Источники:
1. Chernysheva, A.M., Trofimova, A.A., Kalygina, V.V., Bulatenko, M.A. Factors of developing international retail chain brands in the regions of the Russian Federation Space and Culture, India, №6:5, 2019.
2. Веденецкая, И. А. Эволюция брендинга в России / И. А. Веденецкая, Д. С. Головнев, Е. А. Давыденко // Бренд-менеджмент. - 2019. - № 2.
3. Титова, А. А. Система идентификации бренда: понятие, цели и функции / А. А. Титова // Научно-практические исследования. - 2020. - № 10-9(33).
4. Чернышева А.М., Якубова Т.Н. Брендинг. Учебник, 2019, Издательство Юрайт. 26,46, ISBN: 978-5-9916-2979-9
References:
1. Chernysheva, A.M., Trofimova, A.A., Kalygina, V.V., Bulatenko, M.A. Factors of developing international retail chain brands in the regions of the Russian Federation Space and Culture, India, №6:5, 2019.
2. Vedenetskaya, I. A. The evolution of branding in Russia / I. A. Vedenetskaya, D. S. Golovnev, E. A. Davydenko // Brand management. - 2019. - No. 2.
3. Titova, A. A. Brand identification system: concept, goals and functions / A. A. Titova // Scientific and practical research. - 2020. - No. 10-9 (33).
4. Chernysheva A.M., Yakubova T.N. Branding. Textbook, 2019, Yurayt Publishing House. 26.46, ISBN: 978-5-9916-2979-9.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-374-380
О.П. Шевченко - к.э.н., доцент кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
O.P. Shevchenko - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management, FSBEI HE Kuban SAU;
Д.В. Звягинцева - к.ю.н., доцент кафедры земельного, трудового и экологического права, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
D.V. Zvyagintseva - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Land, Labor and Environmental Law, FSBEI HE Kuban SA U.
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ, ЭВРИСТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРОССИЙСКИХ ПРОЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ANALYSIS OF THE MAIN EPISTEMOLOGICAL, HEURISTIC AND ECONOMIC PROBLEMS HINDERING THE IMPLEMENTATION OF ALL-RUSSIAN RESEARCH PROJECTS OF ENTREPRENEURIAL CULTURE
Аннотация. Основным результатом проведенного анализа стал проект трехуровневого исследования предпринимательской культуры, призванный эффективно решить классическую гносеологическую проблему «теория - эмпирические факты - теория». В статье уделяется внимание основным гносеологическим и эвристическим проблемам, препятствующим реализации общероссийских проектов исследования предпринимательской культуры. Обращается внимание на то, что существующие на сегодняшний день противоречия требуют оперативного решения, так как снижают качество государственного управления в сфере частного бизнеса, прежде всего. В статье представлен материал, характеризующий особенности проведения социологического исследования духовно-нравственных основ предпринимательской культуры современного российского общества. Основной целью стала апробация методологии теоретико-прикладного анализа предпринимательской культуры (как в целом, так и ее структурных элементов, непосредственно связанных с этическими, аксиологическими, мировоззренческими координатами предпринимателей).
Abstract. The main result of the analysis was the project of a three-level study of entrepreneurial culture, designed to effectively solve the classical epistemological problem "theory - empirical facts - theory". The article pays attention to the main epistemological and heuristic problems that hinder the implementation of all-Russian projects for the study of entrepreneurial culture. Attention is drawn to the fact that the contradictions that exist today require an operational solution, since they reduce the quality of public administration in the field of private business, first of all. The article presents the material characterizing the peculiarities of con-
ducting a sociological study of the spiritual and moral foundations of the entrepreneurial culture of modern Russian society. The main goal was to test the methodology of theoretical and applied analysis of entrepreneurial culture (both as a whole and its structural elements directly related to ethical, axiological.
Ключевые слова: российское общество, экономические проблемы бизнеса, предприниматели, предпринимательская культура, духовно-нравственные особенности, эмпирический анализ.
Keywords: Russian society, economic problems of business, entrepreneurs, entrepreneurial culture, spiritual and moral characteristics, empirical analysis.
Социологический анализ предпринимательской культуры целесообразно предварить изучением социально-групповых особенностей предпринимателей. Социальный и социокультурный вес предпринимательства объясняется тем, что именно эту социальную группу отличает инициатива, стремление к инновациям, что наряду с производством материальных благ, ключевых ресурсов позволяет прямо или косвенно удовлетворять различные фундаментальные потребности общества. Объективные характеристики предпринимателей как социальной группы позволяют выявить у них и сходные социокультурные черты (ценности, мировоззрение, мироощущение, нормы, идеологии и т.п.), что создает основы для особой предпринимательской культуры как элемента системы культуры социума.
В научной литературе не наблюдается консенсуса по поводу оценки содержательного смысла предпринимательской культуры. Этот факт осложняет научный социологический анализ предпринимательской культуры. В оценках различных ученых содержание предпринимательской культуры подчас значительно дифференцируется.
В настоящее время исследовательская научная литература, посвященная предпринимательской культуре, в значительной мере ориентирована на «классический» облик предпринимательской культуры (XIX - начала XX в.), однако в полной мере не раскрывает современного состояния предпринимательской культуры, механизмов ее трансформации в условиях информационного общества XXI в. Так, в социологической науке классическими стали работы М. Вебера (Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 2017), В. Зомбарта (Зомбарт В. Буржуа Этюды по нравственной истории современного экономического человека. М., 1994. С. 19). В последние десятилетия вышло немало трудов современных зарубежных ученых, всесторонне проанализировавших предпринимательскую культуру и ее составные элементы. В частности, речь идет о работах Фредерик Р., Петри Э. (Фредерик Р., Петри Э. Деловая этика и философский прагматизм // Вопросы философии. 1996. № 3), Рутттингер Р.( Рутттингер Р. Культура предпринимательства / пер. с нем.. М., 1992. - 240 с.), Altinay L. (Altinay L. The relationship between an entrepreneur's culture and the entrepreneurial behaviour of the firm// Journal of Small Business and Enterprise Development. 2008. No 5(1). Pp 111129), Barraza C. (Barraza C. What is entrepreneurial culture? URL://https://barrazacarlos.com/what-is-entrepreneurial-culture/Brownson, C. D., 2013), Brownson C.D. (Brownson C.D.Fostering Entrepreneurial Culture: A Conceptualization // European Journal of Business and Management. 2013. No 5.), Danish R.Q. (Danish R.Q. Factors affecting "entrepreneurial culture": the mediating role of creativity// Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2019. No 4.) и др.
Современные российские исследователи связывают предпринимательскую культуру с «интегративной способностью личности создавать, организовывать, осуществлять инновационные проекты, приносящие социальную пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную самореализацию» (Орлов В.Б., Мизерова О.Г., Орлова Е.В. Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия // Вестник Югорского государственного университета. 2009. №4. С. 13-25).
С.Г. Михнева и Е.В. Малышева определяют предпринимательскую культуру как «органическое целое: с одной стороны, предпринимательская культура ориентирована на достижение определенных целей (максимизация прибыли, минимизация издержек, риск, инновационность), а с другой стороны, нормы и ценности, заложенные в национальной культуре, позволяют определить цену, которую готово заплатить общество при достижении данных целей» (Михнева С.Г., Малышева Е.В. Экономическая природа и сущность
предпринимательской культуры // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические наук. 2013. №1. С. 50-56).
С точки зрения В.Б. Орлова, «культура предпринимательства - это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда» (Орлов В.Б. Сущностные и содержательные характеристики понятия «предпринимательская культура» // SCIENCES OF EUROPE. 2016. №8-2 (8). С.90-98).
В социологической научной литературе наряду с понятием «предпринимательская культура» нередко используется и термин «предпринимательская этика». Введение данной дефиниции в научный оборот напрямую связано с творчеством немецкого социолога М. Ве-бера и его классической работой «Протестантская этика и дух капитализма» (Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 2017). Этика - более узкое и специализированное понятие по сравнению с предпринимательской культурой. Исследователи обращают внимание на важную регулятивную роль этики в предпринимательской деятельности. Так, «в развитых экономических странах считается естественным и необходимым соблюдение этики предпринимательства, т. к. неэтичное поведение предпринимателя снижает авторитет его самого и его организации» [2].
Ценностные ориентации - один из ключевых элементов предпринимательской культуры. В.В. Семенова указывает на следующие «детерминанты предпринимательской деятельности - прагматизм, предприимчивость, рациональность, осторожность, воображение, восприятие. Предприниматель прагматичен в силу своей осторожности, может что-то предпринимать, используя свое воображение и анализировать текущие процессы, воспринимая их рационально» [5].
М.С. Васянин отмечает: «к профессиональным ценностям субъектов предпринимательства относятся, прежде всего, рациональность, инициативность, независимость, свобода, индивидуализм, социальная ответственность» [4].
Следует отметить, что трансформации социума оказали влияние и на предпринимательскую культуру. В частности, ее социокультурное содержание в XXI в. транслируется посредством интернет-коммуникации на широкие слои населения, и, в то же время, предпринимательская культура интегрирует в себя многие элементы других культурных форм посредством глобального открытого общества. Таким образом, в настоящее время предпринимательская культура трансформируется, а характер и направленность происходящих изменений образуют содержание гносеологической проблемы, прежде всего, в аспекте национальных и этнических предпринимательских культур. Скорость динамики предпринимательской культуры в целом опережает научные изыскания, что формирует суть социально-управленческой проблемы.
В целях получения объективной информации о духовно-нравственной специфике предпринимательской культуры целесообразно осуществить интеграцию двух теоретико-методологических подходов к анализу социальных явлений и процессов, а также связанных с ними эмпирических методологий - количественной и качественной.
Методологической основой количественной социологии является позитивизм. Это -проекция идеала математизированного естествознания на социальные науки с неизбежностью оборачивается признанием безусловного авторитета количественных методов анализа. Как следствие - идея формализации социальной теории, ориентация на своего рода «калькуляцию» общественных процессов - исследование всех параметров социальной жизни на предмет статистических корреляций (Иванова А.С. Позитивистская методология социологического исследования: предмет и когнитивная стратегия // Universum: общественные науки. 2017. №1. С.25-30).
В свою очередь методологическим базисом качественной социологии стала феноменология. Немецкий философ Э. Гуссерль дал первый всесторонний анализ разновидностей переживания сознания и их интенциональных эквивалентов, обосновал теоретически фено-
менологию как новую философскую науку. Э.Гуссерль учил живо и совместно мыслить, совместно исследовать, совместно рассматривать вещи, о которых говорил, подготавливая таким образом молодежь к поиску непосредственного контакта познающего с достоверной деятельностью, с собой и реальностью (Кораблина Е.П. Феноменологические методы в психолого-педагогической практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. №128. С.16-26).
Прежде всего, следует обратить внимание на сложность перехода от первой к второй и, соответственно, третьей стадиям исследования предпринимательской культуры, о которых говорилось ранее. После проведения первого этапа закономерно возникают противоречия в понимании предпринимательской культуры (этот эффект - результат научного плюрализма), что затрудняет рефлексию и последующую локализацию ее наиболее важных признаков. От исследователя требуются, во-первых, серьезные теоретические познания в сути данной культуры, ее динамике, региональных особенностях и т.п. (это характерно далеко не для всех социологов-эмпириков, что усиливает риски снижения качества полученной в результате проекта информации). Во-вторых, для реализации трех этапного исследования предпринимательской культуры необходимо наличие серьезных временных и финансовых ресурсов, особенно - применительно к российскому обществу с его масштабами. В-третьих, пилотаж инструментария качественного исследования должен учитывать неизбежные географические различия между предпринимателями, их социокультурными характеристиками. Однако на практике осуществить масштабный пилотаж качественного инструментария на общероссийской выборке оказывается затруднительным. В результате возможны искажения при сборе важной информации о ценностях, нормах, идеалах, мировоззрении, социальном настроении предпринимателей.
С учетом обозначенных сложностей исследование было полностью проведено только на первом этапе и частично на втором. Третий этап не проводился вследствие недостатка ресурсов - временных, финансовых, организационных. В итоге были намечены первоочередные шаги в рамках следующих этапов. В этой связи возникает ряд вопросов, на которые пока не были получены ответы:
- вероятно, предложенная модель нуждается в оптимизации, однако не ясно в каком направлении;
- каким образом может быть организовано и проведено общероссийское исследование предпринимательской культуры без существенной потребности у потенциальных заказчиков (государства, частных компаний и т.д.).
Предпринимательская культура в XXI в. подвержена динамическим процессам, вследствие чего является сложным объектом для эмпирического социологического познания. Значительное воздействие на предпринимательскую культуру оказывает глобальная компьютерная сеть Интернет [2].
Относительно возникающих сложностей стоит отметить, что замер подобного класса индикаторов весьма затруднен вследствие наличия ряда объективных препятствий, прежде всего, временной отдаленности изучаемого предмета. Следует отметить, что подобная гносеологическая проблема нуждается в решении, так как именно влияние социально-исторических факторов во многом формирует современный облик предпринимательской культуры. Цивилизационная, поколенческая, национальная специфика находят свое очевидное отражение в предпринимательской культуре. Однако познавательные возможности эмпирической социологии в данном вопросе ограничены. Подобных гносеологических и эвристических проблем применительно к предпринимательской культуре существует немало.
Эмпирические исследования позволяют регулярно актуализировать имеющуюся общетеоретическую информацию о предпринимательской культуре в России, так как высокие скорости социальных изменений влияют и на развитие предпринимательской культуры. Кроме того, получаемая первичная социологическая информация обладает высокой ценностью для системы государственного управления различных уровней, позволяет принимать решения на основе актуальной информации о предпринимательской культуре, системе социокультурных
координат российских предпринимателей. Фактором актуализации эмпирических исследований выступает и их высокая вариативность, достигаемая посредством сочетания количественной и качественной стратегий. В результате социологи могут одновременно эффективно изучать элементы духовного мира предпринимателей и оценивать количественные показатели распространенности тех или иных ценностей, традиций, идеологий в предпринимательской среде российского общества [1].
В настоящее время не хватает общероссийских масштабных проектов, которые бы сочетали количественную и качественную стратегии. Эта ситуация возникает вследствие недостаточного интереса заказчиков, сложностей, связанных с высокой стоимостью и существенным временем проведения исследования.
Как следствие, в последнее десятилетие возник определённый социально-управленческий вакуум, связанный с представлением образа актуальной социально-экономической реальности социологической наукой в распоряжение государственных управленческих структур. Система управления рассматривает как рискованные стратегии опору на результаты (зачастую разрозненных) социологических проектов, целью которых стал анализ предпринимательской культуры. Именно решение данной проблемы может существенно повысить потенциал социально-инженерных проектов, посвященных духовно-нравственным основам предпринимательской культуры.
Подобный симбиоз концептуальных подходов, конкретных методов, методик и техник необходим для получения, с одной стороны, глубокой, подробной всесторонней информации о ценностях, идеалах, морально-нравственных принципах, мировоззрении, составляющих основу социокультурной системы координат предпринимателей. С другой стороны, полученная информация должна распространяться на всю предпринимательскую культуру в целом, быть интегративным элементом данного социокультурного объединения. В этом случае сложно не принимать во внимание количественную, статистически значимую информацию, которую можно получить посредством количественного исследования.
Основная методологическая сложность применительно к предпринимательской культуре состоит в том, что в систему количественных показателей необходимо интегрировать ключевые индикаторы, полученные на качественном этапе исследований. Именно поэтому, на наш взгляд, наиболее выигрышной будет следующая последовательность действий:
1) проведение общетеоретического анализа, духовно-нравственных особенностей предпринимательской культуры, поиск основных элементов социокультурной системы координат предпринимателей, влияющих на принятие ими решений, бизнес-практики и т.д.;
2) проведение качественного этапа исследования, основной задачей которого выступают получение глубинной информации о духовно-нравственных основах предпринимательской культуры. На этом этапе целесообразно проведение фокус-групп и глубинных интервью с предпринимателями из различных регионов РФ;
3) результирующий количественный этап исследования, на котором полученная ранее информация о ценностях, нормах, идеалах формализуется и с определенной долей допущения верифицируется на количественном этапе, например анкетирование предпринимателей в различных субъектах РФ. Анкетирование в отличии от интервьюирования дает несколько больше возможности конфиденциальности для респондентов, что важно учитывая тему исследования.
В нашем исследовании был реализован первый и частично второй этап. Было проведено методически ориентированное исследование, основной задачей которого стало получение общетеоретической информации о духовно-нравственных характеристиках российских предпринимателей, на эмпирическом уровне - отработка методики проведения качественного этапа исследования (фокус-группа и глубинное интервью).
Среди целого ряда разнообразных факторов экономического роста наиболее значительным считают умелую реализацию предпринимательского потенциала граждан страны, эффективное использование в экономическом механизме самостоятельной хозяйственной
инициативы человека, признание предпринимательства незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания.
Для активизации усилий в этом направлении и более полного понимания всего комплекса имеющихся проблем, прежде всего, необходимо остановиться на теоретическом аспекте проблемы предпринимательства. Несмотря на большое количество работ по данной теме, до настоящего времени четкого, основанного на научной теории, однозначного определения понятия предпринимательства еще не сложилось. Существующие на сегодня концепции характеризуют предпринимательство в трех направлениях:
1) доступность различных видов ресурсов и возможность ими распоряжаться с целью получения прибыли при постоянном наличии фактора риска и неопределенности конечного результата деятельности;
2) эффективное управление и организация производственного процесса с постоянным и широким использованием нововведений;
3) особенное новаторское, творческое поведение хозяйствующего субъекта, его предприимчивость, являющаяся движущей силой экономического процесса.
Основное же условие возможности существования предпринимательства ученые и практики видят в создании конкурентной среды и предоставления экономической свободы субъекту хозяйствования. Уже такое понимание сути проблемы позволяет объяснить важную особенность развития современной мировой экономики все более возрастающую роль малого бизнеса. Его качественными критериями являются:
- преобладание частной собственности на средства производства;
- юридическая и экономическая независимость в принятии решений;
- упрощенная система управления;
- профессиональная взаимозаменяемость работников;
- непосредственное участие собственника в управлении предприятием;
- инициативный, поисковый характер деятельности.
Нетрудно заметить, что принципы деятельности этих фирм близки характеристике предпринимательства. Действительно, практически повсеместно происходит отождествление предпринимательства с малым бизнесом, широкое использование в отечественной науке и практике термина «малое предпринимательство».
Социокультурное, духовно-нравственное, аксиологическое, соционормативное содержание предпринимательской культуры отражает несколько сходных по концептуальному смыслу понятий. Ситуация также несколько осложняется тем обстоятельством, что исследование предпринимательской культуры осуществляется в рамках теоретико-методологических построений нескольких общественных наук (социологии, психологии, культурологии, философии, истории, экономики и др.). Вследствие сложившейся противоречивой ситуации затрудняется переход от фундаментальных, теоретических построений к эмпирии, практике, к осуществлению конкретных социально-управленческих мероприятий, связанных с бизнесом. Как представляется, в современных условиях одной из ключевых задач социологии как науки об обществе, является создание непротиворечивой, логически стройной системы индикаторов, отражающих социокультурную, духовно-нравственную специфику предпринимательства. Среди имеющихся в распоряжении исследователей понятийных конструктов, именно предпринимательская культура в наибольшей степени оказывается валидной для теоретико-прикладной социологической оценки. В рамках предпринимательской культуры оказывается интегрирован сложный набор признаков, в своей совокупности отражающих социокультурные основы предпринимательства (ценности, нормы, идеалы, идеологии, мировоззрение, мироощущение, стиль жизни, социальные практики и т.п.). Осуществляя замер этих признаков, прежде всего, эмпирическими методами, социология характеризуется широкими возможностями экстраполяции полученной информации на теоретический уровень с целью создания концептуальных моделей предпринимательской культуры в обществе начала XXI в.
Именно социология обладает способностью осуществить эмпирическое качественное и количественное исследование, в ходе которого, на первом этапе, возможно глубокое изучение ценностей, норм, идеалов, установок, картин мира предпринимателей. На втором этапе полученные в ходе качественного анализа данные можно будет верифицировать на репрезентативной выборке с применением математических и статистических процедур. В отличие от большинства других общественных наук, социология характеризуется потенциалом получения уникальной первичной информации о предпринимательской культуре, которая затем может лечь в основу релевантных общетеоретических концепций. Учитывая широкие эвристические возможности социологии в аспекте теоретико-прикладного изучения предпринимательской культуры весьма важно, чтобы понятийный аппарат, которым оперирует социология и использует его для процедур интерпретации и операционализации основных понятий, был в целом непротиворечивым, так как это с неизбежностью отразится на научном поиске. В свою очередь, успешность социологического познания предпринимательской культуры будет способствовать повышению эффективности социально-управленческих мероприятий, опирающихся на данные социологических исследований сознания, установок предпринимателей.
Стоит отметить, что повышение эффективности эмпирических исследований предпринимательской культуры на сегодняшний день невозможно без междисциплинарной интеграции, так как часть проблемных ситуаций, на решение которых направлена эмпирическая социология, существенно выходят за пределы ее познавательных возможностей и требуют привлечения методологии таких наук как история, культурология, философия, психология.
Источники:
1. Богач Е.Л. Проблемы и перспективы совершенствования системы управления муниципальной собственностью Краснодарского края. / Богач Е.Л., Шевченко О.П. // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2017. № A. С. 614.
2. Путилина И.Н. Развитие малого и среднего предпринимательства в России как один из способов улучшения социальной защищенности общества. / Путилина И.Н., Шевченко О.П. // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 4 (45). С. 176-180.
3. Рябченок О.Н., Фастович Г.Г. Интернет и его воздействие на современное общество // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №3. С. 143-145.
4. Семенова В.В. Система ценностей в культуре предпринимательства // Омский научный вестник. 2013. №2 (116). С. 257-259.
5. Челебий Р.А. К вопросу проблемы оценки эффективности управления государственной и муниципальной собственностью. / Челебий Р.А., Шевченко О.П. // В сборнике: Экономика, управление, финансы: теория и практика. сборник материалов XI-ой международной очно-заочной научно-практической конференции. В 2 т.. 2019. С. 57-60.
References:
1. Bogach E.L. Problems and prospects for improving the management system of municipal property in the Krasnodar Territory. / Bogach E.L., Shevchenko O.P. // Scientific notes of the Kazan State Academy of Veterinary Medicine. N.E. Bauman. 2017. No. A. S. 614.
2. Putilina I.N. The development of small and medium-sized businesses in Russia as one of the ways to improve the social security of society. / Putilina I.N., Shevchenko O.P. // Business. Education. Right. 2018. No. 4 (45). pp. 176-180.
3. Ryabchenok O.N., Fastovich G.G. Internet and its impact on modern society // International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2019. №3. pp. 143-145.
4. Semenova V.V. The system of values in the culture of entrepreneurship // Omsk Scientific Bulletin. 2013. No. 2 (116). pp. 257-259.
5. Chelebiy R.A. To the question of the problem of assessing the effectiveness of the management of state and municipal property. / Chelebiy R.A., Shevchenko O.P. // In the collection: Economics, management, finance: theory and practice. collection of materials of the XI-th international part-time scientific and practical conference. In 2 volumes. 2019. S. 57-60.