АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Н. Е. ЕГОРОВ,
кандидат физико-математических наук,доцент, заведующий отделом региональной инновационной политики E-mail:[email protected]
Г. С. КОВРОВ,
кандидат экономических наук,доцент, заведующий сектором региональной инновационной политики E-mail:[email protected]
С. Н. ПАВЛОВА, кандидат экономических наук,доцент, ведущий научный сотрудник E-mail: s. [email protected] Институт региональной экономики Севера
Выполнен анализ основных показателей состояния и развития науки, а также проанализированы показатели инновационной деятельности за период с 2000 по 2008 г. и факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия).
Ключевые слова: научно-технический потенциал, инновационное развитие, инновационная деятельность.
Республика Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции в Дальневосточном федеральном округе по объему производства в первую очередь в добывающих отраслях, по экспорту продукции, инвестициям, строительству жилья и школ, естественному приросту населения, розничному товарообороту надушу населения.
Природно-ресурсный потенциал обусловил модель экономического развития республики. Современная экономика Якутии базируется на добыче разведанных природных ископаемых — алмазов, золота, угля, природного газа, нефти, сурьмы, олова и др. К базовым отраслям экономики региона относятся: алмазодобывающая и топливная промышленность, электроэнергетика.
По уровню социально-экономического развития, рассчитанному Центром исследований и статистики науки (далее — ЦИСН), Республика Саха (Якутия) входит в группу регионов страны с уровнем развития выше среднего (16-е место в рейтинге регионов России по этому показателю) [1]. По индексу развития человеческого потенциала, рассчитанному по методике ООН, Якутия заняла 8-е место после Тюменской области, Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области [2]. В рейтинге российского агентства «Эксперт РА» находится в двадцатке инвестиционно привлекательных регионов России (18-е место среди всех субъектов Федерации) и входит в группу 2В, т. е. является регионом со средним уровнем инвестиционного потенциала и с умеренным уровнем риска. Сдерживающими рост инвестиционной привлекательности являются преимущественно природно-климатические и географические факторы. По кредитному рейтингу — присвоена группаА.
Доля региона в общероссийских экономических показателях за 2008 г. составляет:
• по объему промышленного производства —
0,8%;
• продукции сельского хозяйства —0,6%;
• розничного товарооборота — 0,6 %;
• объем инвестиций в основной капитал —
1,8%.
По абсолютным значениям показателей ВРП и промышленного и сельскохозяйственного производства на душу населения республика стабильно входит в первую десятку регионов России [3]. Положительную тенденцию имеет динамика роста ВРП по Республике Саха (Якутия) на душу населения, выраженная в абсолютных значениях (от 85,4тыс. руб. в 2000г. до 312,0тыс. руб. в 2008г.) (табл. 1).
Важным фактором, определяющим инновационное развитие Республики Саха (Якутия), является высокий научно-технический потенциал региона. Выполнение исследований и разработок в регионе обеспечивается совокупностью исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и внедренческих организаций, промышленных предприятий, вузов и других учреждений, которые являются основой формирующейся научно-инновационной системы региона. Именно высокий научно-технический и кадровый потенциал республики, действующих механизмов сопряжения науки с проблемами социально-экономического развития, использования благоприятной макроэкономической ситуации для поддержки инновационной деятельности позволяют выделить Республику Саха (Якутия) как регион с инновационным потенциалом, сопоставимым, по мнению отдельных исследователей, с потенциалом лидеров инновационного развития [5].
Динамика валового регионального
Анализ основных показателей состояния и развития науки показывает, что в данном секторе имеются следующие проблемы [6]:
1. Недостаточный объем финансирования науки вРС(Я).
В 2008 г. доля затрат на исследования и разработки составила 0,1 % в расходной части бюджета субъекта при значительном сокращении объемов финансирования из республиканского бюджета начиная с 2007г. (в 2008г. — 127,0 млн руб.), что можно объяснить передачей в 2007 г. в федеральную собственность ряда институтов Академии наук Республики Саха (Якутия). Такая же тенденция снижения наблюдается в показателе отношения финансирования науки к валовому региональному продукту (табл. 2, рис. 1).
2. Снижение числа занятых исследованиями и разработками.
За период 2000—2008 гг. общая численность занятых исследованиями и разработками сократилась с 2 662 до 2 359 чел., в том числе исследователей — с 1 396 до 1 284 чел. (табл. 3).
3. Слабая материально-техническая база науки и рост уровня износа основных фондов в отрасли (с 27,5 %в 2000г. до 55,5 %в 2008г.).
Основные фонды отрасли включают в себя, помимо зданий и сооружений, опытно-экспериментальное оборудование, средства автоматизации и вычислительную технику, научные приборы и пр., обеспечивающие воспроизводство
Таблица 1
юдукта Республики Саха (Якутия)
Показатель Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008*
ВРП в основных ценах, млнруб. 81 960 100 922 115117 132 964 153 497 183 027 206 845 246 469 296 604
Темп роста ВРП к предыдущему году, процент 107,8 101,8 101,0 104,3 107,7 104,9 103,4 104,5 103,7
ВРП на душу населения, тыс. руб. 85,4 105,7 121,2 140,1 161,6 192,6 217,7 259,2 312,0
Источник: рассчитана по данным Госкомстата России за 2008 г. http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi. * По данным Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия).
Таблица 2
Показатели бюджетного финансирования науки РС (Я), млн руб.
Ассигнования по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» консолидированного бюджета Год
22000 22001 22002 22003 22004 22005 22006 22007 22008
В фактически действовавших ценах 187,3 188,4 266,6 320,0 309,0 329,8 358,5 210,5 127,0
В процентах к ВРП 0,23 0,19 0,23 0,24 0,20 0,18 0,17 0,09 0,04
В процентах к расходам бюджета 0,8 0,6 0,7 0,8 0,7 0,5 0,59 0,3 0,1
Стат. сборник за 2005—2008гг. по подразделу «Фундаментальные исследования» раздела «Общегосударственные вопросы» и подразделов «Прикладные научные исследования» соответствующихразделов.
Источник: Наука в Республике Саха (Якутия): стат. сборник / ТО ФСГС по РС (Я). Якутск, 2009. С. 7.
0,9
0,8
0,7
0,6
£ 0,5 <и
I 0,4
с
0,3 0,2 0,1 О
0,8 0,8
0,7 0,7
0,6 0,59
0,5
0,23 0,23 0,24 \ 0,3
0,19 ^^^ + 0,2 0,18 0.17
0,09 0,1
0,04
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Годы
—♦— В процентах к ВРП —я— В процентах к расходам бюджета
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел.
Рис. 1. Динамика отношения финансирования науки к ВРП и к расходам бюджета по годам
Таблица 3
Год Всего Исследователь Техник Вспомогательный персонал Прочие
2000 2 662 1 396 435 324 507
2001 2 688 1396 460 348 484
2002 2 727 1433 452 363 479
2003 2 602 1 359 438 356 449
2004 2 645 1 382 466 330 467
2005 2 573 1 338 430 342 463
2006 2 450 1 307 409 317 417
2007 2 537 1 388 415 293 441
2008 2 359 1284 357 281 437
Источник: Наука в Республике Саха (Якутия): стат. сборник / ТО ФСГС по РС (Я). Якутск, 2009. С. 12.
Таблица 4
Основные средства исследований и разработок, млн руб.
Показатель Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Среднегодовая стоимость основных средств 635,1 684,5 790,6 1 019,0 1 163,2 1 108,5 1 330,1 1 586,9 1 474,8
Из них машин и оборудования 112,3 167,8 237,3 213,3 250,6 287,5 347,8 408,9 489,1
Доля машин и оборудования в общей стоимости основных средств, процент 17,7 24,5 30,0 20,9 21,5 25,9 26,1 25,8 33,2
Степень износа основных фондов на конец года, % 27,5 23,9 22,9 28,6 38,8 35,0 49,8 51,4 55,5
Источник. Наукав Республике Саха (Якутия): Статистический
новых научных знаний и технических нововведений. По итогам 2008 г. степень износа основных фондов науки составила 55,5%, удельный вес машин и оборудования в стоимости ОФ — 33,2 % (табл. 4).
4. Слабая результативность прикладных исследований и разработок, определяемая числом заявок, поданных на регистрацию объектов интеллектуальной собственности за последние 9лет.
сборник/ТО ФСГС по РС (Я). Якутск, 2009. С. 29, 31.
Так, в 2000 г. было подано 68 заявок на регистрацию изобретений и полезных моделей, в 2008 г. — 71 заявка, а выдано патентов, соответственно, 42 и 50 (табл. 5).
5. Недостаточное количество заказов от предпринимательского сектора.
Бюджет остается основным источником финансирования НИОКР (1182,4 млн руб., или 82,2% внутренних затрат на исследования и разработки
Таблица 5
Сведения о поступлении заявок на выдачу патентов на изобретения и полезные модели и выдаче патентов на них
Год Изобретение Полезная модель
Подано заявок на выдачу патентов Выдано патентов Подано заявок на выдачу патентов Выдано патентов
2000 61 40 7 2
2001 62 41 8 9
2002 76 43 8 8
2003 60 53 3 8
2004 81 45 3 -
2005 75 43 3 3
2006 55 59 6 4
2007 75 55 8 9
2008 62 43 9 7
Источник: Наука в Республике Саха (Якутия): стат. сборник / ТО ФСГС по РС (Я). Якутск, 2009. С. 41.
за 2008 г.), а средства организаций предпринимательского сектора в 2008 г. составили 104,0 млн руб. (7,2%) (табл. 6).
Основные показатели инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) с 2000 по 2008 г. представлены в табл. 7. В последние годы наблюдается тенденция сокращения числа организаций, занимающихся инновационной деятельностью (в 2000г. - 27, в 2008г. - 19). В 2008г. доля организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, составила — 4,7 % (в 2000 г. — 6,6 %). По итогам 2008 г., из общего числа инновационно активных предприятий 13 занимались чисто технологическими инновациями, внедрением технологически новых продуктов и процессов.
Общую картину инновационных процессов в регионе продолжают определять добывающая
Распределение внутренних затрат на исследования и
и пищевая промышленность, электроэнергетика и связь, где формируется до 95 % инновационной продукции и 99 % затрат на инновационную деятельность. Согласно статистическим данным, объем инновационной продукции организаций промышленности, осуществляющих технологические инновации, составил в 2008 г. 4 206,2 млн руб., из которых 79 % инноваций относится к деятельности по добыче полезных ископаемых. В сфере услуг объем инновационной продукции составил 398,2 млн руб., из которых 99,9 % относится к отрасли связи. Таким образом, общий объем инновационной продукции за 2008г. достиг 4 604,4 млн руб., что в 7,7 раз превышает показатель предыдущего года в основном за счет значительных технологических усовершенствований предприятиями добывающей отрасли. Доля инновационной продукции составила 1,6%от общего объема ВРП{рис. 2).
Следует отметить, что 70% инновационно активных предприятий наиболее важным считают местный (региональный) рынок сбыта, т. е. инновационная деятельность в республике ориентирована преимущественно на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Среди инновационно активных предприятий доля ориентированных на внешние рынки сбыта недостаточно высока. Так, на российский рынок выходят 40%, зарубежный рынок является наиболее важным рынком сбыта для 15 %. В целом, масштабы инновационной деятельности в республике остаются незначительными и не оказывают существенного влияния на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Динамика затрат на технологические инновации предприятий региона неоднородна, имеется
Таблица 6
разработки по источникам финансирования, млн руб.
Показатель Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Внутренние затраты на исследования и разработки, всего 366,8 464,3 634,7 648,6 663,3 660,9 833,0 1113,0 1438,2
Из них по источникам финансирования: - - - - - - - - -
Собственные средства 72,8 112,2 129,4 105,9 92,4 39,1 39,8 37,8 42,9
Бюджетные средства1' 248,6 277,6 410,2 463,0 499,1 548,1 686,1 919,8 1182,4
Сюджетные ассигнования на содержание ВУЗа (сектор высшего образования) 5,3 6,2 8,5 12,4 9,3 18,7 — — —
Средства внебюджетных фондов 16,8 32,7 23,4 14,0 21,0 10,7 43,0 49,5 32,1
Средства организаций государственного сектора 20,2 27,5 44,1 27,9 11,8 9,5 2,3 8,0 35,6
Средства организаций предпринимательского сектора 2,2 2,7 11,7 17,8 25,7 29,1 32,3 65,9 104
Средства организаций сектора высшего образования - - - - - 0,3 27,3 25,2 35,6
Средства частных некоммерческих организаций - 0,005 - 0,4 - - - - -
Средства иностранных источников 0,9 5,4 7,4 7,1 4,0 5,3 2,2 6,9 5,5
Включая бюджетные ассигнования на содержание вузов и средства организаций государственного сектора до 2003 г.
Источник'. Наука в Республике Саха (Якутия): стат. сборник / ТО ФСГС по РС (Я). Якутск, 2009. С. 33.
Таблица 7
Основные показатели инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия)
Показатель Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Число организаций, занимавшихся инновационной деятельностью всего, единиц 27 14 20 20 18 19 25 21 19
От общего числа обследованных организаций, в процентах 6,6 4,2 6,7 6,6 5 5,1 7 5,7 4,7
Объем инновационной продукции организаций промышленности и сферы услуг, млн руб. 188,3 45,7 60,4 352,3 645,2 236,2 404,4 600,4 4604,4
Доля инновационной продукции, в объеме отгруженной, в процентах 0,4 0,1 0,1 0,6 1 0,3 0,4 0,4 3,7
ВРП в основных ценах, млн руб. 81 960 100 922 115 117 132 964 153 497 183 027 206 845 246 469 296 604
Доля инновационной продукции в объеме ВРП, в процентах 0,23 0,05 0,05 0,26 0,42 0,13 0,20 0,24 1,55
Источник: Рассчитана по данным стат. сборника ТО ФСГС поРС (Я) «Наука в Республике Саха (Якутия)» за 2008 г.
1,80 1,60 1,40 1,20 1,00 0,80 0,60 0,40 0,20 0,00
Рис. 2. Динамика изменения доли инновационной продукции в общем объеме ВРП за 2000-2008 гг.
2001
2003
тенденция к сокращению финансирования инновационной деятельности. Общий объем затрат на технологические инновации в 2008 г. составил 1 902,3 млн руб. (в 2007г. - 2 226,1 млн руб.), что на 14,5% меньше объемов 2007г. Финансирование инновационных проектов является для предприятий региона самой сложной проблемой. Главным источником финансирования остаются собственные средства предприятий. В целом по республике самофинансирование — основной источник покрытия затрат на инновации — 1 901,0 млн руб. (или 99,9% от общего объема затрат). В 2007—2008 гг. средства из республиканского бюджета на технологические инновации не были направлены. В 2008 г. на 1,3 млн руб. использованы средства внебюджетных фондов. Такую ситуацию можно объяснить условиями глобального финансово-экономического кризиса (табл. 8).
Отраслевая структура затрат на инновации отличается высокой степенью концентрации: большая часть затрат на технологические инновации (42,5 %) приходится на предприятия по добыче
алмазов, на предприятия по добыче угля — 25,6 %, на предприятия отрасли «Связь» — 26,4%. В республике практически все затраты (1 902,3 млн руб., или 98,4%) относятся к процессному типу технологических инноваций. На долю организационных инноваций приходится 1,5% (30,0 млн руб.) всех затрат, а на долю маркетинговых инноваций — всего 0,02% (0,3 млн руб.) (табл. 9).
Наибольшие трудности в осуществлении инновационной деятельности связаны с экономическими факторами. По оценкам самих организаций, к числу наиболее весомых относятся: недостаток собственных средств (27 %); недостаток финансовой поддержки со стороны государства (26,2%); а также высокая стоимость нововведений (21,5%). Руководители организаций выделяют такие факторы, как высокий экономический риск (22,3%), низкий платежеспособный спрос на новые продукты (15,1 %) (рис. 3).
Среди факторов производственного характера (рис. 4) наибольшее беспокойство вызывает низкий инновационный потенциал предприятий
Таблица 8
Затраты на технологические инновации организаций промышленности и сферы услуг по источникам финансирования, млн руб.
Затраты Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Собственные средства предприятия 2 018,9 4 309,0 3 126,9 881,8 1 804,7 1 055,8 1 324,8 2 226,1 1 901,0
Федеральный бюджет 0,9 - - 0,6 - 62,7 0,0 - -
Республиканский и местные бюджеты 95,4 71,8 7,1 77,3 3,9 10,6 2,9 - -
Внебюджетные фонды 7,5 - 0,2 6,2 - - - - 1,3
Иностранные инвестиции - - - - - - - - -
прочие 12,3 74,9 - 74,6 16,4 162,8 756,1 - -
Из общего числа выполнено с привлечением кредитов и займов, всего 14,5 23,8 70,7 391,8 11,5 101,8 753,3 — —
Из них на льготных условиях 2,8 - - 316,0 - - 12,4 - -
Всего... 2135,1 4455,7 3 134,2 1 040,5 1825,0 1292,0 2 083,8 2226,1 1902,3
Источник: Наука в Республике Саха (Якутия): стат. сборник / ТО ФСГС по РС (Я). Якутск, 2009. С. 50.
Таблица 9
Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации, млн руб.
Затраты Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации, всего 2 135,1 4 455,7 3 134,2 1 040,5 1 825,0 1 292,0 2 136,5 2 278,8 1 932,6
На технологические инновации 2 135,1 4 455,7 3 134,2 1 040,5 1 825,0 1 292,0 2 083,8 2 226,1 1 902,3
На маркетинговые инновации - - - - - - 6,0 1,8 0,3
На организационные инновации - - - - - - 46,7 50,9 30,0
Источник', стат. сборник ТО ФСГС РФ по РС (Я) «Наука в Республике Саха (Якутия) за 2008 г.». Якутск, 2009.
(20,8%), недостаток квалифицированного персонала (21,8%), недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями (20,3 %), недостаток информации о рынках сбыта (24,3 %), недостаток информации о новых технологиях (23,3 %).
Кроме того, к сдерживающим факторам отнесены: неопределенность экономической выгоды от
Высокий экономический риск
Высокая стоимость нововведений
Низкий платежеспособный спрос на новые продукты
Недостаток финансовой поддержки со стороны государства
Недостаток собственных денежных средств
□ Основные или решающие □ Значительные □ Незначительные или малосущественны
Рис. 3. Экономические факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия), %
использования интеллектуальной собственности (18,6%), неразвитость инновационной инфраструктуры (18,8%), недостаточность законодательной базы (17,6%) (рис. 5). Таким образом, к основным факторам, препятствующим развитию инновационной деятельности в республике, относятся недостаток финансовых средств, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск,
_ низкий инновационный
потенциал организаций, недостаток квалифицированного персонала, а также недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность (до настоящего времени нет соответствующего федерального закона).
Нормативно-правовая база инновационной деятельности в республике включает:
30,0
Недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями
Недостаток информации о рынках сбыта
Недостаток информации о новых технологиях
Недостаток квалифицированного персонала
Низкий инновационный потенциал предприятия
©
• Закон о науке и научно-технической политике в Республике Саха (Якутия);
• Концепция госу- э дарственной по- | литики в области © науки и технологий в Республике Саха (Якутия) на периоддо 2010г.;
• Концепция инновационной политики PC (Я) на период до 2010 г. и план мероприятий по ее реализации [4]. Решением совета
по науке при президенте утверждены приоритетные направления развития науки и техники PC (Я) до 2010 г. и перечень критических технологий.
В связи с истечением сроков действия ранее принятых нормативных актов и с учетом утвержденных программ социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу целесообразно ускорить принятие Стратегии развития инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) до 2030 г., а также решение вопроса о создании профильной структуры в системе органов власти, курирующей инновационную политику.
Список литературы
1. Богачев Ю., Винокуров В. Сравнительный анализ научно-технического и инновационного развития субъектов РФ. Бюджет, 2008, № 2. URL: http://bujet. ru/article/31186.php.
2. Заусаев В. К., Быстрицкий С. П., Бурдакова Г. И. Инновационное развитие восточных регионов России: реалии и перспективы. //Дальневосточный международный экономический форум. В 8 т. Т. 6. Стимулирование инновационной деятельности как необходимое
| |
12,7
16,1
20,3
2,5
J 16,6
У!
ZU 2f
J 21,3
1 74
1
□ 21,8 У 21,3
J 6,4
19,1
3 20,8
24,3
0,0
5,0
10,0
15,0
20,0
25,0
30,0
□ Незначительные или малосущественные □ Значительные □ Основные или решающие
Рис. 4. Производственные факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия)
Неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности
Неразвитость инновационной инфраструктуры
Недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов
1 15,6 15,8
|3 ,2
1
1 18
И,2
И
I
I 3,5
]1£
7,1 17,6
0,0 2,0 4,0 6,0 8,0
10, 0
12, 0
14, 0
16, 0
18, 0
20, 0
□ Основные или решающие □ Значительные
□ Незначительные или малосущественные
Рис. 5. Другие факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия), %
условие конкурентоспособности экономики Сибири и Дальнего Востока: материалы круглого стола. /Правительство Хабаровского края. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2006. 247 е.: ил. С. 83—94.
3. Концепция Схемы развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года.
4. Концепция инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.08.2004 № 379.Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006 № 411 и одобрена Правительством РФ от 08.02.2007.
5. Наука в Республике Саха (Якутия): Статистический сборник / ТО ФСГС по РС (Я). Якутск, 2009. 54 с.