Состояние и перспективы развития воздушной разведки иностранных
государств
Подполковник А.И. БАЙБАКОВ, кандидат технических наук
Капитан А.А. ЗЕБЗЕЕВ
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Проведен анализ характеристик и возможностей систем, средств и аппаратуры воздушной разведки иностранных государств. Рассмотрены существующие и перспективные разведывательные самолеты и беспилотные летательные аппараты основных иностранных государств, определены основные направления их развития.
The paper analyzes the characteristics and potential of air reconnaissance equipment and means in foreign states. It looks at the existing and advanced reconnaissance aircraft and unmanned aerial vehicles of principal foreign states, and outlines the chief development trends there.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Аппаратура разведки, воздушная разведка, разведывательный самолет, беспилотный летательный аппарат, бортовое радиоэлектронное оборудование.
Reconnaissance equipment, air reconnaissance, reconnaissance aircraft, drone, onboard electronic equipment, radar, optoelectronic system, reconnaissance possibilities.
СУЩЕСТВУЮЩАЯ неопределенность развития военно-политической обстановки в мире активизировали в вооруженных силах ведущих иностранных государств мероприятия по повышению возможностей воздушной разведки своевременно информировать о характере и степени опасности угроз.
В последние годы особую важность приобретает постоянный и непрерывный процесс сбора разведывательной информации, широкое использование воздушной видовой разведки высокого разрешения наряду с быстрым и эффективным анализом ее результатов. Значительно увеличилась интенсивность ведения воздушной разведки США, Великобританией, Францией и другими странами блока НАТО. На регулярной основе выполняются полеты стратегических разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) RQ-4B «Глобал Хок» и самолетов RC-135V/W «Ривет Джойнт» в Черноморской, Балтийской морских зонах и в воздушном пространстве Украины. Увеличилось количество полетов БПЛА RQ-4B над территорией Грузии. В среднем продолжительность их полета составляет 7—11 ч, а минимальное удаление от границ Российской Федерации — десятки километров.
Возросла интенсивность применения самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ) типа Е-3 системы «Авакс» НАТО, Великобритании и Франции (один-два полета в сутки), которые из районов патрулирования (Поль-
ша, Румыния, страны Балтии) ведут наблюдение за воздушным пространством над территорией Российской Федерации на дальности до 400 км.
Необходимость повышения оперативности вскрытия военных объектов и точности определения их координат показал и опыт военных конфликтов последних лет в Сирийской Арабской Республике и на территории ближневосточного региона.
Армии ведущих в военном отношении стран мира имеют на вооружении широкую номенклатуру специализированных разведывательных самолетов и БПЛА. Однако тенденции усложнения условий ведения боевых действий, технологическое совершенствование вооружения и военной техники сторон требуют их развития1. В целях построения единой архитектуры разведывательных данных в НАТО реализуются программы создания перспективной воздушной системы разведки «АГС», которая позволит объединить информацию от различных систем раз-ведки2. Структурно система будет включать воздушную и наземную компоненты. В состав воздушной компоненты войдут пять стратегических разведывательных БПЛА типа RQ-4B «Глобал Хок» Block 403 (рис. 1).
Рис. 1. Стратегический разведывательный БПЛА RQ-4B «Глобал Хок» Block 40
В состав наземной компоненты должны входить центр управления и обработки данных на авиабазе ВВС Италии «Сигонелла» (о. Сицилия), восемь мобильных (на автомобильной базе) и восемь транспортабельных (в контейнерном варианте) автоматизированных комплексов сбора, обработки, связи, управления разведывательными средствами систем С21БК
Несмотря на наличие большого числа самых современных пассивных средств разведки, достоинством которых является скрытность от обнаружения противником по излучениям, радиолокационные системы (РЛС) остаются главным средством разведки на борту современных боевых самолетов. В настоящее время РЛС обладают высокими характеристиками, их технологии постоянно развиваются. Самолеты ДРЛОУ являются одним из самых эффективных мобильных средств контроля воздушного пространства, а Е-3 системы «Авакс» является передовым среди самолетов данного класса, и в настоящее время проходит глубокую модернизацию. В ближайшее время в рамках проводимой модернизации на всех самолетах Е-3 РЛС будет заменена на РЛС АШОТХ-40, которая повысит вероятность обнаружения низколетящих летательных аппаратов (ЛА) посредством устранения помех от земной поверхности, и обеспечит точность распознавания и сопровождения воздушных, морских и наземных целей.
На вооружении Японии стоят четыре самолета ДРЛОУ на базе самолета Е-767. Модернизация этих самолетов идет по пути их оснащения обновленными центральными бортовыми компьютерами, средствами электронной поддержки, систе-
мой предотвращения столкновений в воздухе, приемопередатчиком А№ АРХ-119, автоматизированной системой идентификации, а также усовершенствования линий передачи дан-ных4. Самолеты-носители системы «Авакс», созданные на основе Е-707 и Е-767, стоят на вооружении достаточно давно, но еще могут выполнять задачи в течение продолжительного времени, однако в перспективе возможно использование самолета Е-737.
Самолеты ДРЛОУ Е-7 «Веджтейл» (рис. 2), разработанные в США, уже имеются в составе вооруженных сил
Рис. 2. Самолет ДРЛОУ E-7 «Веджтейл»
Австралии, Южной Кореи и Турции. Катар, Индия, Япония и ОАЭ тоже планируют его приобрести. Особенностью данной системы является РЛС MESA, установленная на форки-ле вместо РЛС, размещенной внутри вращающего дискообразного обтекателя, и оснащенная неподвижной активной фазированной антенной решеткой (АФАР) с электронным сканированием. Она обеспечивает круговой обзор на дальностях более 320 км для обнаружения воздушных целей и более 240 км для поиска надводных целей. Рассматривается возможность модернизации РЛС MESA для обеспечения обнаружения и сопровождения баллистических ракет.
Самолет ДРЛОУ «Эйтам»5 (рис. 3), созданный в Израиле на базе самолета бизнес-класса G550, оснащен РЛС с АФАР EL/W-2085, средствами
Рис. 3. Самолет ДРЛОУ «Эйтам»
радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы и применяется для автоматического поиска и идентификации целей в круговом секторе обзора, а также обнаружения маневренных и скоростных целей в специальном режиме. Он способен обнаруживать, распознавать и сопровождать воздушные цели на дальности до 370 км и состоит на вооружении Израиля, Италии и Сингапура. В настоящее время Израиль проводит модернизацию самолета ДРЛОУ «Эй-там» для обеспечения эффективного
обнаружения БПЛА. Решение этой задачи планируется путем оснащения дополнительной системой обнаружения.
В Швеции разработан многофункциональный разведывательный самолет «Гло-бал Ай» на основе самолета бизнес-класса «Глобал 6000»6 (рис. 4), предназначенный для обнаружения и сопровождения воздушных, наземных и надводных целей, обеспечения информацией целеуказания, а также для управления авиацией в воздухе. Основными системами разведки самолета «Глобал Ай» являются две РЛС с АФАР, работающих в Б-диа-пазоне («Эриай ЕР») и L-диапазоне («Си Спрей-7500Е»). Самолет «Гло-бал Ай» сочетает в себе функции системы ДРЛОУ, системы разведки и целеуказания, морского патрульного самолета и значительно превосходит по характеристикам другие аналогичные системы.
Рис. 4. Многофункциональный разведывательный самолет «Глобал Ай»
Большое внимание разработке собственных самолетов ДРЛОУ уделяет Китай. На сегодняшний день созданы и стоят на вооружении четыре типа самолетов ДРЛОУ различных модификаций: Y-8J, Щ-200, Щ-2000 и Щ-500, которые по характеру решаемых задач явля-
ются многофункциональными, так как в их оборудование входит система радиотехнической разведки7. Планируется оснащение этих самолетов аппаратурой оптико-электронной разведки, что еще больше повысит их разведывательные возможности.
В настоящее время разрабатываются перспективные самолеты ДРЛОУ Щ-3000 (на базе тяжелого военно-транспортного самолета Y-20) и Щ-600 (палубного базирования), а также проводятся оценки по размещению РЛС с АФАР на перспективных самолетах — китайском средне-магистральном пассажирском С-919 и российско-китайском дальнемаги-стральном СЯ-929. При разработке своих перспективных самолетов ДРЛОУ Китай опирается на опыт применения и конструктивные решения самолетов Е-3 системы «Авакс» и E-2D «Усовершенствованный Хокай», обеспечивающие создание радиолокационного поля с круговым обзором на дальности не мене 500 км. Новая РЛС сможет обнаруживать самолеты, выполненные с использованием технологии «Стелс», а также малоразмерные низколетящие воздушные цели, включая крылатые ракеты8.
Планы по снятию с вооружения высотного разведывательного самолета и-2Б9 (рис. 5) отложены на неопределенное время. Решение о замене его на БПЛА «Глобал Хок»
Рис. 5. Самолет U-2S
пересмотрено в связи с увеличением объемов финансирования и возросшей потребностью в средствах ведения разведки и наблюдения в ходе конфликта в Сирийской Арабской Республике. Кроме того, БПЛА так и не удалось достичь уровня и-2Б
в части тактико-технических характеристик разведывательной аппаратуры. В рамках программы модернизации самолет и-2Б переоснащают РЛС с синтезированной апертурой АБАЯБ-2Б, способной обнаруживать цели на дальностях, увеличенных в два раза по сравнению с предыдущей РЛС АБАЯБ-2А.
Завершена модернизация главного элемента системы видовой разведки самолета и-2Б — многоспектральной оптико-электронной станции SYERS-2C, которая теперь работает в десяти спектральных диапазонах, что позволяет значительно увеличить объем разведывательных данных, а также обнаруживать замаскированные вооружение и военную технику10.
В настоящее время прорабатывается вариант создания разведывательной платформы следующего поколения на базе БПЛА, получившей название ТЯ-Х, выполненной по технологии «Стелс» с нанесением ради-опоглощающих покрытий. Предполагается, что ТЯ-Х будет располагать всеми преимуществами самолета и-2Б и БПЛА «Глобал Хок».
Многоцелевой морской патрульный самолет Р-8А «Посейдон» (рис. 6), активно используемый в последнее время для наблюдения за морским пространством и прибрежной зоной, а также для наблюдения за подводными лодками, обладает большими потенциальными возможностями по модерниза-
ции11.
Разработано нескольких программ модернизации Р-8А «Посейдон», предусматривающих оснащение его перспективной РЛС с АФАР АШ АРБ-154, замену бортового радиоэлектронного оборудования, программного обеспечения, внедрение
сетевой архитектуры обмена данными. Самолеты данного типа поставляются в Австралию, Великобританию, Норвегию, Индию.
Возросшие требования к разведывательному обеспечению привели к необходимости создания новых БПЛА и модернизации существующих, оснащения их перспективными средствами разведки. БПЛА «Глобал Хок» планируется оснастить новой многоспектральной станцией МБ-177А с увеличенным количеством спектральных диапазонов.
Для оснащения БПЛА MQ-9 «Ри-пер» создана многоспектральная станция МБ-110, а также проводятся работы по дополнению ее РЛС с синтезированной апертурой ТаеБАЯ, которая будет применяться при разведке в неблагоприятных погодных условиях, когда возможности оптических средств ограничены. Кроме этого, завершается создание многоспектральной аппаратуры МТБ-С для обнаружения стартов баллистических ракет с дальностью до 1200 км. Применение БПЛА для контроля воздушно-космического пространства возможно после 2022—2025 годов.
Морской БПЛА MQ-4C «Тритон» (рис. 7), разработанный на основе БПЛА «Глобал Хок», укомплектовывается современным бортовым радиоэлектронным оборудованием12.
БПЛА имеет функционально улучшенные РЛС, средства электронной поддержки и систему автоматической идентификации. После 2020 года все БПЛА MQ-4C будут поставляться в конфигурации №С4, предусматривающей оснащение оборудованием радиоэлектронной разведки самолета ЕР-3Е, что в последующем позволит снять с вооружения парк этих самолетов специального назначения наряду с другими модификациями самолета Р-3 «Орион».
Проводится интеграция системы радиотехнической и радиоэлектронной разведки «Сэйдж» на БПЛА
Рис. 7. БЛА MQ-4C «Тритон»
«Скай Гардиан» (рис. 8) и «Си Гарди-ан» — морской версии средневысот-ного БПЛА MQ-9 «Рипер»13. Система «Сэйдж» предназначена для обнаружения и идентификации радиосигналов и способна функционировать одновременно в нескольких полосах частот за счет многоканального цифрового приемника, работающего в С, D, Е, J и К диапазонах электромагнитных волн.
Рис. 8. БЛА «Скай Гардиан»
Китай активно ведет разработку своих БПЛА14. На вооружении НОАК стоят многоцелевые БПЛА СН-4 в различных модификациях с дальностью полета до 3000 км и продолжительностью полета более 30 часов, внешне напоминающие БПЛА MQ-1 «Предатор» и MQ-9 «Рипер». Разведывательный вариант получил обозначение СН-4А. Более совершенной является дальнейшая модернизация БПЛА СН-4С, оснащенного РЛС бокового обзора и более совершенной обзорной системой. Несмотря на то что БПЛА СН-4 по своим характеристикам примерно соответствуют БПЛА MQ-1 «Предатор» и уступают MQ-9 «Рипер», интерес к указанным БПЛА проявляют многие страны.
Прошел испытания и поставлен на вооружение БПЛА СН-5, который во многом по своим характеристикам близок к MQ-9 «Рипер», однако его стоимость почти на треть меньше. БПЛА «Винг Лунг-2», известный под экспортным обозначением «Птеродактиль», представляет собой адаптированную копию БЛА MQ-1 «Предатор».
Таким образом, китайские разработчики сумели до минимума сократить отставание от США в сфере создания средних разведывательных беспилотных аппаратов. При этом стоимость производимых в Китае БПЛА существенно ниже, чем у аналогов, выпускаемых в других странах.
В ближайшей перспективе БПЛА китайского производства могут начать доминировать на международном рынке.
Большое внимание уделяется реализации новых концепций применения беспилотных летательных аппаратов. В США проводятся работы по развитию авиационных робототехни-ческих комплексов. Они смогут расширить возможности группового применения БПЛА, в том числе совместно с пилотируемыми самолетами, а также распределение функций по разведке целей.
Существующие в настоящее время разведывательные самолеты и БПЛА выполняют весь существующий спектр разведывательных задач. Однако имеется ряд недостатков. Разведывательные самолеты могут летать относительно небольшое, время. БПЛА обладают большей продолжительностью полета, однако из-за ограничений по полезной нагрузке, их разведывательные возможности
Армии ведущих в военном отношении стран мира имеют на вооружении широкую номенклатуру специализированных разведывательных самолетов и БПЛА. Однако тенденции усложнения условий ведения боевых действий, технологическое совершенствование вооружения
и военной техники сторон требуют их развития. В целях построения единой архитектуры разведывательных данных в НАТО реализуются программы создания перспективной воздушной системы разведки «АГС».
меньше. Кроме того, обоим классам средств воздушной разведки присуща низкая живучесть. Для исключения этих недостатков в США прорабатывается возможность скрытного применения гиперзвуковых стратегических самолетов дальнего радиуса действия в качестве носителей средств разведки.
Особое внимание иностранные государства уделяют совершенствованию бортового оборудования разведывательных самолетов. Перспективным направлением является создание систем разведки, объединяющих данные различных источников. Одной из перспективных систем данного типа является система боевого управления и наблюдения АВМБ, которая должна заменить систему воздушного наблюдения «Джистарс», а в последующем и систему «Авакс». Получение сведений, необходимых для принятия оперативных решений в условиях быстро меняющейся обстановки, будет организовано путем функционирования единой сети спутников, пилотируемых разведывательных самолетов, БПЛА и наземных средств обнаружения, которые
Большое внимание уделяется реализации новых
концепций применения беспилотных летательных аппаратов. В США проводятся работы по развитию авиационных
робототехнических комплексов. Они смогут расширить возможности группового применения БПЛА, в том числе совместно с пилотируемыми самолетами, а также распределение функций по разведке целей.
будут действовать в режиме реального времени. Принятие на вооружение этой системы ожидается не ранее 2025 года.
Общей тенденцией для всех передовых в военной сфере стран мира является оснащение воздушных носителей гиперспектральной аппаратурой разведки. Она позволяет существенно повысить селективные возможности наблюдения и обеспечить обнаружение вооружения и военной техники, которые обычной оптико-электронной аппаратурой обнаружить практически невозможно. Гиперспектральная разведка дает дополнительные возможности по вскрытию и идентификации замаскированных, заглубленных и других защищенных военных объектов. Это достигается благодаря автоматической обработке многомерных, отраженных от объектов, оптических сигналов. Результаты работы гиперспектральной разведки существенно сокращают время принятия решения на применение оружия.
Таким образом, анализ характеристик и возможностей существующих и перспективных систем, средств и аппаратуры воздушной разведки иностранных государств показал, что основными направлениями их развития являются: разработка се-тецентрических систем разведки; использование гиперзвуковых носителей средств разведки; увеличение количества режимов и диапазонов работы; осуществление эффективной частотно-пространственно-временной обработки сигналов; повышение функциональной гибкости при генерировании и обработке сигналов за счет использования новых цифровых компонент и совершенствования программного обеспечения; повышение помехозащищенности радиоэлектронных средств и совершенствование мер противодействия радиоэлектронному подавлению;
обеспечение перспективными средствами связи и обмена данными.
Перспективные средства воздушной разведки должны оснащаться передовыми в техническом отношении бортовыми РЛС, являющимися основными средствами обнаружения. К ним предъявляются все более высокие требования по разрешению разведываемых объектов по дальности, скорости и определению углового направления. Достижение требований планируется реализовать за счет усложнения обработки сигналов радиолокационного отражения и использования более совершенных вычислительных средств. Ограничения и недостатки современных РЛС смогут быть устранены благодаря использованию перспективных концепций: интеллектуального кодирования сигналов, технологии многопозиционных радиолокационных систем, технологии цифрового формирова-
ния диаграммы направленности, методов формирования изображений с высоким разрешением и технологии интеграции радиолокационных и информационных каналов в единой аппаратуре.
Тенденции развития воздушной разведки иностранных государств предопределяют и существенные изменения в подходах по получению, анализу и обобщению информации от различных средств разведки. Они будут реализованы за счет повышения радиолокационных характеристик, наращивания возможностей по обработке данных и увеличения их объема вследствие объединения различных средств разведки в единую сеть, более высоких требований по обеспечению данных для функционирования экспертных систем и систем на основе искусственного интеллекта, включающих искусственные нейронные сети.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Направления развития бортовых средств воздушной разведки // Aviation Week. 2019. № 1.
2 Зарубежное военное обозрение.
2017. № 8.
3 БПЛА RQ-4B GLOBAL HAWK. NEWS. URL: http://bastion-karpenko.ru/ rq-4-global-hawk-2016 (дата обращения: 22.06.2020).
4 Планы Японии по модернизации ДРЛОУ на базе самолета Е-767. 2018 г. URL: http://bastion-opk.ru (дата обращения: 22.06.2020).
5 Israel Air Force. URL: http://m. pantip.com/topic/3536 (дата обращения: 22.06.2020).
6 Военное обозрение. 27.03.2018 г. URL: http://bastion-opk.ru (дата обращения: 22.06.2020).
7 Зарубежное военное обозрение.
2018. № 8.
8 Зарубежное военное обозрение. 2018. № 9.
9 Высотный разведывательный самолет U-2S. URL: http://nevskii-bastion.ru (дата обращения: 22.06.2020).
10 Scouts U-2 received a newoptoelectrpnic complex. URL: http://en.topwar.ru/168175-razvedchiki-u-2-poluchili-novyj-optiko-jelektronnij-kompleks.html (дата обращения: 22.06.2020).
11 Американский убийца субмарин самолет P-8A Poseidon. URL: http://inosmi. ru/military/20200412/239459220.html (дата обращения: 22.06.2020).
12 Авиационные системы. Экспресс-информация по материалам зарубежных информационных источников № 04. М.: ГосНИИАС, 2019.
13 Авиационные системы. Экспресс-информация по материалам зарубежных информационных источников № 37. М.: ГосНИИАС, 2018.
14 КНР выводит на рынок несколько ударных БЛА. URL: http://www.take-off. ru/item/2254.html (дата обращения: 22.06.2020).