Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ И СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ'

РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ И СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
582
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ТОРГОВЛЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РФ / СЕВЕРО-ВОСТОК КНР / ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА / ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Суслов Денис Владимирович

В статье проведён анализ динамики и структуры торговых взаимодействий в традиционных товарных нишах Дальнего Востока РФ на рынке КНР в 2020-2021 гг. с учётом пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Установлено, что кризисные явления не вызвали существенного изменения структуры торговли российского Дальнего Востока и КНР, при этом её динамические характеристики в 2020 г. по общему товарообороту и экспорту сохранились положительными, а по импорту зафиксировано падение. Но уже по итогам 2021 г. взаимная торговля в целом показала существенный темп прироста - 28,1%. Приведено содержание перспективных проектов в рамках реализации действующей программы развития российско-китайского сотрудничества на 2018-2024 гг. Также рассмотрены проблемы экономических взаимодействий КНР с Дальним Востоком России и реализации проектов российско-китайского сотрудничества. Активизации российско-китайских связей в торговле и реализации инвестиционных проектов можно было бы добиться за счёт следующего. Во-первых, в практической плоскости необходимо масштабировать на новые регионы сложившиеся и оправдавшие себя механизмы экономических взаимодействий. Во-вторых, достичь общего понимания как возможностей, так и барьеров, рисков реализации совместных проектов. В-третьих, продолжать совершенствовать деловую среду российско-китайского сотрудничества в рамках развития институциональных режимов реализации инвестиционных проектов и снижения барьеров во взаимной торговле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Суслов Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-CHINESE TRADE AND JOINT PROJECTS IN THE RUSSIAN FAR EAST

The article analyzed the dynamics and structure of trade interactions in the traditional commodity niches of the Far East of the Russian Federation in the PRC market in 2020-2021, considering the pandemic of the new coronavirus infection (COVID-19). It was established that crisis phenomena did not cause a significant change in the structure of trade in the Russian Far East and China, while its dynamic characteristics in 2020 in general trade and export were preserved positive, and the fall was recorded in imports. But already at the end of 2021, mutual trade showed a significant growth rate - 28,1%. The content of promising projects is given as part of the implementation of the current program for the development of Russian-Chinese cooperation for 2018-2024. The problems of economic interactions of the PRC with the Far East of Russia and the implementation of projects of Russian-Chinese cooperation are also considered. The activation of Russian- Chinese relations in trade and implementation of investment projects could be achieved at the expense of the next. Firstly, in the practical plane it is necessary to scale the mechanisms of economic interactions that have developed and justified themselves for new regions. Secondly, to achieve a general understanding of both opportunities and barriers, risks of implementing joint projects. Thirdly, to continue to improve the business environment of Russian-Chinese cooperation as part of the development of institutional regimes for implementing investment projects and reducing barriers in mutual trade.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ И СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ»

кегмонапмстмка

МЛ Н

V /

I?4

V

2022 Том 9 № 2

СУСЛОВ Денис

Владимирович

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042

suslov@ecrin.ru

ORCID: 0000-0001-5866-4369

у/А:: Ш2

УДК 339.9+339.5

РОССИИСКО-КИТАИСКАЯ ТОРГОВЛЯ И СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

В статье проведён анализ динамики и структуры торговых взаимодействий в традиционных товарных нишах Дальнего Востока РФ на рынке КНР в 2020-2021 гг. с учётом пандемии новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19). Установлено, что кризисные явления не вызвали существенного изменения структуры торговли российского Дальнего Востока и КНР, при этом её динамические характеристики в 2020 г. по общему товарообороту и экспорту сохранились положительными, а по импорту зафиксировано падение. Но уже по итогам 2021 г. взаимная торговля в целом показала существенный темп прироста - 28,1%. Приведено содержание перспективных проектов в рамках реализации действующей программы развития российско-китайского сотрудничества на 2018-2024 гг. Также рассмотрены проблемы экономических взаимодействий КНР с Дальним Востоком России и реализации проектов российско-китайского сотрудничества. Активизации российско-китайских связей в торговле и реализации инвестиционных проектов можно было бы добиться за счёт следующего. Во-первых, в практической плоскости необходимо масштабировать на новые регионы сложившиеся и оправдавшие себя механизмы экономических взаимодействий. Во-вторых, достичь общего понимания как возможностей, так и барьеров, рисков реализации совместных проектов. В-третьих, продолжать совершенствовать деловую среду российско-китайского сотрудничества в рамках развития институциональных режимов реализации инвестиционных проектов и снижения барьеров во взаимной торговле.

Экономические взаимодействия, торговля, инвестиции, Дальний Восток РФ, Северо-Восток КНР, программа сотрудничества, проекты

■ ■ ■

© Суслов Д.В., 2022

ШЛ iOKS-T:

Ы

MA

кегмонапмстика

I

SUSLOV Denis

Vladimirovich

Candidate of sciences (economics), senior research fellow

Economic Research Institute FEB RAS,

153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042

suslov@ecrin.ru

ORCID: 0000-0001-5866-4369

2022 Том 9 № 2 __

RUSSIAN-CHINESE TRADE AND JOINT PROJECTS IN THE RUSSIAN FAR EAST

The article analyzed the dynamics and structure of trade interactions in the traditional commodity niches of the Far East of the Russian Federation in the PRC market in 2020-2021, considering the pandemic of the new coronavirus infection (COVID-19). It was established that crisis phenomena did not cause a significant change in the structure of trade in the Russian Far East and China, while its dynamic characteristics in 2020 in general trade and export were preserved positive, and the fall was recorded in imports. But already at the end of 2021, mutual trade showed a significant growth rate - 28,1%. The content of promising projects is given as part of the implementation of the current program for the development of Russian-Chinese cooperation for 2018-2024. The problems of economic interactions of the PRC with the Far East of Russia and the implementation of projects of Russian-Chinese cooperation are also considered. The activation of Russian-Chinese relations in trade and implementation of investment projects could be achieved at the expense of the next. Firstly, in the practical plane it is necessary to scale the mechanisms of economic interactions that have developed and justified themselves for new regions. Secondly, to achieve a general understanding of both opportunities and barriers, risks of implementing joint projects. Thirdly, to continue to improve the business environment of Russian-Chinese cooperation as part of the development of institutional regimes for implementing investment projects and reducing barriers in mutual trade.

Economic interactions, trade, investments, Far East of the Russian Federation, North-East of the PRC, cooperation program, projects

Введение

За прошедшее двадцатилетие в двусторонних отношениях между Россией и Китаем произошли заметные изменения. Страны добились значительных успехов в вопросах стратегического и оборонного сотрудничества, так как значительно интенсифицировались контакты по вопросам политического и военно-технического взаимодействия1. Что стало актуальным в этом году, так это то, что за эти десятилетия страны активно продвигали и формировали альтернативные западным международно-политические форматы, такие как ШОС, БРИКС, РИК2 и др. Дальнейшее двустороннее раз-

1 Путин В.В. Россия и Китай: стратегическое партнёрство, ориентированное в будущее. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67694 (дата обращения: 05.02.2022).

2 Шанхайская организация сотрудничества; межгосударственное объединение Бразилии, РФ, Индии, КНР и ЮАР; объединение РФ, Индии, КНР.

[ская торговля и совмест

^егмоналистика

2022 Том 9 № 2

•Й \ I

Г\у:

""с*.,-;

витие будет определяться как существовавшим до 2022 г. рядом глобальных проблем и рисков, связанных с общей безопасностью, развитием мировой торговли и производства, климатической повесткой, так и глубинным противостоянием «нового и старого мира, основанного на правилах».

Однако, как неоднократно отмечалось многими специалистами, к настоящему времени общее состояние отношений между двумя странами продолжает характеризоваться формулой «горячо в политике - холодно в экономике» [8; 11; 12; 13]. Уже продолжительное время отличительной чертой российско-китайских отношений является значительный разрыв между уровнем политического взаимодействия и масштабом экономического сотрудничества (взаимной торговли, инвестиций и совместных проектов) двух стран, что не смогла изменить даже пандемия COVID-19 в период с начала 2020 г. по настоящее время [10].

Несомненно, за последние десятилетия Россия и Китай значительно увеличили двусторонний товарооборот, но он до сих пор базируется на отраслях «старой экономики» (энергетике, отраслях тяжёлой промышленности) [8; 9]. Новые направления взаимодействий появились в последние пять лет в основном благодаря структурным изменениям в экономике КНР, где новым драйвером роста постепенно становится потребление среднего городского класса, сфера услуг. К таким новым направлениям относятся трансграничная электронная коммерция, торговля продукцией АПК, туризм, развитие финансовой инфраструктуры и расширение использования национальных валют во взаимных расчётах. Это привело к некоторому изменению структуры взаимной торговли и задаёт определённый тренд на то, что взаимодополняемость экономик двух стран может развиваться не только в отраслях топливно-энергетического комплекса (ТЭК), но и в сфере инвестиций, науке и технике, сельском хозяйстве, транспорте и др. [9].

В 2018 г. закончилось действие Программы сотрудничества регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг.1 (далее - Программа-2018). В течение нескольких лет после её подписания существовали ожидания, что данный стратегический межгосударственный документ станет «дорожной картой» российско-китайского регионального сотрудничества, а достигнутый уровень отношений между руководством двух стран воплотится в намерения реализации конкретных проектов, перечисленных в ней [4]. Вместе с тем в российском экспертном сообществе в то время были сильны негативные оценки содержания Программы-2018 [1; 2; 6], которые сосуществовали с более оптимистичными. Экспертный дискурс в Китае ожидаемо оказался более однобоким, серьёзного обсуждения содержания стратегического межгосударственного документа не наблюдалось [16], а с провозглашением Председателем КНР Си Цзиньпином инициативы «Один пояс, один путь»2 в сентябре 2013 г. фокус международного сотрудничества регионов, в том числе северо-восточных провинций КНР, которые выдвинули собственные, увязанные с ней стратегии международного сотрудничества, оказался смещён на новые программы и проекты [3; 16]. В результате к 2018 г. интерес к стратегическому межгосударственному документу со стороны чиновников, специалистов и общественности в обеих странах заметно ослаб. В конце 2018 г. стало понятно, что Програм-ма-2018 как отдельный документ продлена не будет. Но от идеи скоординированного развития и сотрудничества восточных районов РФ и Северо-Востока КНР правительства двух стран не отказались. Так, на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в сентябре 2018 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством РФ по развитию Дальнего Востока

1 Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы). URL: http://www.russchinatrade.ru/assets/files/ ru-ru-cn-coop/programm_coop.pdf (дата обращения: 05.02.2022).

2 Action Plan on the Belt and Road Initiative. URL: http://english.www.gov.cn/archive/publications/2015/03/30/con-tent_281475080249035.htm (дата обращения: 05.02.2022).

кегмонапмстика

% А " • Д . v^wW', \ ' ' j '-О -у,

А:С< 'A\jf / ;"„; ^ '..ÄCtv .( < '

Л1А R Vy Л.Л.^-г C{, л --г" V 1 '

2022 Том 9 № 2

;

7-—-J

и Министерством коммерции КНР по вопросу создания Делового Совета Дальнего Востока и Байкальского региона РФ и Северо-Востока КНР1. На этом же мероприятии стороны приняли Меморандум о взаимопонимании о Программе развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке РФ на 20182024 гг. 2 Несмотря на то, что новый документ сфокусирован исключительно на Дальневосточном макрорегионе, он по своей сути продолжает то, к чему привела реализация Програм-мы-2018 уже в начале 2010-х гг., а именно, усиление экономического присутствия Китая на Дальнем Востоке России.

Сложившимся механизмом координации развития российско-китайского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке России является Межправительственная Российско-Китайская комиссия3. В качестве важнейшего механизма развития российско-китайских отношений может рассматриваться ВЭФ. Россия на ежегодной основе готовит включение в повестку форума специальных мероприятий, направленных на развитие российско-китайского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке России4. По известным причинам в 2020 г. эти мероприятия, как и ВЭФ, не проводились, а в 2021 г. форум хоть и прошёл в «очном» формате, но без былого пафоса и обширной международной повестки, и, по сути, как способ продвижения собственных экономических и инвестиционных интересов на Дальнем Востоке был китайской стороной проигнорирован.

I. Внешняя торговля между Дальним Востоком России и Китаем

В целом российско-китайские отношения в торговой сфере демонстрировали быстрое и стабильное развитие, отличающееся всё более позитивной динамикой. КНР уже более десяти лет является главным торговым партнёром России [10]. Товарооборот между двумя странами в 2020 г. достиг 103,9 млрд долларов США, уменьшившись на 6,27% по сравнению с 2019 г. Экспорт России в КНР в 2020 г. составил 49,06 млрд долларов, уменьшившись на 13,61% по сравнению с 2019 г. Импорт России из КНР в 2020 г. составил 54,91 млрд долларов, увеличившись на 1,44% по сравнению с 2019 г. Доля КНР во внешнеторговом обороте России в 2020 г. составила 18,3% (в 2019 г. - 16,6%). Доля КНР в экспорте России в 2020 г. составила 14,6% (в 2019 г. - 13,4%). По доле в российском экспорте в 2020 г., как и в 2019 г., Китай занял первое место, а в импорте России в 2020 г. доля КНР составила 23,7% против 22,2% в 2019 г.5

Заметный прогресс во взаимной торговле был зафиксирован в «пандемийном» 2021 г., объём которой достиг отметки в 140,7 млрд долларов, увеличившись на 35,3% по сравнению с 2020 г. Экспорт России в КНР в 2021 г. составил 68 млрд долларов, увеличившись на 38,7% по сравнению с 2020 г. Импорт России из КНР в 2021 г. составил 72,7 млрд долларов, увеличившись на 32,4% по сравнению с 2020 г.6

1 Документы, подписанные в ходе рабочего визита Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпи-на в Российскую Федерацию. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5341 (дата обращения: 05.02.2022).

2 Там же.

3 Юрий Трутнев провёл встречу сопредседателей Межправительственной Российско-Китайской комиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона РФ и Северо-Востока КНР. URL: http://www. dfo.gov.ru/trutnev/5346/ (дата обращения: 05.02.2022).

4 Механизмом расширения сотрудничества является также и проведение российско-китайского «Экспо». Источник: В Харбине завершилось российско-китайское «Экспо». Его посетили 234 тыс. человек. URL: https://tass.ru/ ekonomika/6566882 (дата обращения: 05.02.2022).

5 Торговля между Россией и Китаем в 2020 г. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2020-g/ (дата обращения: 01.03.2022).

6 Торговля между Россией и Китаем в 2021 г. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2021-g/ (дата обращения: 01.03.2022).

^егмоналистика

2022 Том 9 № 2

I

Г\У:

'""c^-J

Основываясь на добрососедских принципах, Россия и КНР продолжают расширять взаимодействия по всему спектру двустороннего сотрудничества, включая взаимодействия в сфере инвестиций, инфраструктурного строительства, энергетики, высоких технологий, сельского хозяйства, гуманитарной сфере. Исходя из того, что развитие Дальнего Востока определено национальным приоритетом России на весь XXI век1, обе страны признают развитие торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке России важным направлением в двусторонних отношениях2.

Занимая первое место по объёму товарооборота и инвестиционного сотрудничества - в рамках территорий социально-экономического опережающего развития (ТОР)3 и свободного порта Владивосток (СПВ)4 - с регионами Дальнего Востока5, КНР является важным зарубежным партнёром России в вопросе ускорения экономического развития Дальнего Востока России. В настоящее время можно с уверенностью говорить о сохранении положительной динамики развития торгово-экономического сотрудничества КНР и российского Дальнего Востока после существенного спада в 2015-2016 гг. Она характеризовалась положительными темпами роста взаимной торговли на протяжении 2017-2020 гг., прежде всего ростом стоимостных показателей экспорта, даже несмотря на негативное влияние пандемии COVID-19 на динамику внешней торговли России и ДФО в целом6. Так, товарооборот между регионами Дальнего Востока России и КНР в 2020 г. составил 10,8 млрд долларов, что на 3,5% выше показателя 2019 г., а уже в 2021 г. был выше показателя 2020 г. на 28,1% (табл. 1).

Таблица 1

Взаимная торговля России и Китая на Дальнем Востоке в 2015-2021 гг., тыс. долларов

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Оборот 6 368 244,9 6 130 802,7 7 771 402,3 9 776 037,9 10 471 946,9 10 841 035,9 13 891 610,1

Экспорт 3 868 345,3 3 850 354,5 5 080 584,1 6 415 004,7 6 453 395,6 6 935 431,5 8 736 958,7

Импорт 2 499 899,6 2 280 418,2 2 690 818,3 3 361 033,2 4 018 551,3 3 905 604,4 5 154 651,4

Источник: составлено по: Внешняя торговля ДФО. URL: https://dvtu.customs.gov.ru/folder/147017 (дата обращения: 05.02.2022).

1 Путин: подъём Сибири и Дальнего Востока - приоритет РФ на весь XXI век. URL: https://ria.ru/20131212/ 983649040.html (дата обращения: 05.02.2022).

2 Путин В.В. Россия и Китай: стратегическое партнёрство, ориентированное в будущее. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/67694 (дата обращения: 05.02.2022).

3 Федеральный закон № 473-Ф3 от 29 декабря 2014 г. «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». URL: https://docs.cntd.ru/document/420243009 (дата обращения: 05.02.2022).

4 Федеральный закон № 212-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О свободном порте Владивосток». URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/39906 (дата обращения: 05.02.2022).

5 Под «Дальним Востоком» и его регионами в настоящей статье понимаются субъекты РФ, входящие в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО): Забайкальский, Хабаровский, Приморский и Камчатский края; Амурская, Магаданская и Сахалинская области; Республики Бурятия и Саха (Якутия), Еврейская автономная область (ЕАО), Чукотский автономный округ.

6 Внешнеторговый оборот ДФО в 2020 г. - 32,1 млрд долларов США (на 13,8% меньше, чем в 2019 г.), при этом экспорт уменьшился на 16,5%, а импорт - на 4,4% [7].

iiäf'T'"ix!?'ЭДЭ ft

♦n icfen

M A R Vj\ /<V

кегмонапмстика

2022 Том 9 № 2

По итогам 2021 г. экспорт составил 8,7 млрд долларов, а импорт - 5,2. При этом КНР является главным торговым партнёром дальневосточных регионов России. В 2021 г. его доля в общем внешнем товарообороте Дальнего Востока России составила 35,5%; по экспорту -30,6%; по импорту - 48,7%. В 2021 г. экспорт товаров, работ и услуг из регионов Дальнего Востока России в Китай вырос на 26%, а импорт - на 33%.

В структуре товарооборота между регионами Дальнего Востока России и КНР по-прежнему превалируют сырьевые товары с низкой степенью переработки. Так, существенных структурных сдвигов в экспортной структуре Дальнего Востока в КНР не отмечается, при этом сырьевая направленность экспорта несколько снизилась (табл. 2).

Таблица 2

Удельный вес основных товарных групп в экспорте ДФО в КНР, %

Код ТН ВЭД Товарная группа 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

03 Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные 24,9 26,1 21,2 22,6 25,5 21,4 11,0

12 Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж 3,0 3,0 2,5 3,7 3,2 3,7 3,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 Руды, шлак и зола 5,6 4,2 4,9 5,7 11,6 20,4 21,8

27 Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 44,4 32,8 36,3 38,0 41,6 33,4 45,4

44 Древесина и изделия из неё; древесный уголь 17,8 19,2 16,8 14,1 13,9 10,7 9,1

88 Летательные аппараты, космические аппараты, и их части - 7,6 14,6 12,6 0,6 6,0 4,8

89 Суда, лодки и плавучие конструкции * 2,1 * * * * *

Примечание. * - значение меньше 0,5.

Источник: составлено по: Внешняя торговля ДФО. URL: https://dvtu.customs.gov.ru/folder/147017 (дата обращения: 05.02.2022).

Значимых структурных сдвигов не отмечено и в структуре импорта Дальнего Востока из КНР, преобладает импорт машинотехнической и промышленной продукции, продовольственных и потребительских товаров (табл. 3).

1>егионапмстмка 2022 Том 9 № 2

- ,

Таблица 3

Удельный вес основных товарных групп в импорте ДФО из КНР, %

Код ТН ВЭД Товарная группа 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

03 Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные 1,1 1,9 2,0 1,2 1,3 0,8 0,6

07 Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды 6,4 6,3 6,7 5,3 6,6 4,9 3,3

08 Съедобные фрукты и орехи; кожура и корки цитрусовых или дынь 3,3 4,1 3,7 4,0 3,5 0,9 0,7

20 Продукты переработки овощей, фруктов, орехов или прочих частей растений 0,8 1,0 0,8 0,7 0,5 0,5 *

28 Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов 0,6 1,0 1,2 1,0 0,8 0,9 *

39 Пластмассы и изделия из них 7,4 7,3 5,3 5,7 4,8 5,0 5,0

40 Каучук, резина и изделия из них 3,8 3,4 3,7 3,1 2,8 2,9 2,8

44 Древесина и изделия из неё; древесный уголь 1,5 1,3 1,1 0,7 0,6 * *

62 Предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания 1,0 1,1 1,5 1,3 1,2 1,0 *

63 Прочие готовые текстильные изделия; наборы; одежда и текстильные изделия, бывшие в употреблении; тряпьё 2,3 2,4 1,5 1,2 1,0 4,2 1,4

64 Обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали 2,3 1,9 4,0 3,6 2,7 3,2 5,0

68 Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов 2,2 1,7 1,5 1,8 3,0 2,6 1,7

70 Стекло и изделия из него 1,1 0,9 0,9 0,7 0,6 0,6 0,6

72 Чёрные металлы 2,1 2,4 2,5 1,4 1,9 1,3 2,6

73 Изделия из чёрных металлов 5,9 6,0 5,3 5,1 4,7 4,3 3,2

84 Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части 15,7 19,1 22,3 22,3 25,3 28,1 29,9

Ж ЩкЛ - 'XV' v 4 ,

2022 Том 9 № 2

Продолжение таблицы 3

Код ТН ВЭД Товарная группа 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

85 Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности 10,6 9,3 10,7 15,9 13,5 15,1 19,0

87 Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности 3,9 4,3 5,2 5,1 4,7 4,4 4,3

89 Суда, лодки и плавучие конструкции 1,4 2,5 0,8 2,6 3,5 2,1 *

90 Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности 1,2 1,2 1,2 1,0 0,9 1,1 0,7

94 Мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки и аналогичные набивные принадлежности мебели; светильники и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные или не включённые; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия; сборные строительные конструкции 4,0 3,4 3,6 3,2 2,8 2,4 3,0

95 Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности 2,3 2,2 2,2 1,8 1,7 1,8 1,9

96 Разные готовые изделия - 1,1 1,0 1,0 0,9 1,1 1,4

Примечание. * - значение меньше 0,5.

Источник: составлено по: Внешняя торговля ДФО. URL: https://dvtu.customs.gov.ru/folder/147017 (дата обращения: 05.02.2022).

JU ¡щ'ГпТ.- У'1 ' J

кегмонапмстика

% А " • Д . v^wW', \ ' ' j '-О -у,

v> ¿X 'A\jf / rv^ '..ÄCTV .( ? '

At A R Vy Л.Л. У-г C{, л V 1 '

2022 Том 9 № 2

;

7-—-J

II. Китайские инвестиционные проекты на Дальнем Востоке России

Россия реализует на Дальнем Востоке государственную политику, направленную на снижение рисков и стимулирование реализации проектов с иностранными инвестициями, путём создания и развития ТОР / СПВ, предоставления грантов инвесторам на развитие инфраструктуры, реализации иных мер на основе лучших мировых практик поддержки иностранных инвесторов. С 2015 г. предпринимались активные усилия по изменению сложившейся группы стран - основных иностранных инвесторов на Дальнем Востоке, что стало приоритетной задачей проведения РФ особой дальневосточной государственной политики (так называемой новой азиатской политики).

К началу 2020 г. (то есть старту «пандемийного» периода развития) в России на территории Дальнего Востока уже была проведена активная работа по формированию и развитию новых преференциальных институтов. Во всех регионах Дальнего Востока, кроме Магаданской области, инвесторам предоставляются существенные налоговые и таможенные льготы, на постоянной основе действуют эффективные финансовые и организационные преференции. Эта политика предполагала, что государство за свой счёт создаёт необходимую инвесторам инфраструктуру, при этом от иностранных инвесторов ожидалось создание на Дальнем Востоке новых производств, заранее обеспеченных зарубежными рынками сбыта.

Также ожидалось, что в результате интенсивного государственного стимулирования и постепенного улучшения делового климата иностранные инвесторы из многих стран АТР начнут наращивать свои капиталовложения в регионе. В таблице 4 представлены основные параметры проектов с участием иностранных инвесторов (по лидирующим странам) в ТОР и СПВ на Дальнем Востоке.

По данным, приведённым в таблице 4, видно, что среди стран-инвесторов как по объёмам финансирования, так и по количеству проектов с большим отрывом от других партнёров превалирует Китай. Инвестиционное сотрудничество с ним стало заметной составляющей в общей картине привлечения прямых инвестиций в регионе. Китайские инвестиции составили более 50% от общего объёма иностранных вложений в рамках специальных режимов. Так, на начало 2020 г. доля КНР в общем объёме инвестиций в проекты ТОР составляла 7,7%, в доле в создаваемых рабочих местах - 4,9%. В СПВ Китай представлен 8,9% в общем объёме инвестиций, при этом доля в создаваемых рабочих местах - 14,4%. Важной характеристикой осуществляемых китайских инвестиций является их диверсифицированная структура. В большинстве случаев они представляют частные инвестиции, подавляющая доля из которых не связана с добычей природных ресурсов. Это вложения в обрабатывающие производства, логистику и транспорт, сельское хозяйство, туризм и другие сектора. К началу второй половины 2021 г. в преференциальных режимах ТОР и СПВ с участием китайских инвесторов реализуются 58 проектов на сумму 11,6 млрд долларов1.

Большим прорывом в этой сфере станет реализация уникального совместного российско-китайского проекта - строительство Амурского газохимического комплекса (ГХК). Сделка между ПАО «СИБУР Холдинг» (доля 60%) и китайской компанией «Синопек» (Sinopec Corp.) (доля 40%) по созданию совместного предприятия на базе Амурского ГХК была закрыта в декабре 2020 г., средства китайской стороной были фактически учтены только в 2021 г.

1 Китайский строительный конгломерат рассматривает инвестиционные проекты на Дальнем Востоке. URL: https://minvr.gov.ru/press-center/news/kitayskiy-stroitelnyy-konglomerat-rassmatrivaet-investitsionnye-proekty-na-dalnem-vostoke--32233/?view=desktop (дата обращения: 05.02.2022).

«f "AMÄTca jfc ' Л -Ч V >V • * • 4 - J' '""^b^x/H ^

^ *r •' ' AI A R V> 'ЖЖ-, ' C^ i/s \/\

1>егионапмстмка 2022 Том 9 № 2

IM!

Iii

i .¡4! J

Мощности крупнейшего в будущем комплекса по производству базовых полимеров составят 2,7 млн т продукции в год (2,3 млн т полиэтилена и 400 тыс. т полипропилена)1. Строительство Амурского ГХК увязано с постепенным выходом на проектную мощность соседнего Амурского газоперерабатывающего завода (ПАО «Газпром»), поставки с которого обеспечат комплекс сырьём для дальнейшей переработки. Глубокая переработка этана, который станет одним из основных видов сырья для Амурского ГХК, увеличивает добавленную стоимость создаваемой из него продукции в четыре раза. Общий объём инвестиций в проект оценивается примерно в 10 млрд долларов. В перспективе до 2040 г. реализация проекта позволит увеличить объём несырьевого экспорта России на 4,6 трлн рублей.

Таблица 4

Проекты с иностранными инвесторами в ТОР и СПВ в ДФО по лидирующим странам

Страна Объём инвестиций, млн рублей Количество проектов

на начало 2019 на начало 2020 на начало 2019 на начало 2020

ТОР

Всего 164 160 266 490 31 34

Китай 129 600 227 997 12 11

Япония 8 640 11 844 7 6

Республика Корея 2 160 2 665 2 5

Австралия 2 160 2 665 3 3

Сингапур 2 160 2 665 1 1

Вьетнам 15 120 14 805 1 1

СПВ

Всего 36 924 104 202 50 64

Китай 27 693 73 603 33 41

Республика Корея 3 801 4 135 6 6

Япония 2 172 3 308 3 4

Сингапур 543 543 2 2

Вьетнам 1 086 8 270 1 1

Индия 543 8 270 1 3

Источник: [7].

1 Нестеров М. Связала химия // Российская газета. 2021. № 200 (8551). URL: https://rg.ru/2021/09/01/rossiia-i-kitaj-realizuiut-unikalnyj-proekt-gazohimicheskogo-kompleksa.html (дата обращения: 05.02.2022).

2022 Том 9 № 2

;'»л' , • • 1Щг' ; **:-" //"#*•<■ У - -.г^ул „^-у •.- '/Л'.. -^ ■ ■ -

Далее речь пойдёт о менее крупных проектах, реализуемых с участием китайского бизнеса на Дальнем Востоке России1.

Проекты в промышленности. Производство грузовиков «ФАВ» (FAW) в г. Артёме (Приморский край) с объёмом выпуска на старте проекта - до 2 тыс. тяжёлых грузовых автомобилей в год; завод по переработке цементного клинкера (500 тыс. т в год) с инвестициями 1,6 млрд рублей (создано 150 рабочих мест) в ТОР «Приамурская» Амурской области; в г. Уссурийске (Приморский край) планируется производство фанерных, OSB-плит и другой продукции деревообрабатывающей компанией, общая стоимость проекта - 154,4 млн рублей; в ТОР «Канга-лассы» (Республика Саха (Якутия) резиденты с участием китайского капитала организовывают производство керамического кирпича.

Проекты в агропромышленном комплексе. Создание Российско-Китайского фонда агропромышленного развития с первоначальным капиталом 13 млрд рублей и дальнейшей капитализацией до 10 млрд долларов2; проект крупного животноводческого комплекса молочного и мясного направлений компаний «Тай Юань» и «ХуаФэн» (часть продукции пойдёт на внутренний рынок, другая - в КНР), создание животноводческих ферм компанией «Джундин» с участием новозеландского капитала, сельскохозяйственный комплекс по выращиванию зерновых, зернобобовых и масличных культур фирмы «Цяосин» в Приморском крае; в ЕАО китайские предприниматели в ближайшие пять лет планируют построить агропромышленный парк «Весна» (стоимость проекта свиноводческого комплекса, включающего заводы по производству муки, комбикормов, запчастей для сельхозтехники, агротехцентр, теплицы и овощехранилища, - 150 млн долларов; участники агропарка будут заниматься и растениеводством, чтобы обеспечить кормовую базу для животноводства; сооружение свинокомплекса на 27 тыс. голов в Смидовичском районе уже идёт); ООО «Морская аквакультура Хэ Сян» реализует проект стоимостью 1,1 млрд рублей по созданию на Дальнем Востоке ферм по разведению аквакультуры, компания является дочерним предприятием китайского инвестора «Яньтай Тунсян Фудс» (производство, переработка и продажа гребешка, трепанга, морского ежа; строительство морских ферм ведётся в бухте Моряк-Рыболов в партнёрстве с ООО «Моряк-Рыболов»).

кегмоналистика

1 Дробышева И. Миллиарды поднебесной // Российская газета. 2017. № 41 (7207). URL: https://rg.ru/2017/02/27/ v-ekonomiku-dfo-uvelichat-pritok-kitajskih-investicij.html (дата обращения: 01.03.2022); Магдалинская Ю. Число двусторонних проектов растёт // Российская газета. 2019. № 248 (8006). URL: https://rg.ru/2019/11/04/voprosy-sotrudnichestva-rf-i-knr-stali-ostree-v-svete-novyh-vyzovov.html (дата обращения: 01.03.2022); Дробышева И. Масштабы сотрудничества расширяются // Российская газета. 2019. № 248 (8006). URL: https://rg.ru/2019/11/04/rf-i-knr-uvelichili-investicii-v-proekty-na-dalnem-vostoke-i-v-arktike.html (дата обращения: 01.03.2022); Черноусов И. Над какими дальневосточными проектами работают Россия и Китай. URL: https://rg.ru/2020/09/29/reg-dfo/nad-kakimi-dalnevostochnymi-proektami-rabotaiut-rossiia-i-kitaj.html (дата обращения: 01.03.2022); Комраков А. Россия осторожничает с китайскими инвестициями. URL: https://www.ng.ru/economics/2021-12-01/1_8315_investments. html (дата обращения: 05.02.2022); Ильюшенков Д. Китайцы хотят построить кольцевую автодорогу вокруг Владивостока. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/01/30/907004-kitaitsi-koltsevuyu-vladivostoka (дата обращения: 05.02.2022); Набивачев С. Как развиваются дальневосточные ТОР и что привлекает в них инвесторов // Российская газета - Экономика Дальнего Востока. 2022. № 57 (8705). URL: https://rg.ru/2022/03/17/reg-dfo/kak-razvivaiutsia-dalnevostochnye-tor-i-chto-privlekaet-v-nih-investorov.html (дата обращения: 25.03.2022).

2 О первых двух одобренных к софинансированию проектах было объявлено в сентябре 2016 г. в рамках программы ВЭФ. Агрофонд выразил готовность поддержать ООО «Ратимир» (Приморский край), которое начало строить сеть свинокомплексов в ТОР «Михайловский» (общая стоимость проекта - 15 млрд рублей), и проект ООО «Амур Агро Холдинг» (Амурская область), запустившего первую очередь завода по глубокой переработке сои и пшеницы мощностью 180 тыс. т соевых бобов и 110 тыс. т пшеницы (общая стоимость проекта - 2,9 млрд рублей). Источник: Дробышева И. Миллиарды поднебесной // Российская газета. 2017. № 41 (7207). URL: https:// rg.ru/2017/02/27/v-ekonomiku-dfo-uvelichat-pritok-kitajskih-investicij .html (дата обращения: 01.03.2022).

ÎrMjl

L,t>

Ы

M.A, 11

^егмоналистика

Ш&

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2022 Том 9 № 2

:ÏM I

Г Y-

чя

На разной стадии обсуждения и реализации уже долгое время находится ещё ряд проектов, в том числе создание в Приморском крае медицинского кластера с участием Ассоциации производителей медицинской техники Китая (China Medical Device Association). В нём могут быть созданы: центр стерилизации медицинских инструментов для нужд лечебных учреждений региона; центр утилизации медико-биологических отходов; производство по изготовлению и обработке медицинского белья и др.

Кроме этого, в «допандемийный» период с участием китайского бизнеса активно прорабатывались такие проекты, как строительство нефтеперерабатывающего завода; сборочного производства дорожно-строительной техники и металлоконструкций; предприятия по выпуску термобелья; проекты строительства жилья и гостиниц, разработки месторождений полезных ископаемых, в том числе золота; а уже в 2022 г. - проекты создания современной дорожной инфраструктуры.

В программе развития российско-китайского сотрудничества на 2018-2024 гг.1 (далее -Программа-2024) российская сторона представила своё видение приоритетных проектов в отраслях экономики Дальнего Востока и их локализации в регионах для привлечения китайского капитала. В частности, инвесторам из КНР рекомендовано реализовывать инвестиционные проекты в следующих ТОР на Дальнем Востоке: в ТОР «Амуро-Хинганская» (ЕАО) - предприятия в области логистики, связанные с трансграничным мостовым железнодорожным переходом; ТОР «Большой Камень» (Приморский край) - предприятия судостроения, связанные с развитием верфи «Звезда»; ТОР «Горный воздух» (Сахалинская область) -компании в области зимнего отдыха и туризма премиум-класса; ТОР «Камчатка» (Камчатский край) - создание инфраструктуры всесезонного отдыха и туризма, строительство туристических объектов, транспортно-логистическая деятельность, рыбопереработка и рыбоводство; ТОР «Комсомольск» (Хабаровский край) - предприятия по глубокой переработке древесины, высокотехнологичного производства в сфере авиа- и судостроения, сельского хозяйства и туризма; ТОР «Михайловский» (Приморский край) - предприятия агропромышленного производства; ТОР «Приамурская» (Амурская область) - предприятия в области логистики, связанные с трансграничным автомобильным мостовым переходом; ТОР «Свободный» (Амурская область) - предприятия в области газохимии и сопутствующих производств, связанных с созданием газоперерабатывающего завода; ТОР «Белогорск» (Амурская область) - предприятия обрабатывающих производств и по переработке сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов и переработка леса; ТОР «Хабаровск» (Хабаровский край) -предприятия промышленности, АПК и логистики; ТОР «Южная» (Сахалинская область) -предприятия по глубокой переработке рыбных ресурсов и логистики; ТОР «Южная Якутия» (Республика Саха (Якутия) - инвестиционные проекты по освоению крупнейших месторождений коксующегося угля.

В случае если инвестор из КНР планирует реализацию нового инвестиционного проекта на Дальнем Востоке России в месте, где пока не создана ТОР, российские власти будут оценивать возможность распространения данного правового режима путём расширения границ одной из действующих территорий или создания новой территории на указанном месте2.

1 Программа развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке Российской Федерации на 2018-2024 годы. URL: http://russian.mofcom.gov.cn/article/speechh eader/201811/20181102808776.shtml (дата обращения: 05.02.2022).

2 Программа развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке Российской Федерации на 2018-2024 годы. URL: http://russian.mofcom.gov.cn/article/speechh eader/201811/20181102808776.shtml (дата обращения: 05.02.2022). Подобный механизм существует в Республике Корея (так называемая мини свободная экономическая зона). - Прим. авт.

кегмоналистика

2022 Том 9 № 2

I

'""c^-J

Также в Программе-2024 инвесторам из КНР рекомендовано реализовывать инвестиционные проекты в муниципальных образованиях, на территории которых применяется режим СПВ1. Было продекларировано, что российские власти окажут адресное сопровождение всех инвестиционных проектов с участием КНР, реализуемых в ТОР и СВП, с целью снижения рисков их реализации и повышения доходности2.

Кроме этого, в стратегическом межгосударственном документе определены следующие отраслевые приоритеты привлечения инвестиций на Дальнем Востоке России3:

1. Газо- и нефтехимическая промышленность4.

2. Освоение месторождений твёрдых полезных ископаемых5.

3. Транспорт и логистика. В Программе-2024 предполагается реализация проектов развития международных транспортных коридоров (МТК) по территории России и Китая, позволяющих осуществлять транзит грузов через порты Приморского края. В современных условиях это может считаться приоритетом, но при этом требуется проведение скрупулёзных изысканий для оценки технико-экономической эффективности таких МТК, а также проектов создания новых трансграничных мостовых переходов через реки Амур и Уссури.

4. Сельское хозяйство. Наращивание экспорта продукции агропромышленного комплекса из дальневосточных регионов в КНР и его диверсификацию в сторону увеличения поставок продукции глубокой переработки является важной задачей в целом для экономики Дальнего Востока России. Возможным направлением привлечения китайских инвестиций в Приморском крае является строительство свиноводческих комплексов, проекты производства сахара из местной свёклы и модернизация завода по переработке сахарного тростника, строитель-

1 Программа развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке Российской Федерации на 2018-2024 годы. URL: http://russian.mofcom.gov.cn/article/speechh eader/201811/20181102808776.shtml (дата обращения: 05.02.2022).

2 Набивачев С. Как развиваются дальневосточные ТОР и что привлекает в них инвесторов // Российская газета - Экономика Дальнего Востока. 2022. № 57 (8705). URL: https://rg.ru/2022/03/17/reg-dfo/kak-razvivaiutsia-dalnevostochnye-tor-i-chto-privlekaet-v-nih-investorov.html (дата обращения: 25.03.2022).

3 Программа развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке Российской Федерации на 2018-2024 годы. URL: http://russian.mofcom.gov.cn/article/speechh eader/201811/20181102808776.shtml (дата обращения: 05.02.2022).

4 Проект строительства Амурского ГХК в Амурской области; производство уксусной кислоты в Приморском крае рядом с будущим Находкинским заводом минеральных удобрений; производство параксилола в Хабаровском крае; производство полиэтиленовой плёнки в Приморском крае; производство полиэтиленовых труб в Амурской области; производство пластмассовых изделий методом литья под давлением в Приморском крае; создание на территории свободного порта Владивосток сборочного производства оборудования для производства, хранения, транспортировки и отгрузки сжиженного природного газа. Источник: Программа развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке Российской Федерации на 2018-2024 годы. URL: http://russian.mofcom.gov.cn/article/speechheader/201811/20181102808776.shtml (дата обращения: 05.02.2022).

5 Освоение золоторудных месторождений в Камчатском крае; освоение месторождения платины в Хабаровском крае; освоение Чульмаканского и Денисовского каменноугольных месторождений в Республике Саха (Якутия); освоение Амаамского каменноугольного месторождения в Чукотском автономном округе; освоение Сучанского угольного бассейна в Приморском крае; освоение сульфидных никелевых месторождений Кун-Манье в Амурской области; освоение месторождений меди в пределах Ороекского рудного поля в Магаданской области; строительство в Надеждинском муниципальном районе угольного разреза и горно-обогатительного комбината с целью разработки Адамсовского угольного месторождения в Приморском крае; строительство горно-обогатительного комплекса «Нони»; освоение Правоурмийского оловорудного месторождения и строительство горно-обогатительного комбината в Хабаровском крае; освоение оловоносного месторождения «Ручей Тирехтях» в Республике Саха (Якутия). Источник: Программа развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке Российской Федерации на 2018-2024 годы. URL: http://russian. mofcom.gov.cn/article/speechheader/201811/20181102808776.shtml (дата обращения: 05.02.2022).

^егмоналистика

2022 Том 9 № 2

'""c^-J

ЧЯ

ство оптово-распределительного центра сельскохозяйственной продукции мощностью 50 тыс. т единовременного хранения.

5. Лесная промышленность. Эту отрасль можно признать приоритетной. При этом нужно иметь в виду, что на Дальнем Востоке России в связи с изменением режима экспорта необработанных лесоматериалов с 2022 г. должен быть осуществлён переход от наращивания экспорта лесной продукции низкой степени переработки к его диверсификации в сторону увеличения поставок продукции глубокой переработки. Декларируется поддержка инициатив инвесторов по развитию сотрудничества именно в области глубокой переработки древесины. Россия ожидает привлечение китайских инвестиций в целях реализации следующих инвестиционных проектов: строительство лесоперерабатывающих комплексов в Южной Якутии, Амурской и Сахалинской областях.

6. Аквакультура.

7. Туризм.

Ряд инвестиционных и инфраструктурных проектов имеют стратегическое значение для развития российско-китайского сотрудничества на Дальнем Востоке1:

1. Развитие МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» - стратегические проекты как с точки зрения расширения сотрудничества на Дальнем Востоке России, так и создания транспортного каркаса большого проекта евразийской интеграции2.

2. Строительство трансграничных мостовых переходов. Завершение строительства железнодорожного мостового перехода через р. Амур в районе населённых пунктов Нижнеленинское (РФ) и Тунцзян (КНР) было намечено на I кв. 2020 г.3, но официально состоялось 27 апреля 2022 г.4 При этом полноценного открытия перехода можно будет ожидать после окончательного обустройства всей необходимой подъездной, логистической инфраструктуры и установления пункта пропуска через государственную границу. В перспективе ожидается наращивание грузопотока по этому железнодорожному мостовому переходу. Положительным моментом периода пандемии COVID-19 стало завершение строительства автомобильного мостового перехода через р. Амур в районе населённых пунктов Благовещенск (РФ) и Хэйхэ (КНР), который должен будет заработать в полную силу в текущем году5. Модель проекта на основе концессионного соглашения является примером для реализации совместных трансграничных проектов. В Амурской области ожидается участие инвесторов из КНР в реализации инвестиционных проектов в области производства, логистики и туризма, связанных с функционированием ав-

1 Программа развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке Российской Федерации на 2018-2024 годы. URL: http://russian.mofcom.gov.cn/article/speechh eader/201811/20181102808776.shtml (дата обращения: 05.02.2022).

2 Основой развития МТК является наличие грузовой базы в провинциях Северо-Востока КНР, непосредственно прилегающих к территории России, и возможности повышения эффективности перевозки грузов при использовании этих коридоров за счёт сокращения логистических затрат и снижения сопутствующих рисков. Источник: Программа развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке Российской Федерации на 2018-2024 годы. URL: http://russian.mofcom.gov.cn/article/speechh eader/201811/20181102808776.shtml (дата обращения: 05.02.2022).

3 В июле 2021 г. были состыкованы российская и китайская части моста. Источник: Части железнодорожного моста между Россией и Китаем через Амур соединены в один. URL: https://tass.ru/ekonomika/11994319 (дата обращения: 28.04.2022).

4 Завершено строительство первого трансграничного железнодорожного моста Россия - Китай. URL: http:// government.ru/news/45288/ (дата обращения: 28.04.2022).

5 Набивачев С. Что дадут регионам ДФО новые объекты транспортной инфраструктуры // Российская газета -Экономика Дальнего Востока. 2021. № 188 (8539). URL: https://rg.ru/2021/08/19/reg-dfo/chto-dadut-regionam-dfo-novye-obekty-transportnoj-infrastruktury.html (дата обращения: 25.03.2022).

кегмонапмстика

% А " • Д . v^wW', \ ' ' j '-О -у,

А:С< 'A\jf / ;"„; ^ '..ÄCtv .( < '

Л1А R Vy Л.Л.У-г СУ л --.у V 1 '

2022 Том 9 № 2

;

томобильного мостового перехода. В настоящее время снова актуальным становится проект строительства мостового перехода через р. Гранитную в районе пунктов пропуска Полтавка -Дуннин. Кроме этого, уже идёт строительство трансграничной канатной дороги, соединяющей населённые пункты Благовещенск (РФ) и Хэйхэ (КНР), окончание которого ожидается в 2023 г.1

3. Развитие островов Большой Уссурийский и Русский.

Заключение

Таким образом, практическая реальность российско-китайских двусторонних экономических отношений в настоящее время мало отличается от таковой десять лет назад, что не смогла изменить даже пандемия COVID-19 в 2020-2021 гг. [10]. Уровень российско-китайских политических отношений по-прежнему высок. При этом структура взаимной торговли также не претерпела серьёзных изменений: в российском экспорте доминируют сырьё и продукция ТЭК, в импорте - потребительские и инвестиционные товары (с большей добавленной стоимостью). Тенденции и особенности экономического развития обеих стран кардинально не изменились, хотя на рубеже 2010-х гг. китайская экономика с точки зрения структуры количественных и качественных показателей опередила российскую. Это ещё больше увеличило разрыв в финансовых и технологических ресурсах, которые могут использовать Россия и КНР как для развития экономики собственных регионов, так и для активизации торговых и инвестиционных взаимодействий.

В «допандемийный» период основные усилия в экономической сфере с российской стороны были направлены на расширение традиционных торговых связей в области ресурсной экономики и ТЭК, призванных компенсировать относительное сокращение экспортных доходов на европейских товарно-сырьевых рынках. Этому подчинены наиболее крупные реализованные и реализуемые проекты на российском Дальнем Востоке с целью создания эффективной магистральной экспортной инфраструктуры (нефтепроводы, газопроводы, расшивка «узких мест» в железнодорожных подходах к морским портам, реконструкция самих морских портов, освоение новых месторождений углеводородов и других полезных ископаемых на востоке России). В этом же направлении действуют и новые институциональные меры по стимулированию межрегионального и инвестиционного сотрудничества в дальневосточных регионах России с целью расширения сотрудничества с КНР и привлечения инвестиций, в том числе в технологически интенсивные и инновационноёмкие отрасли [5; 10; 14; 15].

При всём массиве и важности принятых институциональных новаций для развития Дальнего Востока, преследующих цель нивелировать различия в деловом климате и инвестиционной привлекательности сопредельных российских регионов и китайских провинций, основные параметры торгово-экономических взаимодействий по-прежнему определяются реализацией проектов крупными государственными компаниями и учреждениями (в основном ТЭК, ВПК; строительство масштабных объектов инфраструктуры и др.) [8; 9]. Именно на этом уровне в России и Китае уже накоплен достаточный опыт взаимодействия. Учитывая экономические и политические особенности развития двух стран, сотрудничество на высшем политическом уровне и взаимодействие между крупными компаниями в форме заключения конкретных сделок, скорее всего, ещё долго будет являться основой двустороннего партнёрства.

1 Дмитракова Т. Амурская область развивает сотрудничество с Китаем, несмотря на пандемию // Российская газета. 2022. № 63 (8711). URL: https://rg.ru/2022/03/23/reg-dfo/amurskaia-oblast-razvivaet-sotrudnichestvo-s-kitaem-nesmotria-na-pandemiiu.html (дата обращения: 25.03.2022).

1>егионапмстмка 2022 Том 9 № 2

Я*

Вместе с тем практическая значимость двусторонних экономических взаимодействий, а особенно их влияние на экономическое развитие и финансовое благополучие дальневосточных территорий России в значительно большей степени зависят от параметров взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства, производственных и сервисных компаний, новой технологичной сферы. Естественно, что условия для сотрудничества в области малого и среднего бизнеса существенно отличаются от условий, в рамках которых развиваются контакты между крупными компаниями. Несмотря на формирование особых экономических условий в локальных зонах (ТОР, СПВ), в которых существуют облегчённый административный и налоговый режим, тарифные льготы, реальное изменение параметров российско-китайского взаимодействия на уровне субъектов малого и среднего предпринимательства происходит небыстро [11; 14; 15].

Активизации российско-китайских связей в торговле и реализации инвестиционных проектов можно было бы добиться за счёт следующего. Во-первых, в практической плоскости нужно закладывать уже существующие и оправдавшие себя механизмы экономических взаимодействий, их масштабирование на новые регионы. Во-вторых, важно развивать общее понимание как возможностей, барьеров, так и рисков реализации совместных проектов. В-третьих, необходимо продолжать совершенствовать деловую среду российско-китайского сотрудничества в рамках развития институциональных режимов реализации инвестиционных проектов и снижения барьеров в торговле. Даже в современных условиях «пандемийных» и санкцион-ных ограничений важно развивать гуманитарные и экспертные обмены, базой которых могли бы стать научные, образовательные и культурные учреждения двух стран, особенно в приграничных регионах. Несомненно, что геополитические события февраля - марта 2022 г. (специальная военная операция РФ на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики; общее противостояние западному миру) и кардинальные изменения внешних связей России (экономическая блокада и «выпиливание» страны из мировой хозяйственной системы) и её дальневосточных регионов внесут существенные коррективы в экономические взаимодействия в рамках реализации Программы-2024.

Список литературы

1. Александрова М.В. Программа сотрудничества смежных территорий России и Китая: история, факты, пути осуществления // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. 15. М.: ИДВ РАН, 2010. С. 198-222.

2. Гельбрас В.Г. Китайская трудовая миграция в Россию: что она сулит нашей стране // Азия и Африка сегодня. 2016. № 5. С. 50-54.

3. Зуенко И.Ю. Реализация политики Центра в китайских регионах: некоторые аспекты проблемы (в контексте строительства Нового Шёлкового пути) // Известия Восточного института. 2016. № 2 (30). С.4-12.

4. Изотов Д.А., Суслов Д.В. Пока только намерения: первые итоги реализации программы сотрудничества между восточными регионами России и Северо-Востоком КНР (2009-2018 гг.) // ЭКО. 2011. № 3 (441). С. 160-178.

5. МинакирП. Низко висящие фрукты // Эксперт. 2017. № 20 (1029). URL: http://expert.ru/expert/2017/20/ nizko-visyaschie-fruktyi/ (дата обращения: 05.02.2022).

6. Муратшина К.Г. Программа сотрудничества регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг. в российско-китайском трансграничном взаимодействии: значение, эволюция, риски // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 417. С. 110-120.

irMjl

L,t>

Ы

M.A, 11

кегмоналистика

Шй

2022 Том 9 № 2

I

'■""c^-j

7. Прокапало О.М., Бардаль А.Б., Исаев А.Г., Мазитова М.Г., Суслов Д.В. Экономическая конъюнктура в Дальневосточном федеральном округе в 2020 г. // Пространственная экономика. 2021. № 2. С. 81-126. http://dx.doi.Org/10.14530/se.2021.2.081-126

8. Российско-китайский диалог: модель 2016: доклад № 25 / 2016. М.: НП РСМД, 2016. 93 с.

9. Российско-китайский диалог: модель 2017: доклад № 33 / 2017. М.: НП РСМД, 2017. 167 с.

10. Российско-китайский диалог: модель 2021: доклад № 70 / 2021. М.: НП РСМД, 2021. 201 с.

11. Суслов Д.В. Российско-китайские экономические взаимоотношения: текущая конъюнктура // Пространственная экономика. 2018. № 4. С. 139-161. http://dx.doi.Org/10.14530/se.2018.4.139-161

12. Baev P.K. Russia's Pivot to China Goes Astray: The Impact on the Asia-Pacific Security Architecture // Contemporary Security Policy. 2016. Vol. 37. № 1. Pp. 89-110.

13. Malle S. Economic Transformation in Russia and China: How Do We Compare Success? // Eurasian Geography and Economics. 2008. Vol. 49. № 4. Pp. 410-444.

14. Minakir P.A. Prospects and Limitations of Russo-Chinese Economic Relations // The Asan Forum. 2017. № 5. URL: http://www.theasanforum.org/prospects-and-limitations-of-russo-chinese-economic-relations/ (дата обращения: 05.02.2022).

15. Suslov D. Problems and Perspectives of Economic Relations Between China and Russia // Journal of Siberian and Far Eastern Studies. 2016. № 15. Pp. 54-81.

16. Liu S., Ma Y., Zhong J. Zhong e yanbian diqu jicM sheshi jianshe zhuangkuang kaocha ji fenxi (Обзор и анализ создания российско-китайской трансграничной инфраструктуры) // Ou ya jingji [Экономика России, Восточной Европы и Центральной Азии]. 2017. № 1. С. 66-73. (на кит. яз.)

References

1. Alexandrova M.V. The Program of Cooperation of Related Territories of Russia and China: History, Facts, Ways of Implementation. In: China in World and Regional Politics. History and Modernity. Issue 15. Moscow, 2010. Pp. 198-222. (In Russian)

2. Gelbras V.G. Chinese Labor Migration to Russia: What It Promises to Our Country. Aziya i Afrika segodnya = Asia and Africa Today. 2016. No. 5. Pp. 50-54. (In Russian)

3. Zuenko I.Yu. Center-Local Relations in China: Some Aspects of the Problem (In the Context of Silk Road Economic Belt Development). Izvestiya Vostochnogo instituta [Oriental Institute Journal]. 2016. No. 2 (30). Pp. 4-12. (In Russian)

4. Izotov D.A., Suslov D.V. So Far, Only Intentions: The First Results of the Implementation of the Cooperation Program Between the Eastern Regions of Russia and the North-East of the PRC (2009-2018). EKO [ECO Journal]. 2011. No. 3 (441). Pp. 160-178. (In Russian)

5. Minakir P. Low-Hanging Fruits. Ekspert [Expert]. 2017. No. 20 (1029). Available at: http://expert.ru/ expert/2017/20/nizko-visyaschie-fruktyi/ (accessed 5 February 2022). (In Russian)

6. Muratshina K.G. The Programme of Cooperation Between Russian Far East and Eastern Siberia and Chinese North-Eastern Regions (2009-2018) and Its Role, Evolution and Risks in the Russian-Chinese Cross-Border Interaction. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal. 2017. No. 417. Pp. 110-120. (In Russian)

7. Prokapalo O.M., Bardal A.B., Isaev A.G., Mazitova M.G., Suslov D.V. Economic Situation in the Far Eastern Federal District in 2020. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics. 2021. No. 2. Pp. 81-126. http:// dx.doi.org/10.14530/se.2021.2.081-126 (In Russian)

8. Russian-Chinese Dialogue: The 2016Model: Report No. 25 / 2016. Moscow, 2016. 93 p. (In Russian)

9. Russian-Chinese Dialogue: The 2017Model: Report No. 33 / 2017. Moscow, 2017. 167 p. (In Russian)

10. Russia - China Dialogue: The 2021 Model: Report No. 70 / 2021. Moscow, 2021. 201 p. (In Russian)

rw^f ГагСЗК 'hy -XTK"^ ■• ' * ' '■ w.. • X

Ж, ЩкЛ - 'XV' V 4 /

*j -if 11 ^ f ^ ^

1>егионапмстмка 2022 Том 9 № 2

- ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. 1 ■ i - 4 ••

11. Suslov D.V. Russian-Chinese Economic Relations: Current Situation. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics. 2018. No. 4. Pp. 139-161. http://dx.doi.org/10.14530/se.2018A139-161 (In Russian)

12. Baev P.K. Russia's Pivot to China Goes Astray: The Impact on the Asia-Pacific Security Architecture. Contemporary Security Policy. 2016. Vol. 37. No. 1. Pp. 89-110.

13. Malle S. Economic Transformation in Russia and China: How Do We Compare Success? Eurasian Geography and Economics. 2008. Vol. 49. No. 4. Pp. 410-444.

14. Minakir P.A. Prospects and Limitations of Russo-Chinese Economic Relations. The Asan Forum. 2017. No. 5. Available at: http://www.theasanforam.org/prospects-and-limitations-of-russo-chinese-economic-relations/ (accessed 5 February 2022).

15. Suslov D. Problems and Perspectives of Economic Relations Between China and Russia. Journal of Siberian and Far Eastern Studies. 2016. No. 15. Pp. 54-81.

16. Liu S., Ma Y., Zhong J. Zhong é yänbiän diqü jïchû shèshï jiànshè zhuàngkuàng kâochâji fenxï (Investigation and Analysis of the Creation of the Russian-Chinese Cross-Border Infrastructure). Öu yà jïngjî [Economics of Russia, Eastern Europe and Central Asia]. 2017. No. 1. Pp. 66-73. (In Chinese)

■ ■ ■

Для цитирования:

Суслов Д.В. Российско-китайская торговля и совместные проекты на Дальнем Востоке России // Регионалистика. 2022. Т. 9. № 2. С. 63-80. http://dx.doi.Org/10.14530/reg.2022.2.63 For citing:

Suslov D.V. Russian-Chinese Trade and Joint Projects in the Russian Far East. Regionalistica

[Regionalistics]. 2022. Vol. 9. No. 2. Pp. 63-80. http://dx.doi.org/10.14530/reg.2022.2.63 (In Russian) ■ ■ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.