УДК 342 ББК 67.401.12
DOI 10.24411/2312-0444-2020-10042
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наталья Васильевна МИХАЙЛЕНКО,
доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук E-mail: natamvz@gmail.com
Грант Лерникович БАБАСЯН, президент Общенационального Союза Индустрии Гостеприимства, генеральный директор курорта
Mriya Resort & Spa
Анатолий Юрьевич ОЛИМПИЕВ, профессор кафедры частного права Государственного университета управления, доктор исторических наук, кандидат юридических наук E-mail:a.olimpiev@yandex.ru
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье рассматриваются основные положения о цифровизации туризма в Российской Федерации. Исследуется влияние государственных органов на становление и развитие цифрового туризма в нашей стране. В работе также анализируются особенности государственного управления в контексте цифровой трансформации туристических процессов. Раскрыты основные, современные тенденции цифровизации туристического бизнеса в Российской Федерации и перспективы его дальнейшей модернизации в условиях повсеместной кибернетизации жизнедеятельности общества. Основываясь на собранных данных, в рамках статьи предлагаются пути по реформированию и последующему построению правовой базы и теоретических подходов к исследуемым процессам.
Ключевые слова: цифровизация, цифровизация туризма, цифровые технологии, государственное управление, развитие туризма, цифровые процессы, туризм.
Annotation. This article discusses the main provisions on the digitalization of tourism in the Russian Federation. The article examines the influence of state bodies on the formation and development of digital tourism in our country. The paper also analyzes the features of public administration in the context of digital transformation of tourism processes. The article reveals the main current trends in the digitalization of tourist business in the Russian Federation and the prospects for its further modernization in the context of widespread cyberneti-zation of society's life. Based on the collected data, the article suggests ways to modernize and further reform the legal framework and theoretical approaches to the processes under study.
Keywords: digitalization, digitalization of tourism, digital technologies, public administration, tourism development, digital processes, tourism.
С каждым днем человечество движется все дальше вперед, создаются новые проекты, реализуются идеи, само существование которых раньше было просто фантастикой. Обращаясь к статистике, можно увидеть такую тенденцию, при которой уже сегодня более 60% населения нашей планеты имеют постоянный доступ в Интернет. Ряд исследователей совершенно обоснованно строят предположения, что уже в скором времени даже человек, который перестал удивляться, будет пора-
жен изменениями всех сфер жизнедеятельности человека.
Следует понимать, что ритм повседневной жизни современного человека не позволяет тратить время на то, что ранее считалось нормой, все больше людей требуют упрощения доступа к различным сферам досуга, работы или взаимодействия с государственными органами. Конечно, потребность человека в цифровизации различных процессов разнится в зависимости от страны проживания, социальной прослойки
№ 1/2020
и экономической составляющей, однако общие тренды остаются неизменными.
Раскрывая же сами процессы цифровизации общественных процессов, следует отметить, что, конечно, большой объем работы проделывают частные компании, которые хотят удобством и доступностью привлечь потенциального потребителя; однако следует понимать, что, несмотря на такие обстоятельства, довольно крупный сегмент регулирования цифровых технологий и их применения в повседневной жизни находится в руках государства. Именно органы государственного управления проводят политику и издают соответствующие правовые акты, связанные с цифровизации различных процессов. И хотя в нашей стране подобные действия начались сравнительно недавно, уже сегодня можно говорить о заинтересованности государства в дальнейшей цифровизации и кибернетизации жизни граждан нашей страны.
Все сказанное в полной мере соответствует и такому направлению жизни людей, как туризм. Сам по себе туристический бизнес огромен и имеет глубокие корни в истории мира, однако очень часто туристический процесс переполнен трудностями планирования и взаимодействия с туристическими объектами. Вместе с тем цифровизация пришла и в данный сегмент.
В качестве подтверждения указанной ранее позиции следует провести данные опроса, который был проведен компанией Тгауе1рог" Так, сотрудниками компании были опрошены 11 тыс. человек из 19 стран, опрос показал следующие данные:
1.33% опрошенных людей при планировании своего отпуска и путешествий используют мобильные устройства и специальные приложения различных компаний.
2. 66% респондентов отметили, что цифро-визация билетов, а также различных посадочных талонов благотворно влияет на клиентов.
3. 46% опрошенных также указали, что при выборе туристического оператора в первую очередь обращают внимание на наличие и перечень электронных услуг1.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что люди все больше нуждаются в электронных услугах доступа к туристической информации, а также цифровом доступе к компаниям, их предоставляющих.
Следует понимать, что, прежде всего, туристическая деятельность приносит доходы не только частным компаниям и предпринимате-
лям, но и государству, именно поэтому в нашей стране с недавнего времени проводится все больше мероприятий по развитию туризма и его дальнейшей цифровизации.
Подобная работа органами государственного управления проводится по различным направлениям, но прежде всего хотелось бы отметить, что значимость данного направления развития в нашей стране подтверждается наличием множества программ и стратегий, которые начали действовать в 2018 — 2019 гг.
Так, прежде всего, следует указать на национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации», которая функционирует в рамках Указа Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В рамках указанной программы, в частности, планируется внедрение платформенных решений в сфере туристического бизнеса, а также развитие цифрового доступа к объектам исторического, культурного и природного наследия2.
Обращаясь к специализированным правовым актам, следует отметить особую государственную программу «Развитие культуры и туризма в Российской Федерации». В ее рамках планируется создание условий для возможности цифрового доступа к информации, которая носит исторический, культурный или иной характер, в том числе предполагается создание специализированных площадок, которые позволят туристам получить упрощенный доступ к туристическим объектам, а также воспользоваться современными достижениями науки при посещении таких объектов3.
В нашем исследовании также необходимо обратиться и к цифрам.
Например, согласно информационному письму Министерства финансов Российской Федерации, на реализацию указанной программы в 2019 г. было потрачено 128 млрд руб., в 2020 г. планируется потратить 118 млрд руб., а уже в 2021 г. — более 131 млрд руб.
Указанные цифры позволяют говорить о высокой заинтересованности органов государственного управления в модернизации туристических процессов в нашей стране4.
С 1 января 2020 г. на территории Российской Федерации вступила в силу специальная стратегия «Развитие туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». Положениями данной стратегии закрепляется перечень основных направлений деятельности Российской
№ 1/2020
Федерации по модернизации и цифровизации туризма в нашей стране. Данной стратегией также предусматривается создание специализированных комплексов интерактивного и цифрового доступа к объектам культурного и исторического наследия нашей страны5.
Говоря о более предметных направлениях деятельности органов государственного управления по цифровизации туризма в нашей стране, следует отметить, что в 2018 г. проводился специальный Всероссийский конкурс «Инновационные решения в области информационных технологий для сферы туризма». Конкурс был организован Ассоциацией туристических операторов России и Фондом «Сколково». В рамках конкурса проводилось исследование предложений по модернизации и цифровизации туристических процессов в нашей стране. Побудителями были признаны восемь участников, которые представили готовые решения в различных направлениях туризма, и в настоящее время ряд этих решений уже применяется в России. Так, среди прочих, больший интерес представляют следующие проекты:
1. Проект виртуального ассистента для гостиничного бизнеса, который призван использовать технологии искусственного интеллекта для дальнейшей коммуникации с клиентами и потребителями компаний, в том числе предоставляя услуги по заказу и аренде рейсов, транспорта и иных значимых вещей.
2. Для музейного дела и развития социально-культурных проектов был выбран проект, который предполагал создание особой платформы с применением технологий УИ, МИ и ЛИ. Данные технологии должны работать с использованием специального нейроинтерфейса. Сам по себе проект является реализацией виртуальной и дополненной реальности в музеях. Следует отметить, что схожие технологии использовались при создании музея «Россия, моя история» в городе Волгоград.
3. Лучшим проектом, который призван обеспечить путешествие по России, стало создание специальной платформы, на которой любой человек может запланировать свой отдых по всем направлениям, начиная от посещения достопримечательностей и заканчивая бронированием отелей и питанием. Проект предлагает и специальные пакеты услуг по самым интересным местам посещаемого региона.
Следует отметить, что большинство туристических операторов нашей страны сегодня используют специальную систему «Нейротренд»,
которая была разработана совместно с Правительством Российской Федерации. Данная система использует особые методики нейромар-кетинга и предлагает пользователям готовые предложения на основе их запросов в сети Интернет6.
Как справедливо отмечают исследователи, на сегодняшний день от уровня развития цифровых технологий напрямую зависит и конкурентоспособность национальной экономики Российской Федерации. Преимущества цифровизации очевидны, это в первую очередь снижение итоговой стоимости услуг, а также повышение уровня производительности труда и увеличение добавленной стоимости в разнообразных отраслях. Например, указывают на то, что при цифрови-зации направлений экономики и общественной жизни появляется возможность создания добавленной стоимости в размере 5 — 7 трлн руб. Данное условие справедливо и для цифровиза-ции туризма7.
Общим же правовым документом, согласно которому и проводится цифровизация жизни российского общества, в том числе и туристической его составляющей, является «Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на период 2017 года и до 2030 года».
В рамках настоящего исследования интерес представляют, прежде всего, положения, согласно которым должна проводиться обязательная реализация программ по повышению цифровой грамотности населения, а также определение путей и механизмов цифровизации всех направлений жизнедеятельности общества8.
Таким образом, переход к цифровой модели рыночного хозяйства требует от работников туристической сферы наличия сформированных компетенций, необходимых для осуществления трудовых функций в данной отрасли, которые работник способен обновлять и наращивать в течение всей своей профессиональной деятельности. Следовательно, речь идет о формировании нового «цифрового работника», отличающегося набором знаний, навыков и умений, динамично меняющихся под воздействием изменений во внешней среде и зачастую получаемых благодаря использованию информационных технологий.
Вместе с тем значительным риском цифро-визации туристического бизнеса может стать рост технологической безработицы как результат диспропорции между спросом и предложением на рынке труда, когда автоматизация про-
№ 1/2020
изводственных процессов обеспечивает востребованность лишь «цифровым работникам»9.
Подводя итог проведенному исследовании, прежде всего, следует отметить, что, к сожалению, в настоящее время рано говорить о полной или хотя бы существенной цифровизации туризма в Российской Федерации.
Так, до 2018 г. в нашей стране действовала целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации»; одним из направлений данной программы должно было стать создание конкурентоспособного цифрового контента в нашей стране и его наполнение информационными ресурсами, однако результаты программы оказались неутешительными, и к требуемым итоговым результатам органы государственного управления так и не смогли прийти10.
Существует и ряд ключевых проблем, которые требуют срочнейшего разрешения.
В первую очередь следует понимать недостаточную информационную грамотность и обеспеченность населения нашей страны, а также большинства туристических объектов, особенно тех, которые не находятся в Москве или Санкт-Петербурге. Часть указанной проблемы уже сегодня решается в рамках названной ранее стратегии «Развитие информационного общества в Российской Федерации», однако, вместе с тем, как видится, требуется создание специального правового акта или внесение поправок в уже действующие акты, которыми будет предусматриваться модернизация и цифровиза-ция туристических объектов в нашей стране.
Второй значимой проблемой в рамках проводимого исследования является многообразие смежных правовых актов, которые либо повторяют друг друга, либо, наоборот, противоречат друг другу. Выход из данной ситуации предполагается в создании унифицированного правового акта, который бы рассматривал вопросы развития и цифровизации туризма в нашей стране.
Следует отметить, что подобный акт начал действовать с 1 января 2020 г. и уже указан в настоящей работе, однако результаты подобного шага государственных органов можно будет оценить еще не скоро.
На основе проанализированных материалов и предложений других исследователей видится логичным также предусмотреть создание специального цифрового портала для путешественников именно на основе органов государственного управления. В данном проекте предлага-
ется создать все условия для информационного обеспечения туристов, которые прибывают в нашу страну, а также для отечественных туристов, уезжающих за границу.
Как нам представляется, на таком портале следовало бы размещать информацию об основных достопримечательностях, а также использовать его как рекламную площадку туристических операторов с рейтингом отзыва пользователей. Вместе с тем также должны указываться и способы получения защиты и помощи туристам на территории различных стран. Именно при таких условиях взаимодействия органов государственного управления и частного бизнеса будут надлежащим образом защищены как права предпринимателей, так и потребителей, а также интересы Российской Федерации.
И хотя, как уже отмечалось ранее, говорить о цифровизации туризма в нашей стране еще рано, следует понимать, что подобные процессы начались сравнительно недавно и некоторые результаты уже имеются, а значит, в скором будущем мы с полной уверенностью можем ожидать успешной реализации цифровых процессов туризма в нашей стране.
1 Тгауе1рог". Данные опроса клиентов компании // Ьйрв:// www.trave1port.com (Дата обращения: 08.02.2020)
2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 год: Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
3 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 317 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020 г.) // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. II). Ст. 2163.
4 Письмо Министерства финансов РФ (по поводу федерального закона о Федеральном бюджете на 2019 год и плановые периоды 2020 и 2021 годов) // ЬМрэ:// www.minfin.ru (Дата обращения 08.02.2019)
5 Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 г. № 2129-р // СЗ РФ. 2019. № 39. Ст. 5460.
6 Платформа Ассоциации туроператоров России // https://www.atorus.ru (Дата обращения: 08.02.2020)
7 Банке Б., Бутенко В., Котов И., Рубин Г., Тушен Ш., Сычева Е. Россия онлайн? Нельзя догнать отстать // http://russiaon1ine.info/story/digita1ization-impact (Дата обращения: 08.02.2020)
8 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
9 Черевичко Т.В., Темякова Т.В. Цифровизация туризма: формы проявления // Изв. Сарат. ун-та. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2019. № 1.
№ 1/2020
10 О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы): Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г. № 644 (ред. от 07.02.2018 г.) // СЗ РФ. 2011. № 34. Ст. 4966.
Библиографический список
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 год: Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы: Указ Президента РФ от 09. 05. 017 г. № 203 // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 317 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020 г.) // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. II). Ст. 2163.
4. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: Распоряжение Правительства РФ от
20.09.2019 г. № 2129-р // СЗ РФ. 2019. № 39. Ст. 5460.
5. Письмо Министерства финансов РФ (по поводу федерального закона о Федеральном бюджете на 2019 год и плановые периоды 2020 и 2021 годов) // https://www.minfin.ru (Дата обращения 08.02.2019)
6. Платформа Ассоциации туроператоров России // https://www.atorus.ru (Дата обращения: 08.02.2020)
7. Travelport. Данные опроса клиентов компании // https://www.travelport.com (Дата обращения: 08.02.2020)
8. Банке Б., Бутенко В., Котов И., Рубин Г., Тушен Ш., Сычева Е. Россия онлайн? Нельзя догнать отстать // http://russiaonline.info/story/ digitalization-impact (Дата обращения: 08.02.2020)
9. Черевичко Т.В., Темякова Т.В. Цифровизация туризма: формы проявления // Изв. Са-рат. ун-та. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2019. № 1.
10. Шваб К. «Четвертая промышленная революция» / Под ред. К. Шваба // Top Business Awards. М.: Эксмо, 2016. 230 с.
№ 1/2020