Научная статья на тему 'Научно-инновационный потенциал регионов Северо-Востока России'

Научно-инновационный потенциал регионов Северо-Востока России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Н. Е., Ковров Г. С., Павлова С. Н.

В статье выполнен анализ научно-инновационного потенциала и определены перспективы инновационного развития регионов Северо-Востока России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егоров Н. Е., Ковров Г. С., Павлова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-инновационный потенциал регионов Северо-Востока России»

31 (334) - 2013

Инновациииинвесшиции

УДК 332.1

НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ

Н. Е. ЕГОРОВ,

кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий отделом региональной инновационной экономики E-mail: ene01@ya. ru

Г. С. КОВРОВ,

кандидат экономических наук, доцент,

ведущий научный сотрудник отдела региональной инновационной экономики E-mail: kgs02@yandex. ru

С. Н. ПАВЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела региональной инновационной экономики

E-mail: snikandrovna@yandex. ru Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

В статье выполнен анализ научно-инновационного потенциала и определены перспективы инновационного развития регионов Северо-Востока России.

Ключевые слова: субъекты Северо-Востока России, научно-инновационный потенциал, показатели инновационной деятельности, инновационное развитие, инновационная экономика.

Северо-Восток Российской Федерации - макрорегион важнейших геостратегических интересов страны, природный и экономический потенциал

которого становится важным ресурсом развивающейся по инновационному пути российской экономики. В северо-восточную зону Дальневосточного федерального округа входят Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Чукотский автономный округ и Камчатский край с национально-автономным образованием Корякский автономный округ. По состоянию на 01.01.2012 на площади в 4 731,8 тыс. км2 (более четверти всей территории страны) проживают всего 1 481,6 тыс. чел., что составляет 1,04 % численности населения РФ и 23,6 % населения Дальневосточного федерального

округа. Наибольшее число жителей в Республике Саха (Якутия) - 955,9 тыс. чел. (64,5 % населения региона), второй по численности - Камчатский край - 320,2 тыс. (21,6 %). В Магаданской области проживают 154,5 тыс. чел. (10,4 %), в Чукотском автономном округе - 51 тыс. чел. (3,4 %) [4].

Основными препятствиями инновационного развития регионов Северо-Востока России являются экстремальные природно-климатические условия, отдаленность регионов от политического центра, недостаточно развитая система транспортной инфраструктуры, которые обусловливают по сравнению с центральными регионами высокие затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. В этих условиях реальное развитие инновационной экономики регионов возможно в основном за счет обеспечения рационального сочетания и эффективного использования научно-технического, интеллектуального, промышленного потенциала и имеющихся природных ресурсов. Создание новых экономических комплексов на основе сетевых взаимосвязей в виде территориально-производственных кластеров также является одним из эффективных механизмов развития инновационной экономики субъектов российского Северо-Востока.

Республика Саха (Якутия). Значительный научно-образовательный и кадровый потенциал, высокий уровень интеграции науки и образования, реализация крупных инвестиционных проектов, благоприятная макроэкономическая ситуация для поддержки инновационной деятельности позволяют выделить Якутию как регион с высоким, но еще не реализованным инновационным потенциалом.

Благодаря планомерной реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года [6], межрегиональных инвестиционных проектов развитие Республики Саха (Якутия) характеризуется реальным ростом основных макроэкономических показателей: валового регионального продукта (ВРП), объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, связи, торговли и услуг. Республика занимает в России ведущие позиции в добыче алмазов (1-е место), угля (5 -е место), по объему ВРП на душу населения (5-е место), по инвестициям в основной капитал на душу населения (6-е место). По объему ВРП на душу населения среди регионов Дальневосточного федерального округа республика занимает третье место после Сахалинской области и Чукотского автономного округа [3].

Важным конкурентным преимуществом республики является наличие многопрофильного научно-образовательного комплекса, который способен обеспечить разработку и внедрение современных технологий на существующих и создаваемых предприятиях. Научно-образовательный потенциал представлен институтами Якутского научного центра Сибирского отделения РАН, Академией наук Республики Саха (Якутия), Якутским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Сибирского отделения РАСХН, Якутским научным центром комплексных медицинских проблем Сибирского отделения РАМН, научно-исследовательскими институтами Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова и учреждениями высшего, среднего и начального профессионального образования. Основными элементами инновационный инфраструктуры республики являются ГАУ Технопарк «Якутия», Арктический инновационный центр Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, Центр внедрения инновационных технологий Академии Республики Саха (Якутия), Агентство по поддержке инноваций при ГБУ «Центр поддержки предпринимательства» и др.

В 2011 г. был создан Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке, являющийся республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию по вопросам научной, научно-технической и научно-инновационной деятельности. Основными документами, регламентирующими инновационную деятельность в республике, являются Концепция научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года и государственная программа Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» [2].

Магаданская область является вторым после Республики Саха (Якутия) крупным административно-территориальным регионом Северо-Востока России. Экономика области в основном базируется на добыче и переработке драгоценных металлов -золота и серебра, которые определяют ее будущее как сырьевого региона на обозримую перспективу. Инновационное развитие территории связано с введением в оборот новых видов полезных ископаемых или использованием новых технологий не только в

горнодобывающей отрасли, но и в области освоения и переработки биоресурсов, в энергетике, коммунальном хозяйстве, транспорте, связи и туризме [1]. Научно-технический потенциал сосредоточен в 8 научных центрах (Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт Дальневосточного отделения РАН, Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения РАН, Международный научно-исследовательский Центр «Арктика», Северо-Восточный государственный университет и др.), в которых трудятся 540 научных сотрудников, 27 докторов и 89 кандидатов наук.

Процессы формирования и реализации инновационной политики Магаданской области, областных целевых инновационных программ и инновационных проектов регулируются законом Магаданской области от 28.04.2010 № 1271-ОЗ «Об инновационной деятельности в Магаданской области» и областной целевой программой «Инновационное развитие Магаданской области на 2009-2013 годы», утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 15.01.2009 (ред. от 11.04.2013). Инновационная деятельность в области координируется управлением по инновационной политике администрации Магаданской области и координационным советом по инновационной деятельности при губернаторе Магаданской области.

В инновационную инфраструктуру входят инновационно-технологический центр СевероВосточного комплексного научно-исследовательского института Дальневосточного отделения РАН, лаборатория инновационных исследований Северо-Восточного государственного университета, некоммерческое партнерство «Северо-Восточный центр интеллектуальной собственности», ООО «Магаданское агентство содействия инновациям» и др. Инновационной деятельностью занимаются 35 организаций в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, связи. Общий уровень инновационной активности территории в 2010 г. составил 34,3 % (в 2009 г. - 32,3 %).

В Магаданской области формируются инновационные кластеры в горнодобывающей, энергетической и рыбной отраслях региональной экономики.

Камчатский край. Научно-инновационная деятельность в крае осуществляется на основе закона Камчатского края от 29.03.2012 № 25 «Об отдельных вопросах в сфере развития научной,

научно-технической и инновационной деятельности в Камчатском крае» и ведомственной целевой программы «Государственная поддержка инновационной деятельности в Камчатском крае на 2011-2013 годы». Основная часть научного и научно-технического интеллектуального потенциала сосредоточена в 10 учреждениях высшего профессионального образования, 5 академических и 10 ведомственных (отраслевых) научно-исследовательских институтах. В настоящее время в научных исследованиях и подготовке специалистов принимают участие 44 доктора и 220 кандидатов наук. Основная доля научных исследований приходится на учреждения Дальневосточного отделения РАН, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, Камчатский государственный технический университет.

Камчатский морской кластер предполагает формирование сети добывающих и перерабатывающих предприятий по эффективному освоению морских ресурсов края. В структуре кластера планируется развитие высокотехнологичных отраслей -микробиологической, фармацевтической, косме-тологической, базирующихся на использовании объектов животного и растительного мира региона и прилежащих морей.

Чукотский автономный округ. Для Чукотского автономного округа в наибольшей степени характерны специфические особенности районов Крайнего Севера Российской Федерации. Низкая плотность населения (менее 0,1 чел. /км2), высокая удаленность и труднодоступность населенных пунктов при площади территории 721,5 тыс. км2, недостаток собственных топливных ресурсов, высокая стоимость энергоресурсов и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, высокие издержки производства являются объективными факторами, негативно влияющими на социально-экономическое положение и демографическую ситуацию в округе.

Валовой региональный продукт, произведенный в Чукотском автономном округе, по итогам 2009 г. составил 45,4 млрд руб., а инвестиции в основной капитал - 13,2 млрд руб. [5]. На территории округа сосредоточено около 10 % разведанных в России запасов золота. По состоянию на 01.01.2012 балансовые запасы золота в округе оцениваются в объеме около 469,7 т.

В качестве стратегических направлений экономической деятельности в Чукотском автономном

округе с учетом специфических особенностей Крайнего Севера определены развитие добывающих отраслей и проведение геологоразведочных работ для более полного и эффективного освоения минерально-сырьевой базы.

Повышение инвестиционного потенциала связано с крупными инфраструктурными проектами правительства Чукотского автономного округа. Это прежде всего строительство и реконструкция автомобильных дорог с выходом к разрабатываемым месторождениям драгоценных металлов. С 2001 г. реализовано несколько крупных программ по развитию средств связи. Развитие социальной инфраструктуры и повышение качества жизни оказывают позитивное влияние на кадровый потенциал региона.

По данным сайта «Наука и инновации в регионах России», в 2009 г. научно-технический потенциал Чукотского автономного округа в сфере научно-исследовательских работ представлен двумя организациями. Численность персонала, занятого в области научно-исследовательских работ, - 36 чел. [4], что говорит о низком уровне научно-инновационной деятельности в регионе.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.11.2010 № 1329 образован Чукотский филиал Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, который является обособленным структурным подразделением университета, расположенным в г. Анадырь и осуществляющим функции по оказанию услуг и выполнению работ в области образования и науки, подготовки высококвалифицированных специалистов, обеспечения необходимых условий для развития науки, всестороннего развития личности.

По данным рейтинга Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), регионы Дальневосточного федерального округа за 2011 г. входят в категорию низкой инновационной активности, что связывается с наиболее тяжелыми географическими и климатическими условиями, низкой плотностью населения и низкой экономической активностью в целом.

В целом свои позиции в рейтинге удалось сохранить примерно 9 % из 83 субъектов Федерации. Около 42 % регионов свою активность повысили, 49 %, наоборот, показали результаты ниже, чем в предыдущем году. Общий показатель инновационной активности за 2011 г. выше на 1,5 % аналогичного показателя за 2010 г. По мнению президента НАИРИТ О. Усковой, общий показатель иннова-

ционной активности регионов в целом оказался положительным (табл. 1).

Среди северо-восточных регионов лидирует Камчатский край, занимая 27-е место из 83 регионов России. Республика Саха (Якутия) и Магаданская область сохранили свои прошлогодние позиции. Чукотский автономный округ является аутсайдером в списке как по северо-восточному региону, так и в общей таблице рейтинга обследованных регионов России. Средний показатель рейтинга регионов Северо-Востока России за 2011 г. остался на уровне 2010 г.

По данным Росстата, значения показателя инновационной активности организаций несколько отличаются от приведенного рейтинга инновационной активности регионов. Объясняется это тем, что рейтинг - интегральный показатель, а инновационная активность организаций по Росстату -это отношение числа организаций в регионе, осуществляющих технологические, организационные или маркетинговые инновации, к общему числу организаций в регионе (табл. 2).

Таблица 1

Рейтинг инновационной активности регионов Северо-Востока России в 2011 г.

Регион Индекс инновационной активности Место в рейтинге Категория рейтинга

Республика Саха (Якутия) 0,00908 72-е Низкая инновационная активность

Магаданская область 0,00627 73-е Низкая инновационная активность

Камчатский край 0,02614 27-е Средняя инновационная активность

Чукотский автономный округ 0,00097 83-е Низкая инновационная активность

Источник: по материалам НАИРИТ - М1р://%'%глг. пак-й. ги/.

Таблица 2

Инновационная активность организаций северо-восточных регионов России в 2009-2011 гг., %

Регион 2009 2010 2011

Республика Саха (Якутия) 4,6 7,4 8,1

Камчатский край 8,5 9,6 21,8

Магаданская область 33,3 34,3 33,6

Чукотский автономный округ 11,1 12,5 12,5

Итого по Дальневосточному федеральному округу 8,3 8,6 11,2

Всего по Российской Федерации 9,3 9,5 10,4

Источник: [5].

Таблица 3 Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в северо-восточных регионах России в 2005-2011 гг., чел.

Регион 2000 2005 2010 2011

Республика Саха (Якутия) 2 662 2 573 2 249 2 380

Камчатский край 993 1 293 1 154 1 152

Магаданская область 587 599 572 638

Чукотский автономный 58 48 17 19

округ

Дальневосточный 14 184 14 347 12 776 13 408

федеральный округ

Источник: [7].

По статистическим данным за 2011 г., в Республике Саха (Якутия) исследованиями и разработками занимались 2 380 чел., в Камчатском крае - 1 152 чел., в Магаданской области - 638 чел., в Чукотском автономном округе - 19 чел. (табл. 3). По количеству организаций, выполнявших научные исследования и разработки, Республика Саха (Якутия) среди регионов Северо-Востока России занимает лидирующее положение - 23 организации (13,3 % от числа всех соответствующих организаций Дальневосточного федерального округа).

При этом наблюдается более высокая инновационная активность организаций Магаданской области за последние годы (34,3 %), чем в других регионах Дальневосточного федерального округа: Республика Саха (Якутия) - 7,4 %, Камчатский край - 9,6 %, Чукотский автономный округ - 12,5 % (среднее значение по федеральному округу в 2010г. - 8,6 %) [3].

В 2011 г. внутренние затраты на исследования и разработки в целом по региону составили 3 946,6 млн руб., что составляет 35,5 % от внутренних затрат на исследования и разработки по всему Дальнему Востоку. По сравнению с 2005 г. этот показатель

по Республике Саха (Якутия) увеличился в три раза (с 660,9 млн до 1 994,6 млн руб.), по Камчатскому краю - в 1,9 раза (с 590,6 млн до 1 106,6 млн руб.), по Магаданской области - в 1,8 раза (с 451 млн до 811,3 млн руб.), тогда как по Чукотскому автономному округу наблюдается сокращение затрат с 57,9 млн до 34,1 млн руб. (58,8 %) (табл. 4).

Основным источником финансирования для всех исследуемых регионов являются средства бюджетов всех уровней. В целом они составляют 3 182 млн руб., или 79,9 %. Собственные средства в 2011 г. составляли всего 8,7 %. На другие источники приходится 10,7 % затрат на исследования и разработки.

Анализ показывает, что по показателю затрат на технологические инновации за последние три года по всем регионам наблюдается увеличение затрат (с 1 943,5 млн до 2 630,3 млн руб. соответственно), что составляет от 3 до 8,8 % соответственно в общем объеме затрат на технологические инновации по Дальневосточному федеральному округу.

Если рассматривать отдельно по регионам, то в Республике Саха (Якутия) затраты на технологические инновации за анализируемый период выросли почти в два раза, в Камчатском крае - почти в четыре раза, в Чукотском автономном округе - в пять с половиной раз. В Магаданской области наблюдается резкое снижение (на 47,2 %) (табл. 5).

Данные по использованию передовых производственных технологий в регионе представлены в табл. 6.

Распределение объемов инновационной продукции по годам показывает, что за последние три года наблюдается тенденция роста объема инновационных товаров, работ, услуг в целом по Российской Федерации (с 934 589 млн до 2 106 740,7 млн руб.) и по Дальневосточному федеральному округу (с 13 365,1 млн до 288 090,7 млн руб.). Наблюдается

Таблица 4

Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования в северо-восточных регионах России в 2005 и 2011 г., млн руб.

Регион Всего Собственные средства Средства бюджетов всех уровней Другие источники

2005 2011 2005 2011 2005 2011 2005 2011

Республика Саха (Якутия) 660,9 1 994,6 39,1 105,4 548,1 1 650,5 73,7 238,7

Камчатский край 590,6 1 106,6 324,8 13,1 220,8 1 049,1 45,0 44,4

Магаданская область 451,0 811,3 287,1 224,9 126,8 449,9 37,1 136,5

Чукотский автономный округ 57,9 34,1 - - 18,4 32,5 39,5 1,6

Итого... 1 760,4 3 946,6 651,0 343,4 914,1 3 182,0 195,3 421,2

Источник: [7].

Таблица 5

Затраты на технологические инновации в северо-восточных регионах России в 2009-2011 гг., млн руб.

Регионы 2009 2010 2011

Республика Саха (Якутия) 794,6 701,2 1273,4

Камчатский край 109,9 172,5 630,0

Магаданская область 1 039,0 1 375,9 649,5

Чукотский автономный - 14,2 77,4

округ

Итого по северо-восточ- 1 943,5 2 263,8 2 630,3

ным регионам

Итого по Дальневосточ- 64 779,6 24167,3 29 955,0

ному федеральному округу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего по Российской 399122,0 400 803,8 733 816,0

Федерации

Источник: [5].

Таблица 6 Число используемых передовых производственных технологий в северо-восточных регионах России в 2009-2011 гг.

Регион 2009 2010 2011

Российская Федерация

Дальневосточный

федеральный округ

Республика Саха (Якутия) 449 494 597

Камчатский край 168 171 137

Магаданская область 347 420 387

Чукотский автономный округ - - -

Итого по северо-восточным 964 1085 1121

регионам

Итого по Дальневосточно- 5 564 5 589 6 595

му федеральному округу

Всего по Российской 201 586 203 330 191 650

Федерации

Источник: [5].

увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (с 4,5 до 6,3 % по РФ и с 1,6 до 20,3 % в ДФО).

Резкое увеличение доли в общем объеме товаров в 2011 г. по Дальневосточному федеральному округу можно объяснить увеличением значений этого показателя по Сахалинской области (табл. 7), обусловленного существенными затратами на технологические модернизации [7]. В 2011 г. наибольшие объемы инновационной продукции наблюдаются в Магаданской области и в Республике Саха (Якутия) (2 031,8 млн и 1 339,3 млн руб. соответственно) и по доле инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг также впереди Магаданская область (3,7 %) и Республика Саха (Якутия) (0,4 %). Среднее значение этого показателя по Российской Федерации составляет 6,3 %, по Дальневосточному федеральному округу достигает 20,3 % за счет показателей Сахалинской области.

Таким образом, субъекты Северо-Востока России обладают определенным инновационным потенциалом, необходимым для решения задач модернизации региональной экономики и перехода ее на инновационный путь развития. В то же время существуют трудности в реализации инновационного потенциала и осуществлении инновационной деятельности в регионе, связанные прежде всего с экономическими факторами. По оценкам самих организаций, к числу наиболее весомых относятся недостаток собственных средств (27 %), недостаток финансовой поддержки со стороны государства (26,2 %), высокая стоимость нововведений (25,1 %). Руководители организаций выделяют также такие факторы, как высокий экономический риск (22,3 %),

Таблица 7

Объем инновационных товаров, работ, услуг по северо-восточным регионам России

в 2009-2011 гг.

2009 2010 2011

Регион Млн От общего Млн От общего Млн От общего

руб. объема, °% руб. объема, °% руб. объема, °%

Республика Саха (Якутия) 3 051,4 2,0 2 184,7 1,1 1 339,3 0,4

Камчатский край 4,8 0,0 34,0 0,1 164,6 0,4

Магаданская область 1 370,3 3,4 2 397,0 5,2 2 031,8 3,7

Чукотский автономный округ 83,0 3,4 186,9 0,6 10,9 -

Итого по северо-восточным регионам 4 509,5 8,8 4 802,6 7,0 3 546,6 4,5

Итого по Дальневосточному федеральному 13 365,1 1,6 16178,9 1,5 288 090,7 20,3

округу

Всего по Российской Федерации 934 589,0 4,5 1243 712,5 4,8 2 106 740,7 6,3

Источник: [5].

низкий платежеспособный спрос на новые продукты (19,1 %). Среди факторов производственного характера (см. рисунок) наибольшее беспокойство вызывают низкий инновационный потенциал предприятий (20,8 %), недостаток квалифицированного персонала (21,8 %), недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями (20,3 %), недостаток информации о рынках сбыта (24,3 %), недостаток информации о новых технологиях (23,3 %).

Кроме того, к факторам, препятствующим инновационной деятельности, отнесены: неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности (15,6 %), неразвитость инновационной инфраструктуры (18,8 %), недостаточность законодательной базы (17,6 %).

Эффективное развитие всех отраслей экономики Северо-Востока возможно только с учетом специфики регионов и выделения приоритетов, что позволит успешно развивать новые организационно-экономические структуры. Современная ситуация требует разработки новых приоритетов в развитии науки. Особое внимание следует уделить согласованности научной, образовательной, промышленной концепций развития региона, обеспечить эффективное сотрудничество фундаментальной и прикладной науки, государственного и негосударственного секторов. Особую роль в решении

25

20

15

10

24,3

20,3

16,1

2,7

~23Х

16,6

2,5

21,3

21,8

3,5

1 2 3

Незначительные или малосущественные Значительные

Производственные факторы, препятствующие инновационной деятельности, %: 1 - недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями; 2 - недостаток информации о рынках сбыта; 3 - недостаток информации о новых технологиях; 4 - недостаток квалифицированного персонала; 5 - низкий инновационный потенциал предприятия

этих задач призван сыграть академический сектор науки. Прикладная наука должна ориентироваться на практическую реализацию новых знаний для повышения уровня жизни населения и обеспечения конкурентоспособности экономики. В связи с этим большое значение приобретают механизмы внедрения технологий, методик и других результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в промышленное производство. Научно-технические программы должны ориентироваться в первую очередь на коммерческое использование разработок, государству же нужно поддерживать лишь те проекты, которые приносят существенный коммерческий эффект.

Для изменения ситуации на общегосударственном и региональном уровнях необходимо активное проведение целенаправленной политики сохранения, поддержания и развития интеллектуального потенциала производства и активизации его введения в хозяйственный оборот. Требуется не простое принятие и утверждение государственной инновационной политики, что в принципе уже сделано, а реальная деятельность институтов государственной власти по решению заявленных в инновационной политике проблем и задач. Основными принципами деятельности институтов власти должны стать следующие концептуальные утверждения. Прежде всего это достижение в обществе понимания необходимости перехода России к инновационному пути развития. При этом значительная часть работы по созданию инновационной структуры российской экономики должна быть передана в регионы, где осуществляется реальное производство продукции. Это возможно, если властные структуры станут активными участниками инновационной деятельности и четко обозначат не только свои права, но и обязанности в процессе перехода. Большое значение имеет назревшая реформа непроизводс-

21,3

20,8

7,4

I

6,4

I

5

Основные или решающие

5

0

твенной сферы экономики, в первую очередь системы образования и научно-технической сферы, которые являются продуцентами интеллектуального продукта. Будущие преобразования предполагают системный характер, социальную направленность и должны приносить пользу всему обществу, а не узкому кругу выделившихся слоев населения (как это было во время приватизации). Кроме того, большое значение имеет создание в регионе инновационной инфраструктуры, способствующей внедрению в производство научных и научно-технических достижений, основными задачами которой станет отбор, оценка и доведение до стадии производства научных и научно-технических разработок, формирование базы данных о передовых достижениях науки и техники, маркетинговая работа с авторами и потребителями научно-технической продукции. Для успешного проведения региональной инновационной политики необходимо привлечение внебюджетных и негосударственных средств финансирования инновационной и научной деятельности, например посредством целевых региональных программ. Первостепенную важность имеет вовлечение научных организаций и конкретных предприятий в инновационные процессы региона, в первую очередь путем пересмотра отношения субъектов хозяйствования к вопросам создания, коммерциализации и использования объектов интеллектуальной собственности. Необходимо обеспечение правовой защиты результатов научно-технической деятельности в регионах, развитие инфраструктуры в области интеллектуальной собственности, создание и развитие регионального рынка интеллектуальной продукции; повышение патентной культуры.

Важно также участие государства в инновационной деятельности в регионах путем организации межотраслевой системы управления НТП и инновационной региональной инфраструктурой, а также поддержки, в том числе финансовой, приоритетных программ социально-экономического развития региона и важнейших проектов, обеспечивающих ускоренное и эффективное развитие отраслей хозяйства, привлечение к этой работе внебюджетных и иных фондов, банковских и других финансовых структур.

В случае выявления перспективных разработок и при последующем формировании на их основе инновационных и инвестиционных проектов необходимо создание благоприятных налоговых, кредитно-финансовых, таможенных и иных условий

для реализации данных проектов. Для объединения усилий по созданию прогрессивных технологий и перспективных инновационных продуктов важно развитие международного и межрегионального научно-технического сотрудничества, сопровождающееся активным стимулированием деятельности общественных, научных и научно-технических организаций.

Устойчивое развитие регионов Северо-Востока России в долгосрочной перспективе невозможно без внедрения инновационных технологий, позволяющих повысить эффективность геологоразведочных работ, обеспечить рентабельную разработку месторождений, создать надежные транспортные системы, внедрять энерго- и ресурсосберегающие технологии, применять материалы, конструкции, механизмы, сооружения в экстремальных условиях Севера. В связи с этим необходимо развивать приоритетные направления инновационных технологий:

- технологии энергетической безопасности и энергосбережения, выбор новых альтернативных источников энергии, внедрение энергетического оборудования с применением новейших технологий сжигания топлива; развитие экономически эффективной, малой и нетрадиционной энергетики; повышение эффективности систем дальнего транспорта электроэнергии; получение экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив; разработка эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии;

- разработка новых научно-технических и технологических методов поиска и разведки месторождений полезных ископаемых, использование новых технологий, способствующих повышению эффективности геологоразведочных работ;

- разработка системы технических регламентов и стандартов для обеспечения экологической безопасности и охраны биоресурсов с учетом всех факторов воздействия нефтегазового и горнорудного комплексов на окружающую природную среду;

- отработка технологий добычи не фти из не фтя-ных залежей, характеризующих специфические термобарические условия (пониженные пластовые температуры и давление); прогноз новых и нетрадиционных типов коренных месторождений благородных металлов (прежде

всего золота и платины) в районах с хорошо развитой инфраструктурой; комплексное изучение эволюции земной коры и верхней мантии Севера для установления времени проявления и типов высокоалмазоносного магматизма, месторождений благородных и редких металлов с позиций их комплексного освоения;

- разработка морозостойких эластомерных, полимерных и композиционных материалов для машин и механизмов в северном исполнении, исследование климатической устойчивости и подготовка рекомендаций по выбору конструкционных материалов, обеспечивающих максимальную долговечность при использовании в экстремальных условиях Севера;

- разработка принципов создания научно обоснованной системы критериев и методов на базе характеристик ресурса экономичности, эргономики и безопасности техники, работающей в условиях Севера, нормативно-технической документации, регламентирующей испытания материалов, машин и механизмов, конструкций и сооружений, предназначенных для эксплуатации в условиях Севера, и методов их расчета и диагностики;

- разработка ресурсосберегающих технологий строительства дорог в условиях Севера, включая сооружения ледовых переправ и зимников, энергосберегающие технологии и электронагревательные устройства для подогрева техники, зданий и сооружений, а также систем инженерного обеспечения;

- производство экологически чистых продуктов питания и глубокая переработка продукции сельского хозяйства (земледелия и животноводства), а также продукции традиционных отраслей и промыслов Севера; применение современных технологий при возделывании, селекции и семеноводстве сельскохозяйственных культур с учетом ведения земледелия в нестабильных климатических условиях;

- развитие телемедицины с использованием современных информационно-телекоммуникационных средств.

Специфика регионов Северо-Востока, технологическая и структурная модернизация экономики

требуют новых механизмов стратегического планирования и управления в интеграционном пространстве. В этом плане необходимо изучить возможность разработки единой стратегии (программы) социально-экономического развития северо-восточных регионов России на долгосрочную перспективу, учитывающей интересы федеральной и региональных властей и бизнес-сообществ, находящихся на территории Северо-Востока. Приоритетными направлениями должны быть определены формирование единой транспортной и энергетической системы, включая строительство железной дороги Якутск -Магадан - Анадырь, возобновление грузоперевозок по Северному морскому пути, строительство малых атомных теплоэлектростанций в местах освоения минерально-сырьевых ресурсов.

Список литературы

1. Дудов Н. Н., Голобокова Г. М. Стратегическое управление регионом в инновационной экономике. Магадан: СВГУ, 2008.

2. Егоров Н. Е., Ковров Г. С., Павлова С. Н. Основные направления инновационного развития экономики региона // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 16. С. 54-61.

3. Наука в Республике Саха (Якутия): стат. сб. Якутск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), 2012.

4. Наука и инновации в регионах России - http:// regions. extech. ru.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2011 г. // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/b11_14p/Main. htm.

6. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года // Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). URL: http://www. sakha. gov. ru/special/sites/default/ files/story/files/2010_10/114/shema2020.pdf.

7. Экономика Республики Саха (Якутия) в Дальневосточном федеральном округе: стат. сб. Якутск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.