Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / МОСКОВСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / САМАРСКО-ТОЛЬЯТТИНСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / ВОЛГОГРАДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / ПЕРМСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / КРАСНОЯРСКОЙ АГЛОМЕРАЦИЯ / ГОРОД-ЯДРО / ГОРОДА-СПУТНИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кандабаров Н.А.

В статье рассматриваются системы общественного транспорта Пермской, Московской, Санкт-Петербургской, Самарско-Тольяттинской, Волгоградской и Красноярской агломераций. Анализируется пригородное сообщение между городами-спутниками и городами-ядрами выбранных городских агломераций. Выделяются особенности обеспечения маятниковой миграции в рассматриваемых городских агломерациях. В заключении статьи проводится сравнение систем общественного транспорта по двум ключевым показателям. Делается следующий вывод: обеспечение маятниковой миграции населения из городов-спутников в города-ядра рассматриваемых агломераций в основном осуществляется за счет организации автобусных маршрутов, что зачастую является недостаточным для больших пассажиропотоков. Отличным решением данной проблемы является характерная для Московской агломерации система пригородных электропоездов между городами-участниками ГА, которая позволяет максимально эффективно обеспечивать транспортную мобильность населения данных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кандабаров Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PUBLIC TRANSPORT IN URBAN AGGLOMERATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the public transportation systems of Perm, Moscow, St. Petersburg, Samara-Togliatti, Volgograd and Krasnoyarsk agglomerations. Suburban communication between satellite cities and core cities of the selected urban agglomerations is analyzed. The peculiarities of pendulum migration in the considered urban agglomerations are emphasized. The article concludes by comparing public transportation systems on two key metrics. The following conclusion is made: the provision of commuting migration of the population from satellite cities to the core cities of the considered agglomerations is mainly carried out by organizing bus routes, which is often insufficient for large passenger flows. An excellent solution to this problem is the system of suburban electric trains between the cities participating in the Civil Aviation, which is typical for the Moscow agglomeration, which allows the most efficient provision of transport mobility for the population of these territories.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Анализ общественного транспорта городских агломераций Российской Федерации

со см о см

Кандабаров Николай Алексеевич

магистрант кафедры регионального и муниципального управления, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, KandabarovNA@spa.msu.ru

В статье рассматриваются системы общественного транспорта Пермской, Московской, Санкт-Петербургской, Самарско-Тольяттинской, Волгоградской и Красноярской агломераций. Анализируется пригородное сообщение между городами-спутниками и городами-ядрами выбранных городских агломераций. Выделяются особенности обеспечения маятниковой миграции в рассматриваемых городских агломерациях. В заключении статьи проводится сравнение систем общественного транспорта по двум ключевым показателям. Делается следующий вывод: обеспечение маятниковой миграции населения из городов-спутников в города-ядра рассматриваемых агломераций в основном осуществляется за счет организации автобусных маршрутов, что зачастую является недостаточным для больших пассажиропотоков. Отличным решением данной проблемы является характерная для Московской агломерации система пригородных электропоездов между городами-участниками ГА, которая позволяет максимально эффективно обеспечивать транспортную мобильность населения данных территорий.

Ключевые слова: городская агломерация; транспортная система городских агломераций; общественный транспорт, Московская агломерация; Санкт-Петербургская агломерация; Самарско-Тольяттинская агломерация; Волгоградская агломерация; Пермская агломерация; Красноярской агломерация; город-ядро; города-спутники.

О Ш

т х

Введение

Термин «городская агломерация» имеет долгую историю окончательного формирования. Альфред Вебер (1868-1958) -немецкий социолог и экономист, внес значительный вклад в изучение городских агломераций. Вебер интересовался вопросами, связанными с социальными, экономическими и политическими аспектами городской жизни. Он считал, что городские агломерации являются основным фактором экономического развития, и что они могут быть рассмотрены как единое экономическое пространство. Данную тему рассматривали многие ученые из различных направлений науки, включая экономику, географию, градостроительство и др. Некоторые из них:

1. Французский географ М. Руже ввел термин "агломерация" в отношении расселения, который описывает ситуацию, когда городские виды деятельности распространяются за пределы административных границ и охватывают соседние населенные пункты.

2. Американский экономист Э. Гувер, выдвинувший идею "экономии городских концентраций". Он сравнивал город с крупным заводом, который обеспечивает "экономию от масштаба".

3. Майкл Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса, рассматривающий в своих работах важность географического концентрирования экономической активности в рамках агломераций для достижения конкурентных преимуществ

В современных исследованиях термин городская агломерация характеризует скопление на определенной территории населенных пунктов, в общем виде представляющих из себя сложную многокомпонентную систему, элементы которой имеют плотные культурные, производственные, рабочие и транспортные связи. Одной из ключевых особенностей любой городской агломерации является формирование тесных транспортных связей между городом-ядром и городами-спутниками. Однако практика показывает, что в условиях ГА транспортное обслуживание населения очень часто приобретает проблемный характер.

С целью изучить данный вопрос на практике, будут рассмотрены системы общественного транспорта Пермской, Московской, Санкт-Петербургской, Самарско-Тольяттинской, Волгоградской и Красноярской агломераций. Московская и Санкт-Петербургская агломерации анализируются с точки зрения двух крупнейших городских агломераций в Российской Федерации, а Пермская, Красноярская, Волгоградская и Самар-ско-Тольяттинская с точки зрения обобщения опыта управления системой общественного транспорта в крупных городских агломерациях с суммарной численностью населения более 1 миллиона человек, имеющих схожую территориальную структуру - площади городов вытянуты вдоль крупных рек и делятся ими на две части, города-спутники располагаются по обе стороны от рек, рельеф местности исключает горные массивы.

<

т о х

X

Характеристика общественного транспорта Московской агломерации

Московская агломерация - городская агломерация, город-ядро Москва, занимает 15 место в списке крупнейших агломе-

раций в мире. Крупнейшие города в составе Московской агломерации: Москва, Одинцово, Красногорск, Химки, Долгопрудный, Лобня, Мытищи, Королёв, Балашиха, Реутов, Люберцы, Котельники, Дзержинский, Лыткарино, Видное.

Для Московской агломерации характерно стабильное увеличение численности населения (Рис.1). Еще одна особенность данной агломерации заключается в том, что более 90% нового строительства жилой недвижимости Московской области сосредоточено в 30-километровой зоне вокруг Москвы, около 60% - вокруг 10-километровой зоны.

Рис.1 Динамика численности населения Москвы, городского населения Московской области и Московской агломерации (население Москвы и области) за период с 1999 по 2022 годы в тыс. человек

Необходимо выделить ряд особенностей развития транспортной системы Московской агломерации:

1. Остро стоят технологический и логистический вопросы: необходимость системного использования новейших технологий, постоянное увеличение скорости движения пассажирских и грузовых поездов, повышение пропускной способности Москвы как города-ядра агломерации.

2. Постоянная необходимость развития транспортной инфраструктуры в целом, пример: создание МЦД, строительство новых станций метро, размещаемых на территории городской-агломерации, развитие пешеходной инфраструктуры города-ядра, что тоже в свою очередь накладывает ряд ограничений на модернизацию транспортной системы.

3. Экологический фактор: необходимость соответствия мировым стандартам в данной сфере требует снижения уровня выбросов от всех видов транспорта, а также увеличения доли экологически-чистых типов общественного транспорта.

4. Федеральный транспортный узел: городом-ядром ГА является столица Российской Федерации г. Москва, что в свою очередь говорит о необходимости развития не только агломерационной транспортной системы, но транспортных объектов и узлов федерального назначения.

Таблица 1

Характеристика маршрутов городов-ядер до транспортных узлов

общественного транспорта ядра Московской агломерац ии

Город- Числен- Плотность Количество Количество Средняя

участник ность население маршрутов ежеднев- стоимость

населения чел./км2 к транс- ных рейсов проезда

(тыс. чел.) портным до транс- до города-

узлам го- портных уз- ядра (руб-

рода-ядра лов города- лей на мо-

ядра мент

2023)

Мытищи 255,4 7384,48 17 560 90

Химки 257,1 2333,28 10 448 120

Одинцово 180,5 9210,71 4 154 90

Балашиха 520,9 7719,69 25 677 60

Реутов 113,8 12 820 6 406 90

В рамках анализа системы общественного транспорта всей Московской агломерации была составлена следующая таблица с ключевыми показателями (Таблица 1).

Еще одним подтверждением уникальности Московской агломерации, а точнее ее транспортной системы является статистические данные (2022 год):

1. Среднесуточный пассажирооборот московского метрополитена составил и московского центрально кольца 7,03 млн поездок.

2. Среднесуточный пассажирооборот наземного городского пассажирского транспорта 3,8 млн поездок.

3. Среднесуточный пассажирооборот пригородного железнодорожного транспорта 1,76 млн. поездок [1].

Характеристика общественного транспорта Санкт-Петербургской агломерации

Санкт-Петербургская агломерация - вторая по численности населения городская агломерация в Российской Федерации. Крупнейшие города в составе Санкт-Петербургской агломерации: Санкт-Петербург, Колпино, Мурино, Пушкин, Всево-ложск, Ломоносов, Кудрово, Гатчина. Городом-ядром данной агломерации является Санкт-Петербург, который также как и г. Москва является городом федерального значения, что в свою очередь оказывает влияние на петербургскую транспортную систему. На данный момент общественный транспорт Санкт-Петербурга представлен следующими видами: метрополитен, годовой пассажиропоток более 720 млн. человек, включает 72 станции, трамвайное движение, включает 42 действующих маршрута, трамвайный парк - более 700 вагонов, годовой пассажиропоток более 190 млн. человек, троллейбусное движение, включает 45 маршрутов, парк - более 780 троллейбусов, годовой пассажиропоток более 130 млн. человек, автобусное движение, включает 447 городских маршрутов, автобусный парк - более 4600 машин, годовой пассажиропоток более 526 млн. человек [2].

В рамках анализа системы общественного транспорта всей Санкт-Петербургской агломерации была составлена следующая таблица с ключевыми показателями (Таблица 2).

Таблица 2

Характеристика маршрутов городов-ядер до транспортных узлов общественного транспорта ядра Санкт-петербургской агломерации

Город- Числен- Плотность Количе- Количество Средняя

участник ность население ство марш- ежеднев- стоимость

населе- чел./км2 рутов к ных рейсов проезда

ния транспорт- до транс- до города-

(тыс. чел.) ным узлам портных уз- ядра (руб-

города- лов города- лей на мо-

ядра ядра мент 2023)

Колпино 142,2 2594 16 438 54

Мурино 89,1 6846 14 287 48

Пушкин 107,3 1202 12 504 51

Всеволожск 79 1778 6 415 56

Ломоносов 39,1 1142 7 336 95

Кудрово 60,7 9815 4 432 40

Гатчина 94,3 3282 8 296 113

Характеристика общественного транспорта Пермской агломерации

Пермская агломерация является одной из крупнейших городских агломераций в Приволжском федеральном округе, город-ядро — Пермь. Крупнейшие города, входящие в состав Пермской городской агломерации: Пермь, Краснокамск, Доб-рянка, ЗАТО «Звездный». Система общественного транспорта города-ядра Пермской агломерации включает: 63 автобусных

О ГО А П.

fO CS

0

CS

01

о ш m

X

<

m О X X

маршрута, 7 трамвайный маршрутов (127 единиц техники), 11 линий маршрутного такси [3].

В случае Пермской агломерации в негативно свете выделяется транспортная связь между ЗАТО «Звездный» и городом-ядром агломерации:

1. Поездка от центра города-спутника к центру Перми на общественном транспорте в среднем занимает 1 час 40 минут, в то время как на личном автотранспорте 30 минут.

2. Ближайшая станция пригородных электричек располагается на расстоянии 4 км от центра ЗАТО «Звездный», пешая прогулка до нее занимает порядка 40 минут.

3. Отсутствуют прямые автобусные маршруты к центру города-ядра агломерации.

В рамках анализа системы общественного транспорта всей Пермской агломерации была составлена следующая таблица с ключевыми показателями (Таблица 3).

Таблица 3

Характеристика маршрутов городов-ядер до транспортных узлов

Город- Числен- Плотность Количе- Количество Средняя

участник ность население ство марш- ежеднев- стоимость

населе- чел./км2 рутов к ных рейсов проезда

ния транспорт- до транс- до города-

(тыс. чел.) ным узлам портных уз- ядра (руб-

города- лов города- лей на мо-

ядра ядра мент 2023)

Красно- 48,7 509 5 189 90

камск

ЗАТО 7,4 1436 2 36 111

«Звезд-

ный»

Добрянка 28,7 1123 1 84 197

Характеристика общественного транспорта Самарско-Тольяттинской агломерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Характеристика маршрутов городов-ядер до транспортных узлов общественного транспорта ядра Самарско-Тольяттинской агломерации

Город- Числен- Плотность Количе- Количе- Средняя

участник ность насе- население ство марш- ство еже- стои-

ления чел./км2 рутов к дневных мость

(тыс. чел.) транспорт- рейсов до проезда

ным узлам транспорт- до го-

города- ных узлов рода-

ядра города- ядра

ядра (рублей

на мо-

мент

2023)

Новокуй- 98,3 1143 6 524 40

бышевск

Придорож- 27,5 2672 3 252 35

ный

Рощинский 8,1 1356 1 3 40

Смышля- 7,2 1134 3 132 34

евка

Чапаевск 70,2 374,57 3 43 65

Суммарная численность населения городов-участников агломерации составляет более 2,7 млн. человек [4]. В рамках выбранной темы акцент в рассмотрение данной ГА сделан на г. Самара - как основного центра агломерации (численность населения Самары больше Тольятти больше на 490 тысяч человек, практически в 2 раза). Система общественного транспорта Самары включает: метрополитен, годовой пассажиропоток 10,2 млн. человек, 10 станций, трамвайное движение, 26 действующих маршрутов, автобусное движение, 48 действующих маршрутов, самарские маршрутные такси, более 160 линий движения [5].

В рамках анализа системы общественного транспорта всей Самарско-Тольяттинской агломерации (на примере одного из двух городов-ядер - Самары) была составлена следующая таблица с ключевыми показателями (Таблица 4).

Характеристика общественного транспорта Волгоградской агломерации

Волгоградская агломерация - городская агломерация, находящаяся в Южном Федеральном округе. Суммарное население агломерации составляет более 1,4 млн. человек, при учете общего населения Волгоградской области в размере 2,7 млн. человек [6]. Крупнейшие города в составе Волгоградской агломерации: Волгоград, Волжский, Средняя Ахтуба, Городище, Краснослободск. Система общественного транспорта города-ядра данной агломерации включает: троллейбусные маршруты, входят 14 линий, трамвайная сеть, включающая 13 маршрутов, метротрам - система подземных трамвайных путей, включает 22 станции, автобусные маршруты в количестве 52 штук.

В рамках анализа системы общественного транспорта всей Волгоградской агломерации была составлена следующая таблица с ключевыми показателями (Таблица 5).

Таблица 5

Характеристика маршрутов городов-ядер до транспортных узлов общественного транспорта ядра Волгоградской агломерации

Город- Числен- Плотность Количество Количество Средняя

участник ность население маршрутов ежеднев- стоимость

населения чел./км2 к транс- ных рейсов проезда

(тыс. чел.) портным до транс- до го-

узлам го- портных рода-

рода-ядра узлов го- ядра

рода-ядра (рублей

на мо-

мент

2023)

Волжский 321,5 2143,19 5 235 80

Красносло- 16,5 1184 5 140 42

бодск

Городище 22,9 2455 6 507 42

Средняя 14,2 1564 5 121 90

Ахтуба

Самарско-Тольяттинская агломерация - третья по численности населения городская агломерация в Российской Федерации. Отличительная особенность - имеет полицентрическую структуру (два центра - г. Самара и г. Тольятти). Крупнейшие города, входящие в состав Самарско-Тольяттинской городской агломерации: Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Кинель, Жигулевск, Рощинский, Придорожный, Смышляевка.

Характеристика общественного транспорта Красноярской агломерации

Красноярская агломерация - крупнейшая городская агломерация в Сибирском федеральном округе. Суммарная численность населения всех городов-участников агломерации данной агломерации составляет 1,39 млн. человек. Крупнейшие города в составе Красноярской агломерации: Сосново-борск, Емельяново, Железногорск, Дивногорск. Система общественного транспорта города-ядра данной агломерации включает: автобусные маршруты, всего 67, количество автобусного транспорта - более 1191 единиц, троллейбусная сеть, 6 маршрутов, трамвайная сеть, 4 маршрута [7]. Необходимо отметить, что среднесуточный пассажиропоток системы общественного

транспорта ядра Красноярской агломерации составляет свыше 1 миллиона человек.

В рамках анализа системы общественного транспорта всей Красноярской агломерации была составлена следующая таблица с ключевыми показателями (Таблица 6).

Таблица 6

Характеристика маршрутов городов-ядер до транспортных узлов общественного транспорта ядра Красноярской агломерации

Город- Числен- Плотность Количество Количество Средняя

участник ность население маршрутов ежеднев- стоимость

населения чел./км2 к транс- ных рейсов проезда

(тыс. чел.) портным до транс- до го-

узлам го- портных рода-

рода-ядра узлов го- ядра

рода-ядра (рублей

на мо-

мент

2023)

Сосново- 40,4 1539 3 128 88

борск

Емелья- 15,7 976 4 16 93

ново

Железно- 82,7 179,8 5 176 196

горск

Дивногорск 27,4 485,5 2 54 32

Ключевые показатели общественного транспорта рассматриваемых Городских агломераций

В рамках обобщения результатов исследования в данном параграфе необходимо охарактеризовать системы общественного транспорта рассмотренных городских агломераций по двум показателям: среднее количество ежедневных рейсов из города-спутника до транспортных узлов города-ядра на 1000 человек населения города-спутника — Показатель 1, средняя стоимость проезда из городов-спутников в ядро в рамках одной агломерации, рублей на момент 2023 - Показатель 2 (Таблица 7).

Таблица 7

Показатели общественного транспорта городов-спутников ГА в РФ

Городская-Агломерация Показатель 1 Показатель 2

Санкт-Петербургская ГА 5,2 65,3

Волгоградская ГА 2,7 63,5

Пермская ГА 3,6 132,6

Самарско-Тольяттинская ГА 3,9 43

Московская ГА 1,6 90

Красноярская 2,3 102,3

При анализе систем общественного транспорта Московской, Пермской, Санкт-Петербургской, Самарско-Тольяттин-ской, Волгоградской и Красноярской агломераций были сделаны следующие выводы:

1. Для Пермской, Самарско-Тольяттинской, Волгоградской и Красноярской агломераций характерно формирование транспортных связей между городами-спутниками и городом ядром в большей степени на основе автобусных маршрутов, в меньшей степени за счет пригородных электропоездов. Автобусные маршруты составляют порядка 80% от общего количества маршрутов из городов-спутников. Для городов-спутников Московской агломерации наблюдается обратно пропорциональная ситуация.

2. Фактические маршруты автобусного транспорта между городами-спутниками и городами-ядрами агломераций недостаточны для потоков пассажиров многих пригородных территорий (Пермская и Красноярской агломерации).

3. Практика Московской агломерации демонстрирует грамотно-реализованную систему интеграции пригородных маршрутов (в основном пригородных электропоездов из городов-спутников) в систему общественного транспорта города-ядра.

4. Для Волгоградской, Санкт-Петербургской, Московской и Самарской агломераций ключевыми транспортными узлами в рамках ГА являются станции метрополитена - маршруты общественного транспорта городов-спутников замыкаются на станциях метро.

Заключение

Ключевым принципом каждой ГА является формирование плотных связей между городами-участниками: транспортных, культурных, социальных, трудовых и т.д. Важную роль в данном вопросе играет транспортная система городской агломерации, в том числе такой ее элемент, как общественный транспорт, приобретающий в современных условиях все большую роль в транспортной мобильности населения ГА.

В рамках заключения по данной работе необходимо отметить, что обеспечение маятниковой миграции населения из городов-спутников в города-ядра рассматриваемых агломераций в основном осуществляется за счет организации автобусных маршрутов, что зачастую является недостаточным для больших пассажиропотоков. Отличным решением данной проблемы является характерная для Московской агломерации система пригородных электропоездов между городами-участниками ГА, которая позволяет максимально эффективно обеспечивать транспортную мобильность населения данных территорий.

Литература

1. Годовой отчет о выполнении Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» 2021 // [Электронный ресурс] URL: https://www.mos.ru/dt/documents/dokumenti/view/270368220/ (дата обращения 28.03.2023).

2. Общественный транспорт Санкт-Петербурга // [Электронный ресурс] URL https://transportspb.com/ (дата обращения 22.03.2023).

3. Пермский транспорт // [Электронный ресурс] URL: https://gortransperm.ru/ (дата обращения 12.03.2023).

4. Самарско-Тольяттинская агломерация // [Электронный ресурс] URL: http://smosamara.ru/metodicheskiy-kabinet/samarsko-tolyattinskaya-aglomeratsiya/ (Дата обращения 12.03.2023).

5. Самарский транспорт // [Электронный ресурс] URL: http://www.samaratrans.info/wiki/index.php/%D0%A1%D0%B0% D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0 (Дата обращения 12.03.2023).

6. Брылёв В.А. Формирование территории Волгоградской области и агломерации в XX столетии: границы, административное устройство // Известия ВГПУ. 2018. №5 (128) С 215-222.

7. Красноярск, общественный транспорт // [Электронный ресурс] URL: https://www.gortrans24.ru/ (дата обращения 18.03.2023).

Analysis of public transport in urban agglomerations of the Russian Federation Kandabarov N.A.

Lomonosov Moscow State University

JEL classification: C10, C50, C60, C61, C80, C87, C90_

The article considers the public transportation systems of Perm, Moscow, St.

Petersburg, Samara-Togliatti, Volgograd and Krasnoyarsk agglomerations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Suburban communication between satellite cities and core cities of the selected

urban agglomerations is analyzed. The peculiarities of pendulum migration in the

considered urban agglomerations are emphasized. The article concludes by

comparing public transportation systems on two key metrics.

X X О го А С.

X

го m

о

ю

2 О

м

CJ

The following conclusion is made: the provision of commuting migration of the population from satellite cities to the core cities of the considered agglomerations is mainly carried out by organizing bus routes, which is often insufficient for large passenger flows. An excellent solution to this problem is the system of suburban electric trains between the cities participating in the Civil Aviation, which is typical for the Moscow agglomeration, which allows the most efficient provision of transport mobility for the population of these territories.

Keywords: urban agglomeration; urban agglomeration transportation system; public transport, Moscow agglomeration; St. Petersburg agglomeration; Samara-Togliatti agglomeration; Volgograd agglomeration; Perm agglomeration; Krasnoyarsk agglomeration; core city; satellite cities.

References

1. Annual report on the implementation of the State Program of the City of Moscow "Development of the transport system" 2021 // [Electronic resource] URL: https://www.mos.ru/dt/documents/dokumenti/view/270368220/ (date of address 28.03.2023).

2. Public transport of St. Petersburg // [Electronic resource] URL https://transportspb.com/ (date of address 22.03.2023).

3. Perm transport // [Electronic resource] URL: https://gortransperm.ru/ (date of address 12.03.2023).

4. Samara-Togliatti agglomeration // [Electronic resource] URL: http://smosamara.ru/metodicheskiy-kabinet/samarsko-tolyattinskaya-aglomeratsiya/ (Date of address 12.03.2023).

5. Samara transport // [Electronic resource] URL: http://www.samaratrans.info/wiki/index.php/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0% B0%D1%80%D0%B0 (Date of address 12.03.2023).

6. Brylyov V.A. Formation of the Volgograd region territory and agglomeration in the XX century: borders, administrative structure // Izvestia VGPU. 2018. №5 (128) C 215-222.

7. Krasnoyarsk, public transport // [Electronic resource] URL: https://www.gortrans24.ru/ (date of address 18.03.2023).

CO CS

o

CS

o m m

X

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.