Научная статья на тему 'Социальное воспитание детей в учреждениях опеки Южного берега Крыма начала XX века'

Социальное воспитание детей в учреждениях опеки Южного берега Крыма начала XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL EDUCATION / УЧРЕЖДЕНИЯ ОПЕКИ / МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ ДЕТИ / СЛАБЫЕ И БОЛЕЗНЕННЫЕ ДЕТИ / POOR CHILDREN / ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHANS / ДЕТСКИЙ ПРИЮТ / ORPHANAGE / КОЛОНИЯ / САНАТОРИЙ / CHARITABLE SOCIETIES / PRIVATE PERSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красюкова Елена Сергеевна

В статье рассматривается создание и открытие благотворительными обществами и частными лицами учреждений опеки для социального воспитания детей Южного берега Крыма начала XX века. Автором выделена специфика, содержание, основные формы и методы социального воспитания детей-сирот, малообеспеченных, слабых и болезненных детей в учреждениях опеки Южного берега Крыма в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Education of Children in Guardianship Institutions of Southern Coast of the Crimea at the Beginning of the 20th Century

The article deals with the creation and opening by charitable societies and private persons orphanage institutions for social upbringing of children of the Southern coast of the Crimea at the beginning of the XXth century. The author highlighted the peculiarities, keeping, main forms and methods of social upbringing of orphans, the poor, weak and sick children at the orphanage institutions of the Southern coast of the Crimea at the period under consideration.

Текст научной работы на тему «Социальное воспитание детей в учреждениях опеки Южного берега Крыма начала XX века»

20///.3

Е. С. Красюкова

УДК [37.035:37.018.3](470-13) «19»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОПЕКИ ЮЖНОГО БЕРЕГА КРЫМА НАЧАЛА XX ВЕКА

В начале ХХ века на Южном берегу Крыма благодаря деятельности частных лиц и благотворительных обществ были открыты учреждения опеки для детей. Учреждения опеки для детей - это социальные организации всех форм собственности, бесплатно или за небольшую плату осуществляющие уход, социальное воспитание, обучение и образование сирот, малообеспеченных, беспризорных, слабых и болезненных детей до 18 лет. К таким учреждениям относятся приюты, ясли-приюты, сиротские дома, детские санатории, колонии и другие социальные заведения. Уникальный климат Южного берега Крыма был полезен для оздоровления крымских сирот, малообеспеченных, беспризорных, слабых и болезненных детей, а также детей из различных регионов России.

Проблема открытия сети лечебно-оздоровительных учреждений для детей в Крыму в середине XIX - начале XX века освещена в монографии Т. М. Головань, но главным аспектом изучения является воспитание и обучение детей дошкольного возраста в этих заведениях [2]. Историю открытия и функционирования санаториев, приютов, колоний для слабых и болезненных детей Таврической губернии в период 1802 по 1920 гг. освещает А. Н. Савочка в монографии «Благотворительность в Таврической губернии (1802-1920)» [13]. Учитывая труды крымских исследователей, раскроем проблему социального воспитания детей в учреждениях опеки Южного берега Крыма начала XX века.

Целью статьи является рассмотрение процесса социального воспитания детей в

учреждениях опеки Южного берега Крыма начала XX века.

В начале XX века на Южном берегу Крыма открываются летние детские колонии для слабых и болезненных детей. Летние детские колонии - это учреждения социального воспитания для детей различных слоев общества. Открывались летние детские колонии частными лицами и благотворительными обществами. Главной их целью было лечение, отдых, оздоровление и социальное воспитание детей из малообеспеченных семей Крыма и различных регионов России [2, с. 135].

По инициативе А. Бертье-Делагарда, супруги директора Ялтинской городской гимназии В. Готлиб, княгини Л. Долгоруковой и других в 1905 г. открывается учреждение «Ялтинская колония для слабых и болезненных детей». В учреждение опеки принимали мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 15 лет без различия в вероисповедании, национальности или принадлежности к определенной социальной группе для укрепления здоровья во время летних каникул [14, с. 3-4]. Пребывание в колонии было бесплатным для детей из беднейших семей, а для обеспеченных детей устанавливалась суточная плата в размере 1 руб. 13 коп., по данным газеты «Ялтинский вестник», установленная сумма лишь частично покрывала ежедневные расходы по их содержанию [6].

Для строительства колонии на пожертвования императрицы Марии Федоровны и графини Н. Милютиной в 8 верстах от Ялты приобретен был земельный участок и построено здание общей стоимостью в 60 000 руб. [8, с. 3-4]. Торжественное открытие здания Ялтинской колонии для слабых и болезненных детей состоялось 1 мая 1911 г. [6].

Персонал Ялтинской колонии для слабых и болезненных детей состоял из учителя гимнастики и физических упражнений, воспитательницы, няни, прислуги и врачей (А. Дьяконовой и Л. Финкельштейне) [4; 9].

По данным отчета детской климатической колонии в Ялте за 1908 г., в 1906 г в колонии содержалось в общем 17 детей, из которых 2 находились бесплатно, 2 - за умень-

шенную плату и 13 детей оплатили пребывание сразу [4; 9].

Ялтинское уездное земство обозначило цель учреждения - оказание помощи детям Таврической губернии, которые были предрасположены к туберкулезу или имели это заболевание на первой стадии, и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Ялтинская колония для слабых и болезненных детей работала по тендерному признаку. На время летних каникул в учреждении работало две смены: одна - для мальчиков, вторая -для девочек, длившиеся по 7-8 недель [10, с. 72-73].

Как указывает Т. М. Головань, режим дня в учреждении был таким: в 7-8 утра дети вставали, в 8 часов - первый завтрак, с 9 по 11 часов проводилось лечение солнечными ваннами на пляже, в 11 часов - второй завтрак, с 12 часов - прогулки и гимнастика, с 14 до 16 часов - морские ванны, с 17 до 19 часов проводились длинные игры или прогулки, в 19 часов - ужин, с 19 до 20 часов организовывались игры и пение в рекреационных комнатах, с 20-21 часа - сон [2, с. 137; 4; 9].

С детьми проводились оздоровительные прогулки, экскурсии, гимнастика на открытом воздухе, дети соблюдали санитарно-гигиенический режим, принимали солнечные, воздушные и морские ванны, катались на лодках и играли в подвижные игры. Воспитательницы с детьми во время проведения игр отрабатывали навыки поведения и общения со сверстниками, а во время прогулок проводили с детьми беседы, которые готовили детей к усвоению ценностей и норм общества, к осознанному поведению в обществе, к осознанию своего назначения в жизни [10, с. 72-73].

В годы Первой мировой войны Ялтинская колония для слабых и болезненных детей оказывала не только медицинскую помощь, но и осуществляла социализацию, то есть обучение элементарному пользованию предметами обихода, детей, чьи отцы были призваны на фронт. В Ялтинской колонии для слабых и болезненных детей мальчиков воспитывали как мужчин, которые будут

обеспечивать и заботиться о будущей своей семье, а девочек - как матерей, заботящихся о семьях [4; 10, с. 72-73].

По данным Устава общества Ялтинской колонии для слабых и болезненных детей, в 1912 г. учреждение было закрыто, и в нем надлежащее лечение и опеку получили более 300 детей [14]. Так, в Ялтинской колонии для слабых и болезненных детей осуществлялось физическое воспитание, направленное на укрепление детского здоровья и физического развития детей из малообеспеченных семей.

В начале XX века на Южном берегу Крыма активно открывались детские здравницы, в которых использовались климатические условия для лечения, образования и социального воспитания детей с различными заболеваниями из различных регионов Российской империи. Наблюдения за больными детьми наталкивают хирурга А. Боброва на «мысль о создании детского костно-туберку-лезного санатория» в Алупке [3, с. 3]. Так, 16 апреля 1902 г. состоялось открытие первого подобного учреждения в России и Европе -Южноморского санатория для детей. После смерти А. Боброва (1904 г.) его дело продолжил доктор Изергин, который всю жизнь посвятил совершенствованию и расширению санатория, известного в народе под именем «Бобровки» [11, с. 4].

Санаторий размещался в Исаковском доме, где в апреле 1902 г. находились на лечении и обследовании 10 детей [12, с. 127].

В работе санатория одной из задач был уход за больными детьми под тщательным контролем корпусной надзирательницы и нянь, которые имели специальную медицинскую и педагогическую подготовку. Надзирательницы и няни в санатории отвечали за воспитание детей [3, с. 3].

По данным годового отчета Общества Санатория для детей имени профессора А. Боброва, в Алупке в 1911 г. в здравнице лечилось, воспитывалось и обучалось 92 ребенка, из них 43 мальчика и 51 девочка; а в 1912 г. -105 детей [1, с. 4]. За период с 1911 по 1912 гг. лечились, обучались и воспитывались дети от 3 до 6 лет (19 человек), от 6 до 9 лет (20

20///.3

человек), от 9 до 12 лет (21 человек), от 12 до 15 лет (5 человек) [1, с. 4].

Согласно воспоминаниям Ю. Расторгуева, в детском санатории няни занимались образовательной и воспитательной работой с детьми по возрастным группам: от 3 до 6 лет -рисовали, лепили из глины поделки, играли в подвижные игры; от 6 до 9 лет - вырезали из бумаги, лепили из пластилина и глины фигурки, обучали азам счета, письма и чтения; от 9 до 12 лет - писали, читали детскую литературу, считали, мастерили различные поделки, играли в лото; от 12 до 15 лет - читали журналы «Енисей», «Новое время», «Южный край», «Новости», газеты «Русская Ривьера», «Таврические Епархиальные ведомости» и «Церковные вести», занимались ручным трудом, вели разговоры на религиозные темы, прививали навыки детям к домашней работе [12, с. 127]. Таким образом, детей готовили к творчеству, восприятию культуры, к осознанию социально-экономического и социокультурного развития страны и общества [5].

Кроме лечения и воспитания детей в здравнице няни обучали грамоте и учили технике вышивания шелком и гладью. К воспитанию девочек в санатории относилось их обучение шить себе платья и белье, вязать чулки и носки, стирать и гладить, мыть полы, готовить еду и убирать жилые комнаты. Это способствовало овладению профессиональными трудовыми навыками, подготовке девочек к осознанию своего призвания и определения собственных сил и способностей, а также места в обществе [12, с. 127].

Таким образом, кроме лечения в санатории для детей имени профессора А. Боброва нянями осуществлялось социальное воспитание, которое заключалось в подготовке детей к осознанию своего назначения в жизни, способностей и места в обществе [5].

Один день в неделю (суббота) в санатории для детей имени профессора А. Боброва был посвящен рассказыванию сказок, случаев из своей жизни и всего, что было интересно детям, иногда загадывались загадки [12, с. 127].

Со временем санаторий увеличивался, обреченным детям персонал здравницы да-

рил радость выздоровления. За годы своей работы санаторий излечил, обучил и воспитал более 20 000 детей [1, с. 4; 5].

Примечательно, что санаторий для детей имени профессора А. Боброва работает и по сей день, ему уже исполнилось 115 лет.

В 1911 г. Ялтинское уездное попечительство детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии сообщило об открытии в городе Ялте детского приюта для мальчиков на 20 мест [15]. Но открытие учреждения опеки состоялось лишь в мае 1916 г. Здание приюта находилось в большом двухэтажном доме на окраине Ялты (ул. Бас-сейная, дом Старова). Ежегодный расход на содержание детей в учреждении опеки составлял 6 000 рублей, то есть 300 рублей на одного воспитанника. Помимо обычной школьной программы, мальчики также обучались ремесленному делу [10, с. 74-75]. Так, в приюте мальчики обучались и овладевали профессиональными трудовыми навыками, необходимыми для материального обеспечения себя в обществе.

В 1912 г. в Ялте доктор П. Нания, член Ялтинского отдела Лиги борьбы с туберкулезом, открыл детскую колонию для бедных, нищих и беспризорных детей разного возраста, наиболее подверженных легочным заболеваниям. Учреждение опеки было предназначено как для здоровых, но ослабленных детей, так и для детей, которые находились на первой стадии туберкулеза [7].

В докладе доктора П. Нания 1912 г. отмечались основные социально-воспитательные задачи детской колонии: колония должна не только оздоравливать, но и наполнить день ребенка полезной и разумной деятельностью; педагоги должны не насиловать, а подмечать наклонности каждого ребенка [7].

Социальное воспитание и обучение в учреждении опеки осуществлялись приглашенными воспитательницами, которые организовывали различные виды деятельности, такие как спокойные и подвижные игры, чтение, пение, художественная деятельность и ручной труд. Главным условием при организации воспитателем игры с детьми было сгла-

живание конфликтных ситуаций между мальчиками и девочками с учетом интересов при выборе игры [7].

Доктором П. Нания в колонии применялась легкая гимнастика с флажками и физические упражнения. В колонии организовывались познавательные занятия с детьми до 5 лет (пение, раскраска, лепка из глины) и старше (математика, письмо). Детей в колонии учили вышивать крестиком, профессионально пользоваться рубанком и столярным станком при изготовлении навесов и баркасов. На огороде возле колонии дети высаживали цветы и овощи, на прогулках проводились занятия по плетению из камыша и бамбука. Учреждение опеки посещали дети, у которых были родители, и находились там круглосуточно, но неизвестно, в течение какого периода времени [7].

Таким образом, в начале XX века на Южном берегу Крыма возникли и функционировали 4 учреждения опеки: ялтинская колония для слабых и болезненных детей, санаторий для детей имени профессора А. А. Боброва в Алупке, детский приют для мальчиков города Ялты, детская колония для бедных, нищих и беспризорных детей доктора П. Нания. В этих учреждениях опеки дети лечились, оздо-равливались, обучались и социально воспитывались педагогами. Социальное воспитание детей в этих учреждениях осуществлялось в трех направлениях: физическом, трудовом и умственном. Физическое воспитание способствовало восстановлению ослаблено-го здоровья и физическому развитию воспитанников. Трудовое воспитание прививало детям разного рода практические профессиональные навыки и подготавливало выпускников к честной трудовой самостоятельной жизни. Умственное воспитание вооружало системой знаний и развивало мышление детей.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается создание и открытие благотворительными обществами и частными лицами учреждений опеки для социального воспитания детей Южного берега Крыма начала XX века.

Автором выделена специфика, содержание, основные формы и методы социального

воспитания детей-сирот, малообеспеченных, слабых и болезненных детей в учреждениях опеки Южного берега Крыма в рассматриваемый период.

Ключевые слова: социальное воспитание, учреждения опеки, малообеспеченные дети, слабые и болезненные дети, дети-сироты, детский приют, колония, санаторий.

SUMMARY

The article deals with the creation and opening by charitable societies and private persons orphanage institutions for social upbringing of children of the Southern coast of the Crimea at the beginning of the XXth century.

The author highlighted the peculiarities, keeping, main forms and methods of social upbringing of orphans, the poor, weak and sick children at the orphanage institutions of the Southern coast of the Crimea at the period under consideration.

Key words: social education, charitable societies, poor children, orphans, orphanage, charitable societies, private persons.

ЛИТЕРАТУРА

1. Годовой отчет Общества Санатории для детей имени профессора А. А. Боброва в Алупке, состоящей под августейшим покровительством Ея императорского высочества великой княгини Ксении Александровны за 1911-12 годы. - Ялта: Типография Н. Р. Лу-пандиной, 1912. - С. 4.

2. Головань Т. М. Общественное дошкольное воспитание в Крыму (вторая половина XIX - начало XX века): монография. - К.: Издательский Дом «Слово», 2009. - 224 с.

3. Грейнер Н. Л. Подвиг величайшего человеколюбия. Так называли прогрессивные люди России создание санатория им. А. Боброва // Крымская газета. - 22 декабря. - 2010. -С. 3.

4. Красюкова Е. С. Социальное воспитание детей в летних детских колониях Крыма начала XX века // Проблемы современного образования. Сер.: Педагогика и психология. -2015. - Вып. 48. - Ч. 1. - С. 162-166.

5. Красюкова Е. С. Социальное воспитание в Санатории для детей имени профессора А. Боброва: матер. мiжн. наук.-прак. конф.

20///.3

Актуальш дослвдження в сощальнш сферт 15 травня 2014 р. - Одеса: Видавець Букаев Вадим Вжторович, 2014. - С. 14-16.

6. К. предстоящему открытию 1 мая детской климатической колонии в Ай-Тодоре и годичному, общему собранию членов ея 24 апреля // Ялтинский вестник. - 1911. - 21 апр.

7. Нания П. П. Доклад доктора П. И. На-ния о детской колонии Ялтинского отделения лиги борьбы с туберкулезом. - Ялта, 1913. -12 с.

8. Ножников Б. Об очередных нуждах Ялтинской детской климатической колонии // Ялтинский вестник. - 1911. - 26 фев. -с. 3-4.

9. Отчет общества детской климатической колонии в Ялте за 1908 год. Функц. 4-й год. - Ялта, 1909. - 34 с.

10. Отчет по командировке старшего помощника начальника отделения канцелярии Совета министров Н. К. Ди-Сеньи в Бессарабскую, Волынскую, Киевскую, Могилев-скую, Полтавскую, Таврическую, Харьковскую и Херсонскую губернии и Терскую область для ознакомления с деятельностью некоторых учреждений, получающих от Романовского комитета пособия на дело призрения крестьянских сирот и детей воинов. -1916. - 115 с.

11. Печаткина Г. Создатель «Бобровки» // Таврические ведомости. - 1993. - № 32. - 2 августа. - С. 4.

12. Расторгуев Ю. «Все начинается с любви»: к 100-летию первой детской здравницы для лечения больных туберкулезом им. А. А. Боброва. - Симферополь, 2002. -158 с.

13. Савочка А. Н. Благотворительность Таврической губернии (1802-1920) / под ред. А. А. Непомнящего. - Симферополь: Доля, 2012. - 320 с.

14. Устав общества Ялтинской колонии для слабых и болезненных детей. - Ялта, 1905. - 16 с.

15. Хроника // Ялтинский вестник. -1911. - 16 ноября.

Е. Н. Шеремет

УДК 378.141

РАЗВИТИЕ

МНОГОУРОВНЕВОЙ

СИСТЕМЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

С овременное туристское образование привлекает к себе внимание не только как область деятельности по подготовке специалистов для сферы туризма, но и как среда, в которой происходят все этапы профессионального становления личности (самоопределение, самоутверждение, самореализация и т. д.). В связи с этим важную роль играет содержание образования на каждом этапе профессионального становления личности, совокупность и взаимосвязь этих этапов, вследствие чего выстраивается многоуровневая система профессионального туристского образования.

Многоуровневую систему профессионального образования можно представить как последовательность шагов при переходе с одного уровня образования на другой, так называемое восхождение обучающегося по образовательной лестнице с возможностью выхода или входа на определенной ступени, что фактически обеспечивает процесс обучения в течение всей жизни человека.

Для того чтобы эффективно развивать многоуровневую систему профессионального туристского образования в конкретном регионе, необходимо определиться, какие и в каком количестве специалисты нужны современному региональному туристскому рынку: сколько необходимо управленцев, офисных работников, обслуживающего персонала. От этого зависит функционирование и перспективы развития региональной многоуровневой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.