Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УДАРНЫХ ДЕЙСТВИЙ АВИАЦИИ'

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УДАРНЫХ ДЕЙСТВИЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
961
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
разведывательно-ударный комплекс / данные воздушной разведки / информационное обеспечение / мобильная наземная цель / автоматизированная система разведки / reconnaissance-strike complex / aerial reconnaissance data / information support / mobile ground target / automated intelligence system.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Васильев В.А., Федюнин П.А., Беляев М.П., Манин В.А.

В статье на основе анализа состояния и проектов создания систем воздушной разведки США и аналогичных систем Российской Федерации дается оценка их возможностей по информационному обеспечению разведывательно-ударных действий авиации. Обобщены проблемные вопросы данного вида обеспечения. Установлено, что максимально возможную результативность применения разведывательно-ударных комплексов можно получить за счет применения ряда мер, направленных на совершенствование организации разведывательно-информационного обеспечения управления ударными авиационными комплексами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Васильев В.А., Федюнин П.А., Беляев М.П., Манин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AERIAL RECONNAISSANCE DEVELOPMENT MAIN DIRECTIONS ANALYSIS IN THE AVIATION PROVIDING STRIKE ACTIONS ASPECT

In the article, the assessment of the capabilities of aerial reconnaissance systems for information support of reconnaissance-strike actions of aviation is given on the basis of an analysis of the state and projects for the creation of similar systems in the United States and the Russian Federation. The problematic issues of this type of software are summarized. It is established that the maximum possible effectiveness of the reconnaissance-strike complexes application can be obtained through the application of a number of measures aimed at improving the organization of intelligence and information support for the strike aviation complexes management.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УДАРНЫХ ДЕЙСТВИЙ АВИАЦИИ»

УДК 629.73.018.7 ГРНТИ 78.19.13

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УДАРНЫХ ДЕЙСТВИЙ АВИАЦИИ

В.А. ВАСИЛЬЕВ, кандидат технических наук, доцент

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

П.А. ФЕДЮНИН, доктор технических наук, профессор

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

М.П. БЕЛЯЕВ, кандидат технических наук

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В.А. МАНИН, кандидат технических наук

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье на основе анализа состояния и проектов создания систем воздушной разведки США и аналогичных систем Российской Федерации дается оценка их возможностей по информационному обеспечению разведывательно-ударных действий авиации. Обобщены проблемные вопросы данного вида обеспечения. Установлено, что максимально возможную результативность применения разведывательно-ударных комплексов можно получить за счет применения ряда мер, направленных на совершенствование организации разведывательно-информационного обеспечения управления ударными авиационными комплексами.

Ключевые слова: разведывательно-ударный комплекс, данные воздушной разведки, информационное обеспечение, мобильная наземная цель, автоматизированная система разведки.

Введение. Осуществляемый в Воздушно-космических силах (ВКС) плановый переход от платформоцентрической модели управления авиацией к сетецентрической на современном этапе включает, главным образом, отработку вопросов организации и применения разведывательно-ударных комплексов (РУК). Основным препятствием для создания полноценных разведывательно-ударных контуров, позволяющих максимально использовать возможности всех имеющихся технических средств разведки и ударных пилотируемых (беспилотных) авиационных комплексов (АК), являются ограниченные возможности существующих сетей авиационной воздушной радиосвязи в обеспечении координированных по времени действий разведки, боевых расчетов пунктов управления авиацией и АК [1, 2]. Кроме того, актуальной остается проблема несоответствия качественного и количественного состава технических средств разведки современным условиям применения авиации ВКС.

В сложившейся ситуации единственно правильным считается подход, порождающий взаимосвязанное развитие всех элементов контура разведывательно-ударных действий (РУД) в сочетании с поиском путей устранения имеющегося дисбаланса в их развитии [3]. По мнению авторов статьи такой подход должен быть системным и формироваться не только на практическом опыте и экспертных оценках [4-5], но и на соответствующей теоретико-методологической основе [6-7], что будет способствовать обоснованной постановке проблем в каждой конкретной области (разведки, управления, боевых авиационных платформ) и выработке эффективных стратегий их решения. Кроме того, принцип структуризации в системном подходе позволяет в отдельности анализировать элементы существующих и вновь создаваемых РУК и их взаимосвязи в рамках всего комплекса с целью последующей оценки эффективности РУК в различных возможных конфигурациях и для разных условий применения.

Актуальность. Приняв гипотетически операцию многонациональных сил (МНС) против Ирака в феврале 1991 года, как первую демонстрацию применения сетецентрической модели управления войсками и оружием, можно выделить некоторые результаты, которые военные специалисты связывают с этой моделью в контексте разведывательной деятельности.

Во-первых, успешному решению поставленных задач в значительной степени способствовало комплексное использование космической, воздушной, наземной, морской и специальной разведки. Благодаря этому удалось достичь высокого уровня осведомленности о группировках противника и системах управления, вооружения и военной техники, их боевых возможностях и особенностях применения на данном театре военных действий (ТВД).

Во-вторых, в разведывательном обеспечении действий авиации МНС в этой войне наряду с успехами проявились и слабые стороны. Так, например, задействованные средства разведки космического и воздушного базирования не смогли обеспечить обнаружение и поражение авиацией всех комплексов оперативно-тактических ракет [8]. Тем не менее, извлеченные американцами уроки предопределили на несколько десятилетий вперед направления дальнейшего развития системы воздушной разведки, ее организации, в том числе в интересах ударных действий авиации.

Анализ опыта проведения специальных операций показал, что результативность разведывательно-ударных действий авиации ВКС на современном этапе и в ближайшей перспективе вследствие ограниченных возможностей космической разведки [9] во многом будет определяться возможностями воздушной разведки по добыванию данных. Учитывая вышеизложенное, можно считать актуальной задачу исследования текущего состояния и направлений развития сил и средств воздушной разведки в современных армиях.

Целью статьи является выявление на основе системного подхода проблемных областей в воздушной разведке и определение предполагаемых путей ее совершенствования в аспекте РУД авиации ВКС.

В основу исследования легли результаты анализа материалов зарубежной и отечественной литературы, экспертных оценок и другой информации, полученной путем сложения и обобщения данных из доступных открытых источников.

Состояние и основные направления развития воздушной разведки. С развитием радиоэлектроники у самолетов-разведчиков появились новые виды радиолокационной и радиотехнической разведывательной аппаратуры, кардинально изменившие их функциональные возможности и способы ведения разведывательной деятельности. Появились оптико-электронные средства воздушной разведки, которые в сочетании с современными сетями воздушной радиосвязи свели к минимуму время доведения разведывательной информации, существенно повысив ее ценность. В целом, начиная с конца 1970-х годов прошлого столетия, работа в сфере воздушной разведки во всех армиях крупных государств велась по нескольким направлениям.

Одно из направлений на тот период предопределило требования, обеспечивающие наиболее эффективное применение авиации:

во-первых, получение информации о противнике, ее обработка и доведение до боевых расчетов пунктов управления авиации и экипажей АК в реальном масштабе времени и в виде, наиболее пригодном для немедленного использования авиационных средств поражения;

во-вторых, нанесение эффективного высокоточного огневого поражения объектов противника вне зависимости от глубины их расположения, защитных и мобильных свойств.

Необходимость совместного удовлетворения указанных требований привела к созданию специализированных РУК, построенных на основе интеграции средств разведки, управления и поражения, функционирующих в реальном масштабе времени. По замыслу американских военных планируемый для использования на Европейском ТВД перспективный РУК должен был обеспечивать:

разведку и огневое поражение подвижных целей типа танковой роты, батареи зенитных управляемых ракет на всю глубину ответственности армейских корпусов;

высокую точность наведения носителей кассетных боевых частей в любых условиях метеорологической обстановки и времени суток;

селекцию, распознавание и выделение приоритетных целей на фоне подстилающей поверхности, высокого уровня помех и ложных сигналов.

К созданию РУК, отвечающего указанным требованиям, МО США приступило еще в 1980-х годах в рамках программы «Assault Breaker». В ходе ее реализации были наработаны важные конструктивно-схемные решения, заложившие основу для дальнейших разработок самолетных и вертолетных РУК, как в США, так и в других странах НАТО.

Два опытных самолета Е-8 Northrop Grumman системы «JSTARS» в первой Иракской войне совершили более 50 вылетов. При этом система позволяла обнаруживать и сопровождать одиночные и групповые мобильные цели, прежде всего бронетанковые соединения иракских войск, и наводить на цели самолеты тактической авиации (F-15, F-16 и F-111), значительно повышая эффективность их боевого применения. Специалисты полагают, что именно полученный в Ираке боевой опыт повлиял на становление новой концепции использования системы «JSTARS», предполагающей ее применение не только в интересах РУК (сухопутных войск и ВВС), но и при планировании огневого поражения в армейских корпусах и дивизиях. Более того, наметился переход от строго вертикальной интеграции средств разведки и поражения в рамках специализированных РУК к масштабным горизонтальным структурам на основе создания систем управления разведкой (без отказа от вертикальной интеграции). Этот переход сопровождался быстрым развитием технологий командования и управления, вызывающим в ВВС США желание последовательно идентифицировать и усиливать появляющиеся лучшие технические решения, позволяющие решать задачи разведки, командования и управления, выполняемые устаревающими платформами «JSTARS». Логическим развитием идеологии «JSTARS» стала разработка многофункционального самолета разведки и управления (Multisensor Command and Control Aircraft) Е-10А.

Предполагалось, что Е-10А будет использовать как собственные бортовые разведывательные средства, так и средства, установленные на других носителях, для оценки обстановки и управления имеющимися боевыми платформами в едином информационном пространстве. С этой целью самолет должен быть оборудован системой связи и передачи данных MP-CDL (Multi-Platform Common Data Link) с интерфейсами сопряжения со всеми существующими и перспективными ударными и обеспечивающими платформами. Ключевым элементом бортового оборудования Е- 10А является радиолокационная станция (РЛС) разведки, разрабатываемая в рамках программы «MP-RTIP» (Multi-Platform Radar Technology Insertion Program). К основным задачам РЛС относятся: картографирование с высоким разрешением и селекция движущихся наземных и низколетящих воздушных целей. Несмотря на все потенциальные преимущества самолета Е-10А финансирование программы в 2010 году было прекращено.

В результате к настоящему времени физически и морально устаревшие авиакомплексы «JSTARS» (последняя модернизация была произведена в 2010 году) по-прежнему остаются важным элементом системы воздушной разведки. Планируется сохранить работу находящихся в составе ВВС 16 комплексов «JSTARS» ориентировочно до середины 20-х годов с возможной их интеграцией в создаваемый новый комплекс воздушной разведки, наблюдения и управления «ABMS» (Advanced Battle Management and Surveillance).

В российской военной науке разработка и апробация концепции РУД различного масштаба, стартовавшие в начале 80-х годов прошлого века, сформировали к настоящему времени достаточный научно-технический задел для создания РУК, способных эффективно выполнять задачи по поражению объектов в тактической, оперативно-тактической и оперативной глубине. Для оценки степени проработанности одного из важных элементов РУК -

средств воздушной разведки, рассмотрим разведывательные возможности комплекса оборудования самолета ТУ-214Р, позиционируемого как прямого аналога Е-8С и Е-10А.

Ту-214Р - самолет стратегической радиолокационной, радио- и радиотехнической и оптико-электронной разведки, разработанный в конце 2000-х годов на базе пассажирского Ту-214 для замены Ил-20. Самолет оборудован многочастотным радиотехническим комплексом МРК-411 с РЛС бокового и кругового обзора, разработки ЦНИРТИ имени академика А.И. Берга, а также оптико-электронной системой высокого разрешения «Фракция».

Комплекс МРК-411 является едва ли не единственной в своем роде отечественной РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), аппаратная и программная компоненты которой обеспечивают реализацию широкого спектра режимов работы. К ним можно отнести: высокоточные (с разрешением порядка 1-2 м) режимы SAR/ISAR (синтезированной апертуры/обращенной синтезированной апертуры), позволяющие идентифицировать малоразмерные наземные объекты по радиолокационному силуэту; режим отображения движущихся наземных целей и низколетящих воздушных целей GMTI (Ground Moving Target Indication), а также низкочастотный режим подповерхностной радиолокации, позволяющий получать радиолокационное изображение объектов, укрытых грунтом, снегом, песками и лесами. Дальность РЛС в активном режиме источники оценивают как 250 км (что сопоставимо с зарубежными аналогами), в пассивном режиме радиотехнической разведки дальность обнаружения объектов по их собственному радиоизлучению - до 400 км.

Оптико-электронная часть бортового комплекса позволяет получать изображения высокого разрешения (< 1 минуты) в видимом и инфракрасном диапазонах, в том числе, как статических изображений, так и видеопотока с обзорным и сфокусированным углами зрения. Станция «Фракция» может наводиться на цели по внешнему предварительному целеуказанию или по собственным алгоритмам, например, локализации цели по ее радиоизлучению, зафиксированному РЛС МРК-411. В целом, поскольку официальных данных о тактико-технических характеристиках (ТТХ) для МРК-411 от производителя нет, данные оценки экспертов являются ориентировочными.

Всего на вооружение в российскую армию поступило два ТУ-214Р и, хотя по некоторым показателям самолет-разведчик даже превосходит Е-8С «JSTARS», возможности его применения в интересах РУД авиации ограничены, в том числе ввиду отсутствия у бортового комплекса ТУ-214Р режимов непосредственного целеуказания и наведения боевых средств.

Необходимо отметить, что реализация потенциальных возможностей самолетов-разведчиков данного типа, не располагающих ракетным вооружением самообороны и эффективными средствами противодействия комплексам РЭБ противника, обладающих дозвуковой скоростью полета и малой маневренностью, может быть достигнута только после сближения с разведываемыми объектами на расстояние 150-200 км, что возможно лишь после полного подавления средств противовоздушной обороны (ПВО) и радиоэлетронного подавления (РЭП) противника в районе боевых действий. Эти и другие обстоятельства, а также стремление к экономии ресурсов способствовали появлению и развитию с начала 1980-х годов другого направления в области воздушной разведки - использованию обычных АК с приданием им разведывательных возможностей. Разумно предполагалось, что вместо выделения отдельных разведывательных эскадрилий, достаточно укомплектовать многофункциональный истребитель, штурмовик или вертолет подвесным контейнером с полезной нагрузкой, адаптированной к бортовому оборудованию. При этом разведывательные контейнеры должны создаваться по модульному принципу и иметь открытую архитектуру, что предоставляет возможность оперативной замены и сочетания друг с другом различных датчиков.

В настоящее время наиболее распространенную группу датчиков в полезной нагрузке контейнеров составляют приборы оптико-электронной (ОЭ) и инфракрасной (ИК) разведки, различающиеся по оптическим характеристикам в зависимости от высоты производимой съемки. Приборы низковысотной разведки обеспечивают возможность получения изображений

объектов непосредственно под самолетом или на удалении до 500 м от линии курса, средневысотной и больших высот - до 15 км и 100 км соответственно. Оптические системы последних поколений способны одинаково эффективно функционировать как на малых, так и на больших высотах, днем и ночью. Полученные изображения могут отображаться на многофункциональных индикаторах в кабине самолета, сохраняться на цифровом носителе, а также передаваться по каналам связи на наземные станции для дальнейшей обработки и предоставления заинтересованным органам военного управления.

В таблице 1 для примера представлены основные ТТХ тактических систем воздушной разведки «ATARS» (Advanced Tactical Reconnaissance Airborne System) и «SHARP» (Super Hornet Advanced Reconnaissance Pod) американских производителей, задающих вектор развития подобных систем, как для своих ВВС, так и авиации союзников.

Таблица 1 - Тактико-технические характеристики ОЭ и ИК систем разведки

Системы разведки Носители Характеристики систем разведки

Диапазон высот применения, м Поле зрения оптической системы Вынос полосы разведки, км

«ATARS» F/A-18D ОЭ - 90...900 138° 10.15

ОЭ - 900.6000 22°, с возможностью установки оптической системы от горизонта до горизонта до 100

ИК - 90.900 Широкое поле зрения - 140° Узкое поле зрения - 70° -

«SHARP» F/A-18E/F ОЭ - 600.3000 Три варианта объективов камер обеспечивают широкое, среднее и узкое поле зрения -

ОЭ - 3000.15000 до 100

ИК - 600.15000 -

Расширение возможностей системы «ATARS» до «всепогодной» обеспечивается за счет информационного взаимодействия с бортовой РЛС самолета, а для «SHARP» предусмотрено дооборудование контейнера отдельной РЛС.

Другим вариантом полезной нагрузки подвесных контейнеров является разработанная компанией «Lockheed Martin Missiles&Fire Control» радиолокационная система разведки EL/M-2060P. Управление системой автоматизировано, что позволяет пилоту даже одноместного самолета осуществлять сбор разведывательных данных, не отвлекаясь от выполнения основной задачи. Добываемые радиолокационные изображения после оперативной обработки на борту самолета могут использоваться пилотом при выполнении боевой задачи или передаваться по широкополосным каналам радиосвязи на наземную станцию, расположенную на удалении до 460 км. Система разведки EL/M-2060P может быть адаптирована к различным боевым самолетам, таким как F-16C/D/I, F-18C/D/E/F, «Tornado» и др. Основные тактико-технические характеристики системы представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Тактико-технические характеристики системы разведки EL/M-2060P

Режимы работы РЛС Размеры участка наблюдаемой поверхности, км Вынос полосы разведки (при полете самолета на высоте 12000 м), км Пространственное разрешение, м

Картографирование 8x32 100 0,6x0,6

Телескопический обзор 5x5 80 0,3x0,3

Селекция движущихся целей 8x32 74 0,6x0,6

Стоит отметить, что переоборудованием боевых самолетов для выполнения разведывательных задач занимаются не только в ВВС США и не только американские компании. Так, разработанный датской компанией «Terma AS» модульный разведывательный контейнер MRP (Modular Reconnaissance Pod), включающий приборы для малых и средних

военные системы управления, связи и навигации

высот, используется в ВВС Бельгии, Голландии и Норвегии на самолетах F-16A/В/С/D. Французская компания «Thales Optronique» поставляет для ВВС и ВМС Франции систему ОЭ и ИК разведки «Reco-NG» (New Generation). В Великобритании компанией «Thales» создан единый разведывательный контейнер «DJRP» (Digital Joint Reconnaissance Pod), представляющий собой дальнейшее развитие семейства разведывательных контейнеров «Vicon 18». Подобные контейнеры для своих ВВС разработаны и непрерывно совершенствуются шведской компанией «Saab Aviatronics», а также израильскими компаниями «Elbit Systems Electro-Optic Systems» и «Rafael». Последняя компания, в своих контейнерах «Recce Lite XP», помимо аппаратуры ОЭ и ИК разведки, устанавливает РЛС бокового обзора с синтезированием апертуры.

Что касается российских современных разработок в рассматриваемой области, то можно выделить модернизацию бомбардировщика СУ-34 в рамках опытно-конструкторской работы «Сыч», предусматривающей обновление авионики, установку высокоточного оружия и набора из трех подвесных разведывательных контейнеров, которые должны придать самолету качественно новые возможности по поиску и обнаружению целей. Вариант контейнера с обозначением УКР-РТ предназначен для ведения радиотехнической разведки, УКР-ОЭ -оптико-электронной, а УКР-РЛ - для радиолокационной разведки. Все они используют единый интерфейс для информационного взаимодействия с бортовым оборудованием самолета.

По мнению специалистов, проект «Сыч» является компактным вариантом разведывательного комплекса самолета ТУ-214Р с характеристиками, почти не уступающими прототипу. Согласно официальным сообщениям разработчиков работа по совершенствованию контейнерного оборудования продолжается. Так, РЛС бокового обзора «Пика-М» из состава контейнера УКР-РЛ, относимая специалистами к четвертому поколению, имеет разрешающую способность до 1 -1,5 м. В новом проекте, получившем название «Синтез», опытные образцы РЛС пятого поколения уже обладают возможностью радиолокационного мониторинга земной поверхности с линейным разрешением до 10 см. Всего к 2027 году планируется оборудовать несколько десятков бомбардировщиков.

В заключение обзора данного направления развития воздушной разведки стоит обратить внимание на некоторые присущие ему недостатки.

Во-первых, сопряжение большинства разведывательных контейнеров зарубежного и отечественного производства с бортовыми системами осуществляется через стандартную интерфейсную шину MIL-STD-1553b (Российский аналог ГОСТ Р 52070-2003). Такая возможность для авиации ВКС (в отличие от самолетов стран НАТО) существует только у самолетов нового поколения.

Во-вторых, контейнер увеличивает вес самолета, тем самым ухудшая его летно-технические характеристики.

Без преувеличения можно сказать, что новую веху в развитии воздушной разведки открыло появление беспилотных летательных аппаратов (БЛА). При этом стало возможно:

значительно упростить выполнение ряда разведывательных задач без риска потери личного состава в условиях действия средств ПВО противника;

обеспечить непрерывность разведки и наблюдения вследствие большой продолжительности полета БЛА (до 10-30 часов);

максимально приблизить процессы планирования, добывания, обработки и доведения данных воздушной разведки непосредственно к командованию тактических подразделений.

Кроме того, качество добываемых данных БЛА-разведчиками и пилотируемыми самолетами-разведчиками становится сопоставимым по таким показателям, как точность и полнота. Это стало возможным во многом благодаря развитию технологий создания радиоэлектронной аппаратуры на основе открытых стандартов и модульной архитектуры, предполагающих высокий модификационный потенциал для удовлетворения текущих и будущих потребностей в разведывательной аппаратуре. Так, несмотря на завершение программ

«JSTARS» и Е-10А, наработки по программе «MP-RTIP» были использованы при оснащении БЛА RQ-4B «Global Hawk» модификации Block 40 ВВС США. В состав оборудования БЛА вошли принципиально новая РЛС (AN/ZPY-2) с АФАР, обеспечивающая режим GMTI, а также оптоэлектронная станция MS-177 А.

Известно, что РЛС обеспечивает получение изображения местности на дальности от 20 до 185 км в различных режимах работы. Точность определения координат интересуемых объектов на максимальной дальности составляет около 10 м. В зависимости от выбора программы съемки могут задействоваться два режима работы: сканирование полосы шириной 10 км и детальное изображение района на 2 км.

Датчик MS-177A разработанный компанией «UTC Aerospace Systems», представляет собой последнюю модификацию датчика электрооптической разведывательной системы «SYERS», которая в настоящее время используется на самолетах U-2C. Промежуточная версия датчика (MS-177), после успешного завершения летных испытаний в 2010 году, вошла в состав комплекса «JSTARS».

В отличие от своих старших собратьев MS-177А обеспечивает новые возможности визуализации за счет внедрения режимов многоспектральной и гиперспектральной съемки, а также способности поворота оптической оси датчика в двух плоскостях, что позволяет повысить производительность съемки благодаря большему охвату просматриваемой территории. По заявлению разработчиков датчик MS-177А обеспечивает высокое разрешение изображения на расстоянии свыше 200 км. Известно, что командование ВВС США изучало возможность выполнения функций комплекса «JSTARS» бортовой аппаратурой БЛА RQ-4B «Global Hawk» и MQ-9 «Reaper». Основным препятствием для реализации этих планов предположительно стало нежелание утраты одного из воздушных сегментов боевого управления.

Круг стран, способных создавать БЛА, подобных «Global Hawk», относительно невелик. В их число в настоящее время входит и Россия. По информации официальных источников Министерства обороны перед разработчиками ставилась задача по созданию беспилотных комплексов, способных выполнять весь спектр разведывательных задач с применением оптических, радиотехнических и радиолокационных средств. Дальность действия при этом не должна ограничиваться каналом связи прямой видимости, что предусматривает использование также спутникового канала. Ожидается, что БЛА «Охотник» достигнет операционной готовности к 2024 году, а два других российских БЛА большой продолжительности полета -это законтрактованные Минобороны России в 2019 году «Альтиус» и «Орион», которые находятся на стадии опытно-боевой эксплуатации в ВКС РФ.

В целом можно отметить, что пусть с некоторым отставанием все же преодолен значительный путь исследований и разработок в области беспилотной разведывательной авиации. Растет интеграция БЛА в едином информационном пространстве с пилотируемой авиацией, расширяя ее возможности. В ближайшей перспективе БЛА, оборудованные современными оптико-электронными системами и РЛС бокового обзора, смогут самостоятельно выполнять задачи по добыванию данных о целях и обстановке, в том числе в интересах ударной авиации.

Представленный анализ состояния и основных направлений развития воздушной разведки в армиях ведущих мировых стран за последние десятилетия затронул в основном возможности разведки по добыванию данных. Между тем, как показал опыт прошедших в этот период войн и конфликтов, время от момента получения данных средствами разведки и до момента получения целеуказания экипажами АК не всегда соответствовало динамике боевых действий, что обусловлено постоянным ростом возможностей нового вооружения и военной техники и в первую очередь способностью перемещаться в пространстве. Поэтому наряду с тактико-техническими характеристиками средств разведки и наблюдения всех видов базирования совершенствовались системы и средства сбора данных, их обработки и анализа, моделирования

развития обстановки, выработки вариантов решений. В армии США все эти изменения в конечном счете создали условия для перехода к ведению разведки в форме объединенных разведывательных действий разнородными силами, использующими разнообразные способы разведывательной деятельности. При этом сами способы получают новое содержание за счет их комплексирования, а также интеграции всех средств разведки (спутников видовой и радиотехнической разведки, пилотируемых и беспилотных авиационных разведывательных комплексов, наземных средств обнаружения) в единую систему «ABMS» [2].

Наряду с долгосрочной работой по реализации программы «ABMS» (планируется полностью развернуть в 40-х годах) идет непрерывный поиск промежуточных или временных решений для удовлетворения потребностей ВВС США на ближайшие два десятилетия. Предпринимаемые усилия США согласуют с имеющимся коалиционным разведывательным потенциалом, а интеграция даже отдельных систем разведки и управления рассматривается как возможность гибкого реагирования на изменение боевой обстановки и оперативного управления боевыми средствами. Примером тому является создание системы воздушной разведки НАТО «AGS» (Alliance Ground Surveillance), которая должна стать основным элементом объединенной системы разведывательно-информационного обеспечения объединенных вооруженных сил блока.

По замыслу руководства НАТО при проведении блоком военных операций основными задачами системы будут: выявление изменений в оперативной обстановке; вскрытие, распознавание и сопровождении наземных (надводных) объектов противника; наведение на них боевых средств в реальном масштабе времени.

Воздушный компонент «AGS» будет включать пять БЛА RQ-4D «Global Hawk» Block 40, адаптированных к требованиям НАТО, а также средства воздушной разведки вооруженных сил Великобритании (самолеты «Sentinel R1» системы «ASTOR») и Франции (БЛА «Heron-1»).

Следует подчеркнуть, что на текущий момент успехи в реализации программ «ABMS» и «AGS» достигнуты, прежде всего, благодаря планомерному расширению единого сетевого информационно-боевого пространства НАТО [2]. В этом пространстве могут эффективно функционировать и, соответственно, добывать данные в интересах ВВС разведывательные авиакомплексы СВ и ВМФ США, а также самолеты радиоэлектронной борьбы ЕА-6В корпуса морской пехоты.

Выводы. Воздушная разведка не заменяет других видов разведки, но в значительной мере дополняет их, устанавливая вместе с ними непрерывную цепь разведки и наблюдения. В некоторых случаях, с учетом ограниченных возможностей российской космической разведки [9], авиация может явиться единственно возможным средством получения необходимых данных о противнике. При этом представленные выше результаты исследования указывают на то, что по основным показателям используемые существующие и вновь создаваемые технические средства разведки воздушного базирования в целом соответствуют современным требованиям.

В тоже время из анализа опыта последних военных конфликтов следует, что для обеспечения ударных действий авиации в условиях быстроменяющейся обстановки требуется не только ведение непрерывной разведки и постоянное наблюдение за районом боевых действий, но и доведение полученной информации непосредственно на ударные пилотируемые (беспилотные) АК в кратчайшие сроки. Установлено, что при существующем состоянии сетей воздушной радиосвязи [2] реализация указанных требований с привлечением имеющихся сил и средств воздушной разведки затруднительна, а в ряде случаев невозможна. Иными словами, в случае, когда основным источником информации являются датчики воздушной разведки, организация разведывательного обеспечения ударных действий авиации будет характеризоваться ограниченным набором доступных вариантов, что, например, для авиации ВКС не позволяет до конца решить задачу поражения мобильных целей.

Все известные подходы к решению рассмотренных проблем в конечном счете требуют сбалансированного (синхронного) развития всех элементов межвидовой автоматизированной разведывательно-ударной системы (средств разведки, управления и боевых платформ) в рамках всех Вооруженных сил, в первую очередь ядра системы - телекоммуникационной сети обмена данными, формирующей для всех потребителей, в том числе авиации ВКС, единое информационное пространство. При этом наличие сетевых возможностей у обеспечивающих и боевых платформ позволит последним получать уточненную или новую информацию от различных разведывательных систем в реальном масштабе времени.

В связи с этим на современном этапе возможно лишь формирование временных авиационных РУК с боевым потенциалом, определяемым параметрами входящих в него элементов. В сложившихся условиях максимально возможную результативность применения РУК можно получить за счет применения комплекса мер, направленных на совершенствование организации разведывательно-информационного обеспечения управления ударными АК, в том числе:

создание и применение унифицированных аппаратных и программных средств обеспечения мобильных пунктов управления оперативно-тактической и армейской авиации в интересах целеуказания и наведения АК [4];

включение в состав РУК ретрансляторов связи [11].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петухов В.Н., Мотин О.В., Доброхотов А.В. Совершенствование сетей авиационной радиосвязи Воздушно-космических сил на период до 2025 года // Труды XVI Российской научно-технической конференции «Новые информационные технологии в системах связи и управления». Калуга: Изд. «Ноосфера», 2017. С. 14-18.

2. Бут Д.В., Васильев А.В., Васильев В.А. Анализ возможностей современных систем воздушной радиосвязи по обеспечению управления ударной авиацией в рамках разведывательно-ударных комплексов // Труды VI Международной научно-технической конференции «Современное состояние и перспективы развития систем связи и радиотехнического обеспечения в управлении авиацией». Воронеж: Изд. «ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж). 2017. С. 114-120.

3. Горчица Г.И. Реализация сетецентрической доктрины на основе разведывательно-ударных действий // Военно-промышленный курьер. 2012. № 36 (453). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vpk-news.ru/issues/456 (дата обращения 24.09.2021).

4. Зубов Н.П. Особенности применения и пути совершенствования разведывательно-ударных действий авиации в современных вооруженных конфликтах // Вестник Академии военных наук. 2016. № 1 (54). С. 23-127.

5. Ананьев А.В., Филатов С.В. Обоснование необходимости создания межвидового разведывательно-ударного комплекса беспилотных летательных аппаратов малого класса для авиационного формирования // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 13. С. 21-38. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.академия-ввс.рф/nauka/zhumal-vks/13-2020/21-38.pdf (дата обращения 12.09.2021).

6. Васильев В.А., Федюнин П.А., Манин В.А., Васильев А.В. Концептуальная оценка разведывательного обеспечения ударных действий авиации // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 14. С. 41-54. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://академия-ввс.рф/images/docs/vks/14-2020/41-54.pdf (дата обращения 12.09.2021).

7. Васильев В.А., Федюнин П.А., Беляев М.П., Манин В.А. Оценка уровня разведывательного обеспечения ударных действий авиации // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 15. С. 52-62. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://академия-ввс.рф/images/docs/vks/15-2020/52-62.pdf (дата обращения 13.09.2021).

8. Палагин В., Кайшаури А. Ведение воздушной разведки в операции «Буря в пустыне» // Зарубежное военное обозрение. 1995. № 12. С. 23-42.

9. Васильев В.А., Федюнин П.А., Беляев М.П., Манин В.А. Анализ возможностей космической разведки по информационному обеспечению управления авиацией при выполнении огневых задач // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2021. № 17. С. 47-56. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://академия-ввс.рф/images/docs/vks/ 17-2021/47-56.pdf (дата обращения 13.09.2021).

10. Балахонцев Я., Кодратьев А. Влияние концепции «сетецентрическая война» на эффективность разведывательного обеспечения // Зарубежное военное обозрение. 2011. № 2. С. 14-20.

11. Ананьев А.В., Стафеев М.А., Макеев Е.В. Разработка способа организации связи с использованием беспилотных летательных аппаратов малой дальности // Труды МАИ. 2019. № 105. С. 52-62. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trudymai.ru/upload/iblock/2fc/ Ananev-Stafeev-Makeev-_rus.pdf (дата обращения 10.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Petuhov V.N., Motin O.V., Dobrohotov A.V. Sovershenstvovanie setej aviacionnoj radiosvyazi Vozdushno-kosmicheskih sil na period do 2025 goda // Trudy XVI Rossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii «Novye informacionnye tehnologii v sistemah svyazi i upravleniya». Kaluga: Izd. «Noosfera», 2017. pp. 14-18.

2. But D.V., Vasil'ev A.V., Vasil'ev V.A. Analiz vozmozhnostej sovremennyh sistem vozdushnoj radiosvyazi po obespecheniyu upravleniya udarnoj aviaciej v ramkah razvedyvatel'no-udarnyh kompleksov // Trudy VI Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii «Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya sistem svyazi i radiotehnicheskogo obespecheniya v upravlenii aviaciej». Voronezh: Izd. «VUNC VVS «VVA» (g. Voronezh). 2017. pp. 114-120.

3. Gorchica G.I. Realizaciya setecentricheskoj doktriny na osnove razvedyvatel'no-udarnyh dejstvij // Voenno-promyshlennyj kur'er. 2012. № 36 (453). fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://vpk-news.ru/issues/456 (data obrascheniya 24.09.2021).

4. Zubov N.P. Osobennosti primeneniya i puti sovershenstvovaniya razvedyvatel'no-udarnyh dejstvij aviacii v sovremennyh vooruzhennyh konfliktah // Vestnik Akademii voennyh nauk. 2016. № 1 (54). pp. 23-127.

5. Anan'ev A.V., Filatov S.V. Obosnovanie neobhodimosti sozdaniya mezhvidovogo razvedyvatel'no-udarnogo kompleksa bespilotnyh letatel'nyh apparatov malogo klassa dlya aviacionnogo formirovaniya // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2020. № 13. pp. 21-38. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.akademiya-vvs.rf/nauka/zhurnal-vks/13 -2020/21 -38.pdf (data obrascheniya 12.09.2021).

6. Vasil'ev V.A., Fedyunin P.A., Manin V.A., Vasil'ev A.V. Konceptual'naya ocenka razvedyvatel'nogo obespecheniya udarnyh dejstvij aviacii // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2020. № 14. pp. 41-54. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://akademiya-vvs.rf/images/docs/vks/14-2020/41-54.pdf (data obrascheniya 12.09.2021).

7. Vasil'ev V.A., Fedyunin P.A., Belyaev M.P., Manin V.A. Ocenka urovnya razvedyvatel'nogo obespecheniya udarnyh dejstvij aviacii // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2020. № 15. pp. 52-62. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://akademiya-vvs.rf/images/docs/vks/15-2020/52-62.pdf (data obrascheniya 13.09.2021).

8. Palagin V., Kajshauri A. Vedenie vozdushnoj razvedki v operacii «Burya v pustyne» // Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 1995. № 12. pp. 23-42.

9. Vasil'ev V.A., Fedyunin P. A., Belyaev M.P., Manin V.A. Analiz vozmozhnostej kosmicheskoj razvedki po informacionnomu obespecheniyu upravleniya aviaciej pri vypolnenii ognevyh zadach // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2021. № 17. pp. 47-56.

«вйесепШсИевкауа уоеппое оЬо2геп1е.

уо)па» 2011. №

па 2.

['Б1ек1гоппу] геБигБ]. Ке2Ь1ш ёоБШра: http://akademiya-vvs.rf/images/docs/vks/17-2021/47-56.pdf (ёа1а oЬгascheniya 13.09.2021).

10. Ba1ahoncev Ya., Kodгat'ev А. УНуате koncepcii " effektivnost' гazvedyvate1'nogo obespecheniya // ZaгuЬezhnoe рр. 14-20.

11. Ашп^ Л.У., Stafeev М.А., Makeev Б.У. RazгaЬotka sposoЬa oгganizacii svyazi s ispol'zovaniem bespilotnyh letatel'nyh apparatov maloj dal'nosti // Trudy МА1. 2019. № 105. pp. 52-62. ['Е^ЙХОППУ] гesuгs]. Rezhiш dostupa: https://trudyшai.ru/up1oad/iЫock/2fc/Ananev-Stafeev-Makeev-_гus.pdf (data oЬгascheniya 10.09.2021).

© Васильев В.А., Федюнин П.А., Беляев М.П., Манин В.А., 2021

Васильев Валерий Александрович, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры (управления воинскими частями связи и радиотехнического обеспечения авиации), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, vashome60@mail.ru.

Федюнин Павел Александрович, доктор технических наук, профессор, начальник кафедры (управления воинскими частями связи и радиотехнического обеспечения авиации), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, fpa1@yandex.ru.

Беляев Максим Павлович, кандидат технических наук, начальник отдела научно-исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

Манин Василий Александрович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, fanni.05@mail.ru.

UDK 629.73.018.7 GRNTI 78.19.13

AERIAL RECONNAISSANCE DEVELOPMENT MAIN DIRECTIONS ANALYSIS IN THE AVIATION PROVIDING STRIKE ACTIONS ASPECT

V.A. VASILEV, Candidate of Technical sciences, Associate Professor

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

P.A. FEDYUNIN, Doctor of Technical sciences, Professor

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

M.P. BELYAEV, Candidate of Technical sciences

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

V.A. MANIN, Candidate of Technical sciences

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

In the article, the assessment of the capabilities of aerial reconnaissance systems for information support of reconnaissance-strike actions of aviation is given on the basis of an analysis of the state and projects for the creation of similar systems in the United States and the Russian Federation. The problematic issues of this type of software are summarized. It is established that the maximum possible effectiveness of the reconnaissance-strike complexes application can be obtained through the application of a number of measures aimed at improving the organization of intelligence and information support for the strike aviation complexes management.

Keywords: reconnaissance-strike complex, aerial reconnaissance data, information support, mobile ground target, automated intelligence system.

DOI: 10.24412/2500-4352-2021-20-54-65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.