УДК 37.013:615.851.4"19"
Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы Омской гуманитарной академии
АНАЛИЗ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНАТОРИЯ А. БОБРОВА КАК ОДНОГО ИЗ ПЕРВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЮГА РОССИИ НАЧАЛА XX В.: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Shmachilina-Tsibenko Svetlana Vitalievna
D.Phil. in Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Omsk Humanitarian Academy
ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF THE A. BOBROV SANATORIUM AS ONE OF THE FIRST INSTITUTIONS OF THERAPEUTIC PEDAGOGY IN THE SOUTHERN RUSSIA IN THE EARLY XX CENTURY: HISTORICAL ASPECT
Аннотация:
В статье на основе сравнительно-исторического, сопоставительного, историко-логического анализа документов, историко-педагогической литературы, обобщения педагогических фактов и явлений раскрывается деятельность учреждения лечебной педагогики Республики Крым (Таврической губернии), получившего статус детского санатория в начале XX в. благодаря деятельности докторов-гуманистов А.А. Боброва и П.В. Изергина. Автор делает акцент на интеграции лечебного и педагогического компонентов работы П.В. Изергина, продуктивном сочетании метода лечебного воспитания пациентов с климатотерапией, его прогностическом видении в отношении подбора непременно медико-педагогического персонала. Подчеркивается важность организации учебно-воспитательной деятельности, ориентированной на детей, выстраиваемой на базе дидактических принципов посильности, активности, обучения с жизнью, а также развития талантов каждого ребенка вне зависимости от его заболевания.
Ключевые слова:
лечебная педагогика, детский санаторий, аэротерапия, лечебное воспитание, климатотерапия
Summary:
The paper is based on comparative-historical, juxtapa-rative and historical analysis of the documents, historical and pedagogical literature, generalization of pedagogical facts and phenomena. The work of the Republic of Crimea (Tavricheskaya Province) which was given the status of children's sanatorium at the beginning of the 20th century by doctor-humanists A.A. Bobrov and P.V. Izergin is exposed. The author emphasises the integration of the therapeutic and pedagogical activities of P.V. Izergin's work, the productive combination of therapeutic education of patients with climatotherapy and her predictive vision for the selection of necessarily health-care and pedagogical personnel. The importance of child-centred teaching and learning activities based on the didactic principles of ability, activity, learning with life, and the development of each child's talents, regardless of illness, is emphasised.
Keywords:
therapeutic pedagogy, children's health resort, aerotherapy, therapeutic education, climatotherapy
Исключительно важной вехой в развитии лечебной педагогики в начале XX в. стало создание врачами, общественными деятелями, педагогами лечебно-педагогических учреждений, основная цель которых позиционировалась как лечение, воспитание и оздоровление детей на основе климатических возможностей Крыма. К этому времени наблюдались существенные предпосылки, дающие возможность использовать климатические ресурсы полуострова для оздоровления, реализации профилактических мер и лечения детей из разных губерний Российской империи. Во-первых, увеличилось количество больных, ослабленных детей и сирот вследствие Крымской войны (1853-1856). Во-вторых, результаты обследования территории отечественными клиницистами позволяли использовать ее в качестве климатического курорта. В-третьих, актуализировалась деятельность благотворительных, медицинских и педагогических обществ, оказывающих помощь в создании детских оздоровительно-лечебных учреждений, намечались черты их становления в русле лечебной педагогики.
Цель статьи заключается в том, чтобы охарактеризовать уникальный опыт детского санатория им. А.А. Боброва, раскрыть гуманный и интегративный характер лечебно-педагогической деятельности П.В. Изергина.
Одним из учреждений Крыма, где лечебно-педагогическая деятельность не только реали-зовывалась, но и отличалась специфическими методами и приемами лечебной педагогики, характерными для данного региона, стал детский санаторий, созданный в 1902 г. в Алупке доктором
Александром Алексеевичем Бобровым. Уникальные организаторские способности, многогранные исследовательские знания и опыт позволили ему сформировать благотворительное Общество по благоустройству Алупки, главная задача которого заключалась в создании под Ай-Петри первого в Европе санатория для детей, больных костным туберкулезом [1].
В строительстве санатория участвовали многие августейшие особы, известные меценаты, знаменитые писатели. Корпуса бесплатно проектировали известные архитекторы Н. Краснов (автор проекта Ливадийского дворца) и Л. Шаповалов, а каждый член семьи Николая II взял обязательство оплачивать содержание двух пациентов клиники [2].
Сначала, с октября 1902 г., санаторий функционировал только как лечебно-оздоровительное круглогодичное учреждение для детей в возрасте от 3 до 14 лет, страдающих туберкулезом костей, желез, рахитом и малокровием. А.А. Бобров добился того, чтобы, кроме платных мест (60 р. в месяц), были предусмотрены и бесплатные койки по направлениям от Общества по благоустройству, а также места с 50 %-й оплатой.
После смерти А.А. Боброва в ноябре 1904 г. санаторий возглавил (1906-1936) другой известный врач - Петр Васильевич Изергин. По алупкинской легенде, именно он стал прообразом доктора Айболита - героя произведения К.И. Чуковского.
Им была разработана система лечения и воспитания костнотуберкулезных больных, которая включала в себя несколько важных правил: пребывание на воздухе в течение круглого года и 24 часа в сутки; физкультура; дозированное солнцелечение во все дни года; ежедневные морские ванны, души или обтирания морской водой. Специальная терапия предусматривала комплекс мероприятий: ортопедическое лечение, правильный режим и лечебное воспитание.
Анализ показывает, что в работе П.В. Изергин старался использовать самые совершенные методы лечения костного туберкулеза. О круглосуточном оздоровлении приморским воздухом доктор мечтал давно, с этой целью он ездил во Францию и Швейцарию, изучал и оценивал зарубежный опыт климатического лечения больных [3].
Он полагал, что чем ближе больной ребенок к морю, тем успешнее его излечение, поэтому еще в 1914 г. сконструировал в санатории морскую террасу. Однако сразу держать там детей не только круглый год, но даже летом П.В. Изергину не позволили. Лишь целенаправленные наблюдения за животными, а также природные катаклизмы, связанные с сильными землетрясениями в Крыму, в результате которых дети вынуждены были жить на улице до декабря и при этом прекрасно себя чувствовали, позволили ученому доказать, что воздух, насыщенный морскими парами, благотворно влияет на жизненные функции организма. Впоследствии «метод Изергина», заключавшийся в круглосуточном пребывании костнотуберкулезных больных на свежем воздухе, нашел широкое применение в лечебной педагогике [4].
Таким образом, П.В. Изергин впервые в практике лечения костного туберкулеза дореволюционной России применил аэротерапию - метод круглогодичного пребывания больных детей на открытом воздухе, который намного ускорил восстановительные процессы в пораженных костях. Суть способа заключалась в круглогодичном и круглосуточном пребывании детей на террасе у самого моря, где температура зимой составляла всего +10 °С, в морозные дни доходила до -1 °С. Дети, больные туберкулезом тазобедренного сустава, вылечивались в помещении в среднем за 940 дней, а на морской террасе - за 647 [5]. Позже в книге «Климатолечение костно-суставного туберкулеза на севере и юге» профессор П.Г. Корнев, руководитель Ленинградского института костно-суставного туберкулеза, отметил: «Сопоставление показало более яркое влияние южного климата на общее состояние больного. Разительным примером рационального использования естественных физических факторов является санаторий имени профессора Боброва в Алупке, где П. Изергиным построены морские террасы для круглосуточного и круглогодичного пребывания на открытом воздухе» [6, с. 13].
Важное значение П.В. Изергин придавал воспитательной работе. Он был убежден, что в санатории нужно не только лечить, но и воспитывать. Доктор подчеркивал, что лечебное воспитание и уход имеют не меньшее значение, чем климатотерапия. Он называл воспитание лечебным потому, что все, касающееся личности больного ребенка и его поведения, влияет на течение костного туберкулеза и способствует выздоровлению или мешает ему. Все воспитательные мероприятия, в том числе школьные занятия, в костнотуберкулезном санатории, должны проводиться под врачебным контролем, следовательно, врач является первым из воспитателей.
В 1920 г. П.В. Изергину удалось открыть школу, которая была остро необходима санаторию, так как многие дети находились в лечебнице месяцами, а то и годами. Пациентов распределяли по возрастам и классам. Для школы П.В. Изергин набирал такой персонал, который освоил две смежные профессии - медика и педагога.
Ученый-гуманист был глубоко уверен в том, что эффективность лечения ребенка, больного костным туберкулезом, зависит от его пребывания в лежачем состоянии, в чем его необходимо
убедить. Ученики соблюдали строгий постельный режим. Им приходилось писать лежа на спине, находясь в глубоких гипсовых желобах-кроватках или глухих гипсовых повязках. Однако успеваемость в санатории была не ниже, чем в обычных школах. При этом, исходя из большого опыта, П.В. Изергин выдвигал ряд требований к организации учебно-воспитательной деятельности с больным ребенком, которому запрещены движения. Суть первого заключалась в проведении таких занятий, которые были по силам пациенту, интересны и увлекательны. Второе требование состояло в том, что костный туберкулез не должен помешать развитию присущих каждому ребенку талантов. Музыка, пение, рисование, лепка, художественное чтение (вплоть до театральных постановок), художественные ремесла, техническое изобретательство - все без исключения доступно детям, прикованным болезнью к постели, все, к чему у них есть способности и стремление. Школа, пионерская организация, комсомол должны занимать в их жизни такое же место, как и у здоровых детей и подростков. Традиционно в санатории проводился Праздник ребенка [7].
С середины 1920-х гг. в санатории начала действовать школа-интернат типа фабрично-заводского училища для подростков, уже прошедших лечение и нуждавшихся лишь в укреплении здоровья. Неоценимую помощь в налаживании интересной школьной жизни в условиях здравницы оказывала пионерская организация, которая была создана здесь в 1923 г. Отдельные проявления грубости, халатного отношения к занятиям, нарушения распоряжений медсестры - все было под контролем пионеров [8].
Основной постулат П.В. Изергина, которому он следовал в течение всей своей деятельности и неустанно повторял своим сотрудникам, заключался в следующем: «Все для ребенка, уважай ребенка» [9, с. 145]. О благоприятной, душевной атмосфере в санатории свидетельствуют воспоминания К.И. Чуковского, изложенные в очерке «Бобровка на Саре» [10]. Писатель был частым гостем в Алупке, вслух читал детям в палатах свои стихи и рассказы. Он много общался с П.В. Изергиным, который восхищал писателя преданностью своему делу. Как видим, детей не только лечили, давали образование и навыки жизни, но и воспитывали в них веру в будущее, выздоровление и в то, что они станут полноценными членами общества.
В 70-е гг. XX в. изменился профиль лечебницы, но, несмотря на это, курсы лечения и реабилитации проходили до 1 000 детей со всей страны. В 1990-е гг., после распада СССР, здравница столкнулась с трудностями, санаторий практически прекратил существование.
В целях спасения лечебницы в 2001 г. правнучка П.В. Изергина - Ольга Изергина-Лен-нартц - совместно с мужем создала благотворительный проект в Германии «Спасем Бобровку». Учредители поддерживали и оказывали помощь больным детям, способствовали сохранению традиций, внедрению современных технологий лечения, воспитания, реабилитации, реставрации и модернизации инфраструктуры санатория. Крымская журналистка А. Галиченко, посетившая санаторий в 2002 г., отметила, что вокруг царила «совершенно необыкновенная, задушевная, добрая, если не сказать - семейная атмосфера» [11].
В настоящее время государственное автономное учреждение Республики Крым «Республиканский детский противотуберкулезный санаторий им. А.А. Боброва» успешно функционирует. В нем можно получить лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, а в сочетании с целебными климатическими факторами - улучшить состояние здоровья. Уникальный воздух, целительный для детей Бобровки, создается не только сочетанием моря и гор, но и парком с оливковой рощей, посаженной более 100 лет назад при основании здравницы. Составная часть лечения юных пациентов - ландшафто-, климато-, парко-, библиотерапия. Расположение санатория позволяет без проблем добираться до знаменитых достопримечательностей Южного берега Крыма, таких как Воронцовский дворец, Ласточкино гнездо, Ливадийский дворец и многих других, что дает возможность организовывать образовательно-познавательные экскурсии для воспитанников.
Таким образом, опыт санатория им. А.А. Боброва оказал большое влияние на развитие лечебной педагогики в России, показав перспективы интегративного использования климатических, медицинских и педагогических подходов. Лечебно-педагогическая система П.В. Изергина убедительно доказала необходимость применения воспитательно-лечебных методов, направленных не только на лечение, но и на оздоровление, реабилитацию, творческое развитие, воспитание эстетических чувств и жизненных устремлений каждого ребенка наравне со здоровыми детьми.
Ссылки:
1. Санаторий для детей в Алупке // Салгир. 1902. № 1. С. 3-4.
2. Орлов Д. От любви до Бобровки // Наука и религия. 2017. № 1. С. 42-48.
3. Вольская В. Добрый доктор Изергин. Кто был прототипом Айболита? [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. 2019. 10 янв. URL: https://kazan.aif.ru/society/dobryy_doktor_izergin_kto_stal_prototipom_aybolita (дата обращения: 16.02.2021).
4. Петр Васильевич Изергин - народный доктор и прототип Айболита / В.А. Титаренко, А.Н. Хорошилова, О.А. Черкасова, В.С. Леднева, Л.В. Мошурова // Молодежный инновационный вестник. 2020. Т. 9, № S4. С. 86-87.
5. Колесник А. Крым в объятии чахотки. Симферополь, 2005-2010. 390 с.
6. Корнев П.Г. Задачи и методика изучения климатолечения. Проблема «юг - север» в лечении костно-суставного туберкулеза // Вопросы хирургического туберкулеза. Сборник 4 «Климатолечение костно-суставного туберкулеза». Л., 1940. С. 13.
7. Креслов А.И. 80 лет детскому специализированному клиническому санаторию им. Н.К. Крупской // Ортопедия, травматология и протезирование. 2008. № 1. С. 100-102.
8. Журавлева Е.А., Кауров А.А. Здесь возвращают радость: очерк об Алупкинском детском санатории имени А.А. Боброва. Симферополь, 1977. 64 с.
9. Цит. по: Савочка А.Н. Благотворительные заведения досоветского Симферополя (XIX - начало XX в.) // Историческое наследие Крыма. 2007. № 18. С. 144-156.
10. Чуковский К.И. Бобровка на Саре : очерк // Новый мир. 1931. № 2. С. 128-137.
11. Галиченко А. 100 лет «Бобровке»: правнучка Изергина из Германии помогает первому детскому санаторию. А мы? [Электронный ресурс] // Семейный лечебно-оздоровительный санаторий им. А.А. Боброва : официальный сайт. 2002. 24 сент. URL: http://www.bobrova.org/index.php?option=com_content&view=article&id=47:100-let-bobrovke&catid=3:new-dates&Itemid=59 (дата обращения: 16.02.2021).
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Ханмамедова Виктория Рамизовна