АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ю. Ю. КОСЕНКОВА, Е. В. ЗОБОВА
Статья посвящена анализу важнейших проблем, имеющихся в пенсионной системе РФ. В работе выделены основные факторы, оказывающие влияние на состояние пенсионной системы.
Ключевые слова: пенсионная система, система пенсионного страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации, пенсионные накопления, дефицит бюджета ПФР, накопительная часть пенсии.
Система пенсионного страхования в Российской Федерации действует в ныне существующем виде с 1 января 2002 г. С этого момента было положено начало очередному, принципиально новому этапу в развитии системы пенсионного обеспечения России. Ранее существующая модель была признана неэффективной, не отражающей объективно трудовой вклад каждого из работающих граждан в развитие экономики страны, уравнительной. Новая модель предполагала учет при формировании пенсионных прав размера заработка каждого застрахованного на всем протяжении трудовой деятельности, введение в пенсионную схему накопительной составляющей, создание системы индивидуального (персонифицированного) учета данных о застрахованных лицах. Предполагалось, что нововведения повысят заинтересованность граждан в формировании собственной пенсии, обеспечат финансовую устойчивость системы пенсионного страхования.
Десять лет реализации данной концепции не оправдали возложенных на них надежд. В пенсионной системе, как снежный ком, нарастает комплекс проблем. В рамках данной статьи рассмотрим основные проблемы, существующие на данный момент в пенсионной системе России и факторы, влияющие на нее.
На систему пенсионного страхования воздействует комплекс факторов как внешних к пенсионной системе, так и присущих ей самой. К внешним факторам, в первую очередь, необходимо отнести демографическую составляющую. Существенное влияние на состояние пенсионной системы оказывает, в первую очередь, соотношение числа лиц трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста. Согласно про-
гнозам Федеральной службы государственной статистики доля населения трудоспособного возраста в процентах от численности населения сократится с 61,7 % в 2011 г. до 55 % в 2031 г. Соответственно доля населения старше трудоспособного возраста вырастет с 22 % в 2011 г. до 28,8 % в 2031 г. [5]. Таким образом, коэффициент демографической нагрузки, являющийся одним из важнейших показателей, влияющих на состояние пенсионной системы, рассчитываемый как отношение числа лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек, находящихся в трудоспособном возрасте, увеличится с 622 человек в 2011 г. до 818 в 2031 г. (из них на лиц старше трудоспособного возраста будет приходиться 524 человека) [1]. Следовательно, на одного гражданина пенсионного возраста будет приходиться 1,25 даже не занятого в экономике, а трудоспособного по возрасту гражданина (т. е. без учета безработицы, теневой занятости, инвалидности и т. д.). Если учесть, что основным источником финансирования выплаты текущих пенсий должны быть страховые взносы, уплачиваемые работодателями за работающих граждан, то демографическая ситуация представляется просто критической.
Следующим серьезным фактором, воздействующим на систему пенсионного страхования, является существенный теневой сектор экономики, в первую очередь, теневая занятость. Так называемые «серые зарплаты» приводят к недопоступлению существенных сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР). Это не позволяет как в должной мере обеспечить финансирование выплаты пенсий нынешним пенсионерам, так и сформировать в должном объеме пенсионные права работающих граждан.
Также на сбалансированность пенсионной системы влияют такие внешние факторы, как основные макроэкономические параметры, структура занятости, производительность труда, темп инфляции, номинальный размер заработной платы и другие.
Самой системе пенсионного страхования присущи следующие проблемы: во-первых, не сбалансирован тариф страховых взносов для самозанятых граждан. Размер уплачиваемых ими страховых взносов (из расчета установленного законодательством минимального размера оплаты труда) не позволяет им сформировать пенсионные права в объеме, позволяющем претендовать на достойную пенсию в будущем. В то же время, размер уплачиваемых ими взносов не позволяет ПФР использовать их для финансирования выплаты пенсии вышедшим на пенсию гражданам.
Во-вторых, одной из острых проблем остается неурегулированность вопроса о назначении досрочных пенсий широкому кругу застрахованных лиц. В связи с выходом на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста около 10 % пенсионеров пенсионная система несет большую дополнительную финансовую нагрузку [6]. С одной стороны, доходы ПФР уменьшаются на сумму неуплаченных страховых взносов за период с момента фактического выхода застрахованного лица на пенсию до момента достижения им общеустановленного пенсионного возраста. С другой стороны, в это же время возрастают расходы ПФР на сумму выплачиваемых таким гражданам трудовых пенсий по старости.
Еще одной существенной проблемой является неоправдавшая возложенных на нее надежд накопительная составляющая трудовой пенсии. В качестве основных причин сложившейся ситуации мы можем выделить:
1) недоверие государству со стороны граждан. Население не восприняло с энтузиазмом возможность самостоятельно определять судьбу своих пенсионных накоплений. Большая часть застрахованных граждан превратилась в так называемых «молчунов» - лиц, которые никак не выразили своего мнения по выбору субъекта инвестиционного рынка, которому они доверили бы для управления средства своих пенсионных накоплений. И, по умолчанию, средства таких граждан инвестируются Государственной управляющей компанией (ГУК). ГУК, хотя и обеспе-
чивает более высокий уровень гарантии сбережения средств пенсионных накоплений, располагает более узким набором инвестиционных инструментов, имеет более низкую доходность и, самое главное, испытывает чрезмерное давление от нарастающего объема пенсионных накоплений, достающихся ей для инвестирования (с учетом четко очерченного узкого круга инструментов для инвестирования). В настоящее время пенсионные накопления застрахованных лиц распределяются следующим образом: в ГУК остается 71,6 % совокупных пенсионных накоплений граждан (1358 млрд руб.), в негосударственных управляющих компаниях (УК) - 1,4 % (26,3 млрд руб.), в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) - 27 % (510,7 млрд руб.) [7]. То есть с каждым годом объем пенсионных накоплений, остающихся у государственной УК, сокращается, но темп изменений крайне невысок;
2) отсутствие грамотно проведенной разъяснительной кампании. Видимо государственные структуры восприняли частные УК и НПФ как конкурентов в борьбе за пенсионные накопления граждан. В то же время мы могли наблюдать возможности государства по проведению агитации по вопросам пенсионного страхования. В частности, активно стимулировалось участие граждан в программе государственного софи-нансирования пенсии. Проведение активной рекламной кампании принесло свои плоды. По данным Пенсионного фонда РФ в данной программе уже участвуют более 9 млн чел. [3];
3) Также мы считаем ошибочным отказ в возможности иметь накопительную часть пенсии гражданам 1966 г. р. и старше. Данная категория населения была наиболее активна в плане формирования собственной пенсии, наиболее заинтересована в различных пенсионных программах. Мы полагаем, что решение об отказе таким гражданам в формировании накопительной части пенсии было продиктовано стремлением увеличить отчисления на страховую часть пенсии (в ущерб накопительной) для решения сиюминутных задач покрытия дефицита бюджета ПФР.
И самой главной проблемой, квинтэссенцией кризисного состояния пенсионной системы России является нарастающий дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Дефицит бюджета ПФР является индикатором, который привлекает внимание к проблемам пенсионной системы. Данные о размере дефицита бюджета ПФР приведены в таблице 1 [2].
Таблица 1
Показатели бюджета Пенсионного фонда России, млрд. руб.
Год Доходы Расходы Дефицит/профицит
2006 (исполнено) 1 637,58 1 537,26 100,32
2007(исполнено) 1 946,82 1 786,46 160,36
2008(исполнено) 2 730,17 2 357,79 372,38
2009(исполнено) 3 222,65 3 008,66 213,99
201О(исполнено) 4 610,08 4 249,23 360,85
2011(исполнено) 5 255,64 4 922,11 333,53
2012(утверждено) 5 696,86 5 407,31 289,55
2013(утверждено) 6 280,07 5 948,08 331,99
2014(утверждено) 6 938,64 6 567,61 371,03
Нарастание дефицита бюджета ПФР может привести к тому, что по оценкам Минфина России трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему к 2030 г. может составить до 3 % ВВП [4].
Таким образом, к настоящему моменту система пенсионного обеспечения России накопила целый комплекс взаимосвязанных проблем. Предлагается достаточно много вариантов выхода из сложившейся ситуации, во многом противоречащих друг другу. Даже в рамках Правительства РФ нет единодушия, так как различные министерства и ведомства видят выход из кризиса пенсионной системы в диаметрально противоположных действиях. Единственный неоспоримый факт заключается в том, что отсутствие изменений в сложившейся ситуации приведет либо к краху пенсионной системы в целом, либо к серьезному кризису государственных финансов.
Литература
1. Коэффициент демографической нагрузки. URL: http://www.gks.ru
2. Показатели бюджета Пенсионного фонда России URL: http://info.minfin.ru/pf.php
3. Программа государственного софинансирова-ния пенсии. URL: http://www.pfrf.ru
4. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года // Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. URL: http://www.rosmintrud.ru
5. Численность населения по отдельным возрастным группам. URL: http://www.gks.ru
6. Численность пенсионеров и средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров. URL: http://www.gks.ru
7. Investfunds URL: http://npf.investfunds.ru
* * *
THE ANALYSIS OF THE MAIN PROBLEMS OF PENSION INSURANCE SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Yu. Yu. Kosenkova, Ye. V. Zobova
Article is devoted to the analysis of the major problems which are available in pension system of the Russian Federation. In work the major factors having impact on a condition of pension system are allocated.
Key words: pension system, system of pension insurance, Pension fund of the Russian Federation, pension accumulation, RPF budget deficit, accumulative part of pension.