Научная статья на тему 'Анализ основных новаций закона «о бухгалтерском учете» №402 ФЗ от 06. 12. 2011 г'

Анализ основных новаций закона «о бухгалтерском учете» №402 ФЗ от 06. 12. 2011 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ОБЪЕКТЫ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ACCOUNTING / FACILITIES / ACCOUNTING POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смакотина О. Н., Белоусова А. Ю., Овчинникова И. В.

В статье анализируются основные новации закона «О бухгалтерском учете» №402 ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ основных новаций закона «о бухгалтерском учете» №402 ФЗ от 06. 12. 2011 г»

Смакотина О.Н.1, Белоусова А.Ю.2, Овчинникова И.В.3 ©

3Ст. преподаватель, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, 1,2,3Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НОВАЦИЙ ЗАКОНА «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» №402

ФЗ ОТ 06.12.2011 Г.

Аннотация

В статье анализируются основные новации закона «О бухгалтерском учете» №402 ФЗ.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, объекты, учетная политика Keywords: accounting, facilities, accounting policy

В декабре 2011 года состоялось долгожданное и знаменательное для всей бухгалтерской общественности событие — официальное опубликование и вступление в силу на территории Российской Федерации Международных стандартов финансовой отчётности и Разъяснений к ним (далее — МСФО), в соответствии с Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н и по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации.

Шестого декабря 2012 подписан закон N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который вступает в силу с 01.01.2013. Поводом к разработке послужило моральное устаревание и несоответствие сложившимся экономическим условиям действующего в настоящий момент Закона "О бухгалтерском учете" 1996 года (N 129-ФЗ). Также повлиял переход на Международные стандарты финансовой отчетности, которые придут на смену действующим положениям по бухгалтерскому учету.

Этот документ, в соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 25.02.2011 N 107 вступает в силу на территории Российской Федерации поэтапно, если иное не предусмотрено этим документом.

Теперь рассмотрим, какие же именно изменения произошли:

В первую очередь изменения коснулись определения понятия бухгалтерский учет. Если в действующей редакции (статья 1 N ФЗ-129) «Бухгалтерский учет» определяется как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций, то с 2013 года само по себе понятии в соответствии с МСФО никак трактоваться не будет. Это вызвано тем, что англоговорящие специалисты обычно вкладывают в понятие "бухгалтерский учет" более узкое содержание, для них бухгалтерский учет, в значительной степени, является синонимом финансовой отчетности. Процесс же текущего учета (со всеми необходимыми его атрибутами, как-то: первичная документация, система счетов, учетные регистры, инвентаризация и др.) обозначается в английском языке другим термином - "bookkeeping" (счетоводство).

Ныне действующий закон «О бухгалтерском учете» (N ФЗ-129) распространяет свое действие на организации, филиалы и представительства иностранных организаций, на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе адвокатов, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете. С вступлением нового закона, круг лиц, на которых распространяется действие закона, расширен, к ним также относят: государственные органы; органы местного самоуправления; органы управления государственных и

© Смакотина О.Н., Белоусова А.Ю., Овчинникова И.В., 2012 г.

территориальных внебюджетных фондов; Центральный банк Российской Федерации. (Статья 2. N ФЗ-402)). Это позволит усилить законодательный контроль над вышеперечисленными органами и избежать непониманий между ними и пользователями их отчетности.

Главным отличием является то, что закон не продублировал норму действующего закона о том, что фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут не вести бухучет.

Новый закон в п. 10 ч.3 ст. 21 предусматривает наличие упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Изменения коснулись и объектов бухгалтерского учета. Если в действующем законе к объектам бухгалтерского учета относят: имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, то со вступлением в силу нового закона этот список изменился: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами (Статья 5 ФЗ-402)).

Учетная политика

В настоящее время действующее законодательство, а это - Закон 129-ФЗ и ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", содержат небольшое противоречие относительно круга лиц, которые вправе формировать учетную политику. Так, закон N 129-ФЗ определяет, что формировать и нести ответственность за учетную политику организации может лишь главный бухгалтер, а при отсутствии такой должности в организации - просто бухгалтер. В то же время ПБУ 1/2008 говорит, что это также может сделать сам руководитель или стороннее лицо, с которым фирма заключила договор на ведение бухгалтерского учета (централизованная бухгалтерия, специализированная организация или бухгалтер-специалист).

Введение нового закона фактически дублирует норму ПБУ 1/2008 в части формирования учетной политики экономического субъекта, чем снимет существующие противоречие.

В отличие от действующего Закона, рассматриваемый законопроект не предусматривает применения обязательных унифицированных форм первичной учетной документации.

Основными изменениями в данной части закона является утверждение первичных документов руководителем по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Первичный учетный документ должен содержать перечень обязательных реквизитов, а также может быть составлен не только на бумажном носителе, но и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Таким образом, предусматривается, что формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации и не требуется их соответствия утвержденным унифицированным формам.

Но некоторые эксперты считают, что между хозяйствующими субъектами и государственными органами будут возникать определенные конфликты по этому поводу.

Однако отсутствие унифицированных форм, предлагаемых государством, и придание организациям самостоятельности в их разработке особо не отразится на хозяйственной деятельности предприятий РФ. Пункт 5 статьи 10 рассматриваемого законопроекта посвящается регистрам бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Обязательными реквизитами в регистрах являются: наименование регистра; наименование экономического субъекта, составившего регистр;

дата начала и окончания ведения регистра и другие.

Если рассматриваемый документ будет принят, то регистры бухгалтерского учета будут рассматриваться с той же тщательностью, что и регистры налогового учета.

Что касается инвентаризации, единственным отличием от действующего сейчас закона 129-ФЗ является то, что он не содержит перечня обязательных условий ее проведения, а лишь отсылает к нормам федерального законодательства, федеральным и отраслевым стандартам.

Следует отметить, что Закон N 402-ФЗ отдельно подчеркивает, что сведения бухгалтерского финансовом учета не могут составлять коммерческую тайну. Предусмотрена организация государственного информационного ресурса, из которого заинтересованные пользователи смогут получить для ознакомления такой экземпляр (пункт 3 статьи 18 Закона).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: круг лиц, обязанных вести бухучет расширен. Полностью поменяется система норм, регламентирующих бухучет в России, на смену ПБУ и приказам Минфина, которые сейчас предписывают нам правила в одностороннем порядке, придут стандарты и рекомендации. Законопроект стимулирует повышение профессионализма бухгалтеров, а также ликвидирует противоречие в части формирования учетной политики, отменяет применение обязательных унифицированных форм первичной учетной документации.

В завершение отметим, что весь существующий в настоящее время механизм правового регулирования в ближайший год - два будет пересмотрен и, скорее всего, значительно изменен. Закон - это всего лишь верхушка, основные рабочие нормы будут в стандартах бухгалтерского учета, которые в ближайшие годы будут разрабатываться и вводится в силу.

Литература

1. Бухгалтерский учет: конспект лекций / Т.В.Федосова. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г.

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.