Научная статья на тему 'Специфика формирования профессиональной направленности у студентов, обучающихся по профилю логопедия'

Специфика формирования профессиональной направленности у студентов, обучающихся по профилю логопедия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тахтобина А. В.

В статье раскрывается понятие «профессиональная направленность». Анализ психологопедагогической литературы позволяет обозначить основные условия развития профессиональной направленности у студентов, обучающихся по профилю логопедия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования профессиональной направленности у студентов, обучающихся по профилю логопедия»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК 378.09

А. В. Тахтобина

магистрант, ИНПО

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

г. Абакан, Российская Федерация

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФИЛЮ ЛОГОПЕДИЯ

Аннотация

В статье раскрывается понятие «профессиональная направленность». Анализ психолого-педагогической литературы позволяет обозначить основные условия развития профессиональной направленности у студентов, обучающихся по профилю логопедия

Ключевые слова

Профессиональная направленность, профессионально - педагогическая направленность,

личность учителя-логопеда

Профессиональная направленность понимается как совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью. Профессиональная направленность представляет собой интегральное образование и характеризуется предметом профессиональной направленности, в качестве которого выступает предпочитаемая профессия (вид деятельности); видами мотивов профессиональной деятельности; силой (уровнем) направленности, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней; знаком, выражающимся в удовлетворенности-неудовлетворенности человека своей профессией. [4, С. 82-86]

Значимость профессиональной направленности для становления личности велика: именно она определяет психологический склад личности и обуславливает его индивидуальное и типическое своеобразие, от её сформированности зависит реализация способностей человека. Нельзя также не отметить, что мотивы выбора педагогической профессии, мотивация трудовой деятельности учителя, его отношение к своей профессии и к своей работе, - то есть всё, что составляет феномен профессиональной педагогической направленности, - напрямую связано с эффективностью учительского труда, а значит - с формированием личности ученика.

Проблема профессиональной направленности личности остаётся актуальной вследствие того, что процесс формирования и развития профессиональной направленности отличается достаточной сложностью, обусловленной влиянием множества факторов.

Важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес, который выражается через положительное отношение человека к профессии. Развитие профессиональных интересов - это процесс приобретения устойчивых свойств и качеств, который включает в себя возникновение такого интереса, его становление и закрепление и переход профессионального интереса в профессиональные намерения, а в последствии и в профессиональный выбор. Профессиональный интерес строиться на познавательном интересе, поэтому необходимо в программу обучения в общеобразовательных школ, в целях профориентации школьников, включать дисциплины, способствующие расширению знаний учащихся о мире профессий. Профессиональный интерес развивается по следующим этапам: знакомство с содержанием профессии; развитие умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессии; достижения соответствия профессиональных и познавательных интересов; развитие потребности в реализации интересов в деятельности; возникновение профессиональной удовлетворенности профессиональной деятельностью.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Профессиональная направленность имеет большое значение при выборе профессии. Интересы, склонности, убеждения, идеалы предопределяют стиль жизни, распределение свободного времени, выбор чтения, приобретение знаний, интерес к определенным учебным предметам, предпочтения в общении и т.п., а главное — выбор профессии по призванию. Основными факторами влияющими на выбор профессии являются: позиция старших членов семьи; позиция товарищей, подруг; позиция учителей, школьных педагогов; личные профессиональные планы; способности; уровень притязаний на общественное признание; информированность; склонности

Н. М. Назарова пишет, что дефектолог, логопед - «это человек с особым складом души, деятельный инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире [1, с. 160].

В сфере специального образования педагогическая деятельность направлена на социальную адаптацию и реабилитацию, успешную интеграцию в общество людей с особыми образовательными потребностями и по своей сути является коррекционно-педагогической.

Специфика личности специального педагога, учителя-логопеда заключается в социокультурном отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья и/или особыми образовательными потребностями, в коррекционном характере педагогической деятельности, во взаимоотношениях с воспитанниками, с их близким окружением, с коллегами, во взаимоотношениях с самим собой, с другими специалистами, в том числе и с зарубежными коллегами, профессиональное поведение которых, в свою очередь, обусловлено иной социокультурной средой. Известно, что личность учителя-логопеда проявляется и профессионально формируется в процессе непосредственной коррекционно-педагогической деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет обозначить основные условия развития профессиональной направленности.

Г.К. Крюкова и В.И. Кустова считают важнейшим условием формирования профессиональной направленности применение активных методов обучения. [2, 51 с.]

А. Ковалев и В. Минеев предлагают научно - исследовательскую работу студента в качестве действенного условия формирования профессиональной направленности личности.

Такой же точки зрения придерживается и Н.С. Вяткина, отмечая, что огромная роль в профессиональном становлении студентов принадлежит научно - исследовательской работе в различных кружках, студенческих научных обществах. [5, 391с. ]

По мнению В.А. Маркова, все составляющие профессиональной направленности формируются в процессе выполнения студентами дипломных работ. В формировании профессиональной направленности студенчества учебно - исследовательская деятельность занимает одно из ведущих мест.[6, 190с. ]

Л.Т. Кутнева рассматривает проблемное обучение как действенное условие развития профессиональной направленности. Суть проблемного подхода в обучении состоит в моделировании противоречий между новыми и приобретенными ранее знаниями, умениями, навыками и опытом студентов при помощи проблемного вопроса, рассказа, беседы, ситуации, эксперимента. Благодаря этому подходу поддерживается стойкий интерес к знаниям, формируется потребность в новой научной информации, развивающей творческое мышление студентов.

Т.А. Воронова пришла к выводу о том, что профессионально - педагогическая направленность может формироваться путем самообразовательной деятельности студентов. В процессе самообразовательной работы меняются планы и цели жизни, оценка и самооценка, представление о профессии, с которой студенты связывают свою дальнейшую жизнь. Все это способствует и изменению профессиональной направленности.

Т.В. Горбунова считает, что развитие профессиональной направленности обеспечивается не только общими профессиональными дисциплинами, но и в преподавании специальных предметов.

Г.А. Томилова разработала систему специального обучения и рассматривала его как условие формирования профессиональной направленности личности у студента вуза. Специальное обучение заключается в выполнении определенной системы упражнений, направленной на формировании профессионально-значимых качеств личности учителя, и содействуют развитию навыков и умений, соответствующим основным структурным компонентам педагогической деятельности. [3, 142с.]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

Также, в качестве важнейших условий, рассматриваются разнообразные воспитательные мероприятия: беседы, диспуты, вечера, встречи, собрания, тренинги, игры и т.д. Профессиональная направленность формируется здесь наряду с другими свойствами личности будущего специалиста, рассматривается как важнейшее звено формирования личности активной, энергичной в достижении высоких результатов учения, профессионального мастерства, убеждения в необходимости овладения профессией во имя общественных идеалов и целей.

В процессе вузовского обучения проблема формирования профессиональной направленности у студентов чрезвычайно важна. А так как сензитивным периодом для ее развития является первый год обучения в вузе, то уже на первом курсе должны быть созданы условия, при которых эта направленность формируется. [7]

Таким образом, различные условия способствуют к более успешному формированию профессиональной направленности: изучение предметов психолого-педагогического цикла; коррекционно-педагогическая практика; развитие мотивации у студентов, посредством тренингов и упражнений; создание интереса к будущей профессии учителя-логопеда, посредством ролевых игр; развитие у студентов профессионально-значимых качеств, посредством беседы и ролевых игр; включение самоконтроля и взаимоконтроля студентов, обучающихся по профилю логопедия, в учебный процесс, и стремление совершенствовать профессиональное мастерство будущий учителей-логопедов. Список использованной литературы:

1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др., Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений./ Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - с. 160

2. Годник С.М. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы. -Воронеж, 2007. 51 с.

3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самооопределние молодежи. / АН УССР/, ин -т философии.- Киев, 1986. -142с.

4. Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. - 2004. - №2. - С. 82-86

5. Ковалев А.Г. Психология личности. 3 -е изд., переработ. и доп. -М.,1970.-391с.

6. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993. -190с.

7. Маралова Т.П. Психологические условия формирования профессиональной направленности будущих учителей // Психологические проблемы формирования социальной активности личности учителя. - М., 1982.

© Тахтобина А.В., 2015

УДК 378.09

А. В. Тахтобина

магистрант, ИНПО

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

г. Абакан, Российская Федерация

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФИЛЮ ЛОГОПЕДИЯ

Аннотация

В статье раскрывается понятие «профессиональная направленность». Представлены полученные результаты диагностического исследования сформированности уровня профессиональной направленности студентов, обучающихся по профилю логопедия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.