The analysis experimental work of the specifics of the formation of a professional orientation of students studying in the in logopedics profile Zhuykova T. , Takhtobina A. (Russian Federation)
Анализ опытно-экспериментальной работы по специфике формирования профессиональной направленности у студентов, обучающихся по профилю
логопедия
Жуйкова Т. П.1, Тахтобина А. В.2 (Российская Федерация)
1 Жуйкова Тамара Павловна / Zhuykova Tamara - кандидат педагогических наук, доцент; кафедра дошкольного и специального образования;
2Тахтобина Алена Владимировна / Takhtobina Alena - магистрант,
Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, г. Абакан
Аннотация: в статье раскрывается понятие «профессиональная направленность». Представлены основные результаты экспериментального исследования по специфике формирования профессиональной направленности у студентов, обучающихся по профилю логопедия.
Abstract: the article reveals with the concept of «professional orientation». The main results of experimental research of the specifics of the formation of a professional orientation of students studying in the in logopedics profile.
Ключевые слова: профессиональная направленность, специфика формирования профессиональной
направленности.
Keywords: a professional orientation, specificity offormation of a professional orientation.
Профессиональная направленность - это система устойчивых свойств человека как настоящего или будущего субъекта труда, определяющих его психологический склад, обеспечивающих его активность по конструированию собственной (потенциальной или актуальной) профессиональной деятельности, выступающая движущей силой профессионального самоопределения [1, с. 33].
Профессиональная направленность как проявление общей направленности личности представляет собой сложный многоплановый процесс, в котором выступает системообразующим свойством, ориентирующим деятельность человека в профессиональном пространстве, придающим этой деятельности устойчивость к внешним факторам, отражающим и обусловливающим мотивы деятельности, цели и отношение к действительности, опосредованное процессом профессионализации.
Проанализировав научную литературу, мы выяснили, что многие авторы (В. А. Сластенин, Ю. Д. Железняк, С. Д. Неверкович, Н. М. Назарова) предлагают различные условия развития профессиональной направленности, такие как: включение самоконтроля и взаимоконтроля студентов в учебный процесс; изучение предметов психо лого-педагогического цикла; развитие мотивации у студентов, посредством тренингов и упражнений; педагогическая практика; создание интереса к будущей профессии через проведение ролевых игр; развитие у студентов профессионально-значимых качеств, посредством дискуссий и деловых учебных и др.
Разработанная программа мероприятий направлена на обобщение и систематизацию знаний и создание у студентов целостных представлений о будущей профессии учителя-логопеда и тех знаниях, умениях, навыках и способностях, которые необходимы для успешного овладения ею и для выполнения профессиональных обязанностей.
Экспериментальной базой исследования Институт непрерывного педагогического образования ХГУ им. Н. Ф. Катанова, специальность Логопедия. В нашем опытно-экспериментальном исследовании приняли участие студенты со второго по пятый курс - 90 человек.
На формирующем этапе развитие мотивационно-целевого компонента профессиональной направленности в большей степени происходило за счет создания ситуаций усиления личной ответственности за процесс и результат профессиональной деятельности.
Значимым моментом становилось осмысление студентами результатов профессиональной деятельности учителя-логопеда в аспекте социализации ребенка, что происходило, в частности, за счет создания проблемных ситуаций нравственного выбора и компетентного профессионального поведения (например, обсуждение вопроса «Технология постановки целей и задач в коррекционно-педагогическом процессе», «Индивидуально ориентированное планирование коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития», в ходе беседы-обсуждения «Техника педагогического общения» или вопроса о разработке логопедической рекомендации родителям, негативно настроенным по отношению к сотрудничеству с учителем-логопедом в ходе деловой игры «Преодоление конфликтов в деятельности учителя-логопеда»).
После проведения формирующего этапа исследования по формированию профессиональной направленности у студентов, обучающихся по профилю логопедия, нами был проведен контрольный этап исследования по методике Т. Д. Дубовицкой «тест-опросник для определения уровня профессиональной
направленности (УПН) студентов», использованной также и в констатирующем этапе исследования [2, с. 82-86].
Цель данной методики: определение уровня профессиональной направленности студентов,
проявляющегося в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней.
Критерии по данной методике следующие:
Высокие показатели по тесту свидетельствуют о том, что студент стремится к овладению избранной профессией, получаемая им профессия нравится ему. Имеет круг знакомых - специалистов в области данной профессии; в свободное время занимается делами, имеющими отношение к будущей профессии; он хочет в будущем работать и дальше совершенствоваться в выбранной профессии; считает свою профессию призванием.
Низкие показатели свидетельствуют о том, что студент вынужденно учится на данном факультете; студент не видит ничего хорошего для себя в своей будущей профессии; поступление в учебное заведение обусловлено не интересом к будущей профессии и желанием работать по получаемой специальности, а другими причинами, такими как: близость к дому, подчинение требованиям родителей и др.; при возможности хочет сменить профессию, получить другую специальность; приобретаемая профессия ему малоинтересна [2, с. 82-86].
В процессе анализа результатов констатирующего этапа была получена развернутая характеристика количественных и качественных особенностей изменения сформированности профессиональной направленности у студентов, обучающихся по профилю логопедия.
Таблица 1. Сравнительные результаты уровня формирования профессиональной направленности у студентов,
обучающихся по профилю логопедия
Уровень Констатирующий этап Контрольный этап
Высокий 29 ч. (32 %) 37ч. (41%)
Средний 34 ч. (38 %) 40ч. (44%)
Низкий 27 ч. (30 %) 13ч. (15%)
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
Констатирующий этап Контрольный этап
В Высокий В Средний В Низкий
Рис. 1. Сравнительные результаты уровня формирования профессиональной направленности у студентов, обучающихся по профилю логопедия
Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что после проведения формирующего этапа - реализации программы по формированию профессиональной направленности у студентов, обучающихся по профилю логопедия, уровень профессиональной направленности значительно повысился.
Литература
1. Афонкина Ю. А. Генезис профессиональной направленности.: Автореф. дис. д-ра психолог. наук. СПб, 2003. 33 с.
2. Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. С. 82-86.