Научная статья на тему 'Анализ целей и факторов конкурентоспособности и методов информационно-рекламной поддержки привлечения иностранных студентов в российские вузы'

Анализ целей и факторов конкурентоспособности и методов информационно-рекламной поддержки привлечения иностранных студентов в российские вузы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗЫ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ НА ОБУЧЕНИЕ / ЦЕЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ / СТРУКТУРА КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ / УПРАВ- ЛЕНИЕ ФАКТОРАМИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-РЕКЛАМНАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Зарипова Виктория Мадияровна, Пугина Надежда Николаевна

Приведены цели, которые преследуют российские вузы, стремясь привлечь на обучение иностранных студентов. Рассмотрена динамика их численности в России за последние де- сятилетия. Сравнены доли их численности для России и ряда развитых стран. Описана структура контингента иностранных студентов в России. Проанализированы факторы конкурентоспособности российских вузов в отношении привлечения таких студентов и подходы к управлению этими факторами. Исследованы средства информационно- рекламной поддержки привлечения таких студентов, включая возможности современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Зарипова Виктория Мадияровна, Пугина Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ целей и факторов конкурентоспособности и методов информационно-рекламной поддержки привлечения иностранных студентов в российские вузы»

УДК 004:378

АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ И ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И МЕТОДОВ ИНФОРМАЦИОННО-РЕКЛАМНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ

Ю.М. Брумштейн., В. М. Зарипова, Н.Н. Пугина

Приведены цели, которые преследуют российские вузы, стремясь привлечь на обучение иностранных студентов. Рассмотрена динамика их численности в России за последние десятилетия. Сравнены доли их численности для России и ряда развитых стран. Описана структура контингента иностранных студентов в России. Проанализированы факторы конкурентоспособности российских вузов в отношении привлечения таких студентов и подходы к управлению этими факторами. Исследованы средства информационнорекламной поддержки привлечения таких студентов, включая возможности современных информационных технологий.

Ключевые слова: вузы, иностранные студенты, привлечение на обучение, цели привлечения, структура контингента студентов, факторы конкурентоспособности вузов, управление факторами конкурентоспособности, информационно-рекламная поддержка, информационные технологии.

Key words: universities, foreign students, attraction on education, the attraction purposes, structure of students contingent, factors of competitiveness of universities, management of competitiveness factors, information-advertising support, information technologies.

Большинство российских вузов сейчас работают в условиях жесткой конкуренции за контингент студентов, особенно обучающихся на платной основе. Эта проблема особенно актуальна для региональных бюджетных вузов, которые вынуждены искать различные направления повышения конкурентоспособности и привлечения средств из внебюджетных источников. Обучение иностранных студентов (ИС) - одно из таких направлений. Однако ряд важных аспектов обучения ИС (ОИС) в современных условиях пока исследован слабо. Ниже авторы попытались частично восполнить этот пробел.

Основные объективные причины роста конкуренции вузов за студентов: сокращение выпуска из школ; продолжающийся рост количества вузов и их филиалов; расширяющееся использование таких форм обучения, как заочное, дистанционное, неформальное и др.; возможность для абитуриентов подавать документы сразу в несколько вузов, а для студентов -переходить из вуза в вуз, в том числе и на иные формы обучения; уменьшение объема средств у населения в условиях финансово-экономического кризиса и, как следствие, возможностей обучения на коммерческой основе и т.д.

При таких условиях для вузов организация ОИС может преследовать ряд целей. К основным из них отнесем:

1) улучшение имиджа вуза в глазах российских абитуриентов, родителей, работодателей, организаций-гранто дате лей, органов управления образованием и др. Их логика при

этом достаточно проста - раз учатся ИС, значит, образовательные услуги востребованы, а качество обучения хорошее;

2) диверсификация клиентской базы обучения в вузах. Это приносит вузам дополнительные финансовые средства и играет стабилизирующую роль в условиях колебаний предпочтений российских абитуриентов;

3) расширение студенческого и преподавательского обмена с зарубежными вузами-партнерами, в том числе по международным программам обмена и за счет предоставляемых грантов (TEMPUS, Erasmus, Mundus, DAAD, Fulbright, Ford Foundation и т.д.);

4) организация совместных исследовательских и практико-ориентированных проектов, подключение к уже действующим проектам;

5) увеличение количества и углубление договорных связей с зарубежными вузами. Это расширяет возможности участия российских вузов в сетях и сообществах международного уровня.

К дополнительным целям, решению которых способствует ОИС, отнесем следующие:

6) стимулирование в последующие годы притока ИС из тех же или соседних зарубежных стран;

7) обеспечение обмена опытом и унификация методов обучения в российских и зарубежных вузах. Это важно в силу присоединения России к Болонскому процессу и предполагаемого к 2010 г. резкого расширения использования форм образовательных процессов, соответствующих международным стандартам. Кроме того, это потенциально расширяет возможности межвузовских обменов студентами и аспирантами - см. пункт 3;

8) обеспечение «межкультурных коммуникаций» между российскими и зарубежными студентами, преподавателями. Это, в частности, повышает уровень взаимной толерантности в отношении социальных и этноконфессиональных ценностей;

9) расширение личных контактов с ИС, установление с ними неформальных связей, оперативный обмен значимой информацией. При этом расширяются возможности российских студентов и преподавателей в отношении трудоустройства в российских филиалах международных компаний и за рубежом; получения грантов, особенно многосторонних, с участием граждан нескольких стран; прохождения зарубежных стажировок и др.;

10) привлечение живых «носителей языка» и культуры из зарубежных стран в российские вузы.

Переходим к анализу роли России в обучении ИС. Сразу отметим, что в разных источниках данные различаются. Это связано с различиями между методиками расчетов, частично моментами учета. По [2] доля российских студентов в мировом образовательном пространстве (2007 г.) - не более 0,3 %, а средняя доля ИС в российских вузах - около 1,5 %. (Однако согласно [1] по данным за 2002-2003 г. - эта доля около 3 %.) По данным ЮНЕСКО [2], в Швейцарии в 2007 г. эта доля - 16 %, Австралии 12,6 % , Австрии - 11,5 %, Великобритании - 10,8 %, Германии - 8,2 %. Это говорит о невысокой конкурентоспособности Российских вузов на мировом рынке образовательных услуг. По экспертным оценкам, доход России от экспорта таких услуг составляет около 350 млн долл. США в год [3]. В ряде развитых стран он выше на порядок, а если брать оценки на душу населения, то и более.

В ряде развитых стран приток ИС стимулируется предоставлением стипендий на обучение, грантов и др., финансируемых не только из госбюджетов, но и благотворительных фондов, средств университетов и др. Одной из целей при этом является формирование национальных элит, ориентированных на «западные социальные ценности».

Во времена СССР число ИС в России составляло до нескольких сот тысяч человек -преимущественно из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Распределение их между отдельными вузами целиком регулировалось государством, а финансирование осуществлялось в основном из госбюджета. После распада СССР число ИС резко уменьшилось, а затем начало расти и достигло максимума [1] в 1997 г. (около 70 тыс. чел.). Затем, под влиянием кризиса 1998 г. снизилось, хотя в последующие годы рост возобновился. Согласно данным Всемирного доклада по образованию ЮНЕСКО [2], в 2007 г. это количество составляло около 60 тыс. человек. Однако по [1] (2002-2003 гг.) в 650 российских вузах обучается свыше 120 тыс. ИС.

Вероятно, новые нормы законодательства, принятые в 2009 г., которые облегчают ИС доступ к российскому рынку образования, обеспечат рост этого количества.

Переходим к характеристике структуры контингента ИС в российских вузах. Представители западноевропейских стран, а также США и Канады, составляют в целом около 10 % их контингента [4] (2007 г.). В значительной степени этот контингент - дети эмигрантов из СССР и России, хорошо знающие русский язык. Порядка 20-25 % ИС представляют развивающиеся государства Азии, Африки, Латинской Америки. Остальные 60-65 % представляют ближнее зарубежье (в основном страны СНГ). Эти студенты - дети русскоязычных родителей (или хотя бы одного из них) и представители коренного населения этих стран, прежде всего тех, где русский язык сохраняет позиции языка межнационального общения. В силу этого языковый барьер для ряда таких студентов вообще отсутствует, они лучше знают российские законы и реалии жизни, более приспособлены к российскому климату. Все это позволяет им быстрее адаптироваться к условиям обучения в России.

Дополнительно укажем, что в ряде стран ближнего зарубежья научно-техническая литература продолжает издаваться на русском языке, а нормативная база деятельности (например, в сфере строительства) остается близкой к российской. Продолжают действовать и межгосударственные ГОСТы.

Однако осуществляемые в ряде стран ближнего зарубежья меры, направленные на снижение статуса русского языка способны снизить привлекательность российских вузов. В какой-то степени сказывается и ограниченность финансирования российских культурных центров в этих странах.

Кроме языкового барьера или его отсутствия, существуют и другие причины, снижающие конкурентоспособность российских вузов на мировом рынке образования. Это, прежде всего, качество преподавания и несоответствие международным стандартам обучения. Таким образом, возможности привлечения ИС объективно являются ограниченными, а те, что есть, пока используются не полностью.

Среди российских вузов существует и определенная «внутренняя» конкуренция за привлечение ИС, включая внутрирегиональную. Основные конкурентные преимущества российских вузов в отношении ОИС: относительно низкие цены на обучение; сравнительно теплый климат в некоторых регионах; близость части регионов России к странам постоянного проживания ИС; многонациональный и многоконфессиональный характер части регионов, что традиционно обеспечивает толерантность восприятия ИС населением, прежде всего -молодежью; упрощенный визовый режим и нежесткие миграционные правила в отношении ИС; в ряде случаев - предложение новых образовательных программ на современном уровне. Таким образом, вузы приграничных регионов России могут иметь ряд конкурентных преимуществ перед более известными вузами, расположенными в центре страны.

Конкурентные недостатки в отношении ОИС определяются такими факторами: неудовлетворительные бытовые условия в общежитиях и дороговизна самостоятельной аренды жилья; высокая стоимость проживания в некоторых городах (к региональным вузам это относится в меньшей степени); сложности с медицинским обслуживанием, занятием физкультурой и спортом; в ряде регионов - неудовлетворительная социальная и криминальная обстановка, включая недостаточную толерантность к людям иной национальности, религии или с иным цветом кожи; слабое владение преподавателями и студентами российских вузов иностранными языками; низкая известность за рубежом многих российских вузов, особенно региональных.

Приведем данные по оценке условий обучения студентами из стран СНГ и Балтии за 2008 г. Многим из них не нравятся условия проживания в общежитии (30,2 %), организация досуга (28,5 %), медицинское обслуживание (26,6 %), условия для занятий спортом (25,1 %), работа столовой, кафе, буфета (22,0 %) [3].

Для решения ряда проблем, связанных с ОИС в России, включая правовую и социальную защиту, была создана Ассоциация иностранных студентов (http://www.russia.edu.ru/support/aisr, e-mail: gabriel@gubkin.ru).

Большинством факторов конкурентоспособности вузы могут управлять. Это требует затрат, отдача от которых проявляется с задержкой по времени, обычно разной для разных факторов. Поэтому возникает задача оптимального распределения средств на различные нужды. При этом необходимо учитывать и факторы, связанные с российскими студентами.

Можно выделить в основном три формы ОИС: очную в российских вузах; заочную с использованием дистанционных технологий обучения (ДТО); организацию филиалов российских вузов в зарубежных странах, в том числе и для поддержки ДТО. Первая форма -традиционна и применима для всех категорий студентов. Однако для вуза она достаточно затратна, в том числе в связи с необходимостью обеспечения мест в общежитиях с необходимым бытовым уровнем. Дефицит таких мест сейчас испытывают большинство вузов, так как в рамках расширения набора платного контингента многие общежития были переделаны под учебные корпуса.

Вторая форма эффективна в основном для русскоязычных студентов, проживающих в странах СНГ и российских вузов, расположенных в приграничных районах. При этом могут использоваться письменные консультации средствами электронной почты, а также онлайн-консультации с использованием средств типа ICQ. Консультации через программы типа Skype с передачей и звука и изображения требуют слишком большого трафика и потому в большинстве случаев пока экономически не эффективны. То же можно сказать и об использовании профессиональных систем видеоконференцсвязи для дистанционного чтения лекций и ответов на вопросы групп студентов. Однако снижение цен, переход на безлимитные тарифы, скоростной доступ по беспроводным каналам и др. в перспективе могут изменить ситуацию.

Третья форма также распространена, причем работа зарубежных филиалов обеспечивается за счет местных и временно командируемых из российских вузов преподавателей. Поддержка филиалов осуществляется и средствами информационных технологий, перечисленными выше.

В 37 филиалах ведущих вузов России, которые открыты в странах ближнего и дальнего зарубежья, сейчас обучаются 25 тысяч человек [1]. Это также в значительной мере дети из русскоязычных семей. Астраханский государственный университет имеет филиалы в Ташкенте (Узбекистан) и Баку (Азербайджан).

Отметим еще возможность получения двух дипломов (в российском вузе и зарубежном) по результатам обучения в одном из них. Это практикуется на основе межвузовских соглашений, но требует унификации учебных курсов. В рамках расширения использования подходов на основе Болонского процесса, такая форма получит, вероятно, большее развитие, так как учебные курсы получат оценки в виде «кредитов», что облегчит процедуры сравнения.

Привлечение ИС для обучения в российских вузах основано на двух основных требованиях. Первое - вузы должны обеспечить конкурентоспособный комплекс условий, который заставит ИС сделать выбор в их пользу. При этом необходимо учесть, что часть этих условий воспринимается ИС субъективно. Второе требование - популяризация информации о вузе для ИС и/или соответствующих организаций в их странах.

Информационно-рекламное обеспечение (ИРО) деятельности вуза в отношении ОИС может осуществляться с использованием следующих каналов (методов): выпуск рекламных буклетов/проспектов на иностранных и русском языках, их адресная почтовая рассылка, распространение на выставках и ярмарках, в рамках визита делегаций и др.; работа с зарубежными агентствами по рекрутингу студентов; адресное распространение CD-дисков; информационная поддержка специализированных веб-сайтов или соответствующих страничек сайтов самих вузов (в том числе на иностранных языках); прямая рассылка предложений через интернет по электронной почте; использование возможностей сотовой связи для ИРО, включая рассылку СМС и голосовую связь; проведение различных конкурсов (олимпиад), победители которых получают право обучения на льготных условиях; известные схемы типа «приведи двух друзей и получи скидку» и др. Элементом ИРО можно также считать распо-

ложенную на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации [4] в разделе «Российское образование для иностранных граждан» обновляемую базу данных российских вузов, осуществляющих ОИС. Отметим, что часть затрат на создание/распространение ИРО ОИС, одновременно обеспечивает популяризацию вузов и на внутрироссийском рынке образовательных услуг.

В целом, вузами возможности по распространению информации в отношении ОИС используются относительно слабо. По [4] только от 20 до 30 % вузов активно используют для привлечения на учебу ИС прямые международные контакты, целенаправленную работу с иностранными выпускниками вузов, взаимодействие с иностранными посредническими фирмами. Почти не реализуются возможности, связанные с международными информационными образовательными ярмарками, потенциал русских культурных центров за рубежом и российских учреждений, имеющих сеть зарубежных посредников (от 50 до 80 % вузов вообще не использует их).

1. Среди целей российских вузов, связанных с привлечением ИС для обучения, имеются как тактические, так и стратегические.

2. Достижение этих целей требует больших затрат, в связи с чем возникают задачи оптимизации последних по направлениям, объемам и срокам.

3. Имеющиеся средства ИРО привлечения ИС в российские вузы используются пока недостаточно активно и не комплексно.

Библиографический список

1. Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» / гл. ред. А. Вишневский ; админ, сайта Е. Сороко ; \уеЬ-мастер К. Решетников. - Режим доступа: http://www.demoscope.ra, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ., франц., немец.

2. Материалы Юнеско. - Режим доступа: http://www.uis.unesco.org, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

3. Министерство образования и науки Российской Федерации. Информационно-аналитическая система «Российское образование для иностранных граждан» / рук. проекта А. К. Скуратов ; информ. наполнение О. К. Захарова ; разраб. Н. Л. Хапланов. - Режим доступа: http://www.rassia.edu.ru, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ., фр., исп., казах., кит.

4. Рояк, В. Б. Факторы, влияющие на решение иностранных студентов из развитых стран приехать в Россию для обучения в МГУ им. М.В. Ломоносова / В. Б. Рояк, Е. В. Халицкая // Россия и социальные измерения в современном мире : материалы международной научной конференции «ЛОМОНОСОВ - 2004». - М. : Макс Пресс, 2004.

УДК 658.562.012.7

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ М.А. Чернышова, А.Ю. Утешева

Анализ коренных причин несоответствий и реализация корректирующих действий являются важнейшими элементами любой инициативы по улучшению качества. Решение этих задач особенно важно в организации со сложными процессами из-за большого числа возможностей возникновения ошибок. В таких случаях обычно применяют сложные пути решения проблем. Однако часто достаточно применить простые инструменты - например, диаграмму Парето и карты процессов. Рассмотренные в статье инструменты качества позволяют вовремя выявить и отобразить проблемы, установить основные факторы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.