Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОПЫТА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ С КИТАЕМ'

АНАЛИЗ ОПЫТА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ С КИТАЕМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межрегиональная интеграция / торгово-экономические отношения / инвестиционное сотрудничество / территории опережающего развития / свободные экономические зоны / Свободный порт Владивосток / interregional integration / trade and economic relations / investment cooperation / advanced development territories / free economic zones / Free Port of Vladivostok

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы —

В статье анализируется опыт межрегиональной интеграции между Дальним Востоком России и Северо-Восточным Китаем в торговой и инвестиционной сферах. Взаимная торговля между дальневосточными регионами и Китаем в 20132021 гг. значительно выросла благодаря курсовой политике и стимулированию экспорта. Однако в 2015-2016 гг. и 2020 гг. наблюдается снижение данной тенденции из-за падения цен на нефть и коронавирусных ограничений. Дальний Восток в основном экспортирует энергоносители и сырье, в то время как Китай экспортирует готовую продукцию. Китайские инвестиции на Дальнем Востоке концентрируются в таких секторах, как энергетика, горнодобывающая промышленность, инфраструктура и сельское хозяйство. При этом дальнейшему сотрудничеству препятствуют такие проблемы, как: бюрократия, торговый дисбаланс и слабая инфраструктура. Этот опыт актуален для интеграции новых российских регионов, в частности для Донецкой Народной Республики (ДНР). В ДНР сталкиваются с аналогичными проблемами: неразвитая инфраструктура, бюрократия, отток населения. Использование особых экономических зон, режима свободного порта и льгот может способствовать развитию ДНР и привлечению инвестиций, помогая интегрировать ее экономику в состав России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYZING THE EXPERIENCE OF INTERREGIONAL INTEGRATION BETWEEN THE RUSSIAN FAR EAST AND CHINA

The article analyzes the experience of interregional integration between the Russian Far East and Northeast China in the trade and investment spheres. Mutual trade between the Far Eastern regions and China in 2013-2021 increased significantly due to exchange rate policy and export promotion. However, in 2015-2016 and 2020, there is a decrease in this trend due to falling oil prices and coronavirus restrictions. The Far East mainly exports energy and raw materials, while China exports finished products. Chinese investments in the Far East are concentrated in sectors such as energy, mining, infrastructure and agriculture. At the same time, further cooperation is hindered by such problems as: bureaucracy, trade imbalance and weak infrastructure. This experience is relevant for the integration of new Russian regions, in particular for the Donetsk People's Republic (DPR). The DPR faces similar problems: undeveloped infrastructure, bureaucracy, population outflow. The use of special economic zones, free port regime and benefits can contribute to the development of the DPR and attract investment, helping to integrate its economy into Russia.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОПЫТА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ С КИТАЕМ»

УДК 339.9 JEL F15, F21

АНАЛИЗ ОПЫТА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ С КИТАЕМ

Кузнецова М. А. ведущий экономист отдела социально-экономических исследований, ORCID 0009-0002-8751-5236, e-mail: mashutik99@mail.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. В статье анализируется опыт межрегиональной интеграции между Дальним Востоком России и СевероВосточным Китаем в торговой и инвестиционной сферах.

Взаимная торговля между дальневосточными регионами и Китаем в 20132021 гг. значительно выросла благодаря курсовой политике и стимулированию экспорта. Однако в 2015-2016 гг. и 2020 гг. наблюдается снижение данной тенденции из-за падения цен на нефть и коронавирусных ограничений. Дальний Восток в основном экспортирует энергоносители и сырье, в то время как Китай экспортирует готовую продукцию. Китайские инвестиции на Дальнем Востоке концентрируются в таких секторах, как энергетика, горнодобывающая промышленность, инфраструктура и сельское хозяйство.

При этом дальнейшему сотрудничеству препятствуют такие проблемы, как: бюрократия, торговый дисбаланс и слабая инфраструктура. Этот опыт актуален для интеграции новых российских регионов, в частности для Донецкой Народной Республики (ДНР). В ДНР сталкиваются с аналогичными проблемами: неразвитая инфраструктура, бюрократия, отток населения. Использование особых экономических зон, режима свободного порта и льгот может способствовать развитию ДНР и привлечению инвестиций, помогая интегрировать ее экономику в состав России.

Ключевые слова: межрегиональная интеграция, торгово-экономические отношения, инвестиционное сотрудничество, территории опережающего развития, свободные экономические зоны, Свободный порт Владивосток.

ANALYZING THE EXPERIENCE OF INTERREGIONAL INTEGRATION BETWEEN THE RUSSIAN FAR EAST AND CHINA

Kuznetsova M.A. lead economist at the Department of Social and Economic Research, ORCID 0009-0002-8751-5236, e-mail: mashutik99@mail.ru, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.

Abstract. The article analyzes the experience of interregional integration between the Russian Far East and Northeast China in the trade and investment spheres.

Mutual trade between the Far Eastern regions and China in 2013-2021 increased

significantly due to exchange rate policy and export promotion. However, in 2015-2016 and 2020, there is a decrease in this trend due to falling oil prices and coronavirus restrictions. The Far East mainly exports energy and raw materials, while China

© М.А. Кузнецова, 2023

exports finished products. Chinese investments in the Far East are concentrated in sectors such as energy, mining, infrastructure and agriculture.

At the same time, further cooperation is hindered by such problems as: bureaucracy, trade imbalance and weak infrastructure. This experience is relevant for the integration of new Russian regions, in particular for the Donetsk People's Republic (DPR). The DPR faces similar problems: undeveloped infrastructure, bureaucracy, population outflow. The use of special economic zones, free port regime and benefits can contribute to the development of the DPR and attract investment, helping to integrate its economy into Russia.

Keywords: interregional integration, trade and economic relations, investment cooperation, advanced development territories, free economic zones, Free Port of Vladivostok.

► Введение. Интеграция между регионами выступает актуальной темой на современном этапе. Она предполагает укрепление социальной, экономической и политической связности между различными регионами и группами населения.

Принятие Донецкой Народной Республики (далее - ДНР) в состав Российской Федерации (далее - РФ) в качестве субъекта создало потребность в экономической интеграции ДНР как внутри страны с остальными регионами России, так и на международном уровне в рамках различных интеграционных союзов, в которых состоит Россия. В рамках данного вопроса можно выделить определение «межрегиональной интеграции», объединяющее в себе региональную и международную формы интеграции. Оба варианта описывают экономическую интеграцию между различными хозяйственными субъектами, включая государства. Раст-ворцева С. Н. и Лебедев А. О. выделяют различные аспекты межрегиональной ин-

теграции, такие как: внутренняя экономическая интеграция в рамках одной страны, экономическая интеграция приграничных регионов двух государств и международная экономическая интеграция между странами-участниками объединения [1]. Межрегиональная интеграция позволяет расширить доступ к рынкам, увеличить объем торговли и привлечь инвестиции. Объединение регионов позволяет устранить преграды в виде тарифов, таможенных пошлин и других торговых барьеров, что способствует росту экономики и созданию новых рабочих мест. Сотрудничество между регионами способствует развитию инфраструктуры, такой как транспортные сети, энергетические системы и телекоммуникационные сети.

Примером успешного опыта межрегиональной интеграции является сотрудничество регионов Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая. В рамках данного сотрудничества созданы зоны приграничного экономического сотрудничества. Основная роль которых заключается в стимулировании развития граничащих регионов и обеспечении условий для экспорта товаров.

► Обзор литературы. Исследованию вопросов межрегиональной интеграции на трех разных уровнях (внутри страны, между приграничными регионами разных стран, между участниками объединений) посвящены работы Абдулманапова С. Г. [2], Рыжовой Н. П. [3]. Вопросы межрегионального торгового взаимодействия России с Китаем на Дальнем Востоке рассматривали в своих работах: Якушев Н. О. [4], Чэн Ицзюнь [5], Жэнь Яньянь [6]. Тенденции российско-китайского инвестиционного взаимодействия раскрыты в работах: Суходо-лова Я. А. [7], Сун Цзясюе [8], Ма Юцзюнь и Суслова Д. В. [9], Чжао Чжихуа и Гордячковой О. В. [10]. Особенности функционирования специальных экономических режимов рассматривали в своих исследованиях:

Сергиенко Н. С. [11], Кутелева А. В., Сальникова П. О., Чернилевская К. Е., Шевчук Е. И. [12].

Несмотря на актуальность темы исследования и достаточно большое количество научных работ, посвященных анализу и оценке состояния торгово-экономического сотрудничества российского Дальнего Востока с Китайскими провинциями в целом, на сегодняшний день отсутствуют исследования, в которых рассматриваются возможности применения данного опыта при интеграции новых субъектов, в частности ДНР, в экономическое пространство Российской Федерации.

Цель статьи - анализ динамики и структуры торговых и инвестиционных потоков между Дальневосточным федеральными округом России (ДФО) и Китаем, обособление сложившихся проблем в рамках данного сотрудничества и на основе полученных результатов выделение возможностей применения опыта Дальнего Востока для ДНР.

► Данные и методы. Информационной базой исследования выступили научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные внешнеэкономическому взаимодействию России и Китая на Дальнем Востоке, данные официальных сайтов Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации1 и Центрального банка России2, данные Корпорации развития Дальнего Востока и Арк-тики3.

Методологической базой исследования послужили общенаучные и историче-

ские методы, позволяющие провести анализ и оценку информации: обобщение, анализ и синтез данных, метод логического и сравнительного анализа, статистическая обработка информации, сопоставление и сравнение.

► Результаты исследования. За последнее десятилетие сотрудничество между Россией и Китаем прошло через различные фазы и вызвало определенные волнения, но в последние годы наблюдается значительное улучшение в сфере торговых операций и инвестиционных проектов, особенно на Дальнем Востоке. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, обе страны придают большое значение развитию экономических связей и расширению торговли, особенно в контексте интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Во-вторых, Россия активно продвигает свою стратегию «Восточного вектора», которая направлена на развитие и укрепление Дальнего Востока. Этот регион обладает большим потенциалом для инвестиций и развития сотрудничества с Китаем, включая создание совместных предприятий, инфраструктурных проектов и развитие трансграничной торговли.

Китай является одним из крупнейших потребителей российских товаров, включая энергоносители и сырьевые ресурсы. Согласно представленным данным (рис. 1), в период с 2013 г. по 2021 г. заметно возрос объем взаимной торговли, что было обусловлено укреплением курса рубля и проведением государственной политики, направленной на поддержку экспорта.

1 Внешняя торговля субъектов Российской Федерации ДФО [Электронный ресурс] // Официальный сайт Дальневосточного таможенного управления ФТС РФ. URL: http://dvtu. customs.ru/index.php (дата обращения: 28.06.2023)

2 Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс] // Официальный сайт Централь-

ного банка Российской Федерации. URL:

http://www.cbr.ru/statistics/ (дата обращения: 05.07.2023)

3 Свободный порт Владивосток [Электронный ресурс] // Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. URL: https://erdc.ru/about-spv/ (дата обращения: 08.07.2023)

9000

8736

-1000

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Экспорт ДФО в КНР, млн долл. Импорт ДФО из КНР, млн долл. Сальдо, млн долл.

Рисунок 1 - Динамика взаимной торговли ДФО и Китая 2013-2021 гг. 1

Дополнительно в 2019 г. Китай разрешил ввоз мясных и молочных продуктов от российских производителей. Важным фактором является введение режима Свободного порта, что также способствовало увеличению объемов взаимной торговли. Кроме того, росту потоков торговли способствуют, недавно введенные в эксплуатацию, совместные инфраструктурные проекты между Россией и Китаем: автомобильный мост Благовещенск-Хэйхэ и железнодорожный мост Нижне-ленинское-Тунцзян.

Сокращение взаимной торговли наблюдается в 2015-2016 гг. и 2020 гг., что связано с падением мировых цен на нефть и введение жестких ограничительных мер в 2020 г., связанных с пандемией COVГО-19. В 2022 г. взаимная торговля России с Китаем выросла на 29% и составила 190 млрд долл. , данный прирост является самым заметным среди основных торговых партнеров Китая, особенно после того, как Западные страны ввели жесткие санкции в отношении РФ. Данный рост

объясняется тем, что большие объемы нефти и угля, которые должны были отправить в страны Запада, перенаправлены в Китай. В свою очередь, китайские компании резко увеличили экспортные поставки в Россию, воспользовавшись отходом многих западных компаний из России. Кроме того, дальнейшему росту грузопотока может способствовать развитие Северного морского пути, за счет уменьшения нагрузки на существующие пункты пропуска.

В товарной структуре отмечается взаимная комплементарность экономик, поскольку Дальний Восток экспортирует в основном энергоносители. В то же время в импорте Дальнего Востока преобладает готовая продукция, особенно товары для инфраструктурных проектов.

Наиболее высокие темпы роста экспорта из ДФО в Китай заметны по товарной группе металлов - в 2021 г. объем увеличился в 13 раз по сравнению с

1 Внешняя торговля субъектов Российской Федерации ДФО [Электронный ресурс] // Официальный сайт Дальневосточного таможенного управления ФТС РФ. URL: http://dvtu.customs.ru/index.php (дата обращения: 28.06.2023)

2 Торговля России с Китаем достигла рекорда [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/13/01/2023/63c0ffb79a79474aaf45862d (дата обращения: 13.07.2023)

2017 г.1. За период 2011-2021 гг. значительно сократились поставки рыбной продукции, в 2020 г. это было связано с введением короновирусных мер. Также заметно уменьшение поставок в Китай необработанной древесины, данная тенденция связана с введением экспортных пошлин на необработанную лесную продукцию. За счет этого российская сторона планировала увеличить степень переработки товаров данной отрасли и снизить экспорт именно необработанного леса. Так пошлины выросли с 25% в 2018 г. до 60% в 2020 г.

В 2019 г. Китай импортировал сельхозпродукцию на сумму

127 млрд долл., на РФ пришлось всего 3,2 млрд долл. (2,5%)1. В 2021 г. наблюдалось увеличение объема торговли сельхозпродукцией на 7%. Китай проявляет заинтересованность в импорте различных сельскохозяйственных товаров, таких как дальневосточные соевые бобы, пшеница и ячмень, особенно с учетом ухудшения отношений между Китаем и США. Более того, поскольку Китай открыл свой рынок для соевых бобов, произведенных в России, китайские потребители выражают предпочтение генетически немодифици-рованным соевым бобам из России.

Инвестиционное сотрудничество между Дальним Востоком России и Китаем имеет стратегическое значение для обеих сторон и считается одним из приоритетных направлений развития их экономических отношений. За последние годы Россия и Китай активно развивают взаимные инвестиции и тесное сотрудничество на региональном и межгосударственном уровнях. Для стимулирования инвестиционного сотрудничества между Дальним Востоком России и Китаем, обе страны активно разрабатывают меры по созданию специальных экономических

1 Внешняя торговля субъектов Российской Федерации ДФО [Электронный ресурс] // Официальный сайт Дальневосточного таможенного управления ФТС РФ. URL: http://dvtu.customs. ru/index.php (дата обращения: 28.06.2023)

зон, особых экономических партнерств и льготных условий для инвесторов. Это включает снижение налоговых ставок, упрощение процедур регистрации и лицензирования, а также предоставление льготных кредитных условий [13]. В рамках проведения данной политики были созданы специальные инструментальные режимы, такие как территории опережающего развития (далее - ТОР), свободный порт Владивосток (далее - СПВ), специальный административный район (на о. Русский), а также предоставляются гранты инвесторам на развитие инфраструктуры. Данные меры способствовали улучшению делового климата на Дальнем Востоке и росту китайских инвестиций в Дальний Восток (рис. 2).

В рамках инвестиционного сотрудничества Дальний Восток России привлекает значительные объемы китайских инвестиций в различные секторы экономики, включая энергетику, транспортную инфраструктуру, сельское хозяйство, лесопромышленность, рыбную промышленность и туризм. Китай, в свою очередь, заинтересован в инвестировании в Дальний Восток, чтобы получить доступ к его природным ресурсам, развивать транзитные маршруты и расширять торговые связи с регионом. Китайские компании активно инвестируют в проекты по развитию нефтегазовой промышленности, добыче драгоценных металлов, созданию совместных предприятий в области транспорта и логистики.

В настоящее время в рамках ТОР и СПВ вовлечено в реализацию 53 проекта с китайским капиталом, общий объем инвестиций которых составляет 13,2 млрд долл.2 Это составляет 73% от общего объема иностранных инвестиций на этих территориях. Эти проекты охватывают различные секторы, включая

2 Свободный порт Владивосток [Электронный ресурс] // Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. URL: https://erdc.ru/about-spv/ (дата обращения: 08.07.2023)

1000 -88568

♦320,7 885,68 325,0

800 4,0,5 56™2 573,12 225,°

400 -/И^ | Н45 ^

200 71,67 И Т^Ц "^П- 25,0 &

0 -■■-■■-И-16С-Ш-В-Н-В---75,0

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 ПИИ из Китая в ДФО, млн долл. — Тпр ПИИ в ДФО, %

Рисунок 2 - Динамика китайских инвестиционных вложений в ДФО1

промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и логистику. На сегодняшний день в Дальневосточном регионе реализуется 2 760 проектов с общим объемом инвестиций 107,6 млрд долл. с использованием государственных мер поддержки. В ТОР в первые пять лет предоставляется возможность платить нулевую ставку налога на прибыль, а в последующие пять лет ставка понижается до 10% (вместо обычных 20%). Кроме того, организации освобождаются от налога на имущество на протяжении пяти лет и от земельного налога на протяжении трех лет. Главное отличие ТОР от особых экономических зон (ОЭЗ) заключается в относительно низком пороге для входа, который составляет 500 тыс. руб. [14].

Правительство Российской Федерации планирует расширить локальные налоговые льготы, предоставляемые в рамках ТОР, на весь Дальний Восток. Инфраструктура ТОР может быть менее развита, поскольку эти территории часто требуют дополнительных инвестиций для улучшения доступности и создания необходимых условий для бизнеса. Создание ТОР в городах имеет ряд преимуществ, т. к. города обычно обладают лучшей развитой инфраструктурой, включая транспортную сеть, коммуникации и другие объекты.

Поэтому решение правительства о расширении географии ТОР вполне логично, поскольку оно позволит привлечь инвестиции и развить инфраструктуру в различных регионах, включая и города. Это может способствовать более равномерному развитию экономики и созданию благоприятной среды для инвестиций на более широкой территории.

СПВ предоставляет предпринимателям и инвесторам ряд преимуществ, таких как освобождение от таможенных пошлин и налогов на импорт, упрощенные процедуры таможенного оформления, сокращенные сроки и упрощение административных процедур [15]. В СПВ действуют особые экономические зоны, включающие в себя территории для размещения производственных предприятий, логистических центров, портовых инфраструктур и других объектов. Китайские компании заинтересованы в развитии портовой инфраструктуры, логистических систем, производственных предприятий и торговых центров. Инвестиции могут быть направлены на создание новых предприятий, модернизацию существующих объектов или развитие совместных предприятий с российскими партнерами.

1 Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/statistics/ (дата обращения: 05.07.2023)

Таким образом, Россия и Китай достигли определенных результатов в развитии сотрудничества в рамках Дальнего Востока, но уровень их торгово-экономическое взаимодействия все еще остается недостаточным для полного использования потенциала двух стран. Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются китайские предприниматели в Дальневосточном регионе, является бюрократия. Сложные и неэффективные процедуры регистрации предприятий, неблагоприятные условия страхования и финансирования, а также высокие издержки трансграничной торговли создают преграды для развития бизнеса [16]. Эти факторы ограничивают приток инвестиций и препятствуют развитию торговых связей. Еще одним вызовом является дисбаланс в двусторонней торговле. Россия имеет низкую долю во внешней торговле Китая, что свидетельствует о неравномерном развитии экономических связей. Дальневосточный экспорт в Китай в основном ориентирован на поставку сырья, что делает регион более уязвимым по отношению к ценовой волатильности на мировых рынках. Кроме того, одной из ключевых проблем Дальнего Востока является плохо развитая инфраструктура, либо в некоторых случаях ее полное отсутствие инфраструктуры, в частности энергетическая и транспортно-логистическая.

► Выводы и дальнейшая дискуссия. Анализируя проблемы, касающиеся Дальнего Востока России, можно заметить схожесть с проблемами в Донецкой Народной Республике. В ДНР, как и на Дальнем Востоке, актуальна проблема плохо развитой инфраструктуры. Однако, в ДНР большая часть инфраструктуры разрушена в ходе боевых действий. Требует восстановления транспортно-ло-гистическая инфраструктура, жилищный комплекс, а также производственные предприятия. На сегодняшний день, в

связи со сложившейся ситуацией, ДНР, как и Дальневосточный регион, ориентирована на сырьевой экспорт, так как перерабатывающие производства либо остановлены, либо требуют восстановления и модернизации. В ДФО на протяжении многих лет актуальна проблема оттока населения, в ДНР данная проблема связана с постоянными военными действиями, и если на Дальнем Востоке возможно изменить сложившуюся ситуацию, при помощи тех же льготных режимов, то в ДНР отток населения будет продолжаться, пока будут вестись активные боевые действия.

Для преодоления сложившихся проблем необходимо предпринимать меры по содействию предпринимательской деятельности и улучшению инвестиционного климата в ДНР. Упрощение бюрократических процедур, создание благоприятных условий для финансирования и страхования, а также развитие эффективных механизмов регистрации предприятий помогут привлечь инвестиции из российских регионов и иностранные вложения. Также это будет способствовать разностороннему развитию торговли.

Важно отметить успешный опыт реализации ТОР на территории Дальнего Востока. В ДНР также создана свободная экономическая зона. 24 июня 2023 г. вступил в силу закон о создании свободной экономической зоны (СЭЗ) в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Херсонской и Запорожской областях и о льготах для ее участников. Согласно базовому закону, предусмотрено учреждение СЭЗ в указанных регионах на протяжении всего периода до конца 2050 г., с возможностью продления этого срока. На сегодняшний день первые потенциальные участники СЭЗ планируют производство электробусов и иных видов общественного электронного транспорта в ДНР. В свою

очередь в Луганской Народной Республике планируется модернизация существующих производств. Управляющей компанией СЭЗ назначена ППК «Фонд развития территорий». Кроме того, для приема и рассмотрения заявок был создан специальный инвестиционный портал1. Все это будет способствовать строительству необходимой инфраструктуры и привлечению инвестиций как из других регионов России, так и иностранных инвестиций. Это также позволит восстановить разрушенную инфраструктуру, и модернизировать существующую.

► Литература

1. Растворцева С. Н., Лебедев А. О. Развитие методов оценки факторов и форм межрегиональной экономической интеграции: монография. М.: Изд-во «ЭконИнформ», 2016. 213 с.

2. Абдулманапов С. Г. Межрегиональная экономическая интеграция на Северном Кавказе: анализ проблем и перспектив развития: [в т.ч. Ставропольский край] // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 4 (26). С. 53-58.

3. Рыжова Н. П. Экономическая интеграция приграничных регионов: монография / Под ред. академика РАН П.А. Минакир. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2013. 352 с.

4. Якушев Н. О. Внешняя торговля России и Китая: особенности территориальной специфики и перспективы развития // Экономические отношения. 2020. Т.10. №4. С. 10631076. DOI: 10.18334^.10.4.111232

5. Чэн И. Состояние и перспективы российско-китайского регионального сотрудничества // Мир русскоговорящих стран. 2020. № 4 (6). С. 5-26. DOI: 10.20323/2658-7866-20204-6-5-26

6. Жэнь Я. Проблемы правового обеспечения китайско-российского экономического сотрудничества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.

1 Свободная экономическая зона на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области

Также возможно применение опыта Свободного порта Владивосток на территории ДНР путем создания Свободного порта Мариуполь. Развитие инфраструктуры, расширение трансграничных логистических возможностей будут способствовать более сбалансированному и взаимовыгодному торгово-экономическому взаимодействию, а также созданию новых рабочих мест. Кроме того, важно расширять спектр форм сотрудничества и продвигать высокотехнологичные продукты и услуги, чтобы увеличить долю ДНР в российском экспорте.

► References

1. Rastvortseva S. N., Lebedev A. O. (2016). Development of methods for assessing the factors and forms of interregional economic integration. Moscow: Econ-Inform Publishing House. [In Russian]

2. Abdulmanapov S. G. (2010). Interregional economic integration on Northern Caucasus: the analysis of problems and development prospects: [including Stavropol Krai]. Regional problems of economic transformation, 4 (26), 5358. [In Russian]

3. Ryzhova N. P. (2013). Economic integration of border regions. Khabarovsk: IEI FEB RAS. [In Russian]

4. Yakushev N. O. (2020). Foreign Trade between Russia and China: Territorial Specifics and Development Prospects. Economic relations, 10 (4), 1063-1076. [In Russian] https://doi.org/10.18334/eo.10.4.111232

5. Cheng Yijun. (2020). Status and prospects of Russian-Chinese regional cooperation. World of Russian-speaking countries, 4 (6), 5-26. [In Russian] https://doi.org/10.20323/2658-7866-2020-4-6-5-26

6. Ren Yanyan (2023). Problems of legal support of Chinese-Russian economic cooperation. Economic and Social Changes: Facts,

и Херсонской области (СЭЗ) [Электронный ресурс] // Фонд развития территорий. URL: https://сэз.фрт.рф/main (дата обращения: 19.07.2023)

2023. Т. 16. № 1. С.253-265. Б01: 10.15838^0.2023.1.85.14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Суходолов Я. А. Современное состояние российско-китайского инвестиционного сотрудничества // Российско-китайские исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 10-17. Б01: 10.17150/2587-7445.2020.4(1).10-17

8. Сун Ц. Современное состояние прямых иностранных инвестиций из Китая в Россию // Весенние дни науки: сборник докладов. 2021.С. 1079-1087.

9. Ма Ю., Суслов Д. В. Новые аспекты российско-китайского инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке России // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 4 (89). С. 8-16. Б01: 10.22394/1818-4049-2019-894-8-16

10. Чжао Ч., Гордячкова О. В. Прямые инвестиции Китая в экономику Дальнего Востока России // Российско-китайские исследования. 2021. Т. 5. № 2. С. 101-109. Б01: 10.17150/2587-7445.2021.5(2).101-109

11. Сергиенко Н. С. Развитие территорий опережающего развития // Экономический журнал. 2019. № 4 (56). С. 99-117. Б01: 10.24411/2072-8220-2019-00034

12. Свободный порт Владивосток: тенденции и перспективы развития / А.В. Куте-лева [и др.]. Россия и АТР. 2021. № 1. С. 104124. Б01: 10.24412/1026-8804-2021-1-104-124

13. Зуенко И. Ю., Иванов С. А., Савченко А. Е. Китайские инвестиции на российском Дальнем Востоке // Мировая экономика и международные отношения. 2019. № 11. С. 105113. Б01: 10.20542/0131-2227-2019-63-11-105113

14. Юсупов А. С. Свободные экономические зоны: основные виды, секреты их становления и роли в развитии национальных хозяйств // Экономика и финансы. 2018. № 7 (115). С. 18-28.

15. Кожина Н. А., Коновалов В. Е., Ма-жуга В. В. Оценка результатов и перспектив реализации свободного порта Владивосток [Электронный ресурс] // Исследования молодых ученых: материалы II Междунар. науч.

Trends, Forecast, 16 (1), 253-265. [In Russian] https://doi.org/10.15838/esc.2023.L85.14

7. Sukhodolov Y. A. (2020). Current State of Russo-Chinese Investment Cooperation. Russian and Chinese Studies, 4 (1), 10-17. [In Russian] https://doi.org/10.17150/2587-7445.2020.4(1).10-17

8. Song Jiaxue (2021). Current state of foreign direct investment from China to Russia. Spring Days of Science: collection of reports, 1079-1087. [In Russian]

9. Ma Yujun, Suslov D. V. (2019). New aspects of Russian-Chinese investment cooperation in the Russian Far East. Power and Administration in the East of Russia, 4 (89), 8-16. [In Russian] https://doi.org/10.22394/1818-4049-2019-89-4-8-16

10. Zhao Zhihua, Gordyachkova O. V. (2021). Chinese Direct Investments in the Russian Far East Economy. Russian and Chinese Studies, 5 (2), 101-109. [In Russian] https://doi.org/10.17150/2587-7445.2021.5(2).101-109

11. Sergienko N. S. (2019). Development of Territories of Advanced Development. Economic Journal, 4 (56), 99-117. [In Russian] https://doi.org/10.24411/2072-8220-2019-00034

12. Kuteleva A. V., Salnikova P. O., Chernilevskaya K. E., Shevchuk E. I. (2021). Free Port of Vladivostok: development trends and prospects. Russia and the Asia-Pacific Region, 1, 104-124. [In Russian] https://doi.org/10.24412/1026-8804-2021-1-104-124

13. Zuenko I. Y., Ivanov S. A., Savchenko A. E. (2019). Chinese investments in the Russian Far East. World Economy and International Relations, 11, 105-113. [In Russian] https://doi.org/10.20542/0131-2227-2019-63-11-105-113

14. Yusupov A. S. (2018). Free economic zones: main types, the secrets of their formation and role in the development of national economies. Economics and finance, 7 (115), 18-28. [In Russian]

15. Kozhina N. A., Konovalov V. E., Ma-zhuga V. V. (2019). Assessment of the results and prospects of the implementation of the Free Port of Vladivostok. Research of young scientists: materials of the II Intern. scientific conf. (Kazan, July 2019). Kazan: Young Scientist, 26-

конф. (г. Казань, июль 2019 г.). Казань: Молодой ученый, 2019. С. 26-31. URL: https: //moluch. ru/conf/stud/ archive/340/15225/ (дата обращения: 15.07.2023)

16. Рензин О. М. Институциональная трансформация экономики Дальнего Востока: первая пятилетка // Российский Дальний Восток: национальный приоритет в контексте Азиатско-Тихоокеанского развития и сотрудничества сборник трудов международной научной конференции (Хабаровск, 10-11 декабря 2018 г.). 2019. С. 173-178.

31. [In Russian] URL: https://moluch.ru/ conf/ stud/archive/340/15225/

16. Renzin O. M. (2019). Institutional transformation of the economy of the Far East: the first five-year period. Russian Far East: National Priority in the Context of Asia-Pacific Development and Cooperation: Proceedings of the International Scientific Conference (Khabarovsk, December 10-11, 2018), 173-178. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 24.07.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.