделана попытка комплексного обзора этой проблематики с учетом ресурсных ограничений и других реалий российской действительности, существенных именно для РРВ. При этом некоторый акцент делается на возможностях и преимуществах использования информационных технологий (ИТ).

В настоящее время конкуренция большинства РРВ за студентов из-за относительно низкой «мобильности» выпускников школ носит преимущественно внутрирегиональный характер, включая конкуренцию с филиалами иногородних вузов и их представительствами, часто поддерживающими технологии дистанционного обучения. Падение выпуска из школ в России вынуждает РРВ искать различные источники обеспечения контингента обучающихся [3], в том числе за счет получения второго высшего образования, привлечения ИС и др. При этом конкуренция РРВ за ИС носит в основном всероссийский и международный характер; только в российских вузах осуществляется полный цикл обучения на русском языке; внут-рироссийскими конкурентами РРВ являются почти исключительно бюджетные (не коммерческие) вузы; комфортность среды обучения (КСО) - важнейший фактор обеспечения конкурентоспособности именно для РРВ, так как ведущие вузы России имеют более разнообразные возможности и ресурсы для привлечения ИУ.

В общем случае обучение ИУ, в том числе и ИС, возможно на территории головного РРВ; в одном из его российских филиалов; в зарубежных филиалах РРВ. Формы обучения -очная, заочная, дистанционная.

Филиальная сеть РРВ за рубежом позволяет совместить для ИС возможности получения российского образования с пребыванием в привычной для них информационной, культурной и бытовой среде; обеспечить прямую маркетинговую поддержку РРВ в отношении поступления ИС на очное обучение в них, в том числе с переводом с заочного из филиалов тех же вузов и др. Однако создание и эксплуатация зарубежных филиалов РРВ требует значительных расходов, обычно оправданных лишь при большом контингенте обучающихся, в том числе по отдельным специальностям.

Более дешевый вариант - зарубежные представительства РРВ. Однако они также обходятся недешево; обычно имеют ограниченные возможности поддержки учебного процесса; информационно-рекламная поддержка [3] ими РРВ эффективна лишь в пунктах размещения.

Начавшийся переход российского высшего профессионального образования на двухуровневую систему (бакалавриат - магистратура) будет, естественно, оказывать определенное влияние на привлекательность российских вузов для ИС. При этом конкурентоспособность РРВ [3] будет определяться и наличием магистратур по соответствующим специальностям, так как, помимо «обычного» бакалавриата, в вузах появится и «прикладной бакалавриат», соответствующий нынешнему уровню ссузов. Можно предположить, что, помимо конкуренции российских вузов за ИС, начинающих обучение, возникнет и конкуренция за лиц, закончивших бакалавриат и желающих дальше учиться в магистратуре (в том числе и со сменой вуза). Участие России в Болонском процессе в принципе даст возможность таким студентам продолжить обучение в магистратуре и вне России. Однако из-за различий в языке и методиках обучения это будет маловероятно.

Конкуренция вузов, в том числе РРВ, за иностранных аспирантов существует давно. В большинстве своем такие лица продолжают послевузовское обучение в тех вузах, где они получили высшее образование.

Структура контингента ИУ в РРВ может включать в себя: ИС; аспирантов; слушателей подготовительных курсов (в основном - языковых); слушателей летних языковых школ; стажеров и др. При этом особую значимость для РРВ имеют ИС, обучающиеся по очной форме. Отметим также возможность для ИС обучения по дополнительной специальности.

Со времен СССР в России существует единственный вуз, который специализируется именно на ИС - Университет дружбы народов в г. Москве. Для большинства же вузов (особенно РРВ) контингент ИС неосновной (обычно не выше нескольких процентов).

Для РРВ контингент ИС, проходящих полный цикл очного обучения, включает лиц из ближнего и дальнего зарубежья. Первая группа - это преимущественно дети из русскоязычных семей стран СНГ. Для них обычно нет языкового и культурного барьера, а выбор РРВ во многом определяется стремлением обеспечить русскоязычную среду обучения при невысокой стоимости оплаты по сравнению с ведущими вузами России (особенно московскими и санкт-петербургскими). Принимаемые в некоторых странах СНГ на правительственном уровне меры по уменьшению роли русского языка (в том числе в сфере управления и образования), в краткосрочной перспективе могут увеличить количество ИС, представляющих эти страны, а в долгосрочной - уменьшить его. Последний вариант связан не только с психологическими факторами, но и со снижением потребностей в работе с русскоязычной документацией в бумажной и электронной форме. Менее обсуждаемый в печати (по сравнению с «проблемой русского языка»), но достаточно важный фактор - использование в зарубежных странах (особенно СНГ) технических нормативов и регламентов, совместимых с российскими. На практике использование межгосударственных стандартов в странах СНГ

распространено уже мало. В научно-технической сфере совместимые стандарты сохраняются в основном в области строительства.

Вторая группа рассматриваемого контингента ИУ - это в основном ИС из стран Африки и Юго-Восточной Азии, в меньшей степени - Латинской Америки. В частности они представлены студентами-филологами, для которых пребывание в России есть способ погружения в «языковую среду» и постоянных контактов с «живыми носителями языка». При этом для ИС относительно небольшие города, где расположены РРВ, могут быть предпочтительнее крупных, в том числе из-за более низкого уровня цен, более спокойного ритма жизни и др. Как правило, в общей массе ИС-очников в РРВ доля студентов из стран Европы и США очень невелика.

Однако в контингенте ИС, проходящем в РРВ стажировки, приезжающих по межвузовскому обмену (в том числе в рамках программ Tempus, Daad и др., в рамках языковых курсов при РРВ и пр.) достаточно много лиц из европейских стран и США. При этом они обычно значительно более требовательны к КСО, особенно бытовым условиям и питанию. Длительность стажировок ИУ в РРВ обычно от месяца до года. При этом они часто осуществляются на «бартерной основе» с зарубежными вузами и не обеспечивают российским вузам доходов.

Выбор ИС (или направляющей их организацией) конкретного РРВ может определяться рядом факторов. При этом часть из них может управляться руководством вузов [1], а часть - нет.

К географическим факторам отнесем климат и территориальную близость региона обучения к стране, из которой прибыл ИУ. Эти факторы важны, прежде всего, при длительном пребывании в РРВ, т.е. для ИС. Природно-климатические условия значительно различаются для разных регионов России, при этом РРВ в южных городах имеют преимущества в глазах ИС из «теплых стран», особенно Юго-Восточной и Средней Азии, Африки.

К административным факторам отнесем правила въезда/выезда в Россию и условия перемещения по ней, трудозатраты при регистрации миграционных карт, получении виз. В последних двух случаях вузы могут такие трудозатраты снижать за счет оказания технической помощи ИУ.

К экономическим факторам можно отнести: общий уровень цен в регионе, где расположен РРВ; стоимость обучения, проживания и питания; в меньшей степени - стоимость транспортных и иных услуг. Отметим, что условия оплаты обучения часто не отличаются от условий для российских студентов, за исключением дополнительной ЯЗЫКОВОЙ подготовки. Существенно, что ИС, проходящие полный цикл обучения в РРВ, могут обучаться «за свой счет», заключив соответствующий контракт [1]; за счет направляющей страны, неправительственных организаций в ней или отдельных спонсоров; за счет средств грантов (или бюджетных мест), предоставляемых Россией или российскими неправительственными организациями.

В отличие от грантов ряда зарубежных стран выделение российских грантов не связывается с какими-либо обязательствами для ИС после завершения ими обучения. Поэтому такие гранты могут быть средством привлечения ИС для последующей работы в России, в том числе и с получением российского гражданства; подготовки инженерно-технических, политических и культурных элит для других стран, что в перспективе имеет важное геополитическое значение; подготовки специалистов для международных организаций и др.

Отметим еще: конкурсный отбор ИС для обучения по российским и некоторым международным грантам обычно не увязывается с обучением в конкретном российском вузе; последние, в отличие от вузов ряда развитых стран дальнего зарубежья, обычно не предоставляют гранты для обучения ИС за счет собственных внебюджетных средств и не занимаются поиском для этой цели спонсоров; налоговая система России не поощряет расходование бизнес-структурами средств на поддержку обучения ИС.

К факторам качества обучения в РРВ отнесем материальную и информационную базы обучения; квалификацию преподавателей; график обучения; наличие магистратур, аспиран-

тур и др. Важна и возможность одновременного получения «дополнительной специальности». На эти факторы руководство вуза может влиять достаточно эффективно.

При контроле знаний ИС формально применяются те же требования, что и для российских студентов [2]. Однако фактически преподаватели им делают скидку на плохое знание русского языка.

Для конкретных потенциальных ИС важно, прежде всего, качество подготовки по отдельным специальностям. Однако если рейтинги вузов публикуются, то априорные оценки качества обучения по отдельным специальностям для ИС сделать трудно.

Бытовые условия определяются комфортностью мест в общежитиях, организацией питания, бытового обслуживания ИУ и пр. Эти факторы также управляемы со стороны руководства РРВ, естественно, с учетом ресурсных ограничений. Так, для большинства РРВ затруднительно обеспечить одноместные комнаты для ИУ. Поэтому при проживании по 2-3 человека возникают проблемы психологической и бытовой совместимости.

К биомедицинским факторам можно отнести: экологические особенности региона; реальную доступность и качество медицинской помощи; возможности занятий спортом (в том числе на тренажерах, в бассейнах и др.). В основном вузы могут влиять на последний фактор, а если у них есть собственные профилактории, оснащенные медицинским оборудованием, то и на доступность медпомощи.

К факторам психологического характера можно отнести наличие у ИС в регионе родственников, друзей, знакомых или просто земляков; удобство контактов с лицами, оставшимися на Родине и т.д. Вузы могут влиять на комфортность психологической среды, в том числе путем содействия деятельности землячеств, назначения индивидуальных и групповых кураторов и т.д. К психологическим факторам можно отнести возможность развлечений в период обучения в РРВ (активных и пассивных).

Этноконфессиональный фактор для ИУ определяется не столько этническим и конфессиональным составом населения региона, сколько контингентом обучающихся в РРВ лиц. При этом руководство вузов (и преподаватели) могут многое сделать для повышения этно-конфессиональной толерантности российских студентов по отношению к ИУ.

Уровень криминальной опасности в регионе руководством РРВ регулироваться не может. Однако многое можно сделать в направлении улучшения охраны студгородков, учебных корпусов и общежитий.

Отметим, что социально-экономическая ситуация в регионе может оказывать воздействие и на этноконфессиональную толерантность и на уровень криминальной опасности.

Методы привлечения ИС в РРВ можно разделить на четыре группы: общее обеспечение известности РРВ для потенциальных ИС и их преподавателей; непосредственная работа с ИС; работа через посредников того или иного типа; комбинированные методы.

Первая задача может решаться с использованием СМИ, Интернета, участия в выставках (ярмарках) образовательных услуг, научных, научно-методических, научно-практических конференциях и др.

В чистом виде непосредственная работа РРВ с потенциальными ИС (вторая задача) может включать в себя: размещение информации в Интернете; прямую переписку с будущими ИС; рассылку SMS-сообщений на сотовые телефоны заинтересованных студентов (и их родителей); иногда - беседы с потенциальными ИС по телефону; командирование представителей РРВ за рубеж для личных контактов. Последний вариант является весьма дорогостоящим и потому, как правило, неэффективным. Однако если такие контакты осуществляют сотрудники РРВ, командируемые в зарубежные филиалы, то это может быть вполне рациональным решением.

Для РРВ сейчас основными каналами (агентами) привлечения ИС в Россию являются российские зарубежные центры (РЗЦ). Они работают преимущественно с контингентом уча-

щихся, проживающим в столицах соответствующих стран. Однако информация о РРВ может быть размещена на страничках сайтов РЗЦ, в том числе в виде гиперссылок на сайты конкретных РРВ. Это делает ее более доступной и для провинций.

Существенно, что при РЗЦ обычно есть курсы языковой подготовки, а также по некоторым специальным дисциплинам. Результаты сдачи экзаменов на таких курсах учитываются при решении вопроса о том, на какие специальности в российские вузы могут быть направлены будущие ИС (в рамках квот бюджетных мест этих вузов, определяемых, в том числе, и количествами мест в общежитиях). Важно, что сами РРВ чаще всего не принимают непосредственного участия в таком процессе отбора.

Возможны и рекомендации со стороны РЗЦ для ИС о направлении на платные места в РРВ (сверх «бюджетных квот»). Однако большинство потенциальных ИС в таких местах не заинтересованы - по крайней мере в странах СНГ.

Обычно РЗЦ не занимаются приемом ЕГЭ у местных учащихся в массовом порядке, но могут оказывать им содействие в прохождении таких экзаменов. Существенно, что сдача ЕГЭ для ряда категорий абитуриентов является обязательным условием для приема на бюджетные места в РРВ. Кроме того, набранные будущими ИС баллы должны удовлетворять критериям вузов, обычно одинаковым с российскими студентами. Для некоторых вузов сдача ЕГЭ может быть необходимой и для поступления на платное обучение. При этом понятно, что сдача ЕГЭ предпочтительна еще до приезда в Россию, а реализовать эту процедуру позволяют именно ИТ.

Другие варианты конкурсного отбора ИС в РРВ: творческие конкурсы, включая много-туровые; олимпиады; тестирование (в том числе по тестам РРВ). При этом использование ИТ в рамках дистанционных технологий (в том числе и в онлайновых режимах) позволяет значительно расширить географию участников за счет тех, кто не может приехать в места расположения. Варианты выбора победителей: сотрудниками РЗЦ; жюри с участием преподавателей российских вузов (в том числе и с работой членов жюри через Интернет); образовательными и некоторыми иными типами организаций в странах проживания будущих ИС. Использование интернет-сайтов для информирования потенциальных конкурсантов и публикации результатов конкурсов делает механизмы определения победителей более открытыми, оперативными и демократичными.

Для объективности отметим, что РЗЦ находятся в менее выгодном положении по сравнению с аналогичными центрами некоторых других стран. Последние часто имеют финансирование для организации ознакомительных поездок в будущую страну обучения, а также могут надолго направлять туда на обучение школьников старших классов. В последнем случае преодоление «языкового барьера» и адаптация к условиям страны обучения осуществляются еще в довузовский период.

Очевидно, для привлечения ИС в РРВ могут быть полезны и контакты последних с местными правительственными и неправительственными организациями, а также с отдельными преподавателями в местных учебных заведениях (прежде всего, в школах). В частности, стажировки таких преподавателей в РРВ могут обеспечить большую известность вузов для потенциальных ИС. Могут использоваться и возможности зарубежных вузов-партнеров. Однако последние во многих случаях выступают как конкуренты для РРВ за контингент обучающихся (включая магистрантов и аспирантов), особенно за лиц, готовых оплачивать свое обучение.

Могут ли применяться для привлечения ИС в РРВ на платной основе возможности местных профессиональных посреднических фирм или отдельных специалистов-посредников? На практике этот вариант реализуется весьма редко. Однако он имеет некоторые преимущества, так как таким фирмам иногда легче привлечь деньги спонсоров или организовать отправку ИС в РРВ на «целевое обучение».

В случае, если в зарубежных странах есть специалисты, окончившие конкретный РРВ, то они также могут оказать содействие в привлечении ИУ. Это же касается и лиц, которые учатся в РРВ по любой из форм обучения и в достаточной мере удовлетворены условиями обучения.

Могут ли быть использованы возможности ассоциаций (сообществ) ИС, закончивших российские вузы? Иногда да. Однако такие ассоциации есть не во всех странах; в них состоят лица, окончившие самые разные вузы. К сожалению, российские вузы (и в том числе РРВ) очень редко практикуют информационно-методическую поддержку своих бывших выпускников, хотя ИТ сейчас позволяют эффективно реализовать такие возможности.

Основными направлениями использования в РРВ ИТ при работе с контингентом ИУ являются: информационно-рекламная поддержка усилий по привлечению ИУ в конкретный вуз; дистанционное тестирование для целей отбора ИУ (в том числе как предварительный этап отбора); поддержка учебного процесса РРВ для ИС, обучающихся по очной, заочной, дистанционной формам. В последних двух случаях ИТ иногда позволяют снизить необходимость в зарубежных командировках преподавателей РРВ; обеспечить информационную поддержку учащихся и преподавателей в филиалах; дистанционную проверку знаний (ДПЗ) и др. Однако применение при онлайновой ДПЗ веб-камер и микрофонов (для контроля отсутствия посторонних лиц, предотвращения использования неразрешенных справочных материалов и др.) пока носит достаточно редкий характер. Могут использоваться и поворотные веб-камеры с дистанционным управлением. Особо отметим важнейшую роль ИТ в обеспечении оперативного и долговременного взаимодействия РРВ с РЗЦ.

Нормативные основания учебы ИС в РРВ определяются российским законодательством, ведомственными документами Министерства образования и науки России, миграционной службы и др. Эта информация вполне доступна для ИС, в том числе через интернет-сайты правительственных организаций России, прежде всего Министерства образования и науки. На сайтах вузов, в том числе РРВ, могут приводиться конкретизированные условия предоставления образовательных услуг, включая расценки платного обучения. При этом для удобства восприятия потенциальных ИУ информация, кроме русского, может даваться на английском и некоторых иных языках. Возможно и задание будущими ИС вопросов РРВ через электронную почту, программы онлайнового общения. Однако затраты на организацию видеоконференцсвязи могут быть оправданы только при наличии достаточно массовой аудитории потенциальных ИУ.

Достаточно эффектным направлением информационно-рекламной поддержки привлечения ИУ в РРВ могут быть странички сайтов, обеспечивающие возможность виртуальных экскурсий по студгородкам и, возможно, по отдельным корпусам вузов. Однако для того, чтобы потенциальные ИУ на такие сайты попали, необходимо, чтобы они знали об их существовании или могли выйти на них через поисковые системы.

Затраты на размещение рекламных материалов РРВ, связанных с предоставлением образовательных услуг, в зарубежных СМИ обычно малоэффективны, так как часто имеют достаточно ограниченную целевую аудиторию. Это касается также рекламы на нерусскоязычных сайтах зарубежных стран. Однако для русскоязычных эфирных и печатных СМИ, интернет-сайтов такая реклама может быть оправданной (для сайтов предпочтительна контекстная реклама). Иногда может быть оправдана реклама на специализированных русскоязычных каналах кабельного телевидения.

Понятно, что в рамках привлечения ИУ, РРВ могут подчеркнуть (в том числе и на сайтах в интернете) свои преимущества. При этом могут быть даны ссылки на «рейтинги вузов», которые сейчас определяются многими организациями - как правительственными российскими структурами, так и неправительственными. Могут быть отражены и успехи студентов на олимпиадах, в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и т.д.

Итак, на основании рассмотренного материала можно сделать следующие выводы.

1. Заинтересованность РРВ в ИУ, и особенно в ИС, носит объективный характер.

2. Русскоязычный характер обучения в российских вузах является явным преимуществом для лиц, которые им хорошо владеют, и недостатком - для остальных.

3. Конкурентные преимущества РРВ можно разделить на естественные и управляемые со стороны руководства вузов.

4. Естественные преимущества связаны в основном с климатом, географическим положением и др.

5. Управление конкурентными преимуществами РРВ, не относящимся к группе естественных, требует затрат ресурсов, а отдача может носить запаздывающий характер.

6. При умелом использовании обе группы преимуществ могут обеспечить достаточный приток ИУ в РРВ с обучением на условиях, обеспечивающих положительную рентабельность для вуза.

7. Расширение использования в РРВ ИТ позволяет улучшить не только их оперативные, но и долговременные позиции на рынке образовательных услуг.

Библиографический список

1. Васильев, Ю. С. Экономика и организация управления вузом / Ю. С. Васильев, В. В. Глухов и др. - СПб. : Лань, 1999. - 449 с.

2. Геворкян, E. Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации / E. Н. Геворкян. -М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та - Воронеж : МОДЭК, 2006. - 384 с.

3. Гущина, Е. Г. Маркетинговые аспекты регулирования рынка образовательных услуг / Е. Г. Гущина. - М. : МАКС Пресс, 2006. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.