Зарубежный опыт
УДК 334.021:351
АНАЛИЗ ОПЫТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
К. И. КУРПАЯНИДИ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: xstant@mail. ru Ферганский политехнический институт, Узбекистан
При исследовании эволюции системы государственной поддержки малого предпринимательства в Великобритании особое внимание уделяется системному анализу государственной программы регулирования этой сферы, оценке ее социально-экономической эффективности. Обосновывается необходимость адаптации опыта по централизации стратегического управления и оценке эффективности государственных программ поддержки малого бизнеса, дерегулированию сектора малого предпринимательства в Узбекистане.
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственное регулирование, централизация, стратегическое управление, государственная поддержка, оценка, эффективность.
Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов поставил перед страной задачу построения нового общества, базирующегося на инновациях, передовых технологиях, отметив необходимость думать о посткризисном периоде развития, выработке глубоко продуманной долгосрочной программы целевых проектов по модернизации и техническому обновлению базовых отраслей экономики, внедрению современных инновационных технологий, призванных дать мощный толчок выходу Узбекистана
на новые рубежи, обеспечивающие конкурентоспособность страны на мировом рынке. Это та задача, откладывать которую нельзя, если не только жить сегодняшним днем, но и думать о будущем [2].
Решение этой задачи требует преобразования экономики всей страны на принципиально новых основах, соответствующих современным, быстро меняющимся условиям в эпоху глобализации мировой экономики, научно-технической революции, общества знаний. Перспективы развития любого государства в XXI в. предопределяются тем, в какой мере будет поставлен на службу прогрессу имеющийся интеллектуальный капитал в целях ускоренного коренного обновления всех сфер национального хозяйства, постоянного внедрения эффективных нововведений во всех областях производства. По расчетам, только за счет массового внедрения инноваций в процессы труда и управления в Узбекистане можно реально увеличить ВВП примерно на 50-60 %. При формировании под руководством президента Республики И. А. Каримова институциональных основ инновационно ориентированной экономики особая роль отводится малому предпринимательству (МП). В промышленно развитых странах доля этого сегмен-
та предпринимательства по сравнению с крупным бизнесом является доминирующей по доле в ВВП, в общей численности занятых, в общем количестве действующих предприятий.
В ежегодном докладе Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса - 2012» были подведены итоги регулятор-ных норм, которые влияют на местные фирмы в 183 странах, составлен рейтинг этих стран в 10 областях регулирования предпринимательской деятельности, включая создание предприятий, разрешение неплатежеспособности и международную торговлю. В 2012 г. данные доклада охватывают нормативные изменения с июня 2010 по май 2011 г. Этот доклад показывает, что правительства 125 из 183 стран реализовали в общей сложности 245 бизнес-регулятор-ных реформ - на 13 % больше, чем в предыдущем году. В странах Африки южнее Сахары рекордное количество стран - 36 из 46 - улучшили условия для предпринимательской деятельности. За последние шесть лет 163 страны создали более благоприятную нормативно-правовую среду для ведения бизнеса. Китай, Индия и Узбекистан находятся среди 30 стран, которые добились ощутимых результатов.
В первую десятку стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом по итогам 2011 г. наряду с Сингапуром, Гонконгом, Новой Зеландией, США, Данией, Норвегией вошла и Великобритания (7 место) [1].
В период с 2005 по 2010 г. в Великобритании была реализована программа по снижению административной нагрузки на предприятия; в результате, по сведениям государственных органов, нагрузка на предприятия, связанная с соблюдением действующих норм и требований, снижена на 25 %. В денежном выражении экономия для предприятий составила 3,5 млрд ф. ст.
Итоговый рейтинг стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса рассчитывался по 10 показателям: регистрация предприятия, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация прав собственности, получение кредитов, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и процедура банкротства [1].
В настоящем исследовании затрагиваются вопросы эволюции системы государственного стимулирования МП Великобритании; институциональных условий, инструментов повышения
качества бизнес-среды и возможности их адаптации к национальной экономике Узбекистана. По мнению экспертов Европейского Союза, система государственного вмешательства в экономику дает позитивный результат, пример тому - дерегулирование МП в Великобритании. Дерегулирование (deregulation), по мнению автора, представляет собой прекращение или ослабление государственного регулирования экономической деятельности. Сторонники дерегулирования утверждают, что чрезмерное вмешательство государства в экономику способствует росту издержек и ограничивает доступ на рынки промышленной продукции, финансов и транспортных услуг и что защиту интересов потребителей лучше обеспечивает конкуренция, а не регулирование.
В последние десятилетия процесс широкомасштабного дерегулирования охватил сферы финансовых и транспортных услуг в Великобритании и ряде других стран. На начало 2011 г. в Великобритании доля МП в ВВП составила 50,2 %, в общей численности занятых 54 % [4].
В Узбекистане в 2011 г. принята государственная программа «Год малого бизнеса и частного предпринимательства». Уровень развития малого предпринимательства в Узбекистане по итогам 2011 г. характеризуется следующими данными:
- создано 35,0 тыс. новых предприятий малого бизнеса;
- на долю малого предпринимательства приходится 54,0 % общего объема произведенного ВВП;
- субъектами малого предпринимательства обеспечена занятость 8 913,5 тыс. человек, или 74,8 % всех занятых в экономике;
- экспортировано продукции на 2 827,6 млн долл. США (18,8 % общего объема экспорта), или 158,6 % к уровню 2010 г., импортировано - на 3 934,6 млн долл. США (37,4 % всего импорта), или 119,7 % к уровню 2010 г. [5]. Проведенный анализ показал, что в Великобритании государственная поддержка МП активизировалась с конца 1970-х гг., когда правительство поставило задачу усилить стимулирование этого сегмента предпринимательства и повысить его социально-экономическую роль в национальной экономике. Это радикальное изменение государственной политики в отношении малого предпринимательства было вызвано резким спадом промышленного производства в результате мирового
энергетического кризиса, ростом безработицы и снижением предпринимательской активности населения.
В числе наиболее важных организационно-экономических мероприятий этого этапа развития системы государственного стимулирования малого бизнеса в Великобритании следует отметить:
- предоставление особых полномочий министерству торговли и промышленности в обеспечении интересов МП;
- назначение в каждом ведомстве и департаменте правительства ответственных за контроль и оценку реализации стратегических программ поддержки МП;
- увеличение доли государственных заказов, размещаемых на малых предприятиях; развитие сети образовательных и консультативных центров;
- увеличение финансирования программ поддержки МП [6].
Однако к середине 1990-х гг. заметно снизилась конкурентоспособность Великобритании на международных рынках и в странах Евросоюза. Правительством Великобритании был предпринят ряд организационно-правовых мер, позволивших уже к 2001 г. вывести страну на 2-е место среди 60 развитых стран по созданию наиболее благоприятных условий для развития МП. Среди этих мер необходимо особо отметить создание в апреле 2000 г. специального правительственного органа, ответственного за поддержку и развитие МП на национальном уровне, - службы малого бизнеса (The Small Business Service - SBS).
Такая структура на правах агентства входила в состав министерства торговли и промышленности (Department of Trade and Industry - DTI) и взаимодействовала со всеми департаментами кабинета министров. Правительством перед службой малого бизнеса были поставлены следующие задачи:
- разработка и совершенствование государственной политики в сфере МП;
- лоббирование интересов малого и среднего бизнеса в правительстве;
- координация деятельности всех уполномоченных организаций по стимулированию МП;
- минимизация бюрократических барьеров;
- оценка эффективности программ поддержки МП.
Создание службы малого бизнеса свидетельствовало об усилении централизации стратеги-
ческого управления сектором малого и среднего предпринимательства Великобритании.
В рамках модернизации системы государственного стимулирования МП в мае 2000 г. был организован совет малого бизнеса (The Small Business Council - SBC) - постоянно действующий общественный орган, состоящий из 20 членов. Совет осуществляет независимое консультирование директора службы малого бизнеса по проблемам МП, а также докладывает государственному секретарю по вопросам промышленности и торговли об эффективности правительственной политики в отношении МП. Большинство членов совета малого бизнеса являются действующими предпринимателями, обладающими значительным опытом ведения бизнеса. Заседания совета проводятся один раз в 2 мес. Совет формирует несколько рабочих групп и тематику их работы по наиболее важным проблемам предпринимательской деятельности [4].
Совет малого бизнеса, будучи независимым органом, может свободно критиковать деятельность службы малого бизнеса и других правительственных структур, реализующих программы стимулирования МП. Важной особенностью совета является возможность представлять интересы МП по всей стране. Это достигается путем взаимодействия с местными объединениями предпринимателей при проведении региональных общественных обсуждений стратегических направлений развития МП. Интернет-сайт, созданный для этих целей, предоставляет возможность предпринимателям оперативно направлять свои вопросы и предложения совету малого бизнеса. Совет публикует ежегодный отчет о своей деятельности и рекомендациях, направленных в органы власти Великобритании.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Великобритании осуществляется по четырем основным направлениям:
- оптимизация налогообложения;
- минимизация административных барьеров
путем экспертизы законодательных и ведомственных нормативных актов;
- улучшение доступа к финансовым ресурсам;
- оказание консалтинговых и юридических услуг.
Налогообложение является общепризнанным,
наиболее эффективным инструментом стимулирования и регулирования предпринимательской деятельности. Нижние границы налогообложения по ряду налогов в Великобритании устанавливаются таким образом, чтобы исключить из этой категории
малые и средние предприятия или предоставить им максимально льготные условия. Например, НДС взимается только с предприятий, оборот которых превышает 80 тыс. ф. ст., при этом допускается однократная оплата НДС за весь год. Ставка налога на прибыль составляет 24 % для предприятий, прибыль которых не превышает 500 тыс. ф. ст. [6]. Также существуют скидки с налогооблагаемых сумм по внеоборотным активам, связанным с инвестициями для малых предприятий. Например, налоговые льготы предоставляются:
- при инвестировании в фонды венчурного капитала;
- при капиталовложениях в строительство бизнес-недвижимости для малых предприятий;
- предприятиям, которые создают новые рабочие места, что особенно важно для развития депрессивных районов и общего оздоровления экономики;
- малым предприятиям в период перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
В зависимости от местных условий и приоритетов для малых предприятий установлены более низкие ставки взносов в фонд государственного социального страхования. Кроме того, службой малого бизнеса был разработан ряд положений, обеспечивающих снижение затрат малых предприятий, в числе которых:
- упрощение правил налогообложения предпринимателей, работающих на условиях самозанятости (без использования наемного персонала);
- освобождение от выполнения многих требований аудита для предприятий с оборотом менее 500 тыс. ф. ст.;
- введение новых упрощенных форм финансовой отчетности для малых предприятий. Доступ к финансированию МП обеспечивается правительственными органами, кредитно-финансовыми институтами. Банки, венчурные и гарантийные фонды, финансовые и инвестиционные компании являются главными источниками финансирования МП. Во всех регионах, крупных городах и промышленных центрах имеются филиалы 12 уполномоченных кредитно-финансовых организаций. Ежегодный объем кредитов по государственным программам поддержки малого бизнеса превышает 6 млрд ф. ст. К важнейшим инициативам в этом направлении можно отнести
реализацию Программы гарантированных кредитов малым предприятиям, введенной в 1981 г. для обеспечения финансовой поддержки платежеспособных предприятий, которые по различным причинам не могут получить финансирование из традиционных источников. Согласно этой программе кредиторы получают правительственную гарантию, составляющую от 70 до 85 % кредита для соответствующих предприятий. Дифференциация в размере гарантии отражает приоритеты местных властей в поддержке малых предприятий в различных регионах.
Как наиболее эффективные инструменты, применяемые службой малого бизнеса Великобритании для финансирования МП, можно отметить создание:
- региональных фондов венчурного капитала;
- программы содействия малым предприятиям в поиске инвесторов;
- программ по финансированию инновационных проектов;
- программ по поддержке экспортно ориентированных МП.
Услуги по консультированию и технической поддержке также имеют важное значение для устойчивого развития МП Великобритании. В 1990-х гг. была создана сеть центров развития предпринимательства (в настоящее время их количество составляет около 500). Основными направлениями деятельности таких центров являются:
- консалтинговые услуги (по телефону, через Интернет, опытными консультантами из числа вышедших на пенсию бизнесменов);
- техническая и информационная поддержка;
- обучение и повышение квалификации предпринимателей;
- разработка бизнес-планов для стартующих и действующих предприятий.
В 1995-1996 гг. предоставление консультативных услуг малым предприятиям было передано в ведение новой сети - правительственного Агентства деловых связей (Business Link - BL). Эта сеть финансируется преимущественно из государственного бюджета и курируется местными торгово-промышленными палатами, советами по предпринимательству и другими органами, представляющими интересы работодателей [4].
Агентство деловых связей - это единый информационный центр для консультирования предпринимателей по всем организационно-экономическим и правовым вопросам ведения бизнеса. Сеть Business
Link предлагает помощь малым предприятиям на трех уровнях [6]:
1-й уровень - бесплатная телефонная консультативная служба обеспечивает прямой доступ к информации о законодательстве, рынках (местном, региональном и международном), продукции и поставщиках;
2-й уровень - оказание индивидуальной помощи развивающимся малым предприятиям штатом частных консультантов по вопросам ведения бизнеса (каждый консультант работает с группой малых предприятий, помогая им эффективно развиваться и повышать свою конкурентоспособность);
3-й уровень - предоставление специализированных услуг малым предприятиям, в числе которых:
- комплексная диагностика предприятия и консультативная поддержка;
- консультирование по внедрению инновационных технологий и продуктов;
- содействие выходу на внешние рынки через сеть консультантов по развитию экспорта;
- оказание технической поддержки стартующим и действующим малым и микропредприятиям;
- обеспечение доступа предприятий к сети поставщиков.
Для дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки малого предпринимательства министерством торговли и промышленности и службой малого бизнеса в 2004 г. был разработан план действий правительства в отношении малого бизнеса (A Government Action Plan for Small Business - GAPSB). Начиная с 2005 г. основными координаторами деятельности инфраструктуры поддержки МП в регионах стали агентства регионального развития (RDA), в настоящее время их 9.
Однако предпринятые меры оказались недостаточными. Медленно росла производительность труда, были незначительные сдвиги в росте ВВП и в увеличении конкурентоспособности страны на мировых рынках. Это во многом было связано с высокой бюрократизацией системы государственного регулирования экономической деятельности, снижающей эффективность государственной поддержки МП. Затраты малого бизнеса в Великобритании на преодоление административных барьеров, по расчетам экспертов, составляли ежегодно до 8,2 млрд ф. ст. [8].
В стране одновременно действовало более 3 000 разнообразных программ поддержки МП, реализуе-
мых разными ведомствами, государственными организациями и фондами. Часть из них осуществлялась через правительственное агентство - службу малого бизнеса, часть - через агентство деловых связей и при помощи множества частных провайдеров. На эти цели из бюджета страны ежегодно расходовалось более 2,5 млрд ф. ст., однако результативность этих затрат была недостаточной. Кроме того, в связи с многочисленностью программ стимулирования МП, реализуемых различными ведомствами и провайдерами, не удавалось осуществить объективную оценку экономической эффективности как системы государственной поддержки в целом, так и отдельных программ. Анализ эффективности различных программ поддержки МП показал, что при реализации программ с объемом финансирования около 1 млн ф. ст. операционные расходы достигали 25 %, а в программах с бюджетом примерно 60 млн ф. ст. - не превышали 5 % [7].
В 2007 г. министерством торговли и промышленности была разработана межведомственная Программа упрощения системы поддержки предпринимательства (The Business Support Simplification Programme - BSSP), направленная на кардинальное упрощение и одновременно повышение эффективности государственной системы стимулирования МП. Основной целью Программы BSSP является концентрация бюджетных средств на ограниченном количестве наиболее востребованных программ государственной поддержки МП, обеспечивающих достижение высоких социально-экономических результатов. В рамках программы BSSP в качестве ключевых направлений по совершенствованию государственной системы поддержки МП было предусмотрено:
1) предоставить правительственному агентству деловых связей приоритетное право по реализации важнейших программ поддержки МП, финансируемых из государственного бюджета, обеспечить их комплексом необходимых информационных, диагностических и посреднических услуг, устранить дублирование этих услуг другими структурами;
2) учредить стратегический управляющий совет (The Stratégie Management Board - SMB) для координации государственных программ поддержки МП и оценки их социально-экономической эффективности;
3) упростить процедуры предоставления помощи предпринимателям в рамках новых государс-
твенных программ поддержки, минимизировать административные барьеры. Создание стратегического управляющего совета было вызвано необходимостью повышения качества оценки текущего состояния в сфере бюджетного финансирования структур поддержки МП. Стратегический управляющий совет -это коллегиальный орган, в составе которого представители государственных организаций, осуществляющие финансирование системы поддержки МП на национальном уровне; региональных агентств развития (ЯЛА) и местных администраций. Таким образом, стратегические решения, принимаемые на общенациональном уровне, с помощью указанного совета транслируются на региональные и муниципальные уровни управления. При этом обеспечивается оперативная обратная связь между различными уровнями управления, что позволяет своевременно корректировать стратегические решения в соответствии, особенностями развития МП в регионах.
Для эффективного выполнения функций стратегического управления Стратегическому управляющему совету были делегированы следующие полномочия:
- получать полную и достоверную информацию о структуре, объемах и получателях государственной поддержки, о результатах оказанной помощи по конкретным предприятиям, с указанием вклада МП в развитие экономики на муниципальном, региональном и национальном уровнях;
- осуществлять гибкое регулирование в распределении ресурсов поддержки МП через правительственные ведомства и исполнительные агентства на основе мониторинга и анализа информации о результативности применения новых методов и инструментов стимулирования малого бизнеса;
- предлагать меры по совершенствованию программ и механизмов поддержки МП на основе оценки их эффективности;
- оперативно распространять передовой опыт поддержки МП по всей стране;
- обеспечивать при размещении госзаказов в секторе МП тесное взаимодействие совета с региональными и местными администрациями. В июле 2007 г. для повышения качества и совершенствования механизма оценки результативности
системы государственного стимулирования МП была создана специальная Группа экономической эффективности поддержки бизнеса (The Economics of Business Support group - EBS). Группа разработала основные требования по обеспечению качества продуктов и услуг поддержки МП в рамках реализации Программы BSSP, в том числе были предусмотрены:
- четкая идентификация объектов, требующих государственного вмешательства;
- оценка экономической эффективности различных мероприятий и программ государственной поддержки;
- определение и анализ альтернативных вариантов государственного вмешательства. Важным этапом в совершенствовании государственной системы стимулирования МП Великобритании была реорганизация в июне 2007 г. министерства торговли и промышленности в министерство предпринимательства, промышленности и управленческих реформ (The Department for Business, Enterprise and Regulatory Reform - BERR). Также в 2007 г. служба малого бизнеса (государственное агентство) была преобразована в директорат предпринимательства (Enterprise Directorate - ED). На директорат предпринимательства были возложены функции по реализации Программы BSSP, разработке предложений по совершенствованию государственной политики стимулирования МП. В июне 2009 г. указанное выше министерство было преобразовано в министерство бизнеса, инноваций и профессиональной подготовки (The Department for Business, Innovation and Skills - BIS).
Структуру системы государственной поддержки малого бизнеса Великобритании после модернизации 2009 г. можно представить следующим образом (см. рисунок).
Основные затраты на реализацию Программы BSSP оцениваются примерно в 10 млн ф. ст., в том числе 360тыс. ф. ст направляются ежегодно на расходы на обеспечение деятельности Стратегического управляющего совета; единовременные затраты включают 2,6 млн ф. ст. на обучение и стажировку консультантов, привлекаемых для работы в Агентстве деловых связей, а также около 6 млн ф. ст. на содержание штатных сотрудников и операционные расходы [6].
В результате реализации Программы BSSP сектор МП получает ежегодный экономический эффект около 1,4 млрд ф. ст. Программа упрощения регулирования экономической деятельности
v -
Стратегический управляющий совет (SBM)
Министерство
бизнеса, инноваций и профессиональной подготовки (BIS)
Общественный совет малого бизнеса
Директорат предпринимательства (ED)
Агентство деловых связей (Business Link-BL)
Региональные агентства развития (RDA)
Ц
Уполномоченные и партнерские организации
Структура системы государственной поддержки малого бизнеса Великобритании
(Simplification Plan) позволила на 25 % снизить издержки, связанные с преодолением административных барьеров, ежегодно экономить субъектам МП порядка 1 млрд ф. ст. [7].
За пять лет модернизации системы издержки для предпринимателей были сокращены в целом на 3,5 млрд ф. ст. На основе достигнутых показателей была поставлена новая задача - сократить к 2015 г. текущие затраты, связанные с регулированием, еще на 6,5 млрд ф. ст. [1].
Проведенное исследование позволяет выявить принципиальные отличия систем государственной поддержки малого бизнеса Великобритании и Узбекистана. В настоящее время в Узбекистане реализацией государственной политики стимулирования МП занимается ряд структур министерства экономики и еще пять министерств и ведомств, т. е. отсутствует единый орган, осуществляющий централизованное стратегическое управление государственной поддержкой МП.
В Узбекистане 2011г. был объявлен годом малого и частного предпринимательства. В настоящее время продолжается активная реализация утвержденной 07.02.2011 Президентом страны государственной программы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» [3].
Разработку, реализацию и оценку эффективности программ государственной поддержки МП осуществляют: на республиканском уровне - министерство экономики, на региональном и муниципальном уровнях - местные администрации (хокимияты) областей и районов. Таким образом, качество своей работы оценивают сами разработчики (исполнители) программ. Напомним, что функции по координации государственных программ поддержки МП и оценке их социально-экономической эффективности в Великобритании делегированы стратегическому управляющему совету.
Ключевым направлением государственной политики стимулирования МП в Великобритании является дерегулирование. В Узбекистане с начала осуществления указанной государственной программы в 2011 г. функции по ограничению регулирующего воздействия в сфере МП в рамках административной реформы возложены на министерство экономики, государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции, министерство юстиции и прокуратуру.
Оценка регулирующего воздействия - процедура, в ходе которой проекты законов, нормативных актов президента, постановлений правительства, ведомственных актов анализируются специалистами указанных структур для выявления положений, способствующих избыточным административным барьерам, возникновению необоснованных расходов у субъектов МП. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что указанные выше учреждения, являясь структурным подразделением Правительства, не могут объективно
Региональная инфраструктура поддержки МП
оценивать уровень регулирующего воздействия правительственных нормативно-правовых актов, формирующих институциональную среду малого предпринимательства, в полной мере учитывать его экономические интересы. Целесообразно создание независимого специализированного неправительственного органа по ограничению регулирующего воздействия сектора МП (со структурой, аналогичной модели Великобритании, частично с вовлечением структурных элементов Торгово-промышленной палаты), подотчетного только Президенту Узбекистана.
Таким образом, исследование опыта Великобритании свидетельствует о необходимости централизации стратегического управления сектором МП, формирования института оценки программ государственной поддержки МП, дерегулирования сферы малого предпринимательства. Адаптация этого опыта к национальной экономике Узбекистана будет способствовать не только созданию эффективной системы стимулирования малого бизнеса, улучшению качества бизнес-среды МП, но и реализации масштабных задач стратегии модернизации.
Список литературы
1. Ведение бизнеса - 2012: Доклад Всемирного банка и Международной финансовой корпорации. Washington, 2012. URL:http://www. doingbusiness.
org/reports/global-reports/doing-business-2012 (дата обращения: 22.04.2012)
2. Каримов И. А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Ташкент: Узбекистан, 2009.
3. О государственной программе «Год малого бизнеса и частного предпринимательства»: постановление президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2011 г. № III1-1474 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2011. № 6. Ст. 47.
4. Совершенствование государственной системы поддержки МП в Великобритании в 20002011 гг. URL: http:// www. giaz. ru (дата обращения: 22.04.2012).
5. Социально-экономическое развитие Республики Узбекистан в 2011 году. Ташкент: Госкомстат, 2012.
6. Business Link - UK government's online resource for businesses. URL: http://www. businesslink. gov. uk/bdotg/action/home (дата обращения: 22.04.2012).
7. Enterprise & Business Support. URL: http:// www. bis. gov. uk/policies/enterprise-and - businesssupport (дата обращения: 22.04.2012) .
8. Impact Assessment of the Business Support Simplification Programme (BSSP) . 2007. URL: http:// www. bis. gov. uk/files/file42813.pdf (дата обращения: 22.04.2012).
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
67