Научная статья на тему 'Анализ основных факторов повышения конкурентоспособности вуза в современных условиях'

Анализ основных факторов повышения конкурентоспособности вуза в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВУЗ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / COMPETITIVENESS / HIGH SCHOOL / COMPETITIVENESS FACTORS / THE PRICE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цатурян Э. О., Семкина Т. А.

В данной статье рассмотрены основные предпосылки и факторы конкурентоспособности ВУЗа в современных условиях, а также выделены основные показатели, характеризующие конкурентоспособность высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF MAJOR FACTORS OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF HIGH SCHOOL IN MODERN CONDITION

In given article the basic preconditions and factors of competitiveness of HIGH SCHOOL in modern conditions are considered, and also the basic indicators characterizing competitiveness of a higher educational institution are allocated.

Текст научной работы на тему «Анализ основных факторов повышения конкурентоспособности вуза в современных условиях»

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Цатурян Э.О., к.э.н. Ректор МГОУ Семкина Т.А., к.э.н., зав. каф. «Управление качеством» МФПА

В данной статье рассмотрены основные предпосылки и факторы конкурентоспособности ВУЗа в современных условиях, а также выделены основные показатели, характеризующие конкурентоспособность высшего учебного заведения.

Ключевые слова: конкурентоспособность, ВУЗ, факторы конкурентоспособности, ценовая политика.

THE ANALYSIS OF MAJOR FACTORS OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF HIGH SCHOOL IN MODERN CONDITION

Caturyan E., Ph.D., Rector, MGOU Semkina T., Ph.D., head of the Quality control chair, MFPA

In given article the basic preconditions and factors of competitiveness of HIGH SCHOOL in modern conditions are considered, and also the basic indicators characterizing competitiveness of a higher educational institution are allocated.

Keywords: competitiveness, high school, competitiveness factors, the price policy.

Термин «конкурентоспособность» широко используется в случаях, когда говорят о товарах (работах, услугах) промышленного и широкого потребления, коммерческих предприятиях и организациях. Однако при оценке деятельности учебных заведений он практически не применяется. Такое положение дел обусловлено рядом причин.

Во-первых, оказываемые вузами услуги являются услугами особого рода. Особенность их состоит в том, что они имеют глубокую социальную направленность как в области оказания образовательных услуг, так и в процессе производства научно-технической и учебно-методической продукции.

Во-вторых, высшая школа, выступая проводником всего нового и передового, имеет консервативную основу в лучшем смысле этого понятия. Под консервативностью здесь понимается отбор и бережное сохранение лучших отечественных и зарубежных традиций в образовании.

В-третьих, сказывается характер конкуренции между вузами -состав и количество вузов изменяется достаточно медленно. Как правило, каждый вуз имеет уникальную историю, устоявшиеся традиции, сложившиеся за долгие годы представления об уровне оказываемых услуг. Такие вузы часто не нуждаются в дополнительной рекламе, они тщательно оберегают свой имидж, а изменения в статусе вуза в лучшую или худшую сторону не остаются незамеченным общественностью. Исключение составляют относительно недавно возникшие высшие учебные заведения, которые в основном предлагают нетрадиционные подходы к процессу обучения (ускоренное, дистанционное, экстернат и т.д.) и взимают плату за обучение.

В-четвертых, в стране с плановой экономикой отсутствовала объективная необходимость проведения текущей оценки положения вуза, т.к. всеобщее планирование определяло роль и место каждого вуза в системе образования страны, ограничивая его деятельность жесткими рамками плана.

Изменившиеся экономические условия хозяйствования поставили перед государственными вузами новые задачи. Теперь вузы не могут полагаться, но свой прежний имидж. Сложившееся за долгие годы положительное общественное мнение об учебном заведении является необходимым, но недостаточным условием его устойчивого положения. Вузы стали значительно свободнее в плане организации учебного процесса и научной деятельности. Обострилась конкуренция. От того, насколько набор и качество предоставляемых вузом услуг удовлетворяют требованиям рыночной ситуации в значительной степени зависит способность учебного заведения адаптироваться к новым условиям. Перед тем, как перейти к детальному анализу понятия конкурентоспособности применительно к деятельности вуза рассмотрим, что понимают под конкурентоспособностью коммерческих предприятий.

В зависимости от объекта приложения термина «конкурентоспособность», различают конкурентоспособность продукции (това-

ра), конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность отрасли и конкурентоспособность страны. Каждая из этих категорий имеет существенные отличия и характерные черты, которые подтверждают правомерность и целесообразность такой дифференциации. При этом центральным звеном в данной системе категорий считаем именно конкурентоспособность предприятия, т.е. тот фундамент, который реализуется в виде конкретного товара. Не заложив фундамент, невозможно создать конкурентоспособную продукцию. Именно на предприятии в ходе производственного процесса закладываются те качественные характеристики товара, которые формируют его потребительскую ценность, и только предприятие определяет стратегию, тактику продвижения и сбыта продукции, создавая условия для её успешной реализации потребителям. Да и с точки зрения макроэкономических процессов конкурентоспособность отрасли или национальной экономики может быть реализована только через производственно-хозяйственную деятельность соответствующих предприятий.

Конкурентоспособность товара - это не синоним конкурентоспособности предприятия; конкурентоспособность товара является необходимым, но недостаточным условием конкурентоспособности предприятия. В качестве примера различия между этими дефинициями можно привести ту известную ситуацию, когда, производя многие виды военной продукции, существенно превосходящие по качеству и цене зарубежные аналоги, многие отечественные предприятия военно-промышленного комплекса находятся на грани банкротства. Предприятие может производить конкурентоспособную продукцию (с точки зрения потребителя), но при этом обладает низким уровнем конкурентоспособности в том случае, если затраты на производство только возмещаются выручкой от реализации.

Говоря о конкурентоспособности применительно к деятельности вуза, следует отметить, что анализ литературных источников позволил выявить лишь одну трактовку данного понятия: конкурентоспособность вуза - это его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества при подготовке высококвалифицированных специалистов, а так же потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической и научно-технической продукции как в настоящее время, так и в будущем1. Отметим, что способность оказывать образовательные услуги (создавать и реализовывать продукцию) еще не означает, что вуз будет способен противостоять реальным конкурентам и обеспечивать достаточный уровень конкурентоспособности своих образовательных программ. В определении не учитываются сравнительные преимущества вуза по качеству, цене оказываемых услуг, его имиджевые, финансовые и другие показатели. Таким образом, данное определение недостаточно полно раскрывает сущность конкурентоспособности вуза. Ключевым моментом исследования понятия «конкурентоспособность вуза» является проведение его верификации, т.е. раскрытие объёма.

1 Пащенко Н.И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции: Дис.канд. экон. наук. - Уфа, 1999. - 190 с.

Конкурентоспособность вуза

Маркетинговая конкурентоспособность Финансово-экономическая конкурентоспособность

Материально-техническая конкурентоспособность Кадровая конкурентоспособность

Социально-политическая конкурентоспособность

Рис. 1. Объём понятия «конкурентоспособность высшего учебного заведения»

Как известно, класс обобщаемых в понятии предметов называется объёмом. Части объёма - это виды предметов, обобщаемых в понятии и выделение их означает выявление определённых различий внутри класса предметов. Содержание же понятия - это совокупность признаков, которые все вместе достаточны, а каждый необходим для того, чтобы выделить данный класс предметов, т.е. отличить эти предметы от других2.

Сам процесс деления понятия может быть охарактеризован так же как процесс выявления возможных видовых понятий. В результате такого выявления выделяются виды предметов объёма исходного понятия и осуществляется таким образом разбиение объёма.

Финансово-экономическая, маркетинговая, материально-техническая, кадровая и социально-политическая составляющие конкурентоспособности могут быть охарактеризованы комплексом показателей, которые в совокупности отражают уровень превосход-

ства одного вуза перед другими.

Финансово-экономическая конкурентоспособность, рассматриваемая в отдельности, отражает способность вуза функционировать в бескризисном режиме. Под этим режимом понимается, прежде всего, такое состояние учебного заведения, при котором оно способно удовлетворять требования своих кредиторов. Способность своевременной адаптации вуза к изменяющимся условиям внешней среды отражена опосредованно в системе показателей, характеризующих выделенные составляющие конкурентоспособности. Другими словами, если вуз способен своевременно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, то это соответствующим образом отражается и на уровне финансово-экономической конкурентоспособности, и на уровне его маркетинговых показателей и т.д.

Очевидно, что существует проблема выбора системы показа-

Таблица 1 - Основные показатели, характеризующие конкурентоспособность высшего учебного заведения

Составляющие конкурентоспособности вуза Единичные показатели конкурентоспособности вуза

Финансово- экономическая Коэффициент обеспеченности одного студента денежными средствами всех источников финансирования, коэффициент рентабельности предпринимательской деятельности, коэффициент обеспеченности одного преподавателя денежными средствами всех источников финансирования, коэффициент соотношения внебюджетных и бюджетных источников финансирования.

Составляющие конкурентоспособности вуза Единичные показатели 1 конкурентоспособности вуза

Маркетинговая Ценовая конкурентоспособность услуг, качество услуг, количество направлений обучения магистерского уровня, количество программ МВА, коэффициент эффективности рекламы.

Материально-техническая Фондовооружённость труда, коэффициент годности основных средств, коэффициент обеспеченности учебно-лабораторной базой, коэффициент обеспеченности инструментальной базой, коэффициент информатизации, коэффициент обеспеченности библиотечными фондами, коэффициент обновляемое™ библиотечных фондов, коэффициент обеспеченности площадью читальных залов, коэффициент обеспеченности иногородних студентов жилой площадью общежитий, коэффициент обеспеченности спортивной базой.

Кадровая Уровень квалификации научно-педагогических кадров; коэффициент перспективности кадрового обеспечения; продуктивность докторских спецсоветов; продуктивность кандидатских спецсоветов; коэффициент выработки одного научно-педагогического работника по научноисследовательской деятельности; коэффициент связи с академической наукой; коэффициент интенсивности издания учебников, учебных пособий и монографий; среднемесячная заработная плата персонала; коэффициент стабильности кадров; уровень трудовой дисциплины.

Социально-политическая Престиж вуза за рубежом; количество штатных сотрудников, ведущих политическую деятельность на региональном уровне; количество правительственных и международных наград вуза; активность вуза в проведении социальных и общественных акций.

Таблица 2. Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности вуза

Внутренние факторы Внешние факторы

Личность ректора и состав ректората Социально-демографические факторы

Состав специальностей, специализаций и форм обучения Факторы природной среды

Масштаб филиальной сети Средства маркетинговой информации

Система управления финансами Уровень развития инфраструктуры рынка

Профессорско-преподавательский состав Культурная среда

Ценовая политика Отраслевая структура, стратегия конкурентов

Наличие и полнота использования информационных ресурсов Состояние конъюнктуры рынков

Материально-техническая база Спрос на рынке труда

Коммуникационная политика Поставщики ресурсов

Организационная структура управления Характеристики рынков, конкуренция

Корпоративная культура вуза Потребители услуг, работ

Политико-правовые факторы

Общественные организации

Научно-технические факторы

Экономические факторы

телей, характеризующих выделенные части объёма понятия «конкурентоспособность вуза». Решение этой проблемы следует искать в следующем аспекте: большое число показателей затрудняет анализ, а рассматривать малое число нецелесообразно, т.к. теряется много полезной информации. Для исследования конкурентоспособности вуза применять систему показателей, приведённую в табл. 1. Большинство единичных показателей, характеризующих социально-политическую конкурентоспособность вуза, предложены Май-саковым Д. Л.3 . По его мнению, представленные в табл. 1 показатели дают наиболее объективную оценку для исследования конкурентоспособности высшего учебного заведения.

Таким образом, непременными признаками, отражающими сущностное содержание понятия «конкурентоспособность вуза» являются, во-первых, превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей (финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических), во-вторых, функционирование вуза в бескризисном режиме и, в-третьих, способность своевременной адаптации предприятия к изменяющимся условиям внешней среды. С учётом всего вышесказанного нами предлагается следующее определение конкурентоспособности вуза.

Конкурентоспособность вуза - это его комплексная характеристика за определённый период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей - финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Уровень конкурентоспособности вуза в каждый конкретный момент времени определяется совместным действием ряда факторов. Анализ научной литературы указывает на отсутствие комплексных исследований факторов конкурентоспособности вуза и недостаточную разработку проблемы их выявления и систематизации.

Факторы, оказывающие влияние на уровень конкурентоспособности вуза, неодинаковы по своей природе, характеру и степени действия, поэтому анализу механизма их влияния на конкурентные позиции учебного заведения должна предшествовать соответствующая классификация.

С точки зрения системного подхода наибольшего внимания заслуживает классификация факторов по источникам происхождения, поскольку именно факторы внешней среды отражают совокупность

тех условий, к которым адаптируется вуз, а внутренние (внутрисистемные) факторы - определяют как саму возможность, так и эффективность процесса адаптации. В табл. 2 представлены основные факторы внешней и внутренней среды, влияющие на конкурентоспособность вуза. Перечень факторов выявлен на основе анализа литературных источников по данному вопросу4, логики исследования категории «конкурентоспособность вуза».

2 Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. - М: Изд-во МГУ, 1989. - 239 с.

3 Майсаков Д. Л. Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза. - дисс. ... канд. экон. наук. - Тюмень, 2002 г.

4 Иванов Ю.Б. Система факторов конкурентоспособности предприятия. Препринт научного доклада. - Уфа: УНЦ РАН, 1995. - 32 с.; Патлис Н.Р. Методы управления деятельностью высшего учебного заведения как субъекта рынка образовательных услуг: Дис.канд. экон. наук. - СПб., 2000. - 244 с.; Пащенко Н.И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции: Дис.канд. экон. наук. - Уфа, 1999. - 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.