DOI 10.47576/2712-7516_2021_1_3_73 УДК 338.48
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПРАВОВЫХ УСЛОВИЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СФЕРЫ ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ)
Куттубаева Тосканай Айтмукановна,
доцент, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, Россия
Петрова Елена Алексеевна,
доцент, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, Россия
Куттубаев Аяпбек Айтмуханович,
старший преподаватель, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, Россия
В статье рассматривается понятие цифровой трансформации сферы туризма на региональном уровне, проводится анализ организационных и правовых условий цифровой трансформации сферы туризма в Республике Алтай. По результатам анализа сделан вывод, что на региональном уровне созданы организационные и правовые условия для цифровой трансформации сферы туризма. Однако существует ряд барьеров, препятствующих цифровизации сферы туризма, которые могут быть устранены путем актуализации нормативно-правового регулирования и разработки четкого организационного механизма цифровой трансформации сферы туризма.
Ключевые слова: туризм; цифровая трансформация; цифровые технологии; цифровая экономика; организационный механизм; организационные и правовые условия; цифровая трансформация сферы туризма.
UDC 338.48
ANALYSIS OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL CONDITIONS OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE TOURISM SPHERE AT THE REGIONAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF ALTAI)
Kuttubaeva Toskanay Aitmukanovna,
Associate Professor, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia Petrova Elena Alekseevna,
Associate Professor, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia Kuttubaev Ayapbek Aitmukhanovich,
Senior Lecturer, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia
The article discusses the concept of digital transformation of the tourism sector at the regional level, analyzes the organizational and legal conditions for the digital transformation of the tourism sector in the Altai Republic. Based on the results of the analysis, it was concluded that organizational and legal conditions for the digital transformation of the tourism sector have been created at the regional level. However, there are a number of priority barriers that impede the digitalization of the tourism sector, which can be eliminated by updating the legal regulation and developing a clear organizational mechanism for the digital transformation of the tourism sector.
Keywords: tourism; digital transformation; digital technologies; digital economy; organizational mechanism; organizational and legal conditions; digital transformation of the tourism sector.
Сегодня сфера туризма относится к высокодоходным и наиболее динамично развивающимся видам деятельности, оказывающим влияние на социально-экономическое развитие конкретной территории. В современных условиях важной тенденцией развития сферы туризма становится внедрение цифровых технологий, что обуславливает развитие процессов цифровой трансформации в сфере туризма.
Ю.И. Грибанов отмечает, что «цифровая трансформация - это процесс коренного преобразования концепции и формата функционирования социально-экономических систем всех уровней посредством оцифровки -перевода всех ресурсов в цифровой формат, внедрения и формирования пула цифровых технологий, цифровизации - создания сетевых платформ интеграции и взаимодействия пользователей цифровых технологий в целях достижения устойчивого и долгосрочного существования в динамичных условиях цифрового пространства» [1, с. 31].
В. Месропян раскрывает содержание понятия «цифровая трансформация» следующим образом: «Цифровая трансформация - это революционные изменения бизнес-моделей на основе использования цифровых платформ, которые приводят к радикальному росту объемов рынка и конкурентоспособности компаний» [3].
Аналогичное определение понятия «цифровая трансформация» дано в Методических рекомендациях по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием: цифровая трансформация - это «комплексное преобразование бизнеса, связанное с успешным переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций с клиентами и поставщиками, продуктам, бизнес- и производственным процессам, корпоративной культуре, которые базируются на принципиально новых подходах к управлению данными с использо -ванием цифровых технологий, с целью существенного повышения его эффективности и долгосрочной устойчивости» [4].
В Цифровой повестке Евразийского экономического союза до 2025 года, отмечается, что цифровая трансформация - это «проявление качественных, революционных изменений, заключающихся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в
принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов» [5].
Как видно из приведенных определений, основными признаками цифровой трансформации является комплексное преобразование бизнес-процессов, бизнес-коммуникаций и переход к новым бизнес-моделям, а также использование цифровых технологий с целью повышения эффективности и устойчивости как разных аспектов деятельности организации (предприятий) и других структур, так и экономики, общества в целом.
При этом необходимо отметить, что развитие цифровой трансформации в сфере туризма - это сложный и комплексный процесс, затрагивающий всех потребителей туристских услуг, туристские предприятия, органы государственного управления, происходящий под влиянием факторов внутренней и внешней среды сферы туризма и требующий соответствующих условий для цифрового развития разных аспектов туристской деятельности.
Готовность отрасли к цифровой трансформации зависит от ряда организационных и правовых условий. Под организационными условиями понимают существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, который влияет на направленное и упорядоченное формирование новых процессов.
Анализ, проведенный в рамках настоящего исследования, позволил выделить следующие организационные условия цифровой трансформации сферы туризма на региональном уровне.
1. Наличие органов управления цифровой трансформацией. В структуре органов управления цифровой трансформацией должен быть орган, осуществляющий реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сферах информатизации, телекоммуникаций, связи, межотраслевой координации развития информационного общества. В структуре Правительства Республики Алтай таким органом является Министерство цифрового развития Республики Алтай, положение о котором было утверждено Постановлением Правительства Республики Алтай от 12.12.2019 г.
№ 350. Органом, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере туризма, является Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай. Схематично органы управления цифровой трансформацией сферы туризма можно представить следующим образом (рис. 1).
2. Построение бизнес-процессов с применением современных информационных технологий. Сегодня цифровая трансформация в большей степени ассоциируется с рынками конечного потребителя, где неотъемлемым требованием конкуренции выступает совер-
шенствование потребительского опыта, в том числе за счет персонализации продуктов и сервисов. Одним из стартовых условий цифровой трансформации туристского бизнеса является наличие практики применения современных информационных технологий во взаимоотношениях с конечным потребителем. Туристские предприятия Республики Алтай, в частности туроператоры, в последнее время становятся клиентоориентиро-ванными, развивают новые сервисы и цифровые каналы взаимодействия с клиентами, турагентствами и иными контрагентами (поставщиками услуг и др.).
Гукоиоднтел ^ иифроков Грансфорыашш сффы туризма
ЗшесгЕпель Глпн Р^йпуйшкл АлпЛ, Председателя Правительств* РеецуСплхн Алтай, отвотствоннын и ЫВфйрыйТиэдвдос Л (ИЛИ) развитие И ОбЛЛ^1ЙН>["1.| Р^Г
ПШШМйЧШЬи! руКвйдШШ III [фровон
трансформлшш в Респуйлш Алтай
Оти-етстЕС-ннын "3-.1 коорцн нгш [1№
рсишашш Стр^гсгтп! цифрляо^ Гр1КфврМ111111
М|1П1[Ц- |г.-рц- I НО Ш|фрОВО( О Р*ЭК| III» РклубшиШ Алий
Оп?ГС1В(ННЫГ| 1Я ршпияшпо
МыНПСТерСТЙО ]||11[|ши1щ р«У1>СО», шиппш ]е гуршии РсспуСляаси Алтай
Рисунок 1 - Органы управления цифровой трансформацией в сфере туризма
Цифровизацию туроператорской деятельности можно разделить на внешнюю и внутреннюю. В первом случае речь идет о планомерном переводе коммуникаций с клиентом в цифровую среду. Точкой соприкосновения туриста с туроператором, как правило, становится его сайт или страницы в социальных сетях. Электронные продажи тоже продолжают расти, причем для них есть два направления. Во-первых, составляя себе путешествие самостоятельно, люди покупают отдельно билеты и отели. Во-вторых, туроператоры также стали продвигать укомплектованные ими туры в сети Интернет. У туроператора после успешного совершения онлайн-сделки работа с клиентом не прекращается. Информационные технологии дают
возможность заниматься пост-поддержкой, то есть сопровождением и получением обратной связи. Путешествие клиента отслеживается на всех этапах, по возможности, он и оценивает предоставляемый сервис по разным позициям.
Внутри компаний цифровизация происходит путем активного внедрения CRM-систем, автоматических инструментов для постановки задач и планирования. При правильном применении внедрение CRM-систем станет фактором повышения конкурентоспособности организации. Региональные туроператоры, осуществляющие деятельность на территории Республики Алтай, активно внедряют цифровые технологии в свою работу, тем самым формируя основные тенденции
развития туристской отрасли, все больше оказывая влияние практически на все составные части туристского продукта через снижение транзакционных издержек и повышение информированности участников цифровых сервисов и платформ. Например, один из крупных региональных туроператоров - ООО «Алтай-Актив-Тур» - использует следующие цифровые технологии:
1. Собственный web-сайт с возможностью осуществления онлайн-продвижения и продаж.
2. Система бронирования.
3. Система автоматизации документооборота, учета и отчетности.
4. Электронные каналы маркетинга и рекламы.
В свою очередь стоит отметить отсутствие полной обобщенной информации об успешном опыте применения цифровых технологий на других предприятиях сферы туризма, в том числе оказываемых сопутствующие услуги.
3. Технологический уровень и цифровая зрелость. Цифровая трансформация требует освоения новых технологий и соответствующего переструктурирования бизнес-процессов. Переход к передовым решениям происходит постепенно и возможен только при наличии обновленной материально-технической базы. В Республике Алтай уже достаточно широко развита необходимая инфраструктура. В частности, широкополосный доступ к Интернету имеют более 70 % организаций. В конце 2020 года в регионе завершены работы по федеральной программе «Устранение цифрового неравенства», в рамках которой компания «Ростелеком» организовала коллективные беспроводные точки доступа к скоростному Интернету в 53 селах с численностью населения от 250 до 500 жителей. По данным Росстата, доступ к сети Интернет имеют 74,3 % домохозяйств, в том числе широкополосный - 71,1 % [2]. Вместе с тем не предприятиях отрасли используют новейшие технологий, такие как облачные сервисы, ERP-системы, электронные продажи и т.д.
4. Одним из базовых организационных условий цифровизации является распространение в регионе практики электронного документооборота. Субъекты туристской индустрии все больше стали использовать
электронный документооборот. Этому способствуют ведомственные программы, направленные на перевод многих государственных услуг в электронный формат (например, Ведомственная программа цифровой трансформации Федерального агентства по туризму, утвержденная Приказом Ростуризма от 30.12.2020 г. № 512-Пр-20). Однако и здесь имеются нормативные ограничения. Речь идет о защите персональных данных и об этических вопросах, связанных, в частности, с их распространением. Регуля-торные условия в рамках данной дилеммы могут как стимулировать, так и блокировать развитие отдельных направлений, чему есть ряд примеров в российской практике. Поэтому одной из важных задач на предтрансфор-мационном этапе является актуализация нормативного-правового регулирования.
5. Финансовое обеспечение. Следующим организационным условием цифровой трансформации является наличие государственных программ, в рамках которых возможно финансирование мероприятий, предусмотренных Стратегией цифровой трансформации отрасли. Такой программой в Республике Алтай является Государственная программа Республики Алтай «Развитие экономического потенциала и предпринимательства», утвержденная постановлением Правительства Республики Алтай от 29.06.2018 г. № 201. Кроме того, подобные программы, возможно, будут приняты в рамках Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2020-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 года № 937-р [7].
В условиях цифровой трансформации сферы туризма важным является вопрос нормативно-правового регулирования. Правовое регулирование - одно из важнейших условий создания устойчивого правового порядка и достижения положительных результатов и социально полезных целей такой трансформации. Хотя и много говорят о создании соответствующей правовой базы, приходится констатировать, что нормативных правовых актов, специально посвященных теме цифровой трансформации сферы туризма, в Российской Федерации нет.
Процессы цифровизации в первую очередь регулируются правовыми актами об-
щего характера. Так, в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определены правовые дефиниции понятий, которые являются основой внедрения и функционирования цифровых технологий.
К актам общего характера, регулирующим процессы цифровизации, можно также отнести Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», так как актуальным остается вопрос защиты персональных данных в рамках технологий больших данных. Туроператоры и турагенты при применении информационных технологии должны обеспечить безопасность персональных данных своих клиентов, а также организовать их сбор, обработку и хранение в соответствии с требованиями закона.
Необходимость регулирования цифровых отношений повлияла на преображение предмета правового регулирования, его функциональное воздействие наполняется новым содержанием, что нашло отражение и в отраслевом законодательстве, например, в гражданском. Так, в Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (часть первая) включена ст. 1411, посвященная «цифровым правам». Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательстве и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Указанная норма Гражданского кодекса носит декларативный характер. Конкретные виды цифровых прав должны быть установлены отдельным законом. Обязательным признаком цифровых прав является то, что их осуществление и распоряжение ими возможны только в информационной системе и не требуют обращения к какому-либо третьему лицу.
Гражданским кодексом также предусмотрена возможность совершения сделок в электронной форме. Так, в соответствии со ст. 161 ГК РФ к письменной форме сделки приравнивается сделка, совершенная с помощью электронных или иных технических средств, если с помощью таких средств содержание сделки можно воспроизвести на материальном носителе.
Согласно ст. 309 ГК РФ исполнение обязательств может осуществляться путем применения информационных технологий без дополнительного волеизъявления сторон при наступлении определенных обстоятельств -если это предусмотрено условиями сделки. Следует отметить, что ст. 309 ГК РФ не содержит привязки к цифровым правам, то есть исполнение обязательств по указанным правилам может совершаться и в отношении иных объектов гражданских прав, что создает условия для цифровизации исполнения сделок в разных сферах экономической деятельности, в том числе в сфере туризма.
Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности» определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и является основным законом, регулирующим отношения в сфере туризма. Закон предусматривает возможность обмена информацией в электронной форме между туроператором, ту-рагентом и туристом, заключения договора о реализации туристского продукта в форме электронного документа, а также содержит общие положения об электронной путевке.
В последние годы появились отдельные нормативные правовые акты Правительства РФ, в которых так или иначе упоминается цифровизация туристической отрасли.
Важнейшим документом, определяющим направления социально-экономического развития страны и новые подходы к их достижению, является Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Особе место среди стратегических документов, принятых в рамках данного Указа Президента, занимает национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Национальной программой, в частности, предусмотрено внедрение платформенных решений в сфере туристического бизнеса, а также развитие цифрового доступа к объектам исторического, культурного и природного наследия.
Обращаясь к специализированным правовым актам, следует особо отметить государственную программу «Развитие культуры и туризма в Российской Федерации». Про-
граммой предусмотрено создание условий для возможности доступа к информации, которая носит исторический, культурный или иной характер, с помощью цифровых технологий. Предполагается также создание специализированных площадок, которые позволят туристам получить упрощенный доступ к туристическим объектам, а также воспользоваться современными достижениями науки при посещении таких объектов.
Принимая во внимание значимость туристской сферы в стране и существующие проблемы становления этой отрасли, Правительством РФ была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» (Распоряжение Правительства РФ от 18 мая 2018 г. № 872-р). Целью Программы является создание условий для эффективного развития сферы туризма в Российской Федерации с увеличением вклада отрасли в валовой внутренний продукт Российской Федерации более чем на 70 % к концу 2025 года.
В Концепции определены задачи, решение которых обеспечит достижение цели Программы. Одной из задач является создание, внедрение и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры управления туристской отрасли. Решение этой задачи предполагается осуществление посредством развития информационно-коммуникационной инфраструктуры туристкой отрасли, являющейся неотъемлемой частью цифровой экономики Российской Федерации, которая позволит своевременно проводить актуализацию и развитие автоматизированной информационной системы комплексной поддержки развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации.
Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры туристской отрасли подразумевает:
- модернизацию государственной информационной системы «Электронная путевка»;
- создание информационной системы, обеспечивающей на взаимной основе безвизовые групповые туристские поездки;
- создание общероссийской информационной базы данных туристских агентств;
- создание информационной базы данных разрешений на осуществление деятельно-
сти в сфере туризма, связанной с использованием иностранных туристских судов;
- создание информационной базы данных аттестованных гидов-переводчиков, инструкторов-проводников и др.
Следующим важным документом, определяющим правовые основы цифровой трансформации сферы туризма, является Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р.
Одной из важных задач для развития внутреннего и въездного туризма является создание условий для формирования туристской экосистемы, объединяющей всех участников рынка на онлайн-платформе для формирования лучшего клиентского опыта, интегрированной с внешними источниками данных и социальными платформами. На базе платформы могут быть разработаны различные блоки, сервисы и мобильные приложения, в которых будут реализованы функции, направленные на развитие системы продвижения туристского продукта Российской Федерации.
Отношения в сфере развития туризма на территории Республики Алтай помимо ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» регулируются Законом Республики Алтай от 05.12.2008 № 121-РЗ (ред. от 03.10.2018) «О туризме в Республике Алтай» [10].
В законе определены цели, задачи и формы государственной поддержки развития туризма в Республике Алтай. Так, в качестве одной из форм государственной поддержки развития туризма в законе обозначена организация информационного обеспечения в сфере туризма в Республике Алтай.
Республика Алтай обладает значительными туристскими ресурсами, поэтому туризм является одним из приоритетных направлений ее социально-экономического развития, что закреплено в Стратегии социально-экономического развития региона на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 13 марта 2018 года № 60 [9]. Согласно указанной Стратегии целью развития туризма в Республике Алтай на долгосрочную перспективу является повышение конкурентоспособно-
сти туристского рынка Республики Алтай, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Одним из мероприятий, направленных на реализацию стратегических задач названо повышение уровня информационного и экскурсионного обслуживания, создание многофункциональной доступной информационной базы данных о туристских объектах и видах туристской деятельности на территории Республики Алтай, которая будет способствовать перераспределению турпо-тока.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 3 февраля 2020 г. № 19 была утверждена Государственная программа Республики Алтай «Развитие внутреннего и въездного туризма» [6, с. 30].
В рамках мероприятий подпрограммы «Повышение качества туристского продукта и развитие туристского рынка» предусмотрено проведение исследований в области информационного обеспечения туристского продукта Республики Алтай.
Кроме того, планируется проведение мероприятий, направленных на повышение качества туристских услуг и связанных с информационными технологиями:
1) проведение мероприятий по внедрению системы навигации и ориентирующей информации для организации туристских потоков;
2) проведение мероприятий по внедрению системы туристско-информационных центров с единой интегрированной системой информационного обмена данными о туристском продукте;
3) разработка и внедрение единого туристского портала;
4) разработка цифровой платформы поддержки туриндустрии (портал, единый сайт, приложение).
Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 17 августа 2021 года № 231-у утверждена Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Алтай [8].
В качестве отраслей экономики, цифро-
вая трансформация которой обеспечивается путем реализации Стратегии, является туризм.
Стратегия призвана собрать на единой цифровой платформе всех участников туристической и обслуживающей сферы и решить следующие проблемы текущего состояния отрасти:
- отсутствие единой платформы для получения информации об оказании услуг в сфере туризма;
- разрозненность участников туристической индустрии.
Данным документом предусмотрено создание Цифрового туристического портала Республики Алтай, который призван собрать на единой цифровой платформе всех участников туристической и обслуживающей сферы.
Разработчики Стратегии в качестве цели создания платформы отмечают повышение информированности туристов и организаций, задействованных в туристической сфере и сопутствующих сферах, формирование положительного имиджа Республики Алтай как туристического региона. При этом стоит отметить, что документ к организациям туристкой отрасли относит только средства размещения. Так, единственным показателем развития отрасли в результате реализации проекта «Цифровой туристический портал Республики Алтай» является количество зарегистрированных на платформе туриста коллективных средств размещения к 2024 г. Остается открытым вопрос, почему разработчиками Стратегии не приняты во внимание региональные туроператоры и туристические агентства.
Таким образом, можно сделать вывод, что на региональном уровне созданы организационные и правовые условия цифровой трансформации туристского бизнеса. Однако существует ряд обстоятельств, препятствующих цифровизации, которые могут быть устранены путем актуализации нормативно-правового регулирования (так как содержание большинства нормативных правовых актов носит декларативный характер) и разработки четкого организационного механизма цифровой трансформации.
Список литературы_
1. Грибанов, Ю.И. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции: диссертация на соискание ученой степени доктора экон. наук / Ю.И. Грибанов. -Санкт-Петербург, 2019. - 355 с.
2. Информационное общество в Российской Федерации. 2020: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
- Москва: НИУ ВШЭ, 2020. - 328 с.
3. Месропян, В. Цифровые платформы - новая рыночная власть / В. Месропян. - Москва, 2018. - URL: https:// www.econ.msu.ru/sys/ raw.php?o=46781&p=attachment (дата обращения: 12.10.2021).
4. Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием. - Москва, 2019. - 20 с. - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/flles/mr-po-tst-gk.pdf (дата обращения: 12.10.2021).
5. Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года: Решение высшего Евразийского Экономического Совета от 11 октября 2017 года № 12. - URL: http://docs. cntd.ru/document/555625953 (дата обращения: 12.10.2021).
6. Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Развитие внутреннего и въездного туризма»: Постановление Правительства Республики Алтай от 03.02.2020 № 19 // Сборник законодательства Республики Алтай. - 2020. - № 173 (179). - С. 30.
7. Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2020-2024 годы: Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2020 № 937-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 16. - Ст. 2630.
8. Об утверждении Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Алтай: Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 17.08.2021 № 231-у. - URL: 1"1^://минцифра04.рф/ (дата обращения: 24.10.2021).
9. О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года: Постановление Правительства Республики Алтай от 13.03.2018 № 60 // Сборник законодательства Республики Алтай.
- 2018. - № 152 (158). - С. 76.
10. О туризме в Республике Алтай: закон Республики Алтай от 05.12.2008 № 121-РЗ // Сборник законодатель -ства Республики Алтай. - 2008. - № 55 (61). - С. 316.
References_
1. Gribanov Yu.I. Cifrovaya transformaciya social'no-e'konomicheskix sistem na osnove razvitiya instituta servisnoj integracii: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'kon. nauk. Sankt-Peterburg, 2019. 355 s.
2. Informacionnoe obshhestvo v Rossijskoj Federacii. 2020: statisticheskij sbornik / Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki; Nacional'ny'j issledovatel'skij universitet «Vy'sshaya shkola e'konomiki». Moskva: NIU VShE', 2020. 328 s.
3. Mesropyan V. Cifrovye platformy' novaya ry'nochnaya vlast'. Moskva, 2018. URL: https://www.econ.msu.ru/sys/ raw.php?o=46781&p=attachment (data obrashheniya: 12.10.2021).
4. Metodicheskie rekomendacii po cifrovoj transformacii gosudarstvennyx korporacij i kompanij s gosudarstvennym uchastiem. Moskva, 2019. 20 s. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/flles/mr-po-tst-gk.pdf (data obrashheniya: 12.10.2021).
5. Ob Osnovnyx napravleniyax realizacii cifrovoj povestki Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza do 2025 goda: Reshenie vysshego Evrazijskogo E'konomicheskogo Soveta ot 11 oktyabrya 2017 goda № 12. URL: http://docs.cntd.ru/ document/555625953 (data obrashheniya: 12.10.2021).
6. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy' Respubliki Altaj «Razvitie vnutrennego i v''ezdnogo turizma»: Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Altaj ot 03.02.2020 № 19. Sbornik zakonodatel'stva Respubliki Altaj. 2020. № 173 (179). S. 30.
7. Ob utverzhdenii individual'noj programmy' social'no-e'konomicheskogo razvitiya Respubliki Altaj na 2020-2024 gody': Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 09.04.2020 № 937-r. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2020. № 16. St. 2630.
8. Ob utverzhdenii Strategii v oblasti cifrovoj transformacii otraslej e'konomiki, social'noj sfery i gosudarstvennogo upravleniya Respubliki Altaj: Ukaz Glavy Respubliki Altaj, Predsedatelya Pravitel'stva Respubliki Altaj ot 17.08.2021 № 231-u. URL: https://mincifra04.rf/ (data obrashheniya: 24.10.2021).
9. O Strategii social'no-e'konomicheskogo razvitiya Respubliki Altaj na period do 2035 goda: Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Altaj ot 13.03.2018 № 60. Sbornik zakonodatel'stva Respubliki Altaj. 2018. № 152 (158). S. 76.
10. O turizme v Respublike Altaj: zakon Respubliki Altaj ot 05.12.2008 № 121-RZ. Sbornik zakonodatel'stva Respubliki Altaj. 2008. № 55 (61). S. 316.