Профессионально-квалификационный рост преподавателей в системе факторов повышения конкурентоспособности вузов Vocational qualification growth of teachers in the system of factors of
increasing the competitiveness of universities Зотова А.И., к.э.н.. доцент
доцент кафедры маркетинга, экономики и социологии труда
РГСУ, г. Москва e-mail: sektor23-43 @rambler.ru
Аннотация. Люди творческих профессий, к которым относятся педагогические кадры, нуждаются в росте и самоутверждении. Правильно организованные учебные программы для профессорско-преподавательского состава позволяют продемонстрировать собственные достижения, добиться их признания, получить новые стимулы для развития, что в свою очередь способствуют росту и повышению конкурентоспособность высшего учебного заведения. В этом заключается своевременность и актуальность данной статьи.
Ключевые слова: профессионально-квалификационный рост,
конкурентоспособность вуза, образовательное пространство, качество образования.
Annotation. People of creative professions, which include the teaching staff, in need of growth and self-assertion. Well-organised training programmes for teaching staff to demonstrate their own achievements, to achieve their recognition, get a new stimulus for development, which in turn contribute to the growth and increase the competitiveness of the higher education institution. This is the timeliness and urgency of this article.
Key words: vocational qualification growth, competitiveness of the University, educational space, the quality of education.
Современное образовательное пространство, активно включившись несколько лет назад в рыночную модель функционирования, на сегодняшний
день представляет насыщенную конкурентную среду. Рынок образовательных услуг высшего профессионального образования жестко структурирован по организационно-правовым формам учебных заведений (государственный / негосударственный сектор), "товарному" предложению (профили, направления, сроки и формы обучения), территориальноюридическому статусу (местные вузы, филиалы и представительства других городов) и пр.
Под конкурентоспособностью в общем виде понимают потенциал организации, обеспечивающий максимальное удовлетворение потребительских потребностей и выделяющий ее в сравнении с аналогами. Конкурентоспособный субъект всегда обладает некими преимуществами, обеспечивающими востребованность предлагаемых услуг.
Существует несколько подходов к определению понятия конкурентоспособности вуза. Н.И.Пащенко, например, определяет конкурентоспособность вуза как “его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества по подготовке высококвалифицированных специалистов, а также потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической и научнотехнической продукции, как в настоящее время, так и в будущем”1.
По мнению И.Б.Романовой, “конкурентоспособность - это свойство высшего учебного заведения, определяющее долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащих данному вузу, и возможность препятствовать перераспределению рынка в пользу других субъектов” .
Р.А.Фатхутдинов отмечает, что конкурентоспособность вуза - “это его способность: 1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем и внутреннем рынке труда; 2) разрабатывать
1 Мохначев С.А. Современные тенденции развития управлению конкурентоспособностью вуза // Маркетинг в России и за рубежом.- 2008.- №1, С.67
2 Там же.
конкурентоспособные новшества в своей области; 3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности”3.
Л.А.Корчагова рассматривает конкурентоспособность вуза как его способность быть выделенным среди других высших учебных заведений в силу наилучших социально-экономических показателей, таких как качество обучения, цена, формы и методы обучения, условия, место расположения,
4
престиж, реклама и др.
Конкурентоспособность вуза включает в себя комплекс характеристик, обеспечивающих в совокупности определенную позицию (положение) в образовательной и социокультурной среде:
• качество образования
• внутрикорпоративная среда
• внешний имидж
• маркетинговый фактор
• востребованность выпускников на рынке труда5
В рамках высшего образования конкурентоспособность в конечном итоге определяется спросом абитуриентов на образовательные услуги конкретного вуза и востребованностью выпускников на рынке труда6.
Наиболее полно представлены основные составляющие понятия конкурентоспособности вуза на схеме 27.
3 Фатхутдинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России.-2006.- №9.- С.37
4 Корчагова Л.А. Оценка конкурентоспособности вуза // Маркетинг в России и за рубежом.- 2007.-№5.- С.49
5 Моисеева И.В. Теоретические подходы изучения конкурентоспособности вуза / электронный ресурс, доступ в интернете: http://sisupr.mrsu.ru/2008-1/pdf/19-moiseeva.pdf
6 Нотман О.В. Оценка конкурентоспособности вуза // II Всерос. науч. конф. Сорокинские чтения, -2005. Будущее России : стратегии развития 14-15 декабря 2005 (электронный ресурс) /
http://lib ^осю. msu. т/1/НЬгагу?
7 Савенкова Ю.С., Советкина А.А. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях // Высшее образование в России.- 2008.- №3
-* Качество обпачования —1
■—► Инновационные (Ьопмы обучения
► Престижность учебного чавепения
В —► 11ена обучения
—► Наличие интепесуюшей специальности
У ► Наличие общежития
з к. Мобильность студентов
и» Сервис
► Месторасположение
Лояльность абитуриентов к вучу
Фопмм обучения (очная, заочная. ■жстепнат'1
К Наличие военной каЛсапы
► Ву.тушее ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ
Непрерывная система обпачования
Конкурентная борьба
-=>
Конку-
рентное
преиму-
щество
і
Схема 2. Модель конкурентоспособности высшего учебного заведения
Качество образования имеет много аспектов измерения в плане педагогических, социальных, экономических и иных критериев. Вместе с тем, научное сообщество выработало ряд универсальных критериев, позволяющих строить стандартизированные методики оценки качества и использовать их для сравнительного анализа статусных позиций учебных заведений. При условии наличия формально-статусного признания (аккредитации) конкурентную оценку можно проводить по следующим параметрам: качество профессорско-преподавательского состава (уровень квалификации, количество штатных преподавателей, активность в научноисследовательской работе); методическое обеспечение образовательного процесса; материально-техническая и информационная база (основные фонды вуза, объем библиотечного фонда, обеспеченность компьютерами, бытовые условия студентов); содержание и методы преподаваемых дисциплин (спектр образовательных программ, специальностей, формы и методы обучения).
Внутрикорпоративную среду составляют множество материальных и нематериальных элементов, ее ядро - организационная культура, которая формирует определенные нормы, традиции и модели поведения сотрудников
и студентов, а также их представления о своей организации. Материальные атрибуты организационной культуры (здания, элементы интерьерного дизайна, условия труда сотрудников, заработная плата, учебная нагрузка преподавателей) оцениваются с помощью метода наблюдения и документов, что позволяет сравнивать внешние признаки - "облик" вуза.
Ценностно-нормативные аспекты организационной культуры проявляются в конкретных мероприятиях (научных, воспитательных, учебных, развлекательных), общественной и международной деятельности вузов. Степень принятия и удовлетворенности сложившейся организационной культурой отражается в представлениях студентов и преподавателей о своем вузе. Эти представления выступают значимым фактором конкурентоспособности, поскольку студенты, сотрудники и преподаватели - важный источник имиджевой информации о своем вузе для различных внешних аудиторий. В этом смысле исследования отношений, оценок и факторов неудовлетворенности всех участников образовательного социума могут служить ориентиром по формированию и укреплению внутреннего имиджа вуза, что естественным положительным образом скажется на имидже внешнем.
Внешний имидж составляют представления различных социальных групп, прямо или косвенно задействованных в образовательном процессе или его последствиях. В зависимости от статусных "претензий" вуза можно оценивать имидж в городе, регионе, стране, за рубежом. Наиболее доступный и менее затратный способ оценивания имиджа - это контент-анализ образа вуза в СМИ. Опросные методы имеют смысл использовать для изучения мнений жителей города (района) о престиже вуза, мнений работодателей о конкурентоспособности выпускников.
Маркетинговые факторы становятся сегодня неотъемлемой частью общих институциональных стратегий вуза. Оценочными параметрами маркетинговой деятельности вуза могут выступить стратегии (концепции) позиционирования, способы (мероприятия) продвижения и ценовая
политика. Подобную информацию маркетологи традиционно собирают с помощью интернет-мониторингов корпоративных сайтов, контент-анализа рекламной продукции (буклетов, наружной рекламы и рекламы в СМИ). Эффективным методом сбора информации служат специализированные выставки, на которых образовательное учреждение не только презентует свои услуги, но и одновременно знакомится с предложением конкурентов.
Самым сильным показателем, отражающим соответствие продвигаемой и реальной ценности образовательной услуги, является роль канала прямых коммуникаций (т.е. количество абитуриентов, поступивших в вуз по совету знакомых или бывших студентов). Доля привлеченных таким образом абитуриентов - это показатель устойчивой репутации вуза. Выход вуза на уровень репутации, а не имиджа, позволит значительно укрепить позиции в конкурентной среде и претендовать на самые высокие рейтинги конкурентоспособности. Эффективность маркетинговых усилий на заключительном этапе фиксируется количеством набранных студентов. Данный показатель необходимо рассматривать в динамике с учетом социально-демографической ситуации в регионе и масштаба оцениваемого вуза.
Оценка востребованности выпускников на рынке труда представляет собой сложную методическую проблему в силу рассредоточенности потоков конечного продукта (выпускников) и заказчиков (работодателей). Оптимальными методическими решениями могут служить: сбор информации о трудоустройстве выпускников внутривузовскими службами занятости, использование статистики городских служб занятости и кадровых агентств, изучение субъективных оценок работодателей о приоритетах выбора выпускников.
В системе обеспечения конкурентоспособности вузов выделяют внешние и внутренние факторы . Под внешними факторами понимается все
8 Голик А.С. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза - Высшее образование в России. 2007. № 7. -С. 131-135.
то, что задает формальные правила деятельности вуза на данном региональном, национальном или мировом рынке. Внешние факторы не поддаются воздействию со стороны вуза, но их необходимо учитывать в оценке конкурентоспособности вуза и в выборе конкурентной стратегии. Внутренние факторы — это возможности вуза по обеспечению собственной конкурентоспособности (стратегический потенциал). Задача вуза заключается в том, чтобы на основе анализа факторов внешней среды преобразовать внутренние факторы в реальные конкурентные преимущества в виде конкурентоспособной продукции9.
Внутренняя среда подвержена изменениям, она определяет потенциал вуза в области качества образовательных услуг и должна гибко реагировать на изменения внешней среды (табл. 1)10. Содержание обучения задают государственные образовательные стандарты, а также профессиональнообразовательные программы, разработанные вузом. Непосредственное влияние на качество образовательных услуг оказывают методы и средства обучения. Производственный (материально-технический) потенциал не менее важен: не бывает технологий без средств обучения. Финансовый потенциал влияет на качество кадрового, производственного и информационного потенциала, он формируется за счет собственных источников и финансовых ресурсов, получаемых от государства.
Таким образом, комплексная оценка конкурентоспособности по показателям качества образования, состояния внутрикорпоративной среды, внешнего имиджа, маркетинговых усилий и соответствия требованиям рынка труда позволит обоснованно разрабатывать корректирующие управленческие стратегии развития конкретных вузов, что в целом будет способствовать повышению планки развития конкурентной среды и укреплению системы высшего профессионального образования в целом в тесной взаимосвязи с профессиональным ростом преподавателей.
9 Ливандовская А.Г. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования - Высшее образование в России, 2006. - № 7. -С. 152-155.
10 Там же
Таблица 1
Факторы внутренней среды
Составляющие конкуренто- способности Показатели конкурентоспособности
Финансово- экономическая Коэффициент обеспеченности одного студента/преподавателя денежными средствами коэффициент рентабельности предпринимательской деятельности, соотношения внебюджетных и бюджетных источников финансирования
Маркетинговая Ценовая конкурентоспособность услуг, ка че ста о услуг, количество программ МВА. коэффициент эффективности рекламы
Материально- техническая Фондовооруженность труда; коэффициент годности основных средств: коэффициент обеспеченности и обновляемое™ — учебно-лабораторной, инструментальной, библиотечной и спортивной баз; коэффициент информатизации; обеспеченность жилой площадью общежитий
Кадровая Уровень квалификации научно-педагоги чес к их кадров; продуктивность докторских и кандидатских спецсоветов; коэффициент интенсивности издания учебников и пособий; среднемесячная заработная плата персонала; коэффициент стабильности кадров: уровень трудовой дисциплины
Конкурентоспособность выпускиикоа Процент дипломов с отличием, рекомендации в аспирантуру, процет-заявок на трудоустройство молодых специалистов к общему выпуску, коэффициент трудоустроенных, представительство выпускников в политической, экономической, культурной элите региона, города, уровень владения иностранными языками и информационными технологиями, темпы карьерного роста выпускников
Важнейшим условием высокой конкурентоспособности вузов является соответствие квалификации их работников и, прежде всего профессорско-преподавательского состава, постоянно изменяющимся социальнополитическим и экономическим реалиям, обусловленным рыночными преобразованиями. Необходимо формирование концепции «образование для образования», касающейся подготовки и переподготовки кадров для вузов11.
В научной литературе, посвященной проблемам непрерывного образования, рассматриваются вопросы актуальности и механизмы осуществления взаимовыгодного сотрудничества производства и образования. Однако реже отмечается важность профессионального роста и необходимость непрерывного образования и самообразования преподавателей. Между тем, данные направления деятельности имеют большое значение для профессорско-преподавательского состава и развития конкурентоспособности вузов.
Проблема эта практически не обсуждается, потому что считается очевидной необходимость профессионального совершенствования преподавателя. Вместе с тем, повышение квалификации профессорско-
11 Экономическая теория. 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер Ком, 1999. - С. 368.
преподавательского состава остается «за бортом» этой очевидности. Действия, предпринимаемые для обеспечения этого роста, в большинстве случаев носят формальный характер, особенно в последнее время, в условиях кризиса (в том числе и демографического) и недостатка финансовых средств.
На макроуровне (общенациональные и региональные программы повышения квалификации преподавателей) и микроуровне (внутривузовские программы) должны разрабатываться и внедряться программы обеспечения непрерывного профессионального роста сотрудников вузов, особенно педагогических, научных и управленческих кадров. Вузовские коллективы, которые сумеют наладить эффективную систему переподготовки для своих работников, смогут приспособиться к изменяющимся условиям, стать привлекательными и для будущих студентов.
Люди творческих профессий, к которым относятся педагогические кадры, нуждаются в росте и самоутверждении. Правильно организованные учебные программы для профессорско-преподавательского состава, включающие в себя обмен опытом на научных и методических конференциях, круглые столы, общение с коллегами на специальных семинарах, позволяют продемонстрировать собственные достижения, добиться их признания, получить новые стимулы для развития. Однако, в обучении нуждаются не только преподаватели и научные сотрудники вузов.
Коммерциализация высшей школы, предусмотренная реформой образования, настоятельно требует подготовки, переподготовки, повышения квалификации ее управленческих кадров. Решение этой задачи силами самих вузов представляется весьма проблематичным. В связи с этим, одной из кардинальных задач указанной реформы должна стать разработка стройной и непротиворечивой системы, которая обеспечит постоянный рост квалификации управленческих кадров высшей школы. При разработке рекомендаций по совершенствованию данной системы становится очевидным, что проблемы выдвижения и работы менеджеров выходят на передний план качественной организации образования в России.
В большинстве случаев руководящие должности занимают люди с набором определенных качеств, наличие которых позволяет надеяться, что на новом месте они смогут справиться с возложенными на них задачами. Поэтому считается, что ректор, назначенный (избранный) из числа лиц, поработавших в должности декана или проректора, имеет больше шансов быстро войти в работу, нежели «рядовой» профессор, всю жизнь занимавшийся научной и педагогической работой.
Очевидно, что преподавательская и научная деятельность - это работа исполнителя, хотя и высококвалифицированного. Работа менеджера заключается в умении организовывать работу исполнителей. Совершить психологический «прыжок» от исполнителя к руководителю удается не всем формальным менеджерам. Для тех, кто его совершает, требуется длительная адаптация, перестройка себя, своих желаний и навыков.
«Для того чтобы добиться высокого качества управления вузом в условиях проводимых образовательных реформ руководителю уже недостаточно личного опыта, интуиции и организаторских способностей. Нужны систематизированные управленческие знания»12.
В советские времена система подготовки профессорско-преподавательских кадров для вузов была хорошо разработана и включала в себя:
а) привлечение к преподавательской работе выпускников вузов;
б) аспирантуру и докторантуру;
в) создание и поддержание научно-исследовательских комплексов;
г) обязательное обучение в системе повышения квалификации не менее одного раза в пять лет;
д) проведение научных и методических конференций.13
Эта работа продолжается сегодня, хотя и не в тех масштабах и не носит системного характера.
12 Бушинский В.И., Смолин С.А. Проблемы управления высшим учебным заведением // Право и образование, 2000. № 1 (2) // http://www.muh.ru/Mags/ mag2-4.htm.
13 Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2000. С. 762.
Современный этап развития высшей школы характеризуется
значительным количественным ростом подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру. При этом расширение аспирантуры и докторантуры идет в основном за счет платных мест, т.к. число желающих получить послевузовское образование с каждом годом увеличивается, а число предоставляемых бюджетных мест - сокращается.
Ученая степень остается в обществе престижной, и зачастую ее стремятся получить люди из коммерческого сектора, далекие от вузов и научной среды. Нивелировалась роль диссертационных советов.
Выпускников вузов сложнее стало оставлять на кафедре, поскольку уровень заработной платы, престижность вузовской работы недостаточно
удовлетворяют молодых специалистов. В результате в стране появились кандидаты и доктора наук, имеющие «корочки», а не высокую квалификацию научных работников. Аспирантура, таким образом, в значительной части работает как система повышения квалификации, причем для отраслей, не связанных с научно-педагогической деятельностью. Не создана система эффективного закрепления молодых научных кадров в вузах.
Концепция развития высшей школы должна включать раздел, посвященный разработке, внедрению и финансированию системы «образование для образования». Концептуальная разработка этой системы осуществляется на общегосударственном, региональном и вузовском уровнях. При этом национальная программа должна включать общие положения, минимальные ограничения по качеству и количеству необходимых средств на претворение ее в жизнь, а так же вопросы, касающиеся объемов и механизмов общероссийского финансирования основных направлений.
На региональном уровне должны быть поставлены кардинальные задачи, которые регион возлагает на вузы. В частности, это рекомендации по развитию определенных видов научно-исследовательских работ, выпуску
специалистов определенного профиля, вопросы финансирования этих программ из местных источников, привлечения средств заинтересованных предприятий, формирования специальных фондов, поиска спонсоров, в том числе зарубежных.
На уровне вуза следует сохранить практику разработки и реализации конкретных программ обучения научно-педагогических и управленческих кадров, исходя из имеющихся возможностей и специфики вуза, потребностей рынка и отдельных преподавателей.
Таким образом, развитие системы «образование для образования» должно стать одной из мощных составляющих стимулирования труда и профессионального роста педагогических и научных кадров высшей школы. Одновременно это позволит повысить уровень преподавания и конкурентоспособности отечественных вузов, как на внутреннем, так и на мировом рынках образовательных услуг.
Список литературы
1. Бушинский В.И., Смолин С.А. Проблемы управления высшим
учебным заведением // Право и образование, 2000. № 1 (2) //
http://www.muh.ru/Mags/ mag2-4.htm.
2. Голик А.С. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза - Высшее образование в России. 2007. № 7.
3. Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2000.
4. Корчагова Л.А. Оценка конкурентоспособности вуза // Маркетинг в России и за рубежом.- 2007.- №5.
5. Ливандовская А.Г. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования - Высшее образование в России, 2006. - № 7.
6. Моисеева И.В. Теоретические подходы изучения конкурентоспособности вуза / электронный ресурс, доступ в интернете: http://sisupr.mrsu.ru/2008-1/pdf/19-moiseeva.pdf
7. Мохначев С.А. Современные тенденции развития управлению конкурентоспособностью вуза // Маркетинг в России и за рубежом.- 2008.-№1.
8. Нотман О.В. Оценка конкурентоспособности вуза // II Всерос. науч. конф. Сорокинские чтения, - 2005. Будущее России: стратегии развития 14-15 декабря 2005 (электронный ресурс) / http://lib.socio.msu.ru/l/library?
9. Савенкова Ю.С., Советкина А.А. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях // Высшее образование в России.- 2008.- №3.
10. Фатхутдинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России.- 2006.- №9.
11. Экономическая теория. 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер Ком, 1999.
The list of the literature
1. Bushinski V.I., Smolin S.A.. Problems of management of a higher educational Institute // the Law and education, 2000. № 1 (2) // http://www.muh.ru/Mags/ mag2-4.htm.
2. Golik A.S. The system of external factors of competitiveness of the University -the Higher education in Russia. 2007. № 7.
3. Daft R.L.. Management. - SPb.: Peter, 2000.
4. korchagova L.A. Estimation of competitiveness of the University /Marketing in Russia and abroad.- 2007.- №5.
5. Livandovskai A.G. External and internal environment of the University: the impact on the quality of education - Higher education in Russia, 2006. - № 7.
6. Moiseev IGOR. Theoretical approaches to the study of the competitiveness of the University / electronic resource, access in the Internet: http://sisupr.mrsu.ru/2008-1/pdf/19-moiseeva.pdf
7. Mokhnach S.A.. Modern tendencies of development of the management of the competitiveness of the University /Marketing in Russia and abroad.- 2008.- №1.
8. Notman O.V. Estimation of competitiveness of the University // II Vseros. nauch. konf. Sorokinski reading, " 2005. The future of Russia: strategy of development 14-15 December 2005 (electronic resource) / http://lib.socio.msu.ru/l/library?
9. Savenkova YU., Sovetkina A.A. Management of competitiveness of universities in modern socio-economic conditions // Higher education in Russia.- 2008.- №3.
10. Fatkhutdinov R. Management of competitiveness of the University // Higher education in Russia.- 2006.- №9.
11. Economic theory. 3-e Izd. / Under ed. A.I. Dobrynina, H.P. Tarasevich. - SPb.: Peter K, 1999.